litceysel.ru
добавить свой файл
1
Проект Тюнинг


«Настройка образовательных структур в Европе»


Цель проекта— использовать инструменты Болонского процесса для согласованного представления структур и описаний программ всех уровней квалификации высшего образования (бакалавра, магистра, доктора) на основе компетентностного подхода.

Результаты проекта:

- методология разработки, реализации и оценки образовательных программ для каждого из уровней квалификации высшего образования (бакалавра, магистра, доктора).

- платформа для выработки университетами согласованных контрольных параметров (требований) по предметным областям, необходимых для обеспечения сопоставимости, совместимости и прозрачности программ в рамках одного направления. Согласованные параметры выражаются в терминах результат обучения и компетенция.


Проект начался в 2000 году при поддержке Европейской комиссии. Координаторы - университет Деусто (Испания) и университет г. Гронинген (Нидерланды).

Модуль—курсовая единица в системе, где каждой курсовой единице соответствует равное число кредитов или кратное ему число.

Результаты обучения ожидаемые показатели того, что обучаемый должен знать, понимать и/или быть в состоянии выполнить по завершении процесса обучения; определяются в терминах уровня компетенции, приобретаемой обучаемым.

Степень—формальная квалификация, степень, диплом или другой документ, выданный вузом, после успешного завершения образовательной программы. В системе накопления кредитов программа осваивается через накопление соответствующего количества кредитов, присуждаемых по достижении специфического для программы набора результатов обучения.

Уровни—ряд последовательных шагов, которые должен пройти обучаемый при выполнении программы обучения.

Учебная нагрузка—время (количество часов), которое должен затратить обучаемый в течение цикла (уровня) обучения для того, чтобы достичь запланированных результатов обучения.


Учебная программа (УП)— утвержденный перечень модулей и курсовых единиц, которые признаны необходимыми для получения определенной степени. УП должна определяться через комплекс результатов обучения, описанных в терминах компетенций, которые должны быть достигнуты для получения соответствующих кредитов.



Глоссарий терминов проекта «Тюнинг»


Дескрипторы уровня— описание параметров обучения в плане глубины и широты познавательной деятельности на определенной стадии программы; содержат информацию о том, какие требования или условия целесообразно предъявлять к обучаемому на каждом уровне программы.

Компетенция (К)— динамичное сочетание знания, понимания, навыков и способностей. Развитие компетенции является целью образовательных программ; формируется в рамках различных единиц программы и оцениваются на разных этапах обучения. К. подразделяются на общие и предметные для конкретных направлений обучения.

Курс— более мелкий структурированный компонент преподавания и обучения внутри программы.

Курсовая единица (КЕ)— автономная, формально структурированная единица обучения. В состав КЕ должен входить комплекс взаимосвязанных и подробно описанных результатов обучения, которые должны быть достигнуты в ходе курса, а также набор адекватных критериев оценки.

Профиль программы—описание программы, характеризующее ее предметную область (направление) обучения, специфические цели программы, место на карте академических дисциплин, и профессиональных квалификаций.

Вектор проекта


предполагает сдвиг акцента с процесса на результаты обучения, изменение роли преподавателя, концентрацию внимания на обучаемом. Именно студент должен быть максимально хорошо подготовлен к будущей роли в обществе.

Методология «Тюнинг»



направлена на обеспечение сопоставимости образовательных программ в рамках одного направления.

Направления сопоставимости:


  • общие компетенции или переносимые навыки;

  • компетенции, специфические для предметной области;

  • роль ECTS;

  • подходы к обучению и оценке;

  • значение повышения качества в образовательном процессе (системы, основанные на внутри институциональной культуре качества)


Инновация проекта—связь результатов обучения, компетенций и системы переноса (перезачета) кредитов на основе расчета нагрузки.

Европейская система накопления и

перезачета кредитов (ECTS)



  • инструмент развития студенческой мобильности.

ECTS позволяет студентам накапливать и переносить кредиты из одного учебного заведения в другое и, тем самым, повышает мобильность студентов в пределах европейского образовательного пространства.

  • средство разработки образовательных программ.

ECTS дает возможность планировать нагрузку студента в образовательном процессе.

Академический кредит – единица трудоёмкости учебного труда студента.

Кредиты начисляются после успешной сдачи(положительная оценка) итогового испытания по дисциплине (экзамена, зачёта, теста и т.п.) или её этапа (модуля, курса, и т.д.)

Количество начисляемых кредитов по дисциплине от оценки не зависит.

Оценка—инструмент определения успеха конкретной университетской программы; определение того, насколько выпускник на самом деле достиг запланированных целей. Так как цели формируются в виде конечных результатов обучения (компетенций), процедура оценки направлена на выявление уровня развития таких компетенций.


При начислении кредитов в трудоёмкость засчитываются аудиторная нагрузка ("контактные часы" по европейской терминологии), самостоятельная работа студента, рефераты, эссе, курсовые и дипломные работы, написание магистерской и докторской диссертаций, практики, стажировки, подготовка к экзаменам, сдача экзаменов, и т.п.).

В семестр начисляется 30 кредитов.

В учебный год - 60 кредитов.

Для получения степени бакалавра нужно набрать 180 кредитов (три года обучения) или 240 кредитов (четыре года обучения).

Для получения степени магистра студент должен, как правило, набрать в общей сложности 300 кредитов (пять лет обучения)