litceysel.ru
добавить свой файл
1


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)


УТВЕРЖДАЮ

Директор ИПП Каюмова Е.А.

_________________________

"____" ____________ 2008 г.


ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

СД.06

СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ



1. Цели и задачи дисциплины


Цель предмета — выработать у студентов вокально-технические и исполнительские навыки, развить художественный вкус, расширить общую и музыкальную культуру, обогатить вокально-педагогическим репертуаром для будущей практической работы в качестве исполнителей и преподавателей.

В результате усвоения программного материала студенты должны:


  • получить сведения об анатомии голосового аппарата, о его работе при пении;

  • овладеть в диапазоне своих голосов вокально-техническими приемами правильного звукообразования и различными видами звуковедения (legato, non legato, stakkato и др.);

  • освоить необходимые навыки вокального исполнительства;

  • развить вокальный слух;

  • освоить теоретические навыки постановки голоса и методические приемы практического воспитания вокальных навыков;

  • ознакомиться с вокально-педагогическим репертуаром, необходимым для исполнительской и педагогической деятельности.



2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Предмет «Сольное пение» является одним из основных предметов, который определяет профессиональную подготовку студентов и предусматривает у них развитие вокально-технических навыков в объеме, необходимом для работы будущих вокалистов-исполнителей.

Поэтому, изучая «Сольное пение» студенты должны научиться применять полученные знания и навыки в практической работе. Процесс формирования необходимых исполнительских навыков студентов, развитие вокального слуха, понимание методических приемов и применение на практике полученных знаний — все это находится в прямой зависимости от уровня личного овладения учащимися вокально-техническими приемами звукообразования.



3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины

970

1

2

3

4

5

6







Аудиторные занятия

412

108

64

72

48

72

48







Лекции

-

-

-

-


-

-

-







Практические занятия

412

108

64

72

48

72

48







Семинары

-

-

-

-

-

-

-







Лабораторные работы

-

-

-

-

-

-

-







И (или) другие виды аудиторных занятий

-

-


-

-

-

-

-







Самостоятельная работа

558

























Курсовой проект (работа)

-

-

-

-

-

-

-







Расчетно-графические работы

-

-

-

-

-

-

-





Реферат


-

-

-

-

-

-

-







И (или) другие виды самостоятельной работы

-

-

-

-

-

-

-







Вид итогового контроля

Экзамен, Зачет

Э

З

З

Э

З

Э









4. Содержание дисциплины «Сольное пение»

4.1 Тематический план дисциплины


п/п

Разделы и темы дисциплины

Практические, семинарские занятия (ч.)


Самостоятельная работа

1.

Упражнения для развития певческого дыхания во взаимосвязи со звукообразованием

36

48

2.

Упражнения для развития техники голоса

36

48

3.

Исправление дефектов звукообразования

34

48

4.

Работа над чистотой интонирования

34

46

5.

Работа над артикуляцией

34

46

6.

Работа над дикцией

34

46

7.

Работа над вокализами

34

46

8.


Работа над народными песнями

34

46

9.

Работа над романсами

34

46

10.

Работа над оперными ариями

34

46

11.

Работа над произведениями старинных композиторов

34

46

12.

Работа над художественно-исполнительской стороной

34

46

ИТОГО

412

558



4.2. Содержание разделов дисциплины:

Упражнения для развития певческого дыхания во взаимосвязи со звукообразованием

Дыхание – энергетический источник голоса. Недаром итальянцы говорят: «Как вздохнешь, так и запоешь».Певческий вдох сопровождается активной работой мышц-вдыхателей, расширяющих ребра, грудную клетку и диафрагму, которая, опускаясь и сокращаясь, дает свободу для наполнения воздухом легких.

Длительность и сила дыхания развиваются при помощи упражнений на дыхание без звуков. Они помогают дыхательным мышцам осуществлять свою работу более точно, тем самым мы развиваем способность управлять мускулатурой и необходимыми мышцами. Характер вдоха, его длительность и объем диктуются музыкальной фразой и выразительными задачами.


Упражнения приобретают особую важность на начальном этапе развития и формирования голоса певца. Они необходимы для того, чтобы привести голос в профессиональное состояние, устранять имеющиеся недостатки. В то же время, работа над упражнениями способствует овладению дыханием, резонаторами, достижению ровности звучания на всем диапазоне, подвижности голоса, а также нахождению его наилучшей тембральной окраски.

Вырабатывая правильный певческий тон на легато, рекомендуется следить за свободным, естественным, безо всякого напряжения, пением.

Важно уделять внимание развитию техники, беглости, постепенно увеличивая трудность упражнений, совершенствуя технические возможности голоса. В ряду с вокально-техническими трудностями, необходимо уделять внимание выразительности исполнения упражнений.

Упражнения должны подбираться индивидуально для каждого голоса в соответствии с уровнем развития студента.


Упражнения для развития и постановки народных голосов

Упражнения для развития и постановки народных голосов должны входить в обучение на протяжении двух лет обучения певца.

Упражнения для развития и постановки народных голосов являются необходимой составной частью обучения пению. Система данных упражнений дает возможность целенаправленного, избирательного и последовательного развития вокальной техники, музыкальности и артистизма. Упражнения для развития и постановки народных голосов — наилучшая форма прочного закрепления основных певческих навыков. Это относится к долгосрочным задачам. Помимо этого, данные упражнения способствуют созданию творческого тонуса и приведению голосового аппарата в рабочее состояние.

Пение упражнений для развития и постановки народных голосов позволяет избирательно останавливаться на отдельных элементах вокальной техники, тренировать их до автоматизма, постепенно расширяя диапазон технических навыков. Это дает возможность певцу более свободно преодолевать вокально-технические трудности репертуара, уделяя главное внимание артистизму и раскрытию идейно-художественного содержания исполняемого произведения.


Исходя их этого, следует подбирать и систематизировать упражнения по степени трудности, учитывая при этом уровень подготовки и индивидуальные особенности студента. Упражнения для развития и постановки народных голосов повышают общий тонус организма певца, вызывают состояние творческого возбуждения и стимулируют творческую активность. При постоянной тренировке голоса нас систематически чередующихся вокальных упражнениях, развивается условный рефлекс готовности к длительной, систематической, полноценной работе, что является необходимой предпосылкой профессионализма.


Работа над произведениями a capella

Занятия постановкой голоса позволяют учащимся не только овладеть определенным певческим мастерством, но и приемами и методами работы педагога, необходимыми для будущей деятельности хормейстера. Процесс обучения певческому искусству требует от учащегося систематической работы как в классе под руководством педагога, так и самостоятельной, вне учебного времени. На учебных занятиях осваиваются и нарабатываются, главным образом, определенные навыки и умения, а разучивание и освоение репертуара – обязательная часть домашних заданий ученика, т.к. самостоятельно осваивая песню, будущий хормейстер и преподаватель приобретает навыки работы по разучиванию материала без посторонней помощи. Основой репертуара всех певческих дисциплин, в том числе и постановки голоса, является подлинная народная песня, исполняемая без сопровождения. Народная песня несет и сохраняет в себе мудрость поколений, мораль и нравственно-этические общечеловеческие ценности, в ней отражено регионально-стилевое многообразие национальной певческой крестьянской культуры. Для певцов и хормейстеров пение без сопровождения принципиально важно, т.к. оно в большей степени способствует развитию музыкального слуха, овладению важнейшими навыками чистого интонирования и тональной устойчивости, особенно в специфичных ладах народной музыки и в сложных музыкальных структурах. Кроме подлинных народных образцов, в репертуар класса постановки голоса включаются обработки и авторские сочинения, написанные для народных голосов, произведения в сопровождении музыкальных инструментов, а также образцы народной прозы и поэзии – сказки, загадки, приговоры, скоморошины, бывальщины.



Изучение произведений с сопровождением

Работа над произведениями с сопровождением ставит перед студентами новые, более сложные задачи.

Работая над ними, необходимо, добиваться того, чтобы вокально-техническая сторона исполнения была подчинена художественной.

Раскрытие содержания произведения невозможно без хорошо развитого слуха, чувства ритма и фразировки, поэтому воспитанию этих элементов придается очень большое значение. Упражнения, предшествующие работе над произведениями с сопровождением, являются необходимым материалом для воспитания этих качеств.

Будущего исполнителя надо научить разбираться не только в музыкальной форме произведения, но и в содержании.

Большое внимание при этом необходимо уделять работе над текстом, четкой и ясной дикцией, художественному и красивому произношению слов, помогающему донести до слушателей точное содержание, идею произведения.


Работа над сценическим воплощением народных песен

Пение соединяет в себе три искусства: драматическое, музыкальное и вокальное. Драматическое искусство воплощается в слове и несет основную смысловую нагрузку.

Музыкальное искусство для певца живет в мелодии и музыкальном сопровождении — инструментальном, хоровом, оркестровом. Мелодия — это, собственно, сама песня — царица музыки, ее душа. Но, исполняя голосом только мелодию, певец должен слышать и чувствовать темпо-ритм, с пульсацией метрических долей, лад, гармонию и их внутреннюю жизнь в песне. Голос человека — живой, одухотворенный инструмент. находящийся внутри его организма. Он не только воспроизводит мелодию во всей ее красоте и мелодическом богатстве, но и окрашивает смысловые интонации словесного ряда, выявляя глубинную суть.

Объединяя все это, певец создает поэтический образ произведения, который дополняется и подчеркивается мимикой, жестом, костюмом, прической, гримом, манерой сценического поведения.



5. Лабораторный практикум - не предусмотрен


6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

6.1 Рекомендуемая литература

а) Основная литература:

1. Гонтаренко, Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства/Н.Б.Гонтаренко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.


б) Дополнительная литература:


  1. Дмитриева, Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе: Учебное пособие для педагогических учебных заведений/ Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М.. - М.: Академия, 1998. - 239с.

  2. Емильянов, В.В. Развитие голоса, координации в пении/В.В.Емильянов. - СПб., 1997. - 189с.

  3. Крупа-Шушарина, С.В. Музыка природы/С.В.Крупа-Шушарина. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 98с.

  4. Кудряшов, А.В. Песни для детей: настольная книга музыкального руководителя/А.В.Кудряшов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 93с.

  5. Рапацкая, Л.А. Русская музыка в школе: книга для учителя/Л.А.Рапацкая. -М.:Владос, 2003. - 317с.

  6. Сияет солнце: песни и хоры на стихи Ф.Тютчева, А.К. Толстого, А. Майкова А. Фета. - М.: Музыка, 2005. - 47с.

  7. Халабузарь, П.В. И др. Методика музыкального воспитания: Учебное пособие для муз.училищ/П.В.Халабузарь. - М.: Музыка, 1990. - 173с.




  1. 1


б) Дополнительная литература:

  1. Гонтаренко, Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 156с.

  2. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе: Учебное пособие для педагогических учебных заведений. - М.: Академия, 1998. - 239с.

  3. Крупа-Шушарина, С.В. Музыка природы. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 98с.
  4. Кудряшов, А.В. Песни для детей: настольная книга музыкального руководителя. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 93с.


  5. Рапацкая, Л.А. Русская музыка в школе: книга для учителя. -М.:Владос, 2003. - 317с.

  6. Сияет солнце: песни и хоры на стихи Ф.Тютчева, А.К. Толстого, А. Майкова А. Фета. - М.: Музыка, 2005. - 47с.



6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

Средства обеспечения освоения дисциплины предусматривает наличие: видеотеки.


7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Экзамены проводятся в 1, 4, 6 семестрах. Зачеты во 2, 3, 5 семестрах.

Обязательными являются 5 — 6 концертных выступлений в год. Дисциплина заканчивается итоговой государственной аттестацией.

1, 2 семестр

В течение учебного года студенты должны:

  • освоить навыки:

1. Опертого певческого дыхания.

2. Сглаживания регистров.

3. Развитие функций грудного и головного резонаторов.

4. Развитие диапазона голоса.

  • разучить:

1. 9-10 произведений a capella

2. 9-10 произведений с сопровождением

3. 3-4 романсов русских композиторов


3, 4 семестр

При переходе на 2 курс студент должен исполнить:

  1. 2 разнохарактерных произведения а capella

  2. 2 разнохарактерных произведения с сопровождением

  3. Романс русского композитора.

В течение учебного года студенты должны освоить навыки:

  1. дальнейшего развития опертого певческого дыхания во взаимосвязи со звукообразованием на высокой вокальной позиции;

  2. дальнейшего расширения диапазона;

  3. развитие гибкости и подвижности голоса;

  4. выстроенности произведений по форме и исполнению.


5, 6 семестр

При переходе студентов на 3 курс целесообразно проводить собеседование по вопросам методики вокальной педагогики .



  1. Основополагающие принципы отечественной вокальной педагогики и их научное обоснование

  2. Акустика голосового аппарата и акустическое строение голоса. Тембр, высота, сила и вибрато с точки зрения акустики. Головной и грудной резонаторы голосового аппарата

  3. Учение академика И. П. Павлова и его значение для вокальной педагогики. Проявление основных физиологических закономерностей высшей нервной деятельности в воспитании певца и развитии певческих навыков. Индивидуально-психологические различия в обучении пению

  4. Дыхание. Анатомия дыхательных органов. Взаимосвязь работы дыхания с функционированием других частей голосового аппарата. Певческое дыхание и его связь с характером звука. Методические взгляды на певческое дыхание в различные исторические эпохи. Типы дыхания. Научные исследования дыхания в речи и пении

  5. Гортань, ее устройство и два механизма работы. Положение гортани в речи и пении. Научные данные об установке гортани в пении и акустические причины разного ее положения у различных типов голосов. Внутренняя работа гортани, методы исследования. Атака звука. Регистры певческого голоса. Вокальная музыка и регистровое приспособление исполнителей в процессе исторической эволюции музыкального материала

  6. Работа артикуляционного аппарата в речи и пении. Механизм образования гласных и согласных. Взаимосвязь работы артикуляционного аппарата в гортани. Фонетический метод воспитания певческого голоса. Дикция в пении

  7. Основные задачи начального периода занятий с учеником. Определение типа голоса по комплексу данных

  8. Недостатки певческого голосообразования. Их физиологический механизм и пути преодоления.

  9. Работа над различными видами вокальной техники (кантилена, беглость, филировка, трель и пр.)
  10. Способы совершенствования голоса и их характеристика (музыкальный материал, показ, мышечные приемы, фонетический метод, объяснения)


  11. Значение педагогического музыкального материала в воспитании певца (упражнения, показы произведения с текстом). Работа над художественным репертуаром


При переходе на 3 курс студенты должны исполнить:

  1. 2 разнохарактерных произведения а capella

  2. 2 разнохарактерных произведения с сопровождением

  3. Романс русского композитора.


За год обучения студенты должны изучить:

  1. 9 -10 произведений а capella различных областей России

  2. 9-10 произведений с сопровождением

  3. 4-5 романсов русских композиторов.


На государственном экзамене студенты должны исполнить:

  1. 2 разнохарактерных произведения а capella

  2. 2 разнохарактерных произведения с сопровождением

  3. Романс русского композитора.


В течение учебного года студентам необходимо освоить следующие навыки:

  1. Дальнейшее выравнивание звучности голоса по всему диапазону.

  2. Совершенствование техники беглости голоса.

  3. Навыки сценического воплощения исполняемого репертуара.

  4. Приобретение вокальных навыков исполнения народных песен с высоким уровнем сложности (мелодической, метроритмической, ладогармонической и регистровой);

  5. Овладение различными традиционными стилевыми особенностями исполнения.

8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

8.1. Методические рекомендации преподавателю

Практика обучения народному пению, опираясь на объективные закономерности физиологического развития человеческого организма, усвоила законы голосовой функции и такие всеобщие компоненты вокального искусства, как: певческое дыхание, высокая певческая позиция, округление звука, единая манера звукообразования, подвижность артикуляционного аппарата, проточность и чистота произношения гласных, филировка, мягкая атака как основной прием «вхождения» в звук, ровное, кантиленное звуковедение. С первых же уроков у студентов необходимо развивать чувство самоконтроля, умения слушать и анализировать свои недостатки в звукообразовании с целью преодоления технических сложностей, а также анализировать интонацию, точность ритма и осмысленности в пении.


Культура ремесла начинается с культуры певческого звука согласно сложившемуся эстетическому идеалу вокального искусства. Он должен быть полетным, ярким, звонким, обертонально насыщенным, объемным, акустически полнокровным.

Это достигается в процессе скоординированной работы всех органов голосообразующего аппарата, к которому следует подходить как к единой (целостной) функциональной системе. Тогда вокальная методика будет восприниматься не как набор приемов для выработки отдельных певческих навыков. а как ключ к запуску в действие целостного певческого механизма, который надо соответствующим образом настроить и запустить.

Определяющим принципом обучения народному пению является незыблемое сохранение коренных признаков певческой традиции. К ним относятся: открытый (натуральный) способ голосообразования, интенсивное грудное резонирование на плотном подскладочном давлении и в высокой певческой позиции, естественное вибрато и речевая манера интонирования.

Внимание преподавателей должно быть направлено на: свободное положение корпуса, свободное положение гортани, естественную артикуляцию, использование резонаторной функции голосового аппарата, а также на певческое дыхание.

Художественность и содержательность используемого вокального репертуара, конкретность и объем программных требований должны стать в работе вокального педагога основной комплексного эстетического и исполнительского воспитания студента-вокалиста.


8.2. Методические указания для студентов

Перечень примерных заданий для аудиторной и самостоятельной работы студентов:


  1. Основополагающие принципы отечественной вокальной педагогики и их научное обоснование.

  2. Акустика голосового аппарата и акустическое строение голоса.

  3. Тембр, высота, сила и вибрато с точки зрения акустики.

  4. Головной и грудной резонаторы голосового аппарата.

  5. Учение академика И. П. Павлова и его значение для вокальной педагогики. Проявление основных физиологических закономерностей высшей нервной деятельности в воспитании певца и развитии певческих навыков. Индивидуально-психологические различия в обучении пению.


  6. Дыхание. Анатомия дыхательных органов.

  7. Взаимосвязь работы дыхания с функционированием других частей голосового аппарата.

  8. Певческое дыхание и его связь с характером звука.

  9. Методические взгляды на певческое дыхание в различные исторические эпохи. Типы дыхания. Научные исследования дыхания в речи и пении.

  10. Гортань, ее устройство и два механизма работы.

  11. Положение гортани в речи и пении. Научные данные об установке гортани в пении и акустические причины разного ее положения у различных типов голосов. Внутренняя работа гортани, методы исследования. Атака звука. Регистры певческого голоса. Вокальная музыка и регистровое приспособление исполнителей в процессе исторической эволюции музыкального материала.

  12. Работа артикуляционного аппарата в речи и пении.

  13. Механизм образования гласных и согласных. Взаимосвязь работы артикуляционного аппарата в гортани.

  14. Фонетический метод воспитания певческого голоса.

  15. Дикция в пении.

  16. Основные задачи начального периода занятий с учеником. Определение типа голоса по комплексу данных

  17. Недостатки певческого голосообразования. Их физиологический механизм и пути преодоления.

  18. Работа над различными видами вокальной техники (кантилена, беглость, филировка, трель и пр.).

  19. Способы совершенствования голоса и их характеристика (музыкальный материал, показ, мышечные приемы, фонетический метод, объяснения).
  20. Значение педагогического музыкального материала в воспитании певца (упражнения, показы произведения с текстом).


  21. Работа над художественным репертуаром.


Примерный репертуарный список вокальных произведений

Технические навыки, представленные выше, могут отрабатываться как в самостоятельных упражнениях, так и на песенном материале. В данном разделе приводится примерный перечень песенного материала, включающий песни различной степени сложности. Репертуарный список может быть видоизменён в соответствии с уровнем подготовки студентов и с учётом региональных особенностей подготовки специалистов.

Студентам необходимо исполнить 2 разнохарактерных произведения а capella, 2 разнохарактерных произведения с сопровождением и романс русского композитора из предложенного списка:

«Абы кто еще сказал нам про старое», былина Архангельской области;

«А Галина мама по городу ходит», лирическая Ставропольского края;

«А жил да был беднай…», духовный стих Курской области;

«А люлю, люлю, люлю», колыбельная Белгородской области;

«Бедная птичка», духовный стих Краснодарского края;

«Березничек листыватый», свадебная величальная Псковской области;

«Всадники-други», строевая Волгоградской области;

«Вы казачки, казачки», плясовая Краснодарского края;

«Вышло пузищо на репищо», подблюдная Нижегородской области;

«Глыбокый колодязю», украинская лирическая песня;

«Горе моё, горе», лирическая Смоленской области;

«Горе нам, начальничкам», протяжная Белгородской области;

«Грушица», лирическая казаков-некрасовцев;

«Гуляла чечётка», игровая Томской области;

«Гулял Ванька по садочку», лирическая Кемеровской области;

«Заиграю, заиграю», лирическая казаков-некрасовцев;

«Зародила мене матушка», лирическая Смоленской области;

«За реченькой хмель мой», хороводная Томской области;

«Зеленый дубок», свадебная Курской области;


«Иванушка-рачек», детские потешки Белгородской области;

«Из-за гор-горы едут мазуры», лирическая Белгородской области;

«Из-за леса, из-за рощи», строевая Томской области;

«Как и шел, прошел младец из неволи», протяжная Белгородской области;

«Как под славною было всё под Журжаю», протяжная Ростовской области;

«Как по морю, морю», лирическая Смоленской области;

«Как у наших воротях», плясовая Белгородской области;

«Кынырына» ,припевки Томской области

«Лучше нет у нас такого молодца», свадебная величальная Псковской области;

«Мимо моего садику», хороводная Московской области;

«На гряной неделе», русальская Брянской области;

«На горе-то калина», хороводная Рязанской области;

«Налетали, налетали ясны сокола», свадебная хороводная Мурманской области;

«Не в трубушку трубили», свадебная Московской области;

«Не из саду было», протяжная казаков-некрасовцев;

«Ой, вишня моя», лирическая Смоленской области;

«Ой, во саду садочке», лирическая Ростовской области;

«Ой, да во зелёном во бору», скоморошина Архангельской области;

«Ой, как по реченьке гоголюшка плывёт», хороводная Ивановской области;

«Ой, кумушки, кумитеся», троицкая Псковской области;

«Ой, тара, тара, тара, пора гостям со двора», свадебная плясовая Белгородской области;

«Ой, маслена, сподманщица», масленичная Курской области;

«Оседлаю коня», походная Ставропольского края;

«Рано цветок расцветая», лирическая Ростовской области;

«Расступитеся, разойдитеся», плач невесты Псковской области;

«Скажи, скажи, когда вернёшься?», лирическая Псковской области;

«Соловей мой», лирическая Томской области;

«Татары шли, ковылу жгли», колыбельная Белгородской области;

«Ты, дуброва», свадебная Белгородской области;


«Уж вы, девки-молодки», плясовая Смоленской области;

«Уж мне смахнуть-то очи ясные», плач невесты Архангельской области;

«У нас Шурочка легонький», игровая Томской области;

«Уж ты чёрнай мой», лирическая Белгородской области;

«Хорош-то сокол Иванушка», свадебная Рязанской области;

«Что ты, жинка, губы жмёшь?», плясовая Ростовской области;

«Эх, молодой», лирическая Рязанской области.


Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 531100 (071300.62) — Народная художественная культура с циклом специальных дисциплин по вокально-хоровому искусству.


Программу составила: Скорниченко Е.П. ___________

(подпись)

Программа дисциплины утверждена на заседании кафедры художественного образования.

Протокол № _____ от «___»____________200_г.


Зав. Кафедрой ХО _______________ Волк П.Л.


Программа дисциплины одобрена метод. комиссией ИПП ТГПУ,

Председатель метод. комиссии ИПП _____________________Батурина О.А.

(подпись)


Согласовано:

Директор института профессиональной подготовки ТГПУ ________________ Каюмова Е.А.

(подпись)