litceysel.ru
добавить свой файл
1




«ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ»


1. Предмет современной психологии управления.

2. Правила эффективного планирования рабочего времени.

3. Коммуникативные потоки и их психологические особенности.

4. Методы современной психологии управления.

5. Делегирование, как вид управленческого действия и его специфика.

6. коммуникативные барьеры и пути их преодоления.

7. Психологические критерии эффективного управления.

8. Виды делегирования.

9. Коммуникативная, перцептивная и интерактивная стороны общения.

10. Личность менеджера: психологический анализ (социально-биографические характеристики, управленческие способности, личностные качества).

11. Правила эффективного делегирования.

12. Виды управленческих коммуникаций.

13. Стили управления: авторитарный, демократический, нейтральный. Сравнительный анализ.

14. Ошибки при делегировании и их последствия.

15. Правила организации и проведения деловой беседы.

16. Основные психологические компоненты управленческой деятельности.

17. Контроль в системе управленческих действий. Роль контроля в решении управленческих задач.

18. Совещание как вид управленческого общения.

19. Мотивация в системе управленческих действий. Мотивы и стимулы. Мотивация и стимулирование.

20. Типы и виды управленческого контроля.

21. Психология переговоров.

22. Мотивационные факторы и регуляторы мотивации.

23. Мотивирующий контроль (система внутреннего стимулирования) и его психологические преимущества.

24. Манипулятивные приемы при проведении переговоров и противостояние им.

25. Целеполагание и управление.

26. Самоконтроль в работе менеджера. Виды и формы самоконтроля. Самоконтроль и коррекция управленческой деятельности.


27. Учет национально-культурных особенностей партнеров при проведении переговоров.

28. Виды управленческих целей. Психологическая сущность и знание целеполагания.

29. Понятие об общении. Общение и деятельность.

30. Типы и виды команд в менеджменте.

31. Планирование в системе управленческих действий.

32. Управленческое общение: сущность и специфика.

33. Роль руководителя в создании и развитии команды.

34. Предмет современной психологии управления.

35. Виды управленческого общения: краткая характеристика.

36. Психологические аспекты эффективной работы команды.

37. Методы современной психологии управления.

38. Правила эффективного планирования рабочего времени.

39. Типичные ошибки руководителей при создании команды.

40. Психологические критерии эффективного управления.

41. Делегирование, как вид управленческого действия и его специфика.

42. Совещание как вид управленческого общения.

43. Стили управления: авторитарный, демократический, нейтральный. Сравнительный анализ.

44. Контроль в системе управленческих действий. Роль контроля в решении управленческих задач.

45. Типы и виды команд в менеджменте.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Психология управления»


В соответствии с учебным планом подготовки специалистов по специальностям и направлениям подготовки бакалавров в процессе изучения дисциплины «Психология управления» студенты заочной формы обучения должны выполнить контрольную работу.

Контрольная работа является самостоятельным, выполненным под руководством преподавателя, научным исследованием одного из актуальных вопросов психологии управления.

Задачи, которые ставятся перед студентами при написании контрольных работ, заключаются в следующем:


- изучение литературы, нормативно–правовых актов, справочных, научных, документальных и других источников по избранной проблеме, включая зарубежные;

- самостоятельный анализ основных концепций по избранной теме и способность творчески применять полученные знания, увязывая их с практикой.

К сдаче зачета или экзамена по дисциплине «Психология управления» студенты допускаются при условии успешной защиты контрольной работы.

Контрольная работа должна состоять из следующих частей: титульный лист, содержание, введение, основной текст (включая параграфы и подразделы), заключение, список литературы, приложения.


ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ


1. СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА. ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

ПЛАН:


  1. Психология управления как отрасль практической психологии.

  2. Предмет современной психологии управления.

  3. Личность менеджера (руководителя, специалиста-профессионала), его самосовершенствование и саморазвитие.

  4. Организация управленческой деятельности с точки зрения ее психологической эффективности.

  5. Коммуникативные умения менеджера(руководителя, специалиста-профессионала).

  6. Конфликты в производственном коллективе и роль менеджера (руководителя, специалиста-профессионала) в их преодолении.

  7. Связь психологии со смежными науками.

  8. Основные методы психологии управления.

  9. Дополнительные методы практической психологии управления.


2. ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ УПРАВЛЕНИЯ.

ПЛАН:

  1. Психологическая сущность управления.

  2. Понятие управления.

  3. Управленческая техника.

  4. Управленческая культура.

  5. Управленческое искусство.
  6. Законы управленческой деятельности: закон неопределенности отклика, закон неадекватности взаимного восприятия, закон неадекватности самооценки, закон искажения информации, закон самосохранения, закон компенсации.



3. ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ.

ПЛАН:

  1. Теория стилей управления.

  2. Стили управления: авторитарный (директивный), демократический (коллегиальный), нейтральный (попустительский).

  3. Управленческая матрица Р.Блейка и Д.Мутон.

  4. Теория рационального управления.

  5. Теория соучаствующего управления.

  6. Вероятностная модель управленческой эффективности.

  7. Теория ситуативного лидерства.

  8. Стили управления группой: указание, популяризация, участие в управлении, передача полномочий.


4. ЛИЧНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ.

ПЛАН:

  1. Социально-биографические характеристики личности руководителя: возраст, пол, социальный статус, образование, уровень образованности, склонность к обучению и самокоррекции, специальные способности: специальные умения и знания, компетентность, информированность.

  2. Личностные качества: доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивочсть, креативность, стремление к достижениям, предприимчивость, ответственность, надежность, независимость, общительность (коммуникабельность).


5. РАБОТА МЕНЕДЖЕРА (РУКОВОДИТЕЛЯ, СПЕЦИАЛИСТА

ПРОФЕССИОНАЛА) НАД СОБОЙ.

ПЛАН:

  1. Признаки «сильного» и «слабого» менеджера (руководителя, специалиста-профессионала).

  2. Компетентность.

  3. Достоинство и ответственность.

  4. Чувство нового и умение рисковать.

  5. Чувствительность и подвижность.

  6. Высокая работоспособность.
  7. Семь типичных управленческих ошибок и их устранение: перенос или откладывание решения на завтра, выполнение работы наполовину, стремление все сделать самому, стремление все сделать сразу, убеждение, что менеджер (руководитель, специалист-профессионал) знает все лучше всех, неумение разграничить полномочия, сваливание вины на других.



6.САМОРАЗВИТИЕ И САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕНЕДЖЕРА (РУКОВОДИТЕЛЯ, СПЕЦИАЛИСТАПРОФЕССИОНАЛА).

ПЛАН:

  1. Саморазвитие и самосовершенствование: развитие личностных качеств, развитие профессиональных умений, совершенствование управленческих действий, развитие коммуникативных умений и навыков.

  2. Одиннадцать блокирующих установок сознания (по А.Эллису).

  3. Принципы мудрого отношения к профессии: уметь отличить главное от второстепенного, знать меру воздействия на события, умение подходить к проблеме с разных сторон, готовность к неожиданным событиям, умение извлекать положительный опыт.

  4. Самоактуализация.

  5. Важные черты самоактуализирующихся людей: эффективное восприятие реальности и верные отношения с ней; принятие себя, других, мира; спонтанность простота и естественность; проблемная центрация.



7. УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА.

ПЛАН:

  1. Психологическая структура деятельности и ее компоненты.

  2. Мотив. Цель. Задача. Контроль. Рефлексия.

  3. Компоненты управленческой деятельности: действия по постановке целей, действия по мотивированию сотрудников, действия по определению и постановке задач перед сотрудниками, делегирование, действия по контролю за выполнением задач, рефлексия.

  4. Условия овладение основными компонентами управленческой деятельности: целеполагание, мотивация, постановка задачи, делегирование, контроль.


8. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

ПЛАН:

  1. Психологическое значение целеполагания.

  2. Классификация целей менеджера (руководителя, специалиста-профессионала): личные цели, профессиональные цели.
  3. Пошаговый метод постановки целей: шаг первый – прояснение подробностей; шаг второй – выяснение возможностей; шаг третий – принятие решения о том, что нужно; шаг четвертый – выбор; шаг пятый – уточнение цели; шаг шестой – установление временных границ; шаг седьмой – контроль достижений.


  4. Принципы целеполагания в управлении: системности, осмысленности, конкретности, временных границ, гуманности.


9. ПЛАНИРОВАНИЕ И РЕШЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ЗАДАЧ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ.

ПЛАН:

  1. Управленческие задачи и управленческие решение: психологический анализ.

  2. Семь типичных ошибок при принятии управленческих решений.

  3. Процесс подготовки и принятия управленческого решения: основные этапы.

  4. Механизмы и приемы изложения проблемы и принятия решений.

  5. Принципы планирования рабочих задач. Принцип Парето. АБВ-анализ. Принцип Эйзенхауера. Ловушки времени. Правила начала дня. Правила середины дня. Правила завершения рабочего дня.


10. МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДА:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ.

ПЛАН:

  1. Понятие о мотивах.

  2. Мотивы и потребности.

  3. Иерархия потребностей А. Маслоу.

  4. Уровень 1. Основные физиологические (базовые, витальные) потребности.

  5. Уровень 2. Потребности в безопасности.

  6. Уровень 3. Потребности в социальной общности.

  7. Уровень 4. Потребности в уважении и самоуважении.

  8. Уровень 5. Потребности в самореализации.

  9. Теория мотивационной гигиены Ф.Харцберга.

  10. Пассивные мотиваторы.

  11. Активные мотиваторы (регуляторы мотивации).

  12. Психологические факторы премирования сотрудников.

  13. Принципы мотивирующей организации труда.


11. ДЕЛЕГИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ.

ПЛАН:

  1. Понятие делегирования.

  2. Психологические причины, стереотипы сознания.

  3. Делегирование как способ мотивации сотрудников.
  4. Функции руководителя, не подлежащие делегированию.


  5. Правила делегирования.

  6. Двадцать критериев эффективного делегирования.

  7. Ошибки делегирования.


12. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНТРОЛЯ КАК

УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ.

ПЛАН:

  1. Контроль в системе управленческих действий.

  2. Причины необходимости в контроле управленческих действий.

  3. Психологические последствия тотального контроля.

  4. Психологические последствия бесконтрольности.

  5. Правила, позволяющие избежать крайностей проявления контроля.

  6. Классификации контроля («контрольный трезубец»).

  7. Система внешнего контроля (краткая характеристика).

  8. Система внутреннего стимулирования (краткая характеристика).

  9. Система управления трудовой исполнительностью.

10. Ошибки контроля.


13. ОБЩЕНИЕ И УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.

ПЛАН:

  1. Понятие управленческого общения.

  2. Проблемы управленческого общения.

  3. Различия между управленческим общением и коммуникациями.

  4. Примерные классификации управленческого общения.

  5. Понятие информационных потоков.

  6. Виды информационных потоков: горизонтальные информационные потоки, нисходящие информационные потоки, восходящие информационные потоки.

  7. Внешний информационный поток.



14. КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА МЕНЕДЖЕРА

(РУКОВОДИТЕЛЯ, СПЕЦИАЛИСТА-ПРОФЕССИОНАЛА).

КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ В

УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ПЛАН:

  1. Коммуникативная культура менеджера (руководителя, специалиста-профессионала).
  2. Коммуникативные умения и навыки в управленческой деятельности: общая характеристика.


  3. Приемы техники управленческого общения.

  4. Причины плохих коммуникаций.

  5. Коммуникативные барьеры.

  6. Неправильные установки сознания, затрудняющие взаимодействие человека с другими людьми: стереотипы мышления, предвзятые отношения, неправильность отношений, отсутствие внимания и интереса, пренебрежение к фактам.


15. КОММУНИКАТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ: СТРУКТУРА И ТЕХНИКА ПОСТРОЕНИЯ.

ПЛАН:

  1. Психологическая структура коммуникативного взаимодействия (этапы общения): «переключение на собеседника», установление контакта (распределение ролей), выбор языка и его использование, разрыв контакта.

  2. Коммуникативные барьеры.

  3. Два главных компонента обратной связи.

  4. Формы проявления обратной связи.

  5. Значение обратной связи в широком смысле.

  6. Правила эффективной обратной связи.


16. ДЕЛОВАЯ БЕСЕДА КАК ВИД КОММУНИКАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ.

ПЛАН:

  1. Подготовка к деловой беседе.

  2. Вопросы для подготовки к деловой беседе.

  3. Принципы проведения деловой беседы: рациональность, понимание, внимание, достоверность, разграничение.

  4. Правила проведения деловой беседы:

  • Двойной интерес.

  • Внимание к партнеру.

  • Поиск общего.

  • Не допускать споров.

  • Безопасная критика.

  • Речь.

  • Слова-ловушки.

  • Активное слушание.

  • Правила продуктивного слушания.

  • Нерефлексивное слушание.

  • Рефлексивное («отражающее») слушание.

  • Сигналы, требующие пояснения.

  • Сигналы пересказывающие.

  • Обобщение (резюмирование).
  • Реакция, отражающая чувства.


  • Внутренний и внешний диалоги.

  • Вопросы внешнего диалога.


17. СОВЕЩАНИЕ КАК ВИД УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ.

ПЛАН:

  1. Общая характеристика совещания как вида управленческого общения и метода решения проблем.

  2. Эффективность совещания.

  3. Психологический эффект совещания.

  4. Правила подготовки и проведения совещаний:

    • Определение круга участников.

    • Метод смены участников.

    • Определение времени совещания.

    • Способы нейтрализации участников, играющих блокирующие роли.

    • Способы нейтрализации блокирующих ситуаций.

    • Итоговый анализ совещания.


18. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ.

ПЛАН:

  1. Понятие о переговорах.

  2. Психологическая сущность переговоров.

  3. Психологические аспекты подготовки к переговорам: развернутый и экспресс-вариант.

  4. Стратегии психологической позиции: выиграть/проиграть; выиграть/выиграть.

  5. Психологическое обеспечение процесса переговоров:

    1. Тактика ведения переговоров.

    2. Метод принципиальных переговоров.

  1. Психологическая характеристика людей-манипуляторов.

  2. Недобросовестные приемы ведения переговоров и противостояние им.

  3. Компоненты противодействия манипулятивным приемам.

  4. Приемы манипулятивной тактики ведения переговоров: намеренный обман; игра на полномочиях; сомнительность намерений; «игра в темную»; плохие физические условия для переговоров; личные выпады; «он плохой - я хороший».

  5. Анализ результатов переговоров.

  6. Завершение переговоров.
  7. Психологическое обеспечение надежности соглашения.




19. РУКОВОДИТЕЛЬ И ЕГО КОМАНДА.

ПЛАН:

  1. 1.Понятие «команды», ее сущность и необходимость.

  2. Виды «команд» с психологической точки зрения.

  3. Как возникают и развиваются команды (и что может сделать руководитель для их развития).

  4. Пути создания команды.

  5. Мотивация.

  6. Четко определенные роли и функции.

  7. Коммуникации и общий язык.

  8. Совместимость.

  9. Однородность.

  10. Равенство.

  11. Специализация и профессионализм.

  12. Лидерство.

  13. Обратная связь.

  14. Экстремальные условия.

  15. Психологические условия эффективной работы команды.




  1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ

КОМАНДНОЙ РАБОТЫ.

ПЛАН:

  1. Психологические аспекты эффективной командной работы: численный аспект эффективности; временной аспект эффективности; организационный аспект.

  2. Стадии развития команды. Стадия 1: формирование команды. Стадия 2: преодоление шторма. Стадия 3: возвращение к норме. Стадия 4: возвращение к нормальной деятельности.

  3. Типичные ошибки руководителя, пытающегося создать команду.

  4. Приемы в устранении ошибок.


21. КОНФЛИКТ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ.

  1. Определение понятия конфликт.

  2. Социальные противоречия и социальные конфликты.

  3. Структура социального конфликта.

  4. Классификация (типология) социальных конфликтов.

  5. Источники, причины возникновения и цели социального конфликта.

  6. Основные типы поведения людей в конфликтных ситуациях.
  7. Структура человеческой психики: фрустрация, стрессы, конфликты, кризисы.


  8. Причины и источники внутриличностных конфликтов и формы их проявления.

  9. Основные способы разрешения внутриличностных конфликтов.

  10. Психологическая защита.

  11. Развитие стрессоустойчивости.


22. ГРУППОВЫЕ КОНФЛИКТЫ

ПЛАН:

  1. Малая социальная группа как первичный элемент сплочения индивидов.

  2. Мотивы и цели объединения людей.

  3. Функции и роль малой социальной группы в человеческих взаимоотношениях.

  4. Групповая динамика.

  5. Взаимодействие и взаимозависимость.

  6. Внутригрупповые структуры.

  7. Ролевая структура группы.

  8. Иерархия доминирования.

  9. Проблемы лидерства в группе.

  10. Субкультура группы.

  11. Групповые нормы, ценности и способы поведения.

  12. Причины возникновения групповых конфликтов и их классификация.

  13. Основные способы разрешения групповых конфликтов.

  14. Функции внутригруппового конфликта.

  15. Последствия конфликта в группе.


23. ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ.

ПЛАН:

  1. Диагностика конфликта.

  2. Определение предмета, целей и границ конфликта.

  3. Выявление позиций сторон и конфликтной установки.

  4. Роль символов победы и поражения в разрешении конфликта.

  5. Нахождение адекватных способов разрешения социальных конфликтов.

  6. Способы разрешения конфликта.

  7. Изменение конфликтной ситуации.

  8. Замена одного объекта другим.

  9. Изменение позиций сторон.

  10. Локализация и фрагментация конфликта.

  11. Посредничество, переговоры.

  12. Урегулирование, компромисс, разрешение конфликта.
  13. Силовые способы подавления (урегулирования) конфликта.


Управление социальным конфликтом.


ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:


  1. Аверченко Л.К. Психология управления. Курс лекций.-Новосибирск, 2004.



  1. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебное пособие-М.: ИНФРА-М, 2006.




  1. Ладанов И.Д. Практический менеджмент (Психотехника управления и самотренировки).- М.,2007.




  1. Самыгин С.Н., Столяренко Л.Д. Психология управления.- Ростов н/Д.: ФЕНИКС,1999.




  1. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.- М.,2007.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:


  1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений.-М.: Аспект-Пресс,1997.




  1. Берн Э. Лидер и группа. О структуре и динамике организаций и групп.- Екатеринбург: Изд. “Литур”,2000.




  1. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт!-Новосибирск: Наука. Сиб. Отделение, 1990.




  1. Вершинин М.С. Конфликтология: Конспект лекций.-СПб.: изд

Михайлова В.А., 2000.


  1. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика. Пер.с англ.-М.: Дело,1993.




  1. Григорьева Т.Г., Усольцева.Т.П. Основы конструктивного общения. Хрестоматия. Новосибирск: Изд Новосиб.ун-та.,М.: Совершенство, 1997.




  1. Дизель П.М., Мак-Кинли Раньян У. Поведение человека в организации. Пер.с.англ.-М.: Фонд за экономическую грамотность,1993.



  1. Добрович А.Б. Общение: наука и искусство.-М.: АО ЗТ “Яуза” В. Секачев, 1996.





  1. Зазыкин В.Г., Чернышев А.П. Менеджер: психологические секреты профессии.-М., 1993.




  1. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. Пер.с нем.-М.: Экономика,1999.




  1. Иванова Е.Н. Эффективное общение и конфликты.-СПб.-Рига,1997.




  1. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: теоретические и прикладные аспекты.-М.,изд МГУ,1998.




  1. Кричевский Л.В. Если Вы- руководитель... Элементы психологии менеджмента в повседневной работе.-М.,1992.




  1. Ксенчук Е.В., Киянова М.К.. Технология успеха.-М.: Дело ЛТД, 1995.




  1. Курс практической психологии. Для высшего управленческого персонала: Учебное пособие.-Ижевск: изд-во Удм. Ун-та, 1995.




  1. Линчевский Э.Э.Контакты и конфликты: общение в работе руководителя.-М.: Экономика, 2000.




  1. Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений.-СПб.: Союз, 2000.




  1. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов. Под.ред.проф.

В.Н. Лавриненко.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.


  1. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации: Учебник-М.: Аспект Пресс,1998.




  1. Романов А.А. Грамматика деловых бесед.- Тверь, 1997.




  1. Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций.-М.: ИНФРА-М., Новосибирск: НГАЭиУ, 1997.



  1. Селье Г. Стресс без дистресса. Пер.с англ.-М.: Прогресс,1989.





  1. Социальная психология: Учебное пособие для студентов пед.институтов.Под ред.А.В. Петровского.-М.: Просвещение,1990.




  1. Филатова О.Г. Социальная психология: Конспект лекций.- СПб.: Изд-во Михайлова В.А.,2000.




  1. Соснин В.А., Лунев П.А. Учимся общению: взаимопонимание, взаимодействие, переговоры, тренинг.-М.: Ин-т психологии, РАН, 1995.




  1. Зазыкин В.Г., Чернышев А.П. Менеджер: психологические секреты профессии.-М., 1994.




  1. Читать человека как книгу.-М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.




  1. Шахмалов Ф.И. Американский менеджмент. Теория и практика.-М., 1997.




  1. Швальбе Б., Швальбе Х. Личность , карьера, успех. Пер.с нем.-М.: Прогресс,1995.




  1. Шейнов В.П. Как управлять другими. Как управлять собой: (Искусство менеджера).-Мн.: Амалфея,1996.