litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3 4


ВРЕМЕННЫЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ПРОГРАММА

ПРОВЕДЕНИЯ АККРЕДИТОВАННЫМИ ПРИ МИНФИНЕ РОССИИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ АУДИТОРСКИМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ

ПРОВЕРКИ КАЧЕСТВА АУДИТОРСКИХ УСЛУГ

(одобрены Советом 26.05.2005 г. (протокол № 36))


Содержание


1. Введение 3

2. Общие положения 5

3. Цели внешней проверки, проводимой уполномоченным органом по контролю качества 7

4. Требования к контролеру качества 10

5. Этапы организации внешнего контроля и сроки проверки 13

6. Программа проверки 14

7. Порядок осуществления проверки качества отдельных аудиторских заданий 17

8. Отчетность контролера качества 18

Приложения 22

ПРОГРАММА ПРОВЕРКИ. КОНТРОЛЬНЫЙ ЛИСТ ПРОВЕРКИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ АУДИТОРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (ИНДИВИДУАЛЬНОГО АУДИТОРА) 22

ОТЧЕТ
о проверке контроля качества работы аудиторской организации (индивидуального аудитора) 32


ПОРЯДОК ОТБОРА, ОБУЧЕНИЯ, СЕРТИФИКАЦИИ КОНТРОЛЕРОВ КАЧЕСТВА И КОНТРОЛЯ ЗА ИХ РАБОТОЙ 33

ПОРЯДОК рассмотрения апелляций по итогам
проведенной проверки качества 36




1. Введение

1.1. Настоящие временные методические рекомендации разработаны для оказания помощи аккредитованным при Минфине России профессиональным аудиторским объединениям в выполнении требований п.1. ст. 20 Федерального Закона от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

1.2. В соответствии с Федеральными правилами (стандартами) и правилами (стандартами) аудиторской деятельности, одобренными Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны создать и поддерживать внутреннюю систему контроля качества проводимых ими аудиторских проверок.


Система контроля качества должна обеспечивать соблюдение требований Федерального закона «Об аудиторской деятельности», Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, правил (стандартов) аудиторской деятельности, одобренных Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации, и Кодекса этики аудиторов России.

1.3. С целью подтверждения надежности внутренней системы контроля качества аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов профессиональные аудиторские объединения, аккредитованные при Минфине России, используют в соответствии с данными временными методическими рекомендациями Единую Систему контроля качества. Исполнительные функции по реализации процедур контроля возлагаются на уполномоченные органы по контролю качества аккредитованных профессиональных аудиторских объединений.

1.4. Уполномоченный орган по контролю качества имеет право проведения проверок качества работы аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) - членов аккредитованного профессионального аудиторского объединения согласно основным направлениям практической деятельности аккредитованных профессиональных аудиторских объединений в отношении своих членов. При этом уполномоченный орган по контролю качества руководствуется настоящими временными методическими рекомендациями проведения проверки качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, которые подготовлены в соответствии с нормативными документами и правилами, установленными федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, и на основе Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и правил (стандартов) аудиторской деятельности, одобренных Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации. При необходимости уполномоченный орган по контролю качества может детализировать или расширить процедуры контроля, предусмотренные временными методическими рекомендациями.


1.5. При проведении проверок качества работы аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) контролерами уполномоченного органа по контролю качества, проверяемые представляют требуемые сведения, включая рабочую документацию по выполненным аудиторским заданиям, а в случае необходимости дают исчерпывающие пояснения и комментарии.

1.6. О факте уклонения от проведения внешней проверки качества или непредставления контролерам всей необходимой для проверки документации или иной требуемой информации сообщается исполнительному органу аккредитованного профессионального аудиторского объединения, который рассматривает сложившуюся ситуацию и принимает меры в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности», уставом и положением о членстве в аккредитованном профессиональном аудиторском объединении.

1.7. Контроль качества, осуществляемый контролерами уполномоченного органа по контролю качества, проводится с соблюдением принципа конфиденциальности. Аккредитованное профессиональное аудиторское объединение обязано обеспечить соблюдение контролерами качества конфиденциальности сведений, касающихся деятельности проверяемых аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов), а также их клиентов, в отношении которых осуществлялся аудит и оказывались сопутствующие аудиту услуги, ставших известными контролерам в ходе проведения проверки качества работы аудиторской организации (индивидуального аудитора).

1.8. Требование конфиденциальности информации об аудируемых организациях также распространяется на сведения, содержащиеся в аудиторском отчете, подготовленном прежней аудиторской организацией (индивидуальным аудитором), а также на сведения, которые могут стать известными аудиторской организации (индивидуальному аудитору) при проведении предварительного ознакомления с предполагаемым клиентом.

1.9. В соответствии с требованиями Федерального закона «Об аудиторской деятельности» конкретные сведения и документы, полученные в ходе оказания аудиторских и сопутствующих аудиту услуг, могут быть представлены аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) для целей контроля качества только с письменного согласия экономических субъектов, в отношении которых проводился аудит, или оказывались сопутствующие аудиту услуги.


2. Общие положения

2.1. Проверки, проводимые уполномоченным органом по контролю качества, имеют целью создание предпосылок для осуществления аудиторской работы в соответствии с Кодексом этики аудиторов России, Федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и правилами (стандартами) аудиторской деятельности, одобренными Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации.

2.2. Уполномоченный орган по контролю качества отвечает за:


  • организацию и систематическое проведение проверок качества;

  • соблюдение методики контроля качества;

  • профессиональную подготовку контролеров качества, отбор, обучение, повышение их профессионального уровня;

  • ведение списка утвержденных контролеров качества;

  • разработку необходимых рекомендаций для совершенствования системы контроля качества;

  • проведение актуализации методик контроля и утвержденных контрольных листов;

  • обобщение информации по всем проведенным проверкам контроля качества;

  • составление ежегодного годового отчета о проведенных проверках;

  • осуществление взаимодействия с государственными органами и профессиональными аудиторскими объединениями по вопросам внешнего контроля качества аудиторской деятельности;

  • обеспечение конфиденциальности получаемой в ходе осуществления проверок информации.

2.3. Основой для работы контролера качества являются Федеральные правила (стандарты), правила (стандарты) аудиторской деятельности, одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации, и настоящие временные методические рекомендации.

2.4. Проверки, проводимые контролерами уполномоченного органа по контролю качества, осуществляются на следующих принципах:

  • конфиденциальности;

  • обязательности;


  • независимости;

  • беспристрастности и объективности;

  • достаточности;

  • доброжелательности.

2.5. Контроль качества осуществляется в каждом отдельном случае как особое задание, выдаваемое на основе плана проверок утвержденного руководящими органами профессионального аудиторского объединения. Перспективные планы составляются не менее чем на 1 год с поквартальной разбивкой. На основе перспективного плана на предстоящий квартал могут составляться уточненные рабочие планы. Каждая аудиторская организация (индивидуальный аудитор) подвергается проверке 1 раз в три года. Дополнительные (внеплановые) проверки могут проводиться только в исключительных случаях, в том числе по просьбе аудиторской организации (индивидуального аудитора). В соответствии с планом уполномоченный орган по контролю качества определяет и согласовывает с аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) сроки проведения проверки. При согласовании сроков проведении проверки аудиторская организация (индивидуальный аудитор) может заявить отвод в отношении предложенного контролера качества.

2.6. Уполномоченный орган по контролю качества не принимает непосредственного участия в проверке и рассматривает только возникшие конфликтные ситуации в отношениях контролера и проверяемой организации (индивидуального аудитора), утверждает отчет контролера качества и принимает по нему решение.

2.7. Контроль качества (процедура контроля качества) завершается принятием Комитетом по контролю качества аккредитованного профессионального аудиторского объединения решения о результатах проверки аудиторской организации (индивидуального аудитора)».

2.8. Осуществляя контроль качества, контролер в первую очередь оценивает утвержденную руководством аудиторской организации (индивидуальным аудитором) внутреннюю систему контроля качества, ее соответствие принятым нормативным документам, регламентирующим аудиторскую деятельность.


2.9. Следует учитывать, что наличие утвержденной руководством аудиторской организации (индивидуальным аудитором) системы контроля качества не дает полной гарантии того, что организация (индивидуальный аудитор) действительно осуществляет аудит со 100% качеством, поэтому контролер должен выборочно ознакомиться с результатами аудита при проведении конкретных проверок с целью получения подтверждения действенности установленных внутренних процедур контроля.

3. Цели внешней проверки, проводимой уполномоченным органом по контролю качества

3.1. Программа проверки направлена на тестирование функционирующей системы контроля для обеспечения уверенности в том, что цели в отношении надежности качества достигаются надлежащим образом.

3.2. Цели, связанные с политикой в отношении надежности качества, заключаются в следующем:


  • предполагаемые клиенты аудиторской организации (индивидуального аудитора) адекватно оцениваются для получения уверенности, что не будет отношений с клиентами, характеризующимися неприемлемо высокой степенью риска;

  • аудиторские организации (индивидуальные аудиторы) не будут поддерживать отношения с уже имеющимся клиентом, если такие отношения могут привести к нежелательным последствиям;

  • консультации по профессиональным вопросам имеют место в тех случаях, когда они необходимы для обеспечения качественных результатов работы по аудиту;

  • задания по аудиту адекватно планируются и контролируются руководством аудиторской организации (индивидуальным аудитором);

  • за персоналом, назначенным для работы над заданиями по аудиту, осуществляется необходимый контроль со стороны ведущих специалистов;

  • сотрудники аудиторской организации (индивидуального аудитора) всех уровней проходят необходимое повышение профессиональной квалификации;
  • осуществляется наставничество, инструктаж и обучение на рабочем месте;


  • независимость от клиентов, которым аудиторские организации (индивидуальные аудиторы) оказывают аудиторские и другие сопутствующие аудиту услуги по подтверждению финансовой (бухгалтерской) отчетности, устанавливается в момент принятия работы над заданием и сохраняется в дальнейшем;

  • работа над заданием ведется объективно, с наличием адекватной степени профессионального скептицизма;

  • в вопросах, требующих специальных знаний, персоналу, работающему над заданием, доступны в качестве консультантов другие специалисты аудиторской организации (индивидуального аудитора);

  • потребность в кадрах прогнозируется своевременно, и в целях получения нужных человеческих ресурсов разрабатывается адекватный план развития;

  • при наборе новых сотрудников, лица, отобранные для дальнейшего рассмотрения в качестве кандидатур на рабочие места, действительно имеют достаточную квалификацию и опыт;

  • лиц, поступающих на работу в аудиторскую организацию (индивидуальному аудитору), знакомят с их текущими обязанностями, а также с перспективами продвижения по службе;

  • работа сотрудников оценивается на регулярной основе, и способ такой оценки дает возможность каждому сотруднику улучшить свою работу.

3.3. При проведении внешней проверки качества услуг необходимо оценить эффективность организации системы гарантии качества как на уровне всей аудиторской организации (индивидуального аудитора), так и на уровне отдельных аудиторских заданий исходя из следующих целей:

  • оценить адекватность построенной в аудиторской организации (индивидуального аудитора) системы внутреннего контроля целям и задачам аудиторской практики и масштабам деятельности;

  • проверить обеспечение соблюдения этических норм;
  • удостовериться в наличии разработанных и принятых внутрифирменных стандартов аудита, своевременной актуализации применяемой методологии аудиторских услуг;


  • получить подтверждения следования установленной методологии аудита на всех этапах аудиторской проверки (от этапа планирования услуги до ее завершения) в строгом соответствии с регулирующими документами;

  • выявить возможные отклонения в ходе выполнения конкретных аудиторских заданий;

  • оценить систему подбора кадров и программу непрерывного профессионального обучения и повышения квалификации работников;

  • оценить соблюдение требований поддержания должной профессиональной компетенции персонала и адекватной системы аттестации.

3.4. Программа проводимой уполномоченным органом по контролю качества проверки ставит перед контролером следующие цели:

3.4.1. Убедиться в том, что внутрифирменная система контроля качества достаточна для достижения целей в отношении гарантии качества;

3.4.2. Убедиться в том, что аудиторские организации (индивидуальные аудиторы) осуществляют аудиторскую деятельность в соответствии с установленными требованиями;

3.4.3. Убедиться в том, что если в результате проверки обнаруживаются недостатки, то составляется план по их устранению, который выполняется своевременно;

3.4.4. Помочь аудиторской организации (индивидуальному аудитору) определить области, где в целях достижения общего и последовательного повышения качества сотрудникам организации нужны обучение, руководящие указания или специально разработанные правила.

3.5. Результаты проверки должны убедить уполномоченный орган по контролю качества в наличии эффективной системы контроля качества и в том, что эта система эффективно функционирует.

4. Требования к контролеру качества

4.1. Контролер качества может быть включен уполномоченным органом в список контролеров аккредитованного профессионального аудиторского объединения при выполнении следующих условий:
  • наличие письменного заявления о желании стать контролером качества;


  • наличие аттестата аудитора;

  • наличие подтверждения своевременного прохождения ежегодного повышения квалификации;

  • наличие практического, профессионального опыта работы в штате аудиторской организации, являющейся членом аккредитованного профессионального аудиторского объединения с сентября 2002 года, по осуществлению руководства крупными проектами не менее 5 лет;

  • работа в штате аудиторской организации, являющейся членом аккредитованного профессионального аудиторского объединения;

  • обучение по специальному курсу подготовки контролеров качества и сдача экзамена;

  • прохождение собеседования и (или) тестирования в уполномоченном органе по контролю качества;

  • наличие положительной рекомендациихарактеристики от работодателя;

  • подтверждение прохождения процедур контроля качества аудиторской организации-работодателя.

4.2. Контролер качества может быть назначен на проверку только после его включения в списки контролеров уполномоченного органа на основании соответствующего решения органов управления аккредитованного профессионального аудиторского объединения.

4.3. Контролер качества является представителем профессионального аудиторского объединения и обязан соблюдать нормы кодекса этики, утвержденные в профессиональном объединении. Быть корректным в поведении, сдержанным, соблюдать профессиональные и общечеловеческие нормы этики при общении с коллегами, представителями проверяемой аудиторской организации (индивидуального аудитора) и третьими лицами. Нарушение норм профессиональной этики контролером качества может повлечь его отзыв с проверки и исключению из списков контролеров уполномоченного органа.

4.4. Для целей соблюдения конфиденциальности рабочие документы контролера качества не должны содержать наименований клиентов аудиторской организации (индивидуального аудитора), конкретных сумм, возможно отражение информации только в процентах, долях, частях и т.п. проверяемой аудиторской организации (индивидуального аудитора) и третьих лиц.


4.5. Контролер качества не имеет право разглашать и (или) обсуждать ход и результаты проверки с третьими лицами, за исключением действующих членов комитета контроля качества, в случае, если это было необходимо в связи с выполнением процедур контроля качества.

4.6. Контролер качества обязан соблюдать принцип независимости и в обязательном порядке информировать уполномоченный орган по контролю качества при его назначении о фактах, которые могут повлиять на независимость контролера.

4.7. До назначения контролера качества члены уполномоченного органа по контролю качества должны учесть позиции независимости кандидата как в общепринятом понимании, так и в понимании прямого и (или) косвенного отношения кандидата к бизнесу проверяемой аудиторской организации (индивидуального аудитора), наличие взаимных договоров, региональных особенностей формирования рыночных отношений в сфере аудиторского бизнеса и т.д.

4.8. Проверки по контролю качества имеют под собой основную цель - повышение качества аудиторских услуг, оказываемых аудиторскими организациями (индивидуальными аудиторами) - членами аккредитованного профессионального аудиторского объединения. Преследование иной цели считается грубым нарушением норм профессиональной этики со стороны уполномоченного органа по контролю качества и/или контролера.

4.9. С целью соблюдения конфиденциальности приобщение к рабочим документам контролера копий дубликатов и т.п. документов проверяемой аудиторской организации (индивидуального аудитора) и/или ее клиентов, в том числе отражающих суммовые и иные показатели, наименования клиентов и т.п., запрещено.

Копирование (дублирование) любыми способами рабочих документов контролера также запрещено. В двух экземплярах составляется только отчет контролера, один из которых передается аудиторской организации (индивидуальному аудитору), другой - в уполномоченный орган по контролю качества.

4.10. До выхода на проверку контролер обязан подписать письмо, подтверждающее его независимость, и трехсторонний договор между аккредитованным профессиональным аудиторским объединением, аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) и контролером, предусматривающий моральную и материальную ответственность со стороны профессионального объединения и контролера перед аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) за нанесение ей ущерба в любой форме в случае разглашения (вольно или невольно) полученной в ходе проверки информации.


5. Этапы организации внешнего контроля и сроки проверки



5.1. В соответствии с утвержденным планом сроки проверки определяются уполномоченным органом по контролю качества, в том числе на основании данных предварительного анкетирования аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) и согласовываются с аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) до начала проверки. Ежегодные анкеты представляются аккредитованному профессиональному аудиторскому объединению всеми аудиторскими организациями (индивидуальными аудиторами) - членами аккредитованного профессионального аудиторского объединения не позднее 15 апреля каждого года. Данные предварительного анкетирования не затрагивают финансовых показателей деятельности аудиторской организации (индивидуального аудитора) и должны давать предварительное понимание о соблюдении аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) требований закона «Об аудиторской деятельности», федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и правил (стандартов) аудиторской деятельности, одобренных Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации.

По результатам анализа анкет уполномоченный орган по контролю качества имеет право запросить необходимые пояснения и комментарии у аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов).

5.2. В сроки проведения проверки включается время на подготовку и представление отчета и формирование досье по проверяемой аудиторской организации (индивидуальному аудитору). Срок проверки непосредственно с выездом в аудиторскую организацию (индивидуальному аудитору) не должен превышать пяти рабочих дней.

5.3. Контролер качества не имеет права без уважительных причин и согласования с аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) и уполномоченным органом по контролю качества изменять сроки проверки.


6. Программа проверки

6.1. Программа проверки качества (Приложение 1) включает:


  • проверку соблюдения лицензионных требований и условий;

  • проверку наличия разработанных и принятых внутрифирменных стандартов;

  • исследование внутрифирменной системы контроля качества и выражение мнения о ее эффективности;

  • оценку практического осуществления всех этапов аудиторской проверки (от принятия клиента до завершения аудита и выдачи аудиторского заключения при правильном и полном оформления рабочей документации в соответствии с нормативными документами аудита);

  • оценку системы подбора кадров и программы повышения квалификации сотрудников;

  • оценку других факторов, обеспечивающих необходимый уровень качества деятельности аудиторской организации (индивидуального аудитора) и выполняемых заданий по аудиту.

6.2. При осуществлении проверки качества могут изучаться следующие документы:

  • учредительные и правоустанавливающие документы;

  • лицензии, аттестаты аудиторов;

  • рабочие документы, отчеты, аудиторские заключения, программы проверки и т.п.;

6.3. Проверка внутренней системы контроля качества.

При проведении проверки используется контрольный лист, состоящий из четырех разделов.

Первые три раздела представляют собой исследование контролером внутренней системы контроля качества. На основе данного исследования контролер должен составить свое мнение о том, может ли внутренняя система считаться достаточной, чтобы в каждом конкретном случае предотвратить возникновение возможных ошибок и недостатков в выполняемой аудиторской работе.

Если контролер качества находит, что внутренняя система контроля аудиторской организации (индивидуального аудитора) является приемлемой, он должен удостовериться в том, что система действует согласно своему предназначению.


Познакомившись со сделанными в ходе осуществленной внутренней проверки качества замечаниями и принятыми мерами, которые явились следствием этих замечаний, контролер качества должен оценить, выполняет ли аудиторская организация (индивидуальный аудитор) требования Кодекса этики аудитора России, Федеральных правил (стандартов) аудита, правил (стандартов) аудиторской деятельности, одобренных Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации, других общепринятых аудиторских принципов.

6.4. Глубина анализа рабочих документов должна быть достаточной для того, чтобы достичь поставленных целей.

6.5. При определении необходимой глубины анализа контролер, анализирующий выполнение задания, должен обращать внимание на то, получил ли он достаточный и доказательный материал для формирования выводов.

6.6. По каждому анализируемому заданию контролер, выполняющий проверку, должен оценить, не выявлены ли какие-либо факты, которые заставляют считать, что


  • проверяемая аудиторская организация (индивидуальный аудитор) не соблюдала свои же правила и процедуры в отношении гарантии качества;

  • финансовая (бухгалтерская) отчетность аудируемого лица во всех своих существенных отношениях не была проверена в соответствии с общепринятыми принципами и, следовательно, согласно применяемым стандартам аудиторская организация (индивидуальный аудитор) не имела разумных оснований давать заключение;

  • рабочая документация не подтверждает выданное заключение.

6.7. На каждый вопрос в анкете существует три варианта ответа, «Да», «Нет» и «Комментарий».

6.8. Все вопросы составлены таким образом, что ответы «Да» или «Нет» не требуют дальнейших действий.

6.9. Замечания в графе «Комментарий» записываются после обсуждения с соответствующим персоналом аудиторской организации (индивидуального аудитора) с целью максимальной обоснованности и получения убежденности в том, что не был проигнорирован значительный момент гарантии качества.


6.10. Ответ «Нет» на какой-либо вопрос указывает на область недостатков. Прежде чем давать такой ответ, важно внимательно изучить проверяемую область, поскольку, возможно, здесь более уместен «Комментарий».

6.11. Каждый ответ «Нет» требует заполнения отдельного рабочего листа «Факты, обнаруженные в ходе проверки».


7. Порядок осуществления проверки качества отдельных аудиторских заданий

Для проверки качества выполнения отдельного аудиторского задания используется специальный контрольный лист. Контрольный лист состоит из пяти разделов. Первый раздел касается общего описания задания, второй раздел - анализа документации для оценки того, была ли аудиторская проверка проведена в соответствии с общепринятыми аудиторскими принципами. Раздел 3 предназначен для оценки того, был ли в связи с выполнением задания соблюден Кодекс этики аудитора России.

Четвертый раздел предназначен для формулирования окончательного мнения, и пятый предусматривает конструктивные предложения по совершенствованию аудиторской работы.

7.1. Способ отбора заданий для проверки.

7.1.1. Отбор заданий должен основываться на комплексной оценке риска аудиторской практики.

7.1.2. Проверка должна включать в себя анализ работы, которая была выполнена персоналом аудиторской организации (индивидуального аудитора). Кроме того, при отборе заданий для анализа должны приниматься во внимание следующие факторы риска:


  • задания в отраслях, связанные с необходимостью привлечения специалистов по этим отраслям (сложные области);

  • большие и сложные задания, а также задания, связанные с высоким риском;

  • задания, вызывающие большой общественный интерес;

  • задания, выполняемые впервые;

  • задания в областях, которые раньше не проверялись и не анализировались;
  • задания, по окончании выполнения которых выдается модифицированное аудиторское заключение.


7.1.3. Отбор заданий для проверки производится контролером качества из общей совокупности заданий, в отношении которых выполнены требования п. 1.9 настоящих рекомендаций, таким образом, чтобы эта выборка была репрезентативна и удовлетворяла достижению целей проверки, изложенных в настоящих временных методических рекомендациях.

7.1.4. Отобранные задания должны относиться к разряду таких, которые были выполнены в течение всего проверяемого периода.

7.1.5. Использование кратких характеристик задания рекомендуется в качестве вспомогательного метода в процессе отбора. Каждому отобранному для проверки заданию присваивается ссылка, которая фиксируется в документе контролера по его краткой характеристике. Эта опознавательная система должна затем для справочных целей использоваться на протяжении всей проверки.

7.1.6. До того как начнется проверка, по каждому отобранному заданию нужно собрать все необходимые формы и документы (эти материалы должны быть доступны контролеру по прибытию в офис аудиторской организации (индивидуального аудитора):

  • Текущие рабочие документы;

  • Рабочие документы из папки с постоянными материалами;

  • Письменные отчеты руководству и отчеты о внутреннем контроле;

  • Материалы переписки с клиентом.

8. Отчетность контролера качества

8.1. Общий порядок.

Сразу после завершения проверки контролер качества должен провести обсуждение результатов ее проведения с руководителем аудиторской организации (индивидуальным аудитором). При этом контролеру следует изложить руководителю организации (индивидуальному аудитору) и обсудить с ним:

  • ход проведенной проверки;

  • существенные замечания;

  • отмеченные сильные и слабые стороны в деятельности аудиторской организации (индивидуального аудитора);
  • предложения по совершенствованию работы.


При обсуждении контролеру качества следует описать общую форму составления будущего отчета и согласовать с руководителем аудиторской организации (индивидуальным аудитором) предварительное содержание отчета, который предполагает:

  • доклад о проведенной проверке;

  • выводы контролера.

В течение двух недель после завершения проверки и обсуждения итогов с руководителем аудиторской организации (индивидуальным аудитором) контролер качества должен выслать ему проект отчета. При этом необходимо попросить руководителя аудиторской организации (индивидуального аудитора) в течение двух недель направить контролеру качества возможные дополнительные комментарии и пояснения по существу отчета.

Окончательный отчет, если необходимо, после дополнительного согласования с руководителем аудиторской организации (индивидуальным аудитором) и получения от него письменных пояснений, оформляется контролером качества в двух экземплярах, которые передаются, соответственно, аудиторской организации (индивидуальному аудитору) и в уполномоченный орган по контролю качества. Экземпляр отчета, передаваемый уполномоченному органу, не должен содержать каких-либо данных, по которым можно было бы опознать отдельных клиентов проверяемой аудиторской организации (индивидуального аудитора).

Уполномоченный орган по контролю качества рассматривает полученный от контролера отчет и принимает по результатам проверки решение.

8.2. Общий вывод по итогам проверки.

По результатам проведенных процедур контроля качества контролер сообщает итоговую оценку в соответствии со следующей классификацией:




Виды заключений по итогам контроля

Оценка

Работа по рассмотренным пунктам достаточна для обеспечения качества аудита на должном уровне.

Деятельность аудиторской организации (индивидуального аудитора) направлена на полное соблюдение стандартов аудита.


1

Работу по рассмотренным пунктам следует улучшить. Исходя из рассмотренных материалов, можно отметить, что существуют отдельные недостатки в применение правил (стандартов) аудита.

2

Необходимо предусмотреть серьезные организационные реформы внутри аудиторской организации для обеспечения качества проводимых проверок. Выявленные недостатки позволяют говорить о неполном соблюдении требований аудиторских правил (стандартов).

3

Деятельность аудиторской организации (индивидуального аудитора) не соответствует профессиональным стандартам. Необходимо рассмотреть вопрос о принятии предусмотренных аккредитованным профессиональным аудиторским объединением мер.

4


Сообщенная контролером оценка подлежит окончательному утверждению (не утверждению) уполномоченным органом по контролю качества после рассмотрения отчета контролера по результатам проведенной проверки.

В случае получения заключения 1 или 2 по итогам контроля аудиторская организация проверяется с периодичностью 1 раз в три года;

При получении заключения 3 назначается повторная перепроверка для подтверждения устранения выявленных недостатков.

Итоговая оценка 4 предполагает рассмотрение вопроса о принятии предусмотренных аккредитованным профессиональным аудиторским объединением мер по недопущению в дальнейшем проведения аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) некачественного аудита и (или) оказания сопутствующих аудиту услуг.


Если аудиторская организация решает досрочно прервать выполнение задания по контролю качества с целью исправления выявленных недостатков, то она сообщает об этом контролеру качества в письменной форме. Контролер должен представить в уполномоченный орган по контролю качества копию этого письма. Проверка возобновляется после устранения аудиторской организацией выявленных недостатков, но не ранее чем через 12 месяцев.

8.3. Документация контролера качества.

В ходе проверки качества контролер составляет документацию в форме заполненных контрольных листов.

Контролер качества должен надежно хранить всю свою документацию до того момента, как уполномоченный орган по контролю качества, завершит рассмотрение отчета контролера. Затем все подготовленные опросные листы и итоговые выводы хранятся в уполномоченном органе по контролю качества.


Приложения

Приложение 1

ПРОГРАММА ПРОВЕРКИ. КОНТРОЛЬНЫЙ ЛИСТ ПРОВЕРКИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ АУДИТОРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (ИНДИВИДУАЛЬНОГО АУДИТОРА)

Раздел 1.


1. Сведения о проверяемой аудиторской организации (индивидуальном аудиторе) и проверяющем контролере

1.1. Сведения о проверяемой аудиторской организации (индивидуальном аудиторе)


      1. Официальное наименование аудиторской организации (Ф.И.О. индивидуального аудитора)

_______________________________________________________

      1. Юридический адрес:

_______________________________________________________

      1. Почтовый адрес:

_______________________________________________________

      1. Фамилия, имя, отчество руководителя аудиторской организации;

номер аттестата аудитора (номер аттестата индивидуального аудитора)


_______________________________________________________


      1. Свидетельство о государственной регистрации

_______________________________________________________

      1. Номер и дата выдачи лицензии на право осуществления аудиторской деятельности

________________________________________________________

      1. Общее количество аттестованных аудиторов _________

( номер, дата выдачи )

________________________________________________________

1.1.8. Виды сопутствующих аудиту услуг, осуществляемые проверяемой аудиторской организацией (индивидуальным аудитором):


Вид деятельности


да


нет

Комментарий

(при необходимости)

1) постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование;

2) налоговое консультирование;

3) анализ финансово - хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;

4) управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций;

5) правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;

6) автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;

7) оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;


8) разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

9) проведение маркетинговых исследований;

10) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;

11) обучение в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

12) оказание иных услуг (расшифровать)

_______________________________________











следующая страница >>