litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3 4
Вопрос 1.


Предмет и задачи курса «СРЛЯ»

Курс «Современный русский литературный язык» содержит научную характеристику русского литературного языка на современном этапе его развития. Началом этого этапа принято считать время творчества А. С. Пушкина. XIX в. можно считать первым периодом развития современного русского языка. С конца XIX в. до нынешнего времени – второй период. Таким образом, хронологическими рамками современного русского языка принято считать почти два века.

Русский язык в его современном состоянии включает в себя элементы как общенациональные, так и территориально ограниченные (диалекты), социально обусловленные (профессиональные), функционально замкнутые (жаргонные). Основой современного русского литературного языка является литературный язык, система норм которого считается общеобязательной, закреплённой.

Задачи курса СРЛЯ:


  1. дать студенту-филологу знание всех основных норм и выработать умение оценивать факты речи применительно к этим нормам;

  2. подготовить студента к преподаванию русского языка, ориентировать на решение основных задач школьного курса русского языка;

  3. подготовить его к сознательному восприятию и оценке общественно-речевой практики;

  4. подготовить его к ведению популяризаторской работы в области культуры русской речи;

  5. привить будущему филологу элементарные навыки научной работы в области русского языка.

Содержанием курса СРЛЯ является всестороннее изучение слова:

А) значение и употребление слов – лексика, а также устойчивых по составу и неделимых по смыслу словесных комплексов – фразеология;

Б) звуковой структуры и реального звучания слова – фонетика;

В) правил произношения – орфоэпия;

Г) буквенной передачи звукового состава на письме и правил написания слов – графика и орфография;

Д) структуры слова и правил словопроизводства – морфемика и словообразование;

Е) форм и грамматических категорий слов – морфология;

Ж) правил соединения слов и построения из них словосочетаний, предложений и более крупных речевых образований – синтаксис.

СОВРЕМЕННЫЙ. Значение слова «современный» обозначает условную хронологическую привязку во времени – что считать «современным языком». При всей условности этой привязки, все же есть весьма точный объективный критерий в «голове» носителей языка – «современным будет язык с того момента времени, с которого мы начинаем тексты понимать без словаря. В этом плане для англичанина – это эпоха Шекспира (17 век), для немца – Гете (18 век), а для нас – начало 19 века (Пушкин). Конечно же, язык со времен Пушкина претерпел изменения: но мы не будем брать изменения лексики – самой лабильной системы любого языка. В сфере грамматики и в меньшей степени – фонетики – язык в целом остался неизменным. Хотя и здесь можно дифференцировать понятия современный – в широком смысле мы локализуем его с 19 века, а в узком смысле – нельзя не учесть революционных сдвигов в языке начала 20 века: можно говорить и о том, что «современный» язык – это лишь язык, начиная с начала XX века.

РУССКИЙ. Существует два типа определения «русскости» – синхронический и диахронический. Синхронически русский язык – это некий общий язык для жителей разных территорий, которые, говоря даже на диалектных и социальных разновидностях языка, отождествляют свою речь и понимают чужую как русскую – являются русофонами (вспомним понятие психоглоссы). В этом смысле даже такие далекие диалекты, как северорусский и южнорусский, рассматриваются как принадлежащие к общему языку-основе, или, как говорилось к курсе ОРЯМ, к общерусскому языковому типу, а украинский и русский – разные языки (опять же в диахронии было не так – в 13-14 вв. русский и украинский были лишь диалектами общего древнерусского языка). В данный момент русский язык живет в двух ипостасях – русский язык метрополии и русский язык диаспоры, который характеризуется все же некой спецификой. Диахронически понятие «русский» связано с его местом в генеалогической классификации и его историческими судьбами. Русский язык принадлежит к индоевропейской семье языков, славянской ветви, восточнославянской группе (куда помимо его, входят украинский, белорусский и мертвый – древнерусский языки). Исторически же мы можем употреблять понятие «русский язык» лишь применительно к 14-15 в. в связи с началом образования государства Московского. До этого он недифференцированно входил, наряду с украинским и белорусским, в древнерусский язык в качестве его диалектов.


ЛИТЕРАТУРНЫЙ. Понятие литературного языка – центральное понятие в синхроническом описании. Что такое литературный язык? Во-первых, это понятие нужно отличать от языка литературы (поэтому термин неудачен – многие предлагают говорить о нормативном языке или о кодифицированном языке). Это связано с тем, что центральное понятие литературного языка – это его нормированность. Просто в специфической ситуации именно с русским языком обработка и нормализация языка осуществлялась в истории в основном художественной литературой (но это не обязательно – в Др. Греции, в Англии – эту роль выполняла деловая речь, в Др. Риме – публичная риторика).


Вопрос 2

Русский язык в современном мире

Русский язык относится к семье индоевропейских языков, к группе славянских языков, к восточной подгруппе. На русском языке говорит 0,5 миллиарда человек. В мире приблизительно 150 млн. считают его родным, это один из рабочих языков ООН (+англ., франц., кит., испанск., арабск.) С 1967 г. действует международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ) – для распространения русского языка в мире и совершенствования его преподавания иностранцам.

Русский язык принадлежит к числу широко распространенных языков мира и удовлетворяет языковые потребности не только русских, но и людей других национальностей, живущих как в России, так и за ее пределами. Всего же, по данным международных организаций в восьмидесятые годы XX века русский язык изучали почти в 100 странах мира и владели им в той или иной степени около полумиллиарда человек.

В СССР русский язык был признан языком межнационального общения, но статуса государственного языка не имел. Лишь в 1990 г., незадолго до распада СССР, был принят Закон «О языках народов СССР», придавший русскому языку статус официального языка СССР.

В некоторых странах русский язык стал вторым государственным языком (наряду с белорусским в Белоруссии) или официальным языком (например, в Казахстане). Хотя и медленно и с большим трудом, но начинают возрождаться центры русской культуры и в странах дальнего зарубежья.


Вопрос 3+4

Фонетика как раздел курса «СРЛЯ». Предмет и задачи фонетики СРЛЯ


Фонетика – это 1) вся звуковая система языка (прежде всего звуки, но также фонетические чередования, различные виды ударения, интонация, мелодические типы и другие единицы); наука о звуковой стороне языка, изучающая звуки речи, способы их образования, правила и способы их сочетания, изменения в речевом потоке, единицы членения речевого потока, роль звуков в функционировании языка как средства общения людей.

Разделы:


  • Общая фонетика – изучает способы и характер образования звуков в разных языках мира и на основе такого изучения вырабатывает понятие об общих законах звучащей речи, о природе гласных и согласных, о возможном строении слогов, о типах ударения, о функционировании звуков в языке как средстве общения.

  • Экспериментальная фонетика – осуществляет как метод наблюдения, так и инструментальные исследования; изучает строение речевого аппарата, его использование в разных языках при образовании звуков речи, закономерности изменения звуков в речевом потоке, устанавливает классификацию звуков, а также общие принципы членения звукового потока на звуки, слоги и более крупные единицы.

  • Описательная фонетика – изучает звуковую систему конкретного языка или диалекта на определённом этапе его исторического развития. Представляет звуковую систему как синхронную, но вскрывает те явления, которые отражает её прошлое и те, которые прогнозируют её будущее.

  • Сопоставительная фонетика – изучает звуковую сторону 2х или нескольких языков, основываясь на описательных фонетиках, и устанавливает сходства и различия сопоставляемых языков по составу звуков, по их распределению в потоке речи, по их изменениям.
  • Историческая фонетика – устанавливает пути исторического развития звуковой системы, изучает явления, характеризующие фонетику языка в его прошлом и процессы, определяющие изменения в фонетике, произошедшие подчас в очень отдалённые от современной эпохи времена (из памятников письменности).


Звуковые единицы не обладают значением, но выполняют строительную и смыслоразличительную функции. Виды:

  • Линейные (сегментные) фонетические единицы – располагаются в речевом потоке последовательно (звуки, слог, фонетическое слово, такт, фраза). Они являются первичными, основными.

  • Нелинейные (суперсегмегнтные) единицы – ударение, интонация, мелодика – не существуют вне линейных, они словно накладываются на линейные.

Линейные единицы связаны между собой количественными отношениями (звук→слог→такт→фраза). Между ними существуют качественные различия: единство фразы создаётся интонацией, единство такта – ударением, единство слога – волной сонорности, единство звука – его относительной акустической и артикуляционной однородностью.

Основное свойство фонетических единиц заключается в том, что они в сильнейшей степени зависят друг от друга.

Связь с другими разделами: орфоэпия, грамматика (фонетика представляет собой звуковую форму, в которой представлена грамматическая система языка), лексика (фонетические единицы способствуют распознаванию разных значений слов), графика и орфография (фонетика отражает правила чтения букв).

Методы изучения фонетики:

  1. Метод непосредственного наблюдения и самонаблюдения – посредством слушания своей речи и речи окружающих сопоставляются звуки и устанавливаются их различия, а путём анализа собственных мышечных ощущений определяются способы образования звуков.

  2. Инструментальные методы:

А) Акустические – звукозапись, спектрометрия, спектрография, осциллография.

Б) Артикуляционные – кино- и фотосъёмка, а также рентген и кинорентген.

В) Социофонетические – использование анкет и вопросников.


Вопрос 5

Три аспекта изучения фонетики

Фонетика может изучаться в разных аспектах в зависимости от того, с какой точки зрения рассматривается звук:


  1. звучащая речь является функцией ЦНС, которая управляет и органами произношения, значит её невозможно рассматривать вне человеческого организма, а отсюда вытекает анатомо-физиологический или биологический аспект её изучения;

  2. наша речь является речью звуковой, а значит как и всякий другой звук в природе она имеет акустический или физический аспект;

  3. наша речь служит целям общения, выражению мыслей, из чего вытекает самый главный лингвистический или функциональный или социальный аспект.



Анатомо-физиологический аспект

Произносительный аппарат – это система органов, принимающая участие в создании речи. Координированная работа речевого аппарата называется артикуляцией.

Речевой аппарат:

  1. органы дыхания, подающие воздушную струю, необходимую для образования голоса и звуков речи: диафрагма (перегородка между брюшной и грудной полостью); лёгкие (лёгочные альвеолы и бронхиальные ветви, которые ведут к трахее); трахея или дыхательное горло, которое заканчивается гортанью;

  2. гортань – голосообразующий орган: перстневидный хрящ, щитовидный хрящ, пирамидальные или черпаловидные хрящи, голосовые связки и между ними голосовая щель;

  3. надгортанные полости – звукообразующий орган: полость глотки (фарингс), в которую входят носоглотка и зев; Здесь происходит образование некоторых звуков, а также может выступать в роли резонатора, в образовании тембра гласных;

  4. полость рта: язык, зубы, губы, твёрдое и мягкое нёбо, нёбная занавеска, маленький язычок (увула); играет самую существенную роль при образовании звуков речи, поскольку здесь находятся подвижные речевые органы;

  5. полость носа – неизменяющийся резонатор.

Активные органы речи: губы, язык мягкое нёбо с маленьким язычком, стенки глотки, голосовые связки, нижняя челюсть.


Пассивные органы речи: твёрдое нёбо, альвеолы, зубы, носовая полость, верхняя челюсть.

3 фазы артикуляции:


  1. приступ (экскурсия) – исходное положение, которое органы речи принимают для начала артикуляции;

  2. выдержка – собственно произнесение слова;

  3. отступ (рекурсия) – органы возвращаются в исходное положение.

У звука существуют голосовые источники – голосовые связки, и шумовые источники – следствие преодоления преграды.

Для образования звука в артикуляционном плане нужна: сила, порождающая звук (воздушная струя). Аппарат, порождающий звучание или фонацию (голосовые связки), модификационный аппарат (надгортанные полости), воздушная струя, в которой мы услышим звук.

Акустический аспект

Звук – это колебательное движение воздушной среды, которое является результатом колебательного движения упругого тела (связок), и в то же время это наше слуховое ощущение, вызываемое механическим колебанием окружающей среды.

Качественные характеристики звука:

  1. высота (частота) характеризует его мелодику – частота колебаний упругого тела в единицу времени;

  2. сила (интенсивность) – связана с амплитудой колебаний звуковой волны. Сила звука связана с типом ударения, называемого силовым или динамическим.

  3. тембр – результат совокупности основного тона и обертонов, то есть результат сложных колебательных движений, дающих звуковую волну.

Обертоны – дополнительные колебания частей тела.

Тембр связан с гармонической или формантной характеристикой звуков. Форманты – это области усиления частот.

Резонанс – явление, которое возникает в связи с тем, что всякое упругое тело имеет свой собственный тон и если его поставить рядом с другим звучащим телом, то оно в свою очередь начинает звучать. Резонаторы – полые тела различной формы и объёма с отверстием.


Количественная характеристика звуков – длительность (протяжённость во времени). Виды:


  • абсолютная – длительность, связанная с темпом речи (чем выше темп, тем короче длительность),

  • относительная: фонетический тип (в зависимости от ударения, положения звука в слове перед тем или иным согласным, его места в слове) и фонологический тип (если долгота их краткость фонем их относительный признак).

Измеряется в миллисекундах.

Человеческое ухо воспринимает звуки частотой от 16 Гц до 20000. Человеческая речь имеет частоту от 80 до 360 Гц.

Это наиболее новый аспект изучения.

Лингвистический / функциональный /социальный аспект

Язык – это средство общения, а звуки -0 та форма, при помощи которой это общение осуществляется.

Звуки языка надо рассматривать не только как некое акустическое и физиологическое явление, но вместе с тем и как лингвистический факт. В этом плане рассматривается звуковое учение о фонеме.

Лингвистический аспект возник в 70-е гг. XIX в. Термин «фонема» был введён для обозначения звука, который очень значим в механизме языка (в процессе коммуникации). Язык - это абстрактно существующая система возможностей, которые даёт язык. В этой связи противопоставляются звук и фонема.


Вопрос 6

Учение о фонеме. Звук, фонема, буква.


1) Существуют 4 периода изучения фонемы.

1 период. 70е годы 19 в ( Л. Аве, Ф.д. Соссюр) С целью отличия фонемы от звука как более общего и абстрактного понятия от реально произносимого. Одновременно с французскими лингвистами. Противопоставление общественной физиологии звуков речи и их морфологического употребления было осущ., Б.д. Куртунэ в 1870-1871 г в работах по древнепольскому языку и общему языкознанию. В р.я. термин впервые употребил Крушевский в 1881-1894г.


2-В 1879-1916 г. Куртунэ, Крушевский и Щерба впервые формулируют главные категориальные отличия фонемы от звука.

3-Соссюр, Трубецкой, Сеппир и Блумфильд. На 1й план выходит различительный характер фонемы

4-учения МФШ и ЛФШ.


2)Фонема по Бодуэну дэ Куртунэ во 1х сложная единица, во 2х – состоит из элементарных свойств.

Данная совокупность элементарных единиц функционирует в языке как неделимое целое. Фонема выступает как член корреляции. Фонема это отвлеченность – результат языкового обобщения реальных звучаний. Эти реальные проявления имеют антропофоническую природу.

Ф. у Бодуэна выступает как конструктивное понятие, как нечто постоянное (инвариант) плоскости множества вариантов произносимых и слышимых.

3)Трубецкой отбрасывает такое понимание фонемы. В своей работе «Основы фонологии» 1932 г. Он писал что фонема это функция звука. Это функция смысловая, а не артикуляционная и не психическая. Ф. – смыслоразличительная функция коммуникативной сущности языка. Ф. – это совокупность фонологических сущ-х признаков свойственных данному звуковому образованию. Трубецкой понимал ф.. как наименьшую единицу речевого потока, функционирующую не как артикуляционно-акустическое образование, но как структурно, дистинктивную экспликацию (выявление) строго определенного рода звуковых вариаций для которых она является нейтрально образованным и активно порождающим принципом.

4)Реформатский: Фонема – минимальная единица звукового строя языка служащая для складывания и различения значимых единиц языка, морфем слов, предложений. Фонема не является простейшим элементом т.к. состоит из признаков сущ-х одновременно. Ф. – не физический звук. Не представление о звуке, не его психический эквивалент.

В современной фонологии представлен целый спектр различных мнений о фонеме, которые могут быть взаимоисключающими. Ф., понимается как реальность и как единица метаязыка. Она рассматривается как психологическая реальность в концепции Бодуэна и как физическая реальность в трудах Блумфильда и Щербы.


С точки зрения современной структурной теории языка, каждому уровню языков соответствует особая функция.

Основные задачи фонетика и фонологии:

1 решение проблемы выделения фонетики и фонологических единиц

2 определение функций звуков, как единиц фонетики и фонем как единиц фонологии.

3 выявление механизма их взаимоотношений (ед., фонетики – звук, аллофон, ед., фонологии – фонема)

5)Белошапкова:

Ф., - кратчайшая звуковая единца языка, обладает способностью различать звуковые оболочки разных слов и морфем.

6)Шанский:

Ф., - ед-ца звуковой системы языка, которая может самостоятельно различать словоформы данного языка противопостав., другой фонеме в тождественного фонологической позиции.

Фонема и звук:

Ф. – сущность, звук – явление. Ф. – единица языка, звук – единица речи. Ф. – абстрактна, звук – конкретен. Ф. – инвариант, звук – вариант. Ф. – дискретна, звук – не дискретен и Ф. – конечна, звук не конечен.

Звук – в акустич., аспекте – колебательное движение воздушной среды, которое является результатом колебательного движения упругого тела (связок) и в тоже время, наше слуховой ощущение вызываемое колебанием окр., среды.


Вопрос 7

Фонологические школы


МФШ – Реформатский, Кузнецов. Аванесов, Сидоров, Панов

ЛФШ – Щерба, Крушевский, Матусевич, Бондарко, Вербицкая

Обе школы понимают фонему как кротчайшую смыслоразличительную ед-цу языка, служащую для различения материальных звуковых оболочек слов и морфем.

В современной науке о русском языке высказываются различные точки зрения по вопросу о сущности фонемы и ее признаках. Несовпаде­ние взглядов наблюдается прежде всего в оценках фонемы, выдвигаемых представителями ленинградской и московской фонологических школ.

Ленинградское представление о фонеме исходит из того, что в языке звуковая его сторона обладает известной автономностью. Фонема относится целиком к звуковой стороне. Л.,фонологическая школа опирается на идеи Куртунэ – считает фонему единицей самостоятельной. С точки зрения представителей ленинградской школы, фонема — это звуковой тип, который существует самостоятельно, независимо от звуковых оболочек слов и морфем. Этот звуковой тип объ­единяет отдельные звуки по их физиолого-акустической близости и сам по себе способен различать значения слов и морфем. Функции фонем отрываются от образования мор­фем, в результате чего фонология и морфология изолируются друг от дру­га в функциональном плане.


Щерба первым предположил, что фонема является представлением, которое может дифференцировать слова и их формы. Различительная функция – важнейший признак фонемы.

Когда фонема совпала с морфемой (один смысл) её можно выделить в других словах, где она имеет другой смысл.

Вода |vada| - фонематическая транскрипция [v۸da] – фонетическая транскрипция.

Фонема минимальная, не членимая единица, потенциально наделённая смыслом. Произнести фонему нельзя. Мы произносим аллофон фонемы. (3е – правило остаточной неделимости)

Для представителей московской фонологической школы (Р.И. Аванесов, А.А. Реформатский, В.Н. Сидоров, П.С. Кузнецов и др.) звуки речи являются особого рода знаками, "при помощи которых различаются слова языка, точнее звуковая оболочка слов... Таким образом, фонема является минимальной звуковой единицей, которая может различать звуковую обо­лочку разных слов".

По мнению сторонников московской фонологической школы, "фонемы в языке не существуют изолированно, но всегда употребляются в ряду других фонем. В зависимости от различных фонетических условий... фо­немы изменяются в своем качестве, образуя закономерные ряды своих разновидностей. Благодаря этому образуется характерная для каждого языка звуковая система". Важно подчеркнуть, что в противоположность взглядам ученых ленинградской школы, считающих, что фонема изолирована от других уровней языка, представители московской школы рассматривают фонему как связующее звено между звуко­вым строем языка и его морфологической системой, приравнивая функцию фонемы к функции звукового сигнала, различающего звуковые оболочки слов и образующих их морфем.

Теория московской школы базируется на знаковой сущности мини­мальных звуковых единиц и линейных сочетаний звуков, образующих звуковые оболочки слов и морфем. Кроме того, московская фонологическая школа в своей трактовке фонемы позволяет увидеть фонемную систему русского языка в ее взаимодействии и единстве с морфологической и словообразовательной системами. Это последнее обстоятельство существенно облегчает понимание закономерностей, складывающихся в отношениях между фонологической системой и морфологией русского языка. При этом нельзя не учитывать и того, что раскрытие отношений между морфемой и сигнальной функцией образующих ее фонем может послужить надежным основанием для усвоения русской орфографии.



следующая страница >>