litceysel.ru
добавить свой файл
1


Министерство образования и науки Республики Бурятия

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №9


ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НА 2006 - 2010 ГОДЫ

(Материалы, представленные на конкурс образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы)


Разработала: Цагадаева С.Д.


г. Улан-Удэ

2006г.

СОДЕРЖАНИЕ


  1. Визитная карточка школы

  2. Аналитико-прогностическое обоснование программы развития школы

  3. Концепция образовательной системы школы

  4. Педагогические условия реализации программы

  5. Мониторинг образовательной деятельности учащихся, ожидаемые результаты, их оценка

а) Основные вопросы диагностики

б) Условия проведения диагностики

в) Разработка контрольно-диагностических материалов

г) Текущая оценка личного роста

д) Формы и способы использования результатов

6. Программа управленческой деятельности

7. Критерии результативности инновационной деятельности. Индикаторы уровня реализации педагогическим коллективом деятельности в РО


Визитная карточка школы

Школа №9 - образовательное учреждение, функционирующее с 1936 года.

Контингент учащихся

Сегодня в МОУ «Средняя образовательная школа №9» г. Улан-Удэ обучается 754 учащихся. В 1-4 классах учится 256 школьников, в 5-9 —421, в 10-11 — 164. Средняя наполняемость классов — 24 ученика.

239 учащихся посещают классы развивающего обучения (РО). Таких классов — 10. 452 школьника учатся в общеобразовательных классах (15 комплектов), 138 учащихся обучается в лицейских классах (6 комплектов), 12 - в классах КРО (1 комплект).

Социальный состав: из неполных семей — 33,6%, находящиеся под опекой — 1,8%, из многодетных семей — 12,6%, из неблагополучных — 5,5%, дети с ограниченными физическими возможностями — 0,8%.


Для материальной и моральной поддержки детей из социально-незащищенных и неблагополучных семей разработаны и реализуются проекты, которые стали составной частью образовательных программ школы.

Педагогический коллектив

Общая численность учителей (включая совместителей) - 81 человек. 4 учителя имеют ученые степени. Количество учителей, имеющих почетные звания — 17, высшую категорию — 23.

Режим работы

В школе - шестидневная неделя. Для первоклассников в первое полугодие - пятидневная неделя.

Учащиеся начальных классов занимаются в две смены (два класса), старшеклассники - в одну. Продолжительность уроков для первой смены - 40 минут, для 4-11 классов —45 минут. Перемена длится 15 минут.

Материально-техническая база

Школа занимает два здания. В ней - 37 кабинетов, две мастерские, три лаборатории, семь спортивных сооружений, один актовый зал, один хореографический зал, одна библиотека, одно книгохранилище, фонд художественной литературы - 5600 экземпляров, учебников - 10200, столовая на 100 посадочных мест, медкабинет, кабинет для вакцинации, кабинет психолога, стоматологический кабинет (ежегодно обслуживает 100% учащихся), учительская, кабинет информатики. Школа подключена к глобальной сети Интернет.

Образовательные услуги

Школа работает по учебному плану, составленному на основе государственного БУП в соответствии с Приказом министерства образования РФ №1213 от 09.03.2004г. «Об утверждении Федерального базисного учебного плана образовательных учреждений РФ» и Приказом министерства образования РФ №834 от 06.03.2001г. «Об Утверждении экспериментального базисного плана образовательных учреждений РФ», СанПином СП 2.4.2.1178-02.

Учебный план позволяет реализовывать цели этого образовательного учреждения через ряд образовательных услуг и программ.

В школе действуют образовательные программы:

- углубленного обучения по предметам естественно-математического цикла (9 – 11 классы);

- программы по системе РО Эльконина – Давыдова (1 – 8 классы);

- программа коррекционно – развивающего обучения детей с задержкой психического развития;

- программа общеобразовательной подготовки;

- программы дополнительного образования художественно – эстетической, физкультурно – оздоровительной, спортивной направленности;

- программы повышения квалификации работников образования.


Мероприятия по укреплению и сохранению здоровья учащихся


Коллектив школы рассматривает проблему здоровья подрастающего поколения комплексно как медико-психолого-педагогическую и работает над созданием условий по укреплению и сохранению здоровья детей в сотрудничестве с детской поликлиникой №1.

Проводится система реабилитационных мероприятий:

- занятия по ЛФК;

- функционирование санаторных групп в школьном летнем лагере;

- программы диспансеризации, вакцинации учащихся;

- функционирование стоматологического кабинета;

- проведение «Дней здоровья»;

- работа спортивных секций;

- выявление и психологическая поддержка учащихся с нарушениями психо – эмоциональной сферы;

80% учащихся охвачены горячим питанием.

Соблюдаются санитарно – гигиенические условия учебно – воспитательного процесса.


Мероприятия по обеспечению безопасности учащихся


В целях безопасности учащихся в школе введён пропускной режим, работает охранная служба с 8:00 до 18:00, обеспечивающая:


  • Безопасность детей во время учебно – воспитательного процесса и при проведении массовых мероприятий для учащихся;

  • Контроль за состоянием системы противопожарной безопасности;

Классными руководителями и преподавателями ОБЖ проводятся занятия по соблюдению правил поведения учащимися в различных жизненных ситуациях.



Внеурочная деятельность и организация дополнительного образования


С 1992 года школа работает в инновационном режиме. Инновационная деятельность радикально меняет все сферы школьной жизни: содержание учебного процесса, тип учебной деятельности учащихся, формы организации внеучебной деятельности. Учебная и внеучебная деятельность рассматриваются в единстве, организующем воспитательное пространство, выстроенное на общих целях, принципах и методах развивающего образования.

Система дополнительного образования сформирована с учетом социального заказа на образовательные услуги, пожеланий самих учащихся и их родителей. Разработаны программы по циклам:


  • художественно-эстетический - детские хоровые коллективы, ритмика и танец для младших школьников, хореография (разные возрастные группы), эстрада и вокал (средний и старший возраст), изостудия (младший и средний возраст), бурятский фольклор (младший и средний возраст);

  • спортивно-оздоровительный - волейбол (юноши, девушки), баскетбол (юноши, девушки, мальчики начальной школы), шахматы, ЛФК, настольный теннис.


В концепции воспитания на каждой ступени выделены ключевые ценности:

  • 1 класс. Природа. Ценностное отношение к ней как к дому человечества.

  • 2-4 классы. Нормы культурной социальной жизни. Освоение, усвоение, присвоение культурных норм.

  • 5-6 классы. Человек. Признание человека наивысшей ценностью.

  • 7-8 классы. Общество. Сформированное отношение к социальной жизни, к роли гражданина.

  • 9-10 классы. Жизнь, достойная человека. Формирование принципов добра, истины, красоты как принципов собственной жизни.

  • 11 класс. Мое «Я» - состоявшийся выбор жизненной позиции.

Программы дополнительного образования реализуются на базе историко-краеведческого школьного музея и школьного пресс-центра. В школе через органы ученического самоуправления формируется демократический уклад жизни. Идет разработка оптимальной модели ученического самоуправления как школы социального партнерства, где ученическое самоуправление рассматривается нами как модель социальной деятельности, основанной на ценностях гражданского общества и самоценности человеческой жизни



Адрес школы: 670010, г. Улан - Удэ, ул. Тарбагатайская, 49

Контактный телефон: (3012) 22-30-68, факс: (3012) 22-23-59

E-mail: sch09-ulan-ude@yandex.ru


Аналитико-прогностическое обоснование программы развития школы


Школа работает в режиме инноваций с 1992 года. Исходной точкой нашего инновационного движения стала разработка и реализация модели адаптивной школы- комплекса «детский сад — школа — вуз» с разноуровневым обучением, в том числе, по системе Эльконина-Давыдова. Принципиально новая педагогическая технология РО исключает информационный метод обучения и ставит проблему построения нового типа педагогической деятельности как деятельности управления, возможной на понимании ее философско-методологических основ и психологических закономерностей развития ребенка.

Т.о, появилась перспектива перехода системы развивающего обучения в систему развивающего образования и возможности трансформации ОУ в школу развития. При такой постановке вопроса принципиально важным становится теоретический анализ проблемы для уяснения общей методологии проектирования. В ходе исследования осмыслен ряд ведущих понятий, принципов и закономерностей, позволивших увидеть целостное пространство развивающего и развивающегося образования. Это способствовало более адекватному отношению к ценностно-смысловым (предельным) основаниям собственной деятельности.

Проектирование содержания развивающего образования возможно лишь при условии его включения в широкий исторический и социокультурный контекст, где возможно проектировать только культуротворческую функцию и моделировать ее ориентировочно-смысловые звенья, а не алгоритмы деятельности:


  • Способности формирования теоретического мышления и теоретического сознания учащихся.

  • Моделирование условий происхождения и развития новых форм деятельности.
  • Проектирование нового типа отношений «ребенок-взрослый».


Для соотнесения и идентификации себя в российском образовательном пространстве в мае 2004г в школе №9 по инициативе ее руководства была проведена экспертиза учебного процесса развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова генеральным директором ОИРО А.Б. Воронцовым с заключением:

  • Учебный процесс во всех посещенных классах (1-й, 2-й, 5-й, 6-й, 8-й, 9-й, 10-й) можно отнести к надежной зоне.

  • Администрацией школы обеспечивается создание условий как для профессионального роста и повышения квалификации педагогов, так и для хорошего уровня организации образовательного процесса учащихся.

  • Основные направления деятельности школы соответствуют основным направлениям модернизации российского общества на всех ступенях школы.


Рекомендовано:


  • Обратиться в правление МАРО на предмет присвоения школе №9 общественного статуса «Школа развивающего обучения».

  • Создать региональный Центр «Развивающее обучение» для обобщения, распространения опыта работы школы №9 в школах региона.

  • Вступить в сеть ФЭП по проекту «Подростковая школа».

  • Продолжить систему семинаров для школ региона по освоению современных образовательных технологий в период перехода на новые стандарты образования в российской школе.

Наш многолетний опыт инновационной деятельности способствовал становлению представления о важнейшем стратегическом направлении деятельности современной школы-проектировании образовательного пространства, в котором возможно сопряженное коэволюционное соразвитие ребенка и взрослого, обеспечивающее главнейшее условие гармонизации внутреннего мира, духовного и телесного здоровья человека.

Концепция образовательной системы школы

В процессе развития школа проектирует, моделирует и перепроектирует новую образовательную практику.


В деятельности школы можно условно выделить несколько направлений:


  • Адаптация предметов традиционного содержания к условиям РО: внесение элементов активного обучения в методику, частичное преобразование материала в практические задачи, вопросы для учебного исследования и другие.

  • Основное - реализация предметных программ, учебных пособий развивающего обучения в русле концепции РО.

  • Участие в разработке и апробировании новых предметных курсов для подростковой школы (в эксперименте МАРО по проблеме) как основы создания новых стандартов учебной и педагогической деятельностей.

  • Организация социальных проб, практик, социального проектирования во внеучебной деятельности детей и подростков - составляющих педагогической деятельности нового типа.

  • Организация повышения квалификации учителей с целью постепенного перевода учителей в режим самостоятельных, инициативных и ответственных педагогических действий.

  • Создание инструментария и процедуры управления образовательным процессом, рефлексивный контроль и оценка управленческой деятельности.

  • Систематическая работа с родителями по вовлечению их в проектирование
    образования, поиск новых форм и способов работы с ними для формирования позиции участника образовательного процесса.

  • Работа с общественностью, жителями микрорайона, города для расширения образовательного пространства школы и повышения эффективности образовательного процесса.




Школа исходит из признания приоритета системы РО.

Приоритетной целью программы развития школы становится создание психолого-педагогических условий для развития личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию, к саморазвитию.

Эта общая цель конкретизируется на каждом этапе обучения с учетом его своеобразия и самоценности.



Педагогические условия реализации программы


В системе Д. Б. Эльконина - В.В. Давыдова обучение строится как создание пространства возможностей для учеников, осуществление реального выбора собственной образовательной траектории.

В традиционных УМК главное пособие комплекта всегда — учебник. В этой же системе главное — методическое пособие, в котором показаны действия учителя: как строить проблемную ситуацию, как стимулировать поисковую деятельность ребенка, как руководить ею, как фиксировать полученный результат, разворачивая учебное содержание. Новое содержание порождает разнообразные, нетрадиционные способы и методы педагогической и детской деятельности.

Технология планирования педагогической деятельности должна отражать целостную линию: цель – задачи – результат - контрольная задача. В работе учителя необходимо соединить основные виды педагогической деятельности: анализ, целеполагание, планирование, конструирование (проектирование) и рефлексию и отразить в:

Перспективном плане учебного курса образования (1-9 классы):


    • Определить цели курса на разных этапах обучения и согласовать между собой.

    • Выделить ключевые задачи.

    • Описать детские и педагогические действия.

    • Возможные формы организации учебного процесса.

    • Определить промежуточные результаты на каждый учебный год и «контрольные» задачи для достижения целей курса.

Результат коллективной работы учителей — единые (согласованные) рабочие программы по каждому учебному предмету в форме перспективного планирования.

В разработке технологических карт и рефлексивных описаний отдельных тем учебных курсов.

Каждый учитель разрабатывает (проектирует) учебные темы учебного года по той же схеме: цель, задачи, детские и педагогические действия, формы, результат и контрольная задача и их рефлексивное описание.


Цель: освоение учителем разнообразных способов, форм, приёмов деятельности.

Проект темы и «технологическая карта» могут составляться перед началом темы или после проведённого блока на этапе педагогической рефлексии. Накапливаются в «портфеле» учителя.

План (проект) изучения темы - способ конкретизации общего годового плана по типу: цель, условия (задачи) и средства (детские, педагогические), формы организации для достижения результата, который также фиксируется вместе с «контрольным заданием» (важно качество подобранного задания).

Технологическая карта — изображение хода образовательного процесса за конкретный промежуток времени (тему) с обозначением всех связей и отношением между предметным содержанием, способами и формами достижения результата изучения те-

Центральное место в ней отводится разворачиванию детских действий. Обязательные элементы - формулировка УЗ, фиксация промежуточных результатов, из которых должен получиться общий результат изученной темы.


Общий вид плана проекта



Общий вид технологической карты





Построение горизонтальных связей и отдельных межпредметных учебных модулей на основе перспективных планов изучения отдельных предметов

Цель - поиск путей согласования действий отдельных педагогов, работающих в одном классе на основе:


  • Разработки сквозной программы;

  • Организации межпредметной проектной деятельности;

  • Разработки межпредметных учебных модулей.

Для успешной реализации образовательной программы школы для администрации важно учесть основные подходы:

  • Создать команду педагогов в совместно-распределенной деятельности осваивающих основы РО методом кооперации;
  • Выработать общий подход к составлению рабочих вариантов программ, разработать их методом кооперации;


  • Уйти от стабильного расписания и перейти к динамичному, «плавающему» расписанию с учетом тех задач, которые учитель ставит перед собой (необходимость особых форм организации урока, учебных и игровых занятий и т. п.);

  • Передать контроль за реализацией программ и процессом учения (обучения) учащихся непосредственно в руки учителю. Осуществлять помощь только по его запросу. Проводить административный контроль только дважды в год: на старте (анализ стартовой работы) и на промежуточном финише (анализ итоговых работ) фиксируя только динамику изменений в конкретном плане. Если обнаруживается положительная динамика, то учитель справился со своей задачей;

  • Принять «оценочную политику», отражённую в документах школы («Положение о безотметочном оценивании в начальной школе»). Это позволит изменить способы заполнения классного журнала, работу с детскими тетрадями и дневником.


Мониторинг образовательной деятельности учащихся, ожидаемые результаты, их оценка


Текущее измерение личных результатов


Измерение учебных результатов учащихся необходимо проводить с точки зрения динамики личностного роста. Сравнение с образцом деятельности или уровнем умения других людей, применяемое в традиционной системе обучения, будет отражать уровень операциональных умений ученика. Но отличие измерения в РО заключается в том, что субъектом измерения выступает сам ученик.

Предмет диагностики успешности образовательного процесса:

  • Знания, умения и навыки;

  • Компетентности (навыки с широким переносом);

  • Способности;

  • Субъектность (самостоятельность, инициативность, ответственность и осмысленность действия).

Основные вопросы диагностики:

Стало ли понятие средством?

Каково продвижение ученика в учебной самостоятельности, инициативности и ответственности?


Осуществляется ли перенос освоенных средств в другие виды деятельности?

Предметно -понятийные средства. Предметные умения и навыки.

Критерии — предметность, обобщённость и системность.

Предмет диагностики: уровень освоенности понятийных средств. Установка на принятие новых средств (задачу ученик решает натурально или он обращается за средствами). Обращение к источникам, учителю. Нахождение средств.

Формы учебной самостоятельности. Инициатива по выбору действия, а не любая спонтанная активность (как культурно действовать в некоторой культурной предметной рамке). Инициатива как культурная инициатива.

Инициатива в опробовании найденных средств и способов в рамках предмета.

Инициатива в отношении собственного самосовершенствования.

Инициатива за рамками предмета.

Диагностируется во взаимодействии с другими в условиях учебной коммуникации (проявляет сам, может действовать самостоятельно).

Самостоятельность диагностируется в контексте осуществления деятельности (не могу сделать, могу сделать только с другими, могу сделать индивидуально).

Ответственность диагностируется в условиях безотметочного обучения. Связана с выбором пространства предъявления результата (проба или демонстрация на оценку), продуктивностью действия.

Перенос в разные виды деятельности. Социальное проектирование, школьная жизнь. Профессиональное самоопределение Типы диагностики:

а) диагностика как специальная контрольно-оценочная процедура, позволяющая судить о результатах учений; (проводит эксперт - специалист системы РО)

б) диагностика, встроенная в процесс учения (обучающая задача одновременно является диагностической), позволяющая учителю корректировать свои действия.

Диагностика должна быть направлена не на конкретный набор ЗУНов, на различение способов действий. Выполняется в ситуации наблюдения за процессом выполнения действия через предъявление учащимся определённого типа заданий-«ловушек», в которых происходит столкновение натурального (обыденного) и культурного представления об объекте.


Приёмы конструирования «ловушек»:


  • Прямое прочтение задания провоцирует натуральные действия или актуализацию натуральных представлений, в то время как задание требует культурного способа действия.

  • Задания, провоцирующие ошибочные действия.

  • Задания, требующие доопределения, когда невозможно доопределение или оно должно выполняться несколькими способами.

  • Задания с неконкретными формулировками, с взаимоисключающими условиями

  • Задания, которые явно не указывают на использование определённых действий, но требуют их применения.

  • Задания с переизбытком данных.

  • Принципиально нерешаемые задания.

Большинство тестов, проверочных работ измеряют уровень формального владения чужим знанием или стандартным умением, что вообще в концепции РО не является результатом образования. Подобная работа должна проводиться с тщательным отбором заданий и только для того, чтобы ученик сам мог анализировать динамику собственного роста.

Для этой цели подбираются задания творческого, «олимпиадного» или комплексного характера, выявляющие способность ученика применить свои личные, развитые в результате обучения знания для применения в конкретной ситуации. Решение «нестандартной» геометрической задачи потребует от учащегося самостоятельного членения математической проблемы, применения своего личного, живого знания математики, а не формально заученных теорем.

Измерение динамики развития знания возможно через отбор универсальных умений, хотя в ТО и РО они формируются разными путями: в ТО - напрямую, поэлементно, в РО - как следствие развития живого знания. Поэтому очень важным представляется фиксация умений, осуществляющаяся путем непосредственного наблюдения за работой ученика, непрерывно, в ходе каждого занятия и после него без проведения каких-либо специальных контрольных мероприятий.


Анализируется не результат работы, а его составляющая, наличие или отсутствие умений и фиксируется на карточке или по особому заполняемому журналу.

«1» - ученик владеет соответствующим умением

«2» - ученик не только владеет сам, но и научил товарища (и товарищу одновременно проставляется «1»);

«0» - умение вновь утеряно.

Диагностика образовательной среды школы с точки зрения переноса средств и способов в другие виды деятельности по тем же основаниям (на другом материале). Условия для проявления инициативы, самостоятельности, ответственности: наличие пространств деятельности, набор видов деятельности, навыки самоуправления, соуправления, коммуникативные качества, проектная деятельность, исследовательская, опытно-экспериментальная и т. п.

Условия проведения диагностики


Имеют значение:


  • Момент волевого включения;

  • Различные эмоциональные проявления;

  • Оценочные суждения;

  • Первые попытки (порывы) решения задачи;

  • Последовательность выполнения задания, избранная детьми;

  • Какие вопросы задаются (не задаются) учащимися;

  • Реакция на чужие слова (услышать другого);

  • Выход из действия.

В процессе наблюдения обнаруживается зона развития: актуального или ближайшего развития.

Очень важное условие - умение учителя составлять или подбирать задания.

Разработка контрольно-диагностических материалов:

  • Для оценки предметных знаний: на отнесение объекта к модели, классификацию по одному или нескольким основаниям; на адекватность реальности знаковой форме или её описанию и т. п.;

  • Для оценки системности знаний;

  • Преобразование реальности адекватно заданному изменению модели (знаков) и наоборот;
  • Свои контрольно-оценочные действия учитель использует только в двух случаях: по запросу учащегося, при предъявлении работы на оценку.


Учителю запрещается по своему усмотрению осуществлять контрольно-оценочные действия относительно продвижения учащегося в учебном материале, но остаётся право проведения предметной диагностики результатов, которые не должны быть достоянием детей и их родителей. Результаты этой диагностики необходимы только для внутреннего пользования исключительно с целью коррекции.

Результаты предметной диагностики оформляются особым образом в классном журнале. Основными формами оценки и самооценки ученика могут быть:

  • Оценочный лист, с требованиями к результату изучения темы и системой заданий для самопроверки;

  • «Рефлексивные страницы» рабочей тетради;

  • Отстроченный зачёт (с указанием последнего срока его сдачи;

  • Работа с «картой» движения в учебном материале;

  • Открытая защита своей деятельности как форма аттестации учащихся во всех видах и формах образовательной деятельности с обстоятельным обсуждением его успехов и неудач;

  • «Портфель» ученика как инструмент самооценки, рефлексии его собственной деятельности (коллекция работ детей за учебный год: тесты, сочинения, лабораторные работы, доклады, презентация, эссе и т. п.).

Текущая оценка личного роста

Проводится в конце каждого занятия в форме рефлексии и совместного обсуждения с другими детьми результатов работы каждого ученика, его личных достижений. Оцениваются не учебные достижения и не прилежание, а личный рост ученика, его продвижение в собственном развитии словесной отметкой, в устной форме.

Итоговая аттестация учащихся

Задача состоит в том, чтобы соотнести не измеряемые в принципе личные достижения выпускника, его живое знание, развитое в результате обучения и необходимость выставления ему в аттестат отметок по пятибалльной шкале.

Мерой измерения в данном случае могут быть творческие экзамены (в форме реферата, исследования (теоретического или экспериментального), решение системы задач, программная разработка, проект и т. п. Оцениваются не знания и не личность, а результат ее творческой деятельности, рассматриваемый как оценка качества образовательной услуги, возможной на основе измерения динамики развития частного знания.


В условиях перехода к ЕГЭ подобную аттестацию можно проводить не в конце учебного года, а в «середине» своих занятий данным предметом. Формализованную процедуру предъявления знаний в форме ЕГЭ рассматриваем как измерение результатов образования безотносительно моделей знания, лежащих в основе тех или иных образовательных систем (знания любой природы).

В старших классах основной школы осуществляется переход к нормативному оцениванию. Диагностике подлежит образовательная деятельность старшеклассника по нормативно заданным критериям. Становится возможным использование рейтинговой системы оценивания и составление рейтинга индивидуальных достижений.

Формы и способы использования результатов

Учащиеся (уровень освоения понятий, способов действий, сформированности учебной самостоятельности и т. п.):


  • Посещение консультации (для устранения проблем);

  • Участие в олимпиадах, конференциях, проектах; создание КДМ;

  • Выбор индивидуальных траекторий обучения.

Учитель:

  • Анализ результатов собственной деятельности, её коррекция. Инновационная деятельность (методические разработки, собственные КДМ), мотивация собственного роста. Использование при аттестации;

  • Организация коррекционной работы с учащимися, результаты диагностики как основание работы с родителями учащихся;

  • Организация факультативов, лабораторий. Разработка заданий для самостоятельной работы учащихся.
    Администрация:

  • КОД как основание для создания системы внутришкольного контроля;

  • Оценка эффективности деятельности учителя и педколлектива;

  • Оценка эффективности деятельности учащихся (благополучие или наличие проблем);
  • Поддержка инновационной деятельности учителей (в разработке КДМ).






Программа управленческой деятельности

Направления

Операциональные задачи, средства
и способы их реализации



1. Перестройка
управления (разработка стратегии ОУ, простраивание стратегии развития каждого модуля).


  • Концептуальное обоснование идей развития, ценностно - целевых ориентаций школы;

  • Преобразование общих задач в конкретные цели на уровне структурных подразделений и разработка программ их деятельности;

  • Прогнозирование этапов и неизбежных кризисов развития школы;

  • Разработка упреждающих шагов, исходя из анализа выявленных тенденций;

  • Постоянная коррекция стратегии развития в целом;

  • Координация, кооперация деятельности, в том числе с внешними структурами;

  • Создание дополнительных ресурсных возможностей;

  • Стимулирование процессов самоорганизации, инновационной деятельности временных и постоянных коллективов с целью удержания педагогов в исследовательской позиции;

  • Консультации с целью выработки согласованных действий;

  • Систематизация нормативно-правовой и инструктивно - распорядительной базы деятельности школы;

  • Информатизация управления;

  • Осуществление социально-педагогического мониторинга;
  • Совершенствование экономических отношений;


  • Совершенствование учебно-материальной базы;

  • Создание новых организационных структур: (попечительский совет, другие формы кооперации родителей, детское общественное самоуправление, инновационный центр повышения квалификации, его институонализация в форме регионального центра РО).

2. Обновление содержания образования.


  • Разработка образовательной программы ОУ на новом этапе развития (построение подростковой школы, организация профильного обучения);

  • Конструирование учебного плана школы, введение предпрофильной подготовки и профильного обучения, региональных курсов, отработка школьного компонента образования;

  • Конструирование индивидуальных учебных планов, механизма его разработки и реализации;

  • Изучение и апробация образовательных стандартов;

  • Систематизация, экспертиза, научно-методическое обеспечение реализуемых программ;

  • Создание реальных условий для выбора уровней и профилей обучения;

  • Создание рабочих программ, учебно-тематических планов, программ краткосрочных курсов для педагогов;

  • Анализ новых учебников, УМК; выбор современных программ и УМК с учетом преемственности обучения на разных ступенях школы;

  • Участие в экспериментальной разработке нового содержания образования в парадигме развивающего обучения;
  • Проверка обоснованности изменения содержания образования в процессе инновационной деятельности школы.


3. Освоение современных технологий обучения
Развитие учебной и
внеучебной деятельности школьников.

  • Проверка обоснованности изменения содержания образования в процессе инновационной деятельности школы;

  • Создание ситуации ценностного отношения педагогов, детей и их родителей к современным технологиям обучения;

  • Изучение и апробация новых технологий в творческих группах учителей;

  • Развитие концепции развивающего обучения, ее реализация, привлечение педагогами многообразных инновационных методов, приемов, форм, их творческое преобразование, создание новых средств, направленных на повышение качества образования и развитие личности учащихся;

  • Организация условий для формирования субъекта учебной деятельности и ее реализации на разных этапах школьного обучения: освоение и отработка технологий передачи компонентов деятельности учащемуся: целеполагания, планирования, анализа и др., контроля и оценки;

  • Развитие форм уроков и внеучебной деятельности, обеспечивающих становление субъекта УД (дискуссий, конференций, защиты собственных проектов, изучение темы по индивидуальному плану);

  • Организация деятельностной среды для социального проектирования, проб, практик школьников, поддержка самоопределения, самообразования;

  • Мониторинг эффективности новых технологий.

4. Социальная защита учащихся и педагогов.


  • Введение новых форм получения образования;

  • Комплектование классов на основе психолого - педагогического диагностирования. Создание условий обучения в коррекционных классах;

  • Развитие сферы дополнительных образовательных услуг, связь с социокультурными учреждениями;

  • Разработка программ работы с одаренными детьми;

  • Реализация традиционных средств социальной защиты (работа с семьями, трудными детьми, организация питания, летнего отдыха, ЛФК);

  • Разработка и реализация программы межведоственного взаимодействия по созданию здоровье-сберегающей образовательной среды;

  • Создание условий обучения в соответствии с СанПиНами.

5. Развитие системы повышения квалификации кадров, педагогического творчества.

  • Вовлечение педагогов в проектную деятельность для: теоретической и общей культурной подготовки учителя; преобразование профессионального опыта и присвоение новой образовательной парадигмы;

  • Выход в управленческую позицию по отношению к условиям осуществления собственной деятельности и деятельности учащихся;

  • Организация опытно-экспериментальной работы педагогов;

  • Разработка новых подходов и программ повышения
    квалификации педагогов по актуальным проблемам.

  • Организация научно-методического сопровождения
    инновационной деятельности учителей;
  • Оценка эффективности работы.


6. Создание системы внутришкольного мониторинга.

  • Выбор объектов, критериев мониторинга;

  • Освоение новых технологий, КИМов;

  • Анализ итогов аттестации учащихся и учителей.


Эффективность реализации программы развития, ее показателя


Эффективность реализации программы развития представляет разработку критериев результативности инновационной деятельности, разработку блоков профессиональных педагогических компетентностей и их индикаторов, выявляющих уровень реализации педагогическим сообществом действий, характерных для системы РО.


Критерии результативности инновационной деятельности


1. Учащиеся школы показывают положительную динамику (от класса к классу) по показателям:

  • Сформированность новой ориентировочной основой действия – способности строить личное действие посредством соотнесения с действиями других;

  • Сформированность личного умения доопределять, ставить и решать самостоятельные (индивидуально определенные) учебные задачи;

  • Способность понятия одних предметов использовать как модельные средства (управляющие модели) в других предметах.

2. Педагогический коллектив показывает положительную динамику личностного ресурса, не менее половины из них на требуемом уровне освоили деятельность в РО.

З. Ученики и родители имеют высокий уровень удовлетворенности качеством образовательных услуг.

4. Материально-техническая и учебно-методическая база школы укреплена и соответствует гигиеническим, эстетическим и академическим требованиям к качеству условий инновационного обучения.

Индикаторы уровня реализации педагогическим коллективом деятельности в РО



  • Учебные программы, используемые в классах РО, составлены на основе принципов РО;

  • Используются учебники и методические пособия, рекомендованные в системе РО;

  • В школе разрабатываются недостающие методические материалы к программам или вариантам программ РО;

  • В мониторинге УВП используются диагностические методики РО;

  • Руководители школы и педагоги прошли подготовку на курсах РО;

  • Тематика работы кафедр, методических объединений, семинаров обращена к содержательным, методологическим основаниям РО с учетом специфики условий;

  • План контроля и диагностики учебно-воспитательного процесса охватывает все элементы системы: результат освоения знаний, психического развития, содержание и технологию процесса обучения и воспитания; управление;

  • Аналитические материалы по итогам контроля и диагностики составлены на теоретической и исследовательской основе;

  • Прослеживается диагностическая основа всех форм работы педагогического коллектива;

  • Ведущее место в методической работе занимают методы активного обучения, включая тренинги;

  • Ведущее место в исполнение проектов деятельности занимают индивидуальные профессиональные вклады, определенные функциональными обязанностями;

  • Ведущее место в анализе деятельности занимают рефлексивные формы коллективно-распределенной деятельности: обмен позициями, содержательное распределение действий.