litceysel.ru
добавить свой файл
  1 ... 22 23 24 25


IV. РАЗВИТИЕ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ НАУКИ



4.1. Цель и задачи.

Цель:


Целью развития науки является обеспечение потребностей общества в новых знаниях на основе выполнения актуальных фундаментальных и прикладных исследований и разработок, наращивания научного потенциала республики и его рентабельной реализации для социально-экономического, интеллектуально-духовного и культурного развития Республики Татарстан.


Основные задачи:



  • комплексное системное развитие научного потенциала, ориентированное на обеспечение ближайшей и долгосрочной перспектив инновационного развития республики, включая целенаправленную поддержку и координацию признанных и формирование новых научных школ по актуальным направлениям науки и приоритетным проблемам республики, привлечение к интеллектуальной деятельности талантливой молодежи;

  • адаптация научного сообщества к современной экономике, включая коммерциализацию интеллектуальной собственности с активным участием ее правообладателей на отечественных и мировых рынках;

  • разработка и реализация организационно-экономических мер по углублению и расширению всесторонних прямых и встречных взаимодействий науки, образования и производства, включая организацию комплексных научно-производственных отраслевых (межотраслевых) центров создания и реализации актуальных технико-технологических разработок как важнейшего фактора повышения инновационной активности в основных направлениях социально-экономической политики республики;
  • организация и проведение ориентированных фундаментальных и прикладных исследований и разработок, создающих экономически эффективные научно-технические предпосылки для реализации отраслями производства новых или совершенствованию имеющихся наукоемких технологий, материалов и продукции в целях инновационного развития производительных сил и повышения инвестиционного рейтинга республики, увеличения объемов производимой конкурентоспособной продукции и услуг;


  • проведение фундаментальных исследований, направленных на получение новых знаний, развитие научных представлений об окружающем мире, природе и обществе, включая научное обеспечение долгосрочной перспективы социально-экономического, интеллектуально-духовного и культурного развития общества для достижения на этой основе намеченного на 2010-2015 гг. повышения качества жизни в Республике Татарстан.



4.2. Анализ ситуации.


Республика Татарстан является регионом с высоким научно-производственным потенциалом, основу которого составляют взаимодействующие элементы триады «развитая наука – высшее образование – наукоемкое производство»:

  • наличие признанных научных школ академического, вузовского и научно-прикладного отраслевого секторов: около 2000 докторов и 6000 кандидатов наук представляют все отрасли современной науки и выполняют исследования и разработки по широкому спектру направлений фундаментальной науки и актуальных для РТ проблем;

  • в 23 государственных высших образовательных учреждениях, 5-ти НИИ и отделах КНЦ РАН, 6-ти НИИ Академии наук Республики Татарстан и 8-ми совместных Академией наук Республики Татарстан с ВУЗами и КНЦ РАН научных центрах ученые и профессорско-преподавательский состав наряду с развитием высшего образования многие годы выполняли исследования и разработки по проблемам развития Республики Татарстан и соответствующих наукоемких предприятий приоритетных отраслей. За годы перестройки эти взаимосвязи местами ослаблены; их восстановление и углубление на взаимовыгодных экономических условиях – важный организационный и содержательный резерв инновационного развития;
  • научно-производственную деятельность ведут более 70 научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, 7 НИИ и КБ на предприятиях, технопарки, технологические площадки, бизнес-инкубаторы и другие субъекты наукоемкого бизнеса в интересах приоритетных отраслей экономики.


В предшествующие 15 лет Республика Татарстан выработала свою модель научного и инновационного развития с многоуровневой общественно-государственной системой управления. В новых условиях актуально дальнейшее совершенствование структуры этой системы и адекватного рыночной экономике регламента взаимодействия входящих в нее элементов, включая вновь образованные фонды Республики Татарстан и «Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан».

Важная стратегическая задача – придание системе образования, науки и производства качества инновационной инфраструктуры, способной обеспечить масштабный прорыв в социально-экономическом развитии. Одной из форм ее реализации является объединение в едином комплексе образовательных учреждений различного уровня, научно-производственных и социально-экономических структур. Это позволяет организовать научно-производственную и инновационную деятельность по полному циклу: от фундаментальных и поисковых работ до производства и продаж наукоемкой продукции. Такая модель университетского комплекса в форме единого юридического лица признана постановлением Правительства РФ от 17.09.01 г. № 676 в качестве приоритетной. Опыт создания в Татарстане ряда университетских учебно-научно-инновационных комплексов подтверждает целесообразность их дальнейшего развития.

Важное место в системе мер, направленных на решение практических и научных задач, занимают государственные целевые программы, охватывающие различные аспекты развития Республики Татарстан. Начиная с 2000 года, они определяются как государственный заказ по соответствующему направлению.

В соответствии с Программой развития приоритетных направлений науки в Республике Татарстан на 2001-2005 гг., утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 06.02.01 за № 63, предметное наполнение паспортных целей и задач Программы определяется приоритетами социально-экономического развития Республики Татарстан и закономерностями развития фундаментального научного знания.


Первая Программа 1996-2000 гг. направлялась на решение социально-экономических задач и поддержку научных школ. Экономический эффект от ее реализации в 9 раз превысил выделенные на научные и прикладные исследовния на этот период 49,5 млн.руб.

Вторая Программа 2001-2005 гг. направлена на получение научной продукции в интересах решения приоритетных проблем развития республики. Экономический эффект за 2003 г., более чем в 7,5 раз превысил средства, выделенные бюджетом Республики Татарстан на развитие науки за год.

Реализация Программы способствовала дополнительной добыче нефти в 2003 г. на 1,5 млрд.руб., а в 2004 г. - получению дополнительной растениеводческой продукции более чем на 1 млрд.руб. и т.п. Но реинвестиций в Программу не последовало, что свидетельствует о нерешенности важнейшей проблемы обеспечения эффективности науки в современных условиях – реальной адаптации научного сообщества к рыночной экономике, масштабной коммерциализации научной продукции. Поэтому многоканальность финансирования науки Республики Татарстан реализуется лишь фрагментарно: в частности, реализация Программы позволила привлечь за 2 года 32,5 млн.руб. федеральных средств на науку по РФФИ, РГНФ и фонду Бортника; фундаментальные и прикладные исследования по Программе привели к инвестициям от Европейского концерна Airbus в татарстанскую науку более 2 млн.долларов США; разработка станций охлаждения газа при стоимости научных этапов 5 млн.руб. принесет более 80 млн.долларов инвестиции Газпрома в Татарстан и т.п. Все это в совокупности доказывает высокую эффективность финансирования Программ развития науки в Республике Татарстан. Основа их эффективности – мощный научно-производственный потенциал, который, однако нуждается в стимулах, что и дают Программы. Это детонатор и катализатор инновационных процессов, когда малые целевые вложения в оборотные средства приводят к оживлению многомиллиардных интеллектуально-материальных основных фондов, ранее созданных многими поколениями ученых и специалистов. Интеллектуальные ресурсы, в отличие от материальных, при использовании не уменьшаются, а возрастают. Затем они неоднократно порождают экономический эффект в растущем круге новых задач.


Но эффективность научных Программ в целом трудно уложить в вычислимые экономические данные. Наука самоценна подобно другим областям интеллектуально-духовной жизни Республики, но при этом она формирует нематериальные и кадровые активы государства. Общенациональная значимость научных Программ неизмеримо высока, альтернативы им нет, а неполный охват ими научного сообщества приводит к упущенной выгоде.

За 4 года реализации действующей Программы создан научно-организационный и содержательный задел для выполнения в 2005 и в последующие годы крупных инновационных проектов, новых прикладных разработок и фундаментальных исследований, направленных на инновационное развитие Республики Татарстан.

4.2.1. Основные выводы по анализу ситуации.


1. Развитие научно-технического потенциала, повышение полноты и эффективности его практической реализации является общереспубликанской задачей. Только на этой основе возможны эффективное позиционирование Республики Татарстан на российском и мировых рынках, ее высокий инвестиционный рейтинг, реальная конкурентоспособность продукции, синергетическое достижение целей республиканских программ социально-экономического и инновационного развития. Однако создатели научной продукции и призванные ее реализовать производственные предприятия ведомственно разобщены, их текущие проблемы, условия и критерии деятельности во многом различны; система индикаторов не полна и не взаимоувязана. Необходимы комплексные государственные решения: масштаб и качество действий республиканских и отраслевых органов исполнительной власти должны быть достаточными для преодоления этой разобщенности.

2. Анализ инновационных процессов в Республике Татарстан показывает недостаточную взаимосвязь основных компонентов инновационной деятельности – науки, образования и производства.

3. Не везде прослеживается активность и заинтересованность как госпредприятий, так и различных форм бизнеса в привлечении ведущих научных коллективов для совместного решения текущих и перспективных проблем их производственно-технического и экономического развития; недостаточны масштабы и темпы оперативного привлечения ученых ко вновь возникающим проблемам практики. В целом недостаточна восприимчивость экономики к новым научным разработкам.


4. Продолжается сокращение персонала, занятого исследованиями и разработками; недостаточен приток молодежи при оттоке лиц средних и младших возрастных категорий: ежегодно в научных организациях закрепляется лишь 3,5 тыс. молодых специалистов. При росте приема в аспирантуру ее заканчивают с защитой диссертации менее 30-50%. Продолжается процесс старения научных кадров, затруднено воспроизводство научных поколений.

5. Обостряется проблема поддержания и развития опытной базы науки: длительное время недостаточны масштабы вывода из эксплуатации устаревшего оборудования с заменой его новым. Объем основных средств в научных организациях за период 2000-2003 гг. снизился почти в 1,5 раза, еще более снизилась среднегодовая стоимость научного оборудования. Деградация научно-технической и технологической базы даже при наличии кадров существенно ограничивает возможности выполнения НИР и ОКР на современном уровне.

6. Важнейшей задачей на ближайшую перспективу является координация всех звеньев научной и инновационной деятельности по углублению и расширению взаимодействия разноведомственных научных, образовательных и производственных структур. Эту работу под руководством Правительственной комиссии по научно-технической и инновационной политике Республики Татарстан должны совместно координировать и направлять Министерство экономики и промышленности Республики Татарстан, Академия наук Республики Татарстан, Совет ректоров вузов и Ассоциация промышленных предприятий во взаимодействии с отраслевыми министерствами и ведомствами, государственными фондами.

7. Учитывая важность и высокую эффективность реализации ранее выполнявшихся Программ развития приоритетных направлений науки, весь накопленный опыт и научный задел следует использовать при разработке третьей Программы развития приоритетных направлений науки в Республике Татарстан на 2006-2010 гг. в структуре Программы социально-экономического развития Республики Татарстан.

Для успешной реализации задач, стоящих перед научным сообществом, Академия наук Республики Татарстан должна модернизировать и оптимизировать свою деятельность, нацеливая ее, в первую очередь, на всестороннее обеспечение инновационного пути развития Республики Татарстан.



4.2.2. Краткое обоснование основных направлений деятельности


Актуальность перевода науки в режим устойчивого развития и государственной организации максимального использования ее потенциала предопределяет следующие направления работ:

1. Четкое распределение функциональных обязанностей и полномочий по управлению развитием республиканской науки между Академией наук Республики Татарстан, Министерством экономики и промышленности Республики Татарстан, Министерством образования и науки Республики Татарстан. Совершенствование технологии выработки, доведения и реализации государственного заказа на научные исследования в адрес республиканских научных центров, концентрируя основные усилия там, где республиканская наука и промышленность обладают конкурентными преимуществами; обоснование рациональной пропорции между объемами выполняемых по госзаказу РТ фундаментальных и прикладных исследований.

2. Ежегодная подготовка госзаказа и его поддержка Государственным Советом Республики Татарстан должны стать предметом постоянной работы Министерства экономики и промышленности Республики Татарстан и Академии наук Республики Татарстан совместно с отраслевыми министерствами и ведомствами.

3. Повышение роли и ответственности научной общественности в принятии управленческих решений, обеспечение солидарной подотчетности научных учреждений. Оценку результатов выполнения государственного заказа следует проводить в форме публичной защиты полученных результатов на заседаниях научно-технических советов, коллегий министерств, отделений АН РТ. Целесообразно обеспечивать мониторинг работы диссертационных, научных и научно-технических советов организаций и учреждений, министерств и ведомств для получения реалистичного научного бизнес-прогноза в целом.

4. Структура сегментов регионального рынка должна быть расширена за счет рынка интеллектуальной собственности с четкой стратегией и нормативно-организационной основой, в том числе создание инжиниринговых центров при крупных производственных комплексах. Реализация продуктов интеллектуального труда должна в нарастающей доле входить в структуру ВРП, отображаться в системе индикаторов социально-экономического развития, а также служить элементом оценки деятельности Академии наук Республики Татарстан, соответствующих подразделений Министерства экономики и промышленности Республики Татарстан, отраслевых министерств и ведомств Республики Татарстан. Назрела инвентаризация ранее созданных научно-технико-технологических заделов с целью отбора тех, которые могут быть эффективно вовлечены в хозяйственный и коммерческий оборот.


5. Необходимо привлечь в сферу научных исследований финансовые средства, достаточные для решения поставленных перед наукой задач, обеспечивающих прорыв в научном и инновационном развитии. Инвестиционный Меморандум Республики Татарстан должен включать поддержку прикладных фундаментальных исследований, как это практикуется во всех развитых странах. Для финансирования реализации научной продукции от прикладных исследований должны привлекаться средства ведущих татарстанских предприятий и финансовых организаций Республики Татарстан и Российской Федерации. Актуальна разработка финансовых схем, обеспечивающих соответствующий переток средств, механизмов консолидированного и многоканального финансирования целевых научных исследований и разработок, инновационных проектов республиканского значения с привлечением средств бюджетов всех уровней и внебюджетных источников. Рост заработной платы в секторе науки должен входить в республиканские приоритеты.

6. Необходимы действенные меры по омоложению кадрового состава Академии наук Республики Татарстан и научно-образовательных учреждений, включая принятие Программы «Научная молодежь Татарстана», а также постоянное обновление экспериментальной базы науки. В сферу научной деятельности нужно вовлекать и готовить талантливую молодежь, начиная со старших классов школ. В том числе создавая малые академии наук школьников и студентов при ведущих вузах и Академии наук Республики Татарстан, возглавляемых академиками РАН и Академии наук Республики Татарстан. В отношении научных специалистов пенсионного возраста нужны меры по их дополнительной социальной защите.


    1. Основные направления

1. Совершенствование системы формирования, финансирования и управления реализацией государственного заказа на выполнение прикладных и фундаментальных исследований, а также регламента взаимодействия органов исполнительной власти, Академии наук Республики Татарстан, научных учреждений, вузов, крупных и средних предприятий наукоемких отраслей производства, включая условия и индикаторы как научной разработки, так и производственной реализации научной продукции всеми участниками инновационной деятельности.


2. Организационное и ресурсное обеспечение и проведение научных фундаментальных и прикладных исследований и инновационных разработок по госзаказу, включая развитие экспериментальной базы и инфотелекоммуникаций, а также доведение до специалистов новых научных результатов и научной продукции путем проведения научно-практических конференций, печатной и электронной публикации монографий, сборников и спецвыпусков научных журналов, участия в международных и др. форумах и выставках, обеспечивая защиту интеллектуальной собственности государства и авторов.

3. Научное и научно-методическое обеспечение выполнения наукоемких направлений и разделов «Программы социально-экономического развития РТ на 2006-2010 гг.» по государственному заказу, а также участие ученых академических, научно-образовательных и отраслевых организаций и учреждений в экспертизе, инициировании и реализации крупных инновационных проектов по заказам приоритетных отраслей производства.


4.4. Основные мероприятия


1. Разработка проекта третьей «Программы развития приоритетных направлений науки в Республике Татарстан на 2006-2010 гг.» в структуре «Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2006-2010 гг. и на перспективу до 2015 г.» с привлечением ведущих ученых и специалистов приоритетных наукоемких производств с возложением функций государственного заказчика на Министерство экономики и промышленности Республики Татарстан, а функций координатора и головного исполнителя «Программы развития приоритетных направлений науки в Республике Татарстан на 2006-2010 гг.» - на Академию наук Республики Татарстан.

2. Ежегодный анализ и корректировка перечня и содержания научных проблем, вошедших в приоритетные направления развития науки в Республике Татарстан на 2006-2010 годы во взаимосвязи с реализацией Программы инновационного развития Республики Татарстан и планами приоритетных отраслей производства.

3. Постоянный мониторинг состояния нематериальных активов и решение вопросов коммерциализации научной продукции с целью активизации совместной с Министерством торговли и внешнеэкономического сотрудничества Республики Татарстан и Татарстанским отделением Рособоронэкспорта РФ деятельности по выводу создаваемой в Республике Татарстан научной продукции на внутренние и международные рынки.


4. Реализация комплекса мер по поиску и привлечению в республику инвестиций в сферу науки для реализации Программ и проектов по поддержке научно-исследовательской и инновационной деятельности через систему договоров и соглашений с федеральными министерствами, агентствами, крупными производственными объединениями, а также через систему грантов международных и российских фондов и т.п.

5. Ежегодная публикация в республиканских СМИ необходимых сведений о государственном заказе и об условиях участия в его выполнении.

6. Конкурсный отбор координатором и утверждение госзаказчиком перечня проектов и их исполнителей для выполнения целевых и инициативных исследований и разработок по грантам Программы развития приоритетных направлений науки в Республике Татарстан и актуальных инновационных проектов, включая компетентную независимую экспертизу полученных научных результатов и научной продукции.

7. Координация деятельности научных школ, ведущих ученых и научной молодежи для выполнения ориентированных фундаментальных и прикладных исследований по актуальным направлениям социально-экономического развития РТ и междисциплинарным проблемам научного знания.

8. Формирование и организационное закрепление комплексных научно-производственных коллективов из представителей академической, вузовской и отраслевой науки и производства с привлечением к их деятельности молодых специалистов, докторантов, аспирантов и студентов для обеспечения производственной реализации инновационных проектов от научного обоснования до поставки наукоемкой продукции.

9. Реализация программы «Научная молодежь Татарстана» на основе широкого перечня мероприятий по стимулированию подготовки специалистов высшей квалификации для научной деятельности и реального сектора экономики, включая целевое выделение в рамках системы госзаказа конкурсных грантов для поддержки перспективных научно-исследовательских работ аспирантов, докторантов и соискателей ученых степеней, выполняемых в интересах развития республики.


10. Проведение ежегодных итоговых научно-практических конференций и семинаров с оценкой научной значимости и практической эффективности полученных результатов по завершенным этапам, анализ и разработка мер по устранению недостатков, выявленных в процессе выполнения Программы развития приоритетных направлений науки и Программы развития инновационной деятельности в Республике Татарстан.


4.5. Конечные результаты к концу срока выполнения программы

1. Научное обеспечение реализации итоговых контрольных показателей по наукоемким направлениям социально-экономического развития Республики Татарстан, утвержденных соответственно на 2010 и 2015 гг., в том числе:


  • при ведущих вузах и Академии наук Республики Татарстан будут созданы «Малые Академии наук» для талантливых школьников, непосредственно возглавляемые академиками РАН и Академии наук Республики Татарстан;

  • будет обеспечена периодическая публикация научных работ талантливых школьников, студентов, по соответствющим научным направлениям в форме государственного заказа на эти работы;

  • будут созданы инжиниринговые центры при четырех крупных наукоемих производственных компаниях – акционерных обществах «Татнефть», «КАМАЗ», «Нижнекамскнефтехим», «Татэнерго»;

  • будет обеспечена разработка и использование передовых производственных технологий в объемах, не уступающих соответствующим показателям в целом по стране;

  • число патентных заявок на 10 тыс. населения к 2015 г. не менее 2,5 при 1,7 в 2003 г.;

  • получение доходов за счет использования патентов и других объектов интеллектуальной собственности в объеме, не менее 2500 руб. в расчете на одного занятого в научной сфере работника в год;
  • увеличение доли инновационной научной продукции молодых исследователей в возрасте до 35 лет в общем ее объеме в 1,6 раза;


  • увеличение ежегодных объемов экономической эффективности, в 8-9 раз превышающей суммарные объемы годового бюджетного финансирования Программы развития приоритетных направлений науки;

  • привлечение в Республику Татарстан инвестиций от федеральных и зарубежных источников в сферу науки для реализации Программ и проектов по поддержке научно-исследовательской и инновационной деятельности в объемах, в 2-3 раза превышающих объемы, достигнутые в 2004 г.

2. Дальнейший рост и качественное развитие научного и научно-технического потенциала Республики Татарстан на уровне мировых и общероссийских критериев, эффективное использование науки для достижения утвержденных целей социально-экономического развития Республики Татарстан и на долгосрочную перспективу, в том числе:

  • проведение 40-60 научных и научно-практических конференций;

  • ежегодная защита не менее 80-90 докторских диссертаций в Республике Татарстан;

  • увеличение доли выпускников докторантуры и аспирантуры с защитой диссертации до 70-80%;

  • увеличение доли молодых исследователей в возрасте до 35 лет в научной сфере с 17 % в 2004 г. до 23-25%.

V. ОБЩИЕ ВЫВОДЫ



Таким образом, в результате реализации программы предполагается достичь результатов, основные параметры по которым приведены в табл. 20.


Прогнозные значения основных параметров социально-экономического развития республики на период до 2015 года


Таблица 24

Наименование параметра

Значение параметра по годам

2004


2010

2015

Качество жизни

0,705

1




Средняя заработная плата, руб.

5548

14403




Денежные доходы на душу населения (в среднем за месяц), руб.

5135

12900




Продолжительность жизни, лет

67,6

69,1

70,2

Обеспеченность жильем (кв. м общей площади)

20,4

23

26

Обеспеченность социальной инфраструктурой




нормативная



Число муниципальных образований, не обеспечивающих финансирование закрепленных расходных полномочий за счет собственных доходов без учета средств, получаемых из бюджетов других уровней, %


61

32




Валовой региональный продукт, млрд. руб.

379,8

774,0

1348,0

Рост ВРП, в % к 2004 году




147,5




Ежегодный прирост ВРП за счет инновационной деятельности, %




 2




Уровень бедности населения (доля населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума) по методике РФ, %

15,2

8,6

7,0  

Уровень бедности населения (доля населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума) по методике РТ, %

11,7

6,6

6,1


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

I. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН 4

II.СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА 18

2.1. Политика в сфере образования 18


2.2. Политика в сфере здравоохранения 29

2.3. Политика в сфере культуры 41

2.4. Молодежная политика, политика в сфере физической культуры, спорта и туризма 51

2.5. Трудовые отношения и занятость населения 62

2.6. Социальная защита населения 74

2.7. Жилищная политика и развитие жилищно-коммунального хозяйства 84

III. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА 94

3.1. Создание благоприятного предпринимательского климата 94

3.2. Инвестиционная политика 104

3.3.Межбюджетные отношения 114

3.4.Структурная политика 123

3.5.Инновационное развитие экономики. 137

3.6. Развитие инфраструктуры непроизводственных отраслей 142

3.7. Развитие инфотелекоммуникационной, транспортной и производственной инфраструктуры 157

3.8. Развитие информатизации 196

3.9.Развитие промышленности 211

3.10. Развитие аграрно–промышленного комплекса 223

3.11. Развитие архитектуры и градостроительства 233

3.12. Развитие строительного комплекса 237

3.13. Земельная реформа и развитие рынка недвижимости. Управление государственной собственностью. 245

3.14. Внешнеэкономическая деятельность 256

3.15.Охрана окружающей среды и рациональное природопользование 262

3.16.Региональная экономика. Размещение производительных сил. 280

IV. РАЗВИТИЕ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ НАУКИ 320

V. ОБЩИЕ ВЫВОДЫ 334



<< предыдущая страница