litceysel.ru
добавить свой файл
1
Программа дисциплины


"Физиология высшей нервной деятельности"

для студентов 2 курса факультета психологии ГУ-ВШЭ

(предварительная, возможны изменения)

Автор-составитель – доцент Б.В.Чернышев

Аннотация:

Учебная дисциплина "Физиология высшей нервной деятельности" является одной из базовых дисциплин в системе подготовки психологов.

Целью изучения данной дисциплины является формирование у студентов понимания физиологических причин основных психических процессов, многообразия физиологически обусловленных форм врожденного и приобретенного поведения животных и человека.


Учебная задача дисциплины:

При изучении данной дисциплины студенты должны приобрести знания:

- о предмете физиологии ВНД, ее связи с другими науками и ее практическом значении;

- об истории формирования научных представлений о мозге и поведении, о мозговых причинах высших (психических) нервных функций;

- об основных методах исследования, применяемых в физиологии ВНД;

- о врожденных и приобретенных формах поведения, об основных факторах, детерминирующих поведение, о генетике, эволюции и онтогенезе мозга и поведения;

- об условнорефлекторных формах обучения, их закономерностях и физиологических механизмах;

- о рассудочной деятельности (элементарном мышлении), символизации и освоении языков-посредников у животных как предпосылке формирования высших когнитивных функций человека, о коммуникации на уровне первой и второй сигнальных систем;

- о мозговых механизмах высших когнитивных функций человека – мышления, памяти, речи, внимания, сознания.


Содержание программы:

1. Предмет, история и методы изучения физиологии ВНД.

Предмет физиологии высшей нервной деятельности (ВНД). Определение физиологии ВНД. Место физиологии ВНД среди естественных и гуманитарных наук. Практическое значение физиологии ВНД. Основные понятия физиологии ВНД. Поведение как результат деятельности нервной системы, физиологические пути реализации поведения. Целенаправленность и адаптивность поведения. Основные элементарные компоненты поведения: инстинкт, обучение, рассудочная деятельность.


История формирования представлений о причинах поведения. Античные представления о движущих силах поведения (Демокрит, Платон, Аристотель, Гиппократ, Гален); материалистическое и идеалистическое понимание души и психики. Зарождение современных представлений о психике и функционировании нервной системы. Механическая концепция рефлекса (Р.Декарт, Ж.О. де Ламетри). Биологическая концепция рефлекса (Й.Прохазка). Анатомическая концепция рефлекса (Ч.Белл, Ф.Мажанди, М.Холл, И.Мюллер). Введение количественных экспериментальных методов изучения психических явлений (Э.Вебер, Т.Фехнер, В. Вундт). Бихевиоризм и его развитие в ХХ веке (Э.Торндайк, Дж.Уотсон, Б.Скиннер, Э.Толмен и др.). Исследования поведения животных в рамках гештальтпсихологии (В. Келлер). Психофизиологическая концепция рефлекса (И.М.Сеченов). Концепция условного рефлекса (И.П.Павлов). Диалектическая концепция рефлекса (А.А.Ухтомский). Рассудочная деятельность (Л.В.Крушинский).

Методы изучения высшей нервной деятельности. Методы изучения поведения: этологические, условнорефлекторные, когнитивные. Методы изучения деятельности мозга: морфологические, биохимические, физиологические. Основные лабораторные методы изучения поведения: классические и инструментальные условные рефлексы, метод открытого поля, лабиринты, тест Морриса и др. Эксперименты на переживающих срезах мозга и культурах ткани. Основные методы регистрации деятельности мозга и других физиологических показателей: микроэлектродная регистрация нейронной активности, микродиализ, энцефалограмма и вызванные потенциалы (ЭЭГ и МЭГ), кожно-гальваническая реакция, полиграфия, окулография, томография (фМРТ, ПЭТ). Методы генетики поведения.

2. Формы врожденного поведения и их причины и механизмы

Генетическая детерминация свойств поведения. Генетика поведения. Генотип и его влияние на поведение. Генетика инстинктов. Нервно-психические заболевания генетической природы. Генетическая детерминация способности к обучению, эмоциональности и др. свойств поведения. Роль генетических факторов в формировании психики человека.


Формирование поведения в онтогенезе. Типы онтогенеза: зрелорождающиеся и незрелорождающиеся животные. Гетерохронное и избирательное созревание систем. Элементы адаптивного поведения в онтогенезе и ювенильные формы поведения. Взаимоотношение детенышей и родителей. Соотношение созревания и научения в онтогенезе; сенситивные периоды и их роль в формировании поведения.

Биологические мотивации как внутренние детерминанты поведения. Поддержание гомеостаза и физиологические потребности. Виды мотиваций. Методы изучения биологических мотиваций. Физиологические теории мотивации. Доминирующее мотивационное возбуждение. Нейрофизиология мотивации. Основные структуры лимбической системы. Нарушения мотивационных состояний при поражениях мозга.

Роль эмоций в организации поведения. Эмоции и мотивации. Методы изучения эмоций: методика самораздражения и др. Функции эмоций. Физиология эмоционального стресса.

Инстинктивное поведение. Определение инстинкта. Критерии инстинкта. Этологическое изучение поведения. Соотношение понятий инстинкт и безусловный рефлекс. Комплексы фиксированных действий. Структура поведенческого акта. Соотношение врожденного и приобретенного в инстинктивной деятельности. Общественное поведение: анонимные и индивидуализированные сообщества, иерархия, доминирование, агрессивность, территориальность. Поведение как фактор эволюции. Поведение как фактор репродуктивной изоляции. Ритуализация. Половой отбор. Конфликтное поведение (смещение активности, мозаичные движения, переадресованные реакции). Проявления инстинктов в психике и поведении человека.

Классификация форм врожденного поведения. Важнейшие группы безусловных рефлексов животных по П. В. Симонову: витальные, ролевые (социальные) и саморазвития (идеальные).

3. Неассоциативные и ассоциативные формы обучения

Обучение. Определение обучения. Адаптивность обучения. Виды обучения.


Простейшие формы неассоциативного обучения. Суммационная реакция. Привыкание и сенситизация. Изучение физиологических механизмов неассоциативного обучения. Роль простейших форм неассоциативного обучения в поведении человека.

Особые формы неассоциативного обучения. Импринтинг (запечатление). Подражание (имитационное обучение). Подражание как предпосылка формирования культуры. Роль простейших форм неассоциативного обучения в поведении человека.

Условные рефлексы. Соотношение безусловных и условных рефлексов. Правила образования условных рефлексов. Общие признаки условных рефлексов. Эффект Дж.Гарсиа. Соотношение между безусловной и условной реакцией. Классификация условных рефлексов.

Торможение условных рефлексов. Внешнее (безусловное) торможение. Запредельное (охранительное) торможение. Внутреннее (условное) торможение. Взаимодействие разных видов торможения.

Движение основных нервных процессов. Взаимодействие возбуждения и торможения: иррадиация, концентрация, индукция.

Развитие теории классического условного рефлекса. Развитее условнорефлекторной теории И.П.Павлова. Современные представления о процессах угашения условного рефлекса. Теория классического обусловливания Р.А.Рескорлы-А.Р.Вагнера. Теория классического обусловливания Н.Макинтоша.

Инструментальное обучение. Теория инструментального обучения Ю.Конор­ского. Понятие драйва. Сходства и различия между классическим и инструментальным рефлексами. Законы обучения Э.Торндайка. Дж. Уотсон и формирование основных концепций бихевиоризма. S-R теория и оперантный анализ. Молекулярный и молярный ответы. Роль подкрепления в инструментальном обучении; положительное и отрицательное подкрепление, наказание. Представления Э.Толмена о целенаправленности поведения и его концепция когнитивных карт. Оперантный подход Б.Скиннера. Режимы и схемы подкрепления. Практические приемы выработки сложных инструментальных рефлексов. Двухфакторная теория научения Х.Маурера.


Виды условных рефлексов. Условные рефлексы на комплексные раздражители. Условнорефлекторная настройка. Обстановочные условные рефлексы. Условнорефлекторное переключение. Рефлексы n-го порядка. Подражательные условные рефлексы. Ассоциации индифферентных стимулов без подкрепления. Латентное обучение. Условные рефлексы на отношение. Цепные условные рефлексы. Автоматизация условных рефлексов и динамические стереотипы.

Эволюция форм высшей нервной деятельности. Уровни высшей нервной деятельности по Л.Г.Воронину.

Физиологические механизмы условного рефлекса. Представления И.П. Павлова о замыкании условной связи. Последующие нейрофизиологические исследования механизмов условного рефлекса.

Неусловнорефлекторные концепции поведения и обучения в отечественной физиологии. Учение о доминанте А.А.Ухтомского. Образное (психонервное) поведение по И.С.Бериташвили. Принцип активности и рефлекторное кольцо по Н.А.Бернштейну. Теория функциональных систем П.К.Анохина.

4. Условные рефлексы и высшая нервная деятельность человека

Место и роль условных рефлексов в психике человека. Особенности выработки условных рефлексов у человека. Формирование условных рефлексов в обыденной деятельности человека. Условнорефлекторная природа развития фобических состояний у человека и общие принципы поведенческой психотерапии.

Типы высшей нервной деятельности (темперамента) по И.П.Павлову. Основные свойства возбудительного и тормозного процессов: сила, уравновешенность и подвижность.

Патология высшей нервной деятельности. Понятие о неврозе по И.П.Павлову. Основные виды неврозов.

Гипноз и внушение. Типы воздействий при гипнозе. Психофизиологические механизмы гипноза. Применение гипноза и внушения на практике.
5. Когнитивные формы обучения и рассудочная деятельность (элементарное мышление).

Методические особенности изучения элементарного мышления животных. Пример "умного Ганса". Методика проведения экспериментов по изучению когнитивного обучения и рассудочной деятельности.


Инсайт. Эксперименты В.Кёллера на шимпанзе, их интерпретация. Повторение экспериментов В.Кёллера в лаборатории И.П.Павлова и их интерпретация.

Элементарная рассудочная деятельность (элементарное мышление) животных. Эксперименты В.В.Крушинского. Представление об "элементарных эмпирических законах". Способность к абстракции и обобщению у животных как предпосылки развития мышления и речи человека.

Орудийная деятельность. Изготовление и применение орудий на основе инстинкта, подражания и элементарного мышления. Особенности орудийной деятельности высших приматов.

6. Физиологические и биологические основы высших когнитивных функций человека

Первая и вторая сигнальные системы. Коммуникация животных в природе. Понятие о первой и второй сигнальной системах по И.П.Павлову.

Мышление и речь. Слово как обобщение по Л.С.Выготскому. Ключевые свойства человеческого языка по Ч.Хоккету. Изучение способности животных к символизации.

Эксперименты по обучению животных человеческой речи. Обучение животных языкам-посредникам: амслен, жетоны, йеркиш, понимание устной речи. Значение этих экспериментов для понимания структуры и происхождения речи и мышления человека.

Локализация психических функций в мозге человека. История представлений о локализации функций: локализационизм и эквипотенциальность. Современный взгляд на проблему локализации функций в мозге. Нейропсихология.

Межполушарная асимметрия. Исследования на больных с расщепленным мозгом. Проблема доминантности полушарий. Функции правого и левого полушарий.

Нейрофизиологические механизмы речи. Основные речевые центры, связи между ними. Основные формы нарушения речи (афазии, алексия).

Виды и формы памяти. Формы биологической памяти. Временная организация памяти. Классификация видов памяти. Процессы, связанные с памятью: кодирование, консолидация, хранение, воспроизведение, забывание. Виды амнезии. Локализация поражений мозга у больных с амнезией.


Конвергентная теория формирования временных связей. Принцип Д.Хебба. Клеточные аналоги условного рефлекса.

Механизмы кратковременной (краткосрочной) памяти. Нейрофизиологические процессы в синапсах при формировании кратковременной памяти. Механизмы импульсной реверберации.

Механизмы долговременной (долгосрочной) памяти. Гипотеза о кодировании памяти в информационных макромолекулах (белки, РНК) и реальное участие нейропептидов в процессах обучения и памяти. Роль активации генов в долговременной памяти. Предполагаемые механизмы долговременных синаптических перестроек.

Сон и бодрствование. Активирующие системы мозга. Адаптивное значение суточных ритмов. Цикл сон-бодрствование. Структура сна высших млекопитающих: медленноволновый и парадоксальный сон. ЭЭГ человека при бодрствовании и сне; основные ритмы ЭЭГ человека. Нейрофизиологические механизмы сна и бодрствования. Системы активации в мозге млекопитающих: ретикулярная формация и лимбическая система. Основные медиаторные системы мозга, регулирующие уровень бодрствования. Психическая активность во время сна, сновидения. Нарушения цикла сон-бодрствование.

Внимание. Нейрофизиология внимания. Классификация видов внимания. Нервные сети внимания по М.Познеру.

Сознание. Психофизическая проблема. Нейрофизиологические подходы к изучению сознания человека. Проблема связывания. Синхронизация в нейронных сетях и функциональное значение гамма-ритма. Теория «глобального рабочего пространства» Б.Дж.Баарса и ее дальнейшее развитие.

Предпосылки возникновения сознания человека. Изучение элементов сознания у животных. Характеристики сознания человека, зачатки которых исследованы у животных.

Развитие мозга и психики в эволюции человека. Увеличение размеров мозга в эволюции человека. Формирование мышления, речи, сознания, материальной культуры человека.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

Презентации с материалом лекций (конспективное изложение основных положений лекций, а также иллюстрации), организационные материалы и материалы для дополнительного чтения доступны на сайте http://vnd-hse.narod.ru/ (презентации к лекциям и другие материалы открываются для доступа постепенно по мере прохождения дисциплины).


Рекомендуемая литература:

Базовые учебники


  1. Шульговский В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии. 2-е изд., М.: Академия, 2008 (или 1-е изд., 2003).

  2. Батуев А. С. Высшая нервная деятельность: учебник для вузов, 2-е изд., испр. и доп., СПб.:, 2002.


Основная

  1. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. М., 1988

  2. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. Ростов-н/Д.: Феникс, 2002 (или позднее)е

  3. Данилова Н.Н.. Психофизиология. М.: Аспект Пресс, 2004.

  4. Мак-Фарленд Д. Поведение животных. Психобиология, этология и эволюция. М., 1988.

  5. Николаева Е.И.. Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии. М.: Логос, 2003.

  6. Хегенхан Б., Олсон М. Теории научения. 6-е изд., СПб.: Питер, 2004


Дополнительная

  1. Асратян Э.А. Очерки по физиологии условных рефлексов. М. "Наука". 1970

  2. Бихевиоризм. (Э.Торндайк, Джон Б.Уотсон), серия "Классики зарубежной психологии", М., 1998

  3. Воронин Л. Г. Физиология высшей нервной деятельности. М., 1979.

  4. Дольник В. Непослушное дитя биосферы. М., 1994.

  5. Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней. 2005.
  6. Зорина З.А. Полетаева И.И. Элементарное мышление животных. М., 2001.


  7. Коган А.Б. Физиология высшей нервной деятельности., 1989.

  8. Конорский Ю. Интегративная деятельность мозга. М., 1970, 1984.

  9. Крушинский Л.В. Биологические основы рассудочной деятельности. 2-е изд. М., 1977, 1986.

  10. Павлов И. П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. М., 1973, также (Полн. собр. соч. т.3, 1952)

  11. Прайор К. Не рычите на собаку! О дрессировке животных и людей. М., 1995.

  12. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга // Сеченов И.М. Элементы мысли. (Серия "Психология-классика"). СПБ., 2001

  13. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М. "Наука". 1981

  14. Смирнов В.М., Будылина С.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность. М., 2003

  15. Ухтомский А.А. Доминанта. Л. "Наука". 1966.

  16. Физиология высшей нервной деятельности, серия “Руководство по физиологии”. ч.1,2 М., 1970-1972.

  17. Физиология высшей нервной деятельности. Хрестоматия. Сост. Т.Е.Россолимо, И.А.Москвина-Тарханова, Л.А.Рыбалов. М., 1999

  18. Физиология высшей нервной деятельности. Ч. 1. Основные закономерности и механизмы условнорефлекторной деятельности. Руководство по физиологии. М. "Наука". 1970

  19. Физиология высшей нервной деятельности. Ч. 1. Условные рефлексы и адаптивное поведение. Руководство по физиологии. М. “Наука”. 1971.

  20. Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии. Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений». Под ред. Н.Н.Мешковой, Е.Ю.Федорович. М., 1997.

  21. Хрестоматия по истории психологии. М., 1980.

  22. Хрестоматия по физиологии высшей нервной деятельности, под ред. Шехтер Е.Д. 2000

  23. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX века. М., 1997.

Расширенный список литературы, доступный в электронном виде (http://vnd-hse.narod.ru/Rashirennyj_spisok_literatury.doc), включает 255 наименований.



Методические указания для студентов:

Изучение данной дисциплины подразумевает самостоятельную работу, которая включает:

- обязательное ознакомление с содержанием презентаций к лекциям, доступным для скачивания на сайте http://vnd-hse.narod.ru/,

- чтение основной и дополнительной литературы

- подготовку одного доклада (с презентацией) согласно списку тем


Формы и методы контроля:

- отчетность: устные ответы на семинарах, 3 письменные контрольные работы для промежуточной аттестации, 1 устный доклад в форме презентации;

- итоговый контроль: экзамен

- итоговая оценка складывается из оценок промежуточного контроля и ответов на экзамене.

31.01.09