litceysel.ru
добавить свой файл
  1 2 3
Проблема человека


Вопросы:

1. Понятие философской, социальной и культурной антропологии. Человек как предмет философской рефлексии.


  1. Проблема антропогенеза и варианты ее решения.

  2. Антропологические идеи З. Фрейда и К. Г. Юнга.

  3. Современная философия о проблеме человека.


Основные философские термины:

антропогенез, архетип, бессознательное, габитус, индивид, литосфера, личность, рефлексия, социальная антропология, тейярдизм, точка омега, трудовая теория антропогенеза, философская антропология, человек.

Темы сообщений, эссе и рефератов:

1. Современная антропология о происхождении “человека разумного”.

2. Основные проблемы работы П. Тейяра де Шардена “Феномен человека”.

3. Вклад З. Фрейда в современное понимание человека.

4. Роль фрейдистских идей в либерализации морали ХХ в.

5.Что объясняет концепция архетипов коллективного бессознательного?

6. Основные жизнестроительные идеи книги Н. Козлова “Философские сказки ”.

7. Что значит “быть человеком”: брать или отдавать? (По книге Э. Фромма “Иметь или быть”).

8. Чему учит (или не учит) книга Э. Фромма “Искусство любить”?

9. Учение о Сверхчеловеке Ф. Ницше.

10. Проблема свободы и ответственности.


Основная литература:

Введение в философию. С.406-451, 473-484, 572-589.

Дополнительная литература:

Августин Аврелий. Исповедь. М., 1992.

Антология мировой философии. Т.1-4. М., 1969-1972.

Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989

Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993

Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.

Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений. М., 1983,1996.


Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1995.

Бродель Ф. Структуры повседневности: Возможное и невозможное. М., 1986.

Бродель Ф. Игры обмена. М., 1988.

Бурдьё П. Начала. М., 1994.

Бубер М. Два образа веры. М., 1995.

Григорьян Б.Т. Философская антропология. М., 1982.

Григорьян Б.Т. Человек: его положение и призвание в современном мире. М., 1986.

Давыдов Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия. М., 1982.

Ильин И. Постстуктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996.

Каган М.С. Мир общения: Проблемы межсубъектных отношений. М.,1988.

Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.

Кёстлер А. Дух в машине // Вопросы философии. 1993. № 10.

Козлов Н. Философские сказки. Для обдумывающих житье. М., 1996.

Кон И. С. Открытие “Я”. М., 1978.

Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993.

Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе. (http://lacan.narod.ru)

Лакан Ж. Психоз и Другой. (http://lacan.narod.ru)

Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. М., 1990.

Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.

Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М., 1991.

Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: исследование идеологии развитого индустриального общества. М.: АСТ, 2002.

Ницше Ф. Так говорил Заратустра - любое издание.

Подорога В.А. Власть и познание. (Археологический поиск у М.Фуко). // Власть. М., 1989.

Подорога В.А. Феноменология тела. М., 1995.

Проблема человека в современной западной философии. М., 1988.


Платон. Пир // Платон. Собр. соч. в 4 т. Т.2. М., 1993. С.81-134; либо: Платон. Избранные диалоги. М., 1965. С.118-184.

Рикёр П. Человек как предмет философии // Вопросы философии. 1989. № 2.

Розанов В.В. Несовместимые контрасты жития. М., 1990.

Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М.,1992.

Стоун И. Страсти ума, или Жизнь Фрейда. М., 1994.

Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987; 2002.

Толстой Л.Н. Исповедь. М., 1991.

Федоров Н.Ф. Сочинения. М., 1982.

Феномен человека (сборник философских текстов). М., 1993.

Фрейд З. Введение в психоанализ. М., 1989.

Фрейд З. Либидо. М., 1996.

Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1990.

Фрейд З. Психопатология обыденной жизни. М., 1996; СПб., 2006.

Фрейд З. Тотем и табу. СПб., 2006.

Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.

Фромм Э. Душа человека. М., 1992.

Фромм Э. Иметь или быть? М., 1986.

Фромм Э. Искусство любить. М., 1994.

Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология. М.: Изд-во МГУ — «Высшая школа», 2002. 3-е изд.

Человек и его бытие как проблема современной философии. М., 1978.

Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., 1991.

Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. ХIХ в. М., 1995.

Шестов Л. Киркегард и экзистенциальная философия (Глас вопиющего в пустыне). М., 1992.

Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М., 1992.

Юнг К.Г. Проблема души современного человека // Философские науки. 1989. № 8.

Юнг К.Г. Йога и Запад. М., 1994.


Юнг К.Г. Конфликты детской души. М., 1995.

Юнг К.Г. Один современный миф. О вещах наблюдаемых в небе. М., 1993.

Юнг К.Г. Аналитическая психология. Спб.,1994.


Тема 10. Философское учение о ценностях

Вопросы:

1. Ценностно-смысловые ориентации как неотъемлемая часть культуры. Проблемы философской аксиологии.

2. Индивидуальные и социальные ценности. Регулятивный характер ценностей.

3. Специфика моральных и религиозных ценностей.
4. Политико-правовые ценности и их специфика.

Основные философские термины:

аксиология, общественные и общечеловеческие нормы, мораль, свобода и права личности, этические категории: добро, долг, честь, добродетель, совесть и др.. эстетика, этика.

Темы сообщений, эссе и рефератов:

– Этика стоицизма в сочинении Л.–А. Сенеки “Нравственные письма к Луцилию”.

– Этическое учение Канта.

– Учение о “переоценке всех ценностей” в философии Ф. Ницше.

– Проблема свободы и ответственности человека во французском экзистенциализме (Ж. П. Сартр, А. Камю, А. Мальро).

– Гуманизм А. Швейцера (по книге “Культура и этика”).

– Нравственно-религиозные искания в русской литературе и философии (Л. Толстой, Ф. Достоевский, Н. Бердяев, Н. Лосский и др.).

– Мораль и политика: история и современность.

– “Золотое правило морали” и его культурное значение.

– Нужно ли государству воспитывать моральные качества своих граждан?

– Нужны ли сегодня десять заповедей Моисея?

– В чем преемственность и принципиальное отличие новозаветной морали от заповедей Моисея?

– В чем достоинства и недостатки морального учения Л.Н. Толстого?

– Как понимает А. Швейцер добро и зло в своей этике «благоговения перед жизнью»?

– Существует ли сегодня моральный идеал?


– Почему отсутствие у человека чувства долга и совести социально опасно?

– В чем отличия “свободы от…” от “свободы для…”?

– Прав ли Ж.-П. Сартр, утверждая, что оборотной стороной свободы является ответственность?

– Что такое “счастье” и можно и быть счастливым вечно?

– Удовольствия – добро или зло?

– Есть ли у человека нравственный долг перед самим собой?

– Если в Вашей жизни что-то идет “не так”, кто виноват: Вы или другие?

– Возможно ли нравственное предпринимательство?

– Все ли можно простить и нужно ли уметь прощать?

– Моральна ли ложь “во благо”?

– Каков смысл требования В.С. Соловьева: “Имей в себе Бога”? Возможно ли это?

– Что такое “эвтаназия” и нравственна ли она?

– Существует ли нравственная проблема смертной казни?

– Любовь – удовольствие, долг или искусство?

– Может ли жизнь без смысла быть счастливой?

– Можно ли говорить о прогресс в развитии морали?


Основная литература:

Введение в философию. С. 420-426, 523-526, 580-589.

Дополнительная литература:

Батай Ж. Проклятая доля. М., 2003.

Бердяев Н.А. Философия свободы. М., 1989.

Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994.

Геллнер Э. Условия свободы. М., 1995.

Гусейнов А.А. Великие моралисты. М., 1995

Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. М., 2003.

Гусейнов А.А., Иррлиц Г. Краткая история этики. М., 1987. С.69-86, 149-185, 201-216, 432-464.

История религии: Учебник для вузов: В 2 тт. / Под общ. ред. И.Н. Яблокова. М., 2007.

Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. Основы этики. М., 1991.

Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. К генеалогии морали // Соч. : В 2тт. М.,1990. Т.1


Ницше Ф. Антихрист. Проклятие христианству. Там же. Т. 2.

Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Там же. Т. 2.

Сенека. Нравственные письма к Луцилию. М., 1986

Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная философия. Соч.: В 2 тт. М.,1988. Т.1.

Сумерки богов. М., 1989.

Швейцер А. Культура и этика. М., 1973.

Фуко М. Интеллектуалы и власть. М., 2002.


Тема 11. Проблема сознания

Вопросы:


  1. Естественнонаучная и философская интерпретация проблемы сознания.

  2. Психика человека как инструмент информационного взаимодействия.

  3. Роль коммуникаций и языка в развитии сознания.

Темы сообщений, эссе и рефератов:

  1. Тайна сознания и ее разгадки в истории философии и психологии.

  2. Эволюция сознания.

  3. Нервная система и познание.

  1. Коммуникативный характер сознания.

  2. Поле лингвистики и человеческое сознание.

  3. Головоломки проблемы сознания.


Основные философские термины:


адаптация, аксон, аутопоэз, избирательность, интеллект, информационное взаимодействие, нейроны, мышление, ориентировочная деятельность, опережающее отражение, прогноз, прокариоты, психика, раздражимость, самосознание, синапс, сознание, ум, хромосомы, чувствительность, эукариоты.

Основная литература:

Введение в философию. С. 431-451.

Новая философская энциклопедия. Т.III. C.589-591.

Дополнительная литература:

Абрамова Н.Т. Несловесное мышление. М., 2002.

Арбиб М. Метафорический мозг. М., 1976.

Баксанский О.Е., Кучер Е.Н. Когнитивные науки: междис­циплинарный подход. М., 2003.


Баксанский О.Е., Кучер Е.Н. Нейролингвистическое программирование как практическая область когнитивных наук // ВФ. 2005. № 1. С.82-100.

Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. М., 1994.

Бунге М. Несостоятельность психофизического дуализма // Философские науки. № 2. 1979.

Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М, 1982.

Выгодский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Выгодский Л.С. Собр. соч. М., 1982. Т. 1.

Гудмен Н. Способы создания миров / Пер. с англ. А.Л. Ни­кифорова, Е.Е. Ледникова, М.В. Лебедевой, Т.А. Дмитриева. М., 2001.

Гуссерль Э. Амстердамские до­клады. Феноменологическая психология //Логос 1995. № 3; 1994. № 5.

Дрейфус X. Чего не могут вычислительные машины. М., 1978.

Дубровский Д.И. Проблема идеального. Субъективная реальность. 2-е изд. М., 2002.

Когнитивная модель сознания // Эволюция. Мышление. Сознание / Под ред. И.П. Меркулова. М., 2004.

Козлова М.С. Философия и язык. М., 1972.

Концепция виртуальных миров и научное познание / Ред. И.А. Ахчурин, С. Н. Коняев. СПб., 2000.

Куайн У.О. Слово и объект / Пер. с англ. А.З. Черняка, Т.А. Дмитриева. М., 2000.

Лекторский В.А. Сознание // Новая философская энциклопедия. М., 2001.С. 589—591.

Лекторский В.А. Субъект. Объект. Познание. М., 1980.

Леонть­ев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.

Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. М., 1998.

Максимов Л.В. Когнитивизм как парадигма гуманитарно-философской мысли. М., 2003.

Матурана У.Р., Варела Ф. Х. Древо познания. М., 2001.

Меркулов И.П. Когнитивная эволюция. М., 1999.

Мерло-Понти М. Око и дух. М., 1992.

Патнэм X. Философия сознания / Пер. с англ. Л.Б. Макее­вой, О.А. Назаровой, А.Л. Никифорова. М., 1999.

Поппер К. Объективное знание / Под ред. В.Н. Садовского / Пер. с англ. Д.Г. Лахути. М., 2002.

Прист С. Теории сознания / Пер. с англ. А.Ф. Грязнова. М., 2000.

Проблема сознания в современной западной философии / Под ред. Т.А. Кузьминой. М., 1989.

Райл Дж. Понятие сознания / Под ред. В.П. Филатова / Пер. с англ. М., 2000.

Рорти Р. Философия и зеркало природы / Пер. с англ. В.В. Целищева. Новосибирск, 1997.

Серль Дж. Открывая сознание заново / Пер. с англ. А.Ф. Грязнова. М., 2002.

Степин B.C. Теоретическое знание. М., 2000.

Тьюринг А. Может ли материя мыслить? / Пер. с англ. М., 1960.

Юлина Н.С. Головоломки проблемы сознания. Концепция Дэниелла Деннета. М., 2004.


Тема 12. Познание как предмет философии

Вопросы:

1. Учение о познании (гносеология) в структуре философского знания. Методологическое и мировоззренческое значение гносеологии.

2. Актуальные вопросы теории познания:

– субъект и объект познания; взаимодействие субъекта и объекта в процессе познания;

– виды (обыденное, научное, философское, моральное, правовое и т. п.) и уровни знания (чувственное и рациональное);

– понятие о неявном знании;

– основные приемы мышления (абстрактного мышления): обобщение, сравнение, анализ и синтез, абстрагирование и идеализация, индукция и дедукция.

3. Познание как постижение истины.

– корреспондентная концепция истины;

– экзистенциально-онтологическая концепция истины М.Хайдеггера;

– когерентная, конвенциональная, прагматическая, "опытная" концепции истины.

Темы сообщений, эссе и рефератов:


– Проблемы знания и языка.

– Эволюция концепций познания в аналитической философии.

– Неокантианские концепции познания В. Виндельбанда и Г. Риккерта.

– Герменевтическая традиция в анализе познания.

– Вера как конструктивный элемент познания. Вера и сомнение.

– Ценностные предпосылки в структуре познания.

– Теория познания как теория отражения.

– Роль неосознанного, бессознательного в познавательной деятельности.

– Классический и неклассический идеалы познавательной деятельности.


Основные философские термины:

восприятие, гипотеза, гносеология, истина, объект познания, ощущение, представление, рациональное познание, субъект познания, теория, чувственное познание, эпистемология.

Основная литература:

Введение в философию. С. 452-472, 538-571.

Дополнительная литература:

Аналитическая философия. Избранные тексты. М., 1993.

Аналитическая философия: становление и развитие / Под ред. А.Ф. Грязнова / Пер, с англ. (колл). М., 1998.

Гадамер Г.–Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988.

Голдстейн МГолдстейн И. Ф. Как мы познаем. М., 1984. С.33.

Грегори Р. Разумный глаз. М., 1986.

Касавин И.Т. Миграция. Креативность. Текст. Проблемы неклассической теории познания. СПБ.: РХГИ, 1998.

Кун Т. Структура научных революций. М.: АСТ, 2002.

Кун Т. Структура научных революций. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. История науки и ее рациональные реконструкции. М.: АСТ, 2001.

Лакатос И. Методология исследовательских программ. М., 2003.

Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М., 1979.

Микешина Л.А. Философия науки: Учеб. пособие. М.: Прогресс-Традиция, Моск. психолого-соц. Ин-т, Флинта, 2005.


Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. М., 1985.

Поппер К. Логика научного исследования. М., 2004.

Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

Поппер К.Р. Объективное знание. Эволюционный подход. М., 2002.

Степин B.C. Теоретическое знание. М., 2000.

Фоллмер Г. Эволюционная теория познания. М., 1998.


Тема 13. Философия природы

Вопросы:

1. Специфика взаимодействия человека и природы в различные исторические эпохи. Глобальные проблемы современности.

2. Учение о биосфере. Снятие угрозы глобальной катастрофы как трансформация биосферы в ноосферу.

3. Основные идеи докладов Римскому клубу и их роль в решении глобальных проблем.

Темы сообщений, эссе и рефератов:

– Понятие биосферы, ее структура.
– Идеи В.И. Вернадского, Тейяра де Шардена, Э. Леруа о ноосфере.
– Основные идеи доклада Римскому клубу “Пределы роста”.

– Понятие глобальных проблем и возможности их решения в современных условиях.

– Возможно ли этическое отношение к природе?

– Жизнь как ценность.

– Концепция устойчивого развития и ее реализация в России.

Основные философские термины:

глобальные проблемы, демографический взрыв, депопуляция, конвергенция, “новый экономический порядок”, “нулевой рост”, озоновая дыра, “оптимальный строй”, “органический рост”, парниковый эффект, природа, Римский клуб, устойчивое развитие, экология.

Основная литература:

Введение в философию. С.391-405, 590-608.

Дополнительная литература:

Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Ч. 1, 2. М., 1977.

Вернадский В.И. Труды биогеохимической лаборатории. Вып.16. М., 1980.

Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.

Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.

Один мир для всех. Контуры глобального сознания. М., 1990.

Печчеи А. Человеческие качества. М., 1980; 1985.

Первая глобальная революция /Доклад Римскому клубу. М., 1991.

Пределы роста / Доклад Римскому клубу. М., 1991.

Римский клуб. Декларация. Миссия // Вопросы философии. 1995. №3. С.65-72.

Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 2002.

Экологическая альтернатива. М., 1990.

Тема 14. Общество и его проблемы

Вопросы


  1. Представление об обществе в истории философии: основные подходы.

  2. Разновидности социально-философских учений: философия истории, марксизм, либеральная концепция.

  3. Специфика социальных теорий в период противостояния двух систем: теории индустриального и информационного обществ.

  4. Социальные концепции эпохи глобализации.

  5. Размышления о месте и перспективах России в историческом процессе.



Темы сообщений, эссе и рефератов:

– Понятие общества; сущность и структура общества.

– Общественно-экономическая формация и реальное общество.

– Живем ли мы в информационном обществе?

– Современное общество на пороге ХХI века: анализ проблем и перспектив развития.

– Хотим ли мы жить в тоталитарном обществе?

– Классовая борьба продолжается?

– Основные идеи книги К. Поппера “Открытое общество и его враги”.

– Возможен ли в России фашизм?

– Антиутопические идеи в книге Оруэлла Д. “Ферма животных”.

– Понятие “осевого времени” у К. Ясперса и его концептуальная нагруженность.

– Власть и контр-власть в современном мире: идеи М. Фуко.


– Проблемы монополярного мира: воззрения И. Валлерстайна.

– Ж. Деррида о противоречиях глобализирующегося мира.

– Ж. Бодрийяр: массовое общество как крушение индивидуальной свободы.

– Риторика безнадежности общества “массового потребления ”.

– Национальные идеологии как форма социального протеста тенденциям глобализации.

– Феномен альтерглобалистской идеологии.

Основные термины:

антагонистические и неантагонистические отношения, глобализация, деидеологизация, доиндустриальное общество, индустриальное общество, информационное общество, классы, национализм, национальное государство, общественно-экономическая формация, производительные силы, производственные отношения, революция и эволюция, социальная философия, способ производства, постиндустриальное общество.

Основная литература:

Введение в философию. С. 485-537.

Дополнительная литература:

Аренд Х. Истоки тоталитаризма. М., 1997.

Барулин В.С. Социальная философия. Учебник для вузов. Ч.1, 2. М.: МГУ, 1993; 2-е изд. М., 2002.

Бергер П. Понимание современности // Социологические исследования. № 7.

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.

Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.

Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1995.

Бурдьё П. Начала. М., 1994.

Бродель Ф. Структуры повседневности: Возможное и невозможное. М., 1986.

Бродель Ф. Игры обмена. М., 1988.

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М., 1991.

Винер Н. Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине. М., 1984.

Воронина Т.П. Информационное общество: сущность, черты, проблемы. М., 1995.

Глинский Б.А. Философские и социальные проблемы информатики. М., 1990.


Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991.

Журавский Д. Террор // Вопросы философии. № 7. С.125-146.

Замятин Е. Мы. Хаксли О. О дивный новый мир. М., 1989.

Зиновьев А.А. В преддверии рая. М., 1991.

Зиновьев А.А. Ни свободы, ни равенства, ни братства. СПб., 1995.

Ивин А.А. Основы социальной философии. М., 2005.

Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. Автобиография. М., 1980.

Ленин В.И. Что делать? // Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т.6.

Ленин В.И. Империализм, как высшая стадия капитализма.//Там же. Т.27.

Ленин В.И. Карл Маркс. //Там же. Т. 26.

Лем С. Сумма технологии. М.–СПб., 2004.

Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие. // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 13. С. 5-9.

Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. // Там же. Т.42.

Маркс К. Капитал. Том 1-4. // Там же. Т. 23-26.

Оруэлл Д. Скотный двор, или ферма животных // Новый мир. 1989. № 2-4.

Панарин И.Н. Информационные войны и Россия. М., 200.

Панарин И.Н. Технология информационной войны. М., 2003.

Поппер К. Открытое общество и его враги. Т.1-2. М., 1992.

Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М., 1992.

Силичев Д.А. Социальные последствия перехода от индустриализма и модерна к постиндустриализму и постмодерну // ВФ, № 7, 2005. С.3-20.

Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

Социальная философия. М., 1995.

Утопический социализм. Хрестоматия. М., 1982.

Федотова В.Г. ‘Хорошее общество’: Социальное конструирование приемлемого для жизни общества. М., 2005.


Философия. Учебник / Под ред. В. Д. Губина, Т.Ю.Сидориной, В.П.Филатова. М., 1996; 2002; 2003.

Фукуяма Ф. Великий разрыв. М.: АСТ, 2003.

Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. Спб., 2001.

Хайек Ф.А. Дорога к рабству // Новый мир. 1991. № 7-8.

Шнайдер, Алексис. Марксизм как религия. (Интернет-ресурс www.litsovet.ru)

Яковец Ю.В. У истоков постиндустриальной цивилизации. М., 1993.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.


Вопросы для оценки качества освоения дисциплины:


  1. Предмет и функции философии.

  2. Структура философского знания.

  3. Философия как мировоззренческая и методологическая основа жизнедеятельности.

  4. Исторические условия возникновения философии. Философия и мифология.

  5. Особенности философии в ее сравнении с наукой и религией.

  6. Зарождение философской мысли в Древней Греции. Основное содержание первых философских учений Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена.

  7. Особенности античной философии, ее роль в развитии европейской и мировой культуры.

  8. Диалектика Гераклита.

  9. Философское, научное и религиозно-этическое содержание пифагореизма.

  10. Открытие бытия элеатами.

  11. Апории Зенона в защиту учения Парменида о бытии.

  12. Античный атомизм Левкиппа-Демокрита.

  13. Философские взгляды и вклад софистов в развитие древнегреческой культуры.

  14. Сократ: жизнь и философские взгляды.

  15. Идеализм Платона.

  16. Главные идеи “Метафизики” Аристотеля.
  17. Учение Платона и Аристотеля о человеке и государстве.


  18. Средневековая философская мысль, ее особенности.

  19. Круг проблем средневековой философии: соотношение разума и веры, добра и зла, богопознания, доказательства бытия Бога, учение о двух истинах.

  20. Главные проблемы и особенности философии эпохи Возрождения.

  21. Ф. Бэкон: эмпирический метод, обоснование опытного знания и роли науки в жизни общества.

  22. Учение Ф. Бэкона об идолах человеческого разума.

  23. Философия Р. Декарта (рационалистический метод и онтология) и ее роль в становлении и развитии культуры Нового времени.

  24. Вклад И. Канта в развитие философской мысли: теория познания, учение о явлении и “вещи в себе”, априорных формах чувственности, рассудка и роли разума в познании.

  25. Онтология в философии Нового времени (Спиноза, Локк, Лейбниц, Беркли, Юм и др.).

  26. Рационализм и эмпиризм в философии Нового времени.

  27. Философская система и диалектика Гегеля.

  28. Особенности философии Нового времени.

  29. Философия в России, ее основные черты.

  30. Этапы и особенности развития русской философии.

  31. Главные направления и течения философской мысли в России в XIX-XX веках.

  32. Идеи и концепции русской религиозной философии.

  33. Концепции русского космизма.

  34. Марксистская философия, ее основные идеи и современность.

  35. Сравнение классической и неклассической (современной) философии.

  36. Аксиология как философская дисциплина, ее возникновение и круг проблем.

  37. Моральные ценности и их специфика.

  38. Эстетические ценности. Роль искусства в развитии духовности, в формировании творческих способностей.

  39. Специфика и роль религиозных ценностей.

  40. Политико-правовые ценности и их специфика.


  41. Принцип свободы совести.

  42. Основные идеи психоанализа (или аналитической психологии К.Г.Юнга).

  43. Место и роль онтологии в системе знания.

  44. Онтологические представления в диалектическом материализме. Материя как центральная категория марксистской онтологии.

  45. Новое понимание бытия в философии экзистенциализма.

  46. Философия как учение о познании. Проблемы познания.

  47. Познание как постижение истины. Корреспондентная и когерентная концепции истины.

  48. Прагматическая, конвенциональная и экзистенциально-онтологическая концепции истины.

  49. Соотношение чувственного и рационального в познании.

  50. Сферы общественной жизни как основные элементы структуры общества: понятие, общая характеристика.

  51. Материально-производственная сфера общества, ее контуры и основные элементы.

  52. Марксистская трудовая теория антропогенеза.

  53. Теория антропогенеза П.Тейяра де Шардена.

  54. Формационный подход к изучению общества.

  55. Теория информационного общества.

  56. Природа как предмет философского осмысления. Глобальные проблемы современности.

  57. Учение о биосфере. Снятие угрозы глобальной катастрофы в процессе трансформации биосферы в ноосферу.

  58. Учение о ноосфере В. Вернадского как инструмент совершенствования общества.

  59. Специфика философии истории.

  60. Тенденции глобализации, их отражение в новейшей социально-философской мысли.



Автор программы: _____________________________

.


Канаева Наталия Алексеевна, к.ф.н., доцент






<< предыдущая страница