litceysel.ru
добавить свой файл
1
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

« ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)


УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

(декан факультета)

_____________________________________­­­­­­­­­­


«______» ___________________ 2008 года


ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ




СД.04. Практикум. Развитие и закрепление практических навыков

по экономике





  1. Цели и задачи дисциплины:

    • Приобретение студентами практических навыков решения конкретных задач, различного типа в области финансовой экономики;

    • Подготовка специалистов, владеющих практическими навыками решения задач по специальности «Национальная экономика».

  2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины:

Знать:

    • Основы функционирования финансовой сферы экономики;

    • Основы финансовых вычислений и их методы.

Уметь:

  • Оценивать ситуацию в денежном секторе экономики и на фондовом рынке;

  • Проводить финансовые расчеты с целью решения практических задач.

Овладеть навыками:

  • Решения финансовых задач;

  • Профессиональной аргументации в оценке событий, происходящих в финансовой сфере.

  1. Объем дисциплины и виды учебной работы:

Виды учебной работы

Всего часов


Семестры

9







Общая трудоемкость дисциплины

80

80







Аудиторные занятия

26

26







Лекции













Практические занятия (ПЗ)

26

26







Семинары (С)













Лабораторные работы (ЛР)












И (или) другие виды аудиторных занятий














Самостоятельная работа

54

54







Курсовой проект (работа)













Расчетно-графические работы













Реферат













И (или) другие виды самостоятельной работы













Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

зачет

зачет








  1. Содержание дисциплины:


4.1. Разделы дисциплины и виды занятий (Тематический план):






Раздел дисциплины

Лекции

Практические занятия или семинары

Лабораторные занятия



Основы финансовых расчетов




2






Акции




2






Облигации




2






Векселя




2






Депозитные и сберегательные сертификаты




2






Государственные ценные бумаги




2






Фьючерсные и опционные контракты




2






Денежная система




2






Инфляция




2






Банковская система




2






Налоговая система




2






Модели портфеля




2






Модели мультипликатора




2







4.2. Содержание разделов дисциплины.

  1. Основы финансовых расчетов: база начисления, будущая величина потока платежей, инвестиционный период, ставки и методы наращивания и дисконтирования, метод начисления, методы простых и сложных процентов, эффективная процентная ставка, доходность.

  2. Акции: виды стоимостной оценки акций, стоимостных активов АО, доходность акций: текущая и конечная.

  3. Облигации: стоимостная оценка облигаций и её основные виды, курс облигации, выкупная цена, доходность облигации: текущая и совокупная.

  4. Векселя: стоимостная оценка векселей и её виды, доходность векселя дисконтного и процентного.

  5. Депозитные и сберегательные сертификаты: стоимостная оценка сертификатов и её виды, доходность сертификатов.

  6. Государственные ценные бумаги: стоимостная оценка государственных облигаций и её виды, доходность облигаций.

  7. Фьючерсные и опционные контракты: фьючерсная и опционная цена, доходность фьючерсных и опционных контрактов.

  8. Денежная система: деньги и ставка процента. Дисконтирование и доходность инвестиций.

  9. Инфляция: индекс потребительских цен, индекс рыночных цен, уровень инфляции, реальные макроэкономические показатели.
  10. Банковская система: коммерческий банк, создание денег банковской системой, денежный мультипликатор.


  11. Налоговая система: прямые налоги на бизнес, налог на доходы физических лиц, косвенные налоги.

  12. Модели портфеля: измерение риска актива, среднее квадратичное отклонение, вариация, портфель инвестиций, доходность и риск портфеля.

  13. Модели мультипликатора: простой мультипликатор, мультипликатор в модели с государством, мультипликатор внешней торговли.




  1. Лабораторный практикум – не предусмотрен.

  2. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

    1. Рекомендуемая литература:

а) основная

  1. Чупина, С. В. Макроэкономика: продвинутый курс : учебное пособие / С. В. Чупина. – Томск. : Изд-во ТГПУ, 2005. - 130 с.

б) дополнительная

  1. Алескеров, С. И. Банковское право : практикум / С. И. Алескеров, А. И. Землин, Н. П. Ольховская ; под ред. А. И. Землина. - М. : Экономика, 2003. – 400 с.

  2. Гусева, И. А. Рынок ценных бумаг : практические задания по курсу / И. А. Гусева. – М. : Экзамен, 2007. - 464 с.

  3. Ильин, А. Е. Практикум по рынку ценных бумаг / А. Е. Ильин, Т. Н. Соловьева. - М. : Финансы и статистика, 2005. - 320 с.

  4. Корниенко, О. В. Экономическая теория : практикум / О. В. Корниенко. – Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 320 с.

  5. Лялин, В. А. Рынок ценных бумаг : учебник / В.А. Лялин, П. В. Воробьев. – М. : Проспект, 2009. – 384 с.

  6. Михайлушкин, А. И. Экономика: практикум: учебное пособие / А. И. Михайлушкин, П. Д. Шимко. – М. : Высшая школа, 2001. – 312 с.

  7. Симкина, Л. Г. Микроэкономика / Л. Г. Симкина, Б. В. Корнейчук. – СПб. : Питер, 2003. - 432 с.
  8. Управление инвестициями : учебное пособие / Н. В. Воротилова [и др.]. – М. : Дашков и Ко, 2008. – 188 с.


  9. Фабоцци, Фрэнк Дж. Управление инвестициями : учебник / Ф. Дж. Фабоцци. – М. : ИНФРА–М, 2000. – 380 с.

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины:

    • Экономические задачи;

    • Тестовые задания;

    • Упражнения.




  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Библиотечный фонд ТГПУ, компьютерный класс с выходом в Интернет.




  1. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

8.1.Методические рекомендации преподавателю.

Данная дисциплина изучается на пятом курсе в 9-м семестре по специальности «Национальная экономика» и опирается на знания, приобретенные студентами в процессе изучения экономических курсов. Акцент делается на финансовую сферу экономики: рынок ценных бумаг, банковский, налоговый, денежный секторы экономики, а также модели мультипликатора.

Целью дисциплины является приобретение студентами практических навыков решения конкретных задач различного типа в области финансовой экономики.

Курс имеет теоретическую и практическую части. В теоретической части даются основы финансовых расчетов: основные понятия, методы, формулы и т.п. В практической части предполагается решение задач и ответы на тестовые задания. В электронном варианте практикума содержатся примеры решения задач, которые используются преподавателем при объяснении материала.

В процессе изучения курса студенты должны овладеть навыками проведения основных финансовых вычислений и оценки ситуации в финансовом секторе экономики.

Оценка знаний предполагает проведение трех форм контроля: текущего- в процессе проведения занятий, промежуточного – во время контрольных срезов и итогового – в форме зачета. Неуспевающие студенты приглашаются на консультации.



8.2. Методические указания для студентов.

Данная дисциплина изучается на старших курсах и опирается на знания, приобретенные на предыдущих курсах. Она предполагает развитие практических навыков по экономике, т.е. навыков решения задач, ответов на тестовые задания. Практикум привязывается к дисциплине «Ценные бумаги и фондовый рынок» и поэтому предполагает приобретение навыков проведения финансовых вычислений и оценки финансовых ситуаций.

Практикум включает теоретическую часть и практическую. В теоретической части изучаются основы финансовых вычислений в соответствующей сфере: ценных бумаг, налогов, банков, денег и др. данные основы объясняются преподавателем, и кроме того, содержатся в электронном варианте практикума. Их необходимо усвоить и запомнить. Они используются в практической части при решении задач. В электронном пособии содержатся примеры решения задач.

Организация изучения дисциплины включает в себя:


  1. работу на практических занятиях: ответы на теоретические вопросы, тестовые задания и решение задач;

  2. подготовку к практическим занятиям, для чего необходимо использовать электронное пособие и рекомендуемую литературу;

  3. самостоятельную работу, предполагающую выполнение заданий, выдаваемых преподавателем по каждой теме практикума;

  4. посещение консультаций преподавателя в случае пропусков занятий, неуспеваемости или возникновения вопросов;

  5. написание двух контрольных срезов в сроки, определяемые деканатом;

  6. сдачу зачета в конце курса по вопросам и задачам, выдаваемым преподавателем.




8.2.1. Перечень примерных заданий для самостоятельной работы


Тема 1. Основы финансовых расчетов.
  1. Вы планируете через два года купить компьютер за 30 тыс. руб. Какую сумму вы должны инвестировать сейчас, чтобы сделать эту покупку, если годовая процентная ставка 12%.


  2. Рассчитайте текущую стоимость 2000 руб., полученных через 3 года, если годовая процентная ставка составляет 13%.

  3. Определите, какой суммой вы должны располагать сейчас, чтобы при ставке 11% через три года она составила 950 руб.

  4. Если инвестиции при ставке 10,5% принесут вам 3500 руб. через 5 лет, то какова их текущая стоимость.

  5. Определите текущую стоимость инвестиций, если они при годовой процентной ставке в 12%, начисляемой каждые 6 месяцев, через 3,5 года составят 4500 руб.




Тема 2. Акции.

  1. Инвестор приобрел 20 акций номиналом 30 руб. по цене 40 руб. за акцию. Через год рыночная цена одной акции составила 5о руб., а инвестор получил дивиденды в размере 10 руб. за акцию. Определите текущую, конечную и совокупную доходность акции.

  2. Инвестор приобрел акцию по курсу 200 руб. Через год он продал ее по цене 300 руб. после получения дивидендов в размере 25% годовых. Определите, по какой цене инвестор купил акцию, если известно, что совокупная доходность его операции составила 50%.

  3. Определите совокупную доходность акции, если известно, что акция приобретена по номиналу 150 руб. при ставке дивиденда 35% годовых, а рыночная стоимость акции через год составила 260 руб.

  4. Определите стоимость акции, если инвестор рассчитывает на доходность в размере 15% годовых и не собирается ее продавать. При этом известно, что размер дивидендов составляет 60 руб. на акцию в год, выплачиваемых равными платежами 2 раза в год.
  5. Инвестор приобрел пакет из 250 акций общей стоимостью 15 тыс. руб. номинальной стоимостью одной акции 20 руб. После этого компания произвела консолидацию акций из соотношения 3 : 1. Определите количество акций в пакете инвестора после консолидации и общую номинальную стоимость пакета.





Тема 3. Облигации.

  1. Номинал трехгодичной облигации равен 200 руб., купон – 4, ставка процента – 10%.Найти: цену погашения, расчетную цену покупателя, расчетную цену в момент после выплаты первого купона, расчетную цену за 100 дней до погашения.

  2. Начальная цена двухгодичной бескупонной облигации составляет 80% от номинала. Найти ставку процента.

  3. На утренних торгах на бирже продано 7 тыс. облигаций компании по цене 600 руб., а на вечерних торгах – 3 тыс. таких же облигаций. Причем средняя цена облигации за день составила 585 руб. Найти цену облигации на вечерних торгах.

  4. Облигация имеет номинал 100 руб. и пять купонов по 70 руб. Чему равна цена погашения.

  5. Купонные выплаты по двухгодичной облигации производятся в конце первого и второго годов после выпуска. Номинал облигации 210 руб. и купон 15 руб. при годовой процентной ставке 5% Чему равна начальная цена облигации.




Тема 4. Векселя.

  1. Номинал одногодичного векселя равен 108 руб. Ставка процента – 5%. Выгодно ли продать вексель по цене 105 руб. за 120 дней до погашения.

  2. Найдите доходность векселя номиналом 400 руб., купленного за 350 руб. за 100 дней до погашения.

  3. Чему приблизительно равна начальная цена одногодичного векселя с номиналом 240 руб. при ставке процента 20%.

  4. Определите цену размещения коммерческим банком своих векселей при условии, что вексель выписывается на сумму 1000 руб. со сроком обращения 240 дней и банковской ставкой 10 % годовых.

  5. Определите сумму дисконта, если известно, что вексель номиналом 500 руб. и сроком платежа 25 июля 2008 г. был учтен 10 марта 2008 г. По ставке 13% годовых.



Тема 5. Депозитные и сберегательные сертификаты.


  1. Инвестор приобрел депозитный сертификат сроком обращения 3 года, по номиналу 160 руб. и с процентной ставкой 15% годовых. Определите доходность сертификата, если известно, что срок погашения наступил через 235 дней.

  2. Инвестор приобрел сберегательный сертификат сроком обращения 320 дней и процентной ставкой 12% годовых. Через 250 дней он досрочно предъявил сертификат к оплате в банк, когда действовала процентная ставка 6% годовых. Определите сумму вклада инвестора, если известно, что сумма, которую он получил при погашении, составила 1500 руб.

  3. Фирма приобрела депозитный сертификат сроком обращения один год и номиналом 2000 руб. за 1800 руб. На его сумму начисляются проценты 12% годовых. Определите доходность сертификата, если известно, что срок погашения наступит через 300 дней.

  4. Двухгодичный сертификат с номиналом 3000 руб. продается с дисконтом 200 руб. Найти сумму ставки процента.

  5. Инвестор приобрел сберегательный сертификат сроком обращения 285 дней. Сумма вклада 1000 руб., а процентная ставка 12% годовых. Определите сумму дохода инвестора и годовую доходность, если инвестор будет держать сертификат до момента погашения.




Тема 6. Государственные ценные бумаги.




  1. Инвестор купил ОФЗ-АД за один год до погашения с общим купонным доходом 100 руб. Две части номинала облигации были погашены до приобретения. Определите, по какой цене он купил облигацию, если известно, что он рассчитывает на доходность в размере 10% годовых.

  2. Инвестор собирается приобрести ОФЗ-ПД со сроком обращения 5 лет и купонным доходом 8% годовых. Определите, по какой цене он согласится приобрести облигацию, если средняя доходность по безрисковым вложениям составляет 6%.
  3. Инвестор приобрел ОФЗ-ПК по курсу 105 и купонным доходом 15% годовых за 130 дней до выплаты очередного полугодового купона. Определите доходность операций, если известно, что через 120 дней инвестор продал облигацию по курсу 96.


  4. Инвестор приобрел 100 государственных облигаций по курсу 87, а через 126 дней они были погашены. Определите доходность операций. Если известно, что комиссия брокера составляет 0,06% суммы сделки.

  5. Инвестор купил облигации Банка России с доходностью к погашению 18% за 250 дней до погашения и продал их с доходностью к погашению 13%. Но за 130 дней до погашения. Определите, какую доходность обеспечил себе инвестор за время владения облигациями.




Тема 7. Фьючерсные и опционные контракты.

  1. Инвестор купил опцион «колл» за 150 руб. на ценные бумаги по цене 1270 руб. На дату исполнения цена ценных бумаг составила 1300 руб. Определите финансовый результат сделки.

  2. Инвестору предложили приобрести трехмесячный опцион «пут» на акции с ценой исполнения 250 руб. за 70 руб. Определите внутреннюю и временную стоимость опциона, если известно, что текущая цена акции - 220 руб.

  3. Цена акции на рынке составляет 200 руб., а цена фьючерса сроком исполнения через 80 дней на данные акции составляет 244 руб. Определите теоретическую цену фьючерса сроком исполнения через 20 дней.

  4. Инвестор приобрел пакет акций компании А по цене 20 руб. и продал опцион «пут» на эти же акции по цене 0,9 руб. с ценой исполнения 22 руб. Через три месяца на дату исполнения опциона рыночная цена акции составила 17 руб. Определите финансовый результат инвестора на момент исполнения опциона, если он продаст все акции, а опцион будет исполнен.
  5. Инвестор планирует приобрести трехмесячный фьючерс на фондовый индекс, значение которого на данный момент составляет 970 ед. Определите цену, по которой инвестор согласится приобрести этот фьючерс, если известно, что рыночная процентная ставка – 17% годовых, а совокупные дивиденды по акциям, составляющим индекс, равны 11%.





Тема 8. Модели портфеля.

  1. В портфеле имеется 90% акций с доходностью 11% и 10% акций с доходностью 8%. Чему равна доходность портфеля.

  2. В портфеле 70% акций с риском 12 и 30% акций с риском 18. Чему равен риск портфеля.

  3. Портфель составлен из акций двух видов в равных количествах, риски акций равны 5 и 13 соответственно, а ковариация доходностей равна 6. Чему равен риск портфеля.

  4. Число различных показателей, которые необходимо знать для расчета риска портфеля, составленного из акций двух видов, равно; а) 3, б) 4, в) 5,г) 6.

  5. Показатель ковариации доходности акций равен нулю, если:

а) средняя доходность одного вида акций равна нулю;

б) риск акций одного вида равен нулю;

в) доля акций одного вида в портфеле равна нулю;

г) риск акций одного вида одинаков.


Тема 9.Денежная система.

  1. Наличные деньги составляют 215 ед. Вклады на счетах сберегательных касс – 800 ед. Чековые вклады – 1615 ед. Мелкие срочные вклады – 2182 ед. Крупные срочные вклады – 620 ед. Сформулируйте денежные агрегаты М1, М2. М3.

  2. Сумма цен товаров, находящихся в обращении. Составляет 300 тыс. денежных ед. Из них: сумма цен товаров, проданных в кредит – 200 тыс. денежных ед., сумма цен товаров, срок уплаты по которым наступил – 10 тыс. денежных ед., а взаимопогашающиеся платежи – 15 тыс. денежных единиц. Одна денежная единица совершает в среднем 25 оборотов в год. Найти количество денег, необходимое для обращения.
  3. Центральный банк купил на открытом рынке облигаций правительства на сумму 200 млрд. руб. Что произойдет с денежным предложением, если норма резервных требований составляет 10% и, кроме того, известно, что из 200 млрд. руб., полученных продавцами ценных бумаг от Центробанка, 40 млрд. не поступили в банковскую систему страны, а были сразу вывезены за границу.


  4. На сколько должна быть сокращена денежная масса, если известно, что с ростом нормы обязательных резервов с 10 до 15% обнаружена нехватка резервов в размере 50 млн. руб.

  5. Если номинальная стоимость денег не изменяется, а цены на товары и услуги возрастут в 2 раза, то как изменится покупательная способность денег.




Тема 10. Инфляция.

  1. Дефлятор ВВП увеличился за год с 1,14 до 1,19. Найти уровень инфляции.

  2. Месячный уровень инфляции 4%. Найти годовой уровень инфляции.

  3. Рыночная корзина состоит из 3 кг яблок и 2 кг груш. Начальная цена яблок равна 50 руб. за кг, а груш – 60 руб. за кг. Цена яблок не изменилась. Найти уровень инфляции, если цена груш выросла на 20%.

  4. Определите уровень инфляции (дефляции), если в мае цены выросли на 5%, а в июне – на 3%.

  5. За первое полугодие цены выросли на 6%, а во втором полугодии – на 8%. Номинальный ВВП вырос на 16%. Как изменился реальный ВВП.




Тема 11. Банковская система.

  1. Резервы банка равны 200, вклады 220, избыточные резервы равны 90. Найти резервную норму.

  2. На сколько процентов увеличится сумма срочного вклада за 5 лет при ставке процента 10% годовых, если предусмотрена капитализация процентов.

  3. В коммерческом банке ставка по срочным вкладам равна 12% в месяц. Сумма 2000 руб. помещена на трехмесячный срочный вклад. Найти доход вкладчика. Если предусмотрена капитализация процентов.

  4. Избыточные резервы банка равны 60, а чековые вклады – 400, резервная норма равна 8%. Найти абсолютное изменение ссудного потенциала банка после увеличения резервной нормы вдвое.
  5. Сумма 300 руб. положена на срочный вклад на год с ежемесячной капитализацией процентов. Месячная ставка равна 8%. Найдите значение годовой ставки процента и окончательную сумму вклада.





Тема 12. Налоговая система.

  1. Заработная плата равна 120 тыс. руб. в год. Найти величину единого социального налога.

  2. Отношение величины Единого социального налога к доходу составляет 26%. Найти величину дохода.

  3. Мать двоих детей заплатила в мае подоходный налог в размере 355 руб. Найти ее месячную заработную плату.

  4. Вкладчик получил за год проценты по вкладам в размере зо тыс. руб. при банковской ставке 8% годовых. Ставка рефинансирования Центрального банка составляет 11%. Рассчитайте подоходный налог.

  5. Портной купил материал за 10 тыс.руб., сшил костюм и продал его за 20 тыс. руб. Ставки налогов; подоходного – 13%, , на добавленную стоимость – 18%. Найти добавленную стоимость и чистый доход портного.




Тема 13. Модели мультипликатора.

  1. Предельная склонность к потреблению не зависит от дохода, а при увеличении дохода с 300 до 400 потребление увеличилось с 250 до 360. Найти прирост дохода при увеличении инвестиций на 50.

  2. При увеличении автономных инвестиций с 6 до 10 равновесный доход увеличился с 80 до 120. Функция потребления линейна. Найти функцию потребления домохозяйств и равновесный доход при автономных инвестициях, равных 8.

  3. Автономные налоги увеличились на 60. Предельная склонность к потреблению – 0,8, предельная налоговая ставка – 0,4. Найти изменение дохода.

  4. Автономные расходы равны 80, автономные налоги отсутствуют, предельная налоговая ставка равна – 9%, предельная склонность к потреблению – 0,8. Система находится в равновесии. Найти налоговые поступления, располагаемый доход, налоговые поступления после введения автономных налогов в объеме 12.
  5. Автономные расходы равны 16, предельная склонность к потреблению – 0,8, предельная налоговая ставка – 10%. Найти равновесный доход.





8.2.2. Перечень примерных вопросов к зачету:




  1. Учет фактора времени в финансовых расчетах.

  2. Методы наращивания и дисконтирования.

  3. Методы начисления простых и сложных процентов.

  4. Эффективная процентная ставка.

  5. Расчет доходности от краткосрочных и долгосрочных финансовых операций.

  6. Расчет рыночной цены акций. Курс акций.

  7. Расчет текущей и конечной доходности акций.

  8. Расчет рыночной цены облигаций с нулевым купоном, с постоянным купонным доходом, с купонным доходом разной величины.

  9. Расчет текущей и совокупной доходности облигаций.

  10. Расчет рыночной цены дисконтного и процентного векселей.

  11. Расчет доходности по дисконтному и процентному векселям.

  12. Расчет рыночной цены сертификата.

  13. Расчет доходности по сертификату.

  14. Расчет доходности по государственным облигациям.

  15. Расчет рыночной цены фьючерсного контракта.

  16. Расчет внутренней и временной стоимости опциона.

  17. Расчет доходности срочных контрактов.

  18. Методы расчетов на денежном рынке.

  19. Дисконтирование и доходность инвестиций.

  20. Индексы потребительских и рыночных цен.

  21. Расчет уровня инфляции.

  22. Реальные макроэкономические показатели и способы их расчета.

  23. Расчет обязательных и избыточных резервов коммерческих банков.

  24. Денежный мультипликатор и создание денег банковской системой.

  25. Методы расчетов прямых налогов.

  26. Методы расчетов косвенных налогов.

  27. Методы расчетов портфельных рисков.

  28. Простой мультипликатор и метод его расчета.

  29. Мультипликатор в модели с государством и метод его расчета.


  30. Мультипликатор внешней торговли и метод его расчета.



Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности

060700 – «Национальная экономика» дополнительная квалификация «Преподаватель экономики»



Программу составили:

к.э.н., доцент кафедры экономической теории ____________________ Перемитина Наталия Александровна


Программа дисциплины утверждена на заседании кафедры экономической теории

Протокол № 8 от «29» сентября 2008 г.


Зав. кафедрой______________ ____________________________ Сизов В.В.


Программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией факультета экономики и управления ТГПУ (УМС университета)



Председатель методической комиссии ФЭУ __________________Кашенов А.Т.


Согласовано:

Декан факультета экономики и управления __________________ Ромахина И.А.