litceysel.ru
добавить свой файл
1
Министерство экономического развития и торговли


Российской Федерации


Государственный университет –

Высшая школа экономики


Факультет государственного

и муниципального управления


Программа дисциплины


«Поведение человека и управление»


для специальности 080500.65

«Государственное и муниципальное управление»

подготовки специалиста


Автор: Ю. М. Плюснин


Рекомендована секцией УМС

Факультета государственного и муниципального управления

Председатель


М.А.Розов _____________________

«_____»__________________2007 г.


Одобрена на заседании кафедры местного самоуправления ФГиМУ

Зав.кафедрой


____________ С.Г. Кордонский

«_____» _____________ 2007 г.

Утверждена УС

Факультета государственного и муниципального управления

Ученый секретарь


Л.М.Симонова ___________________

«_____»___________________ 2007 г.





Москва, 2007

Тематический план учебной дисциплины





Название темы

Всего часов


Аудиторные часы

Самостоятельная работа


Лекции

Семинары и практ. занятия

1

Введение в проблему управления поведением человека. Индивидуальное и социальное поведение. Методология анализа и реконструкция.

4

2




2

2

Принципы изучения поведения человека. Структура поведения.

10

4




6

3

Пространственное поведение. Персонализация среды и территориальность. Управление поведением через организацию пространства.

10

4




6

4

Статусное поведение и его социокультурные вариации. Иерархия и управление.

10

4


6


5

Коммуникативное поведение. Невербальные аспекты управления поведением.

10

4




6

6

Управление поведением в системе социальных отношений. Инварианты социальных отношений и базовые социальные институты.

10

4




6

Всего

54

22




32


Содержание программы


Каждая тема курса состоит из трёх частей: теоретической, методологической и практической.

В теоретической части даётся информация о структуре поведения, механизмах реализации и регуляции, формах социального контроля поведения и управления им.

В методологической части даются практические знания и элементарные навыки о способах оперативной регистрации и диагностики поведения человека с целью управления им (манипулирования).

В практической части полученные навыки осваиваются в игровой процедуре симуляции управленческой деятельности в ситуации острого конфликта интересов.

Тема 1. Введение в проблему управления поведением человека

1 Теоретическая часть. Поведение человека и управление поведением с точки зрения разных наук. Биологические, психологические и социальные аспекты поведения. Индивидуальное и социальное поведение.


2. Методологическая часть. Методология анализа: внешнее наблюдение, самоанализ и реконструкция. Важность освоения навыков оперативной регистрации и интерпретации поведения. Реконструкция мотивации и скрытых мотивов по наблюдаемому поведению. Управляющие и управляемые: проблема лидерства и подчинения в практике управления.

3. Практическая часть. Методы манипуляции в практике управления. Освоение симулятора управления в ситуации острого конфликта интересов участников.

Литература

Ахутин А.В. Понятие "природа" в античности и в Новое время ("фюсис" и "натура"). - М., 1988.

Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII–XVIII вв.). – М., 1987.

Левин К. Разрешение социальных конфликтов. – СПб., 2000.

Макинтайр А. После добродетели. – М.: Академический Проект, 2000.

Математика в социологии. Моделирование и обработка информации.- М., 1977.

Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. – СПб., 2000.

Миллер Дж., Галантер Ю., Прибрам К. Планы и структура поведения.- М., 1965.

Научная деятельность: структура и институты. – М., 1980.

Полани М. Личностное знание: На пути к посткритической философии. – М.: Прогресс, 1985.

Поппер К. Логика и рост научного знания. - М., 1983.

Розов М.А. Теория социальных эстафет и проблемы эпистемологии. – Смоленск, 2006.

Рорти Р. Философия и зеркало природы. – Новосибирск: Изд-во НГУ, 1997.

Хорган Дж. Конец науки. – Санкт-Петербург: Амфора, 2001.

Юревич А.В. Социальная психология науки. – СПб: РХГИ, 2001

Fuller S. The Governance of Science: Ideology and the Future of Open Society. – Open University Press, 1999

Foley R. The Theory of Epistemic Rationality. – Cambridge, 1987.

Fuller S. Social epistemology. – Bloomington: Indiana Univ. Press, 1988.

Longino H. The Fate of Knowledge. – Princeton University Press, 2002.


The Adapted Mind. Evolutionary Psychology and the Generation of Culture / Ed. By J.H. Barkow, L. Cosmides, J. Tooby. – Oxford Univ. Press, 1992..

Тема 2. Принципы поведения человека. Методология изучения поведения

1 Теоретическая часть. Основания поведения. Вариативность поведения. Темперамент, характер и поведение. Темперамент и его проявление в поведении. Типы личностей (характеры) и присущие им стили поведения. Типы акцентуированных личностей (по Леонгарду) как модели типов поведения. Особенности поведения в физической среде (энвайронментальная психология и проксемика). Индивидуальное поведение и социальная среда (коммуникативные и социодинамические характеристики поведения). Компоненты структуры поведения: пространственный, коммуникативный социодинамический. Матричное представление структуры поведения как основной подход к его изучению. Непрерывность поведения как основная методологическая проблема этологии человека.

2. Методологическая часть. Эпистемологические и онтологические принципы изучения ПЧ. Теория научного знания (эпистемология) в естественных и социогуманитарных науках. Как изучать ПЧ? Три принципа изучения ПЧ.

Деление поведения в этологии на виды и формы. Особенности подходов к их изучению в «полевых» условиях. Типология объективных методов (наблюдение, эксперимент, имитация) и их соотношение. Генетическая детерминация поведения, наследственные и культурные стереотипы поведения. Моторные акты. Комплексы моторных актов (паттерны). Стереотипы. Принцип инвариантности поведения. Репертуары повседневного поведения. Проблема возрастных, половых, популяционных, этнокультурных, расовых и исторических различий в поведении. Задача разложения «потока поведения» на исчислимые «кванты поведения» и подходы к ее решению. Проблемы регистрации. Ошибки. Частотный анализ. Использование статистики: за и против. Проблемы обработки данных. Интерпретация результатов.

3. Практическая часть. Методы манипуляции в практике управления. 1 и 2 этапы симуляции.


Литература

Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. – М., 1999.

Блум Ф. и др. Мозг, разум и поведение. - М., 1988.

Дьюсбери Д. Поведение животных. Сравнительные аспекты. - М., 1981.

Изард К. Эмоции человека. - М., 1980.

Кёлер В. Исследование интеллекта человекоподобных обезьян. – М., 1930.

Леви-Стросс К. Структурная антропология. - М., 1984.

Мужское и женское поведение. - Л., 1992.

Найссер У. Познание и реальность. Смысл и принципы когнитивной

психологии. - М., 1981.

Панов Е.Н. Поведение животных и этологическая структура популяций. - М., 1983.

Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. - Л., 1986.

Романов Б.А. Люди и нравы древней Руси. - Л., 1966.

Эрман Л., Парсонс П. Генетика поведения и эволюция. - М., 1984.

Eibl-Eibesfeldt I. Die Biologie des mens-chlichen Varhaltens—Grundrifi der Humanetho-logie. 1984, 1986. Munchen: Piper, 1986.

Forschungstelle fur Humanetholofie in der Max-Planck-Qeselschaft // Herausgegeben von der Max-Planck-Gesellschaft. Heft 1. Munchen. 1990.

Тема 3.  Пространственное поведение. Персонализация среды и территориальность.

1 Теоретическая часть. Проксемика. Персонализация и территориальность. Персональное пространство. Структура персонального пространства. Территориальное поведение и агрессивность. Территория. Формы территорий, Иерархия территорий. Геополитика в контексте ПЧ.

2. Методологическая часть. Пример исследования агрессивного поведения по присвоению территории. Агрессия и агрессивность. Межиндивидуальный и межгрупповой конфликт. Экспрессивные формы агонистического поведения. Становление, регуляция и детерминация агрессии. Методы изучения персонального пространства. Структура персонального пространства. Изучение территориального поведения. Территория. Формы индивидуальных и групповых территорий, методы их изучения.


3. Практическая часть. Методы манипуляции в практике управления. 3 и 4 этапы симуляции.

Литература

Бродель Ф. Структуры повседневности: возможное и невозможное (материальная цивилизация и капитализм в Европе ХУ-ХУIII вв.). - М., 1988. Т. 1.

Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб, 1999.

Лоренц К. Агрессия. - М., 1994.

Средовые условия групповой деятельности / Под ред. М. Хейдметса. – Таллин, 1988.

.Altman I. The environmental and social be­havior. Monterey, Calif.: Brooks/Cole, 1975.

Altman I., Vinsel A. M. Personal space. An analysis of E. T. Hall's proxemics framework / Human behavior and environment: advances in theory and research (V. 1). N. Y.: Plenum, 19/1 P. 181—259.

. Hall E. T. Proxemics // Nonverbal commu­nications: Readings with compentary. N. Y., 1974. P. 205—229.

Nonverbal communication: Readings with commentary // Spatial behavior. N. Y.: Oxford Univ. Press, 1974. P. 199—262.

Тема 4.  Статусное поведение и его социокультурные вариации. Иерархия и управление

1 Теоретическая часть. Иерархия и статусное поведение. Доминирование и подчинение: взаимообусловленность социальных статусов и поведения. Этикет и церемония. Альтруизм и аффилиативное поведение. Взаимность. Взаимопомощь. Альянс. Дружба. Мужские союзы и их конституирующая роль в обществе.

Особенности поведения по установлению и поддержанию статуса в архаическом и традиционном обществах (человек Юга и человек Севера). Культурные детерминанты статусного поведения в традиционных обществах Востока и Запада. Европа при Старом и Новом порядках: трансформации индивидуального поведения человека одной культуры. Проблема вариативности социального поведения на фоне этологических инвариантов.

2. Методологическая часть. Методы изучения статусных отношений (поведение доминирования-подчинения). Этологические методики измерения статусных позиций индивидов в группе. Как определить доминанта, субдоминанта, подчинённого с помощью объективных методов наблюдения?


3. Практическая часть. Методы манипуляции в практике управления. 5 и 6 этапы симуляции.

Литература

Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. - Л., 1990.

Бандура А. Теория социального научения. – СПб., 2000.

Слободская Е.Р., Плюснин Ю.М. Внутригрупповые механизмы социализации детей раннего возраста // Вопр. психол.- 1987.- №° 3. - С. 50-57.

Тернер В. Символ и ритуал. - М., 1983.

Altman I., Chemers M. Culture and environ­ment. Monterey, Calif.: Brooks/Cole, 1980.

Greenberg J. The role of seating position in group interaction: A review, with applications for group trainers // Group and organization studies. 1976. 1. N 3. P. 310—327.

Hold B. Rank and behaviour: An ethological study of preschool children / Homo. 1977. 28. P. 158—188.

Тема 5.  Коммуникативное поведение. Невербальные аспекты управления поведением.

1 Теоретическая часть. Смысл и структура коммуникации как поведения. Общение и коммуникация. Понимание и интеллект. Символические формы коммуникации. Приветствие.

Пример: Интеллект и его детерминация. Влияние наследственности и среды на поведение. Природный и социальный интеллект. Структура интеллекта. Развитие и нарушения интеллекта. Расовые, этнические, социокультурные, социально-экономические, локальные, индивидуально-биологические особенности развития интеллекта.

2. Методологическая часть. Методы изучения коммуникативного поведения. Изучение структуры коммуникации. Совокупность методов определения коммуникативного поведения индивида в группе.

3. Практическая часть. Методы манипуляции в практике управления. 7 и 8 этапы симуляции.

Литература

Акишина А.А. и др. Жесты и мимика в русской речи. - М., 1991.

Вацлавик П., Бивин Дж., Джексон Д. Психология межличностных коммуникаций. – СПб., 2000.

Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – М., 1995.


Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе. Новосибирск, 1990.

Лабутанская В.А. Невербальное поведение. - Ростов, 1986.

Роуз Ф. Аборигены Австралии. Традиционное общество. - М., 1989.

Тайлор Э.Б. Первобытная культура. - М., 1989.

Бодалев А.А. Личность и общение. - М., 1983.

Grammer K.. et al. Patterns on the face: The eyebrow flash in cross-cultural comparison // Ethology. 1988. 77. P. 270—299.

Тема 6. Управление поведением в системе социальных отношений. Инварианты социальных отношений и базовые социальные институты

1 Теоретическая часть. Поведение в системе социальных отношений. Социальные отношения и их поведенческая реализация. Социальные роли и характер обеспечивающих их поведенческих механизмов. Ритуализация поведения. Социальные динамические стереотипы. Естественное ("натуральное") и ритуальное ("церемонное") поведение. Пространственные, коммуникативные и социодинамические составляющие структуры социального поведения индивида.

Инварианты поведения I. Соседство и родство. Инварианты поведения II. Дружба и соподчиненность. Социальные институты, обусловленные инвариантными социальными отношениями.

2. Методологическая часть. Инварианты социальных отношений как терминальные ценности и фактор мотивации поведения индивида. Способы экспресс-диагностики.

3. Практическая часть. Методы манипуляции в практике управления. 9 и 10 этапы симуляции.

Литература

Моль А. Социодинамика культуры. - М., 1973.

Плюснин Ю.М. Проблема биосоциальной эволюции. - Новосибирск, 1990.

Поведение человека и животных: сходство и различия. - М., 1989.

Психологические механизмы регуляции социального поведения. – М., 1979.

Робер М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. - М., 1988.

Тинберген Н. Социальное поведение животных . – М., 1995.

Файнберг Л.А. У истоков социогенеза: от стада обезьян к общине древних людей.-М.1980.

Этнические стереотипы поведения. - Л., 1986.

Этнография детства. – Л., 1982 – 1986 (т. 1, 2, 3).


Автор программы: _________________________/ Плюснин Ю.М./