litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 ... 11 12


Типовая структура аналитической записки о состояния национального законодательства государств – членов ЕврАзэс в сфере регистрации актов гражданского состояния


Общие положения


1. Перечень нормативных правовых актов, регулирующих деятельность по регистрации актов гражданского состояния

Cемейный кодекс, (приложение №1)

Закон «О государственной пошлине» 1992 г; (приложение №2)

Постановления Кабинета Министров РУз:

«О ставках государственной пошлины» от 03.11.1994 г. за №533; (приложение №3)

Правила регистрации актов гражданского состояния. от 12.04.1999, за №171 (№4)

«О ставках государственных пошлин, сборов и иных неналоговых платежей в иностранной валюте», (Приложение №5)

«Об утверждении Положения о медицинском обследовании лиц, вступающих в брак» от 25.08. 2003 г. за №365 (Приложение №6)

Положение об органах ЗАГС- утверждено Коллегией МЮ РУз 27.10.2005 г. за №34 (на узбекском языке)

Инструкция о порядке ведения делопроизводства в органах ЗАГС, зарегистрирована МЮ РУз от 22.04.2006 г. за №1564 (на узбекском языке)


2. Органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния


Регистрация актов гражданского состояния производится в районах и городах органами записи актов гражданского состояния, а в поселках, кишлаках и аулах может производится также председателями (аксакалам) сходов граждан.

Регистрация актов гражданского состояния граждан Республики Узбекистан, постоянно или временно проживающих за границей, производится консулом в соответствии со ст.203 Семейного кодекса Республики Узбекистан.


3. Акты гражданского состояния, подлежащие регистрации


Органы ЗАГС регистрируют путем составления записей актов гражданского состояния:

рождение

заключение брака


расторжение брака

смерть

Записи актов гражданского состояния являются документами государственной важности, составляются в двух экземплярах и хранятся 75 лет со дня регистрации их в органах ЗАГС.

События и факты – усыновление, установление отцовства, перемена фамилии, имени и отчества, изменение пола находят свое отражение в перечисленных выше актах гражданского состояния, путем внесения в них соответствующих изменений.

Если граждане Республики Узбекистан проживают за границей, то вышеперечисленные действия производят консульские учреждения Республики Узбекистан.

Консул принимает от граждан Республики Узбекистан, постоянно проживающих за границей, от граждан иностранных государств и лиц без гражданства, зарегистрировавших акты гражданского состояния в Республики Узбекистан, заявления о внесении изменений, исправлений и дополнений в акты, о восстановлении актов вместе с соответствующими документами и передает эти документы в компетентные органы для рассмотрения.

В случаях, когда один из обратившихся к консулу лиц является гражданином Республики Узбекистан, а другой – иностранным гражданином и лицом без гражданства, вопросы регистрации актов гражданского состояния разрешаются при условии, если регистрации актов гражданского состояния не противоречат законодательству государства, в котором функционирует консульское учреждение, а также международным договорам или соглашениям, подписанных Республикой Узбекистан.

Если в подписанных Республикой Узбекистан, договорах или соглашениях предусмотрены иные нормы, не содержащиеся в нормах семейного законодательства Республики Узбекистан, то применяются правила международного договора.


4. Порядок выдачи повторных свидетельств, справок о регистрации актов гражданского состояния и копий актовый записей

Орган ЗАГС, в котором хранится первый экземпляр записи актов гражданского состояния, по заявлениям заинтересованных лиц и на основании соответствующих записей актов выдает повторные свидетельства. Повторные свидетельства о рождении выдаются самому лицу, в отношение которого была зарегистрирована запись акта о гражданском состоянии, его родителям или другим лицам, имеющим заверенные в законном порядке доверенности.


Повторное свидетельство о смерти выдается близким родственникам и наследникам умершего.

Повторное свидетельство о заключении брака выдается самим заключившим брак, или лицам, имеющим заверенные в законном порядке доверенности. В исключительных случаях детям или родителям, заключивших брак гражданам, может выдаваться справка о заключении брака.

При расторжении брака повторное свидетельство о браке не выдается. В необходимых случаях может быть выдана справка о заключении брака.

Детям и недееспособным лицам повторные свидетельства выдаются по заявлениям их родителей (усыновителей), опекунов, попечителей, администрации учреждений по социальной защите детей.

При обращении заявителя в орган ЗАГС, зарегистрировавший запись акта, повторное свидетельство выдается в тот же день.

На верхней части в правом углу выдаваемого свидетельства проставляется отметка «Повторное».

За выдачу повторных свидетельств взимается госпошлина, а также гербовый сбор (за исключением свидетельства о смерти). Лицо, желающее получить повторное свидетельство может обратиться в орган ЗАГС, зарегистрировавший запись акта непосредственно или через орган ЗАГС по своему месту жительства. При обращении по месту жительства, орган ЗАГС, принявшие заявление о выдачи того или иного повторного свидетельства, должны проверить документ удостоверяющий личность обращаемого лица и направить заявление для исполнения в орган ЗАГС по месту нахождения актовой записи.

По заявлению граждан (в отношении которых составлены актовые записи) или по письменным запросам правоохранительных и других заинтересованных органов, могут быть выданы копии актовых записей или выписки из них.


Рождение


5. Основания для регистрации рождения

Рождение ребенка подлежит обязательной регистрации в органах ЗАГС по месту его рождения или по месту постоянного жительства родителей или одного из них. Заявление о рождении ребенка может подаваться его родителями или одним из родителей, а в особых случаях родственниками, соседями, администрацией учреждений здравоохранения, органами внутренних дел или органами опеки и попечительства. Заявление о рождении должно быть сделано в течение 1 месяца со дня рождения ребенка. Пропуск установленного срока не является препятствием для регистрации рождения.



6. Место регистрации рождения и Порядок регистрации


Для регистрации рождения представляются:

справка медицинского учреждения о рождении ребенка,

паспорта родителей или заменяющие их документы,

гербовое свидетельство о заключении брака или заявление об установлении отцовства.

В справке медицинского учреждения о рождении ребенка должны быть указаны следующие сведения: фамилия, имя, отчество матери, место жительства, время и дата рождения, пол, время выдачи.

Справка подписывается должностным лицом медицинского учреждения и скрепляется гербовой печатью.

Регистрация рождения ребенка, родившегося вне родильного дома и без медицинской помощи, производится на основании справки, подписанной свидетелями рождения ребенка от данной матери и подтвержденной подписью участкового врача или фельдшера.

Регистрация рождения лиц старше 16 лет, не зарегистрировавших рождение, производится в порядке и по правилам восстановления утраченных актовых записей.


8. Порядок внесения сведений о родителях в запись акта о рождении ребенка


В особых случаях при отсутствии документа, удостоверяющего личность одного из родителей, орган ЗАГС не может отказать в регистрации рождения. При этом сведения об отце или матери, не имеющих документов, указываются на основании записи акта о браке или о рождении предыдущих детей.

При отсутствии документов, удостоверяющих личность обоих родителей, регистрация рождения ребенка производится на основании заявления администрации медицинского учреждения или органов опеки и попечительства.

Запись акта о рождении ребенка, родители которого состоят в браке, производится на основании документов, удостоверяющих личность и свидетельства о заключении брака.

Если брак между родителями не был зарегистрирован (в случае отсутствия матери при регистрации рождения), запись об отце ребенка производится по заявлению матери, заверенному нотариально, или медицинским учреждением.


Если ребенок родился от родителей не состоящих в законном браке, то оформление рождения производится на основании совместного заявления матери и отца (если отец является несовершеннолетним, то его родителями или законным представителем) в орган ЗАГС. Если при установлении отцовства не присутствует один из родителей, то его подпись заверяется в установленном законом порядке (руководителем и печатью медицинского учреждения, органа ЗАГС, нотариуса, воинской части, учреждения по исполнению наказания).

Установление отцовства по доверенности не допускается.

В особых случаях заявление об установлении отцовства может подаваться до рождения ребенка в орган ЗАГС по месту жительства родителей или одного из них.


9. Запись фамилии, имени и отчества ребенка при регистрации рождения


При регистрации рождения фамилия ребенку по отцу и матери присваивается по согласию между ними, а также может быть от производной имени отца или деда. При отсутствии соглашения споры разрешаются органом опеки и попечительства, а в консульском округе – консулом.

Имя ребенка дается по согласованию родителей.

Отчество ребенку присваивается по имени его отца. Если имя отца было записано сокращенно, в ласкательной форме или с ошибками, то отчество записывается без ошибок и полностью.

В актовой записи и свидетельстве о рождении сведения об отце записываются без изменений на основании документов, удостоверяющих личность.

После регистрации записи акта о рождении заявителю выдаются свидетельство о рождении и справка для представления в страхкассу.

При рождении близнецов (двух и более детей) на каждого из них должны быть представлены медицинские справки о рождении, на основании которых составляются отдельные записи о рождении, с присвоением нумерации через дробь и каждому ребенку выдается отдельное гербовое свидетельство о рождении.

Регистрация рождения найденного (подкинутого) ребенка производится по заявлению органов внутренних дел, опеки и попечительства, администрации учреждения, в котором находится ребенок, или медицинского учреждения. Лицо, нашедшее ребенка, должно известить об этом в течение двадцати четырех часов органы внутренних дел или опеки и попечительства данного района.


К заявлению о регистрации рождения найденного (подкинутого) ребенка прилагаются следующие документы:

а) акт отдела внутренних дел или органа опеки и попечительства о времени, месте и состоянии ребенка в момент его нахождения;

б) справка медицинского учреждения о возрасте и поле найденного или подкинутого ребенка.


Заключение брака


10. Основание для регистрации заключения брака


Согласно ст.14,15 Семейного Кодекса Республики Узбекистан, взаимное согласие вступающих в брак и достижение ими брачного возраста считаются основными условиями заключения брака. В некоторых случаях брачный возраст может быть снижен, но не более чем на 1 год решением Хокима района, города.


11. Место регистрации заключения брака


Брак регистрируется органом ЗАГС по месту жительства одного из вступающих в брак и по истечении месяца со дня подачи заявления установленного образца желающими вступить в брак.

В особых случаях в порядке исключения по письменному заявлению отца или матери брак может регистрироваться в органе ЗАГС по месту жительства родителей или одного из них.


12. Условия заключение брака, включая заключение брака с иностранными гражданами


При заключении брака заполняется заявление установленного образца по документам, удостоверяющим личность вступающих в брак. Заявление должно содержать точные и полные ответы на вопросы, а также должно заполняться четким и разборчивым почерком.

При приеме заявления орган ЗАГС должен разъяснить вступающим в брак порядок и условия заключения брака, права и обязанности, возникающие у будущих супругов и родителей и должен удостовериться в осведомленности вступающих в брак о состоянии здоровья и семейном положении друг друга.

Вступающие в брак предупреждаются о последствиях сокрытия обстоятельств, препятствующих заключению брака. По причине того, что закон запрещает заключение брака между лицами, из которых хотя бы одно состоит уже в другом зарегистрированном браке, в момент приема заявления орган ЗАГС должен проверить по документам, удостоверяющим личность, состоят ли заявители в законном браке.


Лицо, состоявшее ранее в браке, должно представить в орган ЗАГС документ, подтверждающий прекращение прежнего брака. Это может быть свидетельство или решение суда о расторжении брака, свидетельство о смерти супруга (супруги), либо решение суда о признании брака недействительным.

Согласно ст.16 Семейного кодекса Республики Узбекистан не допускается заключение брака:

- между лицами, из которых хотя бы одно состоит в другом зарегистрированном браке;

- между родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии, между полнородными и не полнородными братьями и сестрами, а также между усыновителями и усыновленными (удочеренными);

- между лицами, из которых хотя бы одно признано судом недееспособным вследствие психического расстройства (душевной болезни или слабоумия).

При подачи заявления о вступлении в брак должны быть предъявлены документы, подтверждающие личность: паспорт, военный билет, удостоверение личности офицера или прапорщика.

Регистрация брака производится только в присутствии лиц, вступающих в брак. Не допускается регистрация брака по доверенности или через представителя.

В исключительных случаях, когда один из вступающих в брак не может явиться в орган ЗАГС вследствие болезни, регистрация брака может производиться в больнице, на дому или в другом соответствующем месте в присутствии обоих лиц вступающих в брак. В графу «Для отметок» записи акта вносится соответствующая отметка об этом.

В паспорте или другом документе, подтверждающем личность супругов, проставляется штамп и записывается время и место регистрации брака, номер актовой записи, фамилия, имя, отчество и год рождения супруга (супруги).

За регистрацию брака в установленном порядке взимается государственная пошлина и гербовый сбор.

Согласно Семейному кодексу Республики Узбекистан в органах ЗАГС регистрация брака граждан РУз с иностранными гражданами, лицами без гражданства и между иностранными гражданами производится на общих основаниях, при условии, если виза указанных лиц на пребывание в Республике Узбекистан в день регистрации брака является действительной.


При подачи заявления в органы ЗАГС РУз иностранными гражданами на регистрацию брака, они должны предоставить документ удостоверяющий личность.


13. Порядок записи фамилии супругов при регистрации заключения брака


Согласно ст. 214 Семейного Кодекса РУз, лица, вступающие в брак, должны указать в заявлении о желании вступить в брак и о принятии общей фамилии, либо оставлении добрачной фамилии после заключения брака.

Если один из супругов принимает фамилию мужа или жены, то он (она) предупреждается о необходимости обмена паспорта.

При изменении фамилии военнообязанного или призывника из-за его вступления в брак, орган ЗАГС в течении 7 дней извещают об этом районный (городской) отдел по делам обороны, где состоит на учет военнообязанный или призывник.


14. Иные способы регистрации заключения брака


В Республике Узбекистан, согласно Постановления Кабинета Министров РУз от 25.08.2003 г. за № 365 «О прохождении медицинского осмотра лиц вступающих в брак», лица, вступающие в брак, проходят медицинское обследование на психические, наркологические, венерические заболевания, туберкулез и ВИЧ/СПИД.

После прохождения медосмотра, лица вступающие в брак, предоставляют в органы ЗАГС медицинские справки. Лицо, вступающее в брак, обязано до регистрации брака поставить в известность вторую сторону о результатах медицинского обследования.

Если в результате медицинского обследования лиц, вступающих в брак, у одной или обеих сторон выявлено заболевание, регистрация брака производится после подтверждения осведомленности сторон о результатах этого обследования.

Лица, вступающие в брак проходят медосмотр на основании направлений выданных органа ЗАГС.


15. Порядок выдачи справок о семейном положении

По причине того, что закон запрещает заключение брака между лицами, из которых хотя бы одно состоит уже в другом зарегистрированном браке, в момент приема заявления орган ЗАГС должен проверить по документам, удостоверяющим личность, состоят ли заявители в законном браке.


Лицо, состоявшее ранее в браке, должно представить в орган ЗАГС документ, подтверждающий прекращение прежнего брака. Это может быть свидетельство или решение суда о расторжении брака, свидетельство о смерти супруга (супруги) либо решение суда о признании брака недействительным.


Расторжение брака


16. Основание регистрации расторжения брака


Брак может быть прекращен путем его расторжения по заявлению одного или обоих супругов, а также по заявлению опекуна супруга, признанного судом недееспособным.


17. Место регистрации расторжения брака


Согласно ст. 42 и 218 Семейного кодекса орган ЗАГС принимает заявление о расторжении брака от супругов, не имеющих имущественных споров и несовершеннолетних детей (в том числе усыновленных).

Регистрация расторжения брака отдельно проживающих супругов производится на основании их совместно поданного заявления органом ЗАГС по месту жительства одного из них.


18. Порядок регистрации расторжения брака


Регистрация расторжения брака производится по истечении трех месяцев со дня подачи заявления в орган ЗАГС в присутствии супругов или одного из них и каждому из бывших супругов выдается свидетельство о расторжении брака.

При приеме заявления следует проверить наличие отметки о несовершеннолетних детях в документе подтверждающих личность заявителя.

Если один из супругов не может явиться в орган ЗАГС для подачи заявления о расторжении брака, то совместное заявление может быть подано от имени супругов одним из них. Подпись не явившегося супруга в заявлении должна быть заверена в нотариальном порядке или заведующим органа ЗАГС по месту жительства супруга. В заявлении подтверждается взаимное согласие на развод, отсутствие несовершеннолетних детей, а также согласие на регистрацию расторжения брака в его (её) отсутствие, если он (она) в день регистрации расторжения брака не сможет явиться в орган ЗАГС.


Если при взаимном согласии супругов на расторжение брака имеются споры об общем имуществе или об обеспеченности нетрудоспособного нуждающегося супруга, то расторжение брака производится в судебном порядке.

Желание одного из супругов в возвращении добрачной фамилии должно быть указано в заявлении о расторжении брака.

После регистрации расторжения брака в свидетельстве о заключении брака ставится отметка о его расторжении, и оно возвращается заявителям.


19. Момент прекращения брака


Брак, расторгаемый в органах ЗАГС, прекращается со дня регистрации расторжения брака в органе регистрации актов гражданского состояния, а при расторжении брака в суде – со дня вступления решения суда в законную силу.

Копия вступившего в законную силу решения суда о расторжении брака приравнивается к свидетельству о расторжении брака.

Суд обязан в течении десяти дней со дня вступления в законную силу решения суда о расторжении брака направить выписку из этого решения суда в орган ЗАГС по месту регистрации заключения брака.


Усыновление


20. Основание для регистрации усыновления


Усыновление производится на основании решения хокима района, города по заявлению лиц, желающих усыновить ребенка и рекомендации органов опеки и попечительства.

Усыновление допускается только в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах.


21. Место регистрации усыновления


Регистрация усыновления производится в органе ЗАГС зарегистрировавшем запись акта о рождении, а при изменении места рождения усыновляемого – в органе ЗАГС по месту жительства усыновителей.


22. Порядок регистрации усыновления


При оформлении усыновления в орган ЗАГС представляются:

а) копия решения хокима района (города) об усыновлении;

б) свидетельство о рождении усыновляемого ребенка;


в) документы, удостоверяющие личность усыновителя (усыновителей).

Решение хокима регистрируется в специальной книге, согласно времени поступления и подшивается в отдельном наряде в хронологическом порядке.

На основании решения хокима и документов усыновителей орган ЗАГС вносит соответствующие изменения в запись акта о рождении, выдает новое свидетельство о рождении и по необходимости справку об усыновлении.

Фамилия и имя усыновленного ребенка в обязательном порядке вносится в Алфавитную книгу заведенную в год регистрации записи акта о рождении.


23. Внесение изменений в запись акта о рождении ребенка

в связи с усыновлением


Необходимые изменения в запись акта о рождении ребенка в связи с усыновлением должны быть внесены органами ЗАГС в течении десяти дней со дня вынесения решения об усыновлении.

Усыновители должны быть записаны родителями ребенка в книге записей о его рождении.

В необходимых случаях изменению подлежат не только фамилия, имя, отчество ребенка, но и дата его рождения, но не более чем на один год. Если ребенку не более десяти лет, может быть изменено и место его рождения в пределах Республики Узбекистан.


24. Изменение записи акта о рождении в связи с отменой усыновления


Признание усыновления недействительным и отмена усыновления допускаются только в судебном порядке. При разрешении дел этой категории учитывается мнение ребенка, достигшего возраста десяти лет.

Суд обязан в течении трех дней со дня вступления в законную силу решения суда о признании усыновления недействительным или об отмене усыновления направить выписку из этого решения хокиму района или города, принявшего решение об усыновлении ребенка.

Если усыновление признано решением суда недействительным или отменено, то запись акта о рождении вносится соответствующая запись и восстанавливаются первичные сведения акта и выдается новое свидетельство о рождении.


Орган ЗАГС направляет извещение в архив ЗАГС для внесения соответствующих изменений во второй экземпляр записи акта.


Установление отцовства


25. Основание для регистрации установления отцовства


Установление отцовства ребенка, родившегося от не состоящих в браке родителей, производится на основании совместного заявления матери и отца (если отец является несовершеннолетним, то его родителями или законным представителем) в органЗАГС.

26. Место регистрации установления отцовства


Заявление об установлении отцовства подается в орган ЗАГС зарегистрировавший запись акта о рождении.


27. Порядок регистрации установления отцовства


Установление отцовства производится в день подачи заявления в присутствии родителей.

В особых случаях заявление об установлении отцовства может подаваться до рождения ребенка в орган ЗАГС по месту жительства родителей или одного из них.

В таких случаях до рождения ребенка сведения о времени его рождения и имя не указываются.

Установление отцовства по доверенности не допускается.

Если отцовство устанавливается после регистрации рождения ребенка, к заявлению об установлении отцовства или к решению суда по этому вопросу прилагается свидетельство о рождении ребенка.

Если при установлении отцовства не присутствует один из родителей, то его подпись заверяется в установленном законом порядке (руководителем и печатью медицинского учреждения, органа ЗАГС, нотариуса, воинской части, учреждения по исполнению наказания).

Заявление об установлении отцовства должно иметь специальную форму, в нем должны содержаться четкие и полные ответы на все поставленные вопросы. Заявление подписывается в органе ЗАГС, приведенные в нем сведения сопоставляются с документом, подтверждающим личность заявителя. Каждое заявление берется на учет в день поступления.


Ребенку, достигшему 10-летнего возраста, отцовство устанавливается с его согласия. При этом согласие ребенка выражается его личной подписью, поставленной в заявлении родителей.

Орган ЗАГС на основании заявления об установлении отцовства вносит соответствующие изменения в запись акта о рождении.

Отцовство устанавливается независимо от состояния в законном браке отца ребенка с другой женщиной. Поэтому согласие его жены при установлении отцовства не требуется.

Если регистрация рождения и установление отцовства производятся одновременно, то фамилия ребенку присваивается сразу по соглашению родителей, сведения об отце записываются согласно данному заявлению. При этом заявления матери-одиночки не требуется.

Во всех случаях установления отцовства отчество ребенка изменяется (записывается) по имени отца.

Если в записи акта о рождении ребенка ранее внесенное отчество не совпадает с именем лица, записанного отцом ребенка, то орган ЗАГС не вправе отказывать в установлении отцовства и требовать от родителей объяснения по данному вопросу.

На основании заявления об установлении отцовства орган ЗАГС в тот же день вносит в запись акта о рождении ребенка сведения об отце и выдается новое свидетельство о рождении.

Если запись акта о рождении регистрировалась в другом органе ЗАГС, то орган ЗАГС, принявший заявление об установлении отцовства, сверяет сведения в заявлении с документами, удостоверяющими личность заявителей, заверяет подписи и направляет их для исполнения в орган ЗАГС, зарегистрировавший запись акта о рождении.


28. Внесение изменений в запись акта о рождении ребенка

в связи с установлением отцовства

На основании поданного заявления родителей, решения суда, заявления отца (в случае смерти матери, невозможности установления ее местожительства, признания ее недееспособной, лишения ее родительских прав) установление отцовства производится по месту составления записи акта рождения путем внесения изменений в запись о рождении в графу «сведения об отце».


Орган ЗАГС вносит необходимые изменения в запись акта о рождении согласно поданному заявлению, выдает новое свидетельство о рождении и отправляет извещение в вышестоящий архив ЗАГС для внесения изменений во второй экземпляр записи акта.

Новая фамилия и имя ребенка вносятся в алфавитную книгу, заведенную в год рождения ребенка, в обязательном порядке.


Перемена фамилии, имени и отчества


29. Основание и условия (в том числе возраст, при достижении которого либо вправе обратиться в орган ЗАГС для перемены фамилии, имени и отчества, согласие родителей и т.п.) для регистрации перемены фамилии, имени и отчества.

Заявления о перемене фамилии, имени и отчества рассматриваются:

- в соответствии со ст. 15 Закона Республики Узбекистан "О государственном языке";

- если фамилия, имя и отчество являются неблагозвучными;

- если фамилия, имя и отчество не соответствуют национальности;

- при возврате по желанию добрачной фамилии (во время нахождения в браке и после расторжения брака);

- при возникновении желания избрать общую фамилию для семьи (если при вступлении в брак супруги не приняли общей фамилии);

- по другим основаниям, если орган ЗАГС признал их уважительными.


30. Место регистрации изменения фамилии, имени и отчества


Заявление о перемене фамилии, имени и отчества рассматривается по исполнению заявителю 16 лет в органы ЗАГС по месту жительства заявителя.

В случае изменения фамилии, имени, отчества несовершеннолетним (от16 до 17 лет) требуется письменное согласие родителей.


31. Порядок регистрации изменении фамилии, имени и отчества.


К заявлению о перемене Ф.И.О. прилагаются:

1) копия актовой записи и свидетельство о рождении заявителя;

2) если заявитель состоит в браке, то копия актовой записи и свидетельство о заключении брака, если разведен – копия актовой записи о расторжении брака и свидетельство о расторжении брака;


3) если заявитель имеет несовершеннолетних детей, то копии актовых записей и свидетельство о рождении детей;

4) ксерокопия документа, удостоверяющего личность (паспорт или др. документ);

5) если заявитель является несовершеннолетним или признан судом недееспособным, то заявление родителей, либо опекуна или попечителя;

6) 1 фотография размером на 3х4.

В случае утери необходимых для внесения изменений актовых записей изменение Ф.И.О. производится после восстановления этих документов.

Принятое заявление регистрируется в специальную книгу учета. Орган ЗАГС на основании предоставленных документов, а при необходимых случаях при получении по своему требованию из других органов ЗАГС копий надлежащих актов записей, подшивает собранные документы в дело и направляет их в отдел внутренних дел для осуществления соответствующей проверки. Отдел внутренних дел после соответствующей проверки составляет обоснованное заключение о перемене Ф.И.О. заявителя и предоставляет в орган ЗАГС.

После получения заключения отдела внутренних дел, орган ЗАГС на основании предоставленных документов составляет обоснованное заключение о перемене Ф.И.О. или отказе в изменении.

В отдел внутренних дел направляется извещение о перемене Ф.И.О., а если заявитель является военнообязанным, то в течении 7 дней орган ЗАГС должен направить извещение о перемене Ф.И.О. в отдел по делам обороны по месту жительства заявителя.

Заявление о перемене фамилии, имени и отчества должно быть рассмотрено в течение 45 дней.


32. Внесение изменений в запись акта о рождении ребенка

в связи с переменой Ф.И.О.


На основании заключения органа ЗАГС вносятся соответствующие исправления в актовые записи о рождении, о заключении и расторжении брака, о рождении детей и выдаются новые гербовые свидетельства. Прежние свидетельства подшиваются к делу.

Если записи акта требующие внесения изменений находятся в в другом отделе ЗАГС, то орган ЗАГС осуществивший перемену Ф.И.О. направляет извещение о перемене Ф.И.О.


Орган ЗАГС согласно извещению вносит исправления в соответствующую актовую запись и заполняет новое гербовое свидетельство, которое вручается заявителю и в заключении о перемене Ф.И.О. делается отметка о вручении свидетельства (серия, номер и дата выдачи), а также посылают извещение в соответствующий архив ЗАГС для внесения аналогичных исправлений во второй экземпляр актовой записи.

Перемена Ф.И.О. по доверенности не допускается.

За перемену Ф.И.О. взимается в установленном порядке государственная пошлина.


33. Порядок перемены Ф.И.О. ребенка


Изменение фамилии одного из состоящих в законном браке супругов не является причиной изменения фамилии другого супруга.

Изменения фамилии обоими родителями влечет собой изменение фамилии детей, не достигших 16 лет.

Если один из родителей переменил фамилию, то вопрос о перемене фамилии их несовершеннолетних детей решается по согласию родителей, а при отсутствии согласия – органами опеки и попечительства.

Перемена имени отца приводит к изменению отечества несовершеннолетних детей.

Отчество совершеннолетних детей изменяется только по их заявлению.

Перемена Ф.И.О., достигшего 16 лет, вносится только в графу «сведения о ребенке» в актовой записи о рождении.

Сведения о родителях остается без изменений.

Лицо измененившее Ф.И.О. может обратиться по данному вопросу в орган ЗАГС только по истечению 1 года.


Смерть


34. Основание для регистрации смерти

Заявление о регистрации смерти и медицинское свидетельство о смерти или решение суда об объявлении гражданина умершим является основанием для регистрации смерти.


35. Место регистрации смерти


Регистрация смерти производится органом ЗАГС по месту жительства умершего или по месту наступления смерти.

Заявление о регистрации смерти должно быть сделано не позднее 3-х суток после выдачи медицинского свидетельства о смерти.


Медицинское свидетельство, предъявленное при регистрации смерти, прикрепляется в верхней левой части второго экземпляра актовой записи о смерти.


36. Порядок регистрации смерти ( в том числе указать перечень лиц и органов, уполномоченных на подачу заявления о регистрации смерти и получения свидетельства (справки) о смерти)


Для оформления регистрации смерти могут обратиться родственники и близкие умершего, а также администрация медицинского учреждения, которые предъявляют медицинское свидетельство о смерти и документы, удостоверяющие личность умершего.

Отсутствие паспорта или другого документа, удостоверяющего личность умершего, не может быть препятствием для регистрации смерти.

При регистрации смерти предоставляются паспорт, военный билет, для умерших в возрасте до 16 лет – свидетельство о рождении. При этом работник органа ЗАГС (консул) на первой странице вышеперечисленных документах, записывает номер и дату актовых записей о смерти.

Паспорта умерших и военные билеты умерших до 50 лет сдаются один раз в месяц в отдел внутренних дел и отдел по делам обороны по списку, а свидетельства о рождении уничтожаются один раз в квартал по акту об уничтожении.

Если при регистрации смерти не были представлены паспорт и военный билет умершего, то об этом указывается в графе «для отметок» в актовой записи о смерти.

После регистрации актовой записи о смерти выписывается гербовое свидетельство о смерти и вручается заявителю. Одновременно выдаются справки соответствующего образца для предоставления в страхкассу и на кладбище.

Регистрация смерти по решению суда об объявлении гражданина умершим или лиц, смерть которых не была зарегистрирована в установленный законном срок, производится на общих основаниях. При этом сведения об умершем вносятся в Алфавитные книги, заведенные в год регистрации смерти и в год наступления смерти.

Внесение исправлений, дополнений или изменений в записи актов гражданского состояния. Восстановление и аннулирование записей актов гражданского состояния



37. Основания для внесения исправлений или изменений

в записи актов гражданского состояния


Внесение изменений, исправлений и дополнений в записи актов гражданского состояния при наличии достаточных оснований и при отсутствии спора между заинтересованными лицами производится органами ЗАГС по месту нахождения этих записей, если они составлялись на территории Республики Узбекистан.


38. Порядок внесения исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния


Внесение изменений, исправлений и дополнений в записи актов производится в следующих случаях:

а) при наличии желания записать фамилию, имя и отчество в целях соблюдения исторических и национальных традиций на основании ст. 15 Закона «О государственном языке Республики Узбекистан»;

б) при установлении отцовства;

в) при усыновлении;

г) при перемене фамилии несовершеннолетнего ребенка по взаимному согласию родителей (а также при расторжении брака родителями) или по решению хокима;

д) при изменении национальности;

е) при подаче не состоящей в браке матерью заявления об изменении сведений об отце ребенка (до достижения ребенком 16 лет);

ё) при признании решением суда недействительным установления отцовства или усыновления;

ж) при изменении фамилии и отчества несовершеннолетнего ребенка в связи с переменой фамилии, имени и отчества родителей;

з) при наличии орфографических ошибок и неточностей, а также при отсутствии записи о времени, месте рождения и отчестве;

и) при изменении имени и фамилии ребенка, не достигшего 16 лет, если имя и фамилия были присвоены без учета желания родителей;

к) если в записи акта имя записано сокращенно или в ласкательной форме, а также в других необходимых случаях.

Во всех вышеуказанных случаях исправления вносятся по месту составления актовой записи без составления заключения в тот же день, кроме случаев, когда актовая запись находится за пределами Республики Узбекистан, а также в тех случаях, если расхождения имеются в нескольких актовых записях: о браке и о смерти, рождении братьев и сестер и др.


К заявлению о внесении изменений прилагаются копии документов, подтверждающих обоснованность просьбы заявителя: копия (ксерокопия) паспорта, копии записей актов. Вместе с ними в дело подшиваются подлинники свидетельств, требующих изменения.

Если запись акта, в которую будут внесены изменения, находится за пределами республики, то орган ЗАГС составляет заключение или (если имеется межгосударственное соглашение) заверяет подпись заявителя в заявлении и направляет дело (заявление) для исполнения в орган ЗАГС по месту составления актовой записи.

Заключение о внесении изменений, дополнений в записи актов составляется в 3-х экземплярах, один из них подшивается в дело, второй оставляется в органе ЗАГС, третий экземпляр выдается заявителю.

В необходимых случаях копии заключения направляются в соответствующие органы ЗАГС.

Орган ЗАГС, вносивший изменение в запись акта, в тот же день извещает об этом архив ЗАГС для внесения соответствующего изменения во второй экземпляр записи акта.

При изменении фамилии и имени заявителя вносится изменения в соответствующие Алфавитные книги.


39. Порядок восстановления записей актов гражданского состояния


Согласно ст. 230 Семейного кодекса под восстановлением записей актов гражданского состояния следует понимать воспроизведение утраченной записи при наличии достаточных оснований полагать, что такая запись имелась ранее.

Восстановление записей актов о рождении, заключении и расторжении брака производится только по заявлению лиц, в отношении которых эти записи были составлены.

Если запись о рождении ребенка до шестнадцати лет была утрачена, запись восстанавливается по заявлению родителей, опекунов, попечителей ребенка, администрации детских учреждений.

При наличии спора между заинтересованными лицами восстановление записи производится в соответствии с Гражданским кодексом Республики Узбекистан.


Если были утрачены оба экземпляра записи акта, то восстановление записи акта производится по личному заявлению гражданина, достигшего 16 лет, органом ЗАГС по месту жительства.

Восстановление записи акта осуществляется только после выявления органом ЗАГС всех обстоятельств, которые могут быть основанием для их восстановления.

Для восстановления записи акта о рождении в орган ЗАГС представляются следующие документы:

заявление установленного образца о восстановлении записи акта;

справка городского (Ташкентского), областного, республиканского (Каракалпакстана) архива ЗАГС об отсутствии записи по месту рождения заявителя;

копии паспортов родителей;

если родители умерли, то копии записей актов об их смерти;

копии актовой записи о заключении брака (родителей и свой);

при отсутствии документов родителей, копии актовых записей о рождении братьев и сестер;

другие документы, подтверждающие обоснованность просьбы заявителя.

При приеме заявления заявитель предупреждается органом ЗАГС об ответственности за дачу ложный показаний.

Принятое заявление регистрируется в книге учета заявлений о восстановлении.

В восстановительной записи акта о рождении год рождения заявителя указывается по его паспорту, военному билету и другим имеющимся документам.

Если в представленных документах указан только год рождения заявителя, а день и месяц рождения не указаны, то датой его рождения считается 1 июля того года.

После изучения представленных документов заведующим органом ЗАГС составляется заключение и на его основании производится регистрация восстановленной записи акта о рождении и выдается свидетельство о рождении.

Для восстановления записи акта о заключении брака должны быть представлены следующие документы:

заявление установленного образца;

справка городского, областного, республиканского архива ЗАГС об отсутствии записи акта о заключении брака;


ксерокопии (копии ) паспортов;

копии записи актов о рождении детей;

другие дополнительные документы, подтверждающие наличие записи акта о заключении брака.

На основании представленных документов органом ЗАГС составляется заключение, затем в книге записей актов о заключении брака под литером «В» повторно проставляется номер последней записи акта и составляется восстановленная запись акта о заключении брака.

В графе «вступили в брак» свидетельства о заключении брака указывается дата первичной регистрации восстанавливаемой записи акта, а в графе «произведена соответствующая запись акта» - номер и дата восстановленной записи акта о заключении брака.

Для восстановления записи акта о расторжении брака должны быть представлены следующие документы:

заявление установленного образца;

справка городского, областного, республиканского архива ЗАГС об отсутствии записи акта о расторжении брака;

ксерокопия (копия) паспорта;

копия записи акта о заключении брака с отметкой о расторжении брака;

другие документы, подтверждающие наличие записи акта о расторжении брака в прошлом.

На основании представленных документов органом ЗАГС составляется заключение, в книге записей актов о расторжении брака под литером «В» повторно проставляется порядковый номер последней записи акта и составляется восстановленная запись акта о расторжении брака.

В графе «об этом в книге регистрации актов о расторжении брака» гербового свидетельства о расторжении брака записывается дата первичной регистрации записи акта о расторжении брака, а в скобках – номер и дата восстановленной записи акта.

При отсутствии достаточных оснований для восстановления записи акта орган ЗАГС выдает заявителю обоснованное заключение об отказе. С этим заключением заявитель может обратиться в суд для решения вопроса по существу.

Заявление о восстановлении записи акта должно быть рассмотрено органом ЗАГС в течении 15 дней со дня представления всех необходимых документов.



40. Порядок аннулирования записей актов гражданского состояния


Согласно ст. 233. Семейного кодекса Республики Узбекистан, если органом ЗАГС будут обнаружены две и более идентичные записи, восстановленные записи могут быть аннулированы органом ЗАГС по месту их составления.

Если в обнаруженных записях актов гражданского состояния имеются существенные расхождения в фамилии, имени, отчестве, дате рождения, сведениях о родителях, восстановленные записи актов гражданского состояния аннулируются по решению суда.

По получению решения суда об аннулировании записи акта орган ЗАГС по месту нахождения аннулируемой записи перечеркивает её по диагонали и делает об этом отметку и выдает заявителю справку.

Орган ЗАГС направляет в вышестоящий городской, областной, республиканский архив ЗАГС и орган ЗАГС по месту составления записи акта извещения об аннулировании записей актов.

По получении извещения архив ЗАГС проставляет во втором экземпляре соответствующей записи акта отметку об аннулировании, а орган ЗАГС выдает (направляет) заявителю повторное свидетельство в соответствии с первичной записью акта.

Аннулирование записей по поступившим из бывших союзных республик документам производится органом ЗАГС по заключениям Министерства юстиции Республики Каракалпакстан, управлений юстиции областей и города Ташкента, а документы по аннулированию записи хранятся в том же органе ЗАГС.


Приложение №1

СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН


Утвержден Законом РУз от 30.04.1998 г. N 607-I

Вводится в действие с 01.09.1998 г.



следующая страница >>