litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 ... 5 6

Оглавление




Оглавление 1

Процесс научного творчества: основные термины и понятия 2

Понятия и термины, служащие для систематизации научных знаний
3

3. Атрибутивные понятия и термины, характеризующие конкретное научное исследование 5


6

4. Понятия и термины, характеризующие процесс проведения научного исследования
6


5. Термины и понятия, определяющие результат научного исследования 8


6. Термины и понятия, определяющие формы представления результатов научного исследования
9


7. Термины и понятия, описывающие практическую реализацию результатов научного исследования 11

Познание закономерностей научного творчества – основа успешной подготовки соискателя 14

Выбор темы диссертации 29

Определение 33



Процесс научного творчества: основные термины и понятия



Защита диссертации – это не только подтверждение глубоких профессиональных знаний соискателя в той конкретной области науки, в которой он работает, но и его способности методически обеспечить исследовательский процесс. Анализ аттестационных дел соискателей показывает, что, к сожалению, далеко не всегда уровень знаний соискателей в этом плане соответствует современным требованиям.

Основные понятия (термины), используемые при оформлении результатов научных исследований и их публичной защите, условно можно разделить на следующие группы:

  1. характеризующие процесс научного творчества в целом: наука, научная деятельность, научное знание, фундаментальные и прикладные научные исследования;

  2. служащие для систематизации научных знаний: отрасль науки; научная специальность, паспорт специальности;
  3. атрибутивные, характеризующие конкретное научное исследование, используемые для вычленения из множества других, определения направления этого исследования: решаемая проблема, цель и задачи научного исследования, тема, (разрабатываемая) гипотеза, предмет (объект) исследования;


  4. характеризующие процесс проведения научного исследования: эксперимент, метод, методика;

  5. определяющие результат научного исследования: закономерность, закон, постулаты, теория, научные положения и выводы;

  6. определяющие формы представления результатов научного исследования: научный отчет, диссертация, научная статья, научный доклад и тезисы доклада, изобретение, и т.п.;

  7. описывающие практическую реализацию результатов научного исследования: справка об использовании, акт о внедрении, промышленный образец, технология и т.п.


Понятия и термины, характеризующие процесс научного творчества в целом


Понятие наука - это достаточно емкий и сложный по спектру показателей и характеристик термин. В «Большой советской энциклопедии» указано, что «наука - это сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности, одна из форм общественного сознания». По другим определениям наука – это «система знаний о закономерностях и законах превращения одних форм материи в другие», «постоянный процесс порождения нового знания на базе уже имеющегося, … и система развивающегося знания, и творческая деятельность, обеспечивающая это развитие», «инструмент, с помощью которого человек реализует возможность познания и наиболее целесообразного освоения и преобразования окружающего мира».

Научная деятельность – «творческая деятельность, направленная на получение новых знаний о человеке, природе, обществе, искусственно созданных объектах и на использование научных знаний для разработки новых способов их применения».

Научное исследование – «один из видов познавательной деятельности, представляющий собой процесс выработки новых научных знаний». Это целенаправленное познание, комплекс логических построений и экспериментальных операций, выполненных в отношении объекта исследования для определения свойств объекта и закономерностей его поведения.


Продуктом научного исследования являются научные знания. Научные знания появляются лишь тогда, когда поставлена определенная цель, когда в результате применения соответствующие методов получены достоверные экспериментальные данные о рассматриваемых явлениях, систематизация и обработка которых позволила вскрыть закономерности, а также сделать логически обоснованные и аргументированные выводы и сформулировать новые научные положения.

В современной науке принято выделять два направления исследований: фундаментальные и прикладные научные исследования:


  • Фундаментальные научные исследования - это «теоретические и (или) экспериментальные исследования, направленные на получение новых знаний об основных закономерностях развития природы, человека, общества и искусственно созданных объектов» («на обнаружение и изучение основополагающих законов, объектов, явлений (процессов) и свойств природы, общества, мышления и техники». Итогом реализации фундаментальных исследований может быть не только открытие и описание новых, неизвестных ранее в науке законов, явлений или процессов, раскрытие механизмов и закономерностей их протекания, но и познание новых закономерностей, отталкиваясь от уже известных законов и явлений.
  • Прикладные научные исследования – «исследования, направленные на применение результатов фундаментальных научных исследований, достижение практических целей и решение конкретных задач». Они имеют своей целью вполне конкретное использование фундаментальных знаний в практической деятельности людей, обоснование путей использования возможных положительных результатов человечеством в практической деятельности или ограждение человека от отрицательных последствий в экстремальных условиях применения новых знаний. Характерной особенностью таких исследований является возможность прогнозирования с достаточно высокой вероятностью сроков реализации поставленной цели, конечных результатов и их экономической эффективности.


Промежуточными между этими двумя крайними формами являются фундаментально-прикладные исследования - «фундаментальные работы, как правило, крупного масштаба, комплексного характера, нацеленные на решение важнейших глобальных народнохозяйственных и социально-культурных проблем (например, проблем получения термоядерной энергии, сверхмощных лазеров … проблем борьбы со СПИДом ... и т.д.)». Они «хоть и направлены на достижение практических целей, однако на пути к ним лежат еще не познанные наукой явления, свойства и закономерности, что не позволяет точно предвидеть исход работ».

Характерной особенностью современного периода развития общества является то, что практические задачи по созданию новых веществ и материалов, выведению новых сортов растений и пород скота, обоснованию оптимальных вариантов производств, внедрению новых современных технологий, технологических линий, машин и оборудования, режимов их работы, конструкций рабочих органов отдельных видов техники невозможно без комплексного научного исследования, имеющего признаки фундаментальности. При этом временной период, разделяющий фундаментальные разработки и их практическую реализацию, резко сократился. То, что раньше осуществлялось в науке на протяжении нескольких лет, а иногда и десятилетий, сегодня в условиях ужесточения конкурентной борьбы за рынки сбыта занимает месяцы и гораздо реже - годы. Это приводит к постоянному формированию все новых и новых направлений в науке.

Понятия и термины, служащие для систематизации научных знаний



Отрасль науки – «отдельная область науки».

Отдельные направления объединяются в отрасль науки на основе общности объектов исследования. В словарях даются такие определения отдельных отраслей науки:

физика – наука о свойствах и строении материи, о формах ее движения и изменения, об общих закономерностях явлений природы;

математика - наука, изучающая величины, количественные отношения, а также пространственные формы;


химия – «наука о веществах, их составе, строении, свойствах и взаимных превращениях»;

биология - «комплекс наук о живой природе, о закономерностях органической жизни»;

геология – «наука о строении, составе истории земной коры, о методах изыскания полезных ископаемых»;

минералогия – наука о минералах («естественных неорганических химических веществах, входящих в состав земной коры и обычно служащих предметом добычи как полезное ископаемое»);

технические науки – «совокупность знаний…, служащих для создания материальных ценностей», экономика – «отрасль науки, которая изучает функциональные или отраслевые аспекты экономических отношений»;

философия – «наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления»;

филология – «совокупность наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве»;

география – «комплекс наук, изучающих поверхность Земли с ее природными условиями, распределение на ней населения, экономических ресурсов»;

юридические науки – «относящиеся к праву …, т.е. науки, изучающие совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе»;

педагогика – «наука о воспитании и обучении»;

медицина - «совокупность наук о болезнях, их лечении и предупреждении»;

фармацевтика (фармация) – «часть науки о лекарствах, занимающаяся изысканием, изготовлением, хранением и отпуском лекарственных средств»;

ветеринария – «наука о болезнях животных и их лечении», искусствоведение – «наука об искусствах»;

архитектура – «строительное искусство»;

психология – «наука, изучающая процессы и закономерности психической деятельности», социология – наука об обществе, отношениях в обществе»;


военная наука – система знаний об условиях возникновения и формах и способах ведения войны, об организации вооруженных сил и их применения в войне;

культурология – наука, изучающая «совокупность достижений человечества в производственном, умственном и общественном отношении»;

политические науки – наука о политических отношениях и деятельности людей, закономерностях развития политических систем, о сущности, формах и методах политической власти.

Конкретное научное исследование чаще всего реализуется в рамках одной отрасли науки, хотя случаи выполнения научного исследования на стыке двух и даже более отраслей науки не так уж редки и весьма плодотворны с позиций новизны полученных результатов.

Совокупность направлений исследования, близких по своим целям, методам получения новых знаний и их приложению, объединяются в научную специальность (исследовательскую специальность), которая в определяется как «устойчиво сформировавшаяся сфера исследований, включающая определенное количество исследовательских проблем по одной научной дисциплине, включая область ее применения». Научные специальности, по которым в республике присуждаются ученые степени, представлены в «Номенклатуре специальностей научных работников». Отнесение диссертационного исследования к той или иной специальности определяется основными научными результатами и положениями, выносимыми соискателем на защиту. Содержание диссертационного исследования может относиться и к двум смежным специальностям.

Для корректного отнесения результатов научных исследований к той или иной научной специальности следует руководствоваться паспортом специальности – документом, в котором сформулирован не только предмет, изучаемый в пределах каждой конкретной научной специальности, но и очерчена область исследования, а также сделаны разграничения со смежными и сопутствующими специальностями. Паспорт позволяет однозначно определить специальность (специальности), по которой выполнена работа. Научный труд (в частности, диссертация) относится к данной конкретной специальности, если новые результаты (защищаемые положения) относятся к области исследований, очерченной паспортом одной специальности данной отрасли науки. Новые результаты могут лежать в области, очерченной пересечением областей смежных специальностей, тогда научный труд (диссертация) представляется по этим пересекающимся смежным областям. В случае диссертационного исследования следует иметь в виду, что если положения, выносимые на защиту, полностью входят в область пересечения двух смежных специальностей, последовательность представления этих смежных специальностей в списке (на титульном листе диссертации и автореферата) может быть произвольной. Если хотя бы одна из смежных специальностей имеет приоритет по числу положений, выносимых на защиту, то именно эта специальность должна быть первая в списке.


следующая страница >>