litceysel.ru
добавить свой файл
1
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ


ДЕТСКИЙ ДОМ ШКОЛА № 5


УТВЕРЖДАЮ

Директор детского дома школы №5

/ / Феоктистов Г.А./

Протокол педсовета №__

от____________________


ПРОГРАММА


ГОТОВИМСЯ К СОЧИНЕНИЮ

(Учебно-тренировочный курс подготовки учащихся 11 классов

к написанию сочинения на ЕГЭ, 30 часов)


Руководитель методического

объединения учителей

гуманитарного цикла

/ / Дектярь А.А./


Автор программы,

учитель русского языка и

литературы

/ / Кислина Е.А./


Черепаново 2007

Курс подготовки к сочинению на ЕГЭ.

11 класс. 30 часов. «Готовимся к сочинению»


Пояснительная записка


Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 11 классов и рассчитан на 30 часов. Он обеспечивает формирование устойчивых навыков владения языком и совершенствование речевой культуры учащихся, а также формирование практического умения создавать собственное сочинение на основе данного текста. Данный курс имеет практическую направленность и эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации в форме ЕГЭ, а также других форм аттестации, где учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.


Цель: развитие коммуникативно-речевой культуры учащихся, развитие практического умения написания сочинения на ЕГЭ.

Задачи:


  • обучение комплексному анализу текста как совокупности смыслового, речеведческого и языкового анализа;
  • формирование умения создавать собственный текст на основе данного, аргументировать собственное мнение, использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексические средства языка;


  • совершенствовать общеучебные умения учащихся: обобщать, сравнивать, анализировать, оценивать;

  • развивать ассоциативное мышление учащихся.


На каждом занятии предусматривается двусторонний подход:

теоретическая часть (изучение теории, понятий, определений) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих приобрести устойчивые навыки написания сочинения на ЕГЭ).

Методы деятельности учителя направлены на практическую работу с учащимися. Прежде всего, это работа по комплексному анализу текста и умению создавать собственный текст. Учитель должен направить свою деятельность на подготовку вопросов по анализу текста, на руководство самостоятельной учебной работой учащихся.

Формы и приёмы работы учащихся могут быть следующими: исследование, анализ текста по предложенным вопросам, использование различных каналов поиска информации (энциклопедические и специальные словари, Интернет, художественная литература и др.), написание текстов по заданной проблеме.

Основной дидактической единицей на практических занятиях данного курса являются тексты, предлагаемые для анализа в сборниках для подготовки к ЕГЭ.


Ожидаемый результат


Результатом изучения курса должны стать практические умения и навыки по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, наличие стойкого навыка комплексного анализа текста и умение создавать собственное сочинение на основе исходного текста.


Содержание курса


Тема 1. Текст. Комплексный анализ текста (2 часа)

Понятие о тексте и произведении речи как совокупности темы (о чём пишем), идеи (зачем пишем) и формы (как пишем). Понятие о комплексном анализе текста как совокупности смыслового, речеведческого и языкового анализа.

Тема 2. Смысловой анализ текста (6 часов)


Типы текстов, предлагаемых на ЕГЭ: текст-рассуждение, текст с доминированием в нём описания, текст с доминированием в нём повествования, текст с доминированием в нём информационного компонента, текст-притча. Различные подходы к анализу текстов разных типов и к написанию сочинения на их основе.


Тема 3. Речеведческий анализ текста (4 часа)

Стили речи: стилевые черты, сфера употребления, речевые средства, задачи стиля, жанры. Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Структура текстов разных типов. Способы связи предложений в тексте.


Тема 4. Языковой анализ текста (10 часов)

Лексический анализ текста. Основные типы лексики в русском языке (с точки зрения происхождения, времени употребления, активного и пассивного запаса, сферы употребления, стилистической окраски и т.п.). Фразеологические единицы. Лексические образные средства. Тропы и стилистические фигуры. Фонетические средства выразительности. Синтаксические средства выразительности.


Тема 5. Как писать сочинение (4 часа)

Композиция сочинения. Вступление. Основная часть. Заключение. Различные подходы к написанию сочинений по текстам различных типов. Жанр, тип и стиль сочинения. Аргументация в сочинении. Позиция автора текста и позиция пишущего.


Тема 6. Критерии оценки сочинения на ЕГЭ (2 часа)

Знакомство с критериями оценки сочинения на ЕГЭ. Оценка образцов сочинений по данным критериям. Советы пишущим.


Тема 7. Написание сочинения (2 часа)

Написание сочинения по исходному тексту.


Примерное тематическое планирование


занятия

Тема занятия

Кол-во часов


Виды деятельности

1-2

Текст. Виды анализа текста.

2

Лекция. Анализ текстов.

3

Смысловой анализ текста. Текст-рассуждение.

1

Анализ текстов-рассуждений.

4

Текст с доминированием в нём описания.

1

Анализ текстов-описаний.

5

Текст с доминированием в нём повествования.

1

Анализ текстов повествовательного характера.

6

Текст с доминированием в нём информационного компонента.

1

Анализ текстов информационного характера.

7

Текст-притча.

1

Анализ текста-притчи.

8

Смысловой анализ различных текстов.

1

Практическая работа.

9-10


Речеведческий анализ текста. Стили речи.

2

Работа с учебниками и различными учебными пособиями. Анализ текстов. Создание собственных текстов различных стилей.

11

Типы речи.

1

Работа с учебниками и различными учебными пособиями. Анализ текстов. Создание собственных текстов различных типов.

12

Способы связи предложений в тексте.

1

Лекция. Анализ текстов по заданиям.


13-14

Языковой анализ текста.

Лексический анализ текста.

2

Лекция. Работа с учебными пособиями. Анализ текстов.

15

Фразеологические единицы.

1

Лекция. Практическое занятие


16-18

Лексические средства выразительности. Тропы.

3

Лекция. Работа с учебными пособиями. Анализ текстов (нахождение средств выразительности в текстах различных типов).

19

Стилистические фигуры.


1

Работа с учебными пособиями. Анализ текстов (нахождение стилистических фигур в текстах).

20

Фонетические средства выразительности.

1

Лекция. Анализ текстов. Творческая работа (создание текстов с использованием фонетических приёмов выразительности).

21

Синтаксические средства выразительности.

1

Лекция. Анализ текстов. Творческая работа.

22

Языковой анализ текста.

1

Практическая работа.

23-24

Композиция сочинения.

2

Лекция. Анализ текстов различных типов с точки зрения композиции. Практическая работа.

25-26

Жанр и стиль сочинения. Аргументация в сочинении.

2

Лекция. Анализ текстов. Практическая работа.

27

Критерии оценки сочинения на ЕГЭ

1

Изучение критериев оценки сочинения. Анализ образцов сочинений. Исправление ошибок, допущенных в них.


28-29

Написание сочинения.

2

Написание собственного сочинения по данному тексту.

30

Анализ сочинений.

1

Анализ ошибок, допущенных в сочинениях учащихся.


Оценка знаний, умений и навыков


Основными формами организации учебной деятельности являются практические занятия и различные формы тренировочных заданий по анализу текста в рамках подготовки к ЕГЭ.

При традиционном подходе к организации занятий вполне приемлема существующая балльная шкала оценок. Возможна также и рейтинговая система, при которой каждому виду работы присваивается определённая сумма баллов и устанавливается соответствие между набираемыми баллами и общепринятыми оценками. Рейтинговая оценка способствует усилению мотивации учащихся и развитию навыков самостоятельной деятельности не только на аудиторных занятиях, но и во внеурочное время.

В качестве текущего контроля используются практические и творческие работы. Итоговый контроль – написание сочинения по текстам из сборников по подготовке к ЕГЭ.

Литература


  1. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11кл. Учебное пособие для учащихся. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006.

  2. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Единый государственный экзамен. Русский язык. : Учебное пособие/Под ред. проф. Н.Г.Гольцовой. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС»,2006.
  3. Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка: Пособие для учащихся. – М.» Просвещение, 1989.


  4. Капинос В. И. и др. Единый государственный экзамен 2006: контрольные измерительные материалы. Русский язык. – М-во образования РФ. – М.: Просвещение, 2006.

  5. Меркин Б.Г., Смирнова Л.Г. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ: Дидактические и справочные материалы. Тесты. – 2-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2005.

  6. Ожегов С.И. Словарь русского языка/Под ред. Н.Ю.Шведовой. – М.: Русский язык, 1991.

  7. Розенталь Д.Э. Русский язык: Пособие для поступающих в вузы. – М.: Изд-во МГУ, 1992.

  8. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М.: Просвещение, 1976.

  9. Что нужно знать о тексте для подготовки к ЕГЭ: Справочные материалы. – Новосибирск, 2005.