litceysel.ru
добавить свой файл
1


Министерство образования Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный университет

Философский факультет


УТВЕРЖДАЮ

Декан философского факультета

________________Ю.Н. СОЛОНИН


Рассмотрено и рекомендовано:

1. На заседании кафедры

онтологии и теории познания

Протокол от _________№ ____

Заведующий кафедрой __________ Б.И. ЛИПСКИЙ

2. На заседании методической комиссии

философского факультета

протокол от _________ № ____

Председатель методической комиссии

_______________ В.С. НИКОНЕНКО


ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Спец. курс

«Символические формы бытия»

специальность 20100

для студентов очного и вечернего отделений


Составитель:

Профессор, доктор филос. наук Ю.М.ШИЛКОВ


Рецензент:

Профессор, доктор филос. наук С.С. ГУСЕВ


САНКТ-ПЕТРБУРГ

2003



1. Организационно-методический раздел


    1. Цель изучения дисциплины:

Прояснение символической природы бытия, специфики разнообразных символических форм культуры (религия, искусство, наука) и символических способностей человека (сознание, бессознательное).

1.2. Задачи курса:

Обсудить предметные особенности символизации отношений человека с миром природы, с миром других людей, с миром идеалов, норм и ценностей (включая мир сверхъестественных значений), с самим собой.

Раскрыть основные проблемные аспекты символической темы в терминах современной философии и дисциплин гуманитарно-культурологического цикла (феноменологии, структурализма, прагматизма, психоанализа, антропологии, герменевтики и др.).


Дать характеристику мифологических истоков символических форм, культурно-исторических и лингвистических предпосылок формирования символической способности человека.

Прояснить роль символических форм в повседневной жизни человека (экономика, политика, индивидуально-личностный контекст), в религии, искусстве и науке.

Разобраться в природе символических возможностей выражения бессознательной психики (в терминах психоанализа и аналитической психологии).


    1. Место курса в профессиональной подготовке выпускника

Дисциплина входит в блок спец. курсов по специальности 20100, читается для специализации «Онтология и теория познания» и является необходимым элементом профессиональной компетенции выпускника.

1.4. Требования к уровню освоения дисциплины:

Студент должен знать содержание тем и проблем курса, владеть ключевыми понятиями и терминологией.

Получить общее представление о концептуальном разнообразии символических форм бытия в современной философии.

Иметь представление о роли символической способности человека в познании и коммуникации.

Разбираться в особенностях символических формы религии, искусства и науки.


2. Объем дисциплины, виды учебной работы, форма текущего, промежуточного и итогового контроля.

Всего аудиторных занятий:

34 часов

Из них: – лекций

34 часа

– практические занятия


Самостоятельная работа студента (в том числе, на курсовые работы

по дисциплине)


40 часов

Итого (трудоемкость дисциплины):

74 часов



Изучение дисциплины по семестрам

На дневном отделении – 5 семестр. На вечернем отделении – 10 семестр.


3. Содержание дисциплины

3.1. Темы дисциплины, их краткое содержание и виды занятий

Тема 3.1.1. Введение. Онтологический статус символических форм (2 часа).

Символическая тема – одна из сквозных тем философии, исследовательский интерес к которой, начиная с античных традиций и до конца ХХ века, никогда не пропадал. Через всю историю философии и культуры тянется бесконечный шлейф напряженных дискуссий и острейших разногласий по подводу природы символа и символических способов освоения бытия. Классические парадигмы философии символических форм. Разрешающие возможности символических форм помогали решать проблемы логикам и лингвистам, математикам и физикам, психологам и психоаналитикам, историкам и культурологам, социологам и экономистам, художникам, поэтам и литераторам, богословам и философам. Подобный перечень специалистов, вникавших в символическую тему, весьма красноречиво демонстрирует ее мульти дисциплинарный характер, а также и то, что тени философской, богословской или художественной монополии, витавшие когда-то, нынче вовсе исчезли.

Тема 3.1.2. Понятие символической формы (4 часа).

О природе символа. Символ и знак. Символ и язык. Аспекты языка и аспекты символа. Дисциплинарная характеристика символических форм (семиотика, лингвистика, антропология; культурологические, теологические, когитологические и психологические аспекты). Символические формы как предмет философии: символизация отношений человека с миром природы, с миром других людей, с миром идеалов, норм и ценностей (включая мир сверхъестественных значений) и с самим собой. Свойства и функции символа. Символическая способность человека как проблема философии.


Тема 3.1.3. Основные парадигмы современной философии символических форм (8 часов). Общая характеристика современной философии символических форм.

Когнитивная парадигма конкретизируется в терминах двух основных своих версий. Одна из них исходит из традиционного понятия cogito. В современной философии говорят о неорационалистической версии символических форм. Она основывается на логической и лингвистической квалификации символа (Символ как слово и понятие). Другая, неосенсуалистическая интерпретация символических форм базируется на их образных аналогах. Образ как символ – основной тезис в данной версии когнитивной парадигмы. Образ может быть чувственным или языковым или обладать теми и другими свойствами. Герменевтическая парадигма восходит к традициям теологической и филологической герменевтики. Интерпретации библейских и древних литературных текстов – было основной задачей классической герменевтики. Со времен В.Дильтея герменевтика приобретает общий методологический статус в качестве универсального способа познания разнообразных символических форм. Переживание включает в себя А) акты анализа и синтеза символических свойств; б) акты выражения их в языке и в) акты интерпретации или понимания символических форм. Г.Гадамер (70-годы ХХ века) акцентирует роль языка в процессах понимания символических форм. Феноменологическая парадигма очерчена в работах Э.Гуссерля по философской феноменологии и феноменологии культуры. Символическая способность как способность, имеющая статус одной их чистых возможностей сознания.

Прагматическая парадигма базируется на семиотической трактовке символических форм и связана с именами Ч.Пирса, Дж.Дьюи. Ч.Морриса, Дж.Сирля. Реалистическая парадигма исследования символических форм предполагает в первую очередь уточнение понятия реальности. Надо принять во внимание несколько значений реальности как ключевого понятия. Реальность как физическая, природная реальность (космологическая трактовка), реальность как мир божественных значений (теологическая трактовка), реальность как реальность человеческого мира, реальность как виртуальная реальность в когнитивном смысле слова. А.Уйтхед – космологическая реальность и ее символические формы в терминах онтологических и физико-математических свойств реального мира. Стратегии коммуникативной парадигмы в исследовании символических форм. Ю.Хабермас, М.Фуко и постмодернистские версии. Культурологические версии символических форм. Из них первостепенное значение и актуальность имеет интегральная философия символических форм Э.Кассирера и С.Лангер, а также классические представления Л.Леви-Брюля и К.Леви-Строса.


Тема 3.1.4. Происхождение символа и формирование символической способности человека (4 часа).

Мифологические истоки символических форм: история, культура, общество. Мифологическая парадигма: символ и миф. Символ и ритуал. Мифология символа. Гипотезы формирования символической способности человека (психосоматические, фоно-центрические и письмо центрические гипотезы). Исторические (эпохи), культурные (Запад, Восток), социальные (этносы) особенности символических форм.

Тема 3.1.5. Символизация бытия (4 часов).

Пространство и время как символические формы, их дисциплинарные особенности. Математические значения пространство и времени. От хаоса к космосу. Символические формы как способы упорядочивания бытия. Символические формы истории, культуры и общества. Проблемы исторической интерпретации и символические особенности исторического дискурса. Язык и культура – проблемы символизации. Социальные формы жизни и способы их символизации – техника, этнография, экономика, политика, государство, право.

Пример. Символический ритуал вассалитета в Средние века. Вассальные ритуалы пускают в ход три категории символических элементов: слов, жест, предмет. Три этапа вступления в вассалитет: клятва верности, обет, инвеститура фьефа. 1. Социально-экономические символы, специфика которых определяется землей (собственностью на землю). 2. Социальные и культурные символы связаны с образом жизни людей, с их социальным статусом. Примеры социальных и культурных коммуникаций. Телесные жесты (указание пальцем рукой, прядью волос). Символика одежды (шапка, перчатка, мантия, платок, пояс, покрывало). Профессиональные символы (символы основных функций социальных категорий). Предметы как символика духовенства, предметы как символика рыцарства, предметы как символика крестьянства.

Тема 3.1.6. Роль (функции) символа в повседневной жизни людей (4 часа).

Символ, тело, сознание. Символ и познание. Символ и общение. Аксиология символа. Символ и истина. Самопознание и символизация. Монолог и диалог. Символ и риторика. Символ и онтогенез человека: от переживаний ребенка к миру личности. Символика индивидуально-личностных форм. К числу древнейших символов, созданных человеком относятся три цвета, которые ассоциируются с продуктами человеческого тела. Символика цвета по В.Тернеру.


Тема 3.1.7. Символические формы религии, искусства, науки (8 часов).

Религиозный символ: сакральные и догматические свойства. Анимизм, магия, тотемизм, фетишизм как ранние символические формы. Основные мировые религии: примеры буддизма, христианства, ислама. Символика христианства.

Художественный символ. Природа символических форм искусства обусловлена особенностями конкретного жанра. Все жанры определяются 1. общими пространственными, временными и пространственно-временными особенностями; 2. особенностями телесной конституции человека и психосоматическими способностями отдельных органов тела; 3. особенностями игровой формы – искусство как игра (актор, автор, актер – имеют общий корень действие), затем – игровые отношения – как если бы, и проблема зрительского восприятия. 4. Функциональные назначения жанров искусства. Познавательная и коммуникативная функции. Гедонистическая (наслаждения) и утилитарная (польза) функции. Эстетические и нравственные функции.

Специфика художественных символов в зависимости от жанров искусства. Проблема символического языка в искусстве. Интенциональность художественного символа. Коммуникативные качества символа. Силовые ресурсы символа. Конкретизация по описанию, типы, язык жанра искусства, а также зависимость от исторического времени и места в культуре, от конкретной культуры и этноса.

Символика архитектуры. Храм как вместилище, как дом обитания Бога – это символ, наделяющий целостным качеством любое архитектурное строение. Принципиальный символизм храма – человеческий отзвук во вселенной, место встречи и общения с Богом (церковь).

Поэтика символа: Метафора, метонимия и другие тропы. Символ и текст: от истолкования символа к исследованию текста. Воображение: фикция и дикция. Символ и жанры искусства (примеры хореографии, музыки, живописи, поэзии, театра).

Символические формы и язык науки. Научная рациональность. Число как символ. Механическая метафора в истории науки. Примеры алхимии, математики и логики. Символ и виртуальная реальность. Пример алхимии. Алхимический процесс и символы его целей. Алхимический процесс разбит на четыре ступени в соответствии с символикой цвета – чернота, белизна, желтизна и краснота. Психическая природа алхимического делания. Символические качества алхимических понятий.


Тема 3.1.8. «Символическое» и «бессознательное» (4 часа).

Проблемы символизма в классическом психоанализе и аналитической психологии. О языке сновидений. Психоаналитика символического: аналитика Я; топика воображаемого; о нарциссизме; «Я» и «Другой». Символические вариации в постмодернистской философии.


3.2. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы.

В качестве самостоятельной работы студента рекомендуется читать литературные источники, приведенные в списке литературы.

3.3. Примерные темы курсовых и дипломных работ.

В качестве основы перечня тем курсовых и дипломных работ предлагаются вопросы, сформулированные в пункте 3.4. Выбор темы студентом согласуется с преподавателем, а ее название уточняется в ходе консультаций с ним.


3.4. Примерный перечень вопросов к зачету по спецкурсу.

1. Общее понятие о символической форме; символ, символическая способность, символическая формы.

2. О специфике символа как знака.

3. Язык и символ. Слово как символ и знак.

4. Классификация знаков; общая характеристика знаков.

5. Гипотезы формирования символической способности.

6. Миф и символ

7. Реалистическая парадигма философии символических форм.

8. Когнитивная парадигма философии символических форм.

9. Герменевтическая парадигма философии символических форм.

10. Феноменологическая парадигма философии символических форм.

11. Прагматическая парадигма философии символических форм.

12. Коммуникативные аспекты символических форм (Ю.Хабермас).

13. Культурологические аспекты символических форм.

14. Символические особенности алхимического познания.

15. Символические формы искусства.

16. Символические формы науки

17. Специфика художественных символов в зависимости от жанров искусства. Проблема символического языка в искусстве.


18. Интенциональность художественного символа (когнитивный потенциал).

19. Интерсубъективность символа.

20. Символическая реальность в искусстве.

21. Проблема рецепции символа в искусстве

22. Культурная история развития художественной символики. Проблема традиции.

23. Символ как идеал, как норма и как ценность в художественном творчестве.


4.1. Перечень обучающих, контролирующих и расчетных программ, диафильмов, слайдов-фильмов, кино и видеофильмов.

В данном курсе используются наглядные схемы при обсуждении отдельных вопросов курса. Кроме того, перед зачетом проводится письменная работа на знание тем курса.

4.2. Активные методы обучения.

Основу данного курса составляют обычные методы аудиторных лекций с использованием элементов диалога преподавателя со студентами.

4.3. Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля.

Стандартное оборудование лекционной аудитории.


4.4. Литература.

Арто А. Театр и его двойник. М., 1993.

Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1989.

Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994.

Бюлер К. Теория языка. М., 1993, гл. 3.

Витгенштейн Л. Философские работы. М., 1994.

Витгенштейн Л. Лекции по этике (1929 или 1930 г.) // Историко-философский ежегодник М., 1989.

Гегель Г. О символе вообще. // Лекции по эстетике. Часть 2. // Гегель Г.В.Ф. Эстетика. В 4-х т. М., 1969. Т. 2.

Гегель Г. Символическая форма искусства. // Лекции по эстетике. Часть 2. // Гегель Г.В.Ф.

Гумбольдт Язык и философия культуры. М., 1985.

Гусев С.С. Смыслы возможного. Коннотационная семантика. СПб., 2002.

Гусев С.С. Наука и метафора. Л., 1984.

Голан А. Миф и символ. М., 1994.

Голосовкер Я. Логика мифа. М.,1986.

Делез Ж. Различие и повторение. СПб., 1998.

Деррида Ж. О грамматологии. М., 2000.

Дильтей В. Введение в науки о духе. Сила поэтического воображения. // Зарубежная эстетика и теория литературы Х1Х-ХХ вв. М., 1987.

Женетт Ж. Вымысел и слог. // Женетт Ж. Фигуры. В 2-х т. Т. 2. М., 1998.

Зиммель Г. Конфликт современной культуры. // Избранное. Т. 1. М., 1996.

Кассирер Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры. // Проблема человека в западной философии. М., 1988.

Кассирер Э. Избранное. М., 1998.

Кассирер Э. Философия символических форм. Том 1. Язык. М.; СПб., 2002.

Кассирер Э. Философия символических форм. Том 2. Мифологическое мышление. М.; СПб., 2002.

Кассирер Э. Философия символических форм. Том 3. Феноменология познания. М.; СПб., 2002.

Кассен Б. Эффект софистики. М., 2000.

Кирсанова Л.И. Проблема символического в философии постмодернизма. СПб., 1996.

Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. М., 1983.

Лангер С. Философия в новом ключе. Исследование символики разума, ритуала и искусства. М., 2000.

Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. М., 1996.

Ланклю Ж. Символизм. // Культурная антропология. СПб., 1996.

Лакан Ж. Семинары. Книга 1. М., 1998.

Лакан Ж. Функции и поле речи и языка в психоанализе. М., 1995.

Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. М., 1996

Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М. 1994.

Леви-Строс К. Первобытное мышление М., 1994.

Леви-Строс К. Мифологики. В 4-х тт. Том 1. Сырое и приготовленное. М.; СПб., 1999.

Леви-Строс К. Мифологики. В 4-х тт. Том 2. От меда к пеплу. М.; СПб., 2000.

Леви-Строс К. Мифологики. В 4-х тт. Том 3. Происхождение застольных обычаев. М.; СПб., 2000.


Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. СПб,, 1998.

Лич Э. Культура и коммуникация. Логика взаимосвязи символов. К использованию структурного анализа в социальной антропологии. М., 2001.

Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб., 2000.

Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976.

Малиновский Б. Магия, наука и религия. М., 1998.

Марков Б.В. Философская антропология. Очерки истории и теории. СПб., 1997.

Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.

Мифологии древнего мира. М.,1977.

Мифологический словарь. М., 1990.

Рабинович В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М., 1979.

Рикер П. Конфликт интепретаций. Очерки о герменевтике. М., 1995.

Рикер П. Время и рассказ. Т. 1. Интрига и исторический рассказ. М.; СПб., 1998.

Рикер П. Время и рассказ. Т. 2. Конфигурация в вымышленном рассказе. М.; СПб., 1998.

Свасьян К.А. Проблема символа в современной философии. Ереван, 1980.

Свасьян К.А. Феноменологическое познание. Ереван, 1987.

Савчук В.В. Кровь и культура. СПб,. 1995.

Сепир Э. Символизм. Коммуникация. Язык. Личность. // Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 1993.

Соссюр Ф. Курс общей лингвистики. М., 1998.

Современная западная философия. Словарь. М., 1991.

Теория метафоры. М., 1990.

Тодоров Ц. Теории символа. М., 1998.

Финк Е. Основные феномены человеческого бытия. // Проблема человека в западной философии. М., 1988.

Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб., 1994.

Флек Л. Возникновение и развитие научного факта. Введение в теорию стиля мышления и мыслительного коллектива. М., 1999.

Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1989.

Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня, М., 1992.

Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1996.


Хюбнер К. Истина мифа. М.,1996.

Щербатский Ф.И. Избранные труды по буддизму. М., 1988

Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб., 1998

Эстетика. В 4-х т. М., 1969. Т. 2.

Юнг К. Психология и алхимия. М., 1997.

Юнг К. Феномен духа в искусстве и науке. М., 1992.

Юнг К. Архетип и символ. М., 1991.

Якобсон Р. В поисках сущности языка. // Семиотика. М., 1983.