litceysel.ru 1

Правительство Российской Федерации



Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Государственный университет - Высшая школа экономики»


Факультет прикладной политологии


Программа дисциплины


Коммуникативные технологии формирования общественного мнения


для направления 030200.62 «Политология»
подготовки бакалавра



Автор программы: Гуваков Владимир Иванович

профессор, доктор философских наук


Одобрена на заседании кафедры «Политических и бизнес коммуникаций»

«___»____________ 2011 г.

Зав. кафедрой С.А. Зверев


Рекомендована секцией УМС «Политология» «___»____________ 2011 г

Председатель М.Г. Миронюк


Утверждена УС факультета Прикладной политологии «___»_____________2011 г.

Ученый секретарь З.А. Артюхина ________________________


Москва, 2011


Пояснительная записка


1. Цель освоения и область применения дисциплины

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает требования к знаниям и умениям студента, а также определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Основная цель дисциплины «Коммуникативные технологии формирования общественного мнения» - формирование у студентов представлений о понятийном аппарате, законах и закономерностях функционирования общественного мнения и развития коммуникативных процессов в сфере общественного мнения; умения использовать их для исследования общественно-политической жизни современной России.

Предметом курса является общественное мнение и коммуникативные технологии как сфера деятельности, связанная с анализом и управлением информационными потоками, регулированием информационных отношений в пространстве общественного мнения.

 

2. В результате изучения дисциплины студент должен приобрести следующие компетенции


  • Знать сущность, предмет, историю, задачи формирования общественного мнения, а также принципы разработки коммуникативных технологий; нормативно-правовые, организационно-технологические, технико-экономические и социально-политические компоненты такой деятельности; основы регулирования информационных потоков общественного мнения в России.

  • Уметь правильно анализировать базовые состояния и тенденции развития общественного мнения, разрабатывать идеологию исследования общественного мнения, применять полученные знания в практической деятельности управления социальными процессами.

  • Владеть навыками коммуникативного обеспечения системы общественного мнения.


3. Место дисциплины и роль данного курса в структуре образовательной программе

Курс «Коммуникативные технологии формирования общественного мнения» относится к циклу гуманитарных дисциплин, обеспечивающих подготовку бакалавров. Является одним из курсов, необходимых для освоения специализации «Политология» (бакалавр), раскрывает общественное мнение и базируется на представлении его как специфического социального института, политизированную сферу способную воздействовать на деятельности передачи норм и ценностей в пространстве коммуникаций современного общества.

Приступая к изучению данного курса, студенты должны владеть понятийным аппаратом, иметь представление о ведущих методологических концепциях, социологических, политологических и психологических теориях. Иметь знания, соответствующие общим требованиям гуманитарной подготовки студентов университета, уровня бакалавриата.

Данный курс связан с дисциплинами, читаемыми на факультете прикладной политологии по направлению «Политология», как «Теория политики», «Теория социально-политических трансформаций», цикла дисциплин «Теория коммуникавистики», «Общая и социально-политическая психология» и др. Служит основой для общепрофессиональных дисциплин политологического цикла. Освоение данного учебного материала необходимо для практической работы


  • Политических аналитиков любого профиля.

  • Руководителей и организаторов политических, бизнес и общественных организаций.

  • Сотрудников органов государственной власти федерального и регионального уровня, органов местного самоуправления.


4.Тематический план учебной дисциплины



Наименование темы

Всего

часов


по дисц.

Аудиторные часы

Самост. работа

лекции

Сем. и прак. занятия

1.

Общественность и ее мнение. Гносеологический анализ сущности общественного мнения. Установка и общественное мнение. Объект и субъект общественного мнения.



16



2



4



10

2.

История концепций и изучения общественного мнения. Информационные коммуникации. Общественное мнение в структуре общественного сознания. Теоретико-коммуникативные проблемы формирования общественного мнения. Общественное мнение как специфический социальный институт.



12



2




4


8


3.

Коммуникативные технологии формирования общественного мнения. Базовые характеристики коммуникаций общественного мнения.



12



2



2



8

4.

Виды социологических технологий формирования общественного мнения; проблемы методологий гуманитарных технологий. Значение PR. Основания теоретических моделей социальных технологий (распространенность, интенсивность, стабильность). Организация коммуникативных связей общественного мнения в интернет системе.



8



2



2



4

5.

Технологические подходы к формированию социальной действительности. Социальные сети.

6

2

-

4

6.

Сущность и специфика поведения: концепции изучения, социологический подход. Организация коммуникаций в выборных компаниях. Избирательные технологии: история опросов общественного мнения (Гэллап).



8



2



-



6

7.

Системно-социологические основания теории и практики интервьюирования и анкетирования в исследовании общественного мнения.


8

2

-

6

8.

Базовые социальные процессы и избирательные технологии. Пресса, почта, телефон, интернет-ресурсы.

6

2

-

4

9.

Коммуникативная сущность социально-технологического подхода в формировании общественного мнения. Источники ошибок.



12



2



-



10

10

Теоретико-методологические основы коммуникативных технологий. Теория системности.

9

1

-

8

11

Технологии обработки результатов общественного мнения. Обогащенное общественное мнение.

9

1

-

8




Итого:

108

20

10

78


Данной программой предусматриваются

  • Лекционные занятия

  • Самостоятельная работа по анализу кейса
  • Семинарские занятия (игровая практика)


  • Реферат по кейсу

  • Зачет


Формы контроля знаний студента

Текущий контроль осуществляется на семинарских занятиях в форме оценки ответов студентов на вопросы по изучаемому предмету. Написание реферата по кейсу.

Самостоятельная работа студентов включает в себя подготовку к участию в семинарах, написание рефератов, защиты кейса. Для освоения материала курса и подготовки самостоятельных работ необходимо использование Интернета: справочных материалов, электронных библиотек, поиска дополнительных материалов по тематике курса. Итоговый контроль в форме зачета.


Содержание дисциплины


Тема 1. Общественность и ее мнение. Суть общественного мнения.

Гносеологический анализ сущности общественного мнения. Установка и общественное мнение. Объект и субъект общественного мнения.

Лекция 2 часа

Термин «общественное мнение» (public opinion) (Англия XVI - XVII век). Общественное мнение - «состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям и фактам действительности».

Сущность и принципы связей с общественностью. Основные правила установления и поддержания связей с общественностью. Использование методов связей с общественностью в современном мире. Управление связями с общественностью в различных аудиториях. Предмет, структура и основные функции общественных отношений.

Общественное мнение как форма выражения социальной оценки. Потребности, ценности, ориентации, установки и оценки как механизмы порождения социального интереса.

Общественное мнение - совместная, заинтересованная, ценностная, оценочная практическая деятельность социальных субъектов и ее результат; специфический социальный институт. Политологические и гносеологические аспекты бытия общественного мнения.

Определенные действия субъектов общественного мнения: зарождение; формирование; функционирование; спад; отмирание.


Семинар 4 часа

Установление и формирование общественного мнения (разбор кейса).


Базовые учебники:

Докторов Б.З. Отцы-основатели: история изучения общественного мнения. – М.: ЦСП, 2006. – С.86-114.

Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. - М.: Прогресс-Академия, 1996. – С.44-95.

Основная литература:

Мюллер Д. Общественный выбор III / пер. с англ.; под ред. Заостровцева А.П., Скоробогатова А.С. – М.: ИД ГУ-ВШЭ / Институт «Экономическая школа», 2007. – С.103-147.

Гидденс Э. Социология. – М.: Едиториал УРСС, 2005. – С.380-393.


Тема 2. История концепций и изучения общественного мнения. Информационные коммуникации. Общественное мнение в структуре общественного сознания. Теоретико-коммуникационные проблемы формирования общественного мнения. Общественное мнение как специфический социальный институт.

Лекция 2 часа

Общественное мнение в структуре общественных отношений.  Понятийный ряд: «деятельность», «социальный институт».

Социальный институт. Наличие цели, конкретные функции, набор социальных позиций и ролей; системы поощрения (или наказания).

Устойчивость социальных институтов. Виды (политические, экономические, культуры и т.д.). Восприятие общественного мнения как основа конструирования PR-текстов. Психолингвистические характеристики эффективного PR-текста.

Роль и место позиций общественного мнения. Основные задачи координации отношений. Экспертное регулирование отношений государства с общественным мнением. Особенности регламентации. Государственный контроль и регулирование отношений с общественным мнением. Общественные объединения в системе общественного мнения. Презентационная работа.

Функции общественного мнения, как социального института: адаптирующая; регулятивная; консультативная; контрольная; защитная; директивная; номенклатурная.


Стабильность общественного мнения. Определяющие общественные потребности и интересы. Интенсивность общественного мнения.

Общественное мнение, его институализация. Цикл развития. Общественное мнение внутренняя структура и иерархическое построение.


Семинар 2 часа

Критерии выбора средств массовой информации (разбор кейса).


Базовые учебники:

Докторов Б.З. Отцы-основатели: история изучения общественного мнения. – М.: ЦСП, 2006. – С.297-342.

Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. - М.: Прогресс-Академия, 1996. – С.79-95.

Основная литература:

Мюллер Д. Общественный выбор III /пер. с англ.; под ред. Заостровцева А.П., Скоробогатова А.С. – М.: ИД ГУ-ВШЭ / Институт «Экономическая школа», 2007. – С.237-266.

Штомпка П. Социология. Анализ современного общества. – М.: Логос, 2005. – С.436-451; 303-324.

Гидденс Э. Социология. – М.: Едиториал УРСС, 2005. – С.371-393.


Тема 3. Коммуникативные технологии формирования общественного мнения.

Базовые характеристики коммуникаций общественного мнения. Общественное мнение в кризисных ситуациях.

Лекция 2 часа

Общественное мнение как целостное коммуникативно-деятельностное образование. Структура. Уровни общественного мнения: теоретический; обыденный; общественная психология; идеология. Взаимосвязанность. Комплексность общественного мнения. Двойственность общественного мнения.

Защита информации при становлении общественного мнения. Основные виды информации. Экономическая информация, не подлежащая сокрытию от общественности. Общественно значимая информация и ответственность за ее незаконное сокрытие. Государственная тайна и организация общественного мнения. Согласование интересов государства и общественное мнение в обеспечении информационной безопасности. Требования к системе защиты информации. Аудитории общественного мнения в защите информации.


Прогнозирование и преодоление кризисных ситуаций в общественном мнении. Специфика управления коммуникациями общественного мнения в условиях кризиса.


Семинар 2 часа

Защиты конфиденциальной информации при установлении связей с общественностью. Источники и методы получения информации об общественном мнении (разбор кейса).


Базовые учебники:

Кондратьев Э.В., Абрамов Р.Н. Связи с общественностью. Учебник. – М.: Академический проект, 2003. – С.183-206.

Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. - М.: Прогресс-Академия, 1996. – С.98-120.

Основная литература:

Штомпка П. Социология. Анализ современного общества. – М.: Логос, 2005. – С.188-208.


Тема 4. Виды социологических технологий формирования общественным мнением; проблемы методологий гуманитарных технологий. Значение PR.

Основания теоретических моделей социальных технологий (распространенность, интенсивность, стабильность). Организация коммуникативных связей общественного мнения в интернет системе.

Лекция 2 часа

Установление коммуникативных связей с общественностью. Основы взаимоотношений с прессой при организации общественного мнения. Критерии выбора средств массовой информации. Специальные мероприятия и их освещение в СМИ. Роль и возможности электронных средств массовой информации в формировании общественного мнения.

Сущность и основные цели рекламы в рамках формирования общественного мнения. Формы выражения легитимности. Реклама и электронные СМИ. Требования общественного мнения к рекламе. Оценка и ответственность за ее использование. Ограничения использования рекламы в СМИ. Социальная реклама и спонсорство в системе общественного мнения. Социальная общность.


Семинар 2 часа

Специфика управления коммуникациями в условиях кризиса (разбор кейса).



Базовые учебники:

Докторов Б.З. Отцы-основатели: история изучения общественного мнения. – М.: ЦСП, 2006. – С.45-86.

Кондратьев Э.В., Абрамов Р.Н. Связи с общественностью. Учебник. – М.: Академический проект, 2003. – С.206-217; 77-86.

Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. - М.: Прогресс-Академия, 1996. – С.95-104; 108-115.


Тема 5. Технологические подходы к формированию социальной

действительности. Социальные сети.

Лекция 2 часа

Имидж политических, финансовых, государственных и других организаций в системе общественного мнения. Природа и структура персонального имиджа лидера общественного мнения. Особые виды делового и политического коммуницирования в рамках общественного мнения. Технология создания и продвижения персонального имиджа общественных организаций.

Особенности формирования общественного мнения больших и малых групп. Психология толпы и технологии управления ею. Установки и стереотипы аудитории: формирование и изменения. Социологические инструменты и технологии изучения общественного мнения в системе коммуникаций. Технология продуктивной дискуссии. Фокус группы.

Целесообразность благотворительности в рамках общественного мнения. деятельности. Виды и организация технологий благотворительной деятельности. Направления благотворительной деятельности. Спонсирование. Благотворительная помощь общественным организациям.


Базовые учебники:

Кондратьев Э.В., Абрамов Р.Н. Связи с общественностью. Учебник. – М.: Академический проект, 2003. – С.206-242; 341-344.

Лиллекер Д. Политическая коммуникация. Ключевые концепты. – Харьков: Гуманитарный центр, 2010. – С.131-137.

Стиглиц Дж. Поощрение независимости и многообразие мнений в медиасфере / Информация и общественное мнение. От репортажа в СМИ к реальным переменам. – М.: Альпина Паблишерз, 2010. – С.187-205.



Основная литература:

Политические коммуникации: Учебное пособие для студентов / Петрунин Ю.Ю. и др. – М.: Аспект Пресс, 2004. - С.7-64.


Тема 6. Сущность и специфика поведения: концепции изучения и социологический подход. Организация коммуникаций в выборных компаниях. Избирательные технологии. История опросы общественного мнения (Гэллап).

Лекция 2 часа

Познавательный, интеллектуальный компоненты общественного мнения. Информированность и образованность субъектов общественного мнения. Рационально мыслящая общественность, корректность и количество информации, необходимой для формирования мнения; готовность отвечать на вопросы, детальный анализ ответов на взаимосвязанные вопросы.

Эмоциональный компонент. Соотношение рационального и эмоционального в общественном мнении, возможность им манипулировать. Преобладание эмоциональной составляющей доступность для психологического давления в коммуникации анкетирования.

Взаимодействие двух компонентов; социальная оценка. Общественное мнение – практическая деятельность построения коммуникации Волевой компонент.


Базовый учебник:

Кондратьев Э.В., Абрамов Р.Н. Связи с общественностью. Учебник. – М.: Академический проект, 2003. – С.317-338.

Основная литература:


Леви Дж. Регулирование медиасферы в США / Информация и общественное мнение. От репортажа в СМИ к реальным переменам. – М.: Альпина Паблишерз, 2010. – С.205-235.

Штомпка П. Социология. Анализ современного общества. – М.: Логос, 2005. – С.64-139.


Тема 7. Системно-социологические основания теории и практики интервьюирования и анкетирования в исследованиях общественного мнения.

Лекция 2 часа

Специфика опросов общественного мнения в предвыборной кампании. Предвыборная работа с элитами общественного мнения. Предвыборная работа с электоральными аудиториями. Образ врага общественного мнения. Расчет голосов. Сравнение эффективности предвыборных действий.


Разведывательное исследование (пилотажное, зондажное) – ограниченные задачи. Наиболее доступный метод сбора информации (анкетный опрос или интервью). Экспресс-опрос выявления общественного мнения по какой-либо проблеме, факту (зондаж общественного мнения). Выявление степени эффективности проведенных мероприятий.

Описательное исследование – получение эмпирических данных; относительно целостное представление об общественном мнении, его структурных элементах.

Аналитическое – углубленный вид социологического исследования.

Система маркетинговых коммуникаций, политических технологий, менеджмента. Основы эффективной деловой коммуникации.


Базовые учебники:

Докторов Б.З. Отцы-основатели: история изучения общественного мнения. – М.: ЦСП, 2006. – С.238-342.

Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. - М.: Прогресс-Академия, 1996. – С.85 -120.

Основная литература:

Давыдов А.А. Конкурентные преимущества системной социологии. – М.: ИСАН, 2008. – С.182-214. Электронное издание http://www.ecsocman.edu.ru/text/19211415/

Гидденс Э. Социология. – М.: Едиториал УРСС, 2005. – С.548-559.


Тема 8. Базовые социальные процессы и избирательные

технологии. Пресса, почта, телефон, интернет ресурсы.

Лекция 2 часа

Свобода слова и общественное мнение. Способы цензуры в российской провинции. Административные способы ограничения свободы слова. Борьба за цензурную инициативу. Типы средств массовой информации и их влияние на общественное мнение. События и изменение общественного мнения. Стабильность мнения, перспективность. Личный интерес и общественное мнение. Неструктурированность. Мнения меньшинства. Лидер общественного мнения, доверие, критика, ответственность, нетерпимость. Формирование общественного мнения по целям и методам их достижения.


Психологические характеристики общественного мнения: направленность, интенсивность, широта и глубина.

Конструирование эффективного события для общественного мнения. Особенности организации и сферы применения дискуссионных, учебных форм и специальных событий. Технология построения и технология управления новостями.


Базовые учебники:

Докторов Б.З. Отцы-основатели: история изучения общественного мнения. – М.: ЦСП, 2006. – С.355-399.

Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. - М.: Прогресс-Академия, 1996. – С.117-160.

ДелаВинье С., Каплан И. Политический эффект предвзятости СМИ / Информация и общественное мнение. От репортажа в СМИ к реальным переменам. – М.: Альпина Паблишерз, 2010. – С.113-147.

Основная литература:

Мюллер Д. Общественный выбор III /пер. с англ.; под ред. Заостровцева А.П., Скоробогатова А.С. – М.: ИД ГУ-ВШЭ / Институт «Экономическая школа», 2007. – С.407-449.


Тема 9. Коммуникативная сущность социально-технологического подхода

в формировании общественного мнения. Источники ошибок.

Лекция 2 часа

Власть и общественное мнение. Взаимное недоверие. Культурная политика как формирование полезных традиций. Механизмы моды. Элиты – автономные проводники политики. Урегулирование интересов власти и общественного мнения. Требование действия - реакция общественного мнения. Личный интерес и мнение людей. Лидерство. Оценка истинности общественного мнения.

Этапы формирования общественного  мнения:  поддержка активных сторонников; привлечение нерешительных; нейтрализация оппозиции; ориентир на большинство; сильный лидер.

Значимые характеристики общественного мнения. Содержание общественных отношений. Необходимость проектирования аудиторных объединений. Значение корпоративных отношений в структуре общественного мнения. Средний класс. Технологии ИМК в организации форм и функций общественного мнения. Технология сегментирования и позиционирования общественного мнения. PR как элемент маркетингового плана.



Базовые учебники:

Кондратьев Э.В., Абрамов Р.Н. Связи с общественностью. Учебник. – М.: Академический проект, 2003. – С.363-385.

Лиллекер Д. Политическая коммуникация. Ключевые концепты. – Харьков: Гуманитарный центр, 2010. – С.37-59; 77-100; 134-158.

Основная литература:

Штомпка П. Социология. Анализ современного общества. – М.: Логос, 2005. – С.153-183.


Тема 10. Теоретико-методологические основы коммуникативных технологий. Теория системности.

Лекция 1 час

Возможные предметы теории общественного мнения (Ноэль-Нойман Э., Петерсен Т.). Социология и политология – различные предметы наук, изучающих общественное мнение. От опросов к мониторингам общественного мнения. Проблемы и методы изучения общественного мнения. Степень актуальности. Интересы опосредованные и прямые носители, лидеры мнений.

Объекты общественного мнения: многозначность толкования и небезусловность оценочных суждений. Распространенность мнения, его компетентность.


Базовые учебники:

Лиллекер Д. Политическая коммуникация. Ключевые концепты. – Харьков: Гуманитарный центр, 2010. – С.113-131; 236-257.

Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. - М.: Прогресс-Академия, 1996. – С.88-106.

Основная литература:

Ноэль-Нойман Э., Петерсен Т. Все, но не каждый. Введение в методы демоскопии. – М.: МГУКИ, 2007. – С.437-477.

Гидденс Э. Социология. – М.: Едиториал УРСС, 2005. – С.375-395.


Тема 11. Формирование и технологии обработки результатов анализа общественного мнения. Обогащенное общественное мнение.

Лекция 1 час

Закономерности общественного мнения. Использование общественного мнения властными структурами. Свобода манипулирования или свобода от манипуляций.

Эффективные системы мотивации продуктивного обмена мнением и консолидации. Технологии и опыт. Построение эффективной коммуникации.


Профессиональные социологи и стандарты анализа. Перспективы развития практики выборки.


Базовые учебники:

Кондратьев Э.В., Абрамов Р.Н. Связи с общественностью. Учебник. – М.: Академический проект, 2003. – С.39-64; 96-126.

Лиллекер Д. Политическая коммуникация. Ключевые концепты. – Харьков: Гуманитарный центр, 2010. – С. 88-100.

Основная литература:

Цаллер Дж. Происхождение и природа общественного мнения. – М.: Институт фонда «Общественное мнение», 2004. – С.400-496.


Образовательные технологии


В образовательном курсе будут использованы:


  • Интерактивная орг-деятельностная игра;

  • Мастер-класс (руководитель PR департамента крупной телекомпании);

  • Разбор кейса семинарских занятий, который выполняется по схеме: актуальность – разработанность – проблема – методология – место в дипломной работе. Материал представляется в виде реферата и презентации в формате Power Point. Объем реферата 10-12 страниц, презентации 15-20 слайдов. При подготовке презентации и реферата должны быть указаны ссылки на использованные источники в соответствии со стандартами оформления.


Методические рекомендации (материалы) преподавателю

Программа предусматривает ознакомление студентов с основными понятиями и коммуникативными процессами в общественном мнении; феноменом общественного мнения и его особенностями; социальными и культурологическими механизмами; способами его использования в современных коммуникациях; методами конструирования и управления ОМ, а также возможностями использования ОМ в рекламных и PR-кампаниях. Основная тема курса посвящена теоретическим представлениям и практическим методам исследования общественного мнения. Рассматривается место и роль их в политологии и в реальном политическом процессе. Представлены источники и методология сложившихся методов, структур и динамики общественных процессов в современной России и их специфика. Программа курса содержит планы семинарских занятий и организационно-деятельностные игры закрепляющие положения курса. Сформулированы принципы и оценки эффективного анализа ОМ. Данная программа является оригинальным теоретическим курсом по указанной проблематике, носит в равной степени теоретическую и прикладную направленность.



Методические указания студентам


Студенты должны обладать знаниями, соответствующими общим требованиям гуманитарной подготовки студентов факультета, иметь общие представления о теории маркетинга, основах теории и практики рекламы, связей с общественностью. Цель курса - дать студентам знания о совокупном предмете, структуре и основных функциях общественного мнения, организациях, управлении, отношениях PR и средствах массовой информации.

В процессе изучения дисциплины студенты приобретают, на наш взгляд, знания, которые будут им необходимы в дальнейшей практической деятельности.

Учебным планом и программой по дисциплине предусмотрено чтение лекций и самостоятельные занятия. Для освоения материала курса и подготовки самостоятельных работ необходимо использование Интернета: справочных материалов, электронных библиотек, поиска дополнительных материалов по тематике курса.

Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента



Темы самостоятельных занятий по подготовке кейса

  1. Структура общественного мнения.

  2. Понятие общественного мнения и его основные разновидности.

  3. Основные функции общественного мнения.

  4. Предмет теории общественного мнения.

  5. Проблемы и методы изучения общественного мнения.

  6. Использование общественного мнения.

  7. Формирование общественного мнения, этапы и перспективы.

  8. Перспективы развития практики PR.

  9. Службы PR, консультации и агентства PR в России.

Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

  1. Основы взаимоотношений со СМИ при организации связей с общественностью.

  2. Пресс-конференции, их назначение и подготовка к проведению.
  3. Роль и возможности электронных средств массовой информации (интернет) при осуществлении связей с общественностью.


  4. Необходимость защиты конфиденциальной информации при установлении связей с общественностью.

  5. Ответственность за нарушение правил защиты конфиденциальной информации, ее незаконное получение и использование.

  6. Основные причины возникновения кризисных ситуаций и их оценка в общественном мнении.

  7. Специфика управления коммуникациями в условиях кризиса.

  8. Организация избирательных кампаний.

  9. Понятие общественного мнения и его основные разновидности.

  10. Структура общественного мнения.

  11. Функции общественного мнения.

  12. Предмет теории общественного мнения.

  13. Проблемы и методы изучения общественного мнения.

  14. Закономерности коммуникативного процесса в структуре общественного мнения.

  15. Использование общественного мнения в условиях авторитарного режима Чили.

Порядок формирования оценок по дисциплине



Текущий контроль - реферат и защита кейса на семинарском занятии.
Каждая форма текущего контроля оценивается 10 - бальной оценкой Оi и
присваиваются веса - оценки их относительной важности Wi.


Итоговый контроль - зачет.

Студент получает итоговые оценки при суммировании результатов текущего контроля по формуле средней взвешенной с учетом введенных весов с округлением до целых единиц:

Оср= (Орефх Wреф + Оэсх Wэс + Оак семх Wак сем + Озачх Wзач)


- если Оср > 4, то Оср = «зачет»;
- если Оср < 4, то Оср = «незачет»;

Оценка в10-балльной шкале выставляется в ведомость и зачетную книжку студента.

вид промежу-

точного

контроля


удельный

вес

промежу-

точного

контроля


оценка по «10» - бальной

системе

Oi

удельный

вес оценки

в %

удельный

вес оценки

в баллах

оценка по

«5»-бальной

шкале




в %

Wi


















Защита

кейса



20%



0,2

10

блестяще







«отлично»

9

отлично

18,00%

0,18

«отлично»

8

почти отлично

16,00%

0,16

«отлично»

«хорошо»

7

очень хорошо

14,00%

0,14


«хорошо»

6

хорошо

12,00%

0,12

«хорошо»

5

весьма удовлетворительно

10,00%

0,10

«удовлетв»

4

удовлетворительно

8,00%

0,08

«удовлетв»

3

плохо

6,00%

0,06

«неудовлетв»

2

очень плохо

4,00%

0,04

«неудовлетв»

1

неудовлетворительно

2,00%

0,02

«неудовлетв»



активность

на семинаре





30%



0,3

10

блестяще

20,00 %

0,20

«отлично»

9

отлично

18,00%


0,18

«отлично»

8

почти отлично

16,00%

0,16

«отлично»

«хорошо»

7

очень хорошо

14,00%

0,14

«хорошо»

6

хорошо

12,00%

0,12

«хорошо»

5

весьма удовлетворительно

10,00%

0,10

«удовлетв»

4

удовлетворительно

8,00%

0,08

«удовлетв»

3

плохо

6,00%

0,06

«неудовлетв»

2

очень плохо

4,00%

0,04

«неудовлетв»

1

неудовлетворительно

2,00%

0,02

«неудовлетв»



зачет




30%



0,3

10

блестяще

20,00 %

0,20

«отлично»

9

отлично

18,00%

0,18

«отлично»

8

почти отлично

16,00%

0,16

«отлично»

«хорошо»

7

очень хорошо

14,00%

0,14

«хорошо»

6

хорошо

12,00%

0,12

«хорошо»

5

весьма удовлетворительно

10,00%

0,10

«удовлетв»

4

удовлетворительно

8,00%

0,08

«удовлетв»

3

плохо

6,00%

0,06

«неудовлетв»

2


очень плохо

4,00%

0,04

«неудовлетв»

1

неудовлетворительно

2,00%

0,02

«неудовлетв»



Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины



Базовые учебники

  1. Докторов Б.З. Отцы-основатели: история изучения общественного мнения. – М.: ЦСП, 2006. – 488с.

  2. Информация и общественное мнение. От репортажа в СМИ к реальным переменам. – М.: Альпина Паблишерз, 2010. – 296с.

  3. Кондратьев Э.В., Абрамов Р.Н. Связи с общественностью. Учебник. – М.: Академический проект, 2003. – 416с.

  4. Лиллекер Д. Политическая коммуникация. Ключевые концепты. – Харьков: Гуманитарный центр, 2010. – 300с.

  5. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. - М.: Прогресс-Академия, 1996. – 352с.

Основная литература

  1. Бестужев-Лада И.В. Прогнозное обоснование социальных нововведений. – М.: Наука, 1993. – 232с.

  2. Гидденс Э. Социология. – М.: Едиториал УРСС, 2005. – 632с.

  3. Давыдов А.А. Конкурентные преимущества системной социологии. – М.: ИСАН, 2008. Электронное издание http://www.ecsocman.edu.ru/text/19211415/

  4. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Учебное пособие. – М.: КДУ, 2006. – 293с.

  5. Кондратьев Э.В., Абрамов Р.Н. Связи с общественностью. Учебник. – М.: Академический проект, 2003. – 415с.

  6. Липпман У. Общественное мнение. – М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. – 384с.
  7. Мюллер Д. Общественный выбор III /пер. с англ. / под ред. Заостровцева А.П., Скоробогатова А.С. – М.: ИД ГУ-ВШЭ / Институт «Экономическая школа», 2007. - 994с.


  8. Ноэль-Нойман Э., Петерсен Т. Все, но не каждый. Введение в методы демоскопии. – М.: МГУКИ, 2007. – 616с.

  9. Нуреев Р.М. Теория общественного выбора. Курс лекций. – М.: ИД ГУ-ВШЭ, 2005. – 530с.

  10. Политические коммуникации: Учебное пособие для студентов /Петрунин Ю.Ю. и др. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 332с.

  11. Цаллер Дж. Происхождение и природа общественного мнения. – М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. – 560с.

  12. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества. – М.: Логос, 2005. – 664с.

Дополнительная литература

  1. Адорно Т. Исследование авторитарной личности. – М.: Академия исследований культуры, 2001. - 412с.

  2. Варакута С.А., Егоров Ю.Н. Связи с общественностью: Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2001. – 254с.

  3. Докторов Б.З. Первопроходцы мира мнений от Гэллапа до Грушина. - М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2005. – 239с.

  4. Грушин Б.А. Четыре жизни России в зеркале опросов общественного мнения. В 4 книгах. Жизнь вторая. Эпоха Брежнева. Часть 2. – Изд-во: Прогресс-Традиция, 2006. – 464с.

  5. Капитонов Э.А., Зинченко Г.П., Капитонов А.Э. Управление общественными отношениями. – М.: АкадемЦентр / Дашков и Ко, 2010. – 368с.

  6. Короткова Л.Н. Социология общественного мнения. Конспект лекций. – М.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. – 32с.

  7. Крауч К. Постдемократия. – М.: ИД ГУВ-ШЭ, 2010. – 192с.

  8. Кузнецов Д.В. Взаимодействие внешней политики и общественного мнения в США. Некоторые актуальные вопросы. – М.: Комкнига, 2010. – 498с.

  9. Лассуэлл Г. Психология и политика // Вестник МУ, 2001. - Серия 18. Социология и политика. - №1. – С.144-164.

  10. Миллс Ч. Социологическое воображение. – М.: ИД «Нота Бене», 2001. – 263с.
  11. Мир глазами россиян: мифы и внешняя политика / под ред. Колосова В.А. - М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2003. – 302с.


  12. Политические институты на рубеже тысячелетий. – Дубна: Феникс+, 2005. – 480с.

  13. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз, или как успешно управлять общественным мнением. – Изд-во: Центр, 2004. – 336с.

  14. Щедровицкий Г.П. Организационно-деятельностная игра: практика методологии и концентрированная жизнь / На досках. Публичные лекции по философии Г.П.Щедровицкого. – М.: Изд-во Шк. Культ. Политики, 2004. - С.137-165.

  15. Эрроу К.Дж. Коллективный выбор и индивидуальные ценности. – М.: ИД ГУ-ВШЭ, 2004. – 202с.


Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для проведения семинарских занятий и разбора кейсов используется компьютеры и проектор.

Автор программы В.И. Гуваков