litceysel.ru
добавить свой файл
1
РУССКИЙ ЯЗЫК



2 класс


ПРОГРАММА



И


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Программа курса «Русский язык»

во 2-м классе (170 часов)


Содержание курса
1

Речь, развитие речи, практика речевой деятельности.

Представление о деловых сообщениях и словесных рисунках как разновидностях речи. Особенности оформления мыслей (предложений) в устной и письменной форме. Осознание главных требований к речи (устной и письменной): быть понятной и вежливой.

Практическое овладение диалогической и монологической формой речи в ситуации общения на уроке: слушать и понимать информацию, воспринятую на слух, участвовать в коллективном обсуждении разных вопросов, точно отвечать на вопросы и задавать свои, высказывать свою точку зрения; пользоваться формулами речевого этикета в типовых ситуациях общения (просьбы, благодарности и др.), соблюдать основные правила общения (не перебивать, смотреть на собеседника, стараться понять его и помогать понимать себя).

Практическое овладение умением работать с информацией, содержащейся в заданиях, сообщениях, справочных материалах учебника, в том числе представленной в виде схем, алгоритмов, осознанно пользоваться ею для решения учебно-познавательных задач.

Правильность и точность как важные качества хорошей речи. Обучение правильному использованию, произношению, выбору средств языка с учётом ситуации и задач общения (в объёме, предусмотренном учебником).

Текст: общее знакомство с его признаками; отличие текста от предложения и набора предложений. Тема и основная мысль как стержень текста; их отражение в заголовке; озаглавливание текста с учётом темы и (или) основной мысли. Требования к хорошему тексту, правила его обдумывания и улучшения после записи.

Пересказ как способ передачи мыслей, впечатлений автора, изложение как письменный пересказ.


Практическое освоение различных жанров речи, особенностей их построения, выбора языковых средств, оформления: письмо, поздравление, кулинарный рецепт, загадка, словесная зарисовка.

Фонетика и графика. Различение звуков и буква. Характеристика звуков слова и их соотношения с буквами; установление соотношения звуков и букв в словах с ь для обозначения мягкости, с буквами е, ё, ю, я для обозначения звука [й,]. Полный фонетико-графический (звуко-буквенный) анализ слова.

Обозначение мягкости согласного звука в положении перед другим согласным. Освоение обозначения звука [й,] с помощью разделительных ь
и ъ.

Использование знания алфавита при работе со словарями, справочниками.

Лексика. Осознание важности понимания значения слова (в том числе для правильного его написания). Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или толковому словарю. Знакомство со словами, близкими и противоположными по значению (синонимами и антонимами); наблюдение за использованием синонимов в речи, за выбором точного слова. Представление о словах, имеющих несколько значений, о происхождении отдельных слов.

Словообразование (морфемика). Овладение понятиями «родственные (однокоренные) слова», «корень», «приставка», «суффикс», «окончание»; представление о нулевом окончании.

Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса; овладение необходимыми для этого способами действия. Разбор слова по составу.

Разграничение однокоренных слов, изменений одного и того же слова, синонимов и слов с омонимичными корнями.

Разграничение приставок и предлогов. Представление о значении некоторых суффиксов и приставок, наблюдение за использованием этих морфем для повышения точности и выразительности речи.


Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок, работа над правильностью их употребления, над соответствием отдельных приставок и предлогов (в… – в, до… – до, за… – за и др.).

Морфология. Понятие «предмет» как обозначение всех слов, отвечающих на вопросы «кто?» «что?». Постановка вопросов к словам-названиям. Изменение слов по числам и по «команде вопросов».

Синтаксис: предложение. Назначение предложения, его признаки. Оформление границ предложения в устной и письменной речи.

Виды предложений по цели (повествовательные, вопросительные, побудительные) и интонации (восклицательные и невосклицательные); их использование и оформление при письме.

Общее представление о диалоге. Правила вежливости при разговоре по телефону. Способы построения предложений при ответе на вопрос «Почему?». Практическое освоение побудительных предложений с выражением совета, просьбы, пожелания, требования; особенности их произнесения; оформление предложений со словом пожалуйста в письменной речи.

Орфография и пунктуация

Понятие «орфограмма»: общее представление. Признаки наиболее частотных орфограмм: для гласных – положение без ударения, для согласных – парность по глухости-звонкости и положение на конце слова или перед другим согласным, кроме сонорных (без термина) и [в,в,].

Признаки других распространённых орфограмм: гласные в сочетаниях жи–ши, ча–ща, чу–щу под ударением; наличие двух орфограмм в безударных слогах жи–ши, ча–ща, чу–щу; первая буква в начале предложения и в собственном имени; граница между словами.

Формирование орфографической зоркости на основе знания опознавательных признаков основной части орфограмм.

Приём сознательного пропуска буквы на месте орфограммы (письмо с «окошками») как способ самоконтроля в процессе письма и «ухода» от орфографических ошибок.


Выбор букв, называющих предметы, действия, путём подстановки слов-указателей «она», «оно», «они».

Понятие «орфографическое правило», применение изученных правил и обращение к орфографическому словарю как способы решения орфографических задач.

Освоение правил выбора написания на месте следующих орфограмм:


  • прописная буква в начале предложения, в собственных именах;

  • раздельное написание слов;

  • перенос слов (основные случаи);

  • сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением;

  • ь для обозначения мягкости согласного звука в положении перед другим

согласным ( в сочетаниях [с,т,, з,д,, н,т,,щ,, нч]; чк, чн, чт, щн);

  • проверяемые безударные гласные и парные по глухости-звонкости согласные в корне слова;

  • непроизносимые согласные звуки;

  • непроверяемые безударные гласные и парные по глухости-звонкости согласные (в пределах программного списка);

  • гласные и согласные в неизменяемых при письме приставках и суффиксах;

  • разделительные ь и ъ;

Освоение правильного написания следующих слов с непроверяемыми гласными и согласными:

апельсин, арбуз, береза, билет, вагон, ванна, деревня, диван, дорога, желать, жжёт, жужжит, завтрак, заяц, здоровье, здравствуй(те), интересно, капуста, картина, касса, кастрюля, кефир, килограмм, кипеть, кисель, класс, колбаса, комната, компот, конфета, корзина, корова, котлета, кровать, лапша, лестница. лопата, магазин, макароны, мандарин, машина, медведь, молоко, морковь, мороз, обед, огурец, печенье, пирог, помидор, праздник, Россия, русский, сахар, сковорода, сметана, сосиска, стакан, суббота, тарелка, ужин, чувство, яблоко, ягода, язык.


Проверка написанного: практическое овладение.

Освоение пунктуационных правил: оформление конца предложения, постановка запятых при перечислении, перед словами-помощниками а, но, перед некоторыми другими словами (что, чтобы, потому что и др.). Наблюдение за возможностью запятых и других знаков внутри предложений.


Планируемые предметные результаты

освоения программы 2-го класса


В области речи, речевой деятельности


Ученик научится:

– участвовать в коллективном общении на уроке, соблюдать правила речевого поведения; понимать вопросы учителя и точно отвечать на них, стараться высказывать и объяснять свою точку зрения;

– создавать небольшие устные монологические высказывания делового и эмоционального характера, стремиться соблюдать требования к этим видам речи, к ясности, чёткости произнесения слов;

– соблюдать нормы употребления и произношения слов из числа, имеющихся в словаре учебника «Как правильно говорить?»;

– под руководством учителя «добывать» информацию из текстов и справочных материалов учебника, использовать её для решения практических задач;

– самостоятельно читать задания учебника и выполнять их;

– понимать (в процессе коллективной работы) информацию учебника, представленную в схематичной, в том числе алгоритмичной форме, коллективно переводить её в словесную и использовать в практических целях;

– замечать в тексте слова, значение которых требует уточнения, спрашивать о них, пользоваться толковым словарём учебника;

– участвовать в коллективных наблюдениях за точностью выбора слов в текстах;

– при создании предложений задумываться о предмете речи (о чём или о ком пойдёт речь?) и содержании сообщения, вопроса, просьбы, пожелания (что скажу?);

– строить и использовать в речи, с учётом ситуации, различные по цели и интонации предложения;


– понимать в тексте тему (о чём?) и основную мысль (что? – в ясных случаях, при её словесной выраженности), отражать их в заголовках; наблюдать за развитием мысли и последовательностью сведений при её раскрытии;

– использовать знания о требованиях к хорошему тексту при анализе предлагаемых материалов, редактировать их.

– подробно письменно пересказывать тексты повествовательного характера объёмом 45–55 слов (после речевой и орфографической подготовки); проверять и стараться улучшить написанное (с опорой на памятку).

– создавать (после коллективной подготовки) речевые произведения определенных жанров: записку, письмо, поздравление, кулинарный рецепт, загадку, словесную зарисовку; обдумывать их содержание и языковые средства с учётом жанра, адресата, а после написания проверять и совершенствовать текст (с опорой на памятку).

Ученик получит возможность научиться:

­– вступать в беседу, начинать её, задавать вопросы;

слушать речь одноклассников, оценивать её соответствие вопросу или заданию, требованиям к «хорошей речи»;

создавать небольшие устные монологические высказывания делового и эмоционального характера, соблюдая требования к этим видам речи;

соблюдать нормы употребления и произношения всех слов, имеющихся в словаре учебника «Как правильно говорить?»;

самостоятельно получать информацию из текстов и справочных материалов учебника, использовать её для решения практических задач;

самостоятельно замечать в речи незнакомые слова и выяснять их значение (спрашивая у взрослых, обращаясь к словарю);

отмечать в текстах случаи особо выразительного использования слов;

создавать предложения, обдумывая предмет речи (о чём или о ком пойдёт речь?) и содержание сообщения, вопроса, просьбы, пожелания (что скажу?);


среди побудительных предложений различать просьбы, требования, пожелания, советы; строить предложения с этими значениями применительно к различным ситуациям общения и произносить их с соответствующей интонацией;

по-разному строить предложения-ответы на вопрос «почему?»;

редактировать, улучшать собственные тексты.


В области освоения языка:

в области фонетики и графики

Ученик научится:

– различать звуки и буквы, давать характеристику звуков слова, выявлять их соотношение с буквами; объяснять, если есть, различие в количестве звуков и букв;

– сравнивать, классифицировать звуки по заданным параметрам; анализировать, группировать слова по указанным характеристикам звуков;

­ – понимать модельную запись слова «значками звуков» (с помощью элементарной транскрипции);

– объяснять выбор способа обозначения мягкости согласного звука и звука [й,]; обозначать (или не обозначать) мягкость согласных звуков перед согласными; использовать разделительные знаки ь и ъ при обозначении звука [й,] (сначала без их выбора, а потом осуществляя выбор);

– проверять написанное с точки зрения графических ошибок (пропусков, замен и перестановок букв, а также неправильного обозначения мягкости согласных и звука ,]), обнаруживать и исправлять встретившиеся нарушения;

– правильно называть буквы алфавита, использовать его знание для поиска слов в словарях учебника.

Ученик получит возможность научиться:

обозначать звуковой состав слов с помощью элементарной транскрипции;

проводить полный фонетико-графический (звуко-буквенный) анализ слов (с использованием элементарной транскрипции).


В области лексики

Ученик научится:


– понимать необходимость учёта значения слова при его использовании в речи, записи, выяснении строения;

– объяснять значения слов для решения орфографических задач в корне слова;

– выделять среди предложенных слов слова, близкие и противоположные по значению (синонимы и антонимы), группировать их.

Ученик получит возможность научиться:

самостоятельно подбирать к предложенным словам синонимы и антонимы;

замечать наличие в языке слов, имеющих не одно значение.


В области словообразования (морфемики)

Ученик научится:

– выполнять общий способ действия для выявления родственных (однокоренных) слов, для выделения в словах корня (в однозначных случаях) и других морфем;

– подбирать родственные (однокоренные) слова, отличать их от синонимов, от слов с омонимичными («похожими») корнями, от изменений одного и того же слова;

– осознанно действовать, выделяя в словах различные морфемы (проводя частичный морфемный анализ слов);

– понимать роль различных морфем в слове, преобразовывать, конструировать слова с заданными морфемами, сравнивать их, отмечать различие (сходство) значений;

– классифицировать слова в зависимости от их строения; соотносить их с предложенными моделями.

Ученик получит возможность научиться:

выполнять полный морфемный анализ слов (на основе памятки учебника);

замечать в текстах слова с наиболее распространенными приставками и суффиксами, объяснять их роль, а в ясных случаях и значение;

конструировать слова, выбирая для них морфемы в соответствии с указанным значением или с учётом контекста;

­ – самостоятельно подбирать слова к заданной модели;

замечать и исправлять яркие нарушения словообразовательных норм, встречающиеся в детской речи.



В области морфологии

Ученик научится

– различать, классифицировать слова по их функции (слова-названия, указатели, помощники), выделять среди них названия предметов;

– узнавать названия предметов в косвенных падежах (без термина), ставить вопросы к ним и другим словам-названиям, выбирая правильный: кто? или что?; какой? какая? какое? какие?; что делает? что сделал? что делала? или что сделала? и т.п.;

– изменять слова-названия по числам и «командам вопросов» (падежам, временам и др. – без терминов) для решения орфографических задач.

Ученик получит возможность научиться:

проводить различные изменения слов разных частей речи (практическим путём, без терминов).


В области синтаксиса и пунктуации

Ученик научится:

– отличать предложение от группы слов, обосновывать решение;

– выделять предложения из потока устной и письменной речи по освоенным признакам (наличие мысли и интонации её завершения);

– различать два основания классификации предложений: по цели и интонации (эмоциональной окраске);

– различать предложения, разные по цели (повествовательные, вопросительные и побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные);

– характеризовать предложения по двум основаниям; соотносить характеристику предложений со знаками на конце при их записи;

– находить в тексте предложения разных видов;

– отличать текст от группы предложений, объяснять различие;

– правильно оформлять границы предложений;

– ставить запятые при перечислении, перед словами-помощниками а, но.

Ученик получит возможность научиться:

строить предложения разных видов;

замечать в предложениях-вопросах вопросительные слова и учитывать их при построении ответов;


наблюдать за возможностью разного порядка слов в предложении;

замечать в своей письменной речи обращение и ставить после него восклицательный знак; ставить в некоторых случаях запятые внутри предложений: перед словами что, чтобы, потому что и др., выделять запятыми слово «пожалуйста».


В области орфографии

Ученик научится:

– обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам, выделять те, способы решения которых известны, соотносить их с изученными правилами;

– осознавать варианты букв (а/о, е/и, д/т и т.п.), из которых осуществляется выбор на месте орфограмм безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных;

– применять изученные правила и решать орфографические задачи на месте безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных в корнях слов разных частей речи; на месте непроизносимых и удвоенных согласных в корне (касса, класс) и на границе морфем (длинный, рассказ);

– грамотно писать наиболее распространенные приставки и суффиксы: по-, под, на-, за-, до- , об-, от-, с-, в-; -еньк-, -оньк-, -ник-, -тель-;

– соблюдать изученные правила переноса слов;

– пользоваться орфографическим словарём учебника;

– использовать приём письма «с окошками» для сознательного «ухода» от орфографических ошибок при затруднении в применении известного правила или при встрече с орфографической задачей, способ решения которой ещё не изучен;

– проверять написанное;

– списывать и писать под диктовку текст объёмом до 45 слов. Соблюдать при этом правила каллиграфии, критически оценивать их выполнение;

– правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, указанные в программе.

Ученик получит возможность научиться:

обнаруживать значительную часть орфограмм текста;

замечать буквы, на месте которых сочетается две орфограммы (буква безударного гласного звука в начале предложения или собственного имени (Олег, Анюта), в безударном слоге жи или ши (живут, жираф), в позиции мягкого согласного перед мягким, если он парный по глухости-звонкости: лезть, кость);

­– оставлять сознательный пропуск буквы («окошко») на месте всех неосвоенных орфограмм;

эффективно осуществлять проверку написанного.


Тематическое (поурочное) планирование. 2 класс

(5 часов в неделю. 170 часов: 128/42р.1)


Темы курса

Тематика уроков


Характеристика деятельности учащихся


I четверть (45 ч.: 36/9 р.)

Знаем – повторим, не знаем – узнаем (21 ч.: 17/.)

Повторение изученного и расширение сведений (8 ч.: 7/1 р.)


Правописание ь между двумя согласными («Всегда ли нужно обозначать мягкость согласного звука перед согласным?»)

(5 ч.: 4/1 р.)


Способы обозначения звука [й,]. Разделительные знаки ь и ъ («За какими буквами прячется звук [й,]?») (5 ч.: 4/.)


Подведём первые итоги (3 ч.: 2/.)

1. Поговорим об ушедшем лете



2. О нашей речи


3. Повторение изученного о группах слов и знакомство с понятием «предмет». («Что ты знаешь о словах?»)


4. Изменение вопросов кто? что? и названий предметов по этим вопросам.


5. Повторение известного о звуках речи. Звуко-буквенный разбор («Будем говорить понятно!»)


6. Совершенствование различных умений

7. Повторение способов обозначения твёрдости-мягкости согласных («Может ли быть непонятной письменная речь?)


8. Повторение изученных орфографических правил (написание большой буквы, сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу)


1. Знакомство с правописанием ь в положении «мягкий перед твёрдым». Отсутствие ь в сочетаниях чк, чн, чт, щн


2. Мягкий согласный перед мягким – «опасное» при письме место


3. Сочетания, в которых никогда или чаще всего не пишется ь (зд, сн, зн, нч, нщ; ст и нт)


4. Закрепление правила написания ь между двумя согласными


5. Продолжение закрепления изученного


1. Повторение известных способов обозначения звука [й,]


2. Знакомство с назначением разделительных знаков (ь и ъ); освоение записи ь/ъ


3. Формирование умения использовать разделительный ь


4. Закрепление изученного о разделительных знаках; тренировка в выборе знака или написании двух: ь/ъ


5. Обобщение: три способа обозначения звука [й,]


1. Обобщение по теме «Знаем – повторим, не знаем – узнаем»


2. Подготовка к контрольной работе


3. Контрольная работа

Рассматривать учебник, его обложку, страницы, выявлять новые условные обозначения, обмениваться впечатлениями об отдыхе, сравнивать и выбирать слова со значением оценки, отбирать материал для своих рассказов, моделировать предложения. Исправлять предложения мальчика-иностранца, вносить уточнения в текст, объяснять изменения. Пользоваться знаниями об «опасных местах» и изученными правилами для исправления ошибок, аргументировать исправления. Обнаруживать в записи «опасные места», планировать процесс списывания и действовать по плану. Выполнять основные требования к речи и речевому поведению.



Сравнивать, классифицировать слова по их назначению, осознавать недостаток знаний. Читать материал учебника для получения информации, употреблять в речи новый термин, ставить вопросы к словам, распознавать слова, называющие предметы по освоенным признакам, вести рассуждения, делать умозаключения.


Анализировать качество устной речи: ясность, внятность. Систематизировать информацию о звуках, анализировать звуки, понимать модели, добавлять в модель недостающие значки, характеризовать звуки и классифицировать их.


Обобщать знания о способах обозначения твёрдости-мягкости согласных звуков на письме, находить и исправлять ошибки, воспроизводить правило написания ударных слогов жи-ши, ча-ща, чу-щу, применять его.


Наблюдать за использованием ь между двумя согласными, выявлять закономерность, делать умозаключение, предполагать правило письма. Читать материал учебника, проверять и уточнять информацию, пользоваться новой информацией при письме. Анализировать позицию мягкого согласного звука и выбирать написание. Классифицировать и группировать слова в зависимости от написания. Анализировать написание слов и расширять знания об «опасных местах», систематизировать их в таблице, пользоваться составленной таблицей как справочником при письме, использовать приобретённые знания при списывании и письме под диктовку, передавать знания другим.

Разграничивать орфограммы на изученные правила и неизученные. Пользоваться словарём учебника, выбирать в нём слова по заданным признакам.

Наблюдать за использованием слов в текстах, за их ролью. Значением и написанием, накапливать опыт использования слов для повышения точности речи.



Анализировать позиции, от которых зависит выбор способа обозначения звука [й,], понимать информацию, представленную в моделях, уточнять знания о способах обозначения звука [й,], вносить дополнения в модели. Выявлять недостаток знаний. Наблюдать за звучанием и написанием слов, делать вывод о правиле письма. Читать материал учебника, проверять и уточнять вывод. Дополнять известные способы действия новым; осуществлять и контролировать выбор нужного способа обозначения звука [й,].

Понимать функцию разделительных ь и ъ, накапливать опыт их использования. Классифицировать и группировать слова с ь и ъ, проверять написанное.

Обобщать и систематизировать знания о способах обозначения звука [й,], применять полученные знания при письме.


Различать звуки и буквы, соотносить их. Решать фонетико-графические задачи. выбирать правильное решение, осуществлять взаимо-самоконтроль, определять задания, которые вызывают затруднения, планировать действия при письме под диктовку и осуществлять их. Моделировать предложения и работать с моделями.


Орфография (24 ч.: 19/5р.)

Главные «опасности» письма. Как писать без ошибок? (24 ч.: 19/.)



1. Знакомство с понятием «орфограмма» («Новое научное слово»)


2. Орфограммы безударных и ударных гласных


3. Орфограммы парных по глухости-звонкости согласных


4. Непарные по глухости-звонкости согласные – не орфограммы («Когда согласным можно доверять?)

5. Парные по глухости-звонкости согласные перед непарными звонкими и [в] [[в,] – не орфограммы



6. Закрепление изученного. Тренировка орфографической зоркости


7. Введение письма с «окошками» («Учимся записывать орфографические задачи»)


8. Обучение работе с орфографическим словарём («Обращаемся в орфографическое справочное бюро»)


9. Обучение письму с «окошками» на месте всех буквенных орфограмм. Памятка 3 («Учимся писать без ошибок»)


10 Тренировка в письме с «окошками» на месте всех орфограмм


11. Знакомство с некоторыми способами выбора букв: путём подстановки слов она, оно, они и др. («Орфографические задачи, которые легко решать»)


12. Закрепление письма с «окошками» и умения решать орфографические задачи освоенными способами


13. Введение памятки 4: письмо с «окошками» на месте пока не решаемых орфографических задач («Знаю или не знаю? Пишу или …?»


14. Закрепление нового способа письма


15. Тренировка в письме с «окошками» по памятке 4


16. Две орфограммы в безударных слогах [жы-шы] («Бывает ли буква одна, а орфограммы две?»)


17. Обобщение изученного. Тренировочная проверочная работа. («Проверяем себя»)

18. Совершенствование умений

19. Проверка и совершенствование умений

20. Контрольная работа

21. Совершенствование приобретённых умений. Работа над ошибками


22. Обучение деловой речи: написание кулинарных рецептов («Научим друг друга»)


23. Обучение словесному рисованию: сочинение загадок


24. Продолжение сочинения загадок и составления рецептов

Анализировать слова, сравнивать звуки и буквы, позиции звуков, устанавливать случаи письма, где возможна ошибка, делать вывод о необходимости выбора букв, моделировать его. Читать учебник, слушать учителя, проверять и уточнять выводы, выявлять новую информацию, термины.


Дополнять известные правила новыми сведениями, наблюдать за выбором букв на месте орфограмм, обсуждать возможность появления ошибки, аргументировать умозаключение.


Обобщать и систематизировать сведения о непарных по глухости-звонкости согласных, различать парные и непарные, делать выводы о наличии или отсутствии орфограмм. Классифицировать слова в зависимости от характера последнего звука, выбирать слова с указанными видами орфограмм.

Сравнивать ранее полученные знания с новыми, уточнять и дополнять сведения, находить слова с разными орфограммами, оперировать признаками, отличать орфограммы от не- орфограмм, определять количество главных орфограмм, рассказывать о своих наблюдениях и сделанных выводах, моделировать их, обосновывать, использовать новые термины. Понимать обобщения, представленные в схематичной (алгоритмичной) форме, оформлять их словесно.


Понимать, читать и воспроизводить модельную запись слов с предъявленным выбором букв на месте орфограмм. Разграничивать орфограммы на изученные и неизученные правила, обсуждать решения в парах. Осваивать способ письма с «окошками», выполнять определённый порядок действий.


Знакомиться с орфографическим словарём, осваивать способ поиска слова в словаре, действовать по алгоритму. Накапливать опыт пользования словарём, работать в паре.


Понимать инструкцию. представленную алгоритмической схемой, на её основе выводить способ действия при письме, выполнять действия памятки, решать задачи письма известными способами, писать с «окошками». Переводить звуковую модель слова в буквенную запись, действовать по указанному плану.

Анализировать написание слов, выявлять закономерности, делать умозаключения о правилах письма. Выводить способ действия при решении некоторых орфографических задач, начать использовать полученные знания, обобщать и систематизировать их, писать с «окошками» и решать задачи освоенными способами.



Анализировать памятку 4, сравнивать известный способ действия с новым, находить отличия. Планировать действия при письме по памятке 4 и действовать по плану. Пользоваться орфографическим словарём учебника, решать с его помощью орфографические задачи. Использовать новый способ письма в своей письменной речи. Уточнять по словарям значение и произношение слов.


Анализировать материал по указанному признаку, сравнивать написание слов, отражать различие в схеме. Осознавать противоречие между известным правилом и написанием слов, объяснять его причину, делать умозаключение о границах применения известного правила. Делать вывод о двух орфограммах на месте одной буквы, уточнять обозначение орфограмм и способ действия при письме.


Обнаруживать орфограммы, различать их, писать, оставляя «окошки». Проверять свои умения, составлять проверочные работы для одноклассников, обобщать полученные знания, осуществлять взаимо- и самоконтроль.


Анализировать структуру кулинарного рецепта, определять особенности текста, учитывать их при создании своего рецепта. Действовать по памятке 4, разграничивать решаемые и пока не решаемые задачи, пользоваться приёмом письма с «окошками».

Анализировать «устройство» загадок, сравнивать тексты, преобразовывать некоторые в загадки, подбирать сравнения, рифмы, коллективно сочинять загадки, записывать их, используя приём письма с «окошками». Сотрудничать в коллективной и парной работе.


II четверть (33 ч.: 25/.)

Синтаксис: предложение (13 ч.: 9/.)


Предложение («Выражаем мысли и чувства») (13 ч.: 9/4р.)



Предложение: его назначение и признаки

1. Повторение и расширение сведений о предложении. («Как мы строим предложения?»)


2. Обучение построению предложений

3. Деление речи на предложения, их составление и письменное оформление


4. Совершенствование умения выделять предложения из потока речи, составлять их и записывать


5. Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные («Какие бывают предложения?»)


6. Виды предложений по интонации (по эмоциональной окраске): восклицательные и невосклицательные


7. Закрепление изученного о видах предложений


8. Обучение построению вопросительных предложений и точному ответу на них («Как спросишь – так и отвечу»)


9. Построение ответов на вопрос «почему?»


10. Побудительные предложения со значением просьбы, совета, требования, пожелания («Предлагаем, просим, желаем»)


11. Обучение составлению пожеланий


12. Закрепление изученного о предложении. Тренировка в письме с «окошками»


13. Обучающий диктант



Осознавать назначение предложений, наблюдать за выделением предложений в устной речи, сравнивать со способами обозначения границ предложения в письменной речи. Воспринимать информацию на слух, выделять новые сведения. Анализировать неудачно построенные предложения, выявлять причины погрешностей и их следствие. Понимать информацию, представленную в изобразительной форме, переводить её в словесную. Читать информацию учебника, выделять новую. Находить границы предложений по освоенным признакам. Формулировать мысли и записывать предложения.


Отличать предложения от набора слов, аргументировать решение, опираясь на признаки предложения. Использовать знания о требованиях к предложению, конструировать предложения из слов, определять, о чём и что будет говориться в предложении, выбирать вариант построения предложения, осознавать порядок действий при составлении предложений, упражняться в нём. Сотрудничать с одноклассниками, работая в парах и коллективно.


Читать текст, определять явление по его описанию; находить предложение по указанным признакам, объяснять назначение и особенности каждого. Воспринимать при чтении или на слух новую информацию, соотносить её с прочитанными предложениями, характеризовать предложения, подводить под понятие. Анализировать материал, находить различные предложения, объяснять, с какой целью они говорились. Определять разновидность предложения, пользоваться терминами, выявлять недостающий вид предложения составлять его, выбирать предложения нужных видов, действовать по памятке списывания.

Сравнивать предложения по интонации, выявлять различие, дополнять знания о предложении, обобщать полученную информацию, понимать её представление в модели.

Характеризовать предложения по двум параметрам, сравнивать их, соотносить интонацию со знаками препинания, определять интонацию по смыслу предложений, передавать её в устной и письменной речи, оформлять предложения при письме.

Наблюдать за интонацией вопросительных предложений, выразительно их произносить, выделять специальные вопросительные слова, выбирать с учётом этих слов точные ответы, самостоятельно строить такие ответы. Объяснять взаимосвязь между вопросом и ответом на основе информации учебника, составлять различные вопросы, конструировать ответы на них и оценивать соответствие. Сотрудничать, работая в парах, использовать приобретённые умения в речевой практике.


Анализировать построение ответов на вопрос «почему?», понимать информацию, представленную в модели, переводить её в словесную форму. Конструировать ответы на вопрос «почему?» разными способами, самостоятельно строить ответы.

Вычленять предложения из текста, анализировать их по освоенным признакам, выделять предложения указанного вида, классифицировать их с точки зрения выражаемого значения, находить ключевые слова; подводить конкретные предложения под понятие, аргументировать решение, группировать предложения по заданным признакам, произносить предложения с различной интонацией, варьируя её, понимать связь смысла и интонации. Осознано пользоваться побудительными предложе-ниями в речи, использовать слово «пожалуйста», грамотно записывать с ним предложения. Наблюдать за построением предложений-пожеланий, по аналогии создавать свои.


Составлять различные предложения, использовать их при письме записок. Вычленять предложения из потока речи, определять их виды по цели и интонации, обобщать полученные знания о предложении, строить монологические сообщения на основе изученного. Конструировать различные предложения. Анализировать их, создавать свои. Использовать разные предложения в письменной речи и грамотно оформлять их. Продолжать осваивать способ письма под диктовку, действовать по определённому плану, проверять написанное.


Текст ( 12ч: 9/.)

Текст («Хочу сказать больше»)

(12 ч.: 9/.)


1. Знакомство с понятием «Текст» («А если одного предложения мало?»)

2. Тема и основная мысль текста («Как в детской пирамидке»)



3. Требования к хорошему тексту («Как сделать текст хорошим?»)


4. Обучение обдумыванию и редактированию текста. Знакомство с памятками «Текст» и «Редактор» («От слов к тексту»)


5. Упражнение в редактировании текстов


6. Восстановление и запись деформированных текстов («Составляем и пишем диктанты»).


7. Подготовка к диктанту


8. Контрольный диктант



9. Учимся письменному пересказу


10. Обучение первым изложениям


11. Составление рассказов на основе прочитанного. (Рассказываем сами и обобщаем)


12. Обобщение изученного о предложении и тексте



Читать предложение и обсуждать его смысл, предполагать возможное продолжение, соотносить предложение с предъявленным вариантом продолжения. Критически оценивать их соответствие, выбирать нужное; анализировать и выявлять условие связности предложений. Воспринимать на слух или при чтении новую информацию, выделять термин и признаки понятия. На основе признаков текста различать предложение и текст, текст и набор предложений.

Анализировать устройство игрушки «пирамидки», сравнивать его с устройством текста, делать умозаключение о строении текста и его признаках. Осваивать термины «тема» и «главная мысль», наблюдать за раскрытием темы и развитием мысли в тексте, находить предложения, отражающие тему, главную мысль; сравнивать заголовки с точки зрения темы и главной мысли, выбирать более точный, придумывать свой.

Анализировать тексты, выявлять недостатки, выводить требования к хорошему тексту, проверять и уточнять свои выводы на основе учебника. Оценивать тексты с точки зрения сформулированных требований. Осознавать назначение редактирования текста, понимать смысл слов «редактор», «редактировать», осваивать способы улучшения текста и внесения правки. Исправлять «чужие» тексты, озаглавливать их с разных точек зрения, создавать собственные, проверять и редактировать написанное с точки зрения темы и основной мысли..


Наблюдать за развитием мысли в тексте, восстанавливать нарушенную последовательность предложений, выявлять роль первого и последнего предложений, конструировать тексты, озаглавливать их, составлять свои, осуществлять взаимо- и самоконтроль.


Выполнять действия необходимые при письме под диктовку, осуществлять самоконтроль, вносить исправления.


Воспринимать тест на слух, анализировать содержание. Читать текст, уточнять детали содержания, последовательность событий, проводить языковой анализ. Письменно воспроизводить текст, выявлять орфограммы, разграничивать решаемые и пока не решаемые орфографические задачи. писать с «окошками». Проверять написанное с точки зрения орфографии, оценивать и редактировать свой текст.


Анализировать рассказ писателя о книге, высказывать своё отношение, рассказывать о прочитанных книгах, записывать свои мысли.

Обобщать полученные знания о предложении и тексте, обсуждать высказывания персонажей, выражать своё мнение, участвовать в общей беседе, соблюдать правила общения.


Состав слова ( 8ч.: 7 ч./.)

Корень и окончание как части слов («Размышляем о словах»)

(8 ч.: 7/.)


1. Разговор о значении слова («Что в слове главное?»)


2. Знакомство с понятиями «родственные слова», «корень слова» («Собираем родственников»)


3. Закрепление введённых понятий; наблюдение за единым написанием корней в родственных словах

4. Освоение способа действия для выявления родственных слов и нахождения корня



5. Создание текста по готовому началу: совершенствование всех приобретённых умений


6. Общее знакомство с понятием «окончание» («Скоро Новый год!»)


7-8. Изложение. Написание новогодних поздравлений, пожеланий, воспоминаний, составление планов подготовки к Новому году


Наблюдать за значениями слов, выявлять зависимость произношения и написания слов от их значений, делать умозаключения о важности понимания значения слов, сравнивать сделанные выводы с информацией в учебнике, рассказывать о сделанных обобщениях. Объяснять значения слов, выбирать слова с учётом смысла текста.


Предполагать значения сочетания «родственные слова», высказывать своё мнение, анализировать слова, оценивать суждение персонажа. Читать информацию учебника, уточнять своё представление о родственных словах, выявлять опознавательные признаки таких слов, группировать слова по опознавательным признакам, находить «лишние». Знакомиться с определением понятия «корень», выводить способ действия для нахождения корня, осваивать его.


Подбирать родственные слова, группировать их, находить «лишнее» слово. Наблюдать за единообразием написания корней, получать информацию об этом из учебника. Использовать знание «секрета» корней при письме, пользоваться словарём учебника для решения орфографических задач. Наблюдать за наличием других частей в словах.


Понимать основную мысль текста, представлять рисуемую картину, словами рисовать её, раскрывать выраженную главную мысль, выбирать для этого слова, улучшать и проверять написанное.

Анализировать и критически оценивать высказывания персонажа, исправлять ошибку в построении слов, объяснять причину ошибки, делать вывод о необходимости изменения слов, сравнивать его с информацией в учебнике. Выявлять новые сведения об окончании, рассуждать о необходимости окончаний в языке. Изменять слова, составлять с ними предложения.



Читать текст, выделять предложение, выражающее главную мысль текста, наблюдать за развитием мысли, построением предложением, их связью и выбором слов. Воспроизводить текст, проверять и совершенствовать написанное.

Составлять поздравления, пожелания, вспоминать о подготовке к празднику, слушать рассказы других, обмениваться с одноклассниками своими планами.





1 Вопросы, выносимые на повторение, в программе, как правило, не указываются. Некоторое исключение составляют первый и последний разделы (обучение речи и орфографии), в которых многие вопросы на разнообразном усложняющемся материале рассматриваются на протяжении всех лет обучения.

1 Справа от черты указано общее количество выделенных резервных уроков, отводимых для дополнительного закрепления изучаемого материала. Место рекомендуемого использования этих часов показано в данном планировании тем же способом. Темы соответствующих уроков даны курсивом.