litceysel.ru
добавить свой файл
1
Проект «Биография моего предка»


Тип проекта: исследовательский, индивидуальный, средней продолжительности (2 недели).

Цели проекта:


  • установление связи между историей семьи и историей Отечества;

  • включение ребенка в систему ценностных отношений своих предков;

  • исследование вклада одного из предков в историю родины, региона, города.

Практический результат проекта: создание иллюстрированной биографии предка в форме альбома, буклета, «раскладушки», папки с файлами, документального фильма и т.д. Иллюстрированная биография может быть выполнена в виде сочинения, рассказывающего о предке и содержащего фотографии и иллюстрации, хронологии жизни предка в контексте истории страны, географической карты путешествий предка по стране, миру.

Проект «Мое генеалогическое древо»

Тип проекта: исследовательский, индивидуальный, средней продолжительности (2 недели).

Цели проекта:

  • формирование представлений о себе, своих родителях, бабушках и дедушках как о наследниках предшествующих поколений, имеющих тесную духовную и кровную связь;

  • знакомство с новыми фактами из истории семьи;

  • выявление типичных особенностей семей различных поколений (количество детей, наиболее популярные имена, род занятий и т.д.);

  • обучение составлению родословного древа или таблицы.

Практический результат проекта: составление собственного генеалогического древа. Презентация может проходить в форме «научной конференции», где в роли исследователей-специалистов в области генеалогии выступают учащиеся, подготовившие проект. Участники делают мини-сообщения, а также обмениваются мнениями, выясняя, кому удалось собрать больше информации об истории своей семьи (по числу поколений, по датам рождения, по объему собранной информации).

Проект «Выставка семейных реликвий»


Тип проекта: исследовательский, групповой, средней продолжительности (2 недели).

Цели проекта:


  • знакомство детей с отдельными эпизодами семейной истории;

  • формирование ценностного отношения к истории, к историческим источникам с использованием близкого и доступного материала.

Практический результат проекта: альбом «Выставка фотографий семейных реликвий» (выполняется каждой группой учащихся), наглядные пособия к теме «Я и моя семья» для курсов «Граждановедение», «История России», «МХК».

Работа над проектом идёт в группах по 3--5 человек. Ребята вместе с учителем разрабатывают структуру будущего альбома, отбирают и систематизируют материал, готовят реликвии для фотографирования. Отбор и размещение материала в альбоме может осуществляться либо по хронологическому принципу, либо по тематическому (Великая Отечественная война, произведения декоративно-прикладного искусства, посуда и т.д.).

Форма презентации: выступление на классном часе перед одноклассниками и родителями – участниками проекта.

Проект «Хранитель семейного архива»

Тип проекта: практико-ориентированный, индивидуальный, средней продолжительности (3 недели).

Цели проекта:

  • познакомить детей с историей собственной семьи;

  • формировать первоначальные умения и навыки работы с историческими документами;

  • прививать ценностное отношение к документам как к историческим источникам;

  • приведение семейного архива учащегося в порядок, сохранение важных документов семьи для последующих поколений.

Практический результат проекта: составление «Каталога семейного архива», «Описания семейного архива». Работа над проектом требует знакомства детей с понятием «архив», значением архивов в жизни людей. Предполагается максимальное участие старших родственников в реализации проекта. Задача учащихся – сделать список всех встречающихся типов материалов семейного архива (фотографии, письма, дневники, почётные грамоты, свидетельства, рукописи и т.д.). Каталог семейного архива может быть составлен как в рукописном, так и в электронном вариантах. Наиболее интересный документ оформляется для презентации в виде сочинения на тему «История одного документа» или формируется классная выставка «Каталоги и описания семейных архивов».


Проект «Интервью с прапрадедушкой»

Тип проекта: творческий с элементами исследовательского, индивидуальный, средней продолжительности (2 недели).

Цели проекта:


  • знакомство с историей жизни своего предка, воспитание ценностного отношения к своему роду;

  • формирование первоначальных умений собирать информацию на основе устной истории.

Практический результат проекта: подготовка эссе, сочетающего собранный материал по теме и его личностное осмысление; творческая письменная работа «Интервью с…», составленное в жанре рассказа с максимальным соблюдением исторической достоверности; сочинение «Я в прошлом» или «Мой предок в настоящем».

Работа над проектом: на исследовательском этапе проводится опрос старших родственников об интересующем предке («Чем замечателен этот человек? В какую историческую эпоху он жил? В каких исторических событиях он участвовал? Кто он был по профессии? С какими людьми общался? Его привычки и увлечения»).

Как показывает наш опыт, при изучении пропедевтического курса истории успешно зарекомендовал себя проект «История моей семьи». Итогом его стали альбомы, подготовленные каждым учеником и раскрывающие эпизоды истории его семьи («Моя родословная», «История моей семьи на ленте времени», «История моей семьи на карте России», «Самая старая фотография в нашем семейном альбоме», «Самая старая вещь в нашем доме», «Моя семья в 20--30-е годы», «Моя семья в Великой Отечественной войне», «Моя семья в 60--80-е годы»).

Вторая группа проектов для начального изучения истории также основана на содержании, близком учащимся, – это краеведческие проекты (история улицы, города или поселка и т.д.).

Проект «Край, в котором мы живём»

Тип проекта: исследовательский, интегрированный (история, природоведение, литература, русский язык), средней продолжительности (1 месяц), групповой и индивидуальный.


Цели проекта:


  • собрать информацию об условиях проживания людей на территории родного края в различные (или какой-то один) периоды истории;

  • узнать больше о флоре и фауне своего города, области;

  • познакомиться с традициями, национальными играми, одеждой, местным фольклором.

Практический результат проекта: альбом «Мой край» (фотокомпозиция по истории края или конкретного населенного пункта, улицы), коллективная газета «История нашего города (села)», фотоальбом «Природа нашего края».

Работа над проектом: на первом занятии учитель и учащиеся определяют цели проекта, составляют план работы; следующие четыре занятия, а также внеклассная работа в этот период посвящены определению метода исследования, обмену полученной информацией в группах, определению формы отчётности, составлению сценария защиты проекта. Презентация проекта может проходить в форме групповой защиты проектов. Экспертный совет – учителя-предметники, родители, администрация школы, ученики из других групп могут выступать в роли оппонентов.

В нашей практике был реализован проект «Мой город». Он осуществлялся в процессе работы с пособием «Путешествие с Городовичком по столице Сибири». Итогом работы по проекту стал конкурс-презентация рабочих тетрадей с выполненными заданиями . Наконец, в пропедевтическом курсе могут быть организованы проекты, предполагающие работу с занимательной информацией.

Проект «Первобытные люди»

Тип проекта: творческий, средней продолжительности (1 месяц), коллективный, внутришкольный.

Цели проекта:

  • знакомство с внешним обликом, обычаями, средой обитания, занятиями, верованиями первобытных людей;

  • развитие творческих способностей учащихся, умения планировать свою деятельность, отбирать и систематизировать изучаемый материал, хранить информацию.

Практический результат проекта: спектакль по рассказам Р. Киплинга, картотека рисунков, газета «Пещерные новости», создание скульптур доисторических животных, макет пещеры, игрушки и украшения первобытных людей, спортивный конкурс «Пещерная олимпиада». Работа над проектом подразумевает участие каждого ребенка в той проектной группе, в которой он будет чувствовать себя комфортнее, сможет проявить свои способности.

Проект «Семь чудес света»

Тип проекта: информационный, индивидуальный, средней продолжительности, межпредметный (история, информатика).

Цели проекта:


  • сбор информации о семи чудесах света;

  • развитие как общеучебных умений и навыков, так и предметных: умение и навыки выделять основные понятия и идеи, работать с историческими и географическими картами, группировать исторические события и явления по определённым признакам, соотносить исторические события с эпохой, устанавливать их последовательность и длительность определенных исторических событий, работать в поисковых системах Интернет.

Практический результат проекта: оформление интерактивной карты в программе PowerPoint на основе собранного в литературе и системе Интернет материала по теме.

Описанные выше варианты проектов при их некоторой модификации могут быть реализованы и в процессе обучения детей более старшего возраста.

Проектная деятельность при изучении систематических курсов истории

Описанные в литературе проекты для учащихся 5--9-го классов, в зависимости от характера деятельности учащихся, можно разделить на три группы. К первой группе мы отнесли проекты, направленные на овладение «ремеслом историка» -- умениями находить исторические источники, классифицировать их, анализировать источники различного типа, выстраивать на их основе собственную версию исторического явления, процесса.

Проект «XX век: год за годом» (9-й класс)


Тип проекта: исследовательский, долгосрочный (6 месяцев), внутришкольный, групповой.

Цели проекта:


  • создать у учащихся целостный образ XX столетия;

  • сформировать умения систематизировать, анализировать историческую информацию, самостоятельно интерпретировать события, искать и отбирать наиболее значимые источники информации;

  • повысить мотивацию к обучению;

  • содействовать интернациональному и патриотическому воспитанию учащихся, развитию коммуникативных умений и навыков.

Практический результат проекта: создание брошюры «Путеводитель по XX веку» с информационными страничками о каждом годе столетия.

Работа над проектом: группы по 3--5 человек собирают материал для следующих рубрик: «Рождение года», «Смерть года», «Научное открытие года», «Техническое изобретение года», «Литературное произведение года», «Фильм года», «Песня (музыкальное произведение) года», «Спортивный рекорд года», «Преступление года», «Военный конфликт года», «Вещь года». Редакторская группа готовит собранный материал к изданию, консультируется с учеными-историками.

Проект «История политических репрессий и сопротивление несвободе в СССР»

Тип проекта: исследовательский, групповой, долгосрочный.

Цели проекта:

  • помочь осмыслить трагические страницы новейшей отечественной истории через изучение конкретных человеческих судеб, форм сопротивления сталинской несвободе;

  • помочь учащимся отыскать людей, которые стали жертвами политических репрессий.

Практический результат проекта: документальный фильм «Наследие Сахарова», видео- и фоторяд с фрагментами интервью участников и свидетелей событий, реферат «Полвека боли и любви», мультимедийная презентация «Живая история рядом».

Работа над проектом подразумевает изучение литературы, посещение музеев, прослушивание лекции по теме «Тоталитарное прошлое», встречи с репрессированными в 1930-е годы, интервью с участниками и свидетелями событий прошлого.


Вторая группа проектов для основной школы направлена на формирование альтернативного мышления («Что было бы, если бы…»). В ходе работы над ними выявляются нереализованные или фантазийные варианты исторического развития, для обозначения которых и появилось понятие «виртуальная история». Актуальность данных проектов обусловлена наличием огромного количества компьютерных игр с историческими сюжетами, в которые играют школьники.

Проект «Компьютерные игры: история реальная и виртуальная» (6-й класс)

Тип проекта: исследовательский, парный, долгосрочный (4 месяца).

Цели проекта:


  • сравнить реальную историю завоевания инков и виртуальную историю – историческую основу компьютерных игр по этим сюжетам.

Практический результат проекта: постерный доклад.

Работа над проектом: ребята знакомятся с компьютерными играми «Завоевание Америки», «Медаль за отвагу», а также с исторической литературой по теме, сравнивают историческую основу компьютерных игр («виртуальную историю») и реальную историю средних веков, XX века.

Проект «История реальная и виртуальная: политика монголо-татар на Руси» (7-й класс)

Тип проекта: исследовательский, индивидуальный, долгосрочный (4 месяца), интегрированный (история, информатика).

Цели проекта:

  • изучить один из вариантов виртуальной истории – статью «Русь монгольская» в книге Лещенко В. «Ветвящееся время: история, которой не было»;

  • проанализировать и оценить сформулированные автором статьи возможные последствия расселения монголо-татар на территории русских княжеств.

Результат проекта: презентация работы в программе PowerPoint, постерный доклад. Подготовленный материал используется на уроках истории при изучении темы «Мир Запада и мир Востока в эпоху Нового времени».

Работа над проектом: изучение первоисточников и исследовательской литературы по теме, сравнительный анализ реальной и виртуальной истории по теме.


Проект «Хронология реальная и виртуальная: варианты альтернативной истории» (9-й класс)

Тип проекта: исследовательский, индивидуальный, средней продолжительности.

Цели проекта:


  • познакомится с «традиционными» и «нетрадиционными» мнениями профессиональных и непрофессиональных историков об исторических событиях;

  • проанализировать возможные варианты развития событий, предложенные авторами «альтернативной» истории: Владимир Лещенко (Станкович) «Славная и долгая жизнь Александра Великого»; Арнольд Тойнби «Если бы Александр не умер тогда…»; Натан Эйдельман «Статья о Пушкине»;

  • приобрести навыки анализа текстов, сопоставления различных версий события.

Практический результат проекта: исследовательская работа, выполненная в программе PowerPoint, которая может быть представлена также на научно-практической конференции. Работа над проектом: участник проекта знакомится с первоисточниками, фрагментами исследовательских текстов, анализирует и сопоставляет их, работает с понятиями «реальная» и «виртуальная хронология» .

В нашей практике при изучении курса «История Сибири» были реализованы проекты, имеющие преимущественно интегративный характер. Работа над ними требовала от учащихся актуализации большого объема исторических знаний, включения вновь приобретаемой информации в уже существующую (или заново созданную) систему и выявления на этой основе новых смыслов в рассматриваемой проблеме.

Проект «Сведения иностранцев о Сибири в древности и средневековье» (7-й класс)

Тип проекта: исследовательский с элементами творческого, средней продолжительности (2--3 недели), интегрированный (история России, всеобщая история, история Сибири).

Цели проекта:

  • показать практическую значимость знаний по истории Сибири;
  • научить работать с различными источниками информации и систематизировать знания, полученные при изучении других курсов истории;


  • развивать творческий и исследовательский потенциал детей.

Результат проекта: творческая защита видеофильма «Стерегущие золото грифы» (об античных знаниях о Сибири) с использованием фрагментов художественных фильмов «Золотая баба», «Ермак», отчёта об экспедиции в Азию от лица средневекового путешественника, журнала «Сибирь неизвестная». Работа над проектом: по предложенному алгоритму первая исследовательская группа работает с трудами античных учёных (Геродот, Страбон), вторая – выделяет сведения о Сибири из свидетельств Плано Карпини, Гильома де Рубрука и Марко Поло, третья – воссоздает картину представлений иностранцев о России и Сибири на основе воспоминаний европейских путешественников и ученых -- Матвея Меховского, Сигизмунда Герберштейна. Каждый ученик исполняет организационную (режиссер, сценарист, художник-оформитель, оператор) или творческую (король, путешественник) роль. Подготовка проекта и его презентация осуществляются как на уроке, так и во внеурочное время .

Проект «Мир средневекового города» (7-й класс)

Тип проекта: исследовательский с элементами творческого, интегрированный (история Сибири, история России, всеобщая история), средней продолжительности (2--4 недели), групповой.

Цели проекта:

  • актуализировать и обобщить знания детей об условиях и причинах возникновения городов;

  • выявить связь между процессами образования городов, возникновением современной культуры, формированием человека нового типа;

  • обнаружить отличительные особенности европейских городов, городов центральной части России и Сибири;

  • учить ориентироваться в различных источниках информации, сравнивать аналогичные процессы, происходящие в различных регионах.

Результат проекта: театрализованная постановка «Путешествие в средневековый город», издание исторического журнала «Как это было…» (из истории возникновения древнерусского города), создание макетов средневековых городов, древнерусского города и сибирского острога. Презентация готовых проектов проходит на обобщающем уроке по истории Сибири и на общешкольном вечере истории.

Работа над проектом: на основе материалов школьных учебников истории, трудов историков, хроник и летописей первая группа исследует возникновение и особенности средневековых городов Европы, вторая -- готовит материал о первых городах России, третья -- выявляет особенности сибирских городов.