litceysel.ru
добавить свой файл
1

УТВЕРЖДАЮ


СОГЛАСОВАНО

Директор ГОУ СОШ №534

Методист УМЦ

____________ Д.В. Шестакова

____________ И.А. Бутенина

"____"______________ 2008 г.

"____"______________ 2008 г.



БИЛЕТЫ ВЫПУСКНОГО ЭКЗАМЕНА

по курсу "Информатика и ИКТ"

для профильного курса профильного уровня

(уровень Б)

11 класс



Учитель: Холева Т.Е.

Билет №1

1. Информация. Единицы измерения количества информации.

2. Основы языка разметки гипертекста (HTML).  

3. Практическое задание на поиск информации в глобальной компьютерной сети Интернет.

Задание: найти биографию М.Ю. Лермонтова.

Билет №2

1. Информационные процессы. Хранение, передача и обработка информации.

2. Основы алгоритмического программирования (типы данных, операторы, функции процедуры и т.д.).

3. Основные этапы инсталляции программного обеспечения. Практическое задание. Инсталляция программы с носителя информации (дискет, дисков CD-ROM).

Задание: инсталлировать программу "Как решить проблему" с CD-диска.

Билет №3

1. Управление как информационный процесс. Замкнутые и разомкнутые системы управления, назначение обратной связи.

2. Переменная в программировании (тип, имя, значения). Операция присваивания.

3. Программы-архиваторы и их назначение. Практическое задание на создание архива файлов и раскрытие архива с использованием программы-архиватора.


Задание: Используя Архиватор WinRAR осуществить архивирование файлов в формате архивации rar, zip, exe. Определить степень сжатия файлов формата rar, zip, exe. Извлечь файлы (каталог) по заданному адресу C:\Мои документы\Rar

Билет №4

1. Представление информации. Естественные и формальные языки. Двоичное кодирование информации.

2. Массивы. Типы массивов.

3. Практическое задание. Разработка алгоритма (программы) построения рисунка.

Задание: нарисовать пять окружностей радиусом R=30. Центры окружностей находятся на одной линии. Внутри каждой из них помещены окружности меньшего радиуса и другого цвета.

Билет №5

1. Функциональная схема компьютера (основные устройства, их функции и взаимосвязь). Характеристики современных персональных компьютеров.

2. Технология объектно-ориентированного программирования (объекты, их свойства и методы, классы объектов).

3. Задача. Определение результата выполнения алгоритма по его блок-схеме или записи на языке программирования.

Задание: определить значение переменной S, которое должно быть распечатано в результате выполнения следующего алгоритма:





Билет №6

1. Устройства памяти компьютера. Носители информации (гибкие диски, жесткие диски, диски CD-ROM/R/RW, DVD и др.).

2. Визуальное объектно-ориентированное программирование. Графический интерфейс: форма и управляющие элементы.

3. Векторная графика. Практическое задание. Создание, преобразование, сохранение, распечатка рисунка в векторном графическом редакторе.

Задание: нарисовать модель молекулы метана.




Билет №7

1. Программное обеспечение компьютера (системное и прикладное).


2. Логическое сложение. Таблица истинности.

3. Растровая графика. Практическое задание. Создание, преобразование, сохранение, распечатка рисунка в растровом графическом редакторе.

Задание: в графическом редакторе Paint нарисовать связку воздушных шаров на фоне неба.



Билет №8

1. Назначение и состав операционной системы компьютера. Загрузка компьютера.

2. Логическое умножение. Таблица истинности.

3. Практическое задание на построение графика функции в электронных таблицах.

Задание: построить график функции у=2х2+5х+3 на отрезке [-5;5].

Билет №9

1. Файловая система. Папки и файлы. Имя, тип, путь доступа к файлу.

2. Логическая схема полусумматора. Сумматор двоичных чисел.

3. Задача. Разработка алгоритма (программы), содержащей команду (оператор) цикла.

Задание: создать программу для вывода на экран 5 строк по 10 символов *.

Билет №10

1. Представление данных в памяти персонального компьютера (числа, символы, графика, звук).

2. Логическая схема триггера. Использование триггеров в оперативной памяти. 

3. Задача. Разработка алгоритма (программы), содержащей команду (оператор) ветвления.

Задание: составить программу для решения квадратного уравнения с возможностью ввода исходных данных с клавиатуры.

Билет №11

1. Понятие модели. Материальные и информационные модели. Формализация как замена реального объекта его информационной моделью.

2. Магистрально-модульный принцип построения компьютера. Шина адреса и шина данных.

3. Задача. Разработка алгоритма (программы) обработки одномерного массива.

Задание: сортировать одномерный числовой массив по возрастанию методом "пузырька".

Билет №12

1. Модели объектов и процессов (графические, вербальные, табличные, математические и др.).

2. Гипертекст. Технология WWW (World Wide Web – Всемирная паутина).

3. Практическое задание на вычисления в электронных таблицах с использованием встроенных функций (СУММ, МИН, МАКС и др.).

Задание: Рассчитать стоимость единицы товара в рублях (округлить до целых), НДС (округлить до копеек), стоимость товара без НДС, наименьшую, наибольшую сумму приобретения.











Курс:

28,2










НДС:

0,19
















Товар

Стоимость единицы товара

НДС (округлить до копеек)


Стоимость без НДС

в долларах

в рублях (округлить до целых)

Тетрадь 12 листов клетка

0,2

 

 

 

Тетрадь 12 листов линейка

0,25

 

 

 

Блокнот 36 листов

1

 

 

 

Набор карандашей 12 цветов

0,7

 

 

 

Бумага белая 500 листов

4,5

 

 

 
















Посчитать наименьшую стоимость единицы товара в рублях:

 

Посчитать наибольшую стоимость единицы товара в рублях:

 


Билет №13

1. Понятие алгоритма. Свойства алгоритма. Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).

2. Позиционные и непозиционные системы счисления. Запись чисел в позиционных системах счисления.

3. Практическое задание. Решение простейшей оптимизационной задачи  в электронных таблицах.

Задание: создать диаграмму "Объем продаж по месяцам" с помощью Мастера диаграмм.

Объемы продаж по месяцам

Январь

23456

Июль

45321

Февраль

12345

Август

34678

Март

234

Сентябрь


876

Апрель

3456

Октябрь

4567

Май

7654

Ноябрь

678

Июнь

8765

Декабрь

7432


Билет №14

1. Линейная алгоритмическая конструкция. Команда присваивания. Примеры.

2. Двоичное кодирование числовой информации. Представление числовой информации в компьютере.

3. Практическое задание на сортировку данных в электронных таблицах или в  системе управления базами данных.

Задание: составить произвольный список покупок из десяти пунктов. Назначить цену и количество, подсчитать стоимость каждой покупки. В конце таблицы подсчитать итоговую стоимость. Оформить границы и заливку таблицы. Упорядочить данные по алфавиту.

Билет №15

1. Алгоритмическая структура «ветвление». Команда ветвления. Примеры полного и неполного ветвления.

2. Двоичное кодирование текстовой информации. Различные кодировки кириллицы.

3. Практическое задание на  поиск данных в электронных таблицах или в системе управления базами данных.

Задание: Из таблицы (см. билет 13) выбрать месяцы, в которых объемы продаж составили:

  1. <1000

  2. >1000

  3. 1000<…<10000

Билет №16

1. Алгоритмическая структура «цикл». Циклы со счетчиком и циклы по условию.

2. Двоичное кодирование графической информации. Растр. Пиксель. Глубина цвета.


3. Задача на определение количества информации и преобразование единиц измерения количества информации.

Задание: определить мощность алфавита с помощью которого записано сообщение, содержащее 8192 символа, если его объем составляет 5 Кбайт.

Билет №17

1. Технология решения задач с помощью компьютера (моделирование, формализация, алгоритмизация, программирование). Показать на примере задачи (математической, физической или другой).

2. Двоичное кодирование звуковой информации. Глубина кодирования и частота дискретизации.

3. Задача. Составление таблицы истинности для логической функции, содержащей операции отрицание, дизъюнкция и конъюнкция.

Задание: составить таблицу истинности для логической функции

Билет №18

1. Программные средства и технологии обработки текстовой информации (текстовый редактор, текстовый процессор, редакционно-издательские системы).

2. Алгоритмическая структура «выбор».

3. Задача. Вычисление арифметического выражения, содержащего десятичные, двоичные, восьмеричные и шестнадцатеричные числа.

Задание: вычислить значение выражения: 1258+111012*A216-14178. Ответ представить в десятичной системе счисления

Билет №19

1. Программные средства и технологии обработки числовой информации (электронные калькуляторы и электронные таблицы).

2. Событийное объектно-ориентированное программирование. Событийные и общие процедуры.

3. Компьютерные вирусы. Практическое задание. Исследование дискет на наличие вируса с помощью антивирусной программы.

Задание: исследовать дискету на наличие вирусов с помощью антивируса Касперский.


Билет №20

1. Компьютерная графика. Аппаратные средства (монитор, видеокарта, видеоадаптер, сканер и др.). Программные средства (растровые и векторные графические редакторы, средства деловой графики, программы анимации и др.).

2. Этапы развития вычислительной техники. Основные технические характеристики современного персонального компьютера.

3. Практическое задание по работе с электронной почтой (в локальной или глобальной компьютерной сети).

Задание: создать сообщение в программе Outlook Express, выбрать фон, вложить файл, отправить на адрес teacher@mail.ru с подтверждением получения.

Билет №21

1. Технология хранения, поиска и сортировки данных (базы данных, информационные системы). Табличные, иерархические и сетевые базы данных.

2. Различные типы компьютерных вирусов: методы распространения, профилактика заражения.

3. Практическое задание. Работа с папками и файлами  (переименование, копирование, удаление, поиск) с использованием файлового менеджера.

Билет №22

1. Локальные и глобальные компьютерные сети. Адресация в сетях.

2. Основные способы защиты информации на локальном компьютере и в компьютерных сетях.

3. Практическое задание. Работа с дискетой (форматирование, создание системной дискеты).

Билет №23

1. Глобальная сеть Интернет и её информационные сервисы (электронная почта, Всемирная паутина, файловые архивы и пр.). Поиск информации.

2. Логические выражения и их преобразования. Таблицы истинности.

3. Задача. Разработка алгоритма (программы) на обработку данных строкового типа.

Задание: составить программу для получения фразы "На дворе трава", если А = "на", B = "двор", C = "е", D = "тра", E = "ва".


Билет №24

1. Основные этапы в информационном развитии общества. Основные черты информационного общества. Информатизация.

2. Информация и знания. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний.

3. Практическое задание. Разработка мультимедийной презентации на свободную тему.

Задание: создать презентацию "Времена года", включающую в себя следующие слайды: титульный слайд, Содержание, Весна, Лето, Осень, Зима.

Билет №25

1. Этические и правовые аспекты информационной деятельности. Правовая охрана программ и данных.

2. Представление и кодирование информации с помощью знаковых систем. Алфавитный подход к определению количества информации.

3. Практическое задание. Создание, редактирование, форматирование, сохранение и распечатка текстового документа в текстовом редакторе.

Задание: стихотворение "Принцесса и людоед".


Решение практических заданий

к экзаменационным билетам

11 класс

Билет №1

Задание: найти биографию М.Ю. Лермонтова.


  1. Открыть браузер Internet Explorer

  2. В строку "Адрес" ввести адрес сайта http://www.yandex.ru

  3. После загрузки страницы в поле поиска набрать ключевые слова "Лермонтов биография" без знаков препинания.

  4. Нажать кнопку "Найти".

Билет №2

Задание: инсталлировать программу "Как решить проблему" с CD-диска.

  1. Вставить диск в дисковод

  2. Сделать двойной щелчок по ярлыку "Мой компьютер"

  3. В открывшемся окне кликнуть по пиктограмме, соответствующей дисководу
  4. Найти файл setup.exe и запустить его


  5. Следуйте указаниям, которые дает компьютер в процессе установки

Билет №3

Задание: Используя Архиватор WinRAR осуществить архивирование файлов в формате архивации rar, zip, exe. Определить степень сжатия файлов формата rar, zip, exe. Извлечь файлы (каталог) по заданному адресу C:\Мои документы\Rar

Архивирование файлов

  1. Выделить папки или файлы, предназначенные для архивирования м вызвать контекстное меню

  2. Выбрать Добавить в архив

  3. Задать параметры архивирования:

  • имя архивного файла и место архива на диске (Архив, папка – Мои документы)

  • формат архива (rar)

  • метод сжатия (обычный)

  • размер тома

  • для архивации графики и звуковых эффектов используется мультимедиа-сжатие. Этот метод на 30% эффективнее обычного сжатия

  • в окне Метод обновления установить"Добавить с заменой файлов"

  1. Нажать ОК

  2. Для извлечения файлов (каталога) необходимо выбрать файл архива, на панели инструментов программы активизировать "Извлечь". По умолчанию архив распаковывается в тот же каталог.



Билет №4

Задание: нарисовать пять окружностей радиусом R=30. Центры окружностей находятся на одной линии. Внутри каждой из них помещены окружности меньшего радиуса и другого цвета.


SCREEN 7 : CLS

R=30

FOR i=40 TO 280 STEP 60

CIRCLE (i, 80), R, 5

CIRCLE (I, 80), 20, 7

NEXT i

Билет №5

Задание: определить значение переменной S, которое должно быть распечатано в результате выполнения следующего алгоритма:


Ответ: S = 10.

Билет №6


Задание: нарисовать модель молекулы метана.



  1. Инструментом Овал нарисовать окружность произвольного диаметра. Для получения правильной окружности необходимо держать клавишу Shift

  2. Закрасить круг. Это будет атом углерода

  3. Аналогично нарисовать атом водорода, создать три его копии и расположить их в соответствующих позициях

  4. Инструментом Линия соединить атом углерода с атомами водорода. Выбрать толщину этих линий 3 пт

  5. С помощью инструмента Надпись ввести названия атомов

Билет №7

Задание: в графическом редакторе Paint нарисовать связку воздушных шаров на фоне неба.



  1. Инструментом Эллипс создать контур одного шарика, затем, держа Shift, создать контур второго шарика

  2. Создать окружность небольшого радиуса. С помощью инструмента Ластик убрать нижнюю часть. С помощью команд Копировать и Вставить получить еще две части центрального шарика. Соединить части

  3. Инструментом Карандаш дорисовать "хвостик" у каждого шарика

  4. Раскрасить шарики с помощью инструмента Заливка

  5. Нити дорисовать инструментом Карандаш

  6. Закрасить небо инструментом Заливка

Билет №8

Задание: построить график функции у=2х2+5х+3 на отрезке [-5;5].

  1. Оформить таблицу.

  2. Ввести формулу: =2*х*х+5*х+3.

  3. Маркером автозаполнения заполнить остальные ячейки.

  4. С помощью Мастера Диаграмм построить график функции.


Билет №9

Задание: создать программу для вывода на экран 5 строк по 10 символов "*".


CLS

FOR i = 1 TO 5

PRINT STRING$ (5, "*")

NEXT i

Билет №10

Задание: составить программу для решения квадратного уравнения с возможностью ввода исходных данных с клавиатуры.

CLS

INPUT "Введите значение А"; А

INPUT "Введите значение В"; В

INPUT "Введите значение С"; С

d = B^2-4*A*C

IF D>=0 THEN

X1 = (-B - SQR(D)) / (2*A) : X2 = (-B + SQR(D)) / (2*A)

PRINT "X1 = "; X1

PRINT "X2 = "; X2

ELSE PRINT "УРАВНЕНИЕ НЕ ИМЕЕТ РЕШЕНИЯ"

Билет №11

Задание: сортировать одномерный числовой массив по возрастанию методом "пузырька".

DIM A(30)

INPUT N

FOR i = 1 TO N

INPUT A(i)

NEXT i

2 K=0

FOR i=1 TO N-1

IF A(i) <+ A(I + 1) THEN GOTO 1

V = A(i) : A(i) = A(i + 1) : A(i + 1) = V : K = 1

1 NEXT i

IF K = 1 THEN GOTO 2

FOR i = 1 TO N

PRINT A(i)

NEXT i

Билет №12

Задание: Рассчитать стоимость единицы товара в рублях (округлить до целых), НДС (округлить до копеек), стоимость товара без НДС, наименьшую, наибольшую сумму приобретения.











Курс:

28,2








НДС:

0,19
















Товар

Стоимость единицы товара

НДС (округлить до копеек)

Стоимость без НДС

в долларах

в рублях (округлить до целых)

Тетрадь 12 листов клетка

0,2

 

 

 

Тетрадь 12 листов линейка

0,25

 

 

 

Блокнот 36 листов

1

 

 


 

Набор карандашей 12 цветов

0,7

 

 

 

Бумага белая 500 листов

4,5

 

 

 
















Посчитать наименьшую стоимость единицы товара в рублях:

 

Посчитать наибольшую стоимость единицы товара в рублях:

 




  1. Запустите программу MS Excel.

  2. Откройте файл «Задание-билет 12».

  3. Для того чтобы посчитать стоимость единицы товара в рублях и округлить до целых надо:

    • Выделить ячейку, где будет отображаться результат

    • Ввести формулу: =ОКРУГЛ(C8*$F$3;0)
    • Выполнить автозаполнение на соответствующие ячейки


  4. Для того чтобы посчитать НДС и округлить до копеек надо:

    • Выделить ячейку, где будет отображаться результат

    • Ввести формулу: =ОКРУГЛ(D8*$F$4;2)

    • Выполнить автозаполнение на соответствующие ячейки

  5. Для того чтобы посчитать стоимость без НДС, надо:

    • Выделить ячейку, где будет отображаться результат

    • Ввести формулу: =D8-E8

    • Выполнить автозаполнение на соответствующие ячейки

  6. Для того чтобы посчитать наименьшую (наибольшую) стоимость единицы товара в рублях, надо:

    • Выделить ячейку, где будет отображаться результат

    • Ввести формулу: =МИН( или =МАКС(

    • Выделить мышкой те ячейки, среди которых вычисляется наименьшее (наибольшее) значение (D8:D18), нажать Enter.


Билет №13

Задание: создать диаграмму "Объем продаж по месяцам" с помощью Мастера диаграмм.

Объемы продаж по месяцам

Январь

23456

Июль

45321

Февраль

12345

Август

34678

Март

234

Сентябрь

876

Апрель

3456


Октябрь

4567

Май

7654

Ноябрь

678

Июнь

8765

Декабрь

7432




  1. подготовить таблицу

  2. выделить таблицу, щелкнуть по кнопке Мастер диаграмм

  3. выбрать тип диаграммы – линейчатая

  4. введите название диаграммы и названия по осям

Билет №14

Задание: составить произвольный список покупок из десяти пунктов. Назначить цену и количество, подсчитать стоимость каждой покупки. В конце таблицы подсчитать итоговую стоимость. Оформить границы и заливку таблицы. Упорядочить данные по алфавиту.

  1. Оформить таблицу.

  2. Формула для Стоимости = Цена * Количество.

  3. С помощью Маркера автозаполнения копировать формулу в остальные ячейки.

  4. Для подсчета сумма, потраченной на покупки, использовать Автосумму.

  5. Сделать сортировку по возрастанию.


Билет №15

Задание: Из таблицы (см. билет 13) выбрать месяцы, в которых объемы продаж составили:

  1. <1000

  2. >1000

  3. 1000<…<10000

  1. вставить пустую строку после заголовка таблицы

  2. выделить ее. Данные  Фильтр  Автофильтр

  3. Кликнуть на фильтре второго столбца, Условие. Ввести условие (больше 1000), ОК

Билет №16

Задание: определить мощность алфавита с помощью которого записано сообщение, содержащее 8192 символа, если его объем составляет 5 Кбайт.


    1. 5Кбайт = 5*1024*8 бит = 40960 бит

    2. 40960 бит : 8192 символа = 5 бит (на один символ)

    3. N = 2i => N = 25 = 32 символа в алфавите.

Билет №17

Задание: составить таблицу истинности для логической функции

А

В









F

0

0

1

0

1

0

1

0

1

1

1

0

1

1

1

0


0

1

0

0

0

1

1

0

1

0

0

0


Билет №18

Задание: вычислить значение выражения: 1258+111012*A216-14178. Ответ представить в десятичной системе счисления

1258 = 82*1+81*2+80*5 = 64+16+5 = 8510

111012 = 24+23+22+20 = 2910

А216 = 161*10+160*2 = 16210

14178 = 83*1+82*4+81*1+80*7 = 78310

85 + 29 *162 – 783 = 400010

Билет №19

Задание: исследовать дискету на наличие вирусов с помощью антивируса Касперский.

  1. вставьте дискету в дисковод

  2. щелкнуть 2 раза по ярлыку Мой компьютер

  3. на значке Диск А: вызвать контекстное меню, выбрать Проверить на вирусы

Билет №20

Задание: создать сообщение в программе Outlook Express, выбрать фон, вложить файл, отправить на адрес teacher@mail.ru с подтверждением получения.

  1. Запустить программу

  2. Нажать Создать сообщение, ввести электронный адрес получателя, в поле Тема ввести "Упражнение", в текстовое поле ввести текст сообщения


  3. Формат  Фон  Рисунок

  4. Сервис  Запросить уведомление о прочтении

  5. Отправить



Билет №21

Практическое задание. Работа с папками и файлами  (переименование, копирование, удаление, поиск) с использованием файлового менеджера.

  1. на диске С найти папку ААААА, открыть ее. Там находится файл primer.txt

  2. Скопировать этот файл и вставить в папку ХХХХХ, переименовать имя файла – myfile.txt

  3. Вырезать этот файл и вставить его в папку ААААА

  4. Удалить файл myfile.txt

  5. Через Поиск найти файл primer.txt

Билет №22

Практическое задание. Работа с дискетой (форматирование, создание системной дискеты)

  1. вставить дискету в дисковод

  2. Дважды щелкнуть по значку Мой компьютер, выбрать нужный диск (Диск А:), вызвать контекстное меню, выбрать – Форматировать

  3. Выбрать тип форматирования (быстрое или полное) и нажать кнопку Начать.

Билет №23

Задание: составить программу для получения фразы "На дворе трава", если А = "на", B = "двор", C = "е", D = "тра", E = "ва".

CLS

A$ = "на"

B$ = "двор"

C$ = "е"

D$ = "трав"

E$ = "а"

F$ = A$ + " " + B$ + C$ + " " + D$ + E$

PRINT F$

Билет №24

Задание: создать презентацию "Времена года", включающую в себя следующие слайды: титульный слайд, Содержание, Весна, Лето, Осень, Зима.

  1. Запустить Программу PowerPoint

  2. Ввести заголовок слайда "Времена года"


  3. Создать новый слайд. Ввести заголовок "Содержание" и в текстовом поле список времен года

  4. Создать новый слайд. Выбрать для него разметку слайда – Заголовок, графика и текст. Ввести заголовок – Весна, вставить соответствующее изображение и ввести текст.

  5. Создать аналогичным образом слайды для остальных времен года

  6. Создать гиперссылки – на слайде Содержание выделить Весна, вызвать контекстное меню, выбрать – Гиперссылка, выбрать соответствующий слайд

  7. На каждом слайде создать Гиперссылку "В начало" на слайд Содержание

Билет №25

Задание: стихотворение "Принцесса и людоед".

  1. Набрать первую часть текста – 19 строк. Внутри стихотворной строфы использовать "мягкий перенос".

  2. Установить параметры абзаца:

  • Выравнивание – по левому краю;

  • Уровень – основной текст;

  • Отступ слева – 4,7 см;

  • Отступ справа – нет;

  • Интервал перед – 6;

  • Интервал после – 6;

  • Интервал межстрочный – одинарный.

  1. Выделить текст, скопировать его и поместить копию после последнего абзаца.

  2. При помощи "буфера обмена" поменять местами слова "прекрасный" и "ужасный".

  3. Сохранить файл.

  4. Распечатать файл.