litceysel.ru
добавить свой файл
1
Учебная программа курса


«Основы информационной культуры»:

Учебная программа для учащихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений.

Введение.

В настоящее время во всем мире доминантами общественного развития становятся знания и информационные технологии, а информационный потенциал нации определяет ее социально-экономическое положение в мировом сообществе. Не случайно последнее десятилетие XX века и следующее столетие связывают с информатизацией и формированием информационного общества, рассматривая их как процесс эффективного освоения накопленных человечеством информационных ресурсов. Признак информационного общества — утверждение культа знаний, осознание того, что ни одну серьезную экономическую, социальную, техническую задачу нельзя успешно решить без переработки значительных объемов информации. Человек сегодняшнего дня немыслим без постоянного взаимодействия с гигантским потоком информации, а значит, и без постоянного пополнения багажа знаний.

Перед современной общеобразовательной школой стоит важнейшая задача — научить молодого гражданина XXI века ориентироваться в массивах информации, используя ее себе во благо, подготовить его к жизни и деятельности в условиях информационного общества. Существенную роль при этом призван сыграть курс "Основы информационной культуры".

В настоящее время отсутствует общепринятое толкование понятия "информационная культура". В рамках предлагаемого курса "Основы информационной культуры" под ней понимается систематизированная совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающая оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленной на удовлетворение информационных потребностей учащихся, возникающих в ходе как учебной, научно-познавательной, так и иных видов деятельности (самообразовательной, досуговой и др.).

Основная цель курса "Основы информационной культуры" — дать учащимся знания, умения и навыки информационного самообеспечения их учебной деятельности. Достижение этой цели осуществляется в ходе решения следующих задач:


  1. Освоение рациональных приемов и способов самостоятельного ведения поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами.

  2. Овладение методами формализованного свертывания (аналитико-синтетической переработки) информации.

  3. Изучение и практическое использование технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы (подготовка сочинений, рефератов, докладов, обзоров).

Реализации поставленных целей и задач подчинена структура курса, в составе которого выделяются пять основных разделов:

Раздел 1. Информационные ресурсы общества и информационная культура. Цель данного раздела — сформировать у старшеклассников представление о месте и роли информации в жизни человека, информационных ресурсах общества, их составе и способах преобразования. В результате изучения данного раздела учащиеся должны ориентироваться в типах и видах документов, необходимых для успешной учебы, познакомиться с основными методами свертывания информации: библиографическим описанием, выделением ключевых слов, аннотированием и реферированием.

Раздел 2. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения. Цель — отработка алгоритмов поиска по различным типам запросов, возникающих в ходе учебы. Ожидаемый результат — знание основных типов информационных запросов и технологий их выполнения; знание структуры и назначения системы каталогов и картотек библиотеки, формирование представления о библиотеке как информационно-поисковой системе. Учащиеся должны уметь вести поиск информации по адресным, тематическим и фактографическим запросам, владеть навыками информационного самообслуживания в библиотеке.

Раздел 3. Аналитико-синтетическая переработка источников информации в учебной и научно-познавательной деятельности учащихся. Цель — обучение рациональным приемам интеллектуальной работы с текстами учебных документов и формализованным методам свертывания информации. В результате учащиеся должны получить знания о логико-психологических основах чтения, принципах построения и структуре текстов, рациональных приемах работы с текстом; практические умения и навыки — умение составлять простой и сложный план, делать выписки, конспекты, правильно оформлять цитаты и список использованной литературы, подготовить формализованным способом аннотацию, реферат, безошибочно составить библиографическое описание документа.


Раздел 4. Структура, правила подготовки и оформления результатов самостоятельной работы учащихся в ходе учебной и научно-познавательной деятельности. Цель — овладение технологией подготовки документов, обусловленных задачами учебной деятельности школьников. Итогом изучения данного раздела является приобретение учащимися знаний об основных этапах и технологии подготовки доклада, реферата, обзора литературы, правилах их оформления. На примере подготовки докладов, рефератов, обзоров учащиеся должны практически показать использование знаний, умений и навыков, полученных в ходе изучения курса "Основы информационной культуры".

Как следует из целей и задач, состава и структуры курса, он призван стать основой рациональной организации учебной работы старшеклассников. Это обусловлено тем, что курс "Основы информационной культуры" полностью подчинен задачам информационного обеспечения учебного процесса. Результативность данного курса существен­ным образом зависит от организации межпредметных связей и междисциплинарного взаимодействия. Принципиально важным является соблюдение единства требований, формируемых в результате изучения курса "Основы информационной культуры", с аналогичными требованиями, выдвигаемыми преподавателями конкретных учебных дисциплин к содержанию и форме рефератов, докладов, обзоров как наиболее сложных видов самостоятельной учебной и научно-познавательной деятельности учащихся.

Для успешного восприятия курса "Основы информационной культуры" необходимо, чтобы учащиеся четко представляли себе его основные отличительные особенности:

1. Практическая направленность курса. Освоение этого курса позволит старшеклассникам более рационально работать с учебной литературой, сократить интеллектуальные и временные затраты на выполнение домашних заданий, повысить качество знаний за счет овладения более продуктивными приемами учебного труда.

  1. Междисциплинарный, интегративный характер курса: использование достижений библиотечно-библиографических дисциплин, информатики, вычислительной техники, логики, прикладной лингвистики, психологии и др.


  2. Ориентация на формализованные, алгоритмические методы поиска и аналитико-синтетической переработки информации. Использование формализованных методов свертывания дает возможность повысить оперативность и качество переработки больших объемов учебной информации, обеспечить полное и точное понимание изучаемых учебных и научных текстов.

Общий объем курса "Основы информационной культуры" рассчитан на 16 часов, включая 10 часов лекционных и 6 – практических занятий. Завершение каждой темы сопровождается тестированием.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

"ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ"




Название темы

Всего часов

в том числе

лекции

практич.

Раздел I. Информационные ресурсы общества и информационная культура.










1.1.

Введение. Исходные понятия курса «Основы информационной культуры»

1

1

-

1.2.


Первичные документы как составная часть информационных ресурсов общества.

Вторичные документы как результат аналитико-синтетической переработки информации

2

1

-


1.4.

Методика библиографического описания. Самостоятельная работа.

3

1

2




Итого по разделу

6

3

2

Раздел II. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения.










2.1

Адресный поиск и алгоритм его выполнения

Фактографический поиск и алгоритм его выполнения

Тематический поиск и алгоритм его выполнения

2

2

1




Итого по разделу

2

2

1

Раздел III. Аналитико-синтетическая переработка источников информации в учебной и научно-познавательной деятельности учащихся










3.1

Логико-психологические основы чтения

1

1




3.2

Основные приемы интеллектуальной работы с текстами учебных и научных документов


1

1







Итого по разделу

2

2




Раздел IV. Структура, правила подготовки и оформления результатов самостоятельной работы учащихся в ходе учебной и научно-познавательной деятельности










4.1.

Технологии подготовки реферативного обзора литературы

2

1

1

4.2.

Технология подготовки доклада, реферата

3

1

2

4,3

Заключительное занятие. Тестирование

1

1







Итого по разделу

6

3

3




Всего

16

10

6