litceysel.ru 1


Министерство экономического

развития и торговли Российской Федерации




Министерство образования и науки

Российской Федерации



Государственный университет –

Высшая школа экономики

Факультет философии

Программа дисциплины




КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ



Для направления 030600.62

«Журналистика»


Автор Ищенко Н.И.



Рекомендовано секцией УМС «Философия»


Председатель Порус В.Н.

____________________________

«____» _______________200_9_г.

Одобрено на заседании

кафедры онтологии, логики и теории познания


Зав. кафедрой Порус В.Н.

____________________________

«_____» _____________200_9г.

Утверждено УС факультета философии

Ученый секретарь


___________________________

«____» _______________200_9_г.









Москва, 2009 г.

Пояснительная записка


Учебный курс «Концепции современного естествознания» включен в структуру цикла общеобразовательных дисциплин в рамках многоуровневой системы обучения в качестве естественнонаучной компоненты вузовского гуманитарного образования. Этот курс является продуктом междисциплинарного синтеза на основе комплексного историко-научного, историко-философского, социокультурного и эволюционно-синергетического подходов к современному естествознанию. Поэтому эффективное преподавание данной дисциплины возможно на основе применения новой парадигмы, способной объединить естественнонаучный и социально-гуманитарный компоненты культуры, и осознания универсальной роли метаязыка, синтезирующего фундаментальные принципы естествознания, синергетики и философии.

Цель курса определяется той ролью, которую играют естественные науки в современном обществе. В наше время естествознание является одним из фундаментальных оснований мировоззрения, а развитие естественнонаучного познание и его результаты во многом определяют характер современной техногенной цивилизации. Поэтому студентам, изучающим гуманитарные науки необходимо иметь ясные представления о методах естественнонаучного познания, знать наиболее важные концепции, выработанные современными науками о природе.

В курсе рассматривается специфика естественнонаучного познания, его роль в развитии культуры. Анализируются наиболее важные теории и парадигмы, выработанные современным естествознанием.

Программа предполагает в качестве основных форм учебной работы лекции и самостоятельную работу студентов. В целях успешного изучения курса и развития навыков самостоятельной работы студентам необходимо написать письменные работы, тематика которых представлена в данной программе, а также приведен список учебной и дополнительной литературы к курсу.



Тематический план учебной дисциплины







Специальность 030600.62 – направление Журналистика

Всего

часов


Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

1

2

3

4

5

6

1.

Естествознание в контексте культуры.

4

2

1

3

2.

История развития естествознания.

6

2

5

3.

Особенности современной естественнонаучной картины мира.


2

2

4.

Релятивистская физика: концепция относительности пространства-времени.

6

2

1

4

5.

Квантовая физика: концепция дискретности и квантовая механика.

3

2

3

6.

Мир элементарных частиц: концепция взаимодействия в физике.

2

2

7.

Современная астрономия: основные космологические гипотезы.

4

2

1

3

8.

Современная биология: гипотезы происхождения и концепции эволюции органического мира.

4

2

4


9.

Естественнонаучная антропология. Этология и социобиология.

5

2

4

10.

Современные междисциплинарные исследования: кибернетика, синергетика, концепция глобального эволюционизма.

4

2

1

4




Итого:

54

16

4

34



Формы рубежного контроля и структура итоговой оценки


Направление 030600.62– Журналистика

Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов: работа на семинарах (доклады, обсуждения, диспуты и т.п.), эссе, зачет.



Базовый учебник


Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. М., 2007.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Естествознание в контексте культуры.

Материальная и духовная культура. Понятие науки. Наука и познание. Наука как особая форма знания, как познавательная деятельность и как социальный институт. Проблема критериев научности. Структура научного знания, методы и формы научного познания. Естественнонаучная и гуманитарная культура.


Понятие «научной картины мира» (НКМ). НКМ как обобщенный образ реальности, как форма систематизации знаний и как синтез отдельных научных теорий. Исторические типы и виды НКМ. Соотношение НКМ и других концептуально-методологических образований – понятие «научной парадигмы». Фундаментальные парадигмы естествознания: Ньютон и Дарвин, Эйнштейн и Бор. Роль НКМ в развитии гуманитарного знания. Человек в НКМ.

Литература:

Основная:

Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. М., 2007, с.8-24.

Горелов А.А. Концепции современного естествознания. М., 2006, с.17-28, 35-36.

Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М., 2007, с.7-54.

Стрельник О.Н. Концепции современного естествознания. М., 2006, с.5-38.

Дополнительная:

Сноу Ч.П. Две культуры. М., 1973, с.11- 48.

Фейнберг Е.Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. М., 1992, с.9-31.

Рассел Б. Человеческое познание. Его сфера и границы. М., 1957.

Пуанкаре А. О науке. М., 1983, с. 288-294.

Кун Т. Структура научных революций. М., 1975, с.44-58

Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

Рузавин Г.И. Методология научного исследования. М., 1999.

Эйнштейн А. Физика, философия и научный прогресс// Собр. научных трудов: В 4т. Т.4.

Дышлевский П.С., Яценко Л.В. Что такое общая картина мира. М., 1984.

Планк М. Единство физической картины мира. М., 1966.


Тема 2. История развития естествознания.

Возникновение науки. Наука и «преднаука». Натурфилософия античных греков как первая форма теоретического знания о мире в целом. Начало процесса дифференциации наук. Исторические этапы развития естествознания. Особенности развития натурфилософии в период средневековья. Переход от натурфилософской физики Аристотеля к классической физике Галилея – Ньютона - революция в естествознании, превращение механики в подлинно теоретическую науку. Кризис классического естествознания и зарождение современной науки: механистическая и электромагнитная картины мира.


Литература.

Основная:

Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. М., 2007, с.26-43, 67-70,

88-95, 100-107, 188-209, 212-235, 277-278, 288-292.

Горелов А.А. Концепции современного естествознания. М., 2006, с.29-38.

Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М., 2007, с.55-87.

Стрельник О.Н. Концепции современного естествознания. М., 2006, с.41-68.

Азимов А. Путеводитель по науке. М., 2007, с.7-19.

Дополнительная:

Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики// Эйнштейн А. Собр. научных трудов: В 4т. Т.4, с. 361-400, 401-452.

Фейнмановские лекции по физике. М., 1978, с.363-369; М., 66г., Вып.3, Гл.28, Вып.5, Гл.1.

Карнап Р. Философские основания физики. М., 2003, с. 253-288.

Дорфман Я.Г. Всемирная история физики... М., 2007.

Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (17-18 вв.). М., 1987, с. 5-19.

Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. М., 1980, с. 4-27.

Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум. М., 2003, с.90-138, 219-250.

Рожанский И.Д. Развитие естествознания в эпоху античности. М., 1979.

Азимов А. Популярная физика. М., 2006. Гл.1-3; Популярная физика. Часть 2, с.273-511.


Тема 3. Особенности современной естественнонаучной картины мира.

Панорама современного естествознания и его главные особенности. Релятивистская и квантовая парадигмы. Усиление роли системных, эволюционных и вероятностно-статистических концепций в естествознании. Проблема реальности в науке ХХ века. Противоречивый характер развития науки. Процессы дифференциации и интеграции науки. Новые науки на рубеже ХХ-ХХI веков.


Литература.

Основная:

Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. М., 2007, с.356-357, 630-632.

Горелов А.А. Концепции современного естествознания. М., 2006, с.224-233.

Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М., 2007, с.32-35, 48-54.

Стрельник О.Н. Концепции современного естествознания. М., 2006, с.35-40, 69-72.

Дополнительная:

Пуанкаре А. О науке. М., 1983.

Планк М. Единство физической картины мира. М., 1966.

Идлис Г.М. Революции в астрономии, физике и космологии. М., 1985.

Хокинг С. Краткая история времени. М., 2003.

Пенроуз Р. Новый ум короля. М., 2004.

Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.

Грин Б. Элегантная Вселенная. Суперструны, скрытые размерности и поиски окончательной теории. М., 2004.

Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. М., 1996.

Единство научного знания. М., 1988.

Философия науки. Современные философские проблемы областей научн. знания М., 2005.

Мир вокруг нас: Беседы о мире и его законах: Сб. ст./ Сост. Е.В. Дубровский. - М., 1983.


Тема 4. Релятивистская физика: концепция относительности пространства-времени.

Общие принципы неклассической физики. Современные представления о материи, пространстве и времени. Принцип относительности в классической механике. Противоречия в основаниях классической механики. Понятие пространства-времени в специальной теории относительности. Общая теория относительности. Проверка общей теории относительности. Геометрия и общая теория относительности. Философские выводы из теории относительности.


Литература:

Основная:

Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. М., 2007, с.310-333.

Горелов А.А. Концепции современного естествознания. М., 2006, с.79-90.

Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М., 2007, с.88-105.

Стрельник О.Н. Концепции современного естествознания. М., 2006, с.72-80.

Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики: развитие идей от первоначальных понятий до теории относительности. – М., 1965, с. 147-203. Также см.: Горелов А.А. КСЕ. М., 2006, с. 269-313.

Дополнительная:

Фейнмановские лекции по физике. Вып.1-2. М., 1976, с.264-271, 283-290.

Философские проблемы естествознания. М., 1985, с.208-233.

Эйнштейн А. О специальной и общей теории относительности// Собр. научных трудов: В 4т. Т.1. М., 1965, с.530-601.

Пенроуз Р. Новый ум короля. М., 2004, с.178-206.

Хокинг С. Краткая история времени. М., 2003, с.30-56.

Азимов А. Популярная физика. М., 2006. Гл.7, с.372-396.


Тема 5. Квантовая физика: концепция дискретности и квантовая механика.

Основные идеи и принципы квантовой физики. Дискретность физических величин и открытие кванта энергии. Возникновение учения о строении атома. Корпускулярно-волновая природа микрообъектов. Статистическая природа законов квантовой физики. Принцип неопределенности в квантовой механике. Принцип соответствия. Принцип дополнительности. Философские выводы из квантовой физики.

Литература:

Основная:

Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. М., 2007, с.333-345, 367-376.


Горелов А.А. Концепции современного естествознания. М., 2006, с.91-99.

Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М., 2007, с.106-119.

Стрельник О.Н. Концепции современного естествознания. М., 2006, с.80-84.

Дополнительная:

Фейнмановские лекции по физике. М., 1967, с.198-215, 232-235.

Карнап Р. Философские основания физики. М., 2003, с. 328-338, 361-370.

Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики// Эйнштейн А. Собр. научных трудов: В 4т. Т.4, с. 513-543.

Азимов А. Популярная физика. М., 2006., с.511-746.

Пенроуз Р. Новый ум короля. М., 2004, с.207-266.

Хокинг С. Краткая история времени. М., 2003, с.80-116.

Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М., 1987.

Гейзенберг В. Физические принципы квантовой теории. Л., М., 1932.

Дирак П. Принципы квантовой механики. М., 1960.


Тема 6. Мир элементарных частиц: концепция взаимодействия в физике.

Современные представления об элементарных частицах. Структура микромира. Общие свойства элементарных частиц. Классификация элементарных частиц. Теория кварков, строения атомного ядра и ядерных процессов.

Развитие представлений о фундаментальных типах взаимодействия. Тип взаимодействия, константа связи, фундаментальные постоянные. Идея симметрии в теориях физических взаимодействий. Микро-, макро- и мегамир: единство и различие. Отражение фундаментальных взаимодействий в логике понятий. Трудности физической и философской интерпретаций важнейших положений квантовой теории.

Проблема синтеза квантовых и релятивистских представлений. Квантовая теория поля как современная теория фундаментальных взаимодействий. Модели «великого объединения» как стремление в рамках единой теории описать три типа взаимодействий. Концепция супервзаимодействия и единство физического знания.


Литература:

Основная:

Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. М., 2007, с.358-367, 376-399.

Горелов А.А. Концепции современного естествознания. М., 2006, с.95-97.

Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М., 2007, с.120-133.

Стрельник О.Н. Концепции современного естествознания. М., 2006, с.84-94.

Дополнительная:

Девис П. Суперсила. М., 1989, с. 10-27.

Князев В.Н. Концепция взаимодействия в современной физике. М., 1991, с.37-81.

Марков М.А. О природе материи. М., 1976.

Коккедэ Я. Теория кварков. М., 1971.


Тема 7. Современная астрономия: основные космологические гипотезы.

Общие принципы современной астрономии. Историческое развитие космологических взглядов. Представление о Вселенной в классической науке и релятивистской физике. Понятие релятивистской космологии: стационарная и нестационарная модели Вселенной. Эмпирические открытия современной космологии. Становление и эволюция Вселенной. Специфика космологических объектов. Дискуссии о содержании и смысле понятия «Вселенная в целом». Проблема бесконечности Вселенной.

Космическая эволюция материи. Большой взрыв, глобально-космическая эволюция и антропный принцип. Различные формулировки антропного принципа. «Сценарии» инфляции и расширения. Самоорганизующаяся Вселенная. Взаимодействие микро- и макропроцессов в ходе эволюции Вселенной. Философско-мировоззренческие проблемы в современной космологии.

Литература:

Основная:

Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. М., 2007, с.411-416, 499-529,

540-544


Горелов А.А. Концепции современного естествознания. М., 2006, с.56-69.

Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М., 2007, с.155-172.

Стрельник О.Н. Концепции современного естествознания. М., 2006, с.95-107.

Дополнительная:

Вейнберг С. Первые три минуты. М., 1981.

Новиков И.Д. Как взорвалась Вселенная. М., 1988.

Новиков И.Д. Эволюция Вселенной. М., 1990.

Ровинский Р.Е. Развивающаяся Вселенная. М., 1995.

Шкловский И.С. Вселенная, жизнь, разум. М., 1988.

Девис П. Случайная Вселенная. М., 1985.

Девис П. Суперсила. М., 1989, с. 10-27.

Князев В.Н. Концепция взаимодействия в современной физике. М., 1991, с.106-118.

Павленко А.Н. Европейская космология: основания эпистемологического поворота. М., 1997, с. 140-212.

Грин Б. Элегантная Вселенная. Суперструны, скрытые размерности и поиски окончательной теории. М., 2004.

Бесконечность и Вселенная. М., 1969.

Философия науки. Современные философские проблемы областей научн. знания М., 2005.


Тема 8. Современная биология: гипотезы происхождения и концепции эволюции

органического мира.

Общие принципы современной биологии. Современные представления о происхождении жизни. Основные этапы эволюции органического мира. Сущность и основные признаки живых систем. Уровни организации живой природы. Молекулярная биология и генетика. Экология и учение о био- и ноосфере. Синтетическая теория эволюции. Философские проблемы эволюционной теории.


Литература:

Основная:

Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. М., 2007, с.545-561, 575-597.

Горелов А.А. Концепции современного естествознания. М., 2006, с.115-126, 134-138.

Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М., 2007, с.231-245.

Стрельник О.Н. Концепции современного естествознания. М., 2006, с.121-154.

Дополнительная:

Опарин А.И., Фесенков В.Г. Жизнь во Вселенной. М., 1956.

Опарин А.И. Проблема происхождения жизни. М,. 1976.

Серебровская К.Б. Сущность жизни. М., 1994, с. 56-104, 222-262, 281-364.

Воронцов Н.Н., Тимофеев-Ресовский Н.В., Яблоков А.В. Краткий очерк теории эволюции. М., 1969.

Яблоков А.В. Актуальные проблемы эволюционной теории. М., 1966.

Заварзин Г.А. Смены парадигмы в биологии // Вестник РАН. 1995. Т.65. №1. С.8-23.

Тимирязев К.А. Чарльз Дарвин и его учение// Собр. соч.: В 10 т. Т.4.

Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. М., 1996, с.251-376.

Моисеев Н.Н. Быть или не быть… человечеству. М., 1999, 56-69, 158-180.

Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М., 1990, с.17-39.

Мир вокруг нас: Беседы о мире и его законах: Сб. ст./ Сост. Е.В. Дубровский. - М., 1983.

Философия науки. Современные философские проблемы областей научн. знания М., 2005.


Тема 9. Естественнонаучная антропология. Этология и социобиология.

Человек как предмет естествознания. Биологические предпосылки и основные этапы антропосоциогенеза. Генезис сознания, мышления и речи. Исследование проблем сознания в естествознании. Сознательное и бессознательное. Биологическое и социальное в человеке: инстинкт и разум. Этология и человек. Методы изучения поведения животных. Формы сообществ. Инстинкт и научение. Этология и эволюционная теория познания. Биологическая эволюция и эволюция культуры. Поведение и гены. Концепции социобиологии и их вклад в изучение человека.


Литература:

Основная:

Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. М., 2007, с.598-629.

Горелов А.А. Концепции современного естествознания. М., 2006, с.155-198, 208-223.

Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М., 2007, с.246-259.

Стрельник О.Н. Концепции современного естествознания. М., 2006, с.155-194.

Лоренц К. Агрессия. М., 1994.

Дополнительная:

Тинберген Н. Социальное поведение животных. М., 1992.

Тинберген Н. Поведение животных. М., 1969.

Лоренц К. Человек находит друга. М., 1971.

Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. М., 1999, с. 20-36.

Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987.

Алексеев В.П. Становление человечества. М., 1984.

Вишняцкий Л.Б. История одной случайности или происхождение человека. Ф., 2005.

Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1989.

Философия науки. Современные философские проблемы областей научн. знания М., 2005.


Тема 10. Современные междисциплинарные исследования: кибернетика,

синергетика, концепция глобального эволюционизма.

Особенности постнеклассической науки в 21 веке. Теория самоорганизации. Понятия простой, сложной и самоорганизующиейся систем как абстракции предмета познания. Синергетика как новый междисциплинарный подход к научному исследованию принципов построения сложных самоорганизующихся систем, их возникновения, развития и самоусложнения. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. Порядок и хаос, открытость и нелинейность, аттракторы и бифуркации как свойства самоорганизующихся процессов. Синергетическое видение мира: когнитивный процесс, динамика научного познания и творческое мышление в контексте представлений о самоорганизации. Синергетическое видение исторического развития науки и культуры.


Кибернетика как наука об управлении сложными системами с обратной связью. Понятия обратной связи и целесообразности. Функциональный (а не вещественный или структурный) подход к объекту исследования как особенность методологии кибернетики.

Концепция глобального эволюционизма как вариант обоснования нового научного мировоззрения, связывающего воедино космогенез, геогенез, биогенез и антропогенез. Концепция глобального эволюционизма как попытка преодоления границ узкодисциплинарных подходов и пропасти между живой и неживой природой, а также как попытка объяснения происхождения жизни без обращения к сверхъестественным силам.

Социальное, общенаучное и философское значение междисциплинарных исследований.

Литература:

Основная:

Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. М., 2007, с.630-644.

Горелов А.А. Концепции современного естествознания. М., 2006, с.100-109, 199-207.

Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М., 2007, с.260-282.

Стрельник О.Н. Концепции современного естествознания. М., 2006, с.195-211.

Дополнительная:

Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.

Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. М., 1994.

Николис Г., Пригожин И. Познание сложного. М., 1990.

Хакен Г. Синергетика. М., 1980.

Винер Н. Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине. М., 1968.

Эшби У.Р. Введение в кибернетику. М., 1959.

Пенроуз Р. Новый ум короля. М., 2004.

Грин Б. Элегантная Вселенная. Суперструны, скрытые размерности и поиски окончательной теории. М., 2004.


Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. М., 2002, с.37-61.

Философия науки. Современные философские проблемы областей научн. знания М., 2005.

Единство научного знания. М., 1988, с.27-38, 148-167.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ЭССЕ и КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ:

  1. Что такое наука? Ее основные черты и отличия от других отраслей культуры

  2. Что такое естествознание? Отличие естествознания от друг. областей науки.

  3. Сущность и основные особенности научно-технической революции.

  4. Структура естественнонаучного познания.

  5. Научные революции в ХХ веке.

  6. Теория познания и современное естествознание.

  7. Современная научная картина мира.

  8. Этические проблемы естествознания.

  9. Концепции сциентизма и антисциентизма.

  10. Астрономическая картина мира.

  11. Роль математики в современном естествознании.

  12. Какова классификация естественных наук?

  13. Являются ли естественные науки лидирующими науками?

  14. Модель Большого взрыва и расширяющейся Вселенной.

  15. Развитие идеи атомизма от Демокрита до наших дней.

  16. Механическая картина мира: триумф и упадок.

  17. Научный метод познания окружающего мира.

  18. Религиозная картина мира.

  19. Фантастика как метод интеллектуального научного поиска.

  20. Наука и псевдонаука.

  21. Искусство как метод формирования картины мира.

  22. Виртуальная реальность и ее роль в научном познании.

  23. Память человека и ее возможности.

  24. Мозг, разум и поведение.

  25. Особенности переработки информации человеком.
  26. Происхождение человека: эволюционизм и креационизм.


  27. Пространство и время: их основные свойства и возможность описания.

  28. Главные выводы специальной и общей теории относительности.

  29. Связь геометрии и физики.

  30. Четырехмерный мир Минковского.

  31. Научная деятельность А.Эйнштейна.

  32. Роль «Математических начал натуральной философии» И.Ньютона в науке.

  33. Электродинамическая картина мира.

  34. Динамическая Вселенная.

  35. Дао физики.

  36. Квантовофизическая картина мира: успехи и проблемы.

  37. Главные проблемы квантовой механики.

  38. Роль вероятностных методов в классической физике и квантовой механике.

  39. Общенаучное значение синергетики.

  40. Проблемы соотношения вещества и поля, материи и энергии.

  41. Характеристика основных физических взаимодействий.

  42. Проблема сущности живого и его отличия от неживой материи.

  43. Естественнонаучные модели происхождения жизни.

  44. Основные проблемы синтетической теории эволюции.

  45. Основные проблемы экологии и роль среды для жизни.

  46. Механизмы обратной связи и их значение.

  47. Организация и самоорганизация в живой природе.

  48. Основные проблемы этологии и роль агрессии в эволюции видов.

  49. Основные проблемы социобиологии.

  50. Человек как предмет естествознания.

  51. Естественнонаучный статус психоанализа.

  52. Основные методы современной нейрофизиологии.

  53. Основные проблемы кибернетики.

  54. Информация как научное понятие. Его соотношение с понятиями вещества и энергии.

  55. Системный, структурный и функциональный подход в современном естествознании.
  56. Целесообразность: ее донаучное, научное и телеологическое понимание.


  57. Естественнонаучное обоснование нравственности.

  58. Что такое «черные дыры»?

  59. Жизнь, смерть и бессмертие.

  60. Перспективы научно-технической эволюции человечества.

  61. Жизнь как космическое явление.

  62. Антропный принцип в современной науке.

  63. Наука и телеология.

  64. Инерция парадигмального сознания.

  65. Самоорганизация как механизм творческого мышления.

  66. Порядок и динамический хаос в сложных системах.

  67. Синергетика на перекрестке культур.

  68. Самоорганизация как источник и основа эволюции систем.

  69. Кибернетика и синергетика.

  70. Концепция химической эволюции и биогенезис.

  71. Формирование биологической картины мира.

  72. Концепция Вернадского о биосфере и феномен человека.

  73. Человек в научной картине мира.

  74. Исторические типы научной рациональности.

  75. Формирование единой науки в техногенной цивилизации.


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ (К ЗАЧЕТУ):

  1. Проблема двух культур: конфронтация или сотрудничество?

  2. Характерные черты науки и ее отличие от других отраслей культуры.

  3. Структура естествознания.

  4. Предмет естествознания, его отличие от других отраслей науки.

  5. Научный метод. Уровни, формы и методы научного познания.

  6. Исторические этапы развития естествознания.

  7. Естествознание: классика и современность.

  8. Естествознание ХХ века.

  9. Особенности постнеклассического естествознания.

  10. Научная картина мира.

  11. Исторические типы и виды научных картин мира.

  12. Научная парадигма.

  13. Научная революция: смена парадигм и картин мира.


  14. Фундаментальные парадигмы классического естествознания.

  15. Фундаментальные парадигмы естествознания ХХ века.

  16. Концепция взаимодействия в современной физике.

  17. Микро-, макро- и мегамир: единство и различие.

  18. Модель Большого взрыва и расширяющейся Вселенной.

  19. Главные результаты общей и специальной теории относительности.

  20. Особенности квантовой механики.

  21. Происхождение, развитие и виды физической материи.

  22. Современные представления о пространстве и времени.

  23. Кибернетика, ее основные понятия и результаты.

  24. Результаты генетики и механизм воспроизводства жизни.

  25. Понятия и законы экологии.

  26. Экология и глобальные проблемы современности.

  27. Основные положения общей теории эволюции и концепции коэволюции.

  28. Концепция глобального эволюционизма.

  29. Антропный принцип в космологии.

  30. Концепция самоорганизации в современной науке.

  31. Синергетическая парадигма.

  32. Проблема происхождения и сущности жизни.

  33. Биосфера и ноосфера.

  34. Концепция антропосоциогенеза.

  35. Основные выводы этологии.

  36. Предмет социобиологии, ее основные понятия и результаты.

  37. Проблема сознания в естествознании.

  38. Изучение мозга в естествознании.

  39. Структура сознания, сознание и бессознантельное.

  40. Научное понимание закона и целесообразности.

  41. Структурные уровни организации материи и их определение.

  42. Истина и вера в науке и культуре.
  43. Гуманизация и гуманитаризация современного естествознания.


  44. Этические проблемы науки.

  45. Значение естествознания для гуманитарной культуры.


Литература:

Основная (БАЗОВЫЙ УЧЕБНИК):

  1. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. М., 2007.

Дополнительная:

  1. Азимов А. Популярная физика. М., 2006.

  2. Алексеев В.П. Становление человечества. М., 1984.

  3. Бесконечность и Вселенная. М., 1969.

  4. Вейнберг С. Первые три минуты. М., 1981.

  5. Винер Н. Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине. М., 1968.

  6. Вишняцкий Л.Б. История одной случайности или происхождение человека. Ф., 2005.

  7. Воронцов Н.Н., Тимофеев-Ресовский Н.В., Яблоков А.В. Краткий очерк теории эволюции. М., 1969.

  8. Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум. М., 2003.

  9. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (17-18 вв.). М., 1987, 1980.

  10. Гейзенберг В. Физические принципы квантовой теории. Л., М.

  11. Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М., 1987.

  12. Грин Б. Элегантная Вселенная. Суперструны, скрытые размерности и поиски окончательной теории. М., 2004.

  13. Девис П. Случайная Вселенная. М., 1985.

  14. Девис П. Суперсила. М., 1989.
  15. Дирак П. Принципы квантовой механики. М., 1960.


  16. Дорфман Я.Г. Всемирная история физики. М., 2007.

  17. Дышлевский П.С., Яценко Л.В. Что такое общая картина мира. М., 1984.

  18. Единство научного знания. М., 1988.

  19. Заварзин Г.А. Смены парадигмы в биологии // Вестник РАН. 1995. Т.65.

  20. Идлис Г.М. Революции в астрономии, физике и космологии. М., 1985.

  21. Карнап Р. Философские основания физики. М., 2003.

  22. Князев В.Н. Концепция взаимодействия в современной физике. М., 1991.

  23. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. М., 2002, с.37-61.

  24. Коккедэ Я. Теория кварков. М., 1971.

  25. Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. М., 1996.

  26. Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.

  27. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. М., 1999.

  28. Лоренц К. Человек находит друга. М., 1971.

  29. Марков М.А. О природе материи. М., 1976.

  30. Мир вокруг нас: Беседы о мире и его законах: Сб. ст./ Сост. Е.В. Дубровский. - М., 1983.

  31. Моисеев Н.Н. Быть или не быть… человечеству. М., 1999.

  32. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М., 1990.

  33. Николис Г., Пригожин И. Познание сложного. М., 1990.
  34. Новиков И.Д. Как взорвалась Вселенная. М., 1988.


  35. Новиков И.Д. Эволюция Вселенной. М., 1990.

  36. Опарин А.И. Проблема происхождения жизни. М,. 1976.

  37. Опарин А.И., Фесенков В.Г. Жизнь во Вселенной. М., 1956.

  38. Павленко А.Н. Европейская космология: основания эпистемологического поворота. М., 1997.

  39. Пенроуз Р. Новый ум короля. М., 2004.

  40. Планк М. Единство физической картины мира. М., 1966.

  41. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

  42. Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. М., 1994.

  43. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.

  44. Пуанкаре А. О науке. М., 1983.

  45. Рассел Б. Человеческое познание. Его сфера и границы. М., 1957.

  46. Ровинский Р.Е. Развивающаяся Вселенная. М., 1995.

  47. Рожанский И.Д. Развитие естествознания в эпоху античности. М., 1979.

  48. Рузавин Г.И. Методология научного исследования. М., 1999.

  49. Серебровская К.Б. Сущность жизни. М., 1994.

  50. Сноу Ч.П. Две культуры. М., 1973.

  51. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987.

  52. Тимирязев К.А. Чарльз Дарвин и его учение// Собр. соч.: В 10 т. Т.4.
  53. Тинберген Н. Поведение животных. М., 1969.


  54. Тинберген Н. Социальное поведение животных. М., 1992.

  55. Фейнберг Е.Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. М., 1992.

  56. Фейнмановские лекции по физике. М., 1967.

  57. Философия науки. Современные философские проблемы областей научн. знания М., 2005.

  58. Философские проблемы естествознания. М., 1985.

  59. Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1989.

  60. Хакен Г. Синергетика. М., 1980.

  61. Хокинг С. Краткая история времени. М., 2003.

  62. Шкловский И.С. Вселенная, жизнь, разум. М., 1988.

  63. Эйнштейн А. О специальной и общей теории относительности// Собр. научных трудов: В 4т. Т.1. М.

  64. Эйнштейн А. Физика, философия и научный прогресс// Собр. научных трудов: В 4т. Т.4.

  65. Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики// Эйнштейн А. Собр. научных трудов: В 4т. Т.4.

  66. Эшби У.Р. Введение в кибернетику. М., 1959.

  67. Яблоков А.В. Актуальные проблемы эволюционной теории. М., 1966.


Автор программы


Старший преподаватель

кафедры истории философии

факультета философии ГУ-ВШЭ к.ф.н. Ищенко Н.И.