litceysel.ru
добавить свой файл
1
Министерство образования Ставропольского края


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Ставропольский государственный педагогический институт



«Утверждаю»

проректор по учебной работе

_____________Шумакова А.В.

«___»_________________2010 г.



Программа дисциплины


ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ.

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ


для специальности

050716.65 – «Специальная психология» с дополнительной специальностью

050712.65 - «Тифлопедагогика»



«Разработано»




«Утверждено»

_________ Кабушко А.Ю. подпись




«___»____________

дата утверждения на

заседании кафедры






«Согласовано»




________________ Слюсарева Е.В., декан факультета

подпись специальной педагогики



Ставрополь, 2010

1. Цель и задачи дисциплины

Цель дисциплины: формирование у студентов системы знаний о методике ознакомления с окружающим и развитию речи детей с отклонениями в развитии.


Задачи дисциплины:


  1. закрепить у студентов теоретические знания об особенностях развития речи нормально развивающихся детей и детей с отклонениями в развитии;

  2. познакомить студентов с содержанием комплексного подхода к развитию речи детей через ознакомление с окружающим;

  3. познакомить студентов с наиболее эффективными средствами, методами и приемами коррекционного воздействия на дошкольников с отклонениями в развитии в процессе формирования речи на основе ознакомления с окружающим;

  4. воспитать у студентов способность оперировать сведениями из смежных со специальной методикой наук, синтезируя их в процессе изучения курса;

  5. научить студентов составлять планы-конспекты занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим;

  6. совершенствовать умения студентов самостоятельно работать с литературными источниками.


2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате освоения содержания дисциплины студенты должны овладеть следующими знаниями:

  • о системе знаний о закономерностях развития речи у детей в норме и при патологии развития и умением использовать их в своей профессиональной деятельности.

  • о теоретических основах методики развития речи на основе ознакомления с окружающим;

  • о системе работы по развитию речи на основе ознакомления с окружающим с детьми, имеющими отклонения в развитии;

Студенты должны овладеть первоначальными умениями и навыками:

  • планирования и реализации системы работы по развитию речи у детей с отклонениями в развитии на основе ознакомления с окружающим;

  • отбора методических приемов и средств, используемых на занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи;
  • разработки структурных и содержательных моделей занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим;


  • анализа и самоанализа результатов проведения фронтальных логопедических занятий по разработанным моделям.




  1. Объем дисциплины и виды учебной работы



Вид учебной работы

Всего часов

Семестр

1.

Общая трудоемкость

50

V

2.

Аудиторные занятия

34

V

3.

Лекции

22

V

4.

Практические занятия (семинары)

12

V

5.

Лабораторные работы




-

6.

Самостоятельная работа

16

V

7.

Курсовые работы / рефераты

-




8.

Вид итогового контроля

зачет

V





  1. Содержание дисциплины

4.1. Темы дисциплины и виды занятий





Тема дисциплины

Количество часов

Лекции

Лаб.-практ.

Сам. работа

1.

Теоретические основы методики ознакомления и с окружающим и развития речи у детей с отклонениями в развитии

4ч.

2ч.

2ч.

2

Система работы по развитию речи в процессе ознакомления с окружающим в специальном ДОУ

4ч.

2ч.

2ч.

3.

Организация коррекционно-педагогического процесса по ознакомлению с окружающим и развитию речи в специальном ДОУ

2ч.

2ч.

2ч.

4.

Формирование представлений о предметном и социальном мире у детей с отклонениями в развитии

2ч.

2ч.

4ч.

5.

Особенности работы по развитию речи в процессе ознакомления с окружающим в различных типах ДОУ для детей с отклонениями в развитии


4ч.

2ч.

2ч.

6.

Методика развития речи в процессе ознакомления с окружающим

6ч.

2ч.

4ч.

Итого

22ч.

12ч.

16ч.


4.2. Содержание разделов (тем) дисциплины


Тема 1. Теоретические основы методики ознакомления и с окружающим и развития речи у детей с отклонениями в развитии

Цель, задачи, предмет, проблемы курса. Связь с другими науками. Роль речи в развитии аномального ребенка. Методы, приемы, средства, принципы развития речи.


Тема 2. Система работы по развитию речи в процессе ознакомления с окружающим в специальном ДОУ

Основные направления и разделы «Программы воспитания и обучения детей в специальном ДОУ». Характеристика в сравнительном аспекте (норма и патология) направлений и разделов «Программы…». Принципы построения программы и отбора содержания учебного материала. Цель и задачи работы по развитию речи. Цель и задачи работы по ознакомлению с окружающим.


Тема 3. Организация коррекционно-педагогического процесса по ознакомлению с окружающим и развитию речи в специальном ДОУ

Особенности организации работы по развитию речи в процессе ознакомления с окружающим в разных возрастных группах специального ДОУ. Рекомендации по речевому поведению учителя-дефектолога и воспитателя группы. Примерный режим дня в специальном ДОУ. Связь различных направлений работы в специальном ДОУ с развитием речи и ознакомлением с окружающим.

Тема 4. Формирование представлений о предметном и социальном мире у детей с отклонениями в развитии


Понятие о предметно-развивающей среде и ее компонентах. Специфика предметно-развивающей среды в зависимости от типа детского учреждения, от коррекционной направленности содержания воспитания и культурных традиций.


Тема 5. Особенности работы по развитию речи в процессе ознакомления с окружающим в различных типах ДОУ для детей с отклонениями в развитии

Задачи и содержание работы, тематика занятий в ДОУ для детей с нарушением интеллекта. Задачи и содержание работы, тематика занятий в ДОУ для детей с ЗПР. Задачи и содержание работы, тематика занятий в ДОУ для детей с нарушениями речи. Сравнительный анализ задач и содержания работы и тематики занятий в соответствии с разделами программ.

Поэтапное формирование речи при ее недоразвитии. Характеристика каждого из этапов формирования устной речи (цель, задачи, содержание логопедического воздействия).


Тема 6. Методика развития речи в процессе ознакомления с окружающим

Использование наглядных моделей для обеспечения полных и устойчивых представлений. Место моделирования в работе по развитию речи в процессе ознакомления с окружающим.

Типы и структура занятий по развитию речи. Краткая характеристика каждого типа занятий. Описание структуры занятий различного типа. Характеристика компонентов структуры занятий.

Методика формирования словаря. Особенности работы в специальном ДОУ по обогащению лексики детей. Задачи работы по обогащению лексического запаса детей. Содержание лексической работы. Методы и приемы словарной работы. Активизация словаря в разных видах деятельности детей.

Методика формирования грамматического строя речи. Этапы работы по формированию словообразования и методы работы на каждом этапе. Этапы работы по формированию словоизменения и методы работы на каждом этапе.

Методика формирования связной речи. Общая характеристика связной речи. Обучение пересказу. Обучение рассказыванию по картинам. Обучение описанию предметов. Обучение рассказыванию с элементами творчества.



Учебно-методическое содержание дисциплины

Рекомендуемая литература

Основная литература:


  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. – М., 1998.

  2. Бородич А.М. Методика развития речи детей – М., Просвещение, 1981.

  3. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. – М., 1982.

  4. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4 – 6 лет. – М: Просвещение, 1987.

  5. Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду – М., «Город», 1999.

  6. Развитие речи детей дошкольного возраста/ Под ред. Ф.А. Сохина – М., 1984.

  7. Тихеева Е.И. Развитие речи детей – М.,. Просвещение, 1972.

  8. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: ВЛАДОС, 2004.

Дополнительная литература:

  1. Гризик Т.С. Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи // Дошкольное воспитание, 2000. - № 6.

  2. Игра и дети // Журнал для родителей. – М: ЛИНКА-ПРЕСС, 2002.

  3. Короткова Н. Художественная литература в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 8. – С.9.

  4. Кудыкина Н. Активизация словаря в творческих играх // Дошкольное воспитание. – 1978, №7.

  5. Любина Г.Т. Детская речь // Ребенок в детском саду, 2004. - № 2, 3.

  6. Стихи о временах года и игры: Дидактические материалы по развитию речи детей 5 – 6 лет / Авторы-сост. О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина, Н.П. Савинова. – М.: СФЕРА, 2004.

  7. Тамбовцева А.Г. Формирование структуры предложения (средний дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание. – 1987, №2.
  8. Ушакова О.С., Смирнова Е.А. Обучение старших дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картин // Дошкольное воспитание, 1987, № 12.



6. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для обеспечения дисциплины необходимы:

    • оборудованные аудитории;

    • технические средства обучения;

    • учебные и методические пособия (учебники, программы, учебно-методические пособия).


7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

7.1. Задания для самостоятельной работы

  1. Составить библиографию по курсу «Ознакомление с окружающим. Методика развития речи».

  2. Подготовить сообщение на тему: «Роль семьи в воспитании и развитии детей».

  3. Законспектировать статью Гризик Т.С. Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 6.

  4. Подготовить реферат на тему «Детская речь: норма и диагностика речевого развития».

  5. Составить перспективный план работы по формированию первоначальных представлений о предметном и социальном мире.

  6. Провести анализ календарных планов работы по формированию первоначальных представлений о предметном и социальном мире в различных возрастных (массовых и коррекционных) группах ДОУ.

  7. Подготовить реферат «Роль художественной литературы в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста».

  8. Составить подборку художественных текстов для ознакомления с окружающим миром детей среднего дошкольного возраста.

  9. Составить подборку художественных текстов для ознакомления с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста.

  10. Подобрать дидактические игры для развития лексического строя речи / грамматического строя речи / связной речи (II младшая группа).
  11. Подобрать дидактические игры для развития лексического строя речи / грамматического строя речи / связной речи (средняя группа).


  12. Подобрать дидактические игры для развития лексического строя речи / грамматического строя речи / связной речи (старшая группа).

  13. Подобрать дидактические игры для развития лексического строя речи / грамматического строя речи / связной речи (подготовительная группа).

  14. Составить конспект занятия по развитию речи и знакомству с миром окружающих предметов для детей младшего дошкольного возраста.

  15. Составить конспект занятия по развитию речи и знакомству с миром окружающих предметов для детей среднего дошкольного возраста.

  16. Составить конспект занятия по развитию речи и знакомству с миром окружающих предметов для детей старшего дошкольного возраста.

  17. Подготовить реферат на тему «Роль игровой деятельности в развитии речи детей».

  18. Подготовить сообщение на тему: «Праздник как средство воспитания и развития детей».

  19. Подобрать дидактические игры для развития обобщающих понятий у детей дошкольного возраста для всех возрастных групп.

  20. Подготовить реферат на тему «Формирование грамматического строя речи в разных видах деятельности».

  21. Составить конспект занятия по ознакомлению с окружающим с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения слуха (тема по выбору студента).

  22. Составить конспект занятия по ознакомлению с окружающим с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения (тема по выбору студента).

  23. Составить конспект занятия по ознакомлению с окружающим с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения интеллектуального развития (тема по выбору студента).
  24. Составить конспект занятия по ознакомлению с окружающим с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими задержку психического развития (тема по выбору студента).


  25. Составить конспект занятия по ознакомлению с окружающим с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи (тема по выбору студента).


7.2. Тематика рефератов

  1. Особенности развития речи детей дошкольного возраста.

  2. Психолого-педагогические основы развития речи.

  3. Связь развития речи дошкольников с уровнем их общения со взрослыми.

  4. Вопросы развития речи и обучения родному языку в педагогических системах Я.А. Коменского и И.Г. Песталоцци.

  5. Вопросы развития речи и обучения родному языку в педагогических системах М. Монтессори и Ф. Фребеля.

  6. Вклад К.Д. Ушинского, С.А. Новгородова в методику развития речи и обучении детей родному языку.

  7. Ознакомление с окружающим миром в современных дошкольных образовательных программах.

  8. Роль Е.И. Тихеевой в исследовании проблем речевого развития детей дошкольного возраста.

  9. Умственное воспитание детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.

  10. Развитие творческих способностей детей в процессе обучения их выразительному чтению наизусть, рассказыванию.

  11. Содержание работы по ознакомлению детей с художественной литературой в специальном детском саду.

  12. Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в ходе ознакомления с окружающим миром.

  13. Овладение оценочной лексикой как условие формирования социальной активности старшего дошкольника с отклонениями в развитии.

  14. Взаимосвязь развития речи ребенка и уровня организации речевой среды.

  15. Теоретические основы методики словарной работы в детском саду.

  16. Теоретические основы методики формирования у детей грамматической стороны речи.

  17. Методика обучения детей 5-6 лет повествовательной речи.
  18. Методика обучения детей 3-4 лет повествовательной речи.


  19. Методика обучения диалогической речи детей младшего дошкольного возраста.

  20. Методика обучения диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.

  21. Методика словарной работы с детьми 3-4 лет.

  22. Методика словарной работы с детьми 5-6 лет.

  23. Методика формирования выразительности речи у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром.

  24. Использование малых форм фольклора в работе по ознакомлению с окружающим и развитию речи с детьми дошкольного возраста.

  25. Обучение детей творческому рассказыванию в процессе ознакомления с окружающим миром.


7.3. Вопросы к зачету

  1. Цель, задачи, предмет дисциплины «Ознакомление с окружающим. Развитие речи».

  2. Актуальные проблемы курса и их отражение в специальной литературе.

  3. Связь дисциплины «Ознакомление с окружающим. Развитие речи»с другими науками.

  4. Общая характеристика и сравнительный анализ программ по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром.

  5. Цель и задачи развития речи детей с нарушениями в развитии.

  6. Средства развития речи детей с нарушениями в развитии.

  7. Понятие о предметно-развивающей среде в специальном ДОУ.

  8. Методы развития речевой активности и потребности в общении с окружающими у детей с нарушениями в развитии.

  9. Характеристика специфики предметно-развивающей среды в зависимости от типа ДОУ, от коррекционной направленности содержания воспитания и обучения.

  10. Частные задачи методики развития речи у детей с нарушениями в развитии в процессе ознакомления с окружающим.

  11. Роль речи в развитии аномального ребенка.

  12. Особенности работы по развитию речи в процессе ознакомления с окружающим в ДОУ для детей с нарушениями речи.
  13. Особенности работы по развитию речи в процессе ознакомления с окружающим в ДОУ для детей с нарушениями слуха.


  14. Особенности работы по развитию речи в процессе ознакомления с окружающим в ДОУ для детей с нарушениями зрения.

  15. Особенности работы по развитию речи в процессе ознакомления с окружающим в ДОУ для детей с интеллектуальной недостаточностью.

  16. Особенности работы по развитию речи в процессе ознакомления с окружающим в ДОУ для детей с задержкой интеллектуального развития.

  17. Формирование представлений о предметном и социальном мире у детей с нарушениями в развитии.

  18. Использование наглядных моделей для обеспечения полных и устойчивых представлений у детей с нарушениями в развитии в ходе ознакомления с окружающим миром.

  19. Развитие представлений о себе, сверстниках, окружающих людях у детей с нарушениями в развитии.

  20. Типы занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром в ДОУ для детей с нарушениями в развитии.

  21. Структура занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром в ДОУ для детей с нарушениями в развитии.

  22. Особенности организации работы по ознакомлению с окружающим миром в разных возрастных группах ДОУ для детей с нарушениями в развитии.

  23. Поэтапное формирование устной речи при ее недоразвитии у дошкольников.

  24. Приемы развития речевой активности и потребности в общении с окружающими у детей с нарушениями в развитии.

  25. Методика обучения звукопроизношению детей с нарушениями в развитии.

  26. Общая характеристика работы по формированию связной речи.

  27. Методика работы по обогащению лексики детей с нарушениями в развитии.

  28. Методика формирования грамматического строя речи у детей с нарушениями в развитии.

  29. Методика обучения детей с нарушениями в развитии описанию предметов.

  30. Методика обучения пересказу детей с нарушениями в развитии.
  31. Методика обучения рассказыванию по картинам детей с нарушениями в развитии.

  32. Особенности организации работы по ознакомлению с окружающим миром в разных возрастных группах ДОУ для детей с нарушениями в развитии.

  33. Рекомендации к речевому поведению педагога-дефектолога и воспитателей группы в ДОУ для детей с нарушениями в развитии.