litceysel.ru
добавить свой файл
1

Предисловие,

или несколько необходимых пояснений.

Сказки, которые Вы сейчас прочитаете – это необычные сказки. Это лингвистические сказки. Надеюсь, дорогой читатель, объяснять, что такое лингвистика, тебе не надо. А вот что такое лингвистическая сказка, наверное, надо пояснить. Так вот, давным-давно, лет двадцать назад, когда автор этих строк только начинал работать в школе, он сделал для себя открытие, которое его ошеломило: дети с большой неохотой идут на уроки русского языка, и только единицы называют русский язык в числе любимых предметов. «Как же так? – не давала покоя мне мысль. – Ведь это наш родной язык, ведь прежде всего – слово, а уж потом всё остальное. Конечно, хорошо историкам: восстание Спартака, декабристы, реформы, войны – одно удовольствие. А математика – с её трубами, бассейнами, велосипедистами, упрощениями… Сказка! А как замечательно на географии обойти-объехать весь мир!…Но…»

И уже тогда, в самом начале, захотелось сделать уроки русского языка занимательными, интересными, захотелось изменить форму урока. Так появились уроки-сказки. На этих уроках ученики путешествуют по необыкновенной стране Лингвистике. Но поскольку это всё-таки уроки, то ученик, слушатель, читатель невольно становится участником сказочного действия. Он путешествует вместе с героями - мальчиками Вопросиком и Восклицайкой и девочкой Запятой, отвечает на вопросы, выручает героев, когда те попадают в трудное положение. А чтобы их выручить, надо знать… правила! Круг замкнулся! Дети, ученики сразу же, конечно, поняли, в чём дело. Поняли и простили мне эту маленькую хитрость, этот обман, потому что это был сказочный обман, а сказки любят все. Более того, пяти- и шестиклассники стали наперебой сочинять свои сказки. Такие же, лингвистические.

Класс, в котором я сейчас работаю, оказался в этом отношении самым творческим. Сочиняют все. Так “созрел” очередной, уже четвертый “Пятачок”. Почти все произведения, вошедшие в этот номер, посвящены правописанию существительных, а также разносклоняемым и несклоняемым существительным.

Итак, читайте, слушайте и вспоминайте правила.

Путешествие в страну Морфологию.


Жили-были в Знакопрепинании мальчики Вопросик и Восклицайка и девочка Запятая. Вопросик был чрезвычайно серьёзным и задумчивым мальчиком. И очень любознательным. “А что бы это значило? А почему и зачем?” – обращался он ко всем с вопросами. Он всегда и во всём сомневался. А Восклицайка всему восхищался, радовался. Он был очень веселый мальчишка. Иногда друзья так спорили, что дело доходило до ссоры. И тогда на помощь приходила Запятая, девочка рассудительная, пунктуальная. Она очень быстро мирила друзей.

Однажды над их домиком пролетала стая кавычек.

- Куда вы летите? – спросил у них Вопросик.

- В страну Морфологию, - последовал ответ.

- А что это за страна?

- О, это самая замечательная страна из всех, какие мы только видели! Сегодня там будет бал-маскарад частей речи. Приходите, вам будут рады.

Сказано – сделано. Сборы были недолгими. Главное – заправить ручки свежими чернилами да не забыть учебник русского языка. И в путь!

Долго ли шли коротко ли, далеко ли близко ли и пришли в государство МЯ-МЯ.. Не успели они оглянуться, как их схватила стража всемогущего повелителя этой страны, имя которого – Пламя. Привели наших путешественников прямо в замок к повелителю.

- Куда вы идёте? – спросил он ребят.

В страну Морфологию, только отпустите нас поскорее, у нас совсем нет время

- Как вы сказали? – воскликнул повелитель. – Как вы смеете издеваться над моими родственниками? Кто вам позволил так их склонять? Стража! В темницу этих нахалов! Пусть они посидят там да вспомнят имена девяти моих братьев и одного дяди. Но это не всё. Дайте-ка им бумагу, и пусть они просклоняют в единственном и множественном числе слова время и путь.

Вы, конечно, догадались, к каким существительным попали наши друзья. И, конечно же, умеете правильно их склонять. Герои наши тоже с честью вышли из этого трудного положения. Да и кому охота сидеть в темнице! Волей-неволей вспомнишь все правила.


Отпустил повелитель ребят. Он был добрый малый, но работал повелителем, а они должны быть строгими.

Пошли друзья дальше. Идут, песенки поют. А навстречу им – заяц, да не простой, а заяц-забияка. На самом деле это был миролюбивый заяц, любил покувыркаться, поиграть. Но почему-то все игры заканчивались тем, что он кого-нибудь кусал. Подбежала к нему Запятая, стала играть. Ну, а заяц… Ай-ай-ай! Заплакала девочка. Стали утешать её ребята. И заяц утешает:

- Не плачь, а то прозовут тебя плаксой. Перестала? Вот и умница.

Попрощались друзья с зайцем и пошли дальше. Восклицайка и Запятая оживлённо беседовали, Вопросик молчал, а потом и говорит:

- Если я буду плакать, меня ведь тоже прозовут плаксой? А буду терпеливым, скажут, умница. Как же так: Запятая, девочка – умница, и я, мальчик – тоже умница. Запятая, девочка – плакса, я, мальчик – тоже плакса? Разве можно одним и тем же словом назвать и мальчика и девочку?

- Можно! – хором ответили Восклицайка и Запятая.

А как вы думаете, друзья?

День уже клонился к вечеру, когда Запятая, Вопросик и Восклицайка пришли в ещё одну удивительную страну. По этой стране разгуливали такие существа, каких не было даже в Стране Чудес. Восклицайка уже не восхищался.

- Где мы? – поинтересовался Вопросик у одного прохожего.

- Вы в республике Поменяйке, - грустно ответил тот.

- А что это за республика?

И вот что ребята услышали.

Когда-то это была вполне нормальная республика. Жили в ней разные люди: плохие и хорошие, добрые и злые, умные и не очень умные. Всё было как у всех. Но однажды мимо пролетал злой волшебник, и ради озорства он отнял у одних слов часть и отдал её другим, которые в ней совсем не нуждались.

С тех пор в этой республике живут мальчики и девочки поседы и дотёпы. Осенью наступает настье, люди не знают, как одеваться, поэтому они часто болеют странной болезнью дуг. По лесу разгуливают невиданные звери: неслоны, небелки, нелисы. Никто не ходит в этот лес!


Вот такая печальная история.

- Я знаю, что нужно сделать! – воскликнул Восклицайка.

- Что? – спросили Вопросик и Запятая.

- Нужно…

Однако Восклицайка так волновался, так сбивчиво и торопливо говорил, что его ответ целиком воспроизвести просто невозможно.

Друзья помогли несчастным жителям разобраться в этой путанице и поспешили в Морфологию, которая находилась сразу за Поменяйкой.


Виктор Альбертович


ЦАРСТВО МЯ-МЯ


Возвращение мямяликов в страну Познавайку.


Жили-были в стране Познавайке глаголы Узнавать и Интересоваться. Жили они дружно, не скучали. Любимым местом прогулок Узнавать и Интересоваться был лес. Там, по их мнению, встречалось больше всего загадок.

Самое последнее и самое крупное их открытие – это находка племени, доселе неизвестного и совсем немногочисленного. Это племя состояло из существительных мямяликов, как они себя называли. Открытие было сделано всего несколько дней назад. Чтобы понять образ жизни племени, узнать побольше об их обычаях, глаголы Узнавать и Интересоваться отправились в лес.

Шли они не много не мало и наконец пришли к стоянке племени. Вождём было существительное мямялик Время. Время был одним из самых мудрых мямяликов, самым почитаемым и более всех употребляемым в речи. Придя к племени, Узнавать и Интересоваться почтительно приветствовали вождя и других существительных. Затем глагол Узнавать стал расспрашивать Время:

- Скажите, пожалуйста, многочисленно ли ваше племя?

- Племя моё немногочисленно. Вместе со мной в нём одиннадцать существительных мямяликов, - ответил Время.

- А назовите нам, пожалуйста, ваших сородичей по именам, - попросил Интересоваться.

- В племени моём девять родных мне братьев и сестёр: Бремя, Вымя, Знамя, Имя, Пламя, Племя, Семя, Стремя, Темя. Но есть ещё двоюродный брат Путь, - объяснил Время.

- А почему вы живёте в таком глухом месте? Почему не живёте в городе? Ну, например, в Морфосе или Склонусе, или хотя бы в лугах Знаний? - спросили Узнавать и Интересоваться.

- Когда-то давно мы жили в городе Орфографусе, - начал вождь. – Жили хорошо, потому что все нас уважали и соблюдали наши правила употребления в речи. Но вскоре невежам надоели эти правила, они ленились и говорили, что выучить их трудно и невозможно. Затем невежи изгнали нас из города, и сейчас мы живём здесь, в лесу. Но, по правде говоря, нам тут очень скучно без других частей речи. И мы очень рады вашему появлению.

Глаголам Узнавать и Интересоваться стало жаль существительных мямяликов, живущих в одиночестве в глухом лесу и всеми забытых. И тогда Интересоваться осенила такая мысль:

- Давай-ка, Узнавать, по всем городам установим рекламные щиты. А на них напишем:


Внимание! Внимание!

Впервые в стране Познавайке! Супершоу!

Новое в русском языке! Выступают умнейшие и талантливейшие братья мямялики!


- Во, класс! Отличная мысль! Во-первых, мы всех невежд просветим, во-вторых, вернём мямяликов из глуши в Орфографус. И, в-третьих, соберём средства для мямяликов, чтобы они могли хорошо в городе устроиться и обосноваться, - поддержал Узнавать своего друга.

И закипела работа!

Вскоре нарисовали и установили все рекламные щиты, достали вертолет для мямяликов. Затем нужно было вместе с мямяликами придумать сногсшибательнвй сценарий, распределить роли между братьями и очень долго и очень серьезно репетировать.

И труд глаголов не прошел даром. Возле щитов с утра до ночи толпились познавайки. Они оживленно обсуждали это событие, шумели, смеялись, спорили друг с другом. Всем хотелось, чтобы в их городе случилось что-то интересное, исключительное и невероятное, чтобы это вошло в историю страны Познавайки.


И вот наступил этот ответственный день и час. Существительных мямяликов привезли на вертолете и доставили в самый большой дворец - Дворец Правописания.

И шоу началось! Мямялики танцевали под дискомузыку, изображая свои правила. Пели баритоном рок-песни под сопровождение электрогитар и ударника. К делу приобщили даже балалайку. Под нее на бис мямялики исполняли свои национальные частушки.

Зал ревел от восторга!!! У зрителей от аплодисментов и оваций начинали болеть и опухать руки и уши, а от обильной и разнообразной светомузыки глаза зрителей стали сверкать и искриться!

А когда артисты запели гимн мямяликов, то весь зал встал и начал дружно им подпевать. И песня эта гремела на весь город Орфографус!

А глаголы Узнавать и Интересоваться были горды собой. Ведь они сделали доброе и нужное дело: вся страна Познавайка железно выучила правила разносклоняемых существительных мямяликов. И мямялики были приняты в большую семью познаваек, потому что победила Дружба!!!


Ирина Лопатюк


* * *


В одной деревне жили–были 10 братьев и их отец. У каждого из братьев было свое назначение: Бремя носил дрова и прочие тяжести, Время следил за временем, Вымя доил корову, Знамя каждое утро поднимал флаг, Имя давал всем имена и прозвища, Пламя разводил огонь, Племя помогал отцу следить за порядком, Семя ухаживал за огородом, Стремя занимался лошадьми, Темя планировал хозяйство, а отец Путь дома бывал редко. Он ездил на рынок и делал необходимые покупки. Жили они дружно и счастливо, потому что у каждого было свое дело.

Саша Зайцев.


* * *


В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. Вскоре родился у него сын – Иван-царевич. Рос он не по дням, а по часам, и вырос большим богатырём.

Заболел царь и говорит сыну: «Слышал я, что есть на белом свете не яблоко и не груша, не арбуз и не дыня, а плод, который, если его съесть, вернёт молодость и вылечит от всех болезней. Принеси мне его.»


Идёт Иван-царевич на конюший двор, выбирает коня неезженого, уздает узду неузданную, берёт плётку нехлёстанную. Собрался и поехал. Ехал он, ехал, вдруг напала на него тоска нестерпимая, дремота непреодолимая. Лег Иван-царевич под деревом и заснул. Проснулся и увидел: очутился он в столице государства, а король этого государства – грозный Пламя. Иван-царевич увидел это на знамени, которое развевалось над столицей. Хотел Иван-царевич выйти из столицы, но стражник сказал ему: «Я тебя выпущу, если ты с поклоном перечислишь имена царских братьев и сестёр и двоюродного брата.» Отвечает царевич с поклоном: «Бремя, Время, Вымя, Знамя, Имя, Племя, Семя, Стремя, Темя и Путь». Выпустил его стражник, и поехал царевич дальше. Вдруг видит: терем – не терем, избушка – не избушка, сарай – не сарай. Вошёл он туда, взял плод и поехал домой. Царь съел плод и помолодел. Стали они жить-поживать да добра наживать.


Юрий Пономарёв.


* * *


Однажды шли по парку Точка и Запятая. Мимо них пробежал Вопросик. Потом прошло Двоеточие. За ними прошла группа букв. Тут они увидели Восклицайку и спросили, куда все так торопятся. Восклицайка ответил: «Все бегут на представление в театр, там будет сам Алфавит III!» Точка и Запятая пошли в театр. Когда они пришли и заняли места в зале, пришел Алфавит III. За ним приплелся и король страны Мя–мя Параграф II. Когда все уселись, началось представление. На сцену вышел Мягкий знак и стал читать стихотворение:

Нет пламя в печи,

Не идет из трубы дым.

Не успел он договорить, как Параграф III вскочил и закричал: “Нарушитель! Оскорбление подчиненных короля карается по Закону, статья II уголовного кодекса Лингвистики и Мя-мя тоже!». Король Лингвистики, Алфавит III, добавил: «Ты опозорил свою страну! Стража, взять его!» Бедный мягкий знак! Его посадили в самую страшную тюрьму Лингвистики, заставили выучить имена придворных короля Мя-мя и просклонять их. Вот так закончилась эта история для Мягкого знака. Точка и Запятая были очень огорчены.


Алеша Черных



* * *


В русском языке есть страна Мямяляндия, в которой живут десять родных братьев и один двоюродный. Их имена: Время, Вымя, Бремя, Знамя, Имя, Пламя, Племя, Семя, Стремя, Темя и Путь. Путь был царем и правил своим царством справедливо.

Однажды пришел к Пути его брат Время и говорит: «Дорогой наш царь Проверятель Путь, тут один мальчишка буквально оскорбил меня. Он неправильно произнес мое имя. Он сказал: «Сколько время?».

- Ведите ко мне этого самозванца, и все соберитесь здесь, - приказал царь.

Вскоре мальчика привели к царю.

- Мой достопочтенный брат Время сказал, что ты оскорбил его имя. Так ли это?

- Да, - откровенно сказал мальчик.

- Разреши я обожгу его! – вскипел пламя.

- Постой! Остынь! – сказал царь Пламени.

- Просклоняй Время правильно - сказал Путь мальчику.

- Сколько время?

-Подумай и попробуй еще раз, а то всю жизнь будешь писать имя моего брата Время. Я даю тебе еще один шанс.

- Сколько времени, - после долгой паузы сказал мальчик

- Вот теперь правильно, - сказал царь, - хвалю.

И с тех пор никто не стал делать ошибок в этих словах, так как боялись ошибиться и потом всю жизнь писать то слово, в котором ошиблись.


Антон Вакуленко.


* * *


На планете Русский язык, в царстве Мя-мя, жил король по имени Время. У Времени было очень мало родственников. У него была жена, звали ее Имя. Царь Время был очень богат. Он захватил много племен. Время очень любил балы. Он часто устраивал у себя балы, маскарады и концерты. На свои концерты он приглашал только почетных гостей - самых лучших друзей. В это число счастливчиков входили Генерал Бремя со своей женой Вымя и дочерью Пламя, Великий полководец Стремя, профессор Семя, короли Темя и Пламя.

А еще у короля Время и у его жены Имя был сын Путь. Он очень любил путешествия и странствия. Путь был красив. У него было много поклонниц, но ему не нравился никто.


Однажды царь Время и его жена Имя поехали в магазин обновлять свой гардероб. Поскольку наступила зима, они много примеряли вещей, но им ничего не понравилось. Возвращаясь домой, на прилавке одного магазина они увидели заманчивое пальто. Имени понравилось пальто, и она его купила. По пути домой они зашли в кафе и попили вкусного какао. Вернувшись домой, они долго отдыхали. После отдыха царь Время с царицею Имя должны были поехать в древнее Конго проводить медовый месяц. Хоть они уже были женаты пять лет, но по деловым обстоятельствам никак не могли провести медовый месяц. И тут Времени объявили, что у него в царстве появились ужасные нарушители порядка: Зазнайка Маша, Зазнайка Вася, Забияка Марина, Непоседа Игорь, Забияка Паша и Непоседа Лера. Царь подскочил от ужаса, начал метаться по дворцу и ругаться, но, к счастью, все обошлось.

Валерия Зезюлинская




Удивительное путешествие.


Однажды вечером, как обычно, я легла спать и почувствовала, что мне холодно и я лечу. Когда я открыла глаза, то увидела странную картину:на сине-фиолетово-розовом фоне сидят дети. Кто так же, как и я, в пижаме, кто с зубной щеткой, а кто вообще в шубе. Все молчат и удивленно смотрят друг на друга.

-Где мы? Сколько время? –спросила я.

-Сколько время?! - закричал вдруг появившийся откуда-то маленький человечек-Ты у меня за это попляшешь! Ты хотя бы знаешь, почему сюда попала?

-Конечно, какой-то злодей решил надо мной подшутить.

-Нет, ты сюда попала потому, что не учила правила великого русского языка.

-Ну и что?

-А ничего, тебе предстоит пройти по этой дороге и исправить все ошибки, а то ты останешься здесь на всю жизнь.

Человечек хлопнул в ладоши - и на всех детях появились красивые костюмчики.

-Нет, я не пойду, мне будет скучно!

-Скучно тебе не будет, у тебя будет компания, ведь ты не одна не хотела учить параграфы 32, 33, 34 и 35.


Тут все исчезло, и остались только я и девочка. Ее звали Поля.

Вдруг перед нами появился мальчик и сказал:

-Меня зовут Путь, я сын царя Пламя. Давайте играть.

-Давайте.

-Вы не сойдете с места, пока не назовете десять моих родственников на - мя.

-Как это мы не сойдем?

Мы попытались уйти, но у нас ничего не вышло.

-Ладно, - начала я ,- я помню слова бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя и племя и… и… больше не помню.

-А я вообще не помню, - сказала Поля. - Хотя…семя, стремя и… и… темя!

Мальчик исчез, и мы пошли дальше. И вдруг мы увидели плачущего шимпанзе с бантиками и в юбочке.

-Что ты плачешь?

-А как же мне не плакать, ведь я – он , а одна ученица сказала, что шимпанзе красивая. Теперь, пока не исправят ошибку, я останусь ею.

-Это я так считала ,- сказала Поля.

-И я, но мы ведь правила не помним. Мы сели рядом и стали думать.

-Вспомнила! - сказала я. – Несклоняемые существительные, обозначающие животных, являются существительными мужского рода.

И в этот момент у шимпанзе вместо юбочки появились шортики, а вместо бантика - шляпа .

Вдруг потемнело и стало холодно. Я закрыла глаза, а когда открыла их, то оказалось, что я в постели. Так это сон?!

Но тут в руке я обнаружила бантик, который был на шимпанзе.


Оля Миронова

ПРАВОПИСАНИЕ НЕ


* * *


У Насти в ненастье случилось несчастье.

Не очень- то кстати, не в лад, невпопад,

Не вовремя встряла она в разговор.

Нестрашный был вынесен ей приговор:

Ты, Настя, невежа, тебе невдомек,

Учитель недаром давал вам урок!


Надеюсь, исправишься ты, несомненно,

И вежливой станешь тогда непременно.


Анна Кулякова


* * *


Далеко-далеко, за пятью океанами, находится сказочная страна, о которой мы даже не подозревали. Не учили ее местоположение по географии, ее прошлое по истории и не думали о ее будущем, лежа на спине под телевизором, хотя только от нас самих зависит ее судьба и судьба ее жителей.

Жила-была в этой стране загадочная и непредсказуемая красавица “Не”. Все шло хорошо. “Не” была и приставкой, и частью корня, и предлогом. Она дружила со многими словами. Некоторые даже не могли жить без нее.

Но вдруг в страну, как снег на голову, свалился двоечник. Он выглядел, как Оборвайка из племени Прыг-Дрыг. Шаровары с узором “Рваная дырочка” свисают до пола. Туфли с кое-как завязанными шнурками. Футболка серо-буро-малинового цвета, кепка с надписью “Учителя на мыло!”, крыса на поводке по кличке Хряпчик, торчащие во все стороны волосы и выпученные глаза.

Всякий, на кого падал этот леденящий душу взгляд вытаращенных глаз, приходил в ужас от такого зрелища и торопился побыстрее пройти мимо.

И тут грозный взор двоечника упал на хрупкую и незащищенную “Не”. Она несмело переходила с одной страницы на другую, не подозревая об опасности. А у двоечника в голове зрел недобрый план: изменить правила этой страны. Он похитил “Не” у одних слов и поставил её к другим словам. Результат был ужасным: в городе начался полный хаос. В зоопарке слонялись неслоны
и нетигры, а глазели на них поседы и дотепы.

Все слова, приставки, суффиксы взмолились о помощи. Моментально отреагировала оперативная служба спасения “Оганесян”. Три дня и три ночи трудился Виктор Альбертович: исправлял красной ручкой ошибки и учил двоечника правописанию “Не” с существительными, прилагательными и наречиями. И только тогда в стране воцарился полный порядок и спокойствие.


Вот и сказке конец, а кто выучил правило – молодец!


Денис Жбанков

* * *


Жили-были в государстве орфограмм множество слов, но среди них жило существительное Правда, которое постоянно говорило правду, и жила частица Не, которая всё отрицала.

Правда и Не часто ссорились. И вот однажды Правда и Не поругались. Не сказала:

-Я буду употребляться, когда хочу и как хочу.

На что Правда воскликнула:

-Это не правда, а ложь! Такого не может быть!

-Может, - сказала Не, - потому что я так хочу.

С тех пор со всяким, кто спорит с Не, она пишется раздельно.

Саша Петрик.


* * *


В очень древней стране Лингвистике, в городе со славным названием Морфология, жили-были частица не, существительные, прилагательные и наречия.

Жители этого города всё делали вместе и никогда не расставались. Но один раз к ним приехало противопоставление с союзом а и сказало: «По законам нашей страны в каждом доме, где будет появляться противопоставление с союзом а, не должно на время разойтись с существительным, прилагательным или наречием».

И больше не было беспорядков в том городе.


Владислав Пушкин.


ПРИ-, ПРЕ-



* * *


В один прекрасный день встретились приставки Пре и При и поспорили, у кого больше слов. И решили они устроить словесную дуэль. Пришли они в назначенный час в назначенное место, присели на пенёк. И говорит приставка При:

-Я вот какие слова придумала: приморский, прибитый, пришкольный. Вот сколько у меня слов!

-А у меня всё равно больше! – сказала приставка Пре. - Препятствие, предатель, прелестный, преграда, премудрый, превесёлый, пречудесный, презабавный.

И сколько приставка При не придумывала, ничего не приходило в голову. Пре и не предполагала, что у неё будет преимущество. Пре сказала При:


- Ты не расстраивайся, давай дружить!

Итак, приставки Пре и При стали прекрасными друзьями. Они каждый день приходили в превосходный парк, в котором были прелестные цветы, прескрипучие качели.


Виктория Стыссь


* * *


Брат и сестра, буквы И и Е, хотели попасть на пикник к своим родственникам, буквам А и О. Чтобы не опоздать, им надо было пройти через большой город Пре-при. Сначала они вошли в район При и увидели нечто страшное. Одни жители приближались друг к другу и присоединялись. Другие же находились поблизости и выполняли все не до конца, а только чуть-чуть.

Разговаривать в этом районе было тоже очень трудно: все слова должны были начинаться только с приставки при-.

Брат и сестра оказались в большой опасности, потому что здесь строго наказывали за невыполнение законов.

Когда Е побежала за мороженым, И закричал: «Е, вернись!». Е поняла, что беспокоит брата, и сказала: «Мы придумали приобрести мороженое».

Затем они притопали в район Пре. Здесь герои были поосторожнее. И сразу все понял, ведь он знал, что приставка пре- пишется только тогда, когда слово близко по значению к слову очень или к приставке пере-. И быстро объяснил это сестре. Умная Е все поняла и спросила у Преграды, куда им нужно идти дальше.

Преграда указала путь в район Исключений, где были особенно строгие законы. Попасть в этот район можно было, правильно написав слова: прЕкратить, прИобрести, прИмирять, прЕодолеть и прЕвратить.

Все было бы хорошо, но И сделал одну ошибку. За это его посадили в темницу и назначили выкуп: 4 словосочетания «Не верь ушам своим». Слова были очень похожи, но писались по-разному. ПрЕтворить мечту и прИтворить дверь, прИбывать вовремя и прЕбывать в здании. Действительно, трудно, но Е любила брата и быстро справилась с заданием. Преодолев все препятствия, брат и сестра прибежали на пикник вовремя.

Дима Афанасенко



НЕСКЛОНЯЕМЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ


* * *


Давным-давно была страна слов, в которой жили имена существительные. Грустная это была страна: каждое слово было само по себе, никак не изменялось, никогда не улыбалось и с другими словами не дружило. Однажды пришел в эту страну мудрец. Увидел, что невесело живется словам, и предложил им свою помощь. Тем словам, которые приходили к нему, мудрец дарил новые окончания, учил склоняться по падежам и изменяться по числам. Радовались слова, они теперь могли изменяться и дружить друг с другом. Решили имена существительные объединиться в три группы, которые назвали склонениями.

Но некоторые слова не пошли к мудрецу, не захотели менять окончания и решили не склоняться. Так образовалась группа несклоняемых имен существительных.


Екатерина Чернышова


* * *


Жили-были в стране Морфология Двоеточие, Тире и Кавычки. Жили они дружно.

Решили они как-то отправиться в республику Существительное. Дорога была трудная. Друзья чуть не увязли в чернильном болоте, чуть не расплылись в ученических слезах. Наконец дошли они до этой республики. Завернули в первое селение. Оно называлось Несклонямрода. В нем жили несклоняемые имена существительные. Но совсем недавно там начался переполох. В этой местности появилось слово Кофе. Оно утверждало, что слово Пенальти - его брат. Никто этому не поверил.

Тире и его друзьям жалко стало слово Кофе, и они решили ему помочь.

Ребята! Помогите знакам доказать, что слова Пенальти и Кофе – братья!

Антон Выходцев


Он обязательно вернется!

В один чудесный солнечный денёк в кафе на центральной площади города Осло встретились мои любимые писатели: Антуан Сент-Экзюпери и Астрид Линдгрен. Экзюпери, как истинный джентльмен, заказал даме легкий салат из кольраби, устрицы, и за чашечкой кофе они повели неспешный разговор.


- Милый Антуан! - сказала миссис Линдгрен. -Как поживает Ваш чудесный Маленький Принц? Я так волнуюсь, застал ли он в живых свою Розу?

- Ах, мадам, хотел бы я это знать! Но Маленький Принц не прислал мне весточку! - голос Антуана дрогнул.

Старый музыкант в кафе медленно перебирал клавиши пианино, такси у входа призывно мигало зелёным огоньком. Капли дождя монотонно стучали по стёклам, и движение по широкой авеню постепенно затихало. Эскимо таяло в вазочках редких посетителей.

Вдруг все ясно услышали звон колокольчиков и, словно в кино, прямо из воздуха появился мальчик. Фойе осветилось мягким светом, розовые фламинго и крохотные колибри заполнили помещение звуками тропического леса. В руках мальчик держал глиняный горшок, из которого горделиво выглядывала красавица Роза. Вокруг шеи мальчика было завязано кашне из космического тумана, полы его пальто искрились звёздной пылью, а глаза Маленького Принца (а это, конечно, был он) сверкали.

- Здравствуйте, а вот и я! - сказал он, и звон колокольчиков привёл в восторг посетителей кафе.

- Ты вернулся! - счастливый Антуан, словно мальчишка, прыгнул от восторга так высоко, что ему позавидовал бы австралийский кенгуру.

- А как ты думал?! - сердито воскликнул Маленький Принц. - Знаешь ли ты, что из слёз, которые пролили маленькие девочки, их мамы и бабушки над печальным концом твоей повести, образовалось пресноводное озеро Онтарио и впадающая в него река Рени!

- Мадам, - Маленький Принц обратился к Астрид Линдгрен, - я прошу Вас, не повторяйте ошибки Антуана! Пусть каждая Ваша книга заканчивается словами: «Он обязательно вернётся!»

- Обещаю! - воскликнула писательница.


…И тут я проснулась. Мне не хотелось верить, что это - сон. Я взглянула на подоконник: на нём стоял глиняный горшок с горделивой Розой.

Наташа Костандова.