litceysel.ru
добавить свой файл
1
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)


«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор (декан факультета)

________________________________

«____»___________________200_ года


ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


ДПП.В.02

СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ХХ ВЕКА

1. Цели и задачи дисциплины.

Цель дисциплины «Социально-исторические теории ХХ века» – познакомить студентов с рядом созданных выдающимися философами, социологами, культурологами и антропологами XX века теорий, которые прочно вошли в арсенал ученых-историков.

Задачи дисциплины:

разъяснить суть понятия «историософии» как завершающей формы исторического сознания, теоретического осмысления исторического процесса, «понимающей истории»;

дать представление о ряде концепций социогуманитарных дисциплин (филологии, психологии, социологии, культурологии);

проанализировать предложенные в рамках указанных концепций термины, понятия, категории;

показать генерализующий потенциал истории как науки.


2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

В результате освоения материала курса студент должен овладеть комплексом знаний об основных концепциях современной гуманитарии и научиться использовать полученные теоретические знания в своих научных исследованиях.


3. Объем дисциплины и виды учебной работы:


Вид учебной работы

Всего часов

Семестр

IV

Общая трудоемкость дисциплины


65

65

Аудиторные занятия

32

32

Лекции

32

32

Практические занятия (ПЗ)

-

-

Семинары (С)

-

-

Лабораторные работы (ЛР)

-

-

И (или) другие виды аудиторных занятий

-

-

Самостоятельная работа

33

33

Курсовая работа

-

-

Расчетно-графические работы

-

-

Реферат

-

-

И (или) другие виды самостоятельной работы

33

33

Вид итогового контроля (зачет,экзамен)


зачет



4. Содержание дисциплины.

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий (Тематический план):


№ п/п

Раздел дисциплины

Лекции

Практические занятия или семинары

Лабораторные занятия

1.

Введение в основы курса


2

-

-

2.

Цивилизационный подход в истории.

8

-

-

3.

Теории модернизации.

8

-

-

4.

«Лингвистический поворот».

8

-

-

5.

«Феминистический вызов» и рождение гендерных исследований.

6

-

-


4.2. Содержание разделов дисциплины.

Раздел 1. Введение в основы курса.

Историософия как завершающая форма исторического сознания, «понимающая история». Творческая переработка фактографической основы в продуктивное обобщение. Генерализующий потенциал истории как науки. Дополнительность концепций.

Раздел 2. Цивилизационный подход в истории.

1.1. Цивилизационный подход к изучению прошлого и «великие» теории цивилизации.

Происхождение понятия «цивилизация». Становление теории цивилизации в эпоху Просвещения (XVII-XVIII вв.). Связь с буржуазной теорией прогресса. Представления об универсальности путей развития человечества.

Зарождение сомнений в бесконечности прогресса во второй половине XIX в. Появление представлений об особых культурно-исторических типах — локальных цивилизациях — и их множественности. Осмысление разнонаправленности и дискретности исторического процесса.

Осмысление опыта поражений начала ХХ в. «Великие теории цивилизации» О. Шпенглера, А. Тойнби, М. Вебера, К. Ясперса. Цивилизационный подход школы «Анналов». Переход от монистических концепций к плюралистическим.

1.2. «Закат Европы» Освальда Шпенглера: история как поток единичных культур.

Роль О. Шпенглера как одного из основоположников современной философии культуры, культурологии. Феноменальный успех «Заката Европы» (1918-1922 гг.). Проблема формы мировой истории и исторического будущего человечества. Мысль об отсутствии единства и непрерывности всемирно-исторического процесса. Идея декаденса («падения») европейской культуры в конце XIX – начале XX вв. Стремление к построению «морфологии» всемирной истории. История как поток единичных культур. Противопоставление культуры и цивилизации. Цивилизация как деградация культуры.

1.3. «Постижение истории» Арнольда Тойнби: «вызовы» и «ответы» цивилизаций.

Философия культуры А. Тойнби. «Постижение истории» (1934-1961 гг.). Религиозный характер мысли Тойнби: история как диалог человека и Бога. Понятие локальных цивилизаций и их классификация. Ритмы и стадии развития цивилизаций. Мифологема «вызов-и-ответ» как выражение динамики общественного процесса. Творческое меньшинство и инертная масса. Свободное подражание («мимезис») как свойство человеческой природы и общая черта социальной жизни. Процесс «ухода-и-возврата» как способ наращения нового культурного багажа. Фазы роста и надлома цивилизаций. Вмешательство внутреннего и внешнего пролетариата. А. Тойнби о судьбе западной цивилизации.


1.4. Теория становления современной цивилизации Макса Вебера: «расколдовывание» мира.

Изучение М. Вебером логики образования научных понятий. Учение об идеальном типе. Категория социального действия. Понятие целерационального действия как идеального типа. Ценностно-рациональный, традиционный и аффективный виды деятельности.

Веберовская социология власти. Виды «легитимного» господства. Легальный, традиционный и харизматический типы власти. Понятие харизмы.

Анализ Вебером социальной стратификации. Общество как конгломерат социальных групп. Понятие «этоса» как образа жизни.

Социология религии М. Вебера. Мирское этическое значение различных религий. «Хозяйственная этика» мировых религий. Связь понятий о Боге с характеристиками политической общины.

Вебер о связи протестантской этики и становления современного капитализма. Обусловленность «хозяйственного мышления», «этоса» капиталистической формы хозяйства протестантской этикой. Протестантизм как наиболее адекватная форма для капиталистического мировоззрения. Значение Реформации в контексте истории западной цивилизации.

Изучение Вебером происхождения современного индустриального общества. Идея рационализации как общей тенденции исторического процесса. Рациональность как судьба западной цивилизации, ядро европейской культуры. «Расколдовывание» мира.

1.5. Концепция «осевого времени» Карла Ясперса: в поисках единства мировой истории.

Поиски К. Ясперсом исторических истоков современности. История как постулат веры. Понятие «философской веры».

Интерпретация немецким ученым мирового исторического процесса в книге «Истоки истории и ее цель» (1949 г.). Представления о существовании единого происхождения и единого пути развития человечества. Обращение к восходящей к христианской традиции линейной схеме истории. Выделение т.н. «осевой эпохи» (VIII-III вв до н.э.) как времени рождения мировых религий и философии. Прорыв мифологического миросозерцания —духовной основы «доосевых» культур. Формирование современного типа человека и рождение истинной духовности. Становление единой мировой истории.


Подчеркивание приоритета духовных факторов в развитии человечества. «Осевое время» как священная пора мировой истории. Его значение в мировом историческом процессе.

Раздел 3. Теории модернизации.

2.1. Теории модернизации и проблемы перехода от традиционного общества к современному.

Теории модернизации как совокупность концепций общественно-экономического и политического развития в западной социологии, объясняющих процесс перехода от стабильного «традиционного» общества к обществу современному, непрерывно меняющемуся, т.н. «индустриальному».

Связь теорий модернизации с проблемой генезиса капитализма. Процесс индустриализации как основа модернизации. Социальные и политические процессы, исторически сопровождающие индустриализацию. Различные национальные традиции модернизации. Отличия «первичной» и «вторичной» модернизации.

2.2. Концепция «стадий экономического роста» Уолта Уитмена Ростоу и ее развитие.

Создание У.У. Ростоу теории современной истории и представление обобщенной картины прошлого, настоящего и будущего человеческого общества. Пять стадий общественного развития человечества. Охватывающее всю предшествующую капитализму историю человечества традиционное общество как первая стадия экономического роста. Переходное общество как период создания предпосылок для сдвига. Стадия роста (сдвига) – как время промышленной революции и радикальных изменений методов производства. «Зрелое» индустриальное общество и период высокого уровня массового потребления как четвертая и пятая стадии экономического роста.

Экономизм и техницизм как методологическая основа рассуждений Ростоу. Теория «единого индустриального общества».

Дополнение в конце ХХ в. теории Ростоу концепцией постиндустриального (информационного) общества. «Пришествие постиндустриального общества» Д. Белла (1974).

2.3. Миросистемный анализ Имманула Валлерстайна.

Отрицание авторами мир-системной теории представлений о единстве путей и стадий развития различных стран. Системная взаимозависимость отдельных частей мировой системы.


Выделение трех основных типов мировых систем, соответствующих основным стадиям социальной эволюции. Мир-империя как политическая интеграция множества локальных культур до эпохи нового времени. Мир-экономика как господствующий на современном этапе тип мировой системы с его объединением политически независимых («национальных») государств в сложную хозяйственную систему. Мир-социализм как сугубо теоретическая конструкция, не имевшая до сих пор исторического воплощения.

Изучение Валлернстайном истоков современного капитализма и неравенства стран. Основные исторические этапы возникновения экономического господства. Отдельные государства как экономические агенты и единицы политической организации. Деление мира на центр, полупериферию и периферию на основании развития экономической и политической организации и международного разделения труда.

Раздел 4. «Лингвистический поворот».

3.1. Структуралистская революция в гуманитарном знании и ее влияние на историю. Семиотический анализ Роланом Бартом социального поведения. Клод Леви-Стросс и антропологический структурализм.

Структурализм как межнаучное и международное явление второй половины ХХ в. Специфика французского структурализма.

Попытка структуралистов выявить общие структуры человеческой деятельности и внутреннюю логику механизмов функционирования культуры. «Эпифеномены» как внешние проявления («манифестации») глубинных структур, доступные эмпирическому (чувственному) восприятию.

Использование языка и некоторых методов его изучения как основы научности в гуманитарном знания. «Лингвистический поворот» к изучению языка и знаков различного рода. Основание семиотики как науки о знаках и знаковых системах. Семиотическая школа Р. Барта. Структурная антропология К. Леви-Стросса.

3.2. Вытеснение структурализма постструктурализмом и деконструктуивизмом. Концепция власти знания Мишеля Фуко: история как смена «эписистем».

Кризис структурализма на рубеже 1960-1970-х гг. Ж. Деррида: перенос акцента с языка на текст и дискурс.


Распространение Мишелем Фуко теоретического структурализма на историю. Сближение категорий «знания» и «власти». Понятие «эписистемы» как способа организации языковой знания. Ренессансная, классическая, романтическая и современная эписистемы. Связь эписистемы, социума и политики.

Представления М. Фуко о вездесущности и рассредоточении власти. Исследования Фуко «истории безумия». Изучение институтов насилия и понятие «дисциплинарного общества». Сексуальность и микрополитика власти.

3.3. «Образ общества» в социологии Пьера Бурдье: социальное конструирование агента и габитус.

Структуралистские истоки творчества П. Бурдье. Изображение французским ученым «образа общества» и обыденного социального опыта. Агент как способный к осуществлению стратегии и воздействию на социальную действительность индивид. Социальное конструирование агента через габитус. Приобретение габитуса в процессе социализации индивида. Понятия первичного и вторичного, индивидуального и группового габитуса.

Позиции и диспозиции агентов в социальном пространстве как следствие существования физического и символического измерения социального пространства. Подразделение социального пространства на отдельные подсистемы социальных отношений (поле политики, поле экономики, поле культуры и пр.) со своими отличительными характеристиками. Специфика функционирования каждого поля.

Возможности применения концепции Бурдье в эмпирических исследованиях.

3.4. Исторический проект «Места памяти» (Пьер Нора и др.): новая концепция национальной идентичности.

Историописание во Франции как форма организации национального сознания и национальной памяти. Особенности французской истории, основные этапы и события. Создание историками-позитивистами национальной истории как непрерывного повествования о бытии нации и превращение истории в опору гражданского воспитания.

Распад позитивистской модели истории между двумя мировыми войнами. Внутренняя «деколонизация» страны во второй половине ХХ в. и угроза утраты национального сознания.


Радикальное изменение характера отношения к прошлому в коллективном историческом проекте «Места памяти». Новая концепция памяти и национального. Идея культурного единства и «наследия». Поиски новых форм написания истории. Меморизация места. Места памяти как «убежища воспоминаний».

Раздел 5. «Феминистический вызов» и рождение гендерных исследований.

4.1. Симона де Бовуар: история «второго» пола.

Влияние на С. де Бовуар философии экзистенционализма. Обращение к «женскому уделу» и «тайне женской души». Изучение материалов по биологии, физиологии, психологии, истории, социологии, литературы. Значение книги «Второй пол» в феминистической литературе. Лозунги «самореализации» и «самоосуществления» женщины как новый «символ веры» для феминисток второй половины ХХ в.

4.2. Женские исследования и историческая феминология.

«История женщин» как часть междисциплинарного научного направления — женских исследований. Рождение женских исследований и исторической феминологии на волне сексуальной революции конца 1960-х гг., под влиянием идейного воздействия феминизма и леворадикального движения. Отличия истории женщин и женской истории. Отношение общественного и профессионального сознания к «женской истории». Историческая феминология 1960-х гг.: восстановление «забытых имен». Переопределение предмета со второй половины 1970-х гг.: «новая история женщин».

4.3. Гендерная история и пересмотр картины исторического прошлого.

Появление в 1980-е гг. гендерной истории и перенос акцента с истории женщин на гендерные взаимоотношения. Дж. Скотт об основных теоретических положениях гендерной истории. Определение гендерного статуса как одного из важнейших элементов социальной иерархии. Отказ от постулата о «природном назначении пола».

Приращение в ходе разработки гендерной проблематики исторического знания и пересмотр картины европейского прошлого. Исследование переломных эпох европейской истории.



5. Лабораторный практикум.

Не предусмотрен.


6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

6.1. Рекомендуемая литература.

а) основная литература:


  1. Зайцева, Т.И. Социально-исторические теории ХХ века. Учебное пособие. Ч. 1. / Т.И. Зайцева. – Томск. 2008.

  2. Могильницкий, Б.Г. История исторической мысли XX века: Курс лекций. Вып. 3. Историографическая революция. / Б.Г. Могильницкий. – Томск, 2008.


б) дополнительная литература:

  1. Айвазова, С.Г. Симона де Бовуар: этика подлинного существования / С.Г. Айвазова. // Бовуар С. де. Второй пол. – М., 1998.

  2. Барг, М.А. Понятие цивилизации, понятие культуры / М.А. Барг. // Новая и новейшая история. – 1990. – № 5.

  3. Гайденко, П.П. Социология Макса Вебера / П.П. Гайденко. // Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.

  4. Гайденко, П.П. Человек и история в экзистенциональной философии Карла Ясперса / П.П. Гайденко. // Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1994.

  5. Иванов, В. Клод Леви-Стросс и структурная этнология / Вяч. Иванов. // Леви-Стросс К. Структурная антропология. – М., 1985.

  6. Ильин, И.П. Постмодернизм. / И.П. Ильин. – М., 2001.

  7. Ионов, И.Н. Теория цивилизаций: этапы становления и развития / И.Н. Ионов. // Новая и новейшая история. – 1994. – № 4-5.

  8. Могильницкий, Б.Г. История исторической мысли XX века: Курс лекций. Вып. 1. Кризис историзма. / Б.Г. Могильницкий. – Томск, 2001.

  9. Могильницкий, Б.Г. История исторической мысли XX века: Курс лекций. Вып. 2. Становление «новой исторической науки». / Б.Г. Могильницкий. – Томск, 2003.

  10. Репина, Л.П. Женщины и мужчины в истории: новая картина исторического прошлого. Очерки. Хрестоматия. / Л.П. Репина. – М., 2002.
  11. Свасьян, К.А. Освальд Шпенглер и его реквием по Западу / К.А. Свасьян. // Шпенглер О. Закат Европы. – М., 1998.


  12. Уколова, В.И. Арнольд Тойнби и постижение истории / В.И. Уколова. // Тойнби А. Постижение истории. – М., 1991.

  13. Громов, И.А. Западная социология. / И.А. Громов. – М., 1997.

  14. Ритцер, Д. Современные социологические теории. / Д. Ритцер. – М., 2002.

  15. Современный западный социологический словарь. – М., 1990.


в) историографические источники:

  1. Бовуар, С. Де. Второй пол: в 2 т. / С. Де. Бовуар. – М., 1998.

  2. Бурдье, П. Социология политики. / П. Бурдье. – М., 1993.

  3. Вебер, М. Избранные произведения. / М. Вебер. – М., 1990.

  4. Леви-Стросс, К. Структурная антропология. / К. Леви-Стросс. – М., 1985.

  5. Тойнби, А. Постижение истории. / А. Тойнби.– М., 1991.

  6. Франция-память. – СПб, 1999.

  7. Фуко, М. Теория сексуальности. / М. Фуко. – М., 1999.

  8. Шпенглер, О. Закат Европы. / О. Шпенглер. – М., 2001.

  9. Ясперс, К. Смысл и назначение истории. / К. Ясперс. – М., 1994.


6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины.

Программа по дисциплине «Социально-исторические теории ХХ века».

Учебная, учебно-методическая литература, карты, библиотечные фонды.


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

Оборудованные аудитории, аудио-видеоаппаратура.


8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

8.1. Методические рекомендации преподавателю.

Данная дисциплина направлена на подготовку студентов-историков. Ее преподавание предполагает проведение ряда лекционных занятий. Лекции проводятся в основном посредством метода устного изложения с элементами проблемного подхода и беседы. В лекционном курсе отводится место как общетеоретическим проблемам современного социально-исторического знания, так и выяснению специфических особенностей различных историко-философских и историко-социологических теорий.


Со своей стороны, самостоятельная работа студентов включает в себя знакомство с учебно-методической и научно-исследовательской литературой.

Содержание предлагаемой программы дисциплины, ее объем и характер обусловливают необходимость оптимизации учебного процесса в плане отбора материала обучения и методики его организации, а также контроля текущей учебной работы.

Проверка качества усвоения знаний в течение семестра осуществляется в устной форме, путем обсуждения проблем в ходе лекций в диалоговом режиме.

Итоговая аттестация по дисциплине предполагает устный зачет, на котором проверяется усвоение теоретического материала, усвоение базовых понятий дисциплины.


8.2. Методические указания для студентов.

8.2.1. Примерный перечень вопросов к зачету:

Цивилизационный подход к изучению прошлого и «великие» теории цивилизации.

«Закат Европы» Освальда Шпенглера: история как поток единичных культур.

«Постижение истории» Арнольда Тойнби: «вызовы» и «ответы» цивилизаций.

Теория становления современной цивилизации Макса Вебера: «расколдовывание» мира.

Концепция «осевого времени» Карла Ясперса: в поисках единства мировой истории.

Теории модернизации и проблемы перехода от традиционного общества к современному.

Концепция «стадий экономического роста» Уолта Уитмена Ростоу и ее развитие.

Миросистемный анализ Иммануила Валлерстайна.

Структуралистская революция в гуманитарном знании и ее влияние на историю. Семиотический анализ Роланом Бартом социального поведения. Клод Леви-Стросс и антропологический структурализм.

Вытеснение структурализма постструктурализмом и деконструктуивизмом. Жак Деррида. Концепция власти знания Мишеля Фуко: история как смена «эписистем».

«Образ общества» в социологии Пьера Бурдье: социальное конструирование агента и габитус.

Исторический проект «Места памяти» (Пьер Нора и др.): новая концепция национальной идентичности.


Симона де Бовуар: история «второго» пола.

Женские исследования и историческая феминология.

Гендерная история и пересмотр картины исторического прошлого.


Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 032600 (050401.65) История.


Программу составила:

Зав. кафедрой всеобщей истории ТГПУ, к.и.н., доцент Т.И.Зайцева


Программа дисциплины утверждена на заседании кафедры

протокол № __ от «__» __________ 200_ г.

Зав. кафедрой Т.И.Зайцева


Программа дисциплины одобрена методической комиссией ИГФ ТГПУ

протокол № __ от «__» __________ 200_ г.


Председатель методической комиссии ИГФ О.Ю. Назарова


Согласовано:

Декан ИГФ