litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3
Государственный академический университет гуманитарных наук


Философский факультет
отделение востоковедения


Программа дисциплины

«История мировой философии»


для подготовки бакалавра

по направлению 032100 – Востоковедение и африканистика


профиль «Философия, общественная и религиозная мысль Востока»


Квалификация - бакалавр

Нормативный срок обучения – 4 года


Автор к.филос.н., доцент кафедры

философской компаративистики Канаева Н. А.

kumari53@yandex.ru

Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры

«Философия» философской компаративистики

Председатель


_________________________

«_____» __________________ 2011 г. «____»_____________________ 2011 г.


Утверждена УС

Ученый секретарь

_________________________________

« ____» ___________________2011 г.

Москва — 2011

Пояснительная записка

Философия (греч. – буквально, «любовь к мудрости») в ряду общеобразовательных дисциплин, преподаваемых в высшей школе, занимает особое место. Это обусловлено тем, что она единственная сделала предметом своего изучения не какие-то отдельные аспекты окружающего нас мира или отдельные узко профессиональные виды деятельности, а мир целиком (бытие), многообразные формы отношений человека и мира, все виды человеческой деятельности. Начавшись как онтология (учение о бытии), философия помогла людям осознать, что познаваемая действительность не существует для всех неизменно и единообразно, но будучи «жизненным миром человека», она исторически изменчива, разнообразна и многомерна.

Философское знание о мире выражается в форме теоретических учений, на протяжении всей человеческой истории выполнявших две особо важные для каждого человека функции: во-первых, мировоззренческую, проявляющуюся в том, что результатом всякого философствования является создание целостной картины мира, осознание оснований человеческой жизни, ее цели и смысла; и, во-вторых, методологическую, состоящую в том, что философами были выявлены основания одного из главных видов человеческой деятельности – познавательной. Культура постиндустриального (информационного) общества, на пороге которого стоит сегодняшняя Россия, стала продуктом этой познавательной деятельности. Роль знания как необходимого условия развития общества в современном мире особенно велика. Философия с начала своего возникновения провозгласила обоснованное и доказательное знание фундаментом для философской картины мира, и благодаря этой установке стала аккумулятором общечеловеческого опыта и ценностей.


Профессиональная подготовка в любой области невозможна без осознания мировоззренческих принципов и предполагает овладение профессиональными навыками, которые включают, помимо узко специальных методов, общеметодологическую философскую базу. Такой общеметодологической базой является раздел философии, называемый «теория познания». Она отвечает на вопросы: «Что такое знание?», «Откуда берутся наши знания?», «Что такое истина?» и т. д., без ответов на которые не возможна ни какая опирающаяся на знание деятельность. Исходя из отмеченной важности мировоззренческих и методологических вопросов, основными задачами изучения курса философии являются:


  1. 1. Создание теоретической базы для формирования гуманистически ориентированного современного мировоззрения;

  2. 2. Уяснение методологической роли философского знания;

  3. 3. Ознакомление с главными проблемами современности и ролью философов в их постановке и решении.


В ходе изучения курса философии студенты должны усвоить актуальные философские идеи, определяющие современное бытие, овладеть навыками дискуссий по философской проблематике, научиться анализировать значимые явления с точки зрения их философского смысла. Программа предусматривает проведение семинарских занятий с целями установления обратной связи и приобщения студентов к самостоятельному анализу философских проблем. Самостоятельная работа студентов включает в себя изучение первоисточников, чтение учебных пособий и исследовательских монографий, подготовку выступлений на семинарах, написание эссе.


Формы промежуточного контроля и структура итоговой оценки:

Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:

1) посещение лекций и работа на семинарах (обсуждение поставленных вопросов, доклады,

выступления) – 40% от итоговой оценки;

2) эссе (3-4 тыс. знаков) – 10% от итоговой оценки;


3) устный экзамен – 50% от итоговой оценки.


Тематический план учебной дисциплины




Название темы

Всего часов по дисциплине

Аудиторные часы

Самостоятельная работа










Лекции

Семинары и практ. занятия. занятия




1.


Философия как подсистема культуры и вид знания


10

2

2

6

2

Восточные традиции философствования (Индия и Китай)

15

4

4

7

3

Античная философия

15

4

4

7

4


Средневековая философия

10

2

2

6

5

Философия эпохи Возрождения

10

2

2

6

6

Философия Нового времени

18

4

4

10

7

Русская философия

18

4

4

10

8

Проблема бытия

10

2

2

6

9

Проблема человека

14

4

4

6

10

Философское учение о ценностях

10


2

2

6

11

Проблема сознания

10

2

2

6

12

Познание как предмет философии

10

2

2

6

13

Философия природы

8

2

2

4

14

Общество и его проблемы

22

4

4

14




Итого:

180

40

40

100



Базовый учебник:

Введение в философию: Учебное пособие для высших учебн. заведений / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. Изд. 3-е, перераб. и дополн. М.: Изд-во "Республика", 2004.

Примечание: Дополнительная литература дана в Планах семинарских занятий к каждой теме.


Содержание курса:


Тема 1. Философия как подсистема культуры и вид знания

Определение философии. Исторические формы мировосприятия и мирообъяснения: миф, религия, философия. Миф как архаичная форма объяснения бытия человека в мире. Особенности мифа (недифференцированность времени и пространства, антропоморфность и др.). Возникновение философии как выхода из мировоззренческого кризиса и формы духовно-теоретического отношения к действительности. Особенности религиозного мировоззрения. Соотношение философии и религии.

Философия как вид знания. Объект, предмет и методы философии. Различение философии и науки. Наука как особая форма рационального овладения действительностью (предмет-объектный, специфически рациональный и «частный» характер научного знания).

Существенная черта современного философского знания: многообразие философских направлений, школ и концепций. Сциентизм и антисциентизм как основные ориентации современных течений в философии.

Исторически сложившаяся структура философского знания: онтология, гносеология (эпистемология), антропология, аксиология, социальная философия, этика, эстетика, логика, философия истории, философия права, философия религии, история философии, и т.д.

Функции философии.


Тема 2. Восточные традиции философствования (Индия и Китай)

Возникновение философии в Индии. Особенности философствования в Индии. Девять систем (даршан) традиционной индийской философии: астика (санкхья, йога, миманса, веданта, ньяя, вайшешика) и настика (чарвака-локаята, джайнизм и буддизм). Главные проблемы традиционной индийской философии: вечность мира и Атмана, конечность мира в пространстве, отношения души и тела, возможность жизни после смерти, возможность самообусловленности мира и Атмана, вечность переживаний радости и страдания, наличие плода добрых и злых дел. Современная индийская философия: главные направления исследований.


Философия древнего Китая. Философия и мифология. Социально-этическая направленность древнекитайской философии. Главные школы: конфуцианство, даосизм, легизм. Концепции дао в конфуцианстве и даосизме.

Тема 3. Античная философия

Периодизация истории философии. Культурно-исторические условия зарождения философской мысли в Древней Греции. Источники изучения античной философии.

Особенности античной философии, ее роль в развитии мировой и европейской культуры: открытие теоретического (абстрактного) мышления, космоцентризм, диалектичность, стремление к систематичности, эвристичность, неразличимость философской и научной истин (отождествление философии и науки).

Школы и представители древнегреческой философии. Ионийская философия. Милетская школа (VII–VI вв. до н.э.). Фалес (ок. 624–547 гг. до н.э.) – первый философ Древней Греции. Его вклад в разработку математики и астрономии; учение о воде как первоначале всех вещей и явлений. Учение Анаксимандра (610-540 гг. до н.э.) об апейроне. Идея природной закономерности. Антимифологическая направленность учения Анаксимена (ок. 583–526 гг. до н.э.) о воздухе. Естественнонаучные идеи Анаксимена.

Гераклит из Эфеса (ок. 530-470 гг. до н.э.). Идея изменчивости (текучести) мира. Огонь–Логос как первоначало и сущность мира. Циклы космического процесса. Учение о Логосе как законе мироздания и божественной реальности. Диалектика Гераклита: единство и борьба противоположностей, относительность существования и познания противоположностей. Движение теоретической мысли от чувственного многообразия к пониманию единства космоса. Роль чувств и ума в познании.

Италийская философия. Пифагор (ок. 580–500 гг. до н. э.) и пифагорейцы. Пифагорейский союз. Религиозно-этическое учение пифагорейцев о человеке и душе. Число как первоначало и сущность вещей. Учение о мире и “небесной гармонии”. Учение о противоположностях.

Элейская школа. Ксенофан (ок.580–473 гг. до н. э.) – теоретический источник философии элеатов. Парменид (род. 540 или 515 гг. до н. э.). Введение категории бытия и открытие умозрения как метода философии. Учение о бытии и познании: характер бытия, отрицание небытия, противопоставление рационального знания “по истине” чувственному знанию “по мнению”. Зенон Элейский (ок. 490–430 гг. до н. э.): апология идей Парменида в апориях “Ахиллес и черепаха”, “Стрела”, “Дихотомия”, “Медимн пшеницы”. Смысл апорий Зенона.


Левкипп и Демокрит (ок. 460–370 гг. до н. э.) Атомистика Левкиппа–Демокрита: аргументы атомизма, атомы и пустота, свойства атомов (фигура/форма, размер, поворот/положение в пространстве и порядок), движение, понимание причинности, необходимости и случайности. Учение о множественности миров. Этика и учение о душе. Теория познания, роль чувств и разума в познании.

Философия классического периода Древней Греции. Расцвет Афин. Успехи древнегреческой демократии и рост потребностей граждан в гуманитарном образовании. Деятельность софистов. Протагор (ок. 491/481–410 гг. до н. э.): учение об относительности всего сущего. “Человек как мера всех вещей”. Значение софистов в истории философии: создание питательной почвы для развития философии в лице многочисленных образованных людей; привлечение внимания к проблемам человека; выработка понятия “естественного права” и включение в философию политической проблематики; создание концепции относительности истины, которая стимулировала появление логики Аристотеля.

Сократ (470/469–399 гг. до н. э.). Личность и судьба Сократа. Критика им софистов. Предмет и цель философии Сократа. Основные темы сократических размышлений. Единство сознания, знания и блага (добра). Сократический метод диалога и его компоненты: ирония, майевтика, дефиниция и индукция. Открытие Сократом единицы мышления – понятия. Свобода и счастье в этическом рационализме Сократа.

Платон (427–347 гг. до н. э.): жизнь и творчество. Академия Платона. Учение об идеях – бестелесных сверхчувственных причинах и образцах, сущностях всех вещей. Идеи (“бытие”), материя (“почти что небытие”), Бог-Демиург – три причины возникновения мира вещей. Пирамида идей. Открытие Платоном категории идеального. Значение этой категории в последующем развитии философии, науки и культуры в целом. Космология Платона. Учение о душе. Познание как припоминание. Теория идеального государства Платона. Понятие справедливости и социальная структура полиса.


Аристотель (384–322 гг. до н. э.), его роль в развитии философии и культуры. Жизнь и творчество Аристотеля. Философская проблематика его главного сочинения, “Метафизики”: предмет философии; определение науки и научного знания; учение о четырех причинах вещей – формальной (форме), материальной (материи), движущей и целевой. Критика платоновской теории идей и сущность бытия, по Аристотелю. Классификация наук и характеристика научного метода Аристотелем. Роль категорий. Учение о познании. Критика возможностей диалектики и роль логики как инструмента познания.

Тема 4. Средневековая философия

Изменения историко-культурного контекста и их влияние на формирование средневековой философии. Значение религии в возникновении и развитии средневекового способа философствования. Теоцентризм, традиционализм, назидательность (учительство), символизм, духовная самоуглубленность как особенности средневекового способа мышления. Экзегетика – метод получения философского знания.

Возникновение христианской философии. Патристика (кон. I–VIII вв.) и схоластика (IX–XIV вв.) – основные этапы в развитии средневековой философии. Роль платонизма в становлении патристики и учения Аристотеля – в формировании схоластики. Восточная (Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский и др.) и западная (Тертуллиан, Боэций, Августин Блаженный) патристика.

Круг проблем средневековой философии: соотношение разума и веры, добра и зла, богопознания, доказательства бытия Бога, свободы и предопределенности в человеческой деятельности и др. Реализм, концептуализм и номинализм как основные философские подходы в решении проблемы существования общих понятий – фундамента теоретического знания.

Аврелий Августин (354-430 гг.) – крупнейший представитель западной патристики. Идея креационизма. Вечность и время. Философско-историческая концепция Августина. Учение о борьбе “двух градов”– земного и божественного. Эсхатология Августина.


Фома Аквинский (1225–1274) – крупнейший представитель западной схоластики. Учение о “гармонии веры и разума”, “естественная теология” и доказательства бытия Бога. Теократическая теория государства. Идея народного суверенитета.

Значение средневековой философии.

Тема 5. Философия эпохи Возрождения

Значение термина “Ренессанс”. Изменения во всех сферах общественной жизни, вызвавшие к жизни философию Ренессанса. Особенности философии эпохи Возрождения: антропоцентризм, ориентация на искусство, критика схоластики, натурфилософский пантеизм, разрушение представлений об ограниченности и уникальности мира; возникновение экспериментально-математических методов естествознания. Гуманизм как культурное течение, появление гуманитарных дисциплин. Место философии Возрождения в истории западноевропейской культуры.

Многообразие форм гуманистической мысли. Воззрения Данте Алигьери (1265–1321), Франческо Петрарки (1304–1374), Лоренцо Валлы (1407–1457), Марсилио Фичино (1433–1499). Религиозная терпимость, универсальные ценности и миролюбие как принципы “философия Христа” Эразма Роттердамского (1466/69–1536), сформулированные в сочинениях “Похвала глупости” и “Жалоба мира”.

Развитие натурфилософии. Магико-алхимическое понимание природы у Парацельса (1493–1541). Обоснование Николаем Кузанским (1401–1464) безграничности Вселенной. Гелиоцентрическая картина мира Николая Коперника (1473–1543), идея Джордано Бруно (1548–1600) о бесчисленности миров. Разработка экспериментально-математических методов естествознания Леонардо да Винчи (1452–1519).

Социальные и политические идеи Возрождения. Теория “нового государя” Никколо Макиавелли (1469–1527). Коммунистическая утопия Томаса Мора (1478–1535).

Религиозная Реформация. Гуманистические идеи Мартина Лютера (1483–1546), Ульриха Цвингли (1484–1531) и Жана Кальвина (1509–1564). Новые формы покаяния (служение богу и людям через выполнение профессиональных обязанностей, через честное и успешное ведение своих дел) и их роль в формировании и утверждении представления о правах человека.



Тема 6. Философия Нового времени

Формирование буржуазного общества. Критика религии, догматизма средневековой схоластики. Научная революция XVII в. Возникновение новой философии как обоснования новой онтологии, методологии познания и науки. Основные черты философии Нового времени и ее историческое значение.

Эмпиризм и рационализм. Обоснование опытного познания Фрэнсисом Бэконом (1561–1626). Проект “Великого восстановления наук”, проблема классификации наук. Учение об “идолах” (“пещеры”, “рода”, “площади”, “театра”) человеческого разума. Проблема теории и практики в учении о “светоносных” и “плодоносных” опытах. Разработка Ф.Бэконом индуктивного метода.

Рене Декарт (1596–1650) как основоположник философии Нового времени. Рационалистический метод Р.Декарта. Универсальное сомнение в качестве предпосылки установления истины. “Мыслю, следовательно, существую” – принцип субъективной достоверности как начало новой философии и науки. Роль интуиции и дедукции в познании. “Врожденные идеи”. Правила декартовского метода. Учение о бытии как о субстанции. Онтологическое обоснование философии и науки. Мыслящая и телесная субстанции, их свойства. Предмет философии. Начало современного понимания предмета науки (материя как предмет физики). Физика Декарта (мир – совершенный механизм).

Учение о субстанции как фундамент учения о бытии в философии Нового времени, его значение в решении мировоззренческих вопросов. Понятие субстанции и дуализм Декарта. Проблема соотношения духовной и телесной субстанции в онтологии и познании. Стремление обоснования онтологической целостности бытия как основной мотив философии Нового времени. Зависимость решения гносеологических проблем от онтологических размышлений. Попытка создания монистической онтологии в философии Б.Спинозы (1632–1677). Пантеизм. Учение о единой субстанции, ее атрибутах и модусах. Теория познания и “геометрический метод”. Проблема детерминизма, фатализма и свободы в философии Спинозы.


Плюралистическая онтология и учение о простых субстанциях – монадах в философии Г.Лейбница (1646–1716). Свойства монад и их иерархия. Учение о предустановленной гармонии. Теория познания Лейбница, концепция Универсальной науки.

Решение проблемы дуализма субстанций французскими материалистами. Идея единственности материальной субстанции со свойствами протяжения, самодвижения и способности чувства у Ж. Ламетри (1709–1751); его произведение “Человек машина”. Идея улучшения общественной жизни путем просвещения правителей. Материалистический монизм П. Гольбаха (1723–1789). К. А. Гельвеций (1715–1771): природа — совокупность материальных тел, образованных из атомов. Атеизм французских материалистов.

Сенсуалистическая философия Дж. Локка (1632–1704), ее основные принципы. Критика учения о “врожденных идеях”. Учение о внешнем и внутреннем опыте, видах идей и их происхождении. Теория образования общих понятий. Идея субстанции как наиболее абстрактное и неясное понятие. Проблема первичных и вторичных качеств. Непознаваемость материальной и духовной субстанций по Локку. Доктрина либерализма Локка и ее влияние на социально-политическую практику.

“Математические начала натуральной философии” И. Ньютона.

Философия как теория познания в учении И.Канта (1724–1804). Эволюция философских воззрений Канта, “докритический” и “критический” периоды. Проблема объективности знания и ее разрешение И.Кантом. Трансцендентальный идеализм Канта. Его учение о явлении и “вещи-в-себе”, априорных формах чувственности, рассудка и разума в познании. Обоснование им возможности априорных синтетических суждений в теоретическом знании. Критика метафизики. Практическая философия (этика) Канта, ее основные понятия и принципы.

Разрушение традиционного понимания субстанции (духовной и материальной), недопустимость анализа, устраняющего границы опыта и преступающего опыт (“трансцендентного”).

Философская концепция Гегеля (1770–1831). Идеалистическая диалектика и основные разделы его философской системы: логика, философия природы, философия духа. Противоречие между методом и системой.



Тема 7. Русская философия

Зарождение русской философии. Языческие и христианские влияния в философской культуре Киевской и Московской Руси. Своеобразие первых философских учений. Самобытность и специфические черты русской философской мысли: практическая направленность, онтологизм, патриотизм, историософичность, духовность, предпочтение художественных форм изложения теоретическим. Основные этапы развития русской философии. Оригинальные темы размышлений русской философии: образ Софии-Премудрости; доктрина Филофея Псковского (ок. 1520–1530) “Москва – Третий Рим”; идея соборности.

“Философические письма” П. Я. Чаадаева (1794–1856) как манифест славянофильства и западничества. Проблема оригинальности и заимствований в отечественной философской мысли ХIХ в. Славянофильство и западничество: дискуссии об историко-культурной миссии России и Европы. Взгляды И.В. Киреевского, А.С. Хомякова, К.С. Аксакова. Идеи В.Г. Белинского. Критика А.И. Герценом ценностей европейского мира. Православие как судьба русского народа в философии Ф.М. Достоевского (1821–881) и Л. Н. Толстого (1928–1910). “Легенда о Великом Инквизиторе”.

Русская религиозная философия, ее проблемы и смыслы. Синтез западного и восточного мировоззрений в философских идеях В. С. Соловьева (1853–1900). Смысл любви как спасение индивидуальности. Религиозный натурализм В. В. Розанова (1856–1919).

“Русская идея”: патриотические и нравственные идеалы русской жизни. Отечественная историософия. Истоки русского космизма ХIХ – ХХ столетий. Учение Н.Ф. Федорова (1829–1903). Проблема совершенствования человеческого рода и освоение космического пространства. Мировоззрение К.Э. Циолковского (1857–1935), В.И. Вернадского (1863–1945), А.Л. Чижевского (1897–1964). Особенности философских взглядов Н.А. Умова (1846–1915). Противостояние человека энтропии.

Общая характеристика русской философии ХХ в. Объединение философской теории с революционной практикой в идеологии марксизма. Идейное содержание русской религиозно-консервативной философии: иерархизм, евразийство, неомонархизм, христианский социализм.



Тема 8. Проблема бытия

Категория бытия в философии. Онтология – философское учение о бытии. Место и роль классической онтологии в системе философского знания.

Специфика античной онтологии. Бытие как сверхчувственная реальность в учениях Гераклита, Парменида, Демокрита и Платона. Основные идеи аристотелевской метафизики. Придание Аристотелем миру вещей статуса предмета науки и научного наблюдения. Онтология как учение о субстанции в философии Нового времени. Попытка реанимации традиционной онтологии в идеалистической диалектике Гегеля (единство субстанции и трансцендентального субъекта в понятии Абсолютной идеи). Возвращение к принципам традиционной онтологии в диалектическом материализме Ф. Энгельса. Трансформация онтологии диалектического материализма в философских воззрениях В.И. Ленина (анализ категории “материя” в 1908 г. и осознание необходимости введения категории “субстанция” в 1916 г.), в советской академической философии и идеологии. Идея синтеза традиционной онтологии и достижений науки. Современное осмысление понятия “материя”.

Последствия онтологического кризиса. Разрушение целостности философии. “Научная картина мира” как онтология. Неравноценность замены: усиление кризиса человека и культуры в целом. Сциентизм и антисциентизм.

Возникновение неклассической онтологии в ХХ веке. Единство субъективного и объективного как исходный принцип неклассических онтологических построений. Выявление сопряжения событий культуры и бытия. Онтологическое значение так называемых глобальных проблем: угрозы термоядерной и экологической катастрофы и нарастания кризисных явлений в культуре. Решение онтологических проблем как необходимое условие выживания человечества.

Первые наброски неклассической онтологии. Феноменология Э. Гуссерля (1859–1938) как исследование пути перехода от “чистого сознания” к структуре бытия (введение идеи “региональных онтологий” и “жизненного мира”). Критика им исходных категорий философии “сознание”, “мышление” и “материя”, “природа”.


Учение о человеческом бытии в экзистенциализме. Роль размышлений датского философа С. Кьеркегора и Ф.М. Достоевский (1821–1881) в повороте онтологических размышлений. Исходный принцип в построении новой онтологии: от бытия человека к анализу бытия, “бытие-в-мире”. Особенности бытия: “открытость”, “временность” и “конечность” и др. “Бытие” и “сущее”, “бытие” и “ничто”. Проблема “забвения бытия”. “Подлинное и неподлинное бытие” М. Хайдеггера (1889–1976) и их характеристики. “Усредненность” как основное свойство неподлинного бытия. “Уникальность”, “творчество”, “свобода”, “любовь” – экзистенциальные свойства подлинного бытия. Непроходимая граница между подлинным и неподлинным бытием и учение К. Ясперса (1883–1969) о “пограничных ситуациях”. Н.А. Бердяев (1874–1948) об “отчуждении” и “объективности” как характеристиках реальной онтологии и поступательном движении человечества в царство свободы, его размышления о месте России и русского народа в этом космиургическом процессе. Размышления Ж.–П.Сартра (1905–1980) о мире, его сущности, о жизни и смерти, о природе человеческой свободы.


Тема 9. Проблема человека

Человек как предмет философского анализа.

Философские и естественнонаучные аспекты антропогенеза. Дифференциация философской, социальной и культурной антропологии. Эволюционный подход к происхождению человека. Современные данные палеоантропологии о происхождении человека. Проблема соотношения природного (биологического) и общественного (социального) в человеке. Роль труда и общения в марксистской теории антропосоциогенеза.

“Феномен человека” П. Тейяра де Шардена (1881–1955). Эволюция материи как “древо жизни”. Основные стадии эволюции: преджизнь, жизнь, феномен человека и сверхжизнь. Роль гоминид в возникновении “человека разумного”. “Точка омега” – финал эволюции материи.

Объяснение антропогенеза А. Кёстлером (род.1905) и Л. Мамфордом (1895–1990). Фрейдизм и постфрейдизм о генезисе человеческого сообщества и культуры.


Учение З. Фрейда (1856–1939) о структуре психики (Оно, Я и Сверх-Я). Содержание бессознательного: инстинкты, комплексы, Эрос и Танатос. Культура как сублимация энергии либидо. Типология культур во фрейдизме. Аналитическая психология К. Г. Юнга (1875–1961). Архетипы коллективного бессознательного.

Проблемы человека и власти, языка и культуры в социальной и политической философии ХХ в.: М. Фуко, Ж. Делёз (1926–1995) , Ж. Деррида (род. 1930).

Самоценность человеческой жизни. Смысл жизни. Проблема смерти и бессмертия. Дискуссии о будущем человека.

Тема 10. Философское учение о ценностях

Формирование аксиологии (теории ценностей) как особого раздела философии. Разведение И. Кантом бытия и долженствования – предпосылка аксиологии. Оппозиция природы и культуры (истории) в неокантианстве (В. Виндельбанд, Г. Риккерт) и в философии жизни (Г. Зиммель, В. Дильтей, О. Шпенглер). Регулятивный характер ценностей. Ценности и оценки, нормы, императивы, запреты, цели и проекты. Ценностно-смысловое наполнение культуры.

Индивидуальные и социальные ценности, проблема их сочетания в отечественной и зарубежной философии и культурологии. Свобода и права личности, общественные нормы, либеральный и тоталитарный характер их регулирования. Традиционный и формально-правовой способы регуляции социальных норм. Понятие общечеловеческих норм. Гуманизация общества и преодоление отчуждения как критерий общественного прогресса.

Политико-правовые ценности, их роль в регулировании общественных отношений. Право как социальное явление, его исторические типы. Правовое государство и демократия. Право и мораль..

Моральные ценности как важнейшая составляющая человеческой культуры и духовного мира человека. Понятие морали. Специфика моральной регуляции в человеческой жизнедеятельности. Основные этические категории (добро, долг, честь, добродетель, совесть и др.). Национальное, особенное и общечеловеческое, всеобщее в морали. “Золотое правило морали”. Типология моральных ценностей. Формализм, утилитаризм, гедонизм, эвдемонизм, интуитивизм и натурализм как основные направления этической мысли. Мораль и религия. Проблема морального и религиозного нигилизма (Ф. Ницше, Ф.М. Достоевский, А. Камю).


Религиозные ценности и их роль в жизни человека и общества. Специфика религиозного отношения к миру. Вера в сверхъестественное. Религиозный культ. Функции религии. Религия и наука. Церковь как социальный институт. Религия и политика. Принцип свободы совести. Многообразие форм и типов религий. Архаические формы религии. Религии национальные и мировые. Особенности вероучений в буддизме, христианстве (православие, католицизм, протестантизм) и исламе. Нетрадиционные религии, их роль и место в современном мире.

Эстетические ценности, их природа и особенности. Эстетическое освоение мира как динамическая система. Понятие прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического. Различение эстетического и художественного. Искусство как специфическое общественное явление. Функции искусства (коммуникативная, просветительская, воспитательная, гедонистическая). Виды, роды и жанры искусства.


Тема 11. Проблема сознания

Сознание как философская проблема. Естественнонаучная и философская интерпретации проблемы сознания. Многообразие концепций сознания в философии ХХ–XXI вв. Соотношение понятий “сознание”, “мышление”, “ум”, “интеллект”, “психика”. Проблема общественной природы сознания, сознание как субъективное.

Сознание как высшая структурирующая и контролирующая деятельность. Понятие информационного взаимодействия. Роль информационного взаимодействия организмов со средой в процессах воспроизводства живых организмов, их эволюции и формирования сознания. Формы информационного взаимодействия: раздражимость, чувствительность (способность к ощущению), избирательность, ориентировочная деятельность, адаптация, опережающее отражение и прогноз.

Роль коммуникаций и языка в процессе ноогенеза и развитии сознания. Лингвистические поля. Искусственный интеллект и индивидуальный компьютер в глобализирующемся мире.

Тема 12. Познание как предмет философии

Проблема возникновения и развития познания. Культурно-историческая опосредованность познания. Место теории познания в современной философии и культуре.


Классическое и неклассическое понимание познания. Соотношение основных принципов классического и неклассического понимания познания: критицизма и посткритицизма; фундаментализма и нормативизма (отказа от фундаментализма); субъектоцентризма и отказа от субъектоцентризма; наукоцентризма и отказа от наукоцентризма.

Познание как постижение истины. Корреспондентная, когерентная, конвенциональная, прагматическая, экзистенциально-онтологическая концепции истины и их взаимодополнительность. Истина и заблуждение. Комплексный подход к критериям истины.

Понятие и структура чувственного и рационального знания. Противоположность концепций рационализма и эмпиризма (сенсуализма) о роли чувственного и рационального в познании. Единство чувственного и рационального в современной модели познания. Соотношение чувственного и эмпирического, рационального и теоретического. Разум и вера, рациональное, нерациональное и иррациональное в познавательной деятельности.

Основные рациональные методы познания: сравнение, обобщение, анализ, синтез, индукция, дедукция, абстракция, идеализация. Наблюдение, измерение и эксперимент в познании.

Связь философии и науки в осмыслении познания. Развитие философии науки от О. Конта (1798–1857) и Д.Ст.Милля (1806–1873) до Б. Рассела (1872–1970), Л. Витгенштейна (1889–1951), Т.Куна (1922–1995), И. Лакатоса (1922–1974), К.Поппера (1902–1994), П. Фейерабенда (1924–1994).

Возникновение и развитие методологии и концепций гуманитарного знания и познания, их оппозиция господствующей культурно-исторической парадигме знания, опирающейся на обобщения в физико-математических науках – Ф. Шлейермахер (1768–1834), В. Дильтей (1833–1911), Г. Виндельбанд (1848–1915) Г. Риккерт (1863–1936), Э. Кассирер (1874–1945), Э. Гуссерль (1859–1938), М. Бахтин (1895–1973). Г.–Г. Гадамер (1900–2002) как основоположник современной герменевтики. Гадамер о соотношении традиций и новаций, о роли предрассудков, авторитета и традиций в понимании. Понимание как цель познания в современной науке. Принципы и методы понимания: герменевтический круг, интерпретация, диалог, вопросно-ответные методики, эмпатия и др.


Тема 13. Философия природы

Специфика осмысления природы в современной философии. Формы восприятия природы в истории философской мысли. Живая и неживая природа, их качественные различия и взаимосвязь. Проблема жизни, ее конечности, уникальности и множественности во Вселенной. Ценность жизни. Специфика философского и биологического познания живого. “Естественная” и “искусственная” среда обитания (“первая” и “вторая” природа). Взаимодействие в системе “природа – общество”. Изменение форм практики, познавательных образов, нравственного и эстетического отношения человека к природе в различные эпохи.

Кризис идеи бесконечного прогресса цивилизации. ХХ век о “глобальных проблемах современности”. Главные причины конфликта между природой и культурой. Разрушение природной среды как интегральный итог существования человеческой цивилизации.

“Римский клуб ” – первый проект экологической безопасности и размышление о будущем человеческой цивилизации. Доклады Римскому клубу: статистические данные, свидетельствующие о глобальном экологическом кризисе и поиск выхода из экологической катастрофы. Возможные ответы человечества на кризис: освоение космического пространства, изменение природы самого человека посредством генетических опытов. Главные идеи докладов Римскому клубу “Пределы роста”(1972), “Человечество на перепутье ” (1973), “Перестройка международного порядка” (1974), “За пределами века расточительства” (1975), “Маршруты, ведущие в будущее” (1981).

Постановка глобальных проблем. Главные глобальные проблемы современности. Необходимость международного сотрудничества для их решения. Варианты разрешения проблем, выявленных Римским клубом. Актуальность идей русского космизма. Понятие биосферы и ноосферы: взгляды Т. де Шардена и В. И. Вернадского. Ноосфера как принципиально новое состояние биосферы: “союз человеческой мысли и коллективного труда человечества”. Преобразование цивилизации в направлении солидарности, исключения агрессии и войн. Ноосфера как «новая форма организованности», возникающая при качественно ином характере взаимосвязи природы и общества. Принятие международным сообществом концепции устойчивого развития.


Вступление человечества в эпоху глобализации. Усиление разрушительных тенденций в природной среде и обществе. Альтерглобализм. Экологическая безопасность как результат преодоления глобального социального неравенства.


Тема 14. Общество и его проблемы

Понятие общества. Основные подходы к исследованию общества в истории философии. Социальная философия как продукт новейшей истории и отражение проблем эпохи. Основные течения: философия истории, марксизм, либеральная концепция, неофрейдизм.

Философия истории – исследование генезиса общественной жизни, феноменов культуры и цивилизации. “Линейные” и “циклические” интерпретации истории: Г.В.Ф. Гегель, А. Тойнби, К. Ясперс. Критика европоцентризма и идея равноценности всех народов. Культура и цивилизация, “душа” и “плоть” мировой истории в учениях О. Шпенглера, Н. Бердяева, Н. Данилевского.

Марксизм – модель общественного развития с классовых позиций наемного труда. История как процесс развития и смены ОЭФ (общественно-экономических формаций). Капитализм как мир тотального отчуждения. Движущие силы истории. Диалектика производительных сил и производственных отношений. Классовая борьба – движущая сила развития общества. Роль отдельной личности. Историческая миссия пролетариата. Коммунизм – социальный идеал и эпоха свободной индивидуальности. Преобразование марксизма В.И. Лениным: учение об империализме как высшей стадии капитализма; теория социализма; изменение учения о диктатуре пролетариата.

Неомарксизм в ХХ веке, его центральное понятие “отчуждение”. Актуальность идей неомарксизма в философии и социуме.

Либеральная концепция – паттерн общественного развития с классовых позиций собственника. Эволюция либерализма. Классическая либеральная концепция: идеи А. Смита, Дж. С Милля. Свобода как абсолютная ценность “разумных” людей. Деградация наемного работника как вызов обществу. Социалистическая революция и трансформация капитализма. Социал-либерализм ХХ века. Разновидности социального государства: кейнсианское государство в Европе и “общества массового потребления ” в США. Усиление коммунистической идеологии в странах капитала. Начало идеологической войны неолиберализма. “Дорога к рабству ” Ф.А. Хайека – защита безудержной рыночной экспансии, свертывания социальных программ и национализации. Создание “мозговых центров” борьбы с коммунистическими идеалами. Выращивание политических лидеров и использование интеллектуальных элит для защиты прав меньшинства. Современность как утрата прав и свобод большинства. Кризис неолиберализма.


Попытки преодоления неолиберальной теории: концепции постиндустриального и информационного обществ. Формирование предпосылок теории информационного общества в рамках концепции индустриального общества Д.К. Гэлбрейта. Главные идеи работ Гэлбрейта “Новое индустриальное общество” и “Экономические теории и цели общества”: 3 стадии общественного развития (доиндустриальное общество, индустриальное общество и постиндустриальное общество). Характеристики и особенности жизни общества на каждой из трех стадий. Принципы цивилизации индустриального общества: синхронизация, специализация, стандартизация, концентрация, максимизация и централизация. Концепция деидеологизации обществ, принадлежащих к двум различным социальным системам; идея их конвергенции.

Информационная революция и две ее составляющие: компьютерная и телекоммуникационная революции. Возникновение информационного общества как результата информационной революции. Смена принципов организации общественной жизни: замена синхронных ритмов машинного производства социальными ритмами; производство информации становится новым способом создания общественного богатства; появление символического капитала (знаний); деспециализация; индивидуализация; оптимальное сочетание больших и малых производств; появление временных коллективов как новой формы организации труда; просьюмеризм; децентрализация и деурбанизация. Новые возможности для человека информационного общества. Необходимость и возможность создания глобальной экономики.

Понятие глобального мира и глобализации. Глобальный мир как универсум обостряющихся социальных противоречий. Глобальное неравенство, крушение национальных государств, господство транснациональных корпораций – условия общественного развития в новейшей истории.

Размышления о месте и роли России в историческом процессе.



следующая страница >>