litceysel.ru
добавить свой файл
1
На правах рукописи



БРЕДНЕВА НАДЕЖДА АНАТОЛЬЕВНА


ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ


13.00.08 – теория и методика профессионального образования


АВТОРЕФЕРАТ


диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


Москва 2009

Работа выполнена на кафедре педагогики и психологии


НОУ ВПО «Университет Российской академии образования»


Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

Грохольская Ольга Глебовна


Официальные оппоненты: доктор педагогических наук Сомов Денис Сергеевич


кандидат педагогических наук, доцент

Михайлова Вера Павловна


Ведущая организация: Научно-исследовательский институт

развития профессионального

образования Департамента образования

города Москвы




Защита состоится «____» ___________ 2009 г. в ___ часов на заседании диссертационного совета Д 521.067.01 при Университете Российской академии образования по адресу: 119180, Москва, ул. Большая Полянка, 58, ауд. 27.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Университета Российской академии образования по адресу: Москва, ул. Краснобогатырская, д.10., на сайте: www.urao.edu



Автореферат разослан « ____ » _____________ 2009 г.




Ученый секретарь


диссертационного совета

кандидат педагогических наук, доцент В.Н. Петрова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Национальная доктрина развития образования в Российской Федерации в качестве основных целей и задач провозглашает формирование навыков самореализации личности, целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий.


Это значит, что первоочередными задачами в сфере образования являются: разработка механизмов, создание условий для воспитания конкурентоспособных специалистов, свободно владеющих информационными технологиями, обладающих профессиональной мобильностью и адаптивностью, осуществляющих непрерывное в течение всей жизни повышение квалификации.

Исследователи (Е.А. Корчагин, А.О. Кошелева, А.И. Субетто,

И.А. Халиуллин С.Н. Широбоков и др.) отмечают, что в современных условиях рынка труда комплексным показателем качества подготовки специалиста является его конкурентоспособность, которая отражает возможность субъекта находить профессионально-грамотные решения в изменяющихся условиях, быть более привлекательным для работодателя, иметь качества, знания, умения, навыки, необходимые для того, чтобы соответствовать требованиям социума.

Реализуя идею подготовки конкурентоспособного специалиста, необходимо учесть преобладание интегрированных системных процессов, которые все больше охватывают науку, культуру, образование. Данный факт влечет за собой реформы в методологии и технологии образования, результатом которых должно стать формирование интегрированного мышления и универсального мировоззрения у обучаемых, которое возможно только при использовании в учебном процессе междисциплинарной интеграции.

Идеи интеграции образования нашли свое воплощение в работах отечественных ученых В.С. Безруковой, А.П. Беляевой, М.Н. Берулавы,

И.В. Блауберга, В.Н. Воронина, С. Готта, А.Я. Данилюка, В.И. Загвязинского, Г.А. Монаховой, С.А. Печерской, Ю.Н. Семина, Г.Н. Серикова,

Ю.С. Тюнникова, А.Д. Урсула, Г.Ф. Федорца, Н.К. Чапаева, Э.Г. Юдина и др., а также зарубежных исследователей А. Вигфилда, С. Секкера и др.

Несмотря на проведенные исследования, недостаточно изученными остаются вопросы интеграции информационных технологий в учебный процесс вуза, влияния междисциплинарной интеграции на познавательную деятельность обучаемых, поиска механизмов реализации интеграции и др.


В современных условиях будущему специалисту необходимо умение ориентироваться в быстро меняющемся потоке информации, решать профессиональные проблемы с привлечением мультимедийных технологий, проектировать профессиональную деятельность, иметь высокий уровень иноязычной и информационно-технологической подготовки. Формирование данных умений возможно при условии использования в учебном процессе проектных технологий, которые позволяют подготовить квалифицированных специалистов.

Однако, современная система подготовки будущих специалистов в вузе характеризуется слабой нацеленностью образовательного процесса на развитие проектных и интегративных умений и навыков студентов, недостаточным использованием дидактических возможностей проектной деятельности в условиях интеграции. Все это приводит к тому, что большинство выпускников оказываются неконкурентоспособными из-за несформированности необходимых качеств и компетенций. Таким образом, проблема разработки механизмов, направленных на формирование специалистов, соответствующих требованиям современного социума, является актуальной и требует дальнейшего исследования.

В сложившихся условиях необходимо разрешение противоречий между:


  • современными требованиями субъектов (личности, социума, работодателя) к уровню подготовки специалистов и возможностью существующей системы образования удовлетворить эти требования;

  • объективной потребностью ориентации высшего образования на развитие у студентов интегрированного мышления, целостного, универсального мировоззрения и невозможностью реализации этого в рамках традиционного обучения;

  • необходимостью осуществления проектной деятельности в вузе как механизма организации междисциплинарной интеграции и недостаточной разработанностью организационно-методических основ и педагогических условий реализации проектной деятельности.

Исходя из выявленных противоречий нами была определена проблема исследования: каким образом проектная деятельность как механизм междисциплинарной интеграции может способствовать формированию специалиста, соответствующего требованиям современного социума? В рамках указанной проблемы была сформулирована тема исследования: «Проектная деятельность студентов в условиях междисциплинарной интеграции».


Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и апробировать модель организации проектной деятельности студентов в условиях междисциплинарной интеграции.

Объект исследования: профессиональная подготовка студентов педагогического вуза.

Предмет исследования: проектная деятельность студентов в условиях междисциплинарной интеграции на пути формирования конкурентоспособных специалистов.

Гипотеза исследования: проектная деятельность студентов с целью формирования конкурентоспособных специалистов будет эффективной, если:


  • приобретет значение механизма организации интеграционных процессов в обучении, обеспечивающего высокую конкурентоспособность будущих специалистов;

  • будет разработана и реализована система принципов, обеспечивающих взаимосвязь с требованиями субъектов, креативность проектной деятельности, свободный выбор студентом образовательной траектории, ориентацию на самообразование и саморазвитие студентов;

  • создана и реализована модель организации проектной деятельности студентов как механизма организации интеграционных процессов между учебными дисциплинами;

  • определен комплекс педагогических условий успешной проектной деятельности по формированию специалиста, адекватного требованиям современного социума;

  • разработана система диагностики степени конкурентоспособности будущего специалиста.

Исходя из предмета исследования, для реализации поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были определены задачи исследования.

    1. Выявить специфику использования проектной деятельности студентов как механизма, способствующего формированию конкурентоспособного специалиста.
    2. Разработать и апробировать модель организации проектной деятельности студентов в условиях междисциплинарной интеграции.


    3. Выделить комплекс педагогических условий реализации модели организации проектной деятельности.

    4. Выявить уровни, критерии и показатели конкурентоспособности будущих специалистов в условиях внедрения механизма проектной деятельности студентов.

Общеметодологической базой исследования стали законы и категории диалектики, философские положения о единстве теории и практики, традиционного и инновационного в педагогике, принципы объективности, социокультурной детерминации, единства, взаимосвязи и взаимообусловленности явлений, идеи системного, личностно-деятельностного, целостного подходов, а также идеи гуманизации и демократизации образования, нашедшие свое отражение в работах ведущих отечественных и зарубежных ученых в области педагогики, психологии, социологии.

Теоретической основой диссертационного исследования явились:

- основные положения дидактики высшей школы

(С.И. Архангельский, В.П. Беспалько, О.Г. Грохольская, П.И. Пидкасистый, В.А. Сластенин, Н.Ф. Талызина и др.);

- концепции сущности и содержания профессиональной подготовки специалистов (В.В. Анисимов, И.В. Барбашин, А.П. Беляева, З.Н. Волкова,

В.А. Зобков, Е.А. Корчагин, Т.И. Кузнецова, В.А. Малышева, Г.А. Монахова, С.А. Печерская, М.С. Савина, Ю.Н. Семин, А.И. Субетто, Г.К. Шестаков);

- общенаучные принципы системного (А.Н. Аверьянов,

Б.Г. Ананьев, В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, Э.Н. Гусинский, Т.А. Ильина, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.А. Печерская), личностно – деятельностного (В.В. Давыдов, Т.И. Кузнецова, А.А. Леонтьев, А. Г. Маслоу, А.В. Петровский), целостного (В.С. Ильин, В.В. Краевский, Н.К. Сергеев) подходов;

- идеи интеграции в образовании (В.С. Безрукова, М.Н. Берулава,

И.В. Блауберг, В.Н. Воронин, В.С. Готт, О.Г. Грохольская, А.Я. Данилюк,

В.И. Загвязинский, В.В. Левченко, Г.А. Монахова, С.А. Печерская,


Ю.Н. Семин, Г.Н. Сериков, Ю.С. Тюнников, А.Д. Урсул, Г.Ф. Федорец,

Н.К. Чапаев, В.В. Щипанов, Э.Г. Юдин, В.А. Энгельгардт и др.);

- исследования в области проектной деятельности (В.П. Беспалько, И.В. Богданов, В.В. Гузеев, В.В. Давыдов, А.Н. Джуринский, Я. Дитрих,

Д. Дьюи, Е.С. Заир-Бек, В. Кильпатрик, В.А. Моляко, В.М. Монахов,

Н.Н. Нечаев, Н.Ю. Пахомова, Е.С. Полат, И.Д. Чечель и др.);

- концепция информатизации образовательной среды (В.Г. Афанасьев, Ю.Н. Егорова, Н.В. Клемешева, А.В. Копаев, К.К. Колин, И.И. Косенко, М.Н. Никитин, А.В. Петровский, С.А. Печерская, Е.С. Полат,

О.Г. Смольянинова, Д.С. Сомов, В.А. Стародубцев, А.Д. Урсул и др.).

- исследования по проблеме активизации познавательной деятельности (А.А. Вербицкий, В.М. Вергасов, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов,

Р.А. Низамов, Т.Я. Решетова, М.Н. Скаткин, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина и др.);

- положения по теории и методике обучения иностранным языкам

(О.А. Артемьева, А.Л. Бердичевский, Д. Браун, З.Н. Волкова, Л. Дискенсон,

Н.В. Елухина, И.А. Зимняя, Т.И. Кузнецова, В.П. Кузовлев, Е.И. Пассов, Е.С. Полат, И.А. Цатурова, и др.);

- идеи развития конкурентоспособности специалистов в образовательном процессе вуза (Е.А. Корчагин, А.О. Кошелева, А.И. Субетто, И.А. Халиуллин, С.Н. Широбоков и др.)

Методы исследования, применяемые для решения поставленных задач: теоретические – анализ философской, психолого - педагогической литературы по проблемам исследования, индуктивно-дедуктивный метод; экспериментальные - констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты; эмпирические – анкетирование, тестирование, беседа, педагогическое наблюдение; статистические - анализ результатов тестирования.

Опытно-экспериментальная база исследованияГОУ ВПО «Липецкий государственный педагогический университет», факультеты: физической культуры и спорта, искусств, ГОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет» (представительство в г. Липецке). В эксперименте приняли участие 320 студентов, 10 преподавателей.


Исследование осуществлялось в три этапа.

1 этап – поисково-аналитический (2003 – 2005 гг.).

На данном этапе осуществлялся анализ литературы по проблеме исследования, формировалась библиографическая база, определялись теоретико-методологические основы исследования, разрабатывалась программа и методика опытно-экспериментальной работы; формулировались цели, задачи, гипотеза.

2 этап – опытно-экспериментальный (2005 – 2007 гг.).

Проводились констатирующий и формирующий эксперименты. Разрабатывались и внедрялись в педагогический процесс модель организации проектной деятельности студентов, программа проектной деятельности; выявлялись наиболее эффективные педагогические условия реализации модели. Теоретически определялись и апробировались критерии и показатели конкурентоспособности специалистов

3 этап – завершающий (2007 – 2008 гг.)

Экспериментально проверялась эффективность реализации предложенной модели, анализировались, обобщались и статистически обрабатывались результаты исследования. Разрабатывались и внедрялись методические рекомендации, оформлялись материалы диссертации.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:


  • на основе анализа состояния рынка труда, современных тенденций развития общества и цивилизации выделены требования субъектов (личности, социума, работодателя) к уровню подготовки специалистов в вузе;
  • создана и успешно апробирована модель организации проектной деятельности студентов в условиях междисциплинарной интеграции, которая включает в себя следующие компоненты: концептуальный – в основу положена идея обеспечения будущего специалиста интегрированными знаниями посредством механизма проектной деятельности на пути повышения его уровня конкурентоспособности; включает в себя аспекты: целевой – содержит требования субъектов (личности, социума, работодателя) к уровню подготовки специалистов в вузе и научно-методологический – включает подходы и принципы; содержательный – предполагает подготовку студентов в области иноязычной, профессиональной, информационно-технологической деятельности; технологический – включает реализацию программы проектной деятельности; диагностический - содержит уровни, критерии и показатели конкурентоспособности будущего специалиста. Результатом реализации модели является новое качество профессиональной подготовки, осуществляемое посредством проектной деятельности в условиях интеграции дисциплин, позволяющее сформировать конкурентоспособного специалиста, адекватного требованиям современного общества.


  • разработана система принципов, обеспечивающая успешность реализации проектной деятельности в условиях междисциплинарной интеграции с целью формирования конкурентоспособных специалистов, включающая принцип взаимосвязи уровня подготовки специалистов с требованиями субъектов – личности, социума, работодателя; интегративности, креативности проектной деятельности, свободного выбора студентом образовательной траектории, мультимедийности, ориентации на самообразование и саморазвитие студентов;

  • выделен комплекс педагогических условий реализации модели организации проектной деятельности: междисциплинарная интеграция, создание «ситуации успеха», положительного настроя на проектную деятельность; организация общения субъектов образовательного процесса на основе позитивного межличностного взаимодействия, рефлексивный характер проектной деятельности, восприятие студентами иностранного языка как одного из способов овладения будущей профессией, создание возможностей для развития творческой инициативы студентов;

  • разработана программа проектной деятельности студентов, которая осуществляется в рамках дисциплины «Иностранный язык» и предполагает последовательное создание четырех проектов (мини-проекта, реферативного и двух мультимедийных) в условиях интеграции трех дисциплин – иностранного языка, специальности, информатики.

  • выявлены критерии и показатели конкурентоспособности специалистов в условиях внедрения механизма проектной деятельности.

Теоретическая значимость исследования заключается в создании и апробации модели организации проектной деятельности студентов, в основе которой лежит идея обеспечения будущего специалиста интегрированными знаниями посредством механизма проектной деятельности с целью повышения его уровня конкурентоспособности, в разработке системы принципов, необходимых и достаточных для успешного функционирования модели; в выявлении педагогических условий реализации модели, при которых проектная деятельность работает как механизм, обеспечивающий организацию учебного процесса через междисциплинарную интеграцию, способствующую формированию специалиста, соответствующего требованиям социума; в разработке критериев и показателей конкурентоспособности будущих специалистов.


Предложенный механизм, условия и оценочная база могут быть использованы в исследованиях, направленных на совершенствование технологий организации учебного процесса в вузе.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут использоваться при проектировании образовательного процесса в высших учебных заведениях на неязыковых факультетах в рамках изучения дисциплины «Иностранный язык». Апробирована программа проектной деятельности в условиях интеграции дисциплин, имеющая своей целью повышение уровня конкурентоспособности будущих специалистов. Разработанные автором методические рекомендации, памятки могут найти применение при подготовке педагогов и студентов к реализации механизма проектов. Авторская модель организации проектной деятельности в условиях междисциплинарной интеграции адаптирована к реальному образовательному процессу вуза. Материалы диссертационного исследования использовались в практике работы ГОУ ВПО «Липецкий государственный педагогический университет», ГОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет» (представительство в г. Липецке).

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается четким выбором фундаментальных методологических позиций, полнотой постановки задач, целостностью рассмотрения предмета исследования, методологической обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических положений работы, использованием комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных цели и задачам исследования, успешным апробированием основных научных положений, качественным и количественным анализом экспериментальных данных.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Модель организации проектной деятельности студентов, в основу которой положена идея формирования конкурентоспособного специалиста через механизм проектной деятельности в условиях междисциплинарной интеграции. Модель включает в себя следующие компоненты: концептуальный, содержательный, технологический, диагностический.


  2. Система принципов, обеспечивающая успешность проектной деятельности в условиях междисциплинарной интеграции на пути формирования конкурентоспособных специалистов, включающая принцип взаимосвязи уровня подготовки специалистов с требованиями субъектов (ориентация на требования субъектов - личности, социума, работодателя при организации учебного процесса); интегративности (интеграция трех дисциплин - иностранного языка, специальности, информатики, используемая в междисциплинарных проектах; креативности проектной деятельности (создание оригинальных продуктов (проектов), предполагающих творческую самореализацию студентов, ориентацию на индивидуальное и групповое творчество); свободного выбора студентом образовательной траектории (самостоятельность в направлении учебной деятельности при создании проекта); мультимедийности (использование нескольких каналов восприятия информации, интеграция функций левого и правого полушарий мозга в процессе усвоения информации); ориентации на самообразование и саморазвитие студентов (самостоятельное приобретение знаний, умений, навыков в проектной деятельности).

  3. Комплекс педагогических условий реализации модели организации проектной деятельности: междисциплинарная интеграция, создание «ситуации успеха», положительного настроя на проектную деятельность, организация общения субъектов образовательного процесса на основе позитивного межличностного взаимодействия, рефлексивный характер проектной деятельности, восприятие студентами иностранного языка как одного из способов овладения будущей профессией, создание возможностей для развития творческой инициативы студентов.

  4. Критерии и показатели конкурентоспособности, выделенные на основе требований субъектов (личности, социума, работодателя) к уровню подготовки будущих специалистов:

    • когнитивный (показатели: степень развития познавательных процессов, интеллектуальная лабильность);


    • коммуникативный (сформированность коммуникативных и организаторских способностей, готовность к сотрудничеству);

    • креативный (наличие творческого мышления, исследовательская творческая активность);

    • личностно-мотивационный (сформированность личностных качеств - коммуникабельности, толерантности, качеств лидера; наличие мотивации достижения успехов, мотивации к профессиональной деятельности);

    • деятельностно-рефлексивный (степень развития умений - проектных, интегративных, исследовательских, умение работать с информацией, способность к рефлексии; знания, умения, навыки в области иноязычной, профессиональной, информационно-технологической деятельности).

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась публикацией статей по теме исследования. Основные теоретические и практические положения диссертации, результаты опытно-экспериментальной работы обсуждались на научно-практических конференциях кафедр теории и истории педагогики и иностранных языков Липецкого государственного педагогического университета (2003-2008 гг.), на XI региональной научно-практической конференции «Внедрение идей непрерывного образования в практику работы учебного заведения» (г. Липецк, 2006 г.), на III Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики иностранного языка делового и профессионального общения» (г. Москва, 2008 г.).

Материалы диссертационного исследования внедрены в учебный процесс в ГОУ ВПО «Липецкий государственный педагогический университет» на факультетах: искусств, физической культуры и спорта, в ГОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет» (представительство в г. Липецке).


Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ


Во введении обоснована актуальность проблемы исследования, определены цель, объект, предмет, задачи, сформулирована гипотеза, раскрыты научная новизна и практическая значимость, охарактеризованы этапы и методы исследования, представлены основные положения, выносимые на защиту, содержатся сведения об апробации и внедрении результатов исследования.

В первой главе «Теоретико-методологические основы организации проектной деятельности студентов в условиях междисциплинарной интеграции» анализируется состояние современной высшей школы с точки зрения соответствия качества профессионального образования условиям рынка труда, выявляются требования субъектов (личности, социума, работодателя) к уровню подготовки специалистов, рассматривается феномен интеграции, существующие подходы к определению данного понятия, дается его историко-теоретический анализ, освещаются особенности педагогической интеграции, исследуются методологические основы проектной деятельности как механизма, способствующего формированию конкурентоспособного специалиста.

Анализ состояния современной высшей школы (исследования

И.В. Барбашина, Б.С. Гершунского, Н. Кареева, К.К. Колина,

Е.А. Корчагина, Н.С. Розова, А.И. Субетто, А.Д. Урсула, И.А. Халиуллина,

С.Г. Шуралева, Г.П. Щедровицкого, и др.) показал, что профессиональное образование не смогло адаптироваться к быстроменяющимся условиям рынка труда, следствием чего явилось снижение профессионального потенциала общества. Выходом из сложившейся ситуации должна стать разработка специальной стратегии, механизмов формирования конкурентоспособных специалистов с целью обеспечения эффективной занятости.

Исходя из анализа состояния рынка труда, тенденций развития общества и цивилизации, нами были выделены требования к уровню подготовки специалистов:


  • с позиции личности - умение проявить инициативу в выборе собственной жизненной позиции, проектировать профессиональную деятельность, принимать ответственные решения, использовать знания, интеллектуальные умения при решении повседневных задач, способность к творению будущего, его проектированию, планированию; личностные качества: ответственность, коммуникабельность, толерантность, целеустремленность, адаптивность, познавательная активность; сформированность навыков и умений в области иноязычной и информационно-технологической деятельности;

  • с позиции социума - способность взять на себя ответственность за свои действия, стремление к самореализации, умение креативно и самостоятельно мыслить, наличие интеллектуальной, профессионально - знаниевой мобильности, профессиональной адаптивности, социальной мобильности, самостоятельности, стремление к повышению уровня общей и профессиональной культуры;
  • с позиции работодателя - умение работать с информацией – отбирать необходимые для решения задачи факты, анализировать их, делать обобщения, формулировать выводы; умение решать профессиональные проблемы с привлечением мультимедийных технологий, самостоятельно работать над повышением своего профессионального и культурного уровня, проектировать сложные комплексы и программы, работать в сотрудничестве, способность осуществлять свою переквалификацию и перепрофессионализацию, профессиональная мобильность и гибкость, развитое творческое мышление, проектные, интегративные, исследовательские умения, широкий профессиональный кругозор, интеллектуальная лабильность, организаторские способности, толерантность, коммуникабельность, качества лидера, уверенность к себе, стремление к достижению успеха, способность к рефлексии, наличие профессиональной интуиции, деловой инициативы, сформированность навыков и умений в области иноязычной и информационно-технологической деятельности.


Выделенные требования субъектов позволяют более эффективно и целенаправленно работать над формированием данных качеств и умений у будущих специалистов в вузе.

Исследование современного состояния рынка труда побудило нас к выбору эффективного механизма, способного подготовить конкурентоспособного специалиста. В результате анализа методологических основ проектной деятельности мы пришли к выводу, что проектная деятельность может служить эффективной технологией подготовки квалифицированных специалистов и обеспечить удовлетворение всего комплекса потребностей выделенных нами субъектов (личности, социума, работодателя).

Основоположником метода проектов считается Дж. Дьюи. В дальнейшем метод проектов исследовали В.П. Беспалько, И.В. Богданов, В.В. Гузеев,

В.В. Давыдов, А.Н. Джуринский, Я. Дитрих, Е.С. Заир-Бек, В.А. Моляко, В.М. Монахов, Н.Н. Нечаев, Н.Ю. Пахомова, Е.С. Полат, И.Д. Чечель и др.

Анализ исследований показал, что метод проектов активизирует познавательную деятельность, развивает творческие способности обучаемых, повышает уровень профессиональной мотивации, развивает самостоятельность, формирует личностные качества: коммуникабельность, толерантность, ответственность; развивает навыки работы с информацией, стимулирует стремление к самореализации и самообразованию.

Особенностью проектной деятельности в нашем исследовании является то, что она осуществляется в условиях междисциплинарной интеграции.

Построение учебного процесса на основе интеграции отвечает задачам современного образования, целью которого является формирование гармоничной, универсально-целостной личности. В 1993 году на сессии ЮНЕСКО была утверждена такая трактовка интеграции знаний (органическая взаимосвязь, взаимопроникновение), результатом которой должно стать формирование у обучаемых единой интегративной картины мира.

Принципиальное значение для нашего исследования имели труды по проблеме педагогической интеграции М.Н. Берулавы, И.Д. Зверева, Д.М. Кирюшкина, В.Н. Максимовой, Г.В. Федорца, В.В. Левченко,


Н.П. Депенчука, В.И. Безруковой, А.В. Усовой и др. Эти ученые разработали методологию и методику интеграционных процессов в педагогических системах.

При исследовании феномена педагогической интеграции акцент был перенесен на новое качество образования, получаемое в условиях интеграции дисциплин, которое способно сформировать интегративные умения и навыки, целостное мышление и универсальное мировоззрение.

Во второй главе « Технология организации проектной деятельности студентов в условиях междисциплинарной интеграции» рассмотрена модель организации проектной деятельности студентов, описаны педагогические условия реализации модели, представлена программа проектной деятельности.

Модель организации проектной деятельности студентов содержит концептуальный, содержательный, технологический, диагностический компоненты (схема 1).

Схема 1

Модель организации проектной деятельности студентов в условиях междисциплинарной интеграции


Концептуальный компонентв основу положена идея обеспечения будущего специалиста интегрированными знаниями посредством механизма проектной деятельности на пути повышения уровня его конкурентоспособности.

Целевой аспект – приведение качества профессиональной подготовки специалистов в соответствие с требованиями субъектов – личности, социума, работодателя.

Научно-методологический аспект - подходы: системный, личностно - деятельностный, целостный.

Принципы: взаимосвязи уровня подготовки специалистов с требованиями субъектов, интегративности, креативности проектной деятельности, свободного выбора студентом образовательной траектории, мультимедийности, ориентации на самообразование и саморазвитие студентов.





Субъекты педагогического процесса

преподаватель, студент,


осуществляющий выполняющий проектную

организацию проектной деятельности деятельность

студентов





Содержательный компонент

Интеграция дисциплин:




иностранный язык специальность информатика




Интегрированные, универсальные знания, формирование целостного мировоззрения





Технологический компонент

Реализация программы проектной деятельности

1 шаг – мини-проект «Мои достижения в …(искусстве, спорте)».

2 шаг – реферативный проект «Выдающийся деятель искусства (спортсмен)».

3 шаг – групповой мультимедийный проект «Мир искусства (спорта)».

4 шаг – индивидуальный мультимедийный проект «Искусство (спорт) в Великобритании (США)»





Педагогические условия

Междисциплинарная интеграция, создание «ситуации успеха», положительного настроя на проектную деятельность; организация общения субъектов образовательного процесса на основе позитивного межличностного взаимодействия, рефлексивный характер проектной деятельности, восприятие студентами иностранного языка как одного из способов овладения будущей профессией, создание возможностей для развития творческой инициативы студентов.

Диагностический компонент


Критерии конкурентоспособности будущих специалистов

Когнитивный, коммуникативный, креативный, личностно-мотивационный, деятельностно-рефлексивный

Уровни


низкий средний высокий

Средства диагностики: наблюдение, анкетирование, тестирование, анализ проектной деятельности




Результат - новое качество профессиональной подготовки, осуществляемое посредством проектной деятельности в условиях интеграции дисциплин, обеспечивающее формирование конкурентоспособного специалиста, соответствующего требованиям субъектов - личности, социума, работодателя.


В основу концептуального компонента нашей модели положена идея обеспечения будущего специалиста интегрированными знаниями посредством механизма проектной деятельности на пути повышения его уровня конкурентоспособности.

Особенностью данной модели является интеграция трех дисциплин (иностранный язык, информатика, специальность), которая обеспечивает большую социальную мобильность личности.

Концептуальный компонент содержит целевой и научно-методологический аспекты.

Целевой аспект - приведение качества профессиональной подготовки в соответствие с потребностями рынка труда, формирование конкурентоспособного специалиста.

Научно-методологический аспект представлен подходами – системным, личностно-деятельностным и целостным, которые создают наиболее оптимальные условия для достижения поставленной цели, и принципами, обеспечивающими успешность реализации проектной деятельности в условиях междисциплинарной интеграции.


Принцип взаимосвязи уровня подготовки специалистов с требованиями субъектов (личности, социума, работодателя) предполагает нацеленность на достижение такого качества профессиональной подготовки выпускников, которая позволит им быть конкурентоспособными в современных условиях рынка труда.

Принцип интегративности отвечает за формирование целостных знаний, интегративных умений у будущих специалистов посредством организации учебного процесса на основе интеграции трех дисциплин – иностранного языка, специальности, информатики.

Принцип креативности проектной деятельности отвечает за развитие творческого мышления студентов в процессе создания оригинальных продуктов (проектов).

Принцип свободного выбора студентом образовательной траектории предполагает самостоятельное определение направления учебной деятельности и отражает профессиональные интересы студента, способствует повышению уровня профессиональной культуры и мотивации, вызывает стремление к профессиональному росту и самореализации.

Принцип мультимедийности отвечает за многоаспектное и целостное восприятие информации благодаря интеграции функций левого и правого полушария с целью более полноценного усвоения знаний.

Принцип ориентации на самообразование и саморазвитие студентов отвечает за самостоятельное приобретение знаний, умений, навыков студентов в процессе проектной деятельности.

Реализация представленных принципов позволила по-новому организовать учебный процесс в вузе, делая акцент на самостоятельной познавательной деятельности, предполагая раскрытие творческого потенциала каждого студента, ориентацию на формирование конкурентоспособных умений, навыков, качеств личности; обеспечила нацеленность на достижение качества профессиональной подготовки, соответствующего современным условиям рынка труда.

Содержательный компонент модели представлен интеграцией дисциплин - иностранный язык, информатика, специальность и предполагает подготовку студентов по следующим направлениям:


- иноязычное - включает знания грамматических явлений, профессиональной иноязычной терминологии, умения монологического высказывания, диалогического общения, аудирования, перевода профессиональных текстов, профессиональной иноязычной коммуникации, лексические, грамматические навыки; дополнением является самостоятельное овладение иностранным языком в процессе проектной деятельности в условиях междисциплинарной интеграции, восприятие студентом иностранного языка как способа овладения будущей профессией, опыт использования языка для решения профессиональных задач, знакомство с иноязычными профессиональными сайтами;

- специальное – знания в области профессиональной деятельности; дополнением является расширение профессионального кругозора, рост профессиональной мотивации, самостоятельное получение знаний по специальности посредством информационных технологий и иностранного языка;

- информационно-технологическое – знания из области информационных коммуникаций, сформированный тезаурус, необходимый для осуществления информационно-коммуникативной деятельности, наличие информационно-коммуникативных умений, основ компьютерной грамотности; дополнением является приобретение навыков практического использования информационных технологий для овладения знаниями по специальности и иностранному языку, опыт применения мультимедийных средств в профессиональной деятельности.

Осуществление подготовки студентов по данным направлениям позволяет сформировать специалиста, способного ориентироваться в современных условиях рынка труда, быть мобильным, адаптивным, самостоятельным, соответствовать требованиям субъектов – личности, социума, работодателя.

В результате интеграции дисциплин студент получает целостные, интегрированные знания, у него формируется универсальное мировоззрение.

Технологический компонент представляет собой реализацию программы проектной деятельности, которая создает наиболее оптимальные условия для формирования конкурентоспособного специалиста. Под проектной деятельностью студентов в условиях междисциплинарной интеграции мы понимаем самостоятельную деятельность, направленную на создание продукта (проекта), требующую интеграцию знаний из различных специальных и общенаучных дисциплин, предполагающую развитие профессиональных качеств, умений, навыков, необходимых современному конкурентоспособному специалисту.


Разработанная нами программа проектной деятельности реализуется в рамках дисциплины «Иностранный язык» и предполагает последовательное создание четырех проектов (мини-проекта, реферативного и двух мультимедийных) в условиях интеграции трех дисциплин – иностранного языка, специальности, информатики. Презентация проектов осуществляется на междисциплинарных конференциях.

Первым шагом проектной деятельности является создание мини-проекта «Мои достижения в … (спорте, искусстве и т.д.)» на иностранном языке с использованием информационных технологий.

Второй шаг - создание реферативного проекта «Выдающийся деятель искусства (спортсмен)», представляющего собой индивидуальную самостоятельную деятельность студентов по созданию продукта (реферата) на иностранном языке по теме, связанной со специальностью, с привлечением музыкального сопровождения, художественного оформления, информационных технологий.

Третий шаг - создание группового мультимедийного проекта «Мир искусства (спорта)», который представляет собой коллективную деятельность студентов, направленную на создание продукта (проекта), по теме, связанной с будущей профессией, с привлечением мультимедиасредств.

Четвертый шаг – создание индивидуального мультимедийного проекта. На данном этапе предполагается закрепление навыков практического применения информационных технологий для решения профессиональных задач.

В работе детально освещен процесс проектирования и рассмотрено влияние каждого типа проекта на совершенствование подготовки студентов в области иноязычной, профессиональной и информационно-технологической деятельности и формирование конкурентоспособных качеств.

В ходе исследования определен комплекс педагогических условий, способствующих успешной организации проектной деятельности: междисциплинарная интеграция, создание «ситуации успеха», положительного настроя на проектную деятельность; организация общения субъектов образовательного процесса (преподаватель, студент) на основе позитивного межличностного взаимодействия, рефлексивный характер проектной деятельности, восприятие студентами иностранного языка как одного из способов овладения будущей профессией, создание возможностей для развития творческой инициативы студентов.


Междисциплинарная интеграция в нашем исследовании помогла решить задачу воспитания целостной личности, имеющей взаимосвязанные знания и интеллектуальные умения, сформировать у студентов интегрированное профессиональное мышление, обеспечила более глубокое и целостное восприятие будущей профессиональной деятельности.

Создание «ситуации успеха», положительного настроя на проектную деятельность внушило студентам уверенность в своих силах, повысило их самооценку. В результате мы получили специалиста со стремлением к достижению успеха в профессиональной сфере, настроенного на самореализацию, активного субъекта деятельности.

Организация общения субъектов образовательного процесса (преподаватель, студент) на основе позитивного межличностного взаимодействия позволила студентам развить толерантность, коммуникабельность, навыки сотрудничества, построения благоприятных взаимоотношений с другими людьми.

Рефлексивный характер проектной деятельности способствовал формированию рефлексивного профессионального мышления, которое является движущей силой личностного и профессионального роста будущих специалистов.

Восприятие студентами иностранного языка как одного из способов овладения будущей профессией помогло расширить их профессиональный кругозор, повысить уровень общей и профессиональной культуры.

Создание возможностей для развития творческой инициативы способствовало развитию стремления к творческой самореализации, креативных способностей студентов.

Комплекс представленных педагогических условий, как показали результаты исследования, позволил развить личностные и профессионально-важные качества студентов, повысить их уровень конкурентоспособности.

Диагностический компонент модели представлен критериями и показателями уровня конкурентоспособности специалистов: когнитивный (показатели: степень развития познавательных процессов, интеллектуальная лабильность); коммуникативный (сформированность коммуникативных и организаторских способностей, готовность к сотрудничеству); креативный (наличие творческого мышления, исследовательская творческая активность); личностно-мотивационный (сформированность личностных качеств - коммуникабельности, толерантности, качеств лидера; наличие мотивации достижения успехов, мотивации к профессиональной деятельности); деятельностно-рефлексивный (степень развития умений - проектных, интегративных, исследовательских; умение работать с информацией, способность к рефлексии; знания, умения, навыки в области иноязычной, профессиональной, информационно-технологической деятельности).


Выделены уровни конкурентоспособности будущих специалистов – высокий, средний, низкий.

Высокий уровень конкурентоспособности характеризуется высокой степенью развития познавательных процессов, быстрой обучаемостью, стремлением к активной коммуникации, развитыми организаторскими способностями, личностными качествами – коммуникабельностью, толерантностью, качествами лидера, готовностью к сотрудничеству, способностью к генерированию оригинальных идей, стремлением к самовыражению и творческой самореализации, ярко выраженной мотивацией достижения успехов, сформированностью проектных, интегративных, исследовательских умений, а также умений работать с информацией, высоким уровнем иноязычной, профессиональной, информационно-технологической подготовки.

Средний уровень конкурентоспособности характеризуется средней степенью развития познавательных процессов и интеллектуальной лабильности, достаточно сформированными коммуникативными и организаторскими способностями, гибкостью мышления, развитыми коммуникабельностью, толерантностью, качествами лидера, не ярко выраженной мотивацией достижения успехов и мотивацией к профессиональной деятельности, средним уровнем сформированности проектных, интегративных, исследовательских умений, достаточным уровнем подготовки в области иноязычной, профессиональной и информационно-технологической деятельности.

Для низкого уровня характерна слабая степень развития познавательных процессов, низкая обучаемость, несформированные коммуникативные и организаторские способности, готовность к сотрудничеству, недостаточное развитие творческого мышления, несформированность личностных качеств – коммуникабельности, толерантности, качеств лидера; низкий уровень профессиональной мотивации, неразвитые интегративные, проектные, исследовательские умения, слабый уровень подготовки в области иноязычной, профессиональной и информационно-технологической деятельности.

Средствами диагностики послужили наблюдение, анкетирование, тестирование, анализ проектной деятельности.


Результатом реализации модели является новое качество профессиональной подготовки, осуществляемое посредством проектной деятельности в условиях интеграции дисциплин, адаптированное к современным условиям рынка труда, обеспечивающее формирование конкурентоспособного специалиста.

Третья глава «Экспериментальные исследования проблемы организации проектной деятельности студентов в условиях междисциплинарной интеграции» представляет собой исследование валидности предложенной модели.

Эксперимент был проведен в течение 2003-2008 гг. в ГОУ ВПО «Липецкий государственный педагогический университет». Всего в нем приняли участие 320 студентов факультета физической культуры и спорта и факультета искусств, 10 преподавателей. Эксперимент проходил в рамках дисциплины «Иностранный язык».

Экспериментальное исследование включало в себя следующие этапы:


  1. Констатирующий эксперимент – анкетирование, тестирование студентов с целью определения исходного уровня иноязычной, информационно-технологической подготовки, мотивации, уровня конкурентоспособности.

  2. Формирующий эксперимент – внедрение в учебно-познавательный процесс вуза модели организации проектной деятельности студентов, педагогических условий, реализация программы проектной деятельности.

  3. Контрольный эксперимент – проверка эффективности выдвинутой гипотезы с помощью тестирования, анкетирования, наблюдения, анализа проектной деятельности, выявления уровня конкурентоспособности специалиста в современных условиях рынка труда.

Были выбраны контрольные и экспериментальные группы.

В контрольных группах обучение проводилось по традиционной программе, которая включает в себя чтение, перевод специальных текстов, изучение грамматики, выполнение лексических и грамматических упражнений. Информационные технологии применялись эпизодически. Проектная деятельность не использовалась.


В экспериментальных группах осуществлялось внедрение модели организации проектной деятельности студентов, педагогических условий, программы проектной деятельности.

Важным элементом экспериментальной части исследования явилась разработка комплекса диагностических методик для определения эффективности реализации модели. Для выявления изменений профессионально-личностных параметров будущих специалистов по когнитивному критерию были использованы следующие методики: «Методика Мюнстерберга», «Память на числа», «Закономерности числового ряда», «Интеллектуальная лабильность»; по коммуникативному критерию «Методика выявления коммуникативных и организаторских склонностей КОС-2

Б.А. Федоришина, «Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению» К. Томаса; по креативному критерию «Батарея креативных тестов» Дж. Гилфорда; по личностно-мотивационному критерию «Оценка уровня общительности» В.Ф. Ряховского, «Тест на склонность к доминантности» Гауфа, Мак-Клоски, Мила, «Методика исследования мотивации достижения успехов» А. Мехрабиана, «Методика «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» (модификация А.А. Реана,

В.А. Якунина). С позиции деятельностно-рефлексивного критерия преподавателями оценивалась проектная деятельность студентов (качество информации в проекте с точки зрения оригинальности, проблемности, новизны; содержательность проекта, иноязычная грамотность, умение четко и аргументированно отвечать на вопросы, степень креативности проекта, эстетика оформления результатов, качество презентации, успешная защита). Способности студентов к рефлексии были выявлены с помощью анализа письменных работ на тему «Самоанализ и самооценка проектной деятельности». Уровень иноязычной, информационно-технологической подготовки студентов был определен путем тестирования и анкетирования.

На констатирующем этапе эксперимента оценка достоверности различий между контрольными и экспериментальными группами выполнялась по U-критерию Манна-Уитни. Итоги первого этапа тестирования по всем показателям позволяют говорить об отсутствии статистически достоверных различий между экспериментальными и контрольными группами


(U эмп.> U кр.0,05). Данный факт свидетельствует о равноценности групп перед началом эксперимента.

По результатам первоначального тестирования студенты контрольных и экспериментальных групп были распределены по уровням конкурентоспособности (диаграмма 1).



Диаграмма 1. Уровни конкурентоспособности студентов на констатирующем этапе эксперимента (в %)


Изучение исходных данных показало низкий уровень иноязычной и информационно-технологической подготовки студентов, неразвитость коммуникативных и организаторских способностей, профессионально важных качеств (коммуникабельность, толерантность), низкий уровень мотивации к профессиональной деятельности и мотивации достижения успехов и, в целом, конкурентоспособности студентов.

На этапе контрольного эксперимента были систематизированы результаты экспериментальной работы по оценке уровня конкурентоспособности будущих специалистов. Сравнение данных исходного и итогового обследования выявило положительную динамику по t-критерию Стьюдента на уровне значимости 0,05 у студентов экспериментальных групп, которая характеризуется следующими сдвигами: возросло количество студентов с высоким уровнем развития познавательных процессов (на 12,5%), интеллектуальной лабильности (на 18%), сформированности коммуникативных и организаторских способностей (на 16,7%), готовности к сотрудничеству (на 11,6%), творческого мышления (на 14,2%), исследовательской творческой активности (на 10%), коммуникабельности (на 15,7%), толерантности (на 16%), качеств лидера (на 10%), мотивации достижения успехов (на 20%), мотивации к профессиональной деятельности (на 15,5%), развития умений (интегративных, проективных, исследовательских) (на 20%), способности к рефлексии (на 15%), иноязычной подготовки (на 18,4%), информационно-технологической подготовки (на 16,2%).

В контрольных группах при сравнении данных констатирующего и контрольного экспериментов статистически значимой положительной динамики по t-критерию Стьюдента не обнаружено.


Анализ результатов до и после проведения эксперимента позволяет сделать вывод о том, что положительные изменения в экспериментальных группах обусловлены использованием в учебном процессе разработанной нами модели организации проектной деятельности студентов в условиях междисциплинарной интеграции. В ходе эксперимента доказано, что реализация модели, программы проектной деятельности и предложенных педагогических условий позволила студентам перейти на более высокий уровень конкурентоспособности.

В соответствии с результатами исследования студенты контрольных и экспериментальных групп были распределены по уровням конкурентоспособности (диаграмма 2).



Диаграмма 2. Уровни конкурентоспособности студентов после проведения эксперимента (в %)


Проследим динамику формирования конкурентоспособности студентов до и после проведения эксперимента (табл.1).

Таблица 1

Динамика уровней конкурентоспособности специалистов до и после проведения эксперимента


Уровни

Группы


Низкий

Средний

Высокий

Констатирующий эксперимент


Контрольный эксперимент


Динамика

(в %)

Констатирующий эксперимент

Контрольный эксперимент


Динамика

(в %)

Констатирующий эксперимент


Контрольный эксперимент


Динамика

(в %)

Контрольные

41,66

28,24

-11,42

52,4

59,26

+6,86

6,2

12,5

+6,3

Эксперимен

тальные

40,48

8,45

-32,03

54,12

66,89

+12,77

5,4

24,66

+19,26

Анализ динамики уровней конкурентоспособности студентов до и после проведения эксперимента наглядно показывает, что результаты экспериментальных и контрольных групп значительно различаются. В экспериментальных группах резко возросло количество обучаемых с высоким уровнем (на 19,26 %) и составило 24,66%. В контрольных группах прирост не столь заметен – всего 6,3%. Студентов, достигших среднего уровня готовности, в экспериментальных группах оказалось больше на 5,65%. Значительно сократилось количество обучаемых с низким уровнем в экспериментальных группах – на 32,03%, в контрольных – на 11,42%. Полученные данные позволяют утверждать, что наша опытно-экспериментальная работа дала устойчивые положительные результаты. Проведенная итоговая диагностика обучаемых доказала валидность разработанной нами модели организации проектной деятельности в условиях междисциплинарной интеграции, значимость влияния проектной деятельности на формирование конкурентоспособного специалиста.


В заключении диссертации сформулированы основные выводы, намечены перспективы дальнейшей разработки данной проблемы.

В приложениях приведены анкеты, результаты тестирования, методические рекомендации по организации и выполнению проектной деятельности.

Основные выводы по работе


  1. На основе анализа состояния рынка труда, тенденций развития общества и цивилизации выделены требования субъектов (личности, социума, работодателя) к уровню подготовки специалистов в вузе. Система требований субъектов позволила более эффективно и целенаправленно работать над формированием необходимых качеств и умений у студентов.

  2. Выявлены дидактические возможности метода проектов (активизация познавательной деятельности, развитие творческих способностей обучаемых, самостоятельности, формирование личностных качеств - коммуникабельности, толерантности, заинтересованности в достижении цели, формирование навыков работы с информацией, умения работать в сотрудничестве, стремления к самореализации и самообразованию и т.д.), которые позволяют ему выступить в качестве механизма, способного сформировать конкурентоспособного специалиста, обладающего необходимыми знаниями, умениями, навыками, личностными качествами для того, чтобы быть востребованным на рынке труда.

  3. Разработана и успешно апробирована модель организации проектной деятельности студентов, в основу которой положена идея формирования конкурентоспособного специалиста через механизм проектной деятельности в условиях междисциплинарной интеграции. Модель содержит следующие компоненты: концептуальный, содержательный, технологический, диагностический.
  4. Выделена система принципов, необходимая и достаточная для реализации цели, включающая принцип взаимосвязи уровня подготовки специалистов с требованиями субъектов – личности, социума, работодателя, интегративности, креативности проектной деятельности, свободного выбора студентом образовательной траектории, мультимедийности, ориентации на самообразование и саморазвитие студентов.


  5. Определен и апробирован комплекс педагогических условий успешной проектной деятельности студентов, на практике доказавший свою эффективность.

  6. Выявлены критерии и показатели, определены уровни конкурентоспособности специалистов в условиях внедрения механизма проектной деятельности студентов.

  7. Междисциплинарная интеграция представлена в нашем исследовании в качестве педагогического условия, которое, во-первых, изменяет содержание образования, делает его более насыщенным и целостным, во-вторых, предполагает внедрение в учебный процесс современных информационных технологий, в-третьих, активизирует познавательную деятельность обучаемых, формирует интегрированное профессиональное мышление. Выявлено, что именно такая трехуровневая интеграция, включающая в себя три дисциплины (иностранный язык, специальность, информатика), обеспечивает соответствие уровня подготовки выпускников вуза требованиям субъектов (личности, социума, работодателя).

  8. Результаты проведенного исследования доказали, что созданная нами модель организации проектной деятельности позволяет на практике целенаправленно повышать личностный и профессиональный потенциал студентов, способствует формированию интегративных знаний и умений, обеспечивает высокую степень конкурентоспособности будущих специалистов.

Таким образом, поставленные задачи решены, гипотеза подтверждена, а цель исследования достигнута.

Перспективным направлением дальнейшего исследования данной проблемы является совершенствование проектных технологий, ориентированных на развитие когнитивного потенциала студентов, внедрение информационных технологий в практику изучения иностранного языка в вузе, поиск и разработка механизмов реализации педагогической интеграции и т.д.

Содержание исследования отражено в следующих публикациях автора:


  1. Бреднева Н.А. Мультимедийный проект как средство организации продуктивной познавательной деятельности студентов // Вестник Университета Российской академии образования1 . – 2008. - № 3 (41). – С.92-94. – 0,3 п.л.

  2. Бреднева Н.А. Роль информационных технологий в процессе активизации познавательной деятельности студентов при изучении иностранного языка // Вестник Тамбовского университета2. Серия Гуманитарные науки. – Тамбов, 2008. – Вып.10 (66). – С.231-233. – 0,3 п.л.

  3. Бреднева Н.А. Междисциплинарная интеграция в системе организации учебно-познавательной деятельности в вузе // Педагогические науки. – М.: Спутник, 2008. - № 4 (32). – С.112-115. – 0,3 п.л.

  4. Бреднева Н.А. Использование метода мультимедийных проектов на занятиях иностранного языка в вузе // Современные гуманитарные исследования. – М.: Спутник, 2008. - № 2 (21). – С.192-195. – 0,3 п.л.

  5. Бреднева Н.А. Использование информационных технологий на занятиях иностранного языка как средства активизации познавательной деятельности студентов // Актуальные проблемы лингвистики, лингводидактики иностранного языка делового и профессионального общения: Материалы III Международной научно-практической конференции. – М.: РУДН, 2008. – 295 с. С.113-115. – 0,25 п.л.

  6. Бреднева Н.А. Способы активизации познавательной деятельности студентов в вузе // Сборник научных трудов аспирантов и соискателей. – Липецк: ЛГПУ, 2004. Часть 1. – С. 36-41. – 0,4 п.л.
  7. Бреднева Н.А. Проблема преподавания иностранного языка в свете непрерывного образования // Внедрение идей непрерывного образования в практику работы учебного заведения: Материалы XI региональной научно-практической конференции. – Липецк: ЛГПУ, 2006. – С.78-81. – 0,3 п.л.


  8. Бреднева Н.А. Дидактические возможности метода учебного проекта // Педагогические науки. – М.: Спутник, 2008. - № 4 (32). – С.109-112. – 0,3 п.л.

  9. Бреднева Н.А. Педагогические условия организации успешной проектной деятельности студентов // Современные гуманитарные исследования. – М.: Спутник, 2008. - № 5 (23). – С.167-170. – 0,4 п.л.

1 Журнал входит в перечень ВАК.

2 Журнал входит в перечень ВАК.