litceysel.ru
добавить свой файл
1


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВТАЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. Х.М. БЕРБЕКОВА»


КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА


ПРОГРАММА

вступительных испытаний в магистратуру

по направлению 080500.68 «Менеджмент»

Магистерская программа

080500.68-25 «Маркетинг»


Нальчик-2011


Разработчики программы: д.э.н., профессор Жамбекова Р.Л., д.э.н., профессор Мустафаева З.А., д.э.н.проф. Татуев А.А. , к.э.н., доцент Таппасханова Е.О., к.э.н., доцент Налчаджи Т.А., к.э.н., доцент Тхамадоков А.А., к.э.н., доцент Лигидов Р.М., к.э.н., к.э.н., доцент Кушбокова Р.Х., к.э.н., доцент Карашева А.Г., к.э.н., доцент Карданова И.А.


Программа вступительных экзаменов по направлению 080500.68 – «Менеджмент», магистерская программа 080500.68-25 «Маркетинг» рассмотрена и одобрена на заседании кафедры «Менеджмента и маркетинга» 14.03.11 г. протокол № 07 зав. кафедрой Жамбекова Р.Л., секретарь Гендугова К.Р.


СОДЕРЖАНИЕ


программы вступительного экзамена по направлению

080500.68 – «Менеджмент»




Стр.

1. Общие положения, регламентирующие порядок проведения вступительных испытаний в магистратуру по направлению, включая требования к уровню подготовки бакалавров, необходимому для освоения программы магистров


2. Критерии оценки ответов при проведении вступительных испытаний в магистратуру





2.1. Формы проведения вступительных испытаний




2.2. Методические рекомендации к проведению вступительных испытаний




3. Структура вступительного экзамена по направлению 080500.68 – «Менеджмент».




4. Вопросы к вступительному экзамену




Общие положения

Направление утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 г. N 686.

Степень (квалификация) выпускника – бакалавр менеджмента

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 521500 – “Менеджмент” при очной форме обучения 4 года.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» освоение образовательной программы направления «Менеджмент» высшего профессионального образования в Кабардино-Балкарском государственном университете (КБГУ) завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников.

Итоговая государственная аттестация бакалавра включает выпускную квалификационную работу и государственный экзамен, позволяющий выявить теоретическую подготовку к решению профессиональных задач.

Требования к выпускной квалификационной работе бакалавра

Выпускная квалификационная работа бакалавра представляет собой законченную разработку, в которой анализируется одна из теоретических либо практических проблем менеджмента. Квалификационная работа должна отразить умения студента самостоятельно разработать избранную тему и сформулировать соответствующие рекомендации.


Требования к вступительному экзамену

Формы и содержание вступительного экзамена должны обеспечить контроль выполнения требований к уровню подготовки студентов, завершивших обучение, и подтвердить их соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к бакалаврам.

Вступительный экзамен должен иметь комплексный, междисциплинарный характер и проводиться по программам, охватывающим широкий спектр фундаментальных вопросов по базовым курсам, изученным за период обучения.


Требования к профессиональной подготовке выпускника, соответствующие квалификационным требованиям специалиста.


Выпускник должен:

Знать:




  • назначение, структуру деятельности менеджера, современные требования к его квалификации, модель специалиста.




  • экономические процессы развития производства, основы рыночной экономики, экономическую деятельность менеджера.




  • принципы и методы менеджмента, разработку управленческих решений, регулирование организационного поведения, расчеты и обеспечение эффективности.



  • маркетинг, изучение спроса и конкуренции, сегментацию рынка, стратегии поведения на рынке.





  • проектирование систем, механизмов и технологий управления, определение их параметров и эффективности




  • формирование необходимых вариантов социально-психологической атмосферы, разрешения конфликтов, проектирование системы мотивации.





Уметь применять:




  • методы исследования систем, механизмов и технологий управления.




  • методологию и организацию разработки управленческих решений с участием специалистов и экспертов.




  • компьютеры в обработке информации и моделировании систем и процессов.




  • методы эффективного управления качеством: оценка, мотивация, мониторинг и контроль.



  • методы конструирования организации по сочетанию регламентов, нормативов, инструктивных материалов, ответственности и дисциплинарных положений.





  • методы выполнения расчетов и оценки экономической эффективности всех видов деятельности.





Уметь:

  • анализировать варианты поведения в условиях рыночной экономики, признаки возможного кризиса и стечение обстоятельств вероятного успеха.




  • работать с материалами статистики и отчетных данных, деловыми изданиями, специальными публикациями, рекламой.




  • проектировать бизнес-планы, стратегические программы, прогнозировать тенденции развития.





2. Критерии оценки ответов при проведении вступительных испытаний в магистратуру.


Для определения качества ответа выпускника на вступительном экзамене и соответствия его оценкам «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» или «неудовлетворительно» предлагаются следующие оценочны критерии:


  • соответствие ответов программе аттестации, формулировкам проблем и вопросов;

  • структура, последовательность и логика ответов;

  • полнота и целостность, самостоятельность, соответствие нормам культуры речи ответов на вопросы;

  • степень и уровень знания специальной литературы и источников по проблеме;
  • способность интегрировать знания и привлекать сведения из различных научных сфер;


  • научная широта, системность и логика мышления;

  • качество ответов на дополнительны вопросы.

Оценка «ОТЛИЧНО» три вопроса задания (из трех) имеют полное освещение. Содержание ответов свидетельствует об уверенных знаниях выпускника и о его умении решать профессиональные задачи.

Оценка «ХОРОШО» два вопроса задания имеют полное освещение, а один вопрос имеет частичное освещение. Содержание ответов свидетельствует об уверенных знаниях выпускника и о его умении решать профессиональные задачи с замечаниями не принципиального характера.

Оценка «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» - один вопрос задания имеет полное освещение, а один частичное освещение. Содержание ответов свидетельствует об удовлетворительных знаниях выпускника и о его умении решать профессиональные задачи с замечаниями существенного характера.

Оценка «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» - два вопроса задания (из трех) не имеют освещения. Содержание ответов свидетельствует о слабых знаниях выпускника и о его неумении решать профессиональные задачи.

3. Структура вступительного экзамена по направлению 080500.68 – «Менеджмент».

Программа вступительного экзамена по направлению 080500.68 – «Менеджмент» состоит из двух разделов:


  1. МАКРОЭКОНОМИКА

  2. МАРКЕТИНГ



I. РАЗДЕЛ «МАКРОЭКОНОМИКА».


Основные элементы, структура, принципы и механизмы функционирования рыночной экономики. Инфраструктура рынка.

Сущность рынка, условия его возникновения и развития. Частная собственность как условие рыночного обмена. Товар и его свойства. Теории стоимости. Цена товара. Виды цен и тарифов. Рынок продавца. Рынок покупателя. Границы рыночных отношений: А.Смит и Р.Коуз. Модели рыночной экономики. Рынки факторов производства и потребительские рынки. Границы реального сектора и финансовые рынки. Рынки денег и капиталов. Конкуренция и её виды. Экономические системы.



Важнейшие характеристики производства: показатели производительности, замещение ресурсов, эффект от масштаба, оптимальная комбинация ресурсов.

Производство и временной горизонт фирмы. Технологически эффективный способ производства. Экономически эффективный способ производства. Производственная функция. Изокванта. Карта изоквант. Постоянные и переменные факторы производства.

Кривая общего продукта. Предельный продукт. Закон убывающей отдачи предельного продукта. Средний продукт. Производительность труда. Закон убывающей производительности. Экономия от масштаба. Факторы эффекта от масштаба.


Система национального счетоводства и ее характеристики. Запасы и потоки. Основные макроэкономические показатели.

Система национального счетоводства и ее характеристики. Запасы и потоки. Понятие и значение ВНП. Расчет ВНП по расходам и доходам. ВВП. Понятия амортизации, чистого национального продукта и национального дохода. Другие макроэкономические показатели. Номинальный и реальный ВНП. Индексы цен. Дефлятор ВНП. Сложности подсчета показателей дохода и продукта. Проблемы оценки благосостояния нации.


Роль человека в современной экономике: основные понятия. Рынок труда. Понятие и показатели безработицы.

Рынок труда: спрос на труд, предложение труда, равновесие. Понятие безработицы и ее измерение. Социальные последствия безработицы. Экономические издержки безработицы и закон Оукена. Основные типы безработицы. Понятие “естественный уровень безработицы”. Основные концепции занятости населения. Закономерности формирования человеческого капитала. Государственная политика борьбы с безработицей.


Инфляция как социально-экономические явление. Типы и виды инфляции.

Виды и формы инфляции. Измерение инфляции. Инфляция спроса и инфляция издержек. Причины инфляции. Издержки инфляции. Социально-экономические последствия инфляции. Отличия в последствиях ожидаемой и непредвиденной инфляции. Инфляционная спираль. Взаимосвязь инфляции и безработицы: общая постановка проблемы. Кривая Филлипса. Варианты антиинфляционной политики.



Понятие денег и их функции. Цели и инструменты кредитно-денежной политики.

Свойства и функции денег. Виды денег. Равновесие на рыке денег. Трансакционный, спекулятивный мотивы и мотив предосторожности спроса на деньги. Предложение денег. Понятие ликвидности. Денежные агрегаты. Уравнение количественной теории денег. Последствия эмиссии денег. Цели и инструменты денежно – кредитной политики. Стимулирующая и сдерживающая монетарная политика. Воздействие денежно – кредитной политики на экономику.


Сущность, экономические функции и виды налогов. Фискальная политика ее виды и инструменты.

Понятие налога. Налоговая система. Принципы налогообложения. Виды налогов. Прямые и косвенные налоги. Системы налогообложения: пропорциональная, прогрессивная и регрессивная. Воздействие налогов на совокупный спрос и совокупное предложение. Понятие фискальной политики. Дискреционная фискальная политика. Государственные расходы как элемент фискальной политики. Налоги как элемент фискальной политики. Налогообложение и равновесный ЧНП. Недискреционная фискальная политика: встроенные стабилизаторы.


Международная валютная система и валютные рынки. Валютная политика.

Понятие валюты. Роль валюты в международной торговле. Валюты и их виды. Спрос и предложение валют. Валютные рынки. Валютный курс. Фиксированные и плавающие курсы. Факторы, определяющие валютные курсы. Паритет покупательной способности. Эволюция международной валютной системы. Золотой стандарт. Бреттон-Вудская система. Ямайская система. Современная валютная система. Международный валютный фонд и его функции. Понятие валютной политики. Валютное регулирование. Влияние валютной политики на внешнеэкономические связи и на внутренний рынок. Валютная интервенция и ее механизм. Дисконтная политика как инструмент прямого государственного регулирования валютного курса.

Формирование и эволюция современной экономической мысли.


Генезис неоклассики. Маржинализм. Австрийская школа маржинализма и ее представители. Лозанская школа маржинализма: Л Вальрас, В. Парето. Парето-эффективность. Кембриджская и американская школы маржинализма. А. Маршалл, Дж. Б. Кларк. Институционализм – альтернативное направление неоклассической теории. Экономическая теория власти и прав собственности. Теория общественного выбора. Теория социальных конфликтов. Кейнсианство и неокейнсианство. Неолиберальное направление экономической мысли. Концепция «социального рыночного хозяйства» Л. Эрхарда. Монетаризм: Л. Мизес, М. Фридман.


Кредитно – денежная система государства.

Денежное обращение, сеньораж, количественная теория денег, классическая дихотомия. Спрос и предложение денег. Виды и формы кредита. Денежный рынок. Рынок ссудных капиталов. Теория процента. Банки, их виды и функции. Банковская система государства и принципы ее построения. Небанковские финансовые институты. Современная кредитная система. Кредитная система государства. Основные элементы, принципы построения и особенности кредитной системы России.


Государственная финансовая система. Структура, доходы и расходы государственного бюджета.

Государственный бюджет. Бюджетная система Российской Федерации. Теория и практика налогообложения. Прогрессивный, регрессивный и пропорциональный налоги. Прямые и косвенные налоги. Чистые налоги. Налогово-бюджетные системы стран мира: общее и особенное в принципах построения. Государственный бюджет Российской Федерации, его расходы и доходы: федеральный, региональный, муниципальный, консолидированный. Профицит и дефицит государственного бюджета. Государственный долг. Макроэкономические последствия бюджетного дефицита и государственного долга: различные точки зрения на проблему. Способы покрытия бюджетного дефицита.

Основные направления и методы государственного макроэкономического регулирования экономики.


Задачи государственного макроэкономического регулирования. Инструменты макроэкономической политики государства и различные подходы к оценке целесообразности их использования. Кредитно – денежная политика. Налогово-бюджетная политика. Стабилизационная политика. Структурно – инвестиционная политика. Промышленная политика. Политика занятости. Политика доходов. Антиинфляционная политика. Социальная политика. Институциональная политика. Антимонопольное регулирование. Региональная политика в федеративном государстве. Внешнеэкономическая политика государства. Сравнительный анализ эффективности инструментов макроэкономической политики в различных типах хозяйственных систем.


Особенности развития экономической науки в России.

Проблемы труда, ренты, производства в работах Н.Г. Чернышевского. Проблемы либерализации экономики в дореформенной России в воззрениях С.Ю. Витте. Аграрная реформа П.А. Столыпина. Модель смешанной многоукладной экономики. Научный вклад М.И. Туган-Барановского в понимании экономических циклов. Историческая школа в России. А.И. Чупров. Теория государственного социализма и централизации управления. Теория «длинных волн» Н.Д. Кондратьева. Кооперативный социализм А.В. Чаянова. Организационно – производственный подход. Экономические идеи В.В. Новожилова. Традиции экономико – математической школы в России и СССР (В.К. Дмиитриев, Е.Е. Слуцкий, Г.А. Фельдман, Л.В. Канторович).


Мировые рынки и торговая политика государства.

Международная торговля: роль, структура, особенности современного этапа развития. Общая характеристика мировых рынков. Эффективность внешнеторговых связей. Государственная политика в области внешней торговли. Свобода и протекционизм. Современная доктрина. Средства торговой политики: тарифы, квоты, лицензии. Традиционные и нетрадиционные ограничения. Эффект введения таможенных пошлин, их влияние на доходы производителей, покупателей и государства. Протекционистская политика. Практика введения импортных квот. Тарифные ограничения. «Добровольные» экспортные ограничения. Стимулирование экспорта. Экспортные субсидии. Демпинг. ВТО (Всемирная торговая организация). «Новый» протекционизм, роль торговых союзов, зон свободной торговли. ЕЭС, североамериканская зона свободной торговли.



Экономический рост и его показатели. Государственная политика и экономический рост.

Понятие «экономический рост». Показатели экономического роста. Производительность труда. Предпосылки экономического роста. Факторы и типы экономического роста. Значение и издержки экономического роста. Модели экономического роста (Посткейнсианская модель Харрода – Домара, неоклассическая модель Солоу). Экономическая политика государства.


2. РАЗДЕЛ «МАРКЕТИНГ».


Сущность, основные принципы и функции маркетинга.

Понятие и сущность маркетинга. Цели и задачи маркетинга. Концепции маркетинга. Нужда, потребность, запрос, товар, рынок. Управление маркетингом.


Стратегическое планирование маркетинга.

Процесс планирования. Анализ рынка, планирование, реализация планов, контроль. Миссия и стратегические цели. SWOT- анализ. Методы анализа бизнес-портфеля. Методы компаний Boston Consulting Group, General Electric. План маркетинга. Процесс управления маркетингом.


Маркетинговая среда.

Микросреда фирмы, ее основные факторы. Макросреда фирмы. Экономическая, политическая, демографическая, природная, научно-техническая среда. Управление маркетинговой средой. Взаимодействие с маркетинговой средой.


Процесс управления маркетингом и его этапы.

Исследование рынка. Сегментация рынка и выбор целевых сегментов рынка. Разработка комплекса маркетинга. Организация службы сбыта. Планирование и контроль.


Маркетинговая информация и маркетинговые исследования.

Маркетинговая информационная система. Назначение, структура, виды и источники информации. Процесс маркетингового исследования. Выявление проблемы и целей исследования, разработка плана исследования, сбор, анализ, обработка данных, представление результатов. Методы исследования и их классификация. Способы связи с аудиторией. Инструменты исследования.



Покупательское поведение потребителей.

Простая и развернутая модель покупательского поведения. Маркетинговые стимулы, черный ящик сознания покупателя, реакция на покупку. Факторы, влияющие на покупательское поведение. Типология покупательского поведения. Привычное, поисковое, сложное покупательское поведение.


Сегментация рынка.

Понятие сегмента и сегментации. Уровни и критерии сегментирования рынка. Основные этапы сегментирования рынка. Качественное и количественное исследование, анализ, составление профиля сегмента. Оценка и выбор целевых сегментов рынка. Характеристики сегмента: измеримость, доступность, значимость. Стратегии охвата рынка. Недифференцированный, дифференцированный, концентрированный маркетинг.


Товар и товарная политика в системе маркетинга.

Понятие, сущность товаров. Уровни товара. Классификация товаров. Товары широкого потребления. Товары промышленного назначения. Жизненный цикл товара и его этапы: внедрения, роста, зрелости, упадка. Товарная марка. Создание новых товаров.


Факторы и методы ценообразования.

Внутренние и внешние факторы ценообразования. Влияние спроса на цены. Основные методы ценообразования и их выбор. Стратегия ценообразования. Стратегия установления цен на новые товары. Стратегия ценообразования в рамках товарной номенклатуры, стратегия корректирования цен, установления цен по географическому принципу.


Маркетинговые каналы распределения.

Структура каналов распределения. Розничная и оптовая торговля. Маркетинговые решения принимаемые оптовыми и розничными торговцами. Основные тенденции в развитии каналов распределения. Тенденции развития розничной и оптовой торговли. Факторы выбора каналов распределения. Управление каналами.


Реклама.

История возникновения рекламы. Формы рекламы. Основные решения при создании рекламы. Постановка целей. Планирование рекламного бюджета. Создание рекламного бюджета. Создание средств рекламного обращения. Выбор средств распространения рекламы и его этапы. Оценка рекламной компании.



Стимулирование сбыта.

Цели сбытовой политики. Методы сбыта. Средства стимулирования сбыта. Мероприятия по стимулированию сбыта


Концепция стратегического менеджмента.

Понятие и сущность стратегического менеджмента. Историческая ретроспектива изменения условий предпринимательской деятельно­сти. Понятие стратегии. Стратегия и эффективность.

Определение стратеги­ческого управления. Соотношение понятий стратегического и опера­тивного управления. Предпосылки использования стратегического менеджмента. Причины, препятствующие развитию стратегического менеджмента. Преимущества стратегического подхода к управлению.

Реализация стратегии и контроль за ее исполнением


Руководство процессом выполнения стратегии. Процедура отбора исполнителей на ключевые позиции. Приведение организационной структуры в соответствие со стратегией. Стратегические преимущества и недостатки отдельных организационных структур.

Процедуры увязки бюджетов со стратегией. Создание поддержива­ющих стратегию политик и процедур. Формализация стратегической информации.

Роль человеческого фактора в реализации стратегии. Мотивация персонала и создание системы вознаграждений и поощрений. Значе­ние организационной культуры для реализации стратегии. Создание климата и культуры, поддерживающей стратегию. Адаптация коллек­тива к изменениям. Руководство процессом внесения коррективов в стратегию.

Информационное обеспечение процесса разработки стратегии.


Стратегическое развитие компании.

Внутренний рост компании. Внешний рост компании (слияние, поглощение, присоединение). Объединенная рыночная стоимость компании. Причины и мотивы слияний и поглощений. Факторы, обеспечивающие успех слияний и поглощений.

Виды стратегический альянсов.


Стратегия конкурентоспособность предприятия.

Стратегическое управление как управление конкурентными преимуществами. Сравнительные и конкурентные преимущества – прошлое и настоящее. Определение конкурентных преимуществ. Средства защиты конкурентных преимуществ. Базовые стратегии Майкла Портера.


Лидерство в издержках: необходимые рыночные условия и риски. Дифференциация продукции: необходимые рыночные условия и риски. Стратегия фокусирования или узкая специализация. Стратегия фокусирования или узкая специализация. Стратегия первопроходца или ранний выход на рынок. Стратегия синергизма – переход количества в новое качество.


Управление диверсифицированными предприятиями.

Диверсификация как средство превращения предприятия в сложный многоотраслевой комплекс или конгломерат. Базовые стратегии роста на корпоративном уровне: концентрация в одной отрасли и диверсификация в другие. Побудительные мотивы диверсификации.

Связанная и несвязанная (конгломератная) диверсификация. Интеграция и диверсификация. Пути осуществления диверсификации.

Матрица основных форм объединений предприятий: альянсы и стратегические союзы, концерны, самостоятельные предприятия, корпорации. Основные проблемы управления диверсифицированными предприятиями. Стратегии входа в новых бизнес. Понятие стратегического соответствия.


Концепция логистики.

Логистика как концепция социальных систем. Логистика как наука о повышении организованности социальных систем, о разрешении меж- и внутрисистемных конфликтов.

История возникновения логистического направления. Этапы становления логистики. Факторы развития современной теории логистики. Цели логистики. Основные понятия логистики.

Роль логистики в современном управлении. Тенденции развития логистики. Потоки в организационных системах.


Логистика закупок.

Задачи и функции закупочной логистики, их особенности и эволюция. Механизм функционирования закупочной логистики. Управление закупочной логистикой.

Планирование закупок. Анализ потребностей и возможностей. Определение потребностей и расчет количества закупок. Оптимизация закупок. Определение методы закупок.

Выбор поставщика. Получение и оценка предложений. Основные требования к выбору поставщика.



Логистика запасов.

Сущность товарно-материальных запасов. В логистической системе фирмы. Виды запасов.

Основные модели управления запасами. Модель управления запасами с фиксированным размером заказа. Модель управления запасами с фиксированным интервалом заказов. Модель управления запасами с установленной периодичностью пополнения запасов до постоянного уровня. Модель управления запасами по минисусу-максимуму и с постоянной периодичностью пополнения запасов.


Логистика складирования.

Роль складирования в логистической системе. Основные проблемы функционирования складов в логистике. Основные логистические издержки на складе. Система складирования как основа рентабельности работы склада. Элементы системы складирования. Логистический процесс на складе.

Методы организации эффективного функционирования складов. Факторы выбора собственного склада или склада общего пользования. Определение рационального количества складов и вопросы размещения складской сети. Выбор места расположения, определение вида и размера склада. Основы организации складского хозяйства.


Логистика транспорта.

Понятие и сущность транспортной логистики. Цели и задачи транспортной логистики. Цели и значение транспортного хозяйства предприятия. Определение грузооборота и оптимизация грузопотоков. Классификация транспортных средств. Выбор и расчет потребности в транспортных средствах. Транспортное обслуживание. Принципы организации транспортного обслуживания. Задачи управления транспортом. Параметры транспортного обслуживания.

Маршрутизация грузопотоков. Виды транспортных маршрутов: маятниковый, кольцевой.

Экспедиционное обеспечение перевозок.


Логистика распределения.

Распределительная логистика – понятие и сферы ее применения. Логистика и маркетинг. Маркетинговая логистика.

Дистрибьюция и физическое распределение. Дистрибутивные каналы и сети. Логистические посредники. Координация и интеграция действий логистических посредников.

Планирование, документирование и контроль продаж. Оптимизация продаж и определение степени сервиса продаж и продукции. Логистизация издержек на сбыт и реализацию продукции и услуг


Инновационные стратегии

Понятие стратегии. Инновационная стратегия. Традиционная стратегия. Наступательная стратегия. Оборонительная стратеги, оппортуническая стратегия. Имитационная стратегия. Классификация ролевых стратегических функций организации: виоленты, патиенты, эксплеренты, коммутанты.


Информационные технологии обработки информации.

Технологии документационного обеспечения управленческой деятельности. Технологии подготовки текстовых документов. Технологии обработки экономической информации в Excel. Технологии использования СУБД


Технологии антикризисного управления.

Понятие технологии антикризисного управления. Технологическая схема антикризисного управления. Технологические этапы процесса управления в кризисной ситуации. Технология разработки управленческих решений в антикризисном управлении. Факторы, влияющие на количество управленческих решений. Технология разработки управленческих решений в антикризисном управлении. Структурно- морфологический анализ (СМА) кризисной ситуации. Алгоритм СМА в технологии разработки управленческих решений.

Параметры контроля кризисных ситуаций в технологии кризисного управления. Основные направления анализа ситуации на кризисном предприятии. Анализ финансово- хозяйственной деятельности. Финансовое состояние организации и финансовые результаты ее деятельности. Система показателей финансового состояния. Основные направления анализа финансового состояния организации. Система показателей финансовых результатов деятельности предприятия.


Развитие российского менеджмента: успешный опыт предприятий

Обсуждение шести основных механизмов успешной работы российских предприятий. Российский менталитет и его особенности, оценки П.Я. Чаадаева, Г. Флоренского, В. Вернадского, И. Бродского, Ф.М. Достоевского. Неинвариантность технологий управления. Черты российского менеджмента. Применимый западный опыт. Результаты опроса российских менеджеров. Тенденции и перспективы развития менеджмента.


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. Акмаева Р.И. Стратегическое планирование и стратегический менеджмент. Учебное пособие. – М.: «Финансы и статистика», 2007.

  2. Алиев В.Г., Дохолян С.В. Организационное поведение. – Махачкала, 1998.

  3. Аналоуи Ф., Карами А. Стратегический менеджмент малых и средних предприятий: Пер. с англ. – М.: «ЮНИТИ», 2005.

  4. Антикризисное управление: Общие основы и особенности России. Учебное пособие/Под ред. И.К. Ларионова. – М.: Издательский Дом «Дашков и Ко», 2001.

  5. Антикризисное управление: Учебник/Под ред. Э.М. Короткова. – М.: ИНФРА-М, 2001.

  6. Ассаэль Г. Маркетинг – принципы и стратегия. – М.: Инфра-М, 2001.

  7. Багиев Г.Л. и др. Маркетинг. – М.: Экономика, 2001.

  8. Баканов М.И.,Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник.3-е изд.,перераб . М.:Финансы и статистика, 2005.

  9. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. – СПб.: Питер, 2000.

  10. Балабанов И.Т. Риск-менеджмент. М.:Финансы и статистика, 2006.

  11. Баринов В.А., Харченко В.Л. Стратегический менеджмент. – М.: Инфра - М, 2006.

  12. Басовский Л.Е. Менеджмент. – М.: Инфра – М, 2000.
  13. Баумгартен Л.В. Стратегический менеджмент в туризме. Учебное пособие. – М.: «Академия», 2007.


  14. Беляев А.А., Коротков Э.В. Системология организации. Учебник / под ред. Э.М. Короткова – М.: ИНФРА_М, 2000.

  15. Бланк И.А. Основы инвестиционного менеджмента. «Ника-Центр», «Эльга-Н», 2001

  16. Бланк И.А. Финансовый менеджмент. – Киев: «Ника – центр ЭЛЬГА», 2002

  17. Бовин А.А. Управление инновациями в организации: учебное пособие – М.: Омега-Л, 2006. – 415 с.

  18. Бурцева Т.А., Кузнецова А.В., Ворожцов С.Н. Управление региональным брендом. //Маркетинг в России и за рубежом, №1, 2009;

  19. Васин С.М. Управление рисками на предприятии. – М., 2010;

  20. Веснин В.Р. Менеджмент. – М., 2011;

  21. Вершигова Е.Е. Менеджмент. – М.: Инфра-М, 2004.

  22. Веселов А.И. Антикризисное управление ассортиментной политикой по целям. //Маркетинг в России и за рубежом, №5, 2009;

  23. Веснин В.Р. Стратегическое управление: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.

  24. Веснин В.Р.Менеджмент в вопросах и ответах: учебное пособие. – М: Проспект, 2005. – 176 с.

  25. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. - М.: Гардарика, 2000.

  26. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Гардарика, 2003.

  27. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 224 с.

  28. Гайдаенко Т.А. Маркетинговое управление. – М., 2008;

  29. Герчиков А.В. Менеджмент. – М.: ЮНИТИ, 2001.

  30. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: ЮНИТИ, 2007.

  31. Гибсон Дж, Ивнцевич Д.М. Организационное поведение, структура, процессы. Пер. с анг. – М.,2000.

  32. Гитман Л., Джонк М. Основы инвестирования. Пер с анг. – М.: Дело, 1997

  33. Глумаков В.Н. Организационное поведение. – М., 2002
  34. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Исследование систем управления: социологические, экономические, прогнозные, плановые, экспериментальные исследования. М.: ООО НПЦ «Крылья», 2000.


  35. Годин А.М. Маркетинг: Учеб пособие. - М.: Дашков и К., 2001.

  36. Голубкова Е.Н., Михайлов О.З. Управление внутренним маркетингом. //Маркетинг в России и за рубежом, №1, 2009;

  37. Гурков И.Б. Стратегический менеджмент организации. – М: Теис, 2004.

  38. Данько Т.П. Управление менеджментом: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.:, ИНФРА – М, 2010г. – 363с.

  39. Дафт Р.Л. Менеджмент. – СПб.: Питер, 2003.

  40. Емцов Р.Г. Лукин М.Ю. Микроэкономика., Юданов А.Ю. Микроэкономика и теория и российская практика. С.Н. Ивашковский.

  41. Ефимова О.В. Финансовый анализ. М.:Бухгалтерский учет, 2003.

  42. Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Стратегический менеджмент. – М.: Экономистъ, 2005.

  43. Зайцева О.А., Радугин А.А. и др. Основы менеджмента. – М.: Центр, 2000.

  44. Земцов А.В., Бендина Н.В. Маркетинг: конспект лекций. – М.: ПРИОР, 2000.

  45. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент. Учебник. - М.: «Велби; Проспект», 2007.

  46. Иванов А.П. Менеджмент: конспект лекций. – М.: Центр, 2000.

  47. Инновационный менеджмент / Под ред. Ильенковой С.Д. – М.: Инфра-М, 2003

  48. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. Л.Н. Оголевой – М.: Инфра-М, 2003. – 238 с.

  49. Инновационный менеджмент: учебное пособие/ Под ред., проф. В.А.Швандара, проф. В.Я.Горфинкеля. –М.: Вузовский учебник, 2006. – 382 с.

  50. Исследование систем управления: Учебное пособие/ Под ред. Д.э.н., проф. Э.М. Короткова. – М.: ИНФРА-М, 2003.
  51. История экономики: Учебник/Под общ. ред. проф. О.Д. Кузнецовой и проф. И.Н. Шапкина.- М.:ИНФРА-М, 2000.-384с.


  52. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. – Минск .:Новое знание, 2005.

  53. Кантер Р. Рубежи менеджмента (книга о современной культуре управления). – М. 1999.

  54. Кибанов А.Я., Ивановская Л.В. Стратегическое управление персоналом: Учеб. практич. пос./ Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 142с.

  55. Кирюков С.И. – Управление маркетинговыми каналами. Высшая школа менеджмента СПбГУ, 2010г.

  56. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент : М.: Финансы и статистика, 2007.

  57. Ковалев В.В. Практикум по финансовому менеджменту и анализу.- М.: Финансы и статистика, 2007.

  58. Ковалев В.В. Практикум по финансовому менеджменту. Конспект лекций с задачами. – М.: Финансы и статистика, 2000. - 288с.

  59. Ковалев В.В., Евстигнеев Е.Н., Соколов В.Я.,Организация бухгал-терского учета на современных предприятиях. М.:Финансы и статистика,2001.

  60. Колесник М. Менеджмент: конспект лекций. – М. ПРИОР, 2000.

  61. Коротков Э.М. Исследование систем управления: Учебник. – М., Дека, 2003.

  62. Котлер Ф. Маркетинг Менеджмент. – СПб.: Питер 1999

  63. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг Г. Основы маркетинга: пер. с анг. – 2-е издание. – М.: СПб., К. Вильямс, 1999

  64. Кочович Е. Финансовая математика: Теория и практика финансово-банковских расчетов: Пер.с серб./ Предисл. Е.М.Четыркина. М.:Финансы и статистика,2005.

  65. Крушвиц Л, Финансирование и инвестиции. Неоклассические ос¬новы теории финансов: Пер. с нем. / Под общ. ред. В.В. Ковалева и 3. Сабова, - СПб.: Изд-во «Питер», 2000.

  66. Кузнецов Б.Т. Стратегический менеджмент. Учебное пособие. – М.: «Юнити - Дана», 2007.

  67. Кузнецов Ю.В. Менеджмент. – М.: БизнесПресса, 2004.
  68. Курс менеджмента: Учебное пособие для студентов вузов/ под ред. В.В.Вачугова. –Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 2005. – 512с.


  69. Курс экономической теории под редакцией А.В. Сидоровича.

  70. Л. Зайверт Ваше время в ваших руках. – М., 1998.

  71. Латфуллин Г.Р., Райченко А.А. Теория организации: учебник для ВУЗов – СПб.: Питер, 2004.

  72. Литвак Б.Г. Практические занятия по менеджменту: Мастер-класс: учебное пособие. М: - Дело, 2005.

  73. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения: Учебник. – 4-е изд. испр.. - М.: Дело, 2004.

  74. Логистика / под. Ред. Б.А. Аникина. – М.: ИНФРА-М, 2000

  75. Люкшинов А.И. Стратегический менеджмент. – М.: Юнити, 2000.

  76. Мазилкина Е.И. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности. – М., 2008;

  77. Маленков Ю.А. Стратегический менеджмент. Учебник. - М.: «Велби; Проспект», 2008.

  78. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент. – М.: Инфра - М, 2000.

  79. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. – М.: ИНФРА-М, 1996.

  80. Матковская Я.С. Потребительское поведение на рынке инновационных технологий: моделирование стандартов. //Маркетинг в России и за рубежом, №2, 2010;

  81. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент./ Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2002. –295 с.

  82. Менеджмент систем качества / М.Г. Круглов, С.К. Сергеев, В.А. Такташев и др. – М.: Изд-во стандартов, 1997.

  83. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 2007.

  84. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов. Руководитель авт. коллективом Коссов В.в., Лившиц В.Н., Шахназаров А.Г. – М.: Экономика, 2000
  85. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям/ Под ред А.Д. Грязновой и А.Ю. Юданова. 2 изд.-М.: ИТД «КноРус», Изд-во ГНОМ и Д, 2001.-544с.


  86. Мильнер Б.З. Теория организации. Учебник. – 5-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2005.

  87. Минаев Э.С., Агеева Н.Г., Аббата Дага А. Управление производством и операциями: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 15. – М.: ИНФРА-М, 2000. –256с.

  88. Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент. - М.: ИНИТИ-Дана, 2000

  89. Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. – М.:ИНФРА_М, 2004. – 127 с.

  90. Мухин В. И. Исследование систем управления. Анализ и синтез систем управления: Учебник. Изд. «Экзамен», - М., 2003.

  91. Немчин А.М., Минаева Д.В. Маркетинг. – СПб.: Бизнес-Пресса, 2001.

  92. Неруш Ю.М. логистика. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000

  93. Носова С.С. Экономическая теория: Учебник для студентов вузов. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000.

  94. Ньюстром Д.В., Девис К. Организационное поведение. – Питер, 2000.

  95. Овечкин А.В. Интернет-маркетинг в условиях кризиса. //Маркетинг в России и за рубежом, №3, 2009;

  96. Оганесян А.С., Оганисян И.А. Методы оценки эффективности воздействия рекламных обращений и эффективности затрат на их подготовку. //Маркетинг в России и за рубежом, №3, 2010;

  97. Оголева Л.Н. Инновационный менеджмент / серия Высшее образование. – Инфра-М, 2001.

  98. Основы инновационного менеджмента: теория и практика. Учебное пособие / Под. Ред П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. – М.: ОАО «НПО», изд-во Экономика, 2000

  99. Основы инновационного менеджмента: Теория и практика: Учеб. пособие/Под ред. П.Н. Завлина и др. - М.: ОАО «НПО «Издательство Экономика», 2000. - 475с.

  100. Оценка бизнеса / Под ред. Грязновой А.Г, Федотовой М.А. . – М.: «Финансы и статистика», 2000.
  101. Очвоздин В.Д. Управление качеством. Основы теории и практики: учебное пособие. – М.: Дело «Сервис», 1999.


  102. Парахина В.Н. Стратегический менеджмент. Учебник. - М.: «КноРус», 2007.

  103. Попкова Е.Г., Суворина А.П. Особенности использования маркетинговых моделей в процессе управления маркетинговой деятельностью компании. //Маркетинг в России и за рубежом, №2, 2010;

  104. Производственный менеджмент: Учебник для вузов/Под ред. Ильенковой С. Д. / Ильенкова С. Д., Бандурин А. В., Горбовцов Г. Я. и др. ЮНИТИ-ДАНА, Москва, 2002,583 с.

  105. Прокопчук Л.О. Стратегический менеджмент. – М.: "Изд-во Михайлова В.А.", 2004.

  106. Резник С. Персональный менеджмент. М. 2002



  107. Родионова В.Н., Федоркова Н.В., Чекменев А.Н. Стратегический менеджмент. Учебное пособие. – М.: «РИОФ», 2007.

  108. Розова Н.К. Управление качеством: краткий курс. Уч. пособие – СПб: Питер, 2003.

  109. Рынок ценных бумаг деятельность / Под ред. Галанова В.А. – М.: «Финансы и статистика», 2000

  110. Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента. Практикум. – М: «Дашков и К», 2005. – 476 с.

  111. Сергеев В.И. Логистика в бизнесе: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2001.

  112. Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Организация и финансирования инвестиций. – М.: Финансы и статистика, 2002

  113. Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

  114. Смирнов. Основы теории организации - М.: Аудит, ЮНИТИ, 2000.

  115. Смирнова Ю.А. Имидж организации: структура, классификация, функции. //Маркетинг в России и за рубежом, №2, 2009;

  116. Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент. Российская практика. М.:Перспектива,2003.
  117. Стратегический менеджмент // Под ред. Петрова А.Н. – М.: «Питер», 2006.


  118. Тебекин А.В., Касаев Б.С. Менеджмент организации: учебник. - М: КНОРУС, 2007. – 416 с.

  119. Теория и практика антикризисного управления: Учебник/Под ред. С.Г. Беляева, В.И. Кошкина. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1996.

  120. Теория организации. Учебник / под ред. В.Г. Алиева. – 3-е изд. стер. – М.: Экономика, 2005.

  121. Тухватулина Л.Р. Российский миф о современном менеджменте. //Маркетинг в России и за рубежом, №1, 2011.

  122. Управление качеством продукции. Уч. пособие / под ред. Н.И. Новицкого – М., 2004.

  123. Управление качеством: Учебник / под. Ред. Басовского Л.Е. – М., 2004.

  124. Управление качеством: Учебник для ВУЗов / С.Д. Ильенкова, Н.Д. Ильенкова, В.с. Мхитарян и др.: под. ред. С.Д. Ильенковой М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2004.

  125. Управление организацией. Практикум / Под. ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 373 с.

  126. Управление организацией. Учебник / Под. ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 716 с.

  127. Управление персоналом организации: Учебник. / Под. ред. А.Я. Кибанова – 2-е изд., доп. и перераб. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 638 с.

  128. Управление эффективной организацией: Энциклопедический словарь. - М., ИНФРА – М, 2001.-822с

  129. Уткин Э.А. Маркетинг. – М.: ЮНИТИ - Дана, 2001.

  130. Фасхиев Х.А. Определение конкурентоспособности предприятия. //Маркетинг в России и за рубежом, №4, 2009;

  131. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. – М.: Интел-Минтез, 2000

  132. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. – СПб.: Питер, 2007.

  133. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». Постатейный комментарий. – М.: Статут, 1998.
  134. Федорова О.В. Маркетинг в социальных сетях. //Маркетинг в России и за рубежом, №3, 2010;


  135. Финансовый менеджмент : Учеб. пособие / Под ред. проф. А.М. Ковалевой. М.:Финансы и статистика,2007.

  136. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник / Под ред. Е.С. Стояновой. М.:Изд.-во Перспектива,2006.

  137. Хотяшева О.М. Инновационный менеджмент: учебное пособие – СПб.: Питер, 2007. – 384 с.

  138. Чернявский А.Г. Маркетинг: Учеб. пособ. – М.: ПРИОР, 2001.

  139. Чудаков А.Д. Логистика. М.: Изд-во РДЛ, 2001

  140. Шапиро В.Д. т др. Управление проектами. – СПб.: ДваТри, 1996

  141. Шикшунов В.Е. Российские технопарки: вчера, сегодня, завтра. - СПб. 1995.-52с

  142. Шифрин М.Б. Стратегический менеджмент. – М.: "Питер", 2006.

  143. Шифрин М.Б. Стратегический менеджмент. – М.: «Питер», 2006.

  144. Шумпетер Й. Теория экономического развития. – М.: Прогресс, 1982.

  145. Экономическая теория: Учебник для студентов вузов / под ред. А.Г. Грязновой. – М.: Олма-Пресс, 2005.

  146. Экономическая теория: Учебник для студентов вузов / под ред. В.Д. Камаева. – 10-е изд.., перераб. и доп.. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2004.

  147. Экономическая теория: экспресс-курс / под ред. А.Г. Грязновой. – М.: Олма-Пресс, 2005.

  148. Эриашвили Н.Д. Маркетинг. – М.: ЮНИТИ – Дана, 2000.

  149. Юкаева В.С. Управленческие решения: М.: Дашков и К., 2003.

  150. Яременко Ю.В. Теория и методология исследования многоуровневой экономики. – М.: Наука, 1998.


4. Вопросы к вступительному экзамену

Раздел «Макроэкономика»

  1. Важнейшие характеристики производства: показатели производительности, замещения ресурсов, эффект от масштаба, оптимальная комбинация ресурсов.


  2. Государственная финансовая система. Структура, доходы и расходы государственного бюджета.

  3. Инфляция как социально-экономическое явление. Типы и виды инфляции.

  4. Кредитно-денежная система государства.

  5. Международная валютная система и валютные рынки. Валютная политика.

  6. Мировые рынки и торговая политика государства.

  7. Основные направления и методы государственного макроэкономического регулирования экономики.

  8. Основные элементы, структура, принципы и механизмы функционирования рыночной экономики. Инфраструктура рынка.

  9. Особенности развития экономической науки в России.

  10. Понятие денег и их функции. Цели и инструменты кредитно-денежной политики.

  11. Роль человека в современной экономике: основные понятия. Рынок труда. Понятие и показатели безработицы.

  12. Система национального счетоводства и ее характеристики. Запасы и потоки. Основные макроэкономические показатели.

  13. Сущность, экономические функции и виды налогов. Фискальная политика ее виды и инструменты.

  14. Формирование и эволюция современной экономической мысли.

  15. Экономический рост и его показатели. Государственная политика и экономический рост.



Раздел «Маркетинг»


  1. Маркетинг услуг.

  2. Маркетинговая информация и маркетинговые исследования.

  3. Маркетинговая среда.

  4. Маркетинговые каналы распределения.

  5. Международный маркетинг.

  6. Покупательское поведение потребителей.

  7. Процесс управления маркетингом и его этапы.

  8. Разработка новых товаров.

  9. Реклама.

  10. Сегментация рынка.
  11. Стимулирование сбыта.


  12. Стратегическое планирование маркетинга.

  13. Сущность, основные принципы и функции маркетинга.

  14. Товар и товарная политика в системе маркетинга.

  15. Факторы и методы ценообразования.

  16. Инновационные стратегии.

  17. Информационные технологии обработки информации.

  18. Концепция логистики.

  19. Концепция стратегического менеджмента.

  20. Логистика закупок.

  21. Логистика запасов.

  22. Логистика распределения.

  23. Логистика складирования.

  24. Логистика транспорта.

  25. Развитие российского менеджмента: успешный опыт предприятий.

  26. Реализация стратегии и контроль за ее исполнением.

  27. Стратегическое развитие компании.

  28. Стратегия конкурентоспособность предприятия.

  29. Технологии антикризисного управления.

  30. Управление диверсифицированными предприятиями.