litceysel.ru
добавить свой файл
  1 ... 2 3 4

ОРФОГРАФИЯ

Орфография (греч. ortographia, от orthos«правиль­ный», grapho — «пишу») — система правил о написании слов и их форм. Орфография буквально значит правописание, то есть правильное, соответствующее нормам письмо.

Но значение слов орфография и правописание не совпадают: второе слово имеет более широкое значение, включающее пунктуацию.

Орфограмма.

Орфограмма – это буква, буквосочетание(графема), которая записывается избирательно, альтернативно, поскольку графических форм реализации несколько. Орфограмма может находится 1) внутри слова, в его морфемах (в приставке, в корнях, в суффиксах, окончаниях) 2) Между частями слова – дефисное написание. 3) Между словами – частица не (с глаг.,) Признаки орфограммы: 1) Безударные гласные 2) Заглавная буква 3) Мягкий знак после шипящих на конце слов 4) «Не» с разными частями речи 5) Написание сложных слов 6) о,ё после шипящих 7) ы,и после ц.

Принципы русской орфографии


Принципы орфографииэто закономерности, лежащие в основе орфографической системы.

Каждый принцип орфографии объединяет группу правил, являющихся приложением этого принципа к конкретным языковым явлениям.

Морфологический принцип заключается в требовании одинакового написания одних и тех же морфем: приставок, корней, суффиксов и т. д. Например: степной степь, рябиновый сосновый, подписать подпись, к ране к воде. Этот принцип является ведущим в русской орфографии; ему подчинено написание большей части слов.

Фонетический принцип заключается в том, что написание должно соответствовать произношению. Данный принцип орфографии обычно проявляется при передаче на письме чередований в одной и той же морфеме, например: расписать роспись, бездомный бесхозный.


Традиционный принцип заключается в том, что признаётся правильным написание, закреплённое традицией. Это, например, написание русских и заимствованных слов с непроверяемыми гласными, непроверяемыми, непроизносимыми или удвоенными согласными в корне: собака, топор, вокзал, футбол, здоровье, аллея и др.

В школьной практике слова с непроверяемыми гласными и согласными называются словарными словами.

Дифференцирующий принцип написания реализуется в ситуациях, когда средствами орфографии необходимо разграничить одинаково звучащие слова: балл (оценка) и бал (танцевальный вечер), ожёг (глагол) и ожог (существительное), плачь (глагол) и плач (существительное), туш (существительное мужского рода) и тушь

(существительное женского рода), орёл (птица), и Орёл (город).

Кроме названных, в русской орфографии есть принципы, регулирующие слитное, раздельное и дефисное написание, употребление прописных букв, правила переноса слов и др.


Вопрос 35

Орфографические принципы современного русского письма

Принципы орфографии делятся на мотивированные и немотивированные. К мотивированным относятся те принципы, кот. Отражают современные отношения, складывающиеся в языке, и понятные носителю языка. Например, в слове вода потому пишется о , что под ударением в этом слове мы произносим о – воды. Это позволяет нам единообразно писать это слово и узнавать его во всех случаях. К немотивированным принципам следует относить такие, которые не отражают современных отношений в языке и обычному носителю языка приходится запоминать написания, построенные на подобного рода основаниях.

Немотивированные принципы:

1. Фонематический принцип осуществляется в тех случаях, когда слабая позиция фонемы может быть однозначно проверена сильной позицией в той же морфеме: лиса – лис, зуб – зубы.


Фонематический принцип определяет написание всех морфем слова: приставок, корней, суффиксов, окончаний. В суф. Слов малиновый, осиновый произносится [ъ], но мы пишем о, так как в сильной позиции произносится о: дубовый.

Фонематический принцип обеспечивает единообразное написание одной и той же морфемы в формах одного и того же слова и в разных словах. Так, корень город- пишется одинаково в составе разных слов и словоформ, хотя произносится по-разному: [горът], [горъд]а, [гърад]а, при[гърът], ино[гарод]ний, [гърац]кой.

2. Морфематический (морфологический) принцип состоит в требовании единообразного написания одних и тех же морфем. Этот принцип осуществляется в тех случаях, когда одна и та же морфема в разных словах ил формах одного слова имеет разный фонемный состав.

С точки зрения ЛФШ морфематический принцип проявляется в том, что для сохранения гоафического единообразия одних и тех же морфем фонетические чередования на письме не передаются: одной и той же буквой обозначается по сильной позиции весь ряд позиционно-чередующихся звуков: произносим бе[г]ать и бе[к], но пишем бегать и бег. Представители ЛФШ считают морфематический принцип основным принципом русской орфографии.

С точки зрения МФШ фонетические чередования – это чередования звуков, относящихся к одной фонеме. То, что одной и той буквой обозначается весь ряд позиционно чередующихся звуков, есть проявление фонематического принципа орфографии. На морфематических принципах орфография построена лишь в редких случаях, когда написание противоречит фонематическому принципу.

3. Традиционный принцип заключается в том. Что употребляется написание, закреплённое традицией. Традиционные написания надо запоминать: зарево – зори – выбор определяется традицией (заря, зоревать).

4. Фонетический принцип заключается в том, что буква обозначает не фонему, а звук, выступающий в перцептивно слабой позиции. Фонетический принцип обычно проявляется при передаче на письме фонетических чередований в одной и той же морфеме: например, в окончании без ударения после и пишется и к армии, о здании; по фонетическому принципу пишется ы после ццыган.


5. Дифференцирующие написания разграничивают на письме словоформы, совпадающие по фонемному составу: ожог – ожёг, туш – тушь, плач – плачь, компания – кампания. Дифференцирующие написания обычно возникают в результате применения разных принципов графики и орфографии.


Вопрос 36

Морфологический принцип как основной принцип современного русского письма


Морфематический (морфологический) принцип состоит в требовании единообразного написания одних и тех же морфем. Этот принцип осуществляется в тех случаях, когда одна и та же морфема в разных словах ил формах одного слова имеет разный фонемный состав.

С точки зрения ЛФШ морфематический принцип проявляется в том, что для сохранения графического единообразия одних и тех же морфем фонетические чередования на письме не передаются: одной и той же буквой обозначается по сильной позиции весь ряд позиционно-чередующихся звуков: произносим бе[г]ать и бе[к], но пишем бегать и бег. Представители ЛФШ считают морфематический принцип основным принципом русской орфографии.

С точки зрения МФШ фонетические чередования – это чередования звуков, относящихся к одной фонеме. То, что одной и той буквой обозначается весь ряд позиционно чередующихся звуков, есть проявление фонематического принципа орфографии. На морфематических принципах орфография построена лишь в редких случаях, когда написание противоречит фонематическому принципу.

Современное русское письмо построено на морфологическом принципе. Это некий средний вариант, поскольку правописание расходится с произношением, но лишь в определённых звеньях - оно предсказуемо и регулируется строгими закономерностями. Морфологическое правописание базируется на стремлении осознать структурное членение речи на значимые отрезки (морфемы, слова). Поэтому его цель - установка на единообразное отражение на письме этих отрезков.

Морфологический принцип применяется и в других славянских языках -украинском, чешском, болгарском, польском. Но реально во всех орфографиях присутствуют все три принципа, причём в разные эпохи их соотношения разные. В том же белорусском - фонетический принцип применяется лишь для гласных. А в сфере согласных отражен морфологический принцип. Поэтому можно говорить лишь о разной мере преимущественного применения одного из них на фоне остальных.


Ведущим принципом русской орфографии является морфологический. В его основе лежит необозначение позиционных чередований гласных и согласных на письме, причём не только в корнях, но и в других морфемах.

Так, для корней можно отметить такие орфограммы, построенные на морфологическом принципе:

1) безударные гласные в корне; 2) сомнительные согласные в корне; 3) непроизносимые согласные.

Для приставок - правописание гласных и согласных в приставках, кроме приставок на 3/С и ПРЕ/ПРИ; двойные согласные на стыке приставки и корня. Для суффиксов - гласные и согласные в суффиксах существительных, прилагательных и причастий - кроме после шипящих и Н/НН; согласные на конце слова. Для окончаний - гласные в падежных окончаниях прилагательных и существительных.

Морфологический принцип есть следствие изменения звуковой системы русского слова; в частности, АКАНЬЕ, падение редуцированных. Оно является следствием реального существования в сознании смыслового членения речи на морфемы. Интересно, что когда этимология слова для нас затемнена, мы стремимся писать фонетически, а не морфологически - то есть когда нам не важна смысловая структура слова; ср. ЗДЕСЬ, ГДЕ, ЕСЛИ. Потеря прямой соотнесённости с производящим словом («деэтимологизация») также приводит к переходу от морфологического написания к фонетическому (СВАДЬБА - но СВАТ; ср. МОЛОТЬБА - МОЛОТИТЬ).

Труднее дело обстоит с написаниями после шипящих. Видимо, морфологическим является Ы после Ц и И после Ч или Щ в окончаниях, но не И после Ж и Ш. Морфологическим можно признать наличие И в суффиксах после Ж, Ш, Ч, Щ - типа МЕДИЦИНА. ЁТ после Ж и Ш в окончаниях глагола соотносится с ЁТ типа НЕСЁТ (как и в причастиях на ЁНН). Видимо, не попадут сюда ЧА/ЩА и ЧУ/ЩУ, и ЖИ/ШИ в корнях, аналогично с орфограммой О и Е в корнях после шипящих и Ц.

Но в русском языке существуют и нарушения морфологического принципа, связанные с деэтимологизацией или иными причинами. Теоретически возможны два типа нарушений - в пользу фонетических написаний и в пользу традиционных написаний.



Вопрос 37

Фонетическая основа совр.орфографии.


ФОНЕТИЧЕСКИЕ НАПИСАНИЯ.

Фонетический принцип орфографии, в отличие от морфологического, предполагает отражение на письме не фонематической мены, а именно фонетических чередований. То есть при последовательном фонетическом принципе мы должны писать ВАДА и ЗУП - «пиши, как слышишь». По сути, это отражение на письме не только сильных позиций фонем, но и слабых. Это отступление не диктуется системой языка: звуки, отражаемые этим принципом, могут писаться и по морфологическому принципу (ср. сербский - ИЗПИТЬ). Причём они не мотивированы и в достаточной степени произвольны; трудно понять. Почему НАД- везде единообразна, а ИЗ- - зависит от позиции перед согласным.

А) Приставки с конечным С-/3- (кроме самой С-). В.Ф. Иванова делает примечание, что и он - непоследователен. Слова типа БЕЗЖАЛОСТНЫЙ и БЕСШАБАШНЫЙ нужно писать с приставками БЕЖ- и БЕШ-. Значит,

фонетичность имеет предел: показывается только ассимиляция по звонкости / глухости, но не по месту образования. Аналогично БЕЗВКУСНЫЙ перед глухо звучащим В - правило отражает диктат буквы по отношению к реальному фонетическому звучанию.

В) РАЗ/РОЗ...

Г) И в начале корня переходит в Ы после приставок на согласную: ИГРА -ПОДЫГРАТЬ. У этого правила тоже есть исключения - СВЕРХ и МЕЖ, которые запрещают переход И в Ы из-за запрета в системе языка на сочетания ЖЫ и ХЫ. После иноязычных приставок на согласный И сохраняется для того, чтобы пишущий мог точнее осознать корень. Здесь фонетический принцип сменяется морфологическим.

Д) О и Е в суффиксах и окончаниях прилагательных, существительных и наречий после шипящих. И здесь на фонетику накладывается традиция -нарушения слогового принципа графики.

Е)Отдельные асистемные явления: РАС/С/СОРИТЬСЯ, ВАН/Н/НАЯ, КРИСТАЛ/Л/ЬНЫЙ, ФИН/Н/СКИЙ, КОЛОН/Н/КА.

ВЫВОДЫ: во-первых, ни одного последовательно проводимого фонетического правила нет, так как они нарушают систему; во-вторых, не являются фонетическими опорные написания ДОМ, СТРАНА, так как в них вообще нет орфограмм.


<< предыдущая страница