litceysel.ru
добавить свой файл
  1 ... 3 4 5 6
Сочинение – изложение с элементами литературоведческого анализа – на экзамене абитуриентами предлагаются рассказы писателей XIX-XX вв., в которых определяются различные виды заданий по истолкованию текста, причем поступающие обязательно должны высказывать свое личностное отношение к рекомендуемым вопросам.

В сочинении абитуриент должен изложить свое понимание выбранной темы и, демонстрируя знания исторического контекста и навыки анализа художественного произведения, сформулировать и аргументировать свои выводы.

Продолжительность экзамена – четыре астрономических часа (240 минут). Объем сочинения не нормируется. Категорически запрещено использование какой-либо вспомогательной литературы и аналогичных материалов.

Процедура экзамена.

Перед началом экзамена абитуриентам раздаются специальные листы (бланки). Сочинение-черновик и беловой вариант пишется только на этих листах. На каждом листе абитуриент должен оставить поля - справа и слева.

Черновик сдается вместе с беловым вариантом.

После того как листы розданы, экзаменатор проводит инструктаж и отвечает на вопросы абитуриентов. Затем он объявляет темы сочинений. С этого момента экзамен считается начавшимся.

В сочинении- изложении с элементами литературоведческого анализа текст рассказа читается два раза, первый – после проведения инструктажа, второй – после полутора часов с момента начала экзамена. Задания по анализу текста записываются на доске.

Напоминаем: ровно через четыре астрономических часа (240 минут) все абитуриенты обязаны сдать сочинения, даже если они не успели закончить работу.


Проверка сочинений экзаменаторами и ознакомление

абитуриентов с результатами проверки.

Сочинение оценивается по пятибалльной системе. Оценка относится и к содержанию работы и к грамотности.

После объявления оценки абитуриент имеет право- в установленное приемной комиссией время – написать апелляцию, если он не согласен с выставленным баллом. Соответствующие разъяснения можно получить у председателя предметной комиссии по литературе.

При ознакомлении с проверенной работой следует иметь в виду, что экзаменаторы обязательно отмечают в тексте сочинения допущенные абитуриентом ошибки. Отмеченные ошибки классифицируются и указываются также на полях посредством системы условных обозначений.



Виды ошибок и их условные обозначения.

Знаком «/» обозначаются орфографические ошибки, т.е. ошибки в написании слова.

Знаком «V» обозначаются пунктуационные ошибки, т.е. ошибки в расстановке знаков препинания. Помните, что орфография и пунктуация в цитатах должны соответствовать либо авторскому написанию, либо современным нормам.

Знаком « СТ» обозначаются так называемые стилистические ошибки. К ним относятся случаи использования элементов лексики, не соответствующие жанру сочинения или стилю конкретного предложения, неточные формулировки и т.п. Этим знаком обозначаются также ошибки, допущенные при построении фразы: тавтология, логически не мотивированные повторы слов, повторы однокоренных слов в одном или соседних предложениях, неправильный порядок слов, неверное употребление причастных и деепричастных оборотов, придаточных определительных, сочетание не сочетающихся слов, неверное согласование слов в предложении, неверное управление, нарушение грамматического строя предложения, нарушение правил построения, неуместное употребление и разрушение фразеологизмов и т.п.

Знаком «Ф» обозначаются фактические ошибки, т.е. ошибки в цитатах или пересказе содержания, рассуждения абитуриента, противоречащие фактической стороне текста анализируемого произведения, неточности в цитатах и т.п.

Знаком «Л» обозначаются логические ошибки, т.е. нарушения последовательности рассуждения, необоснованные выводы и т.п.

Критерии оценки сочинения.

К этим критериям относятся:


  • грамотность;

  • соответствие сочинения выбранной теме;

  • оригинальность и самостоятельность суждений при выполнении заданий;
  • знание текста анализируемых произведений; при обосновании выводов абитуриенту надлежит избегать дух крайностей: во-первых, подмены анализа текста пересказом содержания, во-вторых, подмены аргументации набором цитат;


  • полнота охвата материала: все произведения, указанные в формулировке темы или задания, следует учитывать в сочинении. Если конкретные произведения не названы, значит, надлежит учесть весь материал программы, имеющий отношение к выбранной теме. При этом, анализируя несколько произведений, абитуриент обязан подробно исследовать каждое, но упомянуть в нужно непременно. Абитуриент имеет право выбрать для анализа больше произведений, чем содержится в программе, однако это не может заменить анализа текстов, указанных в списке программы;

  • Знание основ теории литературы, предусмотренных программой (анализировать литературное произведение следует адекватными методами и при помощи адекватных терминов. Например, нельзя смешивать такие понятия, как « автор», «лирический герой», «повествователь», «рассказчик» и т.п ;

  • Логичность и последовательность: сочинение должно быть написано связно, рассуждения последовательны, выводы надлежит аргументировать.

Помните:

  1. Оценка «5» ставится за сочинение:

а) дающее прямой и исчерпывающий ответ на тему, обнаруживающее глубокой понимание и отличное знание литературного материала, а также умение им пользоваться для раскрытия темы; умение дать оценку излагаемым фактам, самостоятельно мыслить;

б) если в сочинении допущено не более 1-2 негрубых ошибок в выборе слов при построении предложений и не более 1-2 негрубых орфографических и пунктуационных ошибок;

в) изложенное ясным, точным и выразительным языком.

  1. Оценка «4» ставится за сочинение, которое:

а) обнаруживает хорошее знание литературного материала и умение пользоваться им для последовательного и обоснованного изложения своих мыслей, делать необходимые выводы и обобщения;

б) написано правильным литературным языком, но содержит единичные неточности в выражении мыслей;


в) если в сочинении не более 3 ошибок в выборе слов при построении предложений и не более 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок:


  1. Оценка «3» ставится за сочинение, в котором:

а) поступающий дал в основном правильный, но схематический ответ на тему или допустил отдельные –неточности в изложении фактического материала или незначительные нарушения в последовательности;

б) если в сочинении не более 4-6 ошибок в выборе слов при построении предложений и не более 4 пунктуационных ошибок или 3 орфографических и 5 пунктуационных.

  1. Оценка «2» ставится за сочинение, в котором:

а) обнаруживается непонимание темы или слабое знание литературного материала;

б) тема не раскрыта не полностью, как и задание;

в) изложение носит трафаретный характер, а также если оно сводится к простому пересказу произведения или учебника;

г) имеются грубые неточности и значительные нарушения последовательности выражения мыслей;

д) если в сочинении, в котором сделано до 6 ошибок в выборе слов при построении предложений, допущено 12 орфографических и пунктуационных ошибок, в том числе 7 орфографических.


Произведения, предлагавшиеся на вступительных экзаменах
для написания сочинений-изложений с элементами литературоведческого анализа.




  1. А.П.Чехов « Спать хочется». Обратите внимание на роль сна в рассказе, на раскрытие проблемы детства, на цветовую символику.

  2. ИТ.А.Бунин « Кавказ». Раскройте роль пейзажных зарубежных зарисовок в рассказе. Ваше истолкование темы любви в произведении.
  3. К.Г.Паустовский. «Снег». Докажите, что главное в рассказе не интрига, а настроение действующих лиц. Как передает автор тончайшие оттенки душевного состояния героев. Раскройте символический смысл названия новеллы.

  4. М.Зощенко «Западня». Задание формулирует абитуриент.

  5. Ф. Абрамов. «Потомок Джима».«Потомок Джима»- последний рассказ Ф.Абрамова. Что завещал писатель своим читателям?



НАЗАД



<< предыдущая страница