litceysel.ru
добавить свой файл
  1 2 3 ... 24 25

II.СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Цели социальной политики

Целью социальной политики является обеспечение баланса социально-экономических интересов различных групп населения.

2.1. Политика в сфере образования



2.1.1. Цели и задачи

Цели:


  • обеспечение потребностей отраслей экономики и социальной сферы в высокопрофессиональных и конкурентоспособных кадрах;

  • обеспечение доступности и повышение качества образовательных услуг;

  • обеспечение взаимовыгодной и тесной интеграции образования, производства и науки на основе создания эффективной системы мотивации научных кадров к решению приоритетных социально-экономических задач Республики Татарстан;

  • усиление языковой подготовки учащихся дошкольного, общего, начального, среднего и высшего профессионального образования;

  • создание условий, способствующих духовно-нравственному, физическому развитию учащихся, формированию у них толерантности, предприимчивости, ответственной жизненной позиции.


Задачи:

а) формирование эффективной многоуровневой системы общего и профессионального образования, в том числе:

  • обеспечить интеграцию всех видов и уровней образования на основе принципов преемственности и непрерывности образовательных программ;

  • создание необходимой кадровой и материально-технической и нормативно-правовой базы для введения предшкольной подготовки детей дошкольного возраста;

  • осуществление перестройки профессионально-квалификационной структуры начального, среднего и высшего профессионального образования в соответствии с потребностями республики;

б) модернизация образовательных технологий образования на основе дальнейшей информатизации, межрегиональной и международной кооперации научно-педагогического потенциала;


в) внедрение независимой общественно-государственной системы оценки качества образовательного процесса;

г) обеспечение доступности информационных ресурсов для всех уровней образования;

д) формирование эффективной кадровой политики, предусматривающей систему отбора одаренной молодежи, подготовки их в педагогических учебных заведениях и их профессиональной адаптации;

е) совершенствование организационно-экономического механизма управления системой образования;

ж) создание условий для самореализации личности в свободное от учебы время, в том числе:


  • сохранение, дальнейшее укрепление и развитие инфраструктуры учреждений дополнительного образования детей;

  • разработка и реализация программ дополнительного образования детей, учитывающих культурно-этнические традиции народов республики;

  • развитие объединений учреждений дополнительного образования детей, осуществляющих обучение и воспитание на государственных языках Республики Татарстан и языках других народов республики, иностранных языках, а также оздоровительных профильных лагерей, реализующих лингвистические программы.


2.1.2. Анализ ситуации в системе образования


В Республике Татарстан действует исторически сформировавшаяся, многоуровневая система образования, представляющая собой важный элемент ее экономики и социальной сферы, которая обладает значительными творческими ресурсами в системе воспитания детей и молодежи.

Образование, как важнейший фактор формирования инновационной экономики Республики Татарстан, постоянно наращивает свое влияние на все стороны жизни республики.

При этом очевидна необходимость существенных изменений в самой системе образования, которые продиктованы:
  1. ускорением темпов социально-экономического развития республики, расширением возможностей политического и социального выбора, и, следовательно, необходимостью повышения уровня готовности граждан к такому выбору;


  2. социально-экономическими изменениями предыдущих лет и неоднозначной, противоречивой реакцией со стороны молодого поколения, в том числе и негативной;

  3. усилением пропаганды через средства массовой информации, прежде всего телевидения, массовой культуры, навязыванием определенного образа жизни, противоречащего духовно-историческим традициям народов Республики Татарстан;

  4. ростом конкуренции, глубокими структурными изменениями на рынке труда в сфере занятости, определяющими постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности;

  5. дефицитом и возрастанием роли кадров высокой квалификации;

  6. интеграцией в мировое образовательное пространство.


В сфере образования требуется акцентировать внимание на таких проблемах как:

  • коррумпированность системы;

  • недостаточное качество образования в малокомплектной сельской школе при более высоком уровне затрат на нее;

  • постепенный и прогнозируемый на ближайшую перспективу в связи с введением профильного образования рост расходов на образование в целом;

  • «некорвентируемость» дипломов ВУЗов за рубежом;

  • низкий уровень использования информационных образовательных технологий при современном уровне информатизации;

  • несоответствие современной системы дополнительного образования детей интересам и потребностям населения в качественных образовательных услугах;

  • отсутствие у образовательных учреждений соответствующих возможностей для реализации здоровьесберегающих технологий.

В этой ситуации необходимо разработать комплекс мер, направленных на решение актуальных задач развития образования.

2.1.3. Основные мероприятия по совершенствованию


системы образования


2.1.3.1. Формирование многоуровневой системы общего и профессионального образования

В рамках направления планируется:

а) интегрировать все виды и уровни образования на принципах преемственности и непрерывности образовательного процесса, в том числе:


  • провести структурные преобразования в сфере общего образования с учетом необходимости введения предшкольного, предпрофильного и профильного образования;

  • провести реструктуризацию учреждений профессионального образования, оптимизировать сеть образовательных учреждений, отработать различные мо­дели интеграции начального и среднего, среднего и высшего профессио­нального образования;

  • укрепить материально-техническую базу образовательных учреждений;

  • обеспечить участие работодателей (заказчиков кадров) в повышении качества профессионального образования, в том числе в разра­ботке образовательных стандартов, согласующихся с современными квалификационными требованиями (профессиональными стандартами), в формировании заказа на подготовку специалистов, в целевой контрактной подго­товке кадров (в том числе, владеющих двумя государственными и не менее одним иностранным языками);

  • повысить качество профессиональ­ной подготовки на всех уровнях образования с ориентацией на между­народные стандарты качества, активизировать деятельность по интеграции профессионального образования с учетом тенденций развития рынка труда.

б) совершенствовать республиканскую систему повышения квалификации и профессиональной переподготовки;

в) сформировать механизмы развития национального образования в соответствии с культурно-историческими и духовно-нравственными потребностями народов Республики Татарстан:
  • разработать содержание национально-регионального компонента государственных образовательных стандартов по предметам федерального перечня;


  • разработать государственные образовательные стандарты по татарскому языку и литературе, истории Татарстана, географии Татарстана;

  • разработать модель интенсивного изучения языков, основанную на принципах погружения в языковую среду.

г) разработать независимую общественно-государственную систему оценки качества образовательного процесса, в том числе:

  • создать систему мониторинга качества образования;

  • создать республиканские центры независимой аттестации и сертификации выпускников профессиональных учебных заведений.

д) сформировать системы научно-методической подготовки руководителей и педагогов к работе в новых условиях, в том числе:

  • провести реформирование методического обеспечения образования на основе научно-методических учреждений муниципального и республиканского уровня;

  • разработать программы подготовки руководящих и педагогических кадров к работе в системе инновационного образования.


2.1.3.2. Структурная перестройка системы общего, начального и среднего профессионального образования


Реформирование дошкольных образовательных учреждений

В рамках направления планируется организовать новые, менее затратные модели дошкольных учреждений, в том числе на основе кратковременного пребывания воспитанников.


Структурные преобразования общеобразовательных учреждений в сельской местности:

В рамках направления планируется:

а) реформировать образовательные учреждения в сельской местности в соответствии со следующими положениями:
  • каждый населенный пункт должен иметь начальную школу на родном языке или комплексы типа «начальная школа - детский сад» «школа-дом» в зависимости от количества обучающихся в данных образовательных учреждениях;


  • основные школы с количеством менее 40 обучающихся и средние с количеством менее 50 обучающихся преобразуются в начальные школы с переводом учащихся 5-11 классов в основные и средние школы с большей численностью (при условии реализации Программы «Школьный автобус»). При этом должны быть созданы условия для продолжения обучения на родном языке;

  • выделяются средние школы со статусом «базовая» с преобразованием близлежащих начальных, основных, средних школ в филиалы (структурные подразделения базовой средней школы).



Развитие общеобразовательных учреждений



В целях дальнейшего развития системы общего образования республики предполагается выполнить ряд организационно-педагогических мер, в том числе:

  • разработать гибкую систему профильного обучения на основе кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования;

  • создать сеть многопрофильных лицеев для учащихся 10-11 классов, обладающих широким спектром специализаций, в том числе на родном языке;

  • обеспечить подключение к глобальной информационной сети Интернет всех общеобразовательных учебных заведений. Создать условия для персонального доступа к компьютеру в объеме не менее 6 часов в неделю в рамках учебной и внеурочной деятельности учащихся;

  • создать в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования необходимых условий для обучения детей-инвалидов;

  • расширить сеть дистанционного образования для обучения детей –инвалидов на дому.


С целью реформирования системы воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей предполагается:
  • разработать меры по совершенствованию системы стимулирования семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;


  • создать необходимые условия для подготовки воспитанников к самостоятельной жизни в условиях интернатного учреждения.


Развитие систем воспитания и дополнительного образования предполагает:

  • осуществление модернизации сети, укрепление материальной базы, компьютеризацию учреждений дополнительного образования детей;

  • разработку комплекса мер по совершенствованию летнего и зимнего отдыха, оздоровлению и занятости учащейся молодежи, в том числе нуждающихся в особой заботе государства.


Реформирование системы подготовки и повышения квалификации педагогических и руководящих кадров образования:

а) разработать и внедрить механизм государственного регулирования процесса подготовки педагогических кадров, в том числе:

  • организовать систему довузовской подготовки будущих учителей;

  • разработать комплекс мер по совершенствованию системы подготовки будущих учителей и научно-педагогических кадров в высшей школе;

б) модернизировать систему дополнительного образования педагогических и управленческих кадров;

в) обеспечить эффективное взаимодействие общеобразовательных учреждений с вузами в подготовке педагогических кадров;

г) разработать комплекс мер, направленных на совершенствование подготовки кадров для учреждений дополнительного образования;

д) совершенствовать систему отбора и подготовки к педагогической профессии способных учащихся путем создания педагогических лицеев в городах и сельских районах.


2.1.3.3. Совершенствование организационно-экономического механизма развития системы образования


В рамках направления планируется:

а) реформировать механизм бюджетного финансирования учреждений общего образования, осуществить поэтапный переход на нормативное (подушевое) финансирование (преимущественно в городских школах);


б) развивать внебюджетную составляющую в деятельности образовательных учреждений:


  • упорядочить механизм взимания родительской платы, в учреждениях дополнительного образования детей в первую очередь, для профильных учреждений дополнительного образования с направлением средств на оплату и стимулирование работников, поддержку, укрепление и развитие материально-технической базы учреждений;

  • в дошкольных образовательных учреждениях внедрить долевое нормативное финансирование с целью использования совместных возможностей государства, органов местного самоуправления, ведомств и родителей, предполагающего следующее:

  • образовательные услуги в объеме государственного стандарта вне зависимости от формы собственности дошкольных учреждений финансировать за счет средств государства;

  • социальные услуги оплачивать родителями и дотировать за счет средств местного самоуправления на адресной основе в зависимости от материального благосостояния родителей;

  • расходы по развитию и содержанию материальной базы возложить на собственника;

  • содействовать формированию групп, осуществляющих свою деятельность на условиях самоокупаемости, созданию учреждений других организационно-правовых форм.


2.1.3.4. Расширение участия общества

в управлении качеством образования


Планируется создать:

  • систему Попечительских советов общеобразовательных учреждений, призванных усилить внимание, прежде всего, местного сообщества к проблемам развития образования, обеспечить приток в образовательные учреждения дополнительных ресурсов – финансовых, материальных, кадровых, их эффективное использование и общественный контроль за деятельностью администраций;
  • государственно-общественный научно-методический центр национального образования;


  • создать республиканскую сеть образовательных округов с целью обеспечения межмуниципальной кооперации в обеспечении независимой оценки качества образования, разработки эффективных механизмов реализации программы развития образования;

  • фонды развития общеобразовательных учреждений, аккумулирующих средства юридических и физических лиц и направляющих их на решение конкретных проблем данной сферы.


2.1.4. Ожидаемые результаты


Развитие системы образования республики будет производиться на основе республиканских целевых программ развития образования на 5-летний срок с ежегодной ее корректировкой.

Предполагается, что к 2010 году будут достигнуты следующие конечные результаты:

1. Будет сформирована комплексная система инновационного образования республики, что обеспечит кадровое сопровождение ежегодного прироста ВРП за счет инновационной деятельности в объеме не менее 2% .

2. Будет создана система открытого образования, в том числе условия для персонального доступа к информационным ресурсам в системе общего образования в объеме не менее 6 часов в неделю на каждого учащегося в рамках учебного плана и внеурочной деятельности.

3. Охват учащихся во внеучебное время общественно-востребованными формами занятости, творчества в педагогически контролируемой среде достигнет 75%, снизятся негативные проявления, у детей и молодежи возрастут лидерские качества, активная социальная позиция, гражданственность, конкурентоспособность.

4. В основном завершится структурная модернизация общего и профессионального образования, в том числе:

    • модернизация инфраструктуры образовательных учреждений в сельской местности;

    • перевод учреждений общего образования в городской местности на финансово-хозяйственную самостоятельность;
    • будет создана сеть многопрофильных лицеев;


    • будет обеспечен охват детей общественным дошкольным образованием на уровне 75%;

  • будет обеспечена подготовка кадров по востребованным рынком труда профессиям;

  • выпускники школ овладеют двумя государственными языками в объеме разработанных нормативов;

  • будет создана эффективная система обучения учащихся иностранным языкам;

  • в 2007 году в полном объеме будет введена в действие система государственного и корпоративного заказа на образовательные услуги в ведущие ВУЗы республики, стран ближнего и дальнего зарубежья;

  • будет обеспечен профессиональный рост работников образования, повышение качества педагогического труда за счет внедрения четких критериев оценки профессиональной квалификации руководителей системы образования и педагогов в процессе аттестации и повышения квалификации;

  • к 2008 году средняя заработная плата работников образования будет доведена до уровня минимального потребительского бюджета.




<< предыдущая страница   следующая страница >>