litceysel.ru
добавить свой файл
1
БОТАНИКА



  1. КОНЕЧНЫЕ ЦЕЛИ

ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Студент должен уметь

  1. Производить морфологический и биоморфологический анализ растений

  2. Составлять морфологические описания растений

  3. Составлять схемы строения растения и его частей на уровне морфологических признаков

  4. Составлять формулы цветков, читать диаграммы цветков

  5. Самостоятельно работать с учебной, научной и справочной литературой, определителями растений

  6. Определять растения

  7. Ориентироваться в современных системах растений, грибов, лишайников

  8. Писать и произносить латинские названия таксонов растений, грибов, лишайников, цианобактерий

  9. Составлять систематические списки растений с указанием латинских и русских названий таксонов

  10. Готовить временные водные и глицериновые микроскопические препараты и изучать их под световым микроскопом

  11. Производить микрохимические реакции

  12. Составлять схемы анатомических картин и производить их детальные зарисовки

  13. Осуществлять гербаризацию растений

  14. Ориентироваться в методиках флористического и геоботанического обследования территории


Студент должен знать

  1. Общие закономерности развития, строения и жизнедеятельности растительного организма, распространения растений на Земле

  2. Особенности жизненных циклов растений

  3. Принципы построения и структуру системы цветковых растений А. Л. Тахтаджяна

  4. Морфолого-анатомические диагностические признаки важнейших таксонов растений

  5. Методики:

    1. морфологического и микроскопического анализа растений;

    2. гербаризации растений;

    3. флористического и геоботанического обследования территории;
    4. составления систематических списков растений;


    5. описания и определения растений

  6. Латинские названия не менее 100 таксонов растений, грибов, лишайников, цианобактерий



Итоговый контроль знаний

  1. Зачёт. Проверка знаний по первой части курса (введение в курс ботаники, морфология вегетативных органов растений, строение растительной клетки, ткани растений, анатомическое строение вегетативных органов растений). Форма: устный ответ, выполнение тестовых заданий, изготовление и анализ микропрепаратов, чтение анонимных микропрепаратов

  2. Защита курсовой работы. При определении общей оценки рассматривается: самостоятельная работа над практической частью курсовой (изготовление микропрепаратов и их изучение), содержание и оформление реферативной и практической частей, доклад на защите курсовой работы, ответы на дополнительные вопросы

  3. Экзамен. Проверка знаний по всему курсу. Форма: устный ответ, выполнение тестовых заданий

  4. Зачёт по летней учебной практике. Форма: проверка навыков идентификации изученных растений, знания латинских названий таксонов растений; устный опрос по методикам гербаризации, флористического и геоботанического обследования территории; определение незнакомого растения




  1. МОДУЛЬНАЯ СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ,

ЕЁ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И КОНТРОЛЬ


Модуль 1

ВВЕДЕНИЕ В КУРС БОТАНИКИ. МОРФОЛОГИЯ ВЕГЕТАТИВНЫХ ОРГАНОВ РАСТЕНИЙ


Цели изучения

Уметь:

ориентироваться в макросистеме живых организмов Земли и системе растений А.Л.Тахтаджяна, различать латинские названия таксонов разного ранга, проводить морфологический анализ вегетативных органов растения и их систем

Знать:

определение ботаники, её разделы и историю; основные правила построения систем организмов и ботанической номенклатуры; макросистему живого А.Л.Тахтаджяна; этапы онтогенеза семенного растения; общие понятия морфологии растений; закономерности строения вегетативного тела растения; причины возникновения метаморфизированных вегетативных органов растений, их разнообразие (с примерами)



    1. Модульная единица БОТАНИКА КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА. МАКРОСИСТЕМА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ ЗЕМЛИ, СИСТЕМА РАСТЕНИЙ. БОТАНИЧЕСКАЯ НОМЕНКЛАТУРА

Цели изучения

Уметь: ориентироваться в макросистеме живых организмов Земли и системе растений А.Л.Тахтаджяна, различать латинские названия таксонов разного ранга

Знать: определение ботаники, её разделы и краткую историю; основные правила построения систем организмов и ботанической номенклатуры; макросистему живого А.Л.Тахтаджяна

Содержание обучения. Макросистема живых организмов Земли А. Л. Тахтаджяна, основные признаки таксонов в составе указанной системы. Определение науки ботаники. Положение организмов, изучаемых ботаникой, в системе органического мира Земли. Разделы ботаники, их задачи. Основные исторические периоды развития науки ботаники. Содержание учебной дисциплины ботаники для студентов, обучающихся по специальности «Фармация». Растения как источник лекарственного сырья. Значение ботаники для фармации


Основные источники информации

  1. Яковлев Г.П., Аверьянов Л.В. Ботаника для учителя. В 2 ч. Ч.1. М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996, с. 14-23; 206-213


Дополнительные источники информации

  1. Жизнь растений / Под ред. А.Л.Тахтаджяна. Т. 1-6. М.: Просвещение, 1974-1982

  2. Рейвн П., Эверт Р., Айкхорн С. Современная ботаника. Т. 1,2. М.: Мир, 1990

  3. Андреева И.И., Родман Л.С. Ботаника. М.: Колос, 1999


Материально-техническое оснащение

Таблицы

Компьютер, медиапроектор, слайды презентации


Внеаудиторная самостоятельная работа студента

Изучение источников информации

Текущий контроль:

  • выполнение тестовых заданий

  • устный опрос


    1. Модульная единица ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ МОРФОЛОГИИ РАСТЕНИЙ. ЭТАПЫ ОНТОГЕНЕЗА СЕМЕННОГО РАСТЕНИЯ. МОРФОЛОГИЯ ОСНОВНЫХ ВЕГЕТАТИВНЫХ ОРГАНОВ СЕМЕННОГО РАСТЕНИЯ И ИХ СИСТЕМ. ВЛИЯНИЕ УСЛОВИЙ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА СТРУКТУРУ РАСТЕНИЙ, ЖИЗНЕННЫЕ ФОРМЫ РАСТЕНИЙ


Цели изучения

Уметь: проводить морфологический анализ вегетативных органов растения и их систем

Знать: этапы онтогенеза семенного растения; общие понятия морфологии растений; закономерности строения вегетативного тела растения

Содержание обучения. Понятие об онтогенезе. Стадии онтогенеза семенного растения. Общие черты строения семенного растения на различных стадиях онтогенеза: зародыш семени, проросток, ювенильное растение, молодое растение, зрелое растение, старое растение.

Общие понятия морфологии растений: вегетативные и генеративные органы, симметрия, полярность, геотропизм, органы основные и метаморфизированные, аналогичные и гомологичные, ветвление, нарастание.

Определение корня, его функции. Корни главные, придаточные, боковые. Зональность корня. Ветвление корня: верхушечное, боковое. Корневая система. Классификации корневых систем по происхождению составляющих их корней и внешнему виду. Гетероризия, специализации корней. Корнеобмен.

Определение стебля, его функции. Разнокачественность участков стебля по его длине (зональность стебля). Поперечное сечение стебля.

Определение листа, его функции. Части листа: основание, черешок, прилистники, листовая пластинка. Листья простые и сложные. Формации листьев. Гетерофиллия. Листовая мозаика. Классификации простых листьев с цельной и расчлененной листовой пластинкой. Классификация сложных листьев.

Определение побега Функции побега. Части побега: стебель, листья, узлы, междоузлия, пазухи листьев, метамеры. Листорасположение. Положение побегов в пространстве. Удлинённые и укороченные побеги. Почка растения, ее строение. Классификации почек. Внутрипочечный и внепочечный рост побега. Ветвление побегов: верхушечное, боковое. Нарастание побегов: дихоподиальное, моноподиальное, симподиальное. Кущение. Особенности систем побегов (надземных частей) травянистых и древесных растений. Структура ветки дерева. Влияние условий внешней среды на структуру растений, жизненные формы растений



Основные источники информации


  1. Яковлев Г.П., Аверьянов Л.В. Ботаника для учителя. В 2 ч. Ч.1. М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996, с. 7-8; 91-101; 103-104; 115-122; 126-130; 143

  2. Хржановский В.Г., Пономаренко С.Ф. Ботаника. М.: Колос, 1998, с. 58-63; 67; 70-71; 82-87; 91-96; 100-107

  3. Хржановский В.Г. Пономаренко С.Ф. Практикум по курсу общей ботаники. М.: Агропромиздат, 1990, с. 73-80; 93-105; 130-134; 169-173


Дополнительные источники информации

  1. Жизнь растений / Под ред. А.Л.Тахтаджяна. Т. 1-6. М.: Просвещение, 1974-1982

  2. Рейвн П., Эверт Р., Айкхорн С. Современная ботаника. Т. 1,2. М.: Мир, 1990

  3. Андреева И.И., Родман Л.С. Ботаника. М.: Колос, 1999


Материально-техническое оснащение

Таблицы

Свежий, гербаризированный и фиксированный растительный материал

Компьютер, медиапроектор, слайды презентации


Внеаудиторная самостоятельная работа студента

Изучение источников информации

Виды учебной деятельности студента на лабораторных занятиях:

  • изучение гербарного материала, живых растений и их частей

  • изучение учебных таблиц

  • выполнение морфологических описаний, рисунков и схем

Текущий контроль:

  • самостоятельный морфологический анализ растений

  • выполнение тестовых заданий

  • устный опрос




    1. Модульная единица МЕТАМОРФИЗИРОВАННЫЕ ВЕГЕТАТИВНЫЕ ОРГАНЫ РАСТЕНИЙ

Цели изучения

Уметь: проводить морфологический анализ вегетативных органов растения и их систем

Знать: причины возникновения метаморфизированных вегетативных органов растений, их разнообразие (примеры)

Содержание обучения. Метаморфизированные корни, стебли, листья, побеги


Основные источники информации


  1. Яковлев Г.П., Аверьянов Л.В. Ботаника для учителя. В 2 ч. Ч.1. М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996, с. 135-137; 101-103

  2. Хржановский В.Г., Пономаренко С.Ф. Ботаника. М.: Колос, 1998, с.67-70; 96-98

  3. Хржановский В.Г. Пономаренко С.Ф. Практикум по курсу общей ботаники. М.: Агропромиздат, 1990, с. 142-145


Дополнительные источники информации

  1. Жизнь растений / Под ред. А.Л.Тахтаджяна. Т. 1-6. М.: Просвещение, 1974-1982

  2. Рейвн П., Эверт Р., Айкхорн С. Современная ботаника. Т. 1,2. М.: Мир, 1990

  3. Эсау К. Анатомия семенных растений. Т. 1,2. М.: Мир, 1980

  4. Андреева И.И., Родман Л.С. Ботаника. М.: Колос, 1999


Материально-техническое оснащение

Таблицы

Свежий, гербаризированный и фиксированный растительный материал

Компьютер, медиапроектор, слайды презентации


Внеаудиторная самостоятельная работа студента

Изучение источников информации

Виды учебной деятельности студента на лабораторных занятиях:

    • изучение гербарного материала, живых растений и их частей

    • изучение учебных таблиц

    • выполнение морфологических описаний, рисунков и схем

Текущий контроль:

    • самостоятельный морфологический анализ растений

  • выполнение тестовых заданий

  • устный опрос


Модуль 2

СТРОЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНОЙ КЛЕТКИ

Цели изучения

Уметь

готовить микроскопические препараты и изучать их под световым микроскопом; выполнять схемы и детальные рисунки микроскопических картин; проводить микрохимические реакции; осуществлять микроскопический анализ строения клеток растений


Знать

основные положения клеточной теории; закономерности строения и жизнедеятельности растительной клетки; устройство светового микроскопа; методы приготовления микроскопических препаратов и производства микрохимических реакций


    1. Модульная единица УСТРОЙСТВО МИКРОСКОПА. ОБЩИЙ ПЛАН СТРОЕНИЯ РАСТИТЕЛЬНОЙ КЛЕТКИ. ОРГАНЕЛЛЫ ПРОТОПЛАСТА

Цели изучения (те же, что для Модуля 2 в целом)

Содержание обучения. Методы изучения клеточного строения растений: приготовление микроскопических препаратов, микроскопирование. Значение изучения клеток растений для диагностики растительного лекарственного сырья. Основные положения клеточной теории. Форма и размеры клеток растений. Общий план строения растительной клетки. Ядро растительной клетки. Хромосомы. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. Цитоплазма, ее составляющие. Гиалоплазма. Пластиды. Рибосомы. Митохондрии. Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи. Строение, свойства и функции мембран.


Основные источники информации

  1. Яковлев Г.П., Аверьянов Л.В. Ботаника для учителя. В 2 ч. Ч.1. М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996, с. 24-41

  2. Хржановский В.Г., Пономаренко С.Ф. Ботаника. М.: Колос, 1998; 11-32

  3. Хржановский В.Г. Пономаренко С.Ф. Практикум по курсу общей ботаники. М.: Агропромиздат, 1990, 5-25


Дополнительные источники информации

  1. Жизнь растений / Под ред. А.Л.Тахтаджяна. Т. 1-6. М.: Просвещение, 1974-1982

  2. Рейвн П., Эверт Р., Айкхорн С. Современная ботаника. Т. 1,2. М.: Мир, 1990

  3. Эсау К. Анатомия семенных растений. Т. 1,2. М.: Мир, 1980

  4. Созонова Л. И., Трусов Н. А. Клетки и ткани растений, световая микроскопия. М.: Изд-во РУДН, 2007

  5. Андреева И.И., Родман Л.С. Ботаника. М.: Колос, 1999

Материально-техническое оснащение


Таблицы

Микроскопы

Оборудование и материалы для приготовления микропрепаратов

Фиксированный и свежий растительный материал

Постоянные микропрепараты

Компьютер, медиапроектор, слайды презентации


Внеаудиторная самостоятельная работа студента

Изучение источников информации

Виды учебной деятельности студента на лабораторных занятиях:


  • изучение устройства светового микроскопа

  • изготовление микроскопических препаратов

  • осуществление микрохимических реакций

  • изучение микроскопических препаратов под микроскопом

  • изучение учебных таблиц

  • выполнение рисунков и схем

Текущий контроль:

  • выполнение тестовых заданий

  • устный опрос



2.2. Модульная единица ПРОИЗВОДНЫЕ ПРОТОПЛАСТА. ДЕЛЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНОЙ КЛЕТКИ. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ КЛЕТКИ

Цели изучения (те же, что для Модуля 2 в целом)

Содержание обучения. Вакуоли. Состав клеточного сока у растений. Использование вторичных метаболитов – составных частей клеточного сока в качестве источника для получения лекарственных веществ. Клеточная стенка: образование, структура, химический состав. Первичная и вторичная клеточная стенка. Плазмодесмы. Поры, их типы. Срединная пластинка. Мацерация. Видоизменения клеточной стенки у растений (одревеснение, опробковение, кутинизация, ослизнение, инкрустация соединениями кремния и кальция). Включения в растительной клетке. Запасные вещества растений, их локализация в клетке. Кристаллы. Значение включений растительной клетки для фармации и медицины. Митотический цикл клетки. Митоз, его фазы. Значение митоза в жизни растения. Мейоз, его сущность и значение в жизни растений. Отличия мейоза от митоза. Амитоз. Жизненный цикл клетки. Дифференциация клеток

Основные источники информации


  1. Яковлев Г.П., Аверьянов Л.В. Ботаника для учителя. В 2 ч. Ч.1. М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996, с. 41-50

  2. Хржановский В.Г., Пономаренко С.Ф. Ботаника. М.: Колос, 1998, с. 32-40

  3. Хржановский В.Г. Пономаренко С.Ф. Практикум по курсу общей ботаники. М.: Агропромиздат, 1990, с. 25-43


Дополнительные источники информации

  1. Жизнь растений / Под ред. А.Л.Тахтаджяна. Т. 1-6. М.: Просвещение, 1974-1982

  2. Рейвн П., Эверт Р., Айкхорн С. Современная ботаника. Т. 1,2. М.: Мир, 1990

  3. Эсау К. Анатомия семенных растений. Т. 1,2. М.: Мир, 1980

  4. Созонова Л. И., Трусов Н. А. Клетки и ткани растений, световая микроскопия. М.: Изд-во РУДН, 2007

  5. Андреева И.И., Родман Л.С. Ботаника. М.: Колос, 1999


Материально-техническое оснащение

Таблицы

Микроскопы

Оборудование и материалы для приготовления микропрепаратов

Фиксированный и свежий растительный материал

Постоянные микропрепараты

Компьютер, медиапроектор, слайды презентации


Внеаудиторная самостоятельная работа студента

Изучение источников информации

Виды учебной деятельности студента на лабораторных занятиях:

  • изучение устройства светового микроскопа

  • изготовление микроскопических препаратов

  • осуществление микрохимических реакций

  • изучение микроскопических препаратов под микроскопом

  • изучение учебных таблиц

  • выполнение рисунков и схем

Текущий контроль:

  • выполнение тестовых заданий

  • устный опрос


Модуль 3

ТКАНИ РАСТЕНИЙ, АНАТОМИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ ВЕГЕТАТИВНЫХ ОРГАНОВ РАСТЕНИЙ


Цели изучения

Уметь


готовить микроскопические препараты, проводить их анализ под световым микроскопом; выполнять схемы и детальные рисунки микроскопических картин

Знать

виды, происхождение, структуру, функции тканей растений; закономерности анатомического строения корня, стебля, листа


3.1. Модульная единица ТКАНИ РАСТЕНИЙ

Цели изучения

Уметь: готовить микроскопические препараты, проводить их анализ под световым микроскопом; выполнять схемы и детальные рисунки микроскопических картин

Знать: виды, происхождение, структуру, функции тканей растений

Содержание обучения. Определение растительной ткани. Классификации тканей растений. Меристемы. Классификации меристем. Особенности клеток меристем. Инициальные клетки, их производные. Первичная дифференцировка клеток меристемы. Покровные ткани, их классификация. Покровные комплексы. Эпидерма (кожица): основные клетки, замыкающие клетки устьиц, околоустьичные клетки, трихомы, типы устьичных аппаратов, их значение для диагностики растительного сырья. Эпиблема (ризодерма, кожица корня) особенности клеток, корневые волоски. Перидерма: пробковый камбий (феллоген), пробка (феллема), пробковая паренхима (феллодерма). Корка (ритидом): формирование и структура. Механические ткани растений. Классификация механических тканей. Колленхима: уголковая, пластинчатая, рыхлая. Склеренхима: волокна, склереиды (каменистые клетки). Основные ткани. Виды паренхимы. Апопласт. Симпласт. Ближний транспорт веществ в растении. Дальний транспорт веществ по растению, восходящий и нисходящий потоки веществ. Проводящие ткани, их виды. Ксилема: трахеиды, сосуды, паренхима, волокна; первичная ксилема, вторичная ксилема (древесина). Флоэма: ситовидные клетки, ситовидные трубки с клетками-спутницами, паренхима, волокна; первичная флоэма, вторичная флоэма (луб). Расположение проводящих тканей в растении. Проводящие пучки: коллатеральные закрытые и открытые, биколлатеральные, концентрические, радиальные. Значение проводящих пучков для диагностики растительного сырья. Выделительные ткани. Секреты. Ткани наружной и внутренней секреции. Применение продуктов выделения растений в медицине и народном хозяйстве



Основные источники информации


  1. Яковлев Г.П., Аверьянов Л.В. Ботаника для учителя. В 2 ч. Ч.1. М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996, с. 63-91

  2. Хржановский В.Г., Пономаренко С.Ф. Ботаника. М.: Колос, 1998, с.41-57

  3. Хржановский В.Г. Пономаренко С.Ф. Практикум по курсу общей ботаники. М.: Агропромиздат, 1990, с. 43-73


Дополнительные источники информации

  1. Жизнь растений / Под ред. А.Л.Тахтаджяна. Т. 1-6. М.: Просвещение, 1974-1982

  2. Рейвн П., Эверт Р., Айкхорн С. Современная ботаника. Т. 1,2. М.: Мир, 1990

  3. Эсау К. Анатомия семенных растений. Т. 1,2. М.: Мир, 1980

  4. Созонова Л. И., Трусов Н. А. Клетки и ткани растений, световая микроскопия. М.: Изд-во РУДН, 2007

  5. Андреева И.И., Родман Л.С. Ботаника. М.: Колос, 1999


Материально-техническое оснащение

Таблицы

Микроскопы

Оборудование и материалы для приготовления микропрепаратов

Фиксированный и свежий растительный материал

Постоянные микропрепараты

Компьютер, медиапроектор, слайды презентации


Внеаудиторная самостоятельная работа студента

Изучение источников информации

Виды учебной деятельности студента на лабораторных занятиях:

  • изготовление микроскопических препаратов

  • осуществление микрохимических реакций

  • изучение микроскопических препаратов (самостоятельно изготовленных и постоянных) под микроскопом

  • изучение учебных таблиц

  • выполнение рисунков и схем

Текущий контроль:

  • выполнение тестовых заданий

  • анализ анонимных микроскопических препаратов

  • устный опрос


3.2. Модульная единица АНАТОМИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ КОРНЯ

Цели изучения

Уметь: готовить микроскопические препараты, проводить их анализ под световым микроскопом, выполнять схемы и детальные рисунки микроскопических картин

Знать: закономерности анатомического строения корня, их формирование в онтогенезе растения

Содержание обучения. Зональность корня. Зона деления клеток. Корневой чехлик. Зона растяжения клеток, первичная дифференциация клеток меристемы. Зона корневых волосков - первичное строение корня. Особенности строения клеток в связи с поглощающей функцией корня. Зона проведения у однодольных. Зона проведения у двудольных и голосеменных - вторичное строение корня. Образование боковых корней. Анатомическое строение многолетнего корня


Основные источники информации


  1. Яковлев Г.П., Аверьянов Л.В. Ботаника для учителя. В 2 ч. Ч.1. М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996, с. 129-135

  2. Хржановский В.Г., Пономаренко С.Ф. Ботаника. М.: Колос, 1998, с. 64-67

  3. Хржановский В.Г. Пономаренко С.Ф. Практикум по курсу общей ботаники. М.: Агропромиздат, 1990, с. 80-93


Дополнительные источники информации

  1. Жизнь растений / Под ред. А.Л.Тахтаджяна. Т. 1-6. М.: Просвещение, 1974-1982

  2. Рейвн П., Эверт Р., Айкхорн С. Современная ботаника. Т. 1,2. М.: Мир, 1990

  3. Эсау К. Анатомия семенных растений. Т. 1,2. М.: Мир, 1980

  4. Андреева И.И., Родман Л.С. Ботаника. М.: Колос, 1999


Материально-техническое оснащение

Таблицы

Микроскопы

Оборудование и материалы для приготовления микропрепаратов

Фиксированный и свежий растительный материал

Постоянные микропрепараты

Компьютер, медиапроектор, слайды презентации


Внеаудиторная самостоятельная работа студента

Изучение источников информации


Виды учебной деятельности студента на лабораторных занятиях:


  • изготовление микроскопических препаратов

  • изучение микроскопических препаратов (самостоятельно изготовленных и постоянных) под микроскопом

  • изучение учебных таблиц

  • выполнение рисунков и схем

Текущий контроль:

  • выполнение тестовых заданий

  • анализ анонимных микроскопических препаратов

  • устный опрос




    1. Модульная единица АНАТОМИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ СТЕБЛЯ

Цели изучения

Уметь: готовить микроскопические препараты, проводить их анализ под световым микроскопом; выполнять схемы и детальные рисунки микроскопических картин

Знать: закономерности анатомического строения стебля, их формирование в онтогенезе растения

Содержание обучения. Конус нарастания. Варианты дифференциации клеток зачаточного стебля у однодольных, двудольных и голосеменных растений. Понятие о стеле. Типы стел семенных растений. Строение атактостелического пучкового стебля однодольных растений. Строение эустелических стеблей пучкового, непучкового и переходного типов у травянистых двудольных. Строение древесного стебля


Основные источники информации

  1. Яковлев Г.П., Аверьянов Л.В. Ботаника для учителя. В 2 ч. Ч.1. М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996, с. 104-115

  2. Хржановский В.Г., Пономаренко С.Ф. Ботаника. М.: Колос, 1998, с. 71-82

  3. Хржановский В.Г. Пономаренко С.Ф. Практикум по курсу общей ботаники. М.: Агропромиздат, 1990, с. 105-130


Дополнительные источники информации

  1. Жизнь растений / Под ред. А.Л.Тахтаджяна. Т. 1-6. М.: Просвещение, 1974-1982
  2. Рейвн П., Эверт Р., Айкхорн С. Современная ботаника. Т. 1,2. М.: Мир, 1990


  3. Эсау К. Анатомия семенных растений. Т. 1,2. М.: Мир, 1980


Материально-техническое оснащение

Таблицы

Микроскопы

Оборудование и материалы для приготовления микропрепаратов

Фиксированный и свежий растительный материал

Постоянные микропрепараты

Компьютер, медиапроектор, слайды презентации


Внеаудиторная самостоятельная работа студента

Изучение источников информации

Виды учебной деятельности студента на лабораторных занятиях:

  • изготовление микроскопических препаратов

  • изучение микроскопических препаратов (самостоятельно изготовленных и постоянных) под микроскопом

  • изучение учебных таблиц

  • выполнение рисунков и схем

Текущий контроль:

  • выполнение тестовых заданий

  • анализ анонимных микроскопических препаратов

  • устный опрос




    1. Модульная единица АНАТОМИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ ЛИСТА

Цели изучения

Уметь: готовить микроскопические препараты, проводить их анализ под световым микроскопом; выполнять схемы и детальные рисунки микроскопических картин

Знать: закономерности анатомического строения листа, их формирование в онтогенезе растения

Содержание обучения. Строение листовой пластинки и черешка


Основные источники информации

  1. Яковлев Г.П., Аверьянов Л.В. Ботаника для учителя. В 2 ч. Ч.1. М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996, с. 122-125

  2. Хржановский В.Г., Пономаренко С.Ф. Ботаника. М.: Колос, 1998, с. 87-90

  3. Хржановский В.Г. Пономаренко С.Ф. Практикум по курсу общей ботаники. М.: Агропромиздат, 1990, 135-142

Дополнительные источники информации


  1. Жизнь растений / Под ред. А.Л.Тахтаджяна. Т. 1-6. М.: Просвещение, 1974-1982

  2. Рейвн П., Эверт Р., Айкхорн С. Современная ботаника. Т. 1,2. М.: Мир, 1990

  3. Эсау К. Анатомия семенных растений. Т. 1,2. М.: Мир, 1980

  4. Андреева И.И., Родман Л.С. Ботаника. М.: Колос, 1999


Материально-техническое оснащение

Таблицы

Микроскопы

Оборудование и материалы для приготовления микропрепаратов

Фиксированный и свежий растительный материал

Постоянные микропрепараты

Компьютер, медиапроектор, слайды презентации


Внеаудиторная самостоятельная работа студента

Изучение источников информации

Виды учебной деятельности студента на лабораторных занятиях:

  • изготовление микроскопических препаратов

  • изучение микроскопических препаратов (самостоятельно изготовленных и постоянных) под микроскопом

  • изучение учебных таблиц

  • выполнение рисунков и схем

Текущий контроль:

  • выполнение тестовых заданий

  • анализ анонимных микроскопических препаратов

  • устный опрос




    1. Модульная единица КУРСОВАЯ РАБОТА

Цели изучения

Уметь: самостоятельно изучать и реферировать научную и учебную литературу; готовить микроскопические препараты, проводить их анализ под световым микроскопом; выполнять схемы и детальные рисунки микроскопических картин

Знать: закономерности строения растительного организма; методику приготовления микроскопических препаратов и их изучения под световым микроскопом

Содержание обучения. Курсовая работа по ботанике представляет собой изучение по данным учебной и научной литературы систематического положения, распространения, морфологического строения вегетативных органов и репродуктивных структур, лекарственных свойств выбранного студентом растения, а также самостоятельное исследование анатомической структуры одного из вегетативных органов этого растения. Студент выбирает растение для изучения из фиксированного материала, имеющегося на кафедре (более 30-ти видов лекарственных растений) или из доступных живых растений (продающихся в качестве пищевых, выращенных для внутреннего озеленения помещений и пр.). Работа соответствующим образом оформляется (см.: Основные источники информации) и защищается на кафедре перед студенческой и преподавательской аудиторией



Основные источники информации


  1. Пономаренко С.Ф. и др. Курсовая работа по ботанике. М.: Изд-во Российского университета дружбы народов, 2004


Дополнительные источники информации

Выбираются студентом, выполняющим курсовую работу


Материально-техническое оснащение

Микроскопы

Фиксированный и свежий растительный материал

Оборудование и материалы для приготовления микропрепаратов


Внеаудиторная самостоятельная работа студента

Изучение источников информации

Виды учебной деятельности студента в ходе выполнения практической части курсовой работы:

  • изготовление микроскопических препаратов

  • изучение микроскопических препаратов под микроскопом

  • выполнение рисунков и схем

  • оформление курсовой работы

Текущий контроль:

  • наблюдение за выполнением студентом практической части курсовой работы (самостоятельным приготовлением микроскопических препаратов и их анализом; выполнением схем и рисунков)



Модуль 4.

СИСТЕМАТИКА РАСТЕНИЙ


Цели изучения

Уметь

ориентироваться в современных системах растений, грибов, лишайников

Знать

особенности жизненных циклов растений, принципы построения и структуру системы

цветковых растений А. Л. Тахтаджяна; диагностические признаки важнейших таксонов растений, грибов, лишайников, цианобактерий


4.1. Модульная единица РАЗМНОЖЕНИЕ И ЖИЗНЕННЫЕ ЦИКЛЫ РАСТЕНИЙ

Цели изучения

Уметь: проводить анализ жизненного цикла растения, составлять схему жизненного цикла

Знать: способы размножения растений; понятие жизненного цикла; особенности жизненных циклов, характерные для различных таксонов растений; направления эволюции жизненных циклов высших растений


Содержание обучения. Способы размножения растений: вегетативное, бесполое, половое. Понятие о жизненном цикле живого организма. Жизненные циклы низших растений. Общая схема жизненного цикла высших растений. Растения равноспоровые, физиологически разноспоровые, разноспоровые. Направления эволюции жизненного цикла высших растений: гаметофитная и спорофитная линии эволюции. Взаимоотношения гаметофита и спорофита у мхов, споровых сосудистых и семенных растений.


Основные источники информации


  1. Яковлев Г.П., Аверьянов Л.В. Ботаника для учителя. В 2 ч. Ч.1. М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996, с. 144-159

  2. Хржановский В.Г., Пономаренко С.Ф. Ботаника. М.: Колос, 1998, с. 129-134


Дополнительные источники информации

  1. Жизнь растений / Под ред. А.Л.Тахтаджяна. Т. 1-6. М.: Просвещение, 1974-1982

  2. Рейвн П., Эверт Р., Айкхорн С. Современная ботаника. Т. 1,2. М.: Мир, 1990

  3. Еленевский А.Г., Соловьёва М.П., Тихомиров В.Н. Систематика высших, или наземных, растений. М.: Издательский центр «Академия», 2000

  4. Андреева И.И., Родман Л.С. Ботаника. М.: Колос, 1999


Материально-техническое оснащение

Таблицы

Компьютер, медиапроектор, слайды презентации


Внеаудиторная самостоятельная работа студента

Изучение источников информации

Текущий контроль:

  • выполнение тестовых заданий

  • устный опрос



4.2. Модульная единица ВВЕДЕНИЕ В СИСТЕМАТИКУ РАСТЕНИЙ. ВОДОРОСЛИ

Цели изучения

Уметь: характеризовать систематическое положение растения; узнавать низшие растения в природе и на демонстрационных препаратах

Знать: определение и структуру систематики растений; общие понятия систематики растений (систематические категории, таксоны, иерархия систематических категорий); основные правила ботанической номенклатуры (построение научных названий видов и надвидовых таксонов); характерные признаки подцарства низшие растения и отделов зелёные водоросли, бурые водоросли, красные водоросли


Содержание обучения. Цель, задачи и разделы систематики растений. Понятия о систематических категориях и таксонах. Определение вида растений. Основные систематические категории растений, их иерархия. Основные правила ботанической номенклатуры. Значение морфолого-анатомического анализа таксонов растений для фармации.

Общая характеристика низших растений, их систематическое положение, классификация, значение в природе и для человека. Отделы зеленые водоросли, бурые водоросли, красные водоросли


Основные источники информации


  1. Яковлев Г.П., Аверьянов Л.В. Ботаника для учителя. В 2 ч. Ч.2. М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1997, с. 3-10; 51-66

  2. Хржановский В.Г., Пономаренко С.Ф. Ботаника. М.: Колос, 1998, с. 135-137; 168-186

  3. Хржановский В.Г. Пономаренко С.Ф. Практикум по курсу общей ботаники. М.: Агропромиздат, 1990, с. 180-198


Дополнительные источники информации

  1. Жизнь растений / Под ред. А.Л.Тахтаджяна. Т. 1-6. М.: Просвещение, 1974-1982

  2. Рейвн П., Эверт Р., Айкхорн С. Современная ботаника. Т. 1,2. М.: Мир, 1990

  3. Еленевский А.Г., Соловьёва М.П., Тихомиров В.Н. Систематика высших, или наземных, растений. М.: Издательский центр «Академия», 2000

  4. Андреева И.И., Родман Л.С. Ботаника. М.: Колос, 1999


Материально-техническое оснащение

Таблицы

Компьютер, медиапроектор, слайды презентации


Внеаудиторная самостоятельная работа студента

Изучение источников информации

Виды учебной деятельности студента на лабораторных занятиях:

  • изучение постоянных микропрепаратов, демонстрационных препаратов

  • изучение учебных таблиц

  • выполнение рисунков и схем

Текущий контроль:
  • выполнение тестовых заданий


  • устный опрос



4.3. Модульная единица ВЫСШИЕ СПОРОВЫЕ РАСТЕНИЯ

Цели изучения

Уметь: узнавать высшие споровые растения

Знать: особенности жизненных циклов и характерные признаки поколений представителей отделов: риниевые, псилотовые, моховидные, плауновидные, хвощевидные, папоротниковидные; классификацию отделов

Содержание обучения. Высшие споровые растения, их общие черты, классификация. Отделы риниевые, псилотовые, моховидные, плауновидные, хвощевидные, папоротниковидные


Основные источники информации

  1. Яковлев Г.П., Аверьянов Л.В. Ботаника для учителя. В 2 ч. Ч.2. М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1997, с. 67-100

  2. Хржановский В.Г., Пономаренко С.Ф. Ботаника. М.: Колос, 1998; 189-219

  3. Хржановский В.Г. Пономаренко С.Ф. Практикум по курсу общей ботаники. М.: Агропромиздат, 1990, с. 230-262


Дополнительные источники информации

  1. Жизнь растений / Под ред. А.Л.Тахтаджяна. Т. 1-6. М.: Просвещение, 1974-1982

  2. Рейвн П., Эверт Р., Айкхорн С. Современная ботаника. Т. 1,2. М.: Мир, 1990

  3. Еленевский А.Г., Соловьёва М.П., Тихомиров В.Н. Систематика высших, или наземных, растений. М.: Издательский центр «Академия», 2000

  4. Андреева И.И., Родман Л.С. Ботаника. М.: Колос, 1999


Материально-техническое оснащение

Таблицы

Компьютер, медиапроектор, слайды презентации


Внеаудиторная самостоятельная работа студента

Изучение источников информации

Виды учебной деятельности студента на лабораторных занятиях:

  • изучение постоянных микропрепаратов, демонстрационных препаратов

  • изучение гербарного материала и живых растений

  • изучение учебных таблиц

  • выполнение рисунков и схем


Текущий контроль:

  • выполнение тестовых заданий

  • проверка узнавания растений на гербарных листах, фотографиях, рисунках

  • устный опрос



4.4. Модульная единица ГОЛОСЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ

Цели изучения

Уметь: узнавать голосеменные растения

Знать: особенности жизненного цикла голосеменных; классификацию отдела; признаки классов: саговниковые, гнетовые, гинкговые, хвойные

Содержание обучения. Отдел голосеменные: общая характеристика жизненного цикла на примере хвойных. Строение женской шишки. Семязачаток. Образование мегаспор, женского гаметофита. Строение мужской шишки, образование пыльцы, опыление. Оплодотворение и образование семени. Распространение семян, их прорастание. Классификация голосеменных: классы саговниковые, гнетовые, гинкговые, хвойные


Основные источники информации

  1. Яковлев Г.П., Аверьянов Л.В. Ботаника для учителя. В 2 ч. Ч.2. М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1997, с. 100-119

  2. Хржановский В.Г., Пономаренко С.Ф. Ботаника. М.: Колос, 1998, с. 220-238

  3. Хржановский В.Г. Пономаренко С.Ф. Практикум по курсу общей ботаники. М.: Агропромиздат, 1990, с. 262-267


Дополнительные источники информации

  1. Жизнь растений / Под ред. А.Л.Тахтаджяна. Т. 1-6. М.: Просвещение, 1974-1982

  2. Рейвн П., Эверт Р., Айкхорн С. Современная ботаника. Т. 1,2. М.: Мир, 1990

  3. Еленевский А.Г., Соловьёва М.П., Тихомиров В.Н. Систематика высших, или наземных, растений. М.: Издательский центр «Академия», 2000

  4. Андреева И.И., Родман Л.С. Ботаника. М.: Колос, 1999


Материально-техническое оснащение

Таблицы

Компьютер, медиапроектор, слайды презентации

Внеаудиторная самостоятельная работа студента


Изучение источников информации

Виды учебной деятельности студента на лабораторных занятиях:


  • изучение постоянных микропрепаратов, демонстрационных препаратов

  • изучение гербарного материала и живых растений

  • изучение учебных таблиц

  • выполнение рисунков и схем

Текущий контроль:

  • выполнение тестовых заданий

  • проверка узнавания растений на гербарных листах, фотографиях, рисунках

  • устный опрос



4.5. Модульная единица ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ, ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ

Цели изучения

Уметь: производить морфологический анализ цветка, соцветия, плода, семени, рисовать схемы их строения; составлять формулы цветков

Знать: особенности жизненного цикла покрытосеменных, признаки поколений; определения и строение цветка, соцветия, плода, семени; классификации типов опыления, плодов, семян, способов распространения плодов и семян покрытосеменных

Содержание обучения. Отдел покрытосеменные: систематическое положение, важнейшие эволюционные приобретения цветковых. Общая схема строения цветка. Формула цветка. Типы околоцветников, их симметрия. Определение андроцея. Строение тычинки. Типы андроцея. Образование микроспор, формирование мужских гаметофитов. Понятие об опылении. Типы опыления у покрытосеменных. Определение гинецея. Строение пестика. Типы завязи. Типы гинецея. Строение семязачатка покрытосеменных. Образование мегаспор. Развитие и строение женского гаметофита покрытосеменных. Определение опыления, его типы у цветковых. Двойное оплодотворение у растений. Явления апомиксиса, полиэмбрионии и партенокарпии. Развитие семязачатка цветковых после оплодотворения, образование семени и плода. Определение семени. Типы семян покрытосеменных. Определение соцветия, классификация соцветий. Определение плода, общий план строения плода. Классификация плодов. Сборные плоды. Соплодия. Распространение плодов и семян покрытосеменных



Основные источники информации


  1. Яковлев Г.П., Аверьянов Л.В. Ботаника для учителя. В 2 ч. Ч.1. М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996, с. 160-206

  2. Яковлев Г.П., Аверьянов Л.В. Ботаника для учителя. В 2 ч. Ч.2. М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1997, с. 119-121

  3. Хржановский В.Г., Пономаренко С.Ф. Ботаника. М.: Колос, 1998, с. 107-128

  4. Хржановский В.Г. Пономаренко С.Ф. Практикум по курсу общей ботаники. М.: Агропромиздат, 1990, с. 145-179


Дополнительные источники информации

  1. Жизнь растений / Под ред. А.Л.Тахтаджяна. Т. 1-6. М.: Просвещение, 1974-1982

  2. Рейвн П., Эверт Р., Айкхорн С. Современная ботаника. Т. 1,2. М.: Мир, 1990

  3. Еленевский А.Г., Соловьёва М.П., Тихомиров В.Н. Систематика высших, или наземных, растений. М.: Издательский центр «Академия», 2000

  4. Андреева И.И., Родман Л.С. Ботаника. М.: Колос, 1999


Материально-техническое оснащение

Таблицы

Компьютер, медиапроектор, слайды презентации


Внеаудиторная самостоятельная работа студента

Изучение источников информации

Виды учебной деятельности студента на занятиях:

  • изучение постоянных микропрепаратов, демонстрационных препаратов

  • изучение гербарного материала и живых растений

  • составление формул цветков

  • изучение учебных таблиц

  • выполнение рисунков и схем

Текущий контроль:

  • выполнение тестовых заданий

  • проверка узнавания растений на гербарных листах, фотографиях, рисунках

  • устный опрос



4.6. Модульная единица СИСТЕМАТИКА ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ

Цели изучения

Уметь: идентифицировать представителей изученных семейств цветковых растений, производить их морфологический анализ


Знать: диагностические признаки изученных семейств покрытосеменных растений

Содержание обучения. Типы систем растений. История систематики цветковых. Теории происхождения цветка и системы на их основе. Общая характеристика системы цветковых А.Л.Тахтаджяна. Признаки, по которым различаются однодольные и двудольные растения. Подклассы двудольных и однодольных. Обзор семейств покрытосеменных: магнолиевые, лавровые, лютиковые, маковые, капустные (крестоцветные), бобовые, розоцветные, сельдерейные (зонтичные), астровые (сложноцветные), пасленовые, яснотковые (губоцветные), мятликовые (злаковые), пальмовые, лилейные


Основные источники информации


  1. Яковлев Г.П., Аверьянов Л.В. Ботаника для учителя. В 2 ч. Ч.2. М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1997, с. 119-129; 137-139; 141-142; 170-172; 191-194; 200-203: 225-228; 241-242; 249-251; 255-260; 267-268; 282-286

  2. Хржановский В.Г., Пономаренко С.Ф. Ботаника. М.: Колос, 1998, с. 239-246; 248-265; 266-269; 276-280; 287-291; 293-305; 308-318

  3. Хржановский В.Г. Пономаренко С.Ф. Практикум по курсу общей ботаники. М.: Агропромиздат, 1990, с. 267-273; 277-297; 302-307; 310-314; 318-320; 333-339; 342-348; 356-367


Дополнительные источники информации

  1. Жизнь растений / Под ред. А.Л.Тахтаджяна. Т. 1-6. М.: Просвещение, 1974-1982

  2. Рейвн П., Эверт Р., Айкхорн С. Современная ботаника. Т. 1,2. М.: Мир, 1990

  3. Еленевский А.Г., Соловьёва М.П., Тихомиров В.Н. Систематика высших, или наземных, растений. М.: Издательский центр «Академия», 2000

  4. Андреева И.И., Родман Л.С. Ботаника. М.: Колос, 1999


Материально-техническое оснащение

Таблицы

Компьютер, медиапроектор, слайды презентации


Внеаудиторная самостоятельная работа студента

Изучение источников информации


Виды учебной деятельности студента на лабораторных занятиях:


  • изучение постоянных микропрепаратов, демонстрационных препаратов

  • изучение гербарного материала и живых растений

  • составление формул цветков

  • изучение учебных таблиц

  • выполнение рисунков и схем

Текущий контроль:

  • выполнение тестовых заданий

  • проверка узнавания растений на гербарных листах, фотографиях, рисунках

  • устный опрос


Модуль 5

ЦИАНОБАКТЕРИИ, ГРИБЫ, ЛИШАЙНИКИ. ЭЛЕМЕНТЫ ГЕОГРАФИИ РАСТЕНИЙ

Цели изучения

Уметь идентифицировать грибы и лишайники, основные таксоны флоры России и растительных сообществ средней полосы России

Знать закономерности развития, строения и распространения грибов, лишайников, цианобактерий, основные понятия географии растений

5.1. Модульная единица ЦИАНОБАКТЕРИИ, ГРИБЫ, ЛИШАЙНИКИ

Цели изучения

Уметь: идентифицировать грибы и лишайники

Знать: закономерности развития, строения и распространения грибов, лишайников, цианобактерий

Содержание обучения. Грибы: общая характеристика, систематическое положение, классификация. Значение грибов в природе и для человека. Классы зигомицеты и аскомицеты: общая характеристика, систематическое положение. Классы базидиомицеты и дейтеромицеты: систематическое положение, общая характеристика. Понятие об оомицетах, хитридиомицетах, миксомицетах, их систематическое положение и значение. Лишайники.

Цианобактерии, общая характеристика, значение в природе и народном хозяйстве


Основные источники информации

  1. Яковлев Г.П., Аверьянов Л.В. Ботаника для учителя. В 2 ч. Ч.2. М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1997, с. 25-50
  2. Хржановский В.Г., Пономаренко С.Ф. Ботаника. М.: Колос, 1998, 138-167


  3. Хржановский В.Г. Пономаренко С.Ф. Практикум по курсу общей ботаники. М.: Агропромиздат, 1990, с.180-182; 198-230


Дополнительные источники информации

  1. Жизнь растений / Под ред. А.Л.Тахтаджяна. Т. 1-6. М.: Просвещение, 1974-1982

  2. Рейвн П., Эверт Р., Айкхорн С. Современная ботаника. Т. 1,2. М.: Мир, 1990

  3. Еленевский А.Г., Соловьёва М.П., Тихомиров В.Н. Систематика высших, или наземных, растений. М.: Издательский центр «Академия», 2000

  4. Андреева И.И., Родман Л.С. Ботаника. М.: Колос, 1999


Материально-техническое оснащение

Таблицы

Компьютер, медиапроектор, слайды презентации


Внеаудиторная самостоятельная работа студента

Изучение источников информации

Виды учебной деятельности студента на лабораторных занятиях:

  • изучение постоянных микропрепаратов, демонстрационных препаратов

  • изучение учебных таблиц

  • выполнение рисунков и схем

Текущий контроль:

  • выполнение тестовых заданий

  • устный опрос



5.2. Модульная единица ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ ГЕОГРАФИИ РАСТЕНИЙ

Цели изучения

Уметь: идентифицировать основные таксоны флоры России и растительных сообществ средней полосы России

Знать: основные понятия географии растений


Содержание обучения. Общие понятия флористической географии, экологии растений, геоботаники, их значение для учёта запасов растительного сырья. Методы изучения фитоценозов


Основные источники информации

  1. Хржановский В.Г., Пономаренко С.Ф. Ботаника. М.: Колос, 1998, с. 333-352

  2. Хржановский В.Г. Пономаренко С.Ф. Практикум по курсу общей ботаники. М.: Агропромиздат, 1990
  3. Пономаренко С.Ф., Созонова Л.И. Летняя учебная практика по ботанике. М., Изд-во Российского университета дружбы народов, 2004



Дополнительные источники информации

  1. Жизнь растений / Под ред. А.Л.Тахтаджяна. Т. 1-6. М.: Просвещение, 1974-1982

  2. Рейвн П., Эверт Р., Айкхорн С. Современная ботаника. Т. 1,2. М.: Мир, 1990

  3. Еленевский А.Г., Соловьёва М.П., Тихомиров В.Н. Систематика высших, или наземных, растений. М.: Издательский центр «Академия», 2000

  4. Андреева И.И., Родман Л.С. Ботаника. М.: Колос, 1999


Материально-техническое оснащение

Таблицы

Компьютер, медиапроектор, слайды презентации


Внеаудиторная самостоятельная работа студента

Изучение источников информации

Текущий контроль:

  • выполнение тестовых заданий

  • устный опрос



Модуль 6 ЛЕТНЯЯ УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО БОТАНИКЕ

Цели изучения

Уметь: производить морфологический и биоморфологический анализ растений; составлять морфологические описания растений; составлять схемы строения растения и его частей на уровне морфологических признаков; составлять формулы цветков, читать диаграммы цветков; определять растения; писать и произносить латинские названия таксонов растений; составлять систематические списки растений с указанием латинских и русских названий таксонов; идентифицировать изуенные растения в природе, на рисунках и гербарных листах; гербаризировать растения

Знать:

латинские названия и характерные признаки не менее 60-ти видов семенных растений; методики: гербаризации растений, флористического и геоботанического обследования территории, описания и определения растений, составления систематических списков растений; основные понятия географии растений

Содержание обучения. Освоение методики гербаризации растений. Сбор, самостоятельное описание и определение растений различных семейств, изучение морфолого-анатомических диагнозов данных семейств, установление в них лекарственных растений. Рассмотрение растений, изученных на лекциях и лабораторных занятиях, в природе, закрепление полученных знаний. Знакомство с методикой флористического обследования территории. Знакомство с методикой изучения фитоценозов



Основные источники информации


  1. Яковлев Г.П., Аверьянов Л.В. Ботаника для учителя. В 2 ч. Ч.2. М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1997

  2. Хржановский В.Г., Пономаренко С.Ф. Ботаника. М.: Колос, 1998

  3. Хржановский В.Г. Пономаренко С.Ф. Практикум по курсу общей ботаники. М.: Агропромиздат, 1990

  4. Пономаренко С.Ф., Созонова Л.И. Летняя учебная практика по ботанике. М., Изд-во Российского университета дружбы народов, 2004

  5. Губанов И.А. и др. Определитель сосудистых растений центра Европейской России. М.: «Аргус», 1995


Дополнительные источники информации

  1. Жизнь растений / Под ред. А.Л.Тахтаджяна. Т. 1-6. М.: Просвещение, 1974-1982

  2. Рейвн П., Эверт Р., Айкхорн С. Современная ботаника. Т. 1,2. М.: Мир, 1990

  3. Еленевский А.Г., Соловьёва М.П., Тихомиров В.Н. Систематика высших, или наземных, растений. М.: Издательский центр «Академия», 2000

  4. Андреева И.И., Родман Л.С. Ботаника. М.: Колос, 1999


Материально-техническое оснащение

Таблицы

Стереомикроскопы

Лупы

Оборудование для гербаризации растений (ботанические прессы, бумага, копалки)


Внеаудиторная самостоятельная работа студента

Изучение источников информации

Виды учебной деятельности студента на практике:

  • самостоятельное описание и определение 50-ти растений

  • повторение растений, изученных на лабораторных занятиях, по гербарию

  • составление систематического списка изученных растений

  • освоение методик гербаризации растений, флористического и геоботанического обследования территории

  • заучивание латинских названий изученных растений

  • тренинг по идентификации изученных растений

Текущий контроль:


  • проверка документации по самостоятельному описанию и определению растений

  • проверка составленного студентом систематического списка изученных растений




  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ

РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ




мо-ду-

ля


Название модуля

Учебные часы

лек-

ции


лабора-

торные

занятия

курсо-

вая

рабо-

та

учеб-

ная

прак-

тика

кон-троль зна-

ний

1.

Введение в курс ботаники. Морфология вегетативных органов растений – 16 часов (0,4 кредита)

1.1.

Ботаника как наука и учебная дисциплина. Макросистема живых организмов Земли, система растений. Ботаническая номенклатура

1













1.2.

Общие понятия морфологии растений. Этапы онтогенеза семенного растения. Морфология основных вегетативных органов семенного растения и их систем. Влияние условий внешней среды на структуру растений, жизненные формы растений


2

6










1.3.

Метаморфизированные вегетативные органы растений

1

3













Рубежный контроль: тестовая контрольная, коллоквиум













3

2.

Строение растительной клетки - 18 часов (0,5 кредита)

2.1.

Устройство микроскопа. Общий план строения растительной клетки. Органеллы протопласта

1

6










2.2.

Производные протопласта. Деление растительной клетки. Жизненный цикл клетки

2

6













Рубежный контроль: тестовая контрольная, коллоквиум











3

3.

Ткани растений, анатомическое строение вегетативных органов растений – 38 часов

(1,1 кредита)

3.1.

Ткани растений

4

9













Рубежный контроль: тестовая контрольная, чтение анонимного микроскопического препарата













1

3.2.

Анатомическое строение корня

2

3










3.3.

Анатомическое строение стебля

2

6










3.4.

Анатомическое строение листа

1

3











Рубежный контроль: контрольная по

приготовлению и чтению анатомических препаратов, коллоквиум













5

3.5.

Курсовая работа







3







ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ – ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ - ЗАЧЁТ

4.

Систематика растений – 60 часов (1,7 кредита)

4.1.

Размножение и жизненные циклы растений

2













4.2.

Введение в систематику растений. Водоросли

2

3










4.3.

Высшие споровые растения

2

3










4.4.

Голосеменные растения

2

3













Рубежный контроль: тестовые контрольные работы (2), коллоквиум













3

4.5.

Покрытосеменные растения, жизненный цикл

2

12













Рубежный контроль: тестовая контрольная работа, коллоквиум













3

4.6.

Систематика покрытосеменных растений

6

14













Рубежный контроль: тестовая контрольная











3

5.

Цианобактерии, грибы, лишайники. Элементы географии растений – 12 часов (0,3кредита)

5.1.

Цианобактерии, грибы, лишайники

2

6













Рубежный контроль: коллоквиум













3

5.2.

Общие понятия географии растений

1













ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ - ЭКЗАМЕН

6.

Летняя учебная практика – 72 часа (2 кредита)

6.1.

Учебная практика










72




ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ - ЗАЧЁТ





Итого - 216 часов (6 кредитов)

35

83

3

72

24