litceysel.ru
добавить свой файл
1
Программа элективного курса для учащихся 9-х классов историко-гуманитарного профиля

«Красноярск и красноярцы в событиях и лицах»

Демьяненко Л.П.

СОШ № 138. г. Красноярск


Пояснительная записка

История края является неотъемлемой частью истории России, поэтому авторский курс «Красноярск и красноярцы в событиях и лицах.(17в.-19в.) дополняет и конкретизирует общие тенденции и процессы в общероссийской истории, делает её предметной и наглядной для осмысления учащимися, формирует у них чувство любви и гордости за малую Родину, познание своих корней, понимание особенностей истории и культуры региона. Прошлого уже не вернёшь, да и не нужно, но оглянуться и подумать стоит хотя бы для того, чтобы будущим гражданам России знать куда и как идти вперёд. Курс открывает вводная тема о Сибири, которая неразрывно связана с бурными событиями Российского государства. Цель курса состоит в том, чтобы дать систематизированные знания как конкретно-фактического материала по истории Красноярска с 17 по 19 век, так и с использованием новых источников раскрыть многочисленные пробелы истории, попытаться проследить формирование сибирского субэтноса через знакомство с бытом, традициями, нравами сибиряков. Связующим звеном программы является личность- человек культурный, который облагораживал красноярскую землю, окружающих его людей. В фактах их биографий раскрываются такие понятия, как честь, милосердие, достоинство, любовь к родине, служение народу, что является важным фактором воспитания современного школьника- гражданина и гуманиста. Воспитательная цель данного курса направлена на восстановление утерянных идейно- нравственных и духовных ценностей среди молодёжи. Программа учитывает возрастные особенности учащихся, поэтому многие занятия - нетрадиционного типа, что способствует росту интереса к истории города, семьи, микрорайона. Учащиеся не просто знакомятся с фактами повседневной жизни края, города, они самостоятельно анализируют письменные и иллюстрационные источники, осуществляют сбор материала по темам. Через экскурсии, работу в музеях, библиотеках, проведение театрализованных праздников активизируется интерес учащихся к данному курсу. Учащиеся, изучая курс, не только овладевают общеучебными умениями и навыками, они проводят заочные экскурсии для учащихся младших классов, овладевают умениями поиска информации по источникам, проводят поисково-краеведческую работу для открытия музейной экспозиции «История Ветлужанки», систематизируется материал для создания хрестоматии по курсу. Нестандартные формы проведения занятий, умение давать оценку деятельности личности формируют у учащихся интерес к профессиям журналиста, историка, археолога, экскурсовода.


В основе учебного материала используется учебник: Быконя Г. Ф. «История Приенисейского края 17- первой пол.19века» Красноярск, изд. « Горница» 1997г.

С помощью учащихся создана подборка раздаточного материала из газет «Красноярский рабочий», «Красноярский комсомолец», «Городские новости» и др.В кабинете истории есть подборка краеведческой литературы, составлена картотека литературы в библиотеках города.

Формы контроля используются самые разнообразные: написание рефератов, тестирование, викторины, турниры краеведов, выпуск газет, подготовка вечеров и праздников, брейн-ринга, и т. д.

Курс рассчитан на 34 часа, для учащихся 9-х. классов. Он будет продолжен в 10 кл по событиям истории и культуры нашего края второй половины 19 – 20 веков.


Тематическое планирование курса «История и культура г. Красноярска в событиях и лицах ».




Название тем, уроков

Кол-во часов

Дата

1

Вводное занятие «Малая Родина». Особенности курса.

1 час




Тема № 1: «Страна» Сибирь.


6 часов




2

Открытие Сибири

1 час



3

Сибирь в составе Российской империи.

1 час




4

Сибирское казачество.

1 час




5

Мир Сибирской деревни.(театрализованный урок «Сибирская изба».)

1 час




6

Верования и культы народов Сибири

1 час




7

Лабораторное занятие «Ермак – правда и вымысел».

1 час




Тема № 2: Присоединение Енисейского края к России и начало его освоения русскими

(XVII век)

9 часов




8

Население края накануне присоединения к России (Тюлькина землица, Качинская земля.)

1 час




9

Енисейский острог.

1 час




10

«Место угоже, высоко и красно.» (Красноярский острог. Архивные и археологические материалы).

1 час




11

Урок – портрет «Основатель острога – А. Дубенский ».

1 час




12,

13

Экскурсия в краеведческий музей (Красноярский острог в XVII веке. Стены и башни острога.)

2 часа




14

Управление в остроге. Воеводы «отцы » и воеводы «лиходеи ».

(Красноярский бунт 1625 - 1698 гг.)

1 час




15

Духовная культура и повседневная жизнь посадских людей в XVII веке.

1 час




16

Повторение: викторина по теме № 2


1 час




Тема № 3: город Красноярск в XVIII веке.


6 часов




17

«Несчастные». Проблема каторги и ссылки в Сибири.


1 час




18

Промыслы, ремесла, торговля, крестьянская колонизация, развитие земледелия в XVIII веке.

1 час




19

Красноярск XVIII века в статических данных и в документах (городское население особенности хозяйства, социальные отношения, управление).

1 час


20,

21


Экскурсия по храмам Красноярска (Воскресенский собор, Покровский собор)

2 час




22

Контроль знаний: «заочные экскурсии для учащихся младших классов по темам: 1 - 3»

(тематика экскурсий прилагается).

1 час




Тема № 4: «Кланяйтесь людям Красноярска»


12 часов




23

Экономика Енисейской губернии, фабрично-городское производство, состояние сельского хозяйства.

1 час




24

Образование в 1822 году Енисейской губернии. Красноярск в ранге губернского города. Реформы М. М. Сперанского в Сибири.

1 час




25

Урок-портрет:

а) Первый Енисейский губернатор - Степанов

б) «Служил и горел» (губернатор Крафт И. И. )

1 час




26

Деятельность декабристов в Енисейской губернии и в г. Красноярске.

1 час




27,

28

Трагические судьбы декабристов Енисейской губернии или исторический вечер «Пленительные образы »

( театральный урок)


2 часа




29

Экскурсия

«Вдоль по Воскресенской, Благовещенской ».

1 час




30

Из рода казачьева (В. И. Суриков ).

1 час




31

«Одна, но пламенная страсть» (Г. В. Юдин).

1 час




32

«Сильные духом, славные делом ».

(Красноярское купечество).

1 час




33,

34

Повторительный урок: турнир краеведов или исторический вечер «Да не иссякнет милосердие! ».

2 часа






Тематика практических и творческих работ.


Исследовательская работа:

а) Подборка и оформление материала «Их имена носят улицы Ветлужанки»;

б) Изучение истории Ветлужанки и тотонимики окрестных мест.

Практическая работа:

а) Создание школьной хрестоматии по теме «Жизнь и быт нашего города в газетах и публикациях»;

б) Оформление экспозиции «Народное творчество жителей Ветлужанки»;

в) Проведение заочных экскурсий по экспозициям материала в кабинете истории:

«Место угоже, высоко и красно»;

Археологические памятники г. Красноярска;

Праздники христианской Руси в крае;


Особенности формирования типа сибиряка;

«Здравствуй, командор» (Н. П. Рязанов);

Роль династии Гадаловых в общественной жизни г. Красноярска;

В. А. Баландина – известная просветительница и меценат и др.;


Проведение экскурсии силами учащихся:


Вдоль по Воскресенской, Благовещенской;

Истории микрорайона Ветлужанки в событиях города;

Их имена в улицах Ветлужанки;


Тематика занятий нетрадиционного типа.


Лабораторные занятия: работа с архивными, археологическими, статическими материалами и документами.


Видеоуроки (Например, «Основатель острога – А. Дубенский», «первый Енисейский губернатор» А. П. Степанов).

Уроки спектакли: «Пленительные образы», «Да не иссякнет милосердие!», «Я – Сибиряк!».

Воображаемое путешествие «Вдоль по Воскресенской».

Экскурсии, выходы в музеи, библиотеки (см. темы планирования).

Уроки – портреты (Например, «Служил и сгорел» губернатор И. И. Крафт, «Из рода казачьего» В. И. Суриков)


Список литературы.


1. Абсалямов М. Б Очерки истории культуры Сибири - Красноярск, 1995-с.218.

2. Баландина В.А. Школьному краеведу – Красноярск,1995г-с39.

3. Бердников Л. П. Вся красноярская власть- Красноярск, 1995-с296.

4. Белов М. «Мангазея» -изд. «Наука»,1981.

5. Богданович К. Становление города у Красного яра - Красноярск,1987- с 45

6. Бондаренко Э. О. Праздники христианской Руси - Калининград,1995.

7. Быконя Г.Ф. История Приенисейского края (17-первая пол. 19века) - Красноярск, изд. «Горница»,1997.

8. Быконя Г.Ф. Андрей Дубенский- основатель Красноярска. - Красноярск изд. «Буква»,1998.

9. Город у Красного яра (документы и материалы)- под ред. Быконя Г.Ф.-Красноярск,1986-с 315.

10. Иванов А. Ермак.-журнал «Дружба»-1991-№6-С 22-134.


11. История Красноярского края.- под ред. Моисеева Л. П-Красноярск, 1991.

12. История Красноярского края (учебное пособие по краеведению)- под ред. Дроздова Н.И, Быконя Г.Ф. и др.- Красноярск, 1981.

13. Кызласов Л.Р. Очерки по истории Сибири и Центральной Азии, - Красноярск, 1992 с- 224..

14. Красноярск в дореволюционном прошлом (17-18века) под ред. Быконя Г. Ф., Фёдорова В.И, Бердников Л. П.-Красноярск 1990-с301

15. Красноярск и красноярцы. Под ред. Капелько В. Журова Ю. Мешалмина П. и д.- Красноярск,1978.

16. Латкин Н. В. Школьному краеведу - Красноярск,1995-с74.

17. Лалетина Н. Яблочный спас.- Красноярск, 1995.

18. Мешалкин П. Н. Меценатство и благотворительность сибирских купцов предпринимателей – Красноярск, 1995 –с 157.

19. Мешалкин П. Н. Красноярск (Очерки истории города) Красноярск,1988. с-370.

20. Никитин Н. И. Освоение Сибири в 17веке – Москва «Просвещение» 1990. с-143.

21. Окладников А. Открытие Сибири. – Москва « Молодая гвардия» , 1981.

22. Парамонова В. И. Век подвижничества – Красноярск,1989.

23. Постнов Ю. С. Сибирь в поэзии декабристов - Новосибирск изд. «Наука», 1976.

24. Памятники истории и культуры Красноярского края под редакцией Быконя Г.Ф., Рекша Г. Л., Дроздова Н. И.-Красноярск,1989.

25. Резенвассер В. Суриков В. И. –изд. «Знание» -Москва, 1988.

26. Санги В. Антология фольклора народностей Сибири, Севера и Дальнего Востока – Красноярск,1989.

27. Смирнов В. Л. Исторический очерк Приенисейского края – Красноярск, 1996,с-130.

28. Степанов А. П. Енисейская губерния из. «Горница» -Красноярск,1997 с- 223.

29. Трошев Ж. Словом и примером – Красноярск,1975.

30. Трифонов А. Енисейск изначальный. Журнал «Енисей», 1983 № 6.

31. Архивный фонд Красноярского края: вопросы научного и практического использования документов – Красноярск,1995.