litceysel.ru
добавить свой файл
1

Программа по ФИЛОСОФИИ И МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ

Раздел 1. Предметная сфера философии науки.

Тема 1. Философия науки как философское направление и как

философская дисциплина.


Философия науки - направление современной философии, исследующее характеристики научно-познавательной деятельности. Выявление роли и значимости науки, особенностей роста научного знания, характеристик когнитивной и теоретической деятельности.

Четыре этапы развития философии науки. Эволюция философии науки в сторону социокультурных аспектов знания. Основная проблематика: идея единства научного знания, задача построения целостной научной картины мира, анализ причинности, соотношения динамических и статистических закономерностей, структурные характеристики научной деятельности, проблема демаркации и обоснования науки.

Философия науки как современная самостоятельная дисциплина, осмысляющая социально-культурные функции науки. Концептуальный аппарат и стержневые проблемы философии науки. Основные задачи философии науки. Взаимовлияние концепций, сложившихся в рамках философии науки как направления, и теоретических обобщений данной дисциплинарной области. -Основные ориентации философии науки .- О типологии представлений о природе философии науки.- Тенденции персонификации научной тематики. –Соотношение философии науки, науковедения, социологии науки и наукометрии.


Тема 2 . Соотношение философии и науки.


Предметность наук и универсальность философии. - Естественные, общественные и технические науки. - Понятийный аппарат науки и категориальный язык философии. -Научные революции. - Особенности метода философской рефлексии. - Важен не только достигнутый результат, но и путь к результату . - Факты науки и умопостигаемые сущности в философии.- Точное знание и смысложизненная проблематика философии.

Два типа наук. Номологические и идеографические науки.

ТЕМА 3. В ЧЕМ СПЕЦИФИКА ЭПИСТЕМОЛОГИИ, ГНОСЕОЛОГИИ, МЕТОДОЛОГИИ ?


Соотношение эпистемологии, гносеологии и методологии. Предмет эпистемологии и круг ее проблем. Эпистемологию от греч. (episteme)- знание. Особенности эпистемологических концепций.- О двух традициях в эпистемологии: теория как описание и теория как объяснение. –Виды эпистемологии ХХ века.

Гносеология как учение о сущности познавательной деятельности, ее основных предпосылках и условиях. -Основные направления в гносеологии. Гносеологический идеал. Принцип отражения в гносеологии. Специфика гносеологического образа.

О двух аспектах понятия методологии. Операциональная и конструктивная составляющие методологии. Методолог знает тайну метода. - Основная классификация методов научного познания. Понятие "методологическая культура", “методологические барьеры”.- О современной методологии.


ТЕМА 4. НАУКА КАК СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ФОРМА ПОЗНАНИЯ.


Природа и социокультурный статус науки. - Наука как социокультурный феномен. Наука как форма деятельности и как социальный институт. Проблема исторического возраста науки. - Социальные функции науки.-Наука в контексте экономических, социально-психологических, идеологических и организационных отношений. -Науки в традиционных и техногенных обществах. - Макроконтекст и микроконтекст науки. -Классификация функций науки.

Специфика научного подхода.- Проблема критерия научности.- Проблема д е м а р к а ц и и (разделения) науки и ненауки. По какому основанию можно классифицировать многообразнные формы знания: научное, вненаучное, квазинаучное, лженаучное, паранаучное, антинаучное. - Что значит "знать"?


ТЕМА 5. СТРУКТУРА И ДИНАМИКА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ.

Основания науки и структурные характеристики научной деятельности. - Дисциплинарное разделение науки. -Общественных, технические и естественные науки. - Расширение понятия объективности. -Динамические и статистические закономерности. - Понятие эвристичности и когерентности. -Уязвимость процедуры обоснования.- Расчленяющее - аналитическое и обобщающее - синтетическое знание. – Вопрос –проблема –гипотеза -теория-концепция .-Что есть истина? - Анализ специфики технических наук.


Многообразие моделей роста научного знания.- Кумулятивизм и антикумулятивизм. Дифференциация и интеграция научного знания. -Традиции и новации в науке.

Идея единства научного знания. - Суть дискуссии экстерналистов и интерналистов.

Тема 6. Сциентизм и антисциентизм.


. Специфика сциентизма и антисциентизма. - Ориентации сциентизма и антисциентизма. - Ограничение идеи гносеологической исключительности науки. -Расширение сферы научного интереса.

Аргумента сциентистов.- Аргумента антисциентистов. - Нетрадиционные аспекты внутри науки. - Поиск методологических дефектов и размывание границ научности.

Сциентистские тенденции в науке и гуманитарном знании. -Дилемма сциентизма - антисциентизма как проблема культурного и социального выбора.-О феминистской критике науки.

ТЕМА 7. Является ли научная рациональность синонимом философии и методологии науки?


Рациональность как абсолютная общезначимость.- Рациональность как мысленное конструирование идеальных объектов. -Рациональность как следование разумной норме.- Различные модели рациональности. - Неклассический и постнеклассический образ рациональности. - Безбрежность “новой” рациональности. -Трудности прогноза внутреннего и внешнего состава события. - Идея структурности рациональности. - Чем ограничена рациональность? -Рациональность в структуре сознания. -Функции рациональности.


ТЕМА 8. Философский портрет ученого. Научная элита и интеллектуалы.

Как выглядит современный ученый? Пол Фейерабенд об Имре Лакатосе.- Труд ученого.- Ученый - это воин. -“Люди знания”.-Дж. Холтон о мотивах, движущих учеными.- Амбивалентность ценностно-нормативной сферы (концепция Мертона). -Проблема достижения консенсуса. -О призвании ученого. - Научная элита и интеллектуалы. –Ученый и проблема институциализации науки.- Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого.- Рационализм и интуиция как способы поведения ученых в исследовательском процессе.



Раздел 2. Современные концепции философии науки. Мир эпистемологов.

Тема 9. Возникновение философии науки как направления современной философии.

Значение интеллектуальных инновации первого позитивизма для философии науки. Дж. Миль, О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Гершель - имена, стоящие у истоков философии науки. Анализ тезиса - "все знание из опыта, источник опыта в ощущениях". Отказ от исследования онтологической проблематики. Дж. Миль и его "Система логики". Индуктивистская трактовка логики как общей методологии наук. Четыре метода опытного исследования наук: метод сходства, метод разницы, метод остатков и метод сопутствующих изменений. Стремление привести научно- познавательную деятельность в соответствие с индуктивистским познавательным идеалом. Провозглашение унифицирующего подхода и вера в единообразие природы.

Концепция "позитивной (положительной) науки О. Конта. Пять значений определения позитивного. Задачи систематизации, упорядочивания и кодификации научных выводов. "Курс позитивной философии" О. Конта и его основная задача - применить идею научности ко всем проявлениям природы и общества. Наука как высшее достижение интеллектуальной эволюции. Первая классификация наук. Научные теории - великие логические факты. Преобразование системы образования на основе общих правил. Порядок - неизменное условие прогресса.

Идеи нарастающей структурности - суть концепции Г. Спенсера. Главная задача философии - в объединенности и общности знаний. Десятитомная "Синтетическая философия" Г. Спенсера и феноменологическое истолкование науки как связи внешних явлений.- Вопрос о взаимосуществовании религии и науки.


Тема 10. Конвенциализм и проблемы конвенциалистской

эпистемологии.

Конвенциализм как философско-методологическая установка и как второй этап развития философии науки. Содержательные основоположения науки - основной предмет анализа. Революционные изменения в основаниях наук. Задача унифицирования языка науки. Изгнание "псевдонаучных утверждений". Аналитичность языка науки.


А. Пуанкаре как "первый авторитет" и "последний универсалист".- основоположник концепции конвенциализма. Идея упорядоченной, организованной науки. Основные начала науки - суть конвенции. Определение конвенции. Проблема произвольности и условности конвенций. Роль гипотезы. Объективность как общезначимость. Стремление к простоте, пользе и удобству, переосмысление фундаментального научного понятия - закон.

Антропологическая ориентация второго этапа философии науки. Признание интуиции в качестве основного инструмента научного открытия. О неустранимости конвенциальных элементов из корпуса науки. Тезис о несоизмеримости теорий как следствие конвенциализма. Размывание нормативной составляющей методологии.

Психофизика Маха и переосмысление основных категорий науки. Чистое описание фактов чувственного восприятия - идеал науки. "Принцип экономии мышления" в системе обоснования. Преимущества и самодостаточность описания явлений.

О двух традициях в эпистемологии: теория как описание и теория как объяснение. Критика индуктивистской методологии Дюэмом (Дюгемом).О недостаточности кумулятивизма.

Тема 11. Анализ языка науки и логика научного исследования.

Вторая треть двадцатого века - новая тематика рефлексивного анализа науки. Язык как нейтральное средство познания. Гносеологическая первичность результатов наблюдения. Протокольные предложения - начальный пункт научного исследования. Связь методологической программы Венского кружка (Шлик, Нейрат, Гедель, Фейгл, Рейхенбах, Франк, Айер, Нагель, Карнап) с эпистемологией Маха. Принцип верификации как редуцирование к чувственно данному. –Экзальтированный эмпиризм.

Модель роста научного знания Р. Карнапа.- Протокольные предложения- гносеологически первичные достоверные чувственные переживания субъекта. Проблема интерсубъективности науки. - Замена феноменальной трактовки протокольных предложений "вещная" трактовка протокольных предложений. В чем суть верификации в контексте теории протокольных предложений. -Программа очищения гауки от бессмысленных псевдопредложений.


Диллема теоретика (Гемпель). Принципиальная невозможность полной формализации научного знания в целом. Теорема о неполноте (Гедель).

Тема 12. Проблемы роста научного знания.


Проблема демаркации и ее значение для построения теории роста научного знания. Альтернатива верификации - фальсификация. Критика принципа индуктивизма. Несостоятельность инструкции "Наблюдайте". Гипотетико-дедуктивная модель научного исследования. Принцип "фаллибилизма". Степени фальсифицируемости и риск теории.

Критический рационализм как опровержение претензии на обладание абсолютной истиной. Четыре этапа развития критического рационализма. Методологические и эпистемологические следствия модели роста научного знания К. Поппера.


Тема 13. Релятивность норм познавательной деятельности.


Семидесятые годы ХХ века - отдельный период философии науки. Стадия “пост” критического рационализма. - Идеи релятивности норм научно-познавательной деятельности - новые приоритеты философии науки.

Концепция неявного, личностного знания как новая теоретико-методологическая позиция в философии науки М. Полани. -. Шаг в сторону социологии науки и гештальтпсихологии. -Преодоление ложного идеала деперсонифицированного знания. Антропологические ориентации концепции неявного, личностного знания, мотивы личного опыта, внутренней веры, заинтересованность ученого, его личная ответственность. Опровержение задачи создание унифицированного языка науки от М. Полани. Три основные области личностного знания. -Признание неартикулированного знания. Смысл знания неотделим от личной уверенности.

Эволюционная эпистемология как альтернативная методологическая ориентация. Основные заявки эволюционной программы. Познание как момент развития эволюции живой природы- суть эволюционной эпистемологии (С. Тулмин). Использование понятийного аппарата теории органической эволюции: "популяции понятий" (теории), "мутации" (изменение концепций), естественный и искусственный отбор ( критика и самокритика). Эволюция как улучшение понимания. - Соотношение внутринаучных и вненаучных факторов. -Роль "научной элиты".



ТЕМА 14. ИСТОРИКО-ЭВОЛЮЦИОНИСТСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ. Т.КУН, И. Лакатос, Дж. Холтон.

Наука - это не система знаний, а деятельность научных сообществ. -. Представление о парадигме и дисциплинарной матрице.- Структура парадигмы. - "Нормальная наука" и научная революция. -Прогресс "нормальной" науки.- Чем же обусловлена смена периодов спокойного развития науки и периодов ее революционного развития? - Симптомы и характеристики научной революции.- Научные сообщества и особенности таких форм организации науки как научные школы, научные коллективы?

Логико-нормативная модель роста знания. Понятие научно- исследовательской программы. И. Лакатос. -Понятие эвристики.- Роль положительной и отрицательной эвристики в научно-исследовательской программе И. Лакатоса.

Тематический анализ науки. Концепция Дж. Холтона.


Тема 15. Плюрализм в эпистемологии.


Плюрализм как множество равноправных типов знания. -Антагонизмы современной науки: несоизмеримость правил, которыми руководствуются ученые, границы рациональности. Идеи "теоретического реализма" П. Фейерабенда. Альтернативность в науке как возможность существования взаимонесоизмеримых теорий. Суть принципа пролиферации теорий. От плюрализма теорий к плюрализму традиций. Относительность критериев рациональности в познании и деятельности.

"Против методологического принуждения. Очерк анархистской теории познания" П. Фейерабенда -памятник релятивизму в науке. Методологические и мировоззренческие следствия принципа "anything goes" (все пойдет, все дозволено).- Наука должна быть уравнена с магией.- Фейерабенд в защиту астрологии. О реальный ограничениях деятельности ученого.


ТЕМА 16. Из фонда отечественной философии науки.

Опыт отечественных исследований: Чижевский, Циолковский, Вернадский. Гумилев. Ноосфера - сфера разума. Биосфера как пленка жизни. - О термине "ноосфера".- Ноосфера как эволюционный скачок в планетарном и космическом развитии.-Значимость гуманистической научной мысли. -Границы ноосферы.-О значении нового вида энергии. -Два сценария развития ноосферных процессов.- Необходимость "экологического императива".- "Мысль - сила и ничто не остановит ее"( В. Вернадский). -Философские аналоги идеи В. Вернадского.


Пассионарность, коэволюция, представление о квантовом единстве мира, проблема корреляции будущего, виртуалистика, клонирование - проблемы философии науки XXI века. Мировоззренческие итоги развития науки ХХ века. Размышления о науке будущего.


Дискуссия на тему: Как реформировать Российскую науку?

Литература:

1. Наука в России: состояния, трудности, перспективы (материалы круглого стола)//Вопросы философии 1994, № 11.

2. Как реформировать Российскую науку //Новости РФФИ Вып.2, ноябрь,1997.

3. Юревич А.В., Цапенко И.П. Функциональный кризис науки//Вопросы философии,1998,№ 1 с.17-29

4. Сравнительный анализ вклада стран в общемировой прогресс науки // Там е. с. 43-49

Рекомендуемая литература


  1. Агацци Э. Моральное измерение науки и техники. М.,1998.

  2. Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. М.,1999.

  3. Башляр Г. Новый рационализм. М., 1987.

  4. Бернар Дж Наука в истории общества. М.,1956.

  5. Бургин М.С. Кузнецов В.И. Введение в современную точную методологию науки. М., 1994.

  6. В поисках теории развития науки (Очерки западноевропейских и американских концепций ХХ века). М.,1982.

  7. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. М.,1980.

  8. Гемпель К.Г. Логика объяснения. М., 1998.

  9. Злобин Н. Культурные смыслы науки. М., 1997.

  10. Ильин В.В. Критерии научности знания. М.,1989.

  11. Ильин В.В.Теория познания. Эпистемология. М., 1994.

  12. Исторические типы рациональности. Т.1. М., 1995.

  13. Карнап Р. Философские основания физики. М.,1971..

  14. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем.М.,1994.

  15. Кохановский В.П. Философия и методология науки. Ростов-на-Дону,1998.
  16. Кравец А.С. Методология науки. Воронеж, 1991.


  17. Кун Т. Структура научных революций. М., 1978.

  18. Лакатос М. История науки и ее рациональная реконструкция//Структура и развитие наука. М.,1978

  19. Лакатос И. Бесконечный регресс и основания математики.//Соврем6нная философия науки. М..1996.

  20. Лакатос И. Методология научных исследовательских программ //Вопросы философии. 1995. №4.

  21. Лешкевич Т.Г. Философия науки. Мир эпистемологов. Ростов-на-Дону, 1994.

  22. Лешкевич Т.Г. Философия науки: Традиции и новации. М., 2001

  23. Мамчур Г.А., Овчинников Н.Ф., Огурцов А.П. Отечественная философия науки: Предварительные итоги. М.,1997.

  24. Микешина Л.А., Опенков М.Б. Новые образы познания и реальности. М.,1997.

  25. Никифоров А.Л. Философия науки: История и методология. М., 1998.

  26. Полани М. Личностное знание. М.,1985.

  27. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

  28. Порус В.П. Эпистемология: некоторые тенденции //Вопросы философии.1997. №2.

  29. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.

  30. Пуанкаре А. О науке. М., 1990.

  31. Современная философия науки. М., 1996.

  32. Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М.,1992.

  33. Степин В.С. Теоретическое знание. М., 2000.

  34. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1996.

  35. Структура и развитие науки. М., 1978.

  36. Тулмин С. Человеческое понимание. М., 1984

  37. Фейерабенд П .Избранные труды по методологии науки. М.,1986.

  38. Философия и методология науки. Ч. 1-2. М.,1994.

  39. Философия науки. Вып.1 -5. М., 1995 - 1999.

  40. Франк Ф. Философия науки. М., 1960.

  41. Хакен Г. Синергетика. М., 1980.

Холтон Дж. Тематический анализ науки. М., 1981.