litceysel.ru
добавить свой файл
1

«Утверждаю» ____________________


Директор НОУ «ЗНАНИЕ-КАПИТАЛ»

кандидат наук А.Б.Бабин


ПРОГРАММА



курса иностранного языка для дошкольников

(английский)


Липецк 2008

Программа курса иностранного языка для дошкольников

(английский)


ВВЕДЕНИЕ


Данная программа предназначена для обучения основам иностранного языка (английского) детей 5-6 лет. Необходимость появления данной программы обусловлена тем, что в настоящее время значительно возросла роль и статус иностранного языка. Иностранный язык сегодня - это средство жизнеобеспечения общества.

Низкий уровень иноязычной грамотности подрывает конкурентоспособность государства, влечет неисчислимые потери в экономике страны, мешает приращивать свое национальное богатство за счет внешней торговли и международного туризма, спорта, экономического сотрудничества. Без знания иностранного языка невозможно овладеть искусством маркетинга и менеджмента, значительно осложняется создание и функционирование совместных предприятий, замедляется информатизация общества, становится невозможной интеграция в мировые экономические структуры.

Роль иностранного языка возрастает в связи с развитием экономических связей, в связи с интернационализацией борьбы за мир и экологию, в связи с необходимостью народной дипломатии. Иноязычная грамотность наших граждан способствует формированию достойного образа (имиджа) россиянина за рубежом, позволяет разрушить барьер недоверия, дает возможность нести и распространять свою культуру.

Все больше родителей начинают понимать, что прочные основы владения иностранным языком закладываются именно в раннем возрасте, особенно если обучение носит развивающий характер. Именно благодаря изменившемуся общественному мнению иностранный язык стал обязательным компонентом обучения во многих дошкольных учреждениях, на разных курсах, в кружках, в семье. Это не случайно, ибо раннее обучение представляет прекрасные возможности для того, чтобы заложить основы для развития интереса к языковому и культурному многообразию мира, уважение к языкам и культурам других народов, развитие коммуникативно-речевого такта, коммуникабельности при общении с людьми из других стран.


Дошкольный возраст является благоприятным периодом для овладения иностранным языком. У детей дошкольного возраста есть общая потенциальная основа для обучения их общению на иностранном языке, которую определяют такие психологические факторы, как активно продолжающееся общепсихологическое развитие ребенка, совершенствование процессов мышления, памяти, речепорождения и речевосприятия и т. д., естественная познавательная активность, стремление к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, особая способность к имитации, отсутствия языкового барьера, страха и др.

Изучение иностранного языка в раннем возрасте благотворно влияет на общее психологическое развитие ребенка, его речевые способности, на расширение общего кругозора.

Все это доказывает актуальность овладения иностранным языком в раннем возрасте.

Программа рассчитана на два года обучения - 120 занятий продолжительностью по 25-35 минут (по 60 занятий в год).

Предлагаемая программа предусматривает интегративную модель обучения:

-иностранный язык и изобразительная деятельность,

-иностранный язык и музыка,

-иностранный язык и ритмика,

-иностранный язык и предметная деятельность,

-иностранный язык и география,

-иностранный язык и биология.

Ребенку-дошкольнику свойственно нерасчлененное восприятие мира, поэтому строить обучение так, чтобы создавать у учащихся единый образ мира. Базой для создания этого образа и послужит интегративное обучение.

Предлагаемая система обучения дает возможность не только приобрести знания в различных видах деятельности, т.е. дает многомерное понимание действительности, но также позволяет применить получаемые знания одновременно в различных областях жизнедеятельности.

Программа доработана и скорректирована на основании 10 летнего опыта практической работы в детских дошкольных заведениях.

Главная задача, которую призвана решить эта программа, развить способности детей, их интерес к изучению иностранного языка, а также подготовить дошкольников к обучению в начальной школе.



ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ ПО АСПЕКТАМ.


Ведущими при раннем обучении являются воспитательный и развивающий аспекты. Только развив различные способности учащихся можно заложить основу, которая в дальнейшем поможет ребенку успешно овладеть любым иностранным языком, а при необходимости стать полиглотом.

Задачи обучения иноязычной культуре дошкольников.

1 .В развивающем аспекте:

Языковые способности:

Развитие способностей к догадке:

по интонации,

по тембральной окраске голоса,

по жестам и мимике,

по немой артикуляции,

по контексту,

по словообразовательным элементам,

по соответствию звукового образа слова и его значения,

по сходности звучания родного и иноязычного слова,

по иллюстративной наглядности.


Развитие способности к различению:

оппозиций фонем (развитие фонематического слуха)

интонационных моделей (развитие звуковысотного слуха)

по тембральному оформлению фразы

различных речевых функций со слуха.


Развитие способности к имитации:

лексических единиц

грамматических конструкций и звуков

жестов, мимики, движения

интонационных моделей тембральной окраски голоса

темпов фразы.


Психические функции, связанные с речевой деятельностью:

Развитие мышления:

развитие логического мышления

развитие творческого мышления

формирование способностей к общению, самостоятельному выводу правил (генерализации)

развитие образного мышления.


Развитие памяти:

развитие ассоциативного запоминания

развитие произвольного запоминания

увеличение объема кратковременной памяти


развитие долговременной памяти

расширение объема оперативной памяти.


Развитие внимания:

развитие непроизвольного внимания

развитие произвольного внимания

развитие устойчивости произвольного внимания

развитие способности к распределению и переключению внимания.


Развитие восприятия:

развитие чувственно-эмоционального восприятия.


Развитие воображения:

развития воображения, фантазии

формирование и развитие творческого воображения

развитие целенаправленности воображения ребенка,

устойчивости его замыслов.


Развитие волевой сферы:

развитие способности контролировать свои действия по их конечному результату и по ходу его достижения.


Развитие художественных способностей:

развитие способности понимать музыку

развитие способности к драматизации.


Развитие самостоятельности учащихся, трудолюбия и активности.


Формирование основ умения общаться в элементарных ситуациях общения (статусно- ролевые ситуации).


Развитие коммуникабельности.


Формирование и закрепление мотивации к овладению иноязычной культурой.


2. В познавательном аспекте.


Знакомство с географией стран изучаемого языка

Знакомство с историей (с историческими событиями) стран изучаемого

языка.

Знакомство с праздниками, с традициями и обычаями стран изучаемого языка.

Знакомство с достопримечательностями стран изучаемого языка.

Знакомство с растительным миром стран изучаемого языка.

Знакомство с животным миром стран изучаемого языка.

Знакомство с литературными героями стран изучаемого языка.

Знакомство с литературой стран изучаемого языка.

Знакомство с любимыми игрушками детей стран изучаемого языка.


Знакомство с музыкой (песнями) стран изучаемого языка.

Знакомство с выдающимися людьми стран изучаемого языка.

Знакомство с пословицами и поговорками стран изучаемого языка.


З. В воспитательном аспекте:


Нравственное воспитание:

воспитание уважения, понимания и толерантности к другой культуре,

воспитание чувства собственного достоинства

воспитание правильной оценки себя и других

воспитание уважительного отношения к людям

воспитание бережного отношения к природе

воспитание чувства справедливости

воспитание чувства товарищества, гуманизма, чувства дружбы.


Эстетическое воспитание:

воспитание потребности в прекрасном

воспитание чувства прекрасного


Трудовое воспитание:

привитие интереса к труду

воспитание культуры умственного труда

воспитание уважительного отношения к труду

воспитание навыков самостоятельности.


Ведущими аспектами являются развивающий, познавательный, воспитательный. Учебный аспект не является ведущим при обучении ИК дошкольников.


4. В учебном аспекте:


Содержание обучения произношению:


1 .Англо-американские звуки и их сочетания (признаки фонем).

2. Словесное ударение.

З. Интонационное оформление основных коммуникативных типов англо-американских предложений.

4. Ритмический рисунок англо-американской фразы.

5. Темп.

6. Тембр.

7. Паузация.


Содержание обучения грамматической стороне речи:


1. Порядок слов в английском предложении.

2. Употребление личный местоимений.

3. Present Indefinite Tense (настоящее время).

4. Употребление притяжательных местоимений.


5. Множественное число имени существительного.

6. Past Iпdеfinitе Tense (прошедшее время).

7. Futur Indfinite Tense (будущее время).

8. Количественные числительные от 1 до 12.

4. Модальные глаголы: May, Саn, Must.

З. Present Progressive Tense (настоящее длительное время).

5. Повелительное наклонение глаголов.


Грамматические структуры:


I’m… , I’m from… , It’s … ,

I go to … , (I go by …)

I like … (I don’t like / I dislike…)

I live in …

I have …, He (she) has …

I can (not) …, Can you…?

I’m going to …

I need …

Let us …

Go to …! Come to…!

I will give …

I want … (don’t want…)

I saw (went, met) …

The weather is …

She (he) is …


Содержание обучения лексической стороне речи - учащиеся должны усвоить лексику по следующим темам:

1. Greeting

Hi! Hello! How do you do! Good morning (afternoon, evening).

I'm glad to see you (meet you).

How are you? I'm fine (O'K. Great!). I'm not well.


2. Countries (flags)

Russia, England, America, Australia, Canada.


3. Animals

giraffe, ostrich, eagle, kangaroo, monkey, dog, hen, cow, duck, cat, rooster, horse, pig, hare, fox, frog, bear, wolf, crocodile, elephant, mouse, rat, bird, fish, squirrel, chiccken, lion, tiger, pelican, hippo.


4. Transport

ship, balloon, boat, plane, spaceship, car, train, tram, bus, trolley-bus, truck, taxi, helicopter, submarine, motorcycle, bicycle, police-car, ambulance.


5. Place of living

mountains, ocean, forest, palace, meadow, lake, river, the sea, hills, house, city, field, desert.

6. Family


mother, father, sister, brother, grandmather, grandfather, aunt, uncle, cousin, son, daughter.


7. Colours

red, blue, green, yellow, orange, brown, black, pink, grey, violet, white.


8. Weather

sunny, rainy, foggy, hot, warm, snowy, windy, cold, frosty, cloudy, stormy.


9. Seasons

autumn, spring, summer, winter.


10. Food

melon, orange, banana, seeds, nut, pepper, pumpkin, corn, carrot, cucumber, tomato, cabbage, potato, strawberry, apple, pear, water-melon, grapes, peach, lemon, plum, gooseberry, cherry, juice, water, tea, coffee, milk, jam, bubble gum, candies, chocolate, suger, ice-cream, honey, cake, cheese, sausage, egg, bread, meat.


11. Toys

top, soldier, bear, horse, robot, blocks, scooter, doll, ball, cooking set, plane, hare, puppet.


12. Pantry

cup, glass, plate, spoon, fork, knife, pan, tea-pot, sauser.


13. Furniture

table, chair, sofa, bed, wardrobe;

door, ceiling, floor, wall, window.


14. Clothes

shoes, skirt, dress, shirt, pants, socks, hat, cap, jeans, blouse, T-shirt, gloves, boots, coat, scarf, sweater.


15. Parts of body

head, neck, body, face, hand, arm, leg, foot (feet), finger, eye, ear, nose, mouth, lips, toes, knees, shoulders.


16. Holidays

New Year Day, Christmas, Easter, St. Valentine's Day, Halloween, Thanksgiving Day, Birthday.


17. Verbs

like, live, love, need, swim, run, jump, go, play, travel, fly, walk, draw, come, see, meet.


18. Adjectives

nice, good, beautiful, ugly, short, long, fast, slow, dangerous, magic, real, usual.


19. Features of characters

kind, clever, lazy, silly, sly, strong, brave, hard-working, polite, shy.



20. Words of politeness

please, thank you, sorry, excuse me.


Виды деятельности


Reading, Speaking, listening, Writing.

Warm-up activities:

doing physical exercises, Playing games, Singing, Dramatizing the dialogues and the tales, Dancing, guessing crosswords and puzzles, Drawing, Miming, Acting, Imitating the voices of the animals.


В основе программы лежит учебно- методический комплект “Hi, American English!”


СПЕЦИФИКА ЗАНЯТИЙ.

Процесс обучения дошкольников имеет ряд специфических особенностей.

1. для ребенка важно, что «приносит» язык с собой, поэтому содержательные аспекты обучения (о чем говорить, что слушать, что делать, в том числе и с помощью языка) являются приоритетными над языковыми, при этом содержание обучения должно затрагивать интересы дошкольников и отвечать их потребностям в общении и познании.

2. Занятие должно рассматриваться не как урок (в традиционном его понимании), а как организация совместного дела (т.е. именно занятия) с детьми. В этих целях необходимо широко практиковать групповые, коллективные формы работы, в процессе которых язык органично вливается в деятельность и сопровождает ее естественным образом. Важно создать условия, в которых ребенок чувствует себя раскованным и свободным, испытывает положительные эмоции.

З. Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей ­дошкольников, необходимо использовать в качестве важного методического приема - игру, позволяющую создать ситуацию, в которой ребенок не может отмолчаться . При этом следует обращаться не только к сюжетно-ролевым играм, ставшими традиционными в практике обучения, но и к подвижным играм, в которых может отрабатываться разнообразный языковой материал, (мимическим играм, пальчиковым, играм с фишками и кубиком (типа лото), домино, память, складывающиеся картинки и др.)

4. Ребенок овладевает новым для него языком в процессе взаимодействия (общения со взрослым и друг с другом, друзьями), героями сказки. При этом важно:


-чтобы ребенок понимал цель каждого своего речевого и неречевого действия, его конечный результат, а также испытывал желание и потребность в использовании иностранного языка как средство общения.

-чтобы в процессе общения использовалась увлекательная и доступная детям информация (сказочный сюжет, необычные приключения героев сказок и т.д.,) вводились в создаваемый сюжет постоянно действующие или меняющиеся персонажи, обладающие своим “характером”, “историей”, позволяющие организовать на основе сюжета типичное для дошкольников и любимое ими слушание, рассказывание и разыгрывание историй.

5. Поскольку ребенок не может успешно развиваться без того, чтобы все свои мысли, знания и умения воплощать в различных типах детской деятельности, то в практике обучения необходимо гораздо шире использовать возможности изобразительной, музыкальной, танцевальной и другой деятельности.

Занятия не требуют от ребенка выполнения скучных “технических” упражнений по запоминанию иностранных слов и грамматических конструкций.

Его ожидают уроки, полные всевозможных “приключений”. Во время посещения с лягушкой-путешественницей англоязычных стран ребенок знакомится с историей, традициями, обычаями и праздниками этих стран, встречаются с литературными героями англоязычной детской литературы: Мери Поппинс, Дядюшкой Римусом, Маугли, героями сказок Киплинга и многими другими.

Занятия построены таким образом, что ребенок для того чтобы помочь своим любимым героям выбраться из всевозможных смешных, забавных и опасных ситуаций, должен во время путешествия что-то понять, сказать на английском языке. Действуя подобным образом, ребенок не только незаметно для себя усваивает большое количество речевых функций, лексического и грамматического материала, но и развивает лингвистические способности и психические функции необходимые для овладения иностранным языком.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ВЛАДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКАМИ


УМЕНИЯМИ СЛУШАТЬ И ПОНИМАТЬ ИНОЯЗЫЧНУЮ РЕЧЬ.

-понимать дидактическую речь учителя (в изучаемых пределах) и выполнять требуемые учебные задания,

-понимать изучаемые клише речевого этикета и вежливо отвечать на речевые иноязычные реплики;

-понимать содержание устных монологических высказываний (4-6 фраз) в учебном аудио- и видеотексте, речи учителя в пределах изучаемого коммуникативно-речевого репертуара и тематики учебного общения;

-подбирать рисунки-иллюстрации из ряда предложенных к сюжетам сказок (раскрасить картинки, иллюстрирующие содержание рассказанного).


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСТНОГО ОБЩЕНИЯ

НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ.

После окончания языкового курса дошкольники должны уметь:

-представлять себя, членов своей семьи и друзей;

-вежливо здороваться с ровесниками и людьми, которые старше по возрасту;

-прощаться;

-вежливо выражать согласие \несогласие;

-выражать понимание/непонимание;

-вежливо выражать просьбу;

-выражать намерение что-либо делать;

-выражать пожелание;

-выражать мнение о чем-либо (о сказке, кто злой/добрый и т.д.. кто понравился/не понравился;

-приносить извинения;


ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ТИПЫ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

ДЛЯ АУДИРОВАНИЯ.

1. Краткие дидактические инструкции на английском языке.

2. Учебные диалогические клише (4-б реплик), используемые:

-при каждодневном приветствии людей друг друга, при прощании;

-при представлении незнакомых людей друг другу;

-при расспросе о хобби, семье, доме, самочувствии;

-при уплате за покупку;

-при выражении просьб и пожелании;

-при выражении сочувствия;

-при поздравлении.

З. Учебные монологические высказывания-клише, используемые при:

-самопредставлении;

-описании семьи, членов семьи, их возраста, интересов, описании дома;

4. Аудирование учебной видео продукции типа “Turnip”.