litceysel.ru
добавить свой файл
1
УТВЕРЖДАЮ


Ректор

Волгоградского госуниверситета

__________________ О.В. Иншаков

«__» _______________ 2009 г.


ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ


Экзаменационные требования

к знаниям, умениям и навыкам

по литературе


На письменном экзамене, который проводится в форме сочинения, абитуриенту предлагается на выбор 57 тем: по литературе первой половины IX в., по литературе второй половины IX в., по литературе XX в., а также на свободные темы литературного, публицистического характера (в последнем случае также необходимо использовать литературный материал) или по личным впечатлениям в форме, соответствующей одному из жанров научной, художественной и публицистической литературы (научная статья, литературно-критическая статья, рецензия, обзор, эссе, дневниковая запись, очерк, путевые заметки, эпистолярный жанр с использованием литературного материала).

На экзамене в форме сочинения (или письменном экзамене по литературе) абитуриент должен показать:


  • знание текстов перечисленных в программе произведений, их проблематики и художественных особенностей;

  • понимание основных этапов историко-литературного процесса IX-XX веков, роли изучаемого автора и произведения в литературном процессе, эстетических и нравственно-философских ценностей художественного произведения, специфики литературы как искусства слова;

  • умение рассматривать каждое художественное произведение в единстве содержания и художественной формы, конкретно-исторического и общечеловеческого аспектов;

  • владение монологической формой письменной речи;

  • умение писать сочинение на литературную тему.


При анализе художественного произведения абитуриенту необходимо показать знание следующих вопросов:
  • творческая история произведения, его связь с эпохой написания; значение для нашей современности;


  • литературные понятия и термины: художественный образ; персонаж, характер, повествователь;

  • тема, проблема, идея, авторская позиция и способы ее выражения (роль заглавия, эпиграфов, в драматическом произведении – ремарок), автор в художественном произведении;

  • композиция, сюжет, конфликт, внесюжетные элементы (лирические, философские и публицистические отступлении, вставные эпизоды);

  • система образов; основные и второстепенные персонажи произведения, средства создания образов (портрет, пейзаж, интерьер, художественная деталь, действия и поступки, речевая характеристика, приемы психологического анализа), в лирическом произведении – образ лирического героя; в драматургическом произведении – ремарка, внесценические персонажи;

  • особенности художественной речи (эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, гипербола, аллегория, символ, ирония, сатира, гротеск, эзопов язык, антитеза); диалог, монолог;

  • жанр произведения.


Абитуриенту необходимо высказать и обосновать свое отношение к художественному произведению и творчеству автора.

При анализе художественного произведения поступающий в высшее учебное заведение должен продемонстрировать также знание следующих теоретико-литературных понятий:

  • литературные направления (классицизм, романтизм, реализм, модернизм);

  • роды художественной литературы (эпос, лирика, драма), их основные жанры;

  • стихотворные размеры (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест).

В работе над сочинением абитуриенту следует избегать как пересказа содержания, так и общих поверхностно-упрощенных суждений, одинаково применимых к любому писателю и к любому произведению. Необходимо как можно более полно и глубоко раскрыть тему, проявив при это самостоятельность суждений, умение логически мыслить и грамотно излагать мысли, аргументировать свои высказывания конкретным анализом литературных произведений.


в работе над темами сравнительно-сопоставительного плана (то есть включающими в себя произведения не одного, а двух и более писателей) абитуриенты должны стремиться именно к сравнительному анализу, то есть к выявлению сходства и различий в творчестве каждого из рассматриваемых писателей, к раскрытию взаимодействия общего и особенного, индивидуального, своеобразного. Работа такого рода должна строиться не как последовательно-перечислительное рассмотрение проблемы сначала у одного, потом у другого писателя, а как живое сопоставление.

Необходимо иметь в виду, что на экзаменах не разрешается пользоваться каким-либо источниками (включая тексты произведений, научно-критическую литературу и т.д.).


ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ


В.А. Жуковский. Невыразимое. Море. Светлана.

*Лесной царь1.

А.С. Грибоедов. Горе от ума. Статья И.А. Гончарова «Мильон терзаний».

А.С. Пушкин. К морю. Деревня. К Чаадаеву. Вольность. Арион. Анчар. Пророк. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». «Я Вас любил…». «На холмах Грузии…». «Я помню чудное мгновенье….». Осень. «Во глубине сибирских руд…». Зимнее утро. «Брожу и я вдоль улиц шумных…». Из Пиндемонти.

Евгений Онегин. Статья В.Г. Белинского «Сочинения Александра Пушкина» (8-я и 9-я).

*Поэт. Поэту. Поэт и толпа. Эхо. Моя родословная. «Два чувства дивно близки нам…». Бородинская годовщина. 19 октября («Роняет лес багряный свой убор…») Элегия («Безумных дней угасшее веселье…») и др. (по выбору абитуриента).

*Дубровский. Капитанская дочка. Медный всадник. Полтава. Борис Годунов. Повести Белкина (одна из повестей по выбору абитуриента).

*И.А. Крылов. Квартет. Слон и Моська. Мартышка и Очки. Кукушка и Петух. Зеркало и Обезьяна. Волк на псарне.

М.Ю. Лермонтов. «И скучно и грустно…». «Есть речи – значенье…». Завещание («Наедине с тобою, брат…»). Утес. Сон («В полдневный жар в долине Дагестана…»). Смерть поэта. Поэт («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»). Бородино. Дума. Родина. «Как часто, пестрою толпою окружен…». Парус. «Выхожу один я на дорогу…».


Герой нашего времени. Мцыри. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова.

Статьи В.Г. Белинского «Стихотворения М. Лермонтова» и «Герой нашего времени».

*Молитва («Я, матерь божия, ныне с молитвою…»). Пророк. Желание. «На севере диком стоит одиноко…». Узник. Пленный рыцарь. «Когда волнуется желтеющая нива». «Я не унижусь пред тобою…». «Демон».

Н.В. Гоголь. Мертвые души. Ревизор. Шинель.

*Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород.

А.Н. Островский. Гроза. Бесприданница.

Полемика в критике (статьи Н.А Добролюбова «Луч света в темном царстве», Д.И. Писарева «Мотивы русской драмы», А.А. Григорьева «После «Грозы» Островского).

*Снегурочка. Лес (по выбору абитуриента).

И.А. Гончаров. Обломов.

*Произведение в оценке критики (статьи Н.А. Добролюбова «Что такое обломовщина?», Д.И. Писарева «Обломов». Роман И.А. Гончарова»).

И.С. Тургенев. Отцы и дети. Записки охотника (2-3 рассказа по выбору абитуриента).

*Дворянское гнездо. Рудин.

Полемика в критике (статьи Д.И. Писарева «Базаров, М.А. Антоновича «Асмoдей нашего времени», Н.Н. Страхова «Отцы и дети» И.С. Тургенева).

Стихотворения в прозе (по выбору абитуриента»).

*Ася. Вешние воды (по выбору абитуриента).

Н.С Лесков. Левша.

*Очарованный странник. Леди Макбет Мценского уезда.


Стихи русских поэтов IXX века

Ф.И. Тютчев. *«О, как убийственно мы любим…». «Умом Россию не понять…». Весенние воды. К.Б. («Я встретил вас…»). Silentium! Последняя любовь и др. (по выбору абитуриента).

А.А. Фет. *«Это утро, радость эта…». «Шепот, робкое дыханье…» и др. (по выбору абитуриента).

Н.А. Некрасов. Коробейники. Размышления у парадного подъезда. Железная дорога. На Волге. Родина. Элегия («Пускай нам говорит изменчивая мода…»). Поэт и гражданин. Нравственный человек. Тишина. Памяти Добролюбова. Кому на Руси жить хорошо.


*Школьник. Крестьянские дети. «Вчерашний день, часу в шестом…». «Блажен незлобивый поэт…». Рыцарь на час. Сеятелям. «Еду ли ночью по улице темной…». «Что ты, сердце мое, расходилося?...». «Умру я скоро…». «Я не люблю иронии твоей…». «О, письма милой женщины, нам милой!». (по выбору абитуриента).

М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки (2-3 по выбору абитуриента).

*Господа Головлевы. История одного города.

Л.Н. Толстой. Война и мир. После бала.

*Анна Каренина. Воскресенье.

Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание.

*Идиот.

А.П. Чехов. Ионыч. Смерть чиновника. Человек в футляре. Вишневый сад.

*Хамелеон. Душечка. Студент.


Проза конца 19-начала 20 века


И.А. Бунин. Господин из Сан-Франциско.

*Антоновские яблоки. Темные аллеи.

А.И. Куприн. Гранатовый браслет. Олеся (по выбору абитуриента).


Поэзия Серебряного века


*Стихи К. Бальмонта, В. Брюсова, М. Волошина. Н. Гумилева, О. Мандельштама, И. Северянина, Ф. Сологуба, В. Хлебникова, М. Цветаевой (2-3 стихотворения по выбору абитуриента).


А.А. Ахматова. «Смуглый отрок бродил по аллеям…». «Сжала руки под темной вуалью...». Вечером. «Мне голос был. Он звал утешно…». «Не с теми я, кто бросил землю…». «Небывалая осень построила купол высокий…». Творчество. Мужество. Приморский сонет. Родная земля. и др. (по выбору абитуриента).

Реквием.

А.А. Блок. Фабрика. Незнакомка. «О, весна без конца и без краю…». На железной дороге. «О, я хочу безумно жить…». Русь. Россия. Цикл «На поле Куликовом». «О доблестях, о подвигах, о славе…».

Двенадцать.

*«Вхожу я в темные храмы…». «Девушка пела в церковном хоре…». Осенняя воля. «Рожденные в года глухие…». Скифы. Цикл «Кармен».

М. Горький. Старуха Изергиль. Песня о Соколе. Песня о Буревестнике. Макар Чудра. Челкаш (1-2 рассказа по выбору абитуриента).


На дне.

*Мать.

С.А. Есенин. Береза. Песнь о собаке. «Не бродить, не мять в кустах багряных..». «О красном вечере задумалась дорога…». «Мир таинственный, мир мой древний…». «Неуютная жидкая лунность…». Письмо к женщине. Собаке Качалова. «Шаганэ, ты моя Шаганэ!». «Гой ты, Русь, моя родная…». Русь советская. «Не жалею, не зову, не плачу…». «Отговорила роща золотая…».

*Анна Снегина.

*«Выткался на озере алый свет зари…». «Поет зима – аукает…». «Я последний поэт деревни…». Письмо матери. «Я иду долиной…». «Мы теперь уходим понемногу…». «Спит ковыль. Равнина дорогая…»٭.

В.В. Маяковский. Послушайте! Хорошее отношение к лошадям. Нате! Облако в штанах. О дряни. Прозаседавшиеся. Товарищу Нетте – пароходу и человеку. Разговор с фининспектором о поэзии. Сергею Есенину. Юбилейное. Во весь голос. Письмо Татьяне Яковлевой.

*Мама и убитый немцами вечер. «Необычайное приключение…». Клоп. Баня.

*Лиличка! Вместо письма.

*Про это. Хорошо! (по выбору абитуриента).

*Б.Л. Пастернак. Гамлет. Зимняя ночь («Мело, мело по всей земле…»). Рассвет. «Во всем мне хочется дойти…». «Быть знаменитым некрасиво…». Единственные дни. «Февраль. Достать чернил и плакать!...» (и другие стихотворения по выбору абитуриента).

Тема революции и гражданской войны в произведениях: И. Бабеля «Конармия», М. Булгакова «Белая гвардия», А. Фадеева «Разгром» (по выбору абитуриента).

А.Т. Твардовский. Василий Теркин.

М.А. Булгаков. Мастер и Маргарита. Собачье сердце.

М.А. Шолохов. Тихий Дон. Судьба человека.

Человек на войне в произведениях Ю. Бондарева, В. Быкова, К. Воробьева, В. Гроссмана, В. Кондратьева, В. Некрасова, К. Симонова, М. Шолохова (по выбору абитуриента).

Возвращенная литература: произведения Ю. Домбровского, Е. Замятина, Б. Пастернака, А. Платонова, В. Шаламова (по выбору абитуриента).


Литература русского зарубежья: произведения И. Бродского, И. Бунина, В. Войновича, В. Набокова, И. Шмелева (по выбору абитуриента).

А.И. Солженицын. Один день Ивана Денисовича. Матренин двор. *Архипелаг ГУЛАГ.

Литература 2-й половины 20 – начала 21 в. Основные темы, проблематика, герои, тенденции литературного процесса на примере произведений следующих авторов: Ф. Абрамова, Ч. Айтматова, В Астафьева, В. Белова, А. Вознесенского, В. Высоцкого, Ф. Искандера, Б. Окуджавы, В. Распутина, В. Шукшина, Т. Толстой, Л. Улицкой, В. Маканина и др. (2-3 произведения по выбору абитуриента).



1 для абитуриентов, у которых литература является профилирующим экзаменом.