litceysel.ru
добавить свой файл
  1 2 3

Планы проведения семинарских занятий

Тема 1. Философия как подсистема культуры и вид знания

Вопросы:

1. Предмет философии.

2. Структура философского знания.

3. Значение философии.

Темы сообщений, эссе и рефератов:

– Проблема происхождения философии.

– Философия как учение о бытии.

– Современные мыслители о предмете философии.

– Соотношение философии, науки и религии.

– Структура философского знания.

– Методологическое значение философии.


Основные философские термины

(их смысл необходимо понимать):

этимология, античная философия, средневековая философия, философия эпохи Возрождения, философия Нового времени, современная философия, философия, мировоззрение, объект знания, предмет знания, метод получения знания, универсум, онтология, социальная философия, антропология, праксиология, аксиология, культурология, этика, эстетика, гносеология.

Основная литература

Введение в философию: Учебное пособие для высших учебн. заведений / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. Изд. 3-е, перераб. и дополн. М.: Изд-во "Республика", 2004. С.3-36.


Дополнительная литература:

Барт Р. Мифологии. М., 1996.

Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М., 1994.

Лосев А.Ф. Мифология // Философская энциклопедия. М.,1964.Т.3.

Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М., 1992.

Марсель Г. Трагическая мудрость философии. М., 1995.

Мифологический словарь. М., 1991.

Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия. М., 1991.

Славянская мифология / Энциклопедический словарь. М., 1995.

Соловьев В.С. Несколько слов о настоящей задаче философии// Соловьев В.С. Собр. Соч. В 2-х тт. М., 1989. Т.1. С.15-18.

Степин В.С. Философия // Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М., 2000-2001. Т. IV. С. 195-200.


Франк С. Л. Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии. Соч. М., 1990.

Хайдеггер М. Что это такое — философия? // Вопросы философии. 1993. № 9. С. 85-93.


Тема 2. Восточные традиции философствования (Индия и Китай)

Вопросы:


  1. Философия буддизма.

  2. Джайнская философия.

  3. Концепции атмана и Брахмана в веданте.

  4. Конфуцианство и даосизм: различия в понимании целей человеческой жизни.

Темы сообщений, эссе и рефератов:

  1. Можно ли считать «Ригведу» философским сочинением?

  2. Этическое учение «Бхагавадгиты»?

  3. Главная жизненная ценность, согласно «Мокшадхарме».

  4. Чему учили чарваки-локаятики, согласно «Сарва-даршана-самграхе» Мадхавы?

  5. Основные идеи джайнской философии в «Таттвартха-адхигама-сутре» Умасвати.

  6. В чем разница между четырьмя благородными истинами буддистов и десятью заповедями христианства?

  7. Почему Будда не Бог?

  8. Можно ли назвать атомизм вайшешиков «материализмом»?

  9. Чему нас может научить йога?

  10. Как Шанкара понимает душу?

  11. Учение Конфуция о благородном муже.

  12. Идеал совершенного мудреца, согласно Лао-цзы?

Основные философские термины:

аджива, адхарма, акаша, астика, атман, благородный муж, Брахман, ваджраяна, восьмеричный путь, дао, даршана, джива, дигамбары, дхарма, Ишвара, йога, карма, махаяна, настика, недеяние, низкий человек палийский канон, прамана, пудгала, чарвака-локаята, четыре благородные истины, шветамбары, шраман.

Основная литература

История философии: Учебник для вузов /Под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова, Д.В. Бугая. М,: Академический проект, 2008. 2-е изд.С. 7-76.


Дополнительная литература:

Антология мировой философии. М., 1969. Т. 1. Ч. 1. С.69—180.

Атхарваведа. Избранное / Пер., коммент. и вступ. ст. Т.Я. Елизаренковой. М., 1975.

Беседы и суждения Конфуция / Исслед., пер. с кит., коммент. М., 1998.

Брахмаджала-сутта. Саманнапхала-сутта. Поттхапада-сутта // Шохин В.К. Первые философы Индии. М., 1997. С. 213—296.

Брахмасутры. Комментарий Шанкары // Степанянц М.Т. Восточная философия. М., 1997. С. 224—232.

Брихадараньяка-упанишада // Упанишады / Пер. с санскрита, исслед., коммент. и Приложение А. Я. Сыркина. Изд. 2-е, доп. М., 2000. С. 11-237.

Бхагавадгита / Пер. с санскрита, исслед. и примечания В. С. Семенцова. Изд. 2-е, исправл. и дополн. М., 1999.

Васубандху. Абхидхармакоша. Разд. 1. Анализ по классам элементов / Пер. с санскр., введение и комментарий, историко-филос. исследование В.И. Рудого (Bibliotheca Buddhica, XXV). М., 1990.

Древнеиндийская философия. Начальный период. М., 1963; 1972.

Древнекитайская философия: В 2 тт. М., 1972–1973.

Духовная культура Китая: Энциклопедия в пяти томах / Главн. ред. М.Л. Титаренко.М.: Восточная литература, 2006-2010. Т. 1. Философия.

Канаева Н. А. Индийская философия древности и средневековья. М.: ИФ РАН, 2008.

Классическая йога. («Йога-сутры» Патанджали и «Вьяса-бхашья») / Пер. с санкрита, введение, комментарий и реконструкция системы Е.П. Островской и В.И. Рудого). М., 1992.

Конфуций. Луньюй. Изречения.. М.: «ЭКСМО», 2004.

Кундакунда. Правачана-сара. Панчастикая-сара. Нияма-сара. Самая-сара // Железнова Н. А. Учение Кундакунды в философско-религионой традиции джайнизма. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2005. С. 214-299.

Маламуд Ш. Испечь мир: ритуал и мысль в древней Индии. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2005.


Мистерия Дао: Мир «Дао дэ цзина» / Сос., пер., исслед. А.А. Маслова. М., 1996.

Нагарджуна. Коренные строфы о Срединности и Толкование «Коренных строф о Срединности» // Андросов В. П. Учение Нагарджуны о срединности: исслед. и пер. с санскр. «Коренных строф о Срединности» («Мула-мадхбямака карика»); пер. с тиб. «Толкования коренных строф о Срединности [называемого] Бесстрашным [опровержением догматических воззрений]» («Мула-мадхьямака-вритти Акутобхайя»). М.: Вост. лит., 2006. С.209-448.

Нагарджуна. Сутра сердца. Там же. С.505-519.

Переломов Л.С. Конфуций. «Лунь юй» / Исслед., пер. с кит., коммент. М., 1998.

Ригведа / Изд. подгот. Т. Я. Елизаренкова: Мандалы I—IV М., 1989; Мандалы V-VIII. M., 1995; Мандалы IX-X. М., 1999.

«Сарва-даршана-самграха» Мадхавы // Степанянц М.Т. Восточная философия. М, 1997. С. 131—136.

Торчинов Е.А. Даосизм. «Дао-дэ цзин» / Перев. Е.А. Торчинова. СПб.: «Петербургское Востоковедение», 1999.

Умасвати. Таттвартха-адхигама-сутра. 1,2, 5, 6, 9, 10-я главы // Железнова Н. А. Учение Кундакунды в философско-религионой традиции джайнизма. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2005. С. 300-308.


Тема 3. Античная философия

Вопросы:


  1. Основные идеи Милетской школы философии.

  2. Диалектика Гераклита.

  3. Учение элеатов о бытии.

  4. Основные идеи атомистического учения Левкиппа-Демокрита.

  5. Пифагорейские числа–первоначала мира.

  6. Софисты и их роль в античной культуре.

  7. Философские идеи Сократа и сократический метод обнаружения истины.

  8. Учение Платона об идеях.

  9. Учение Аристотеля о четырех причинах вещей.

  10. Аристотелевская классификация наук.

Основные философские термины:


доксограф, архе, апейрон, апория, диалектика, логос, бытие, сократический метод, ирония, майевтика, субъективизм, субъективный идеализм, атом, плюрализм, монизм, идея, объективный идеализм, материя, идеальное государство форма, научное знание, сущее, сущность, возможность и действительность, категория, теология, эмпирический.

Основная литература:

Введение в философию. С. 40-55.

Дополнительная литература:

Антология кинизма. Фрагменты сочинений кинических мыслителей. М., 1984.

Антология мировой философии. Т.1. Ч.1,2. М. 1969.

Аристотель. Метафизика; О душе// Собр. соч. в 4 т. М., 1975-1984. Т.1.

Демокрит в его фрагментах и свидетельствах древности. М., 1993.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979.

История философии. Запад - Россия – Восток / Под ред. Н. В. Мотрошиловой. М., 1995. Кн. 1, 2.

Лукреций. О природе вещей. М., 1983.

Пифагорейские золотые стихи, с комментариями философа Гиерокла / Пер. с древнегреч. И.Петер. М., 1995.

Платон. Собр. соч. в 3 т. М., 1968-1972.

Плиний Младший. Письма Плиния Младшего. М., 1984.

Плутарх. Сочинения. М., 1983.

Реале Дж. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Спб., 1994. Ч.1. Античность.

Сенека. Нравственные письма к Луцилию. М., 1986.

Секст Эмпирик. Сочинения в 2 т. М., 1975-1976.

Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. М., 1989.

Тацит К. Сочинения в 2 т. М., 1969.

Мифы народов мира. Энциклопедия в 2 т. М., 2008.

Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. Учебник для вузов. М.: Высшая школа, 2003.

Темы сообщений, эссе и рефератов:


– Что удалось и что не удалось во время “первой навигации” физикам?

– Чему учат апории Зенона?

– Главные достижения пифагорейцев.

– Этика пифагорейцев.

– Роль софистов в развитии античной философии.

– Метод и значение философии Сократа.

– Философский смысл диалога Платона “Тимей”.

– Чему учит платоновский диалог “Софист”?

– Как понимается справедливость в “Государстве” Платона?

– Учение о четырех причинах вещей в “Метафизике” Аристотеля;

– Какую роль в теории познания сыграли определения науки и научного знания у Аристотеля?

– Учение Аристотеля о душе.

– Этика Аристотеля.

– Какие философские проблемы поднимаются в “Политике” Аристотеля?

Тема 3. Средневековая философия

Вопросы:


  1. Историко-культурный контекст появления средневековой философии.

  2. Особенности средневековой философии и основные этапы ее развития.

  3. Главные идеи и проблемы средневековой философии:

а) онтологические;

б) гносеологические (три направления в теории познания: реализм, концептуализм и номинализм);

в) антропологические.

4. Значение средневековой философии.

Основные философские термины:

акциденция, догмат, креационизм, моногамная семья, монотеизм, номинализм, парадигма, патристика, реализм, субъект, субстанция, схоластика, универсалия, эвристика, экзегетика.

Темы сообщений, эссе и рефератов:

– Философские проблемы “Библии”;

– Гуманистические идеи Ф. Петрарки высказанные в сочинении “О средствах против превратностей судьбы”.

– В чем философский смысл “Исповеди” Августина?

– Как Боэций предлагает “утешаться философией”?

– Главные проблемы и идеи средневековой философии.


Основная литература:

Введение в философию. С. 58-71.

Дополнительная литература:

Абеляр П. История моих бедствий. Да и нет. М., 1993.

Абеляр П. Диалог между Философом, Иудеем и Христианином // Вопросы философии. 1995. № 3.

Аврелий Августин. Исповедь блаженного Августина, епископа Гиппонского. М., 1991.

Антология мировой философии. Т. 2. М., 1970.

Библия (любое издание).

Бонавентура. О возвращении наук к теологии. Путеводитель души к Богу // Вопросы философии. 1993. № 8. С. 132-171.

Боэций. “Утешение философией” и другие трактаты. М., 1990.

История философии. Запад – Россия – Восток. Кн. 1. М., 1995. С. 245-376.

Коран / Пер. И. Ю. Крачковского. Ростов-на-Дону, 1998.

Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 1979.

Реале Дж. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Кн. 2. Средневековье (От Библейского послания до Макиавелли). СПб., 1994.

Фома Аквинский. Сумма теологии I-II. Вопрос 18. О благе и зле применительно к человеческим действиям вообще // Вопросы философии. 1997. № 9.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991.

Тема 4. Философия эпохи Возрождения

Вопросы:


  1. 1. Особенности философии эпохи Возрождения.

  2. 2. Гуманистические идеи Данте, Петрарки, Валлы, Фичино и Эразма Роттердамского.

  3. 3. Развитие натурфилософии в сочинениях Парацельса, Кузанского, Коперника, Бруно.

  4. 4. Социальная философия Н. Макиавелли и Т. Мора.

  5. 5. Подготовка научной революции ХVII века мыслителями Ренессанса (на примере Леонардо да Винчи).
  6. 6. Значение философии Возрождения.


Основные философские термины:

апатия, гуманизм, натурфилософия, пантеизм, Ренессанс, Реформация, секуляризация, утопия, фатум, фортуна.

Темы сообщений, эссе и рефератов:

– Почему “Божественная комедия” Данте считается гуманистическим произведением?

– Что делает “Утопию” Томаса Мора идейным источником социализма?

– Как решает Макиавелли проблему власти в “Государе”?

– За что Эразм Роттердамский “хвалит” глупость?

– В чем выражается антропоцентризм миропонимания людей эпохи Возрождения в отличие от теоцентризма средневековья?

– Основное содержание гуманизма эпохи Возрождения.

– Что и как возрождали гуманисты?

– В чем отличия авторитета науки от авторитета священного писания?

Основная литература:

Введение в философию. С.71-78.


Дополнительная литература:

Бруно Д. Диалоги. М., 1949.

Данте Алигьери. Божественная комедия. М., 1961, или БВЛ (Библиотека Всемирной литературы). Т. 28.

История философии. Запад - Россия - Восток. Кн. II. Философия ХV-ХIХ вв. М.,1996. С.2-68.

Кузанский Н. Об ученом незнании //Соч. в 2-х томах. М., 1979-1980.

Макиавелли Н. Государь // Избр. соч. М., 1982.

Мор Т. Утопия. М., 1978.

Петрарка Ф. Сочинения философские и полемические. М., 1998.

Реале Дж. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Кн. 2 . Средневековье (От Библейского послания до Макиавелли). СПб., 1994.

Соколов В.В. Европейская философия ХV-ХVII вв. Учеб. для вузов. 3-е изд. М., 2003.

Эразм Роттердамский. Похвала глупости // БВЛ. Т. 33. М., 1971.


Тема 5. Философия Нового времени

Вопросы:
  1. Социокультурные предпосылки философии Нового времени.


  2. Онтология как учение о субстанции в философии Нового времени.

  3. Эмпиризм Нового времени.

  4. Специфика европейского рационализма XVII-XVIII вв.

  5. Критическая философия И. Канта.

  6. Философская система Г.В. Ф. Гегеля.

Основные философские термины:

априорные формы чувственности, рассудка и разума, атрибут, “врожденные идеи”, дедукция, диалектический метод, дуализм, естественное право”, “естественное состояние”, законы диалектики, “идолы” как препятствия на пути достижения истины, имманентный, индукция, интроспекция категорический императив, “методическое сомнение”, модус, монада, монизм, “общественный договор”, опыт, первичные и вторичные качества плюрализм (в онтологии), “предустановленная гармония”, рационализм, субстанция, субстанция духовная (мыслящая) и субстанция материальная (телесная), трансцендентальный, трансцендентный, феномен (явление) и ноумен (вещь-в-себе), феноменализм, эмпиризм.

Темы сообщений, эссе и рефератов:

– Критика Ф. Бэконом “идолов” и его проект “Великого восстановления наук”.

– “Радикальное сомнение” Р.Декарта и его учение об интеллектуальной интуиции.

– Социально-философские концепции Т. Гоббса и Дж. Локка.

– Сенсуализм (учение об опыте и познании) Дж. Локка.

– Пантеизм Б. Спинозы.

– Монадология Г. Лейбница.

– Имматериализм Дж. Беркли.

– Скептицизм Д. Юма.

– “Коперниканский переворот” И. Канта в философии.

– Учение И. Канта об априорных формах чувственного созерцания, рассудка и разума.

– Этика И. Канта.

Основная литература:

Введение в философию. С.71-106.

Дополнительная литература:

Антология мировой философии. Т.2. М., 1970. С.192-222, 231-295, 333-357, 365-379, 412-442, 449-486, 507-530, 574-598; Т.3. М., 1971. С.89-394.


Бэкон Ф. Новый Органон//Бэкон Ф. Соч. в 2 т. М., 1971-1972. Т.2. С.7-82.

Бэкон Ф. Новая Атлантида//Бэкон Ф. Соч. в 2 т. М., 1971-1972. Т.2. С.489-524.

Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т.1. М., 1974. Введение. С.84-104.

Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия. Учебник. 2-е изд. М., 2003.

Декарт Р. Рассуждение о методе//Декарт Р. Соч. в 2 т. М., 1989-94. Т.1. С.250-296.

Кант И. Критика чистого разума. М.,1994. Предисловие ко 2-му изд. Введение. С.14-46.

Лейбниц Г.В. Монадология//Лейбниц Г.В. Соч. в 4 т. М., 1982-89. Т.1. С.413-429.

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М., 2000-2001. 3-е изд. – 2010.

Реале Дж. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.3. Новое время. Спб., 1996.

Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. Учебник для вузов. 3-е изд. М.: Высшая школа, 2003.

Тема 7. Русская философия

Вопросы:

1. Основные этапы развития русской философии и их характеристика.

2. Специфика отечественной философии. Особенности философской мысли в России 2-й четверти XIX-начала ХХ века.


  1. Основные концепции представителей русской религиозной философии.

  2. Идеи русских космистов.

Основные философские термины:

София-Премудрость, софиология, “Москва – Третий Рим”, вольтерианство, масоны, славянофилы, “соборность”, западники, почвенничество, толстовство, “всеединство”, космизм, “Общее дело”, биосфера, ноосфера, “русская идея”.


Темы сообщений, эссе и рефератов:


– “Философические письма” П.Я. Чаадаева как идейный исток дискуссий славянофилов и западников.

– Российские материалисты и их роль в истории Российской мысли.


– “Русская идея ” в работах русских философов.

– Преломление проблемы человека в творчестве Ф. М. Достоевского.

– Этические идеи Л.Н. Толстого.

– Философия истории Л.Н. Толстого.

– “Философия всеединства” В.С. Соловьева.

– Может ли реально объединить людей “общее дело” Н.Ф. Федорова?

– Есть ли сегодня творческий потенциал у социально-философских идей марксизма-ленинизма?

– Проект А.И. Солженицына по обустройству России.

– Экзистенциалистские идеи В.В. Розанова.

– Прав ли Н.А. Бердяев в своем понимании истоков и смысла русского коммунизма?

– Концепция этногенеза Л.Н. Гумилева и ее нравственный смысл.

– Феноменология в России.


Основная литература:

Введение в философию. С.149-191, 262-284, 292-308.


Дополнительная литература:

Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.

Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.

Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль Х-XVII веков. М., 1990.

Гулыга А. Русская идея и ее творцы. М., 2003.

Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М., 1989; 2003.

Гумилев Л.Н. От Руси до России. Спб., 1992.

Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии. Эпохи и цивилизации. М., 1993.

Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1993.

Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. М., 1995.

Зеньковский В.В. История русской философии. Т.1, 2. Л., 1991.

История философии: Запад-Россия-Восток (книга первая. Философия древности и средневековья). М.,1995. С.446-477.

История философии: Запад - Россия - Восток (книга вторая. Философия XV-XIX в.). М., 1996. С.495-545.

История философии: Запад - Россия - Восток (книга третья. Философия XIX-XX в.). М., 1998. С.248-419.


Лосев А.Ф. Бытие. Имя. Космос. М., 1993.

Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991.

Русские философы. Конец XIX-середина ХХ века. Антология. М., 1993.

Русский космизм. Антология философской мысли / Сост. С.Г. Семенова, А.Г. Грачева. М.: Педагогика-Пресс, 1993.

Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М., 1995.

Солженицын А.И. Архипелаг Гулаг. М., 1990.

Солженицын А.И. “Русский вопрос” к концу ХХ века // Новый мир. 1994. № 7.

Солженицын А.И. Как нам обустроить Россию? – Любое издание.

Соловьев В. Соч. в 2 т. М., 1990.

Толстой Л.Н. Исповедь. М., 1991.

Философия: Учебник / Под ред. В. Д.Губина, Т .Ю. Сидориной, В. П. Филатова. М., 1996; 2002; 2003. С.104-132.

Шпет Г.Г. Очерк развития русской философии // Шпет Г.Г. Соч. М., 1989. С.11-344.


Тема 8. Проблема бытия

Учебные вопросы:


  1. Историческая эволюция понимания бытия и значение онтологии.

  2. Классическая онтология.

  3. Неклассическая онтология в философии XX века:
    – феноменологический анализ “чистого сознания”;
    – экзистенциализм о бытии человека (“сущность” и “существование”, “подлинное бытие”, “неподлинное бытие”, “пограничные ситуации”).



Основные философские термины:

бытие, “временность”, “жизненный мир”, ничто, онтология, “открытость”, пограничные ситуации, подлинное и неподлинное бытие, свобода, сущность и существование, “чистая” онтология, экзистенция, экзистенциалы.

Темы сообщений, эссе и рефератов:

– Понимание экзистенции в лекции Ж.–П. Сартра “Экзистенциализм - это гуманизм”.

– Понимание М. Хайдеггером бытия в статье “Время и бытие”.

– Основные идеи работы М. Хайдеггера “Письмо о гуманизме”.


– Анализ вопросов онтологии в работе Н. Бердяева “Философия свободы”.

– Исследование проблемы бытия в работе Н. Бердяева “Смысл творчества”.

–Онтологические идеи “Библии” (или “Корана”).

Основная литература:

Введение в философию. С.339-363.


Дополнительная литература:

Аббаньяно Н. Экзистенция как свобода//Вопросы философии. 1992. №8. С.145-157.

Аристотель. Метафизика // Аристотель. Соч. в 4 т. Т.1. М., 1976. С. 65-70, 86-92, 119-125, 146-148, 180-181, 229-230.

Бергсон А. Творческая эволюция. М., 1914.

Библия - любое издание.

Вольтер Ф.М. Философский словарь// Вольтер Ф.М. Философские сочинения. М., 1989. С.620-717.

Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Введение. Т.1. М., 1974. С.84-104.

Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология // Вопросы философии. 1992. №7. С.136-176.

Мамардашвили М.К. К пространственно-временной феноменологии событий знания // Вопросы философии. 1994. №1. С.73-84.

Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.42.

Марсель Г. Трагическая мудрость философии. М., 1995. С.49-104.

Платон. Государство. Книга 7 // Платон. Собр. соч. в 4 т. М., 1990-1994. Т.3. С.295-326.

Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. М., 2000.

Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. М., 1989.

Сартр Ж.-П. Пьесы. М., 1967.

Рассел Б. История западной философии. Новосибирск, 2003.

Уайтхед А.Н. Процесс и реальность // Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. М., 1990. С.272-303.

Философия. Учебник / Под ред. В Д. Губина, Т. Ю. Сидориной, В. П. Филатова. М., 1996; 2002; 2003.

Фолкнер У. Шум и ярость. М., 1989.


Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997.

Хайдеггер М. Письмо о гуманизме// Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1983. С.192 - 220.

Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С.16-27, 192-220.

Хрестоматия по истории философии: от Шопенгауэра до Деррида. М., 2001.

Хюбшер А. Мыслители нашего времени. М., 1994.

Ясперс К. Философская вера // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С.420-508.

Тема 9.


<< предыдущая страница   следующая страница >>