litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 ... 7 8
Федеральное государственное образовательное учреждение


среднего профессионального образования

ОМСКИЙ КОЛЛЕДЖ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ





И.Б. Родина


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА


Учебно-методическое пособие


Омск, 2008


Рецензенты:

Костихина Н.М., к.п.н., профессор, зав. кафедрой социальной педагогики СибГУФК,

Попова О.В., к.п.н., преподаватель психолого-педагогических дисциплин ФГОУ СПО «ОмКПТ».


Психолого-педагогическая практика. Учебно-методическое пособие //Автор-составитель: Родина И.Б., заведующая педагогической практикой ФГОУ СПО ОмКПТ-Омск: ФГОУ СПО «ОмКПТ», 2008. - с.104.


В пособии представлены материалы, необходимые для проведения психолого-педагогической практики по специальностям 050720 «Учитель физической культуры», 050710 «Педагогика дополнительного образования».

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов педагогического отделения колледжа, преподавателей-методистов и руководителей практики, а также для преподавателей психолого-педагогических дисциплин.


Содержание



  1. Введение.............................................................................................................4

  2. Организация педагогической практики..........................................................5

  3. Функциональные обязанности руководителей педагогической практики..9

  4. Обязанности студента-практиканта..............................................................10

  5. Требования к уровню выполнения содержания практики..........................11

  6. Контроль работы практикантов и отчетность..............................................12
  7. План - программа психолого-педагогической практики.............................14


  8. Технология работы классного руководителя...............................................16

  9. Психолого-педагогическое изучение коллектива класса и личности учащегося.........................................................................................................22

  10. Словарь базовых понятий...............................................................................55

  11. Учебно-методическое обеспечение практики..............................................57

Приложения:

Приложение 1. Образец дневника психолого-педагогической практики.......59

Приложение 2. Сведения о руководителях психолого-педагогической практики................................................................................................................60

Приложение 6. Вопросы для интервью с классным руководителем..............66

Приложение 3. Расписание индивидуальных консультаций...........................61

Приложение 4. Информационная карта базового образовательного учреждения............................................................................................................62

Приложение 5. Расписание звонков и уроков...................................................65

Приложение 7. Индивидуальный календарный план прохождения психолого-педагогической практики.................................................................67

Приложение 8. Примерная схема изучения и составления психолого-педагогической характеристики личности ученика..........................................70

Приложение 9. Примерная схема изучения и составления психолого-педагогической характеристики коллектива класса........................................72

Приложение 10. Схема анализа классного часа...............................................74

Приложение 11. Схема анализа коллективной творческой деятельности....76


Приложение 12. План-конспект коллективного творческого дела.............78

Приложение 13. Примерная схема отчета студента о психолого-педагогической практике.....................................................................................80

Приложение 14. Примерная схема отчета преподавателя о психолого-педагогической практике студентов...................................................................81

Приложение 15. Параметры оценивания студентов по результатам практики................................................................................................................83

Приложение 16. Характеристика студента........................................................84

Приложение 17. Рефлексия.................................................................................86

Приложение 18. Сводная ведомость оценивания деятельности студентов...88

Приложение 19. Анкета по итогам практики....................................................90

Приложение 20. Диагностика готовности студентов к педагогической деятельности.........................................................................................................92

ВВЕДЕНИЕ

Практика студентов является составной частью основной программы среднего профессионального образования. Педагогическая практика, обеспечивая системно-деятельностный подход подготовки студентов, направлена на развитие профессиональной компетентности будущего учителя, формирование целостных представлений о современном учебно-воспитательном процессе.

В профессиональной подготовке студентов значимое место занимает психолого-педагогическая практика, цель которой связана с применением в сфере педагогической деятельности знаний и умений, сформированных в процессе изучения дисциплин психолого-педагогической подготовки.

Данные требования предполагают сформированность у студента следующего ряда профессиональных умений:


- проектировать и организовывать воспитательную работу с младшими школьниками;

- использовать на практике диагностические методики;

- развивать навыки конструктивного диалога и общения со всеми субъектами образовательного процесса;

Представленные в пособии материалы позволяют обеспечить психолого-педагогическую практику и будут полезны в использовании как для студентов и методистов-преподавателей, организующих психолого-педагогическую практику, так для преподавателей педагогики и психологии.

Студенты при наличии пособия могут иметь весь набор документации, необходимый для прохождения психолого-педагогической практики. Преподаватели-методисты с опорой на материал пособия могут проводить необходимую подготовку студента к непосредственной практической деятельности с младшими школьниками. Преподаватели педагогики и психологии могут использовать предлагаемые в пособии задания как опору в анализе различных сторон психолого-педагогического процесса, а полученные студентами в ходе данного анализа материалы - для иллюстрации теоретических позиций или для диагностики теоретических знаний студентов.

Для психолого-педагогического исследования классного коллектива и личности учащегося отобраны достаточно простые для проведения, несложные для детей, легкие в обработке психодиагностические методики. Материал подобран в соответствии с основными темами теоретического курса психологии и позволяет проиллюстрировать психологические закономерности развития детей младшего школьного возраста.

Важным моментом в использовании данного вида практической работы является то, что в ходе проведения заданий с детьми студенты отрабатывают умения, необходимые для индивидуального взаимодействия с младшими школьниками. В условиях образовательного учреждения студенты учатся проводить наблюдение, выделять яркие и характерные реакции учащихся, фиксировать выявленные особенности, анализировать их и формулировать вывод относительно соответствия выявленных особенностей возрастным нормам психического развития.


Материалы, представленные в пособии, апробированы в работе колледжа на протяжении 2002-2007годов, постоянно пополняются в соответствии с современными требованиями к подготовке студентов.


1. Организация психолого-педагогической практики

В соответствии с учебным планом практика проводится в шестом семестре на третьем курсе, длительностью 3 недели, продолжительность рабочего дня студентов составляет 6 часов (ст.92 ТК РФ; приказ Министерства образования РФ от 25.03.2003 № 1154). Данный вид практики может быть соединен с педпрактикой по внеучебной воспитательной работе. При прохождении практики группа может делиться на подгруппы не менее 5,6 человек

Руководство психолого-педагогической практикой осуществляют заведующий педагогической практикой колледжа, групповые руководители (преподаватели педагогики, психологии, частных методик), а также педагоги базовых образовательных учреждений.

Права и обязанности всех участников практики конкретизированы Положением о порядке проведения практики студентов Ом ГКПТ.

Практика организуется в форме выполнения практических заданий студентами под руководством групповых руководителей из числа преподавателей колледжа и руководителей практики от образовательного учреждения.

По окончании практики, студенты, в установленный срок, предусмотренный программой практики, сдают на проверку отчетную документацию, защищают ее при собеседовании. По результатам психолого-педагогической практики студентам выставляют оценку.

Базой практики являются средние образовательные учреждения разных типов (школы, гимназии, лицеи), а также учреждения дополнительного образования детей.

Студентам во время практики необходимо быть готовыми к реальной педагогической деятельности, где им придется выполнять все функции классного руководителя.


Цель и задачи педагогической практики

Основная цель - приобретение и осознание студентами опыта педагогической деятельности при выполнении функции классного руководителя.


Перед студентами во время педагогической практики стоят следующие задачи:


  • познакомиться со структурой и содержанием образовательного процесса в школе, с особенностями работы учителей-предметников, классного руководителя;

  • освоить педагогические формы индивидуального взаимодействия с учениками, научиться самостоятельно и творчески применять знания и способы деятельности, которые осваивались при изучении специальных и психолого-педагогических дисциплин;

  • научиться проектировать, проводить и анализировать различные виды внеучебных занятий, использовать наиболее эффективные методы воспитания и развития;

  • приобрести начальный опыт ведения исследовательской работы по изучению возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, формированию условий развития его личности;

  • ознакомиться с опытом учителей, опробовать наиболее эффективные из применяемых ими приемов и методов воспитания;

  • получить навыки индивидуальной работы с учащимися и их родителями.


Деятельность студентов в школе


В первый день пребывания в школе студенты встречаются с администрацией-директором или его заместителем. Проводится беседа о школе, ее специфике, целях структуре, традициях, задачах педагогического коллектива. Затем студенты распределяются по классам, знакомятся с классными руководителями, учителями-предметниками, оборудованием и оформлением учебных кабинетов. Изучается школьная документация: устав и образовательная программа школы, планы работы школы, расписание уроков, классные журналы, планы классного руководителя, личные дела учащихся, компьютерная база данных, школьный веб-сайт.

Первый и второй день практики носит ознакомительный характер, предполагающий активную деятельность студентов. В первую неделю каждый студент посещает уроки учителей по всем предметам в закрепленном классе. Обычно учителя предупреждаются администрацией о том, в каких классах проводится педпрактика; в любом случае студенту необходимо заранее спрашивать у учителя разрешение присутствовать на его уроке. Лучше это делать не прямо перед уроком, а за день до его проведения.


Во время посещений занятий важно изучить специфику учащихся, запомнить их имена. Полезно нарисовать схему расположения учеников за партами в классе, чтобы уверенно обращаться к ним в процессе общения.

Присутствуя на уроках, студент проводит наблюдение, делает записи и анализ по соответствующей форме.

В школе студенты придерживаются правил внутреннего распорядка, выполняют распоряжения директора и его заместителей, руководителей практики.

Студенты участвуют во всех мероприятиях проводимых в начальной школе и в своих классах: педагогических советах, заседаниях методических секций, коллективных творческих делах, родительских собраниях.


Дневник практики и индивидуальный план

Результаты повседневной работы студента находят отражение в психолого-педагогическом дневнике. В дневник заносятся планы учебной, воспитательной, исследовательской работы студента, задачи на последующие дни практики, результаты наблюдений за учащимися, анализ воспитательных мероприятий. Дневник должен находиться у студента и при необходимости предъявляться преподавателю практики, классному руководителю. В конце педпрактики дневник сдается на проверку руководителю практики.

Первая страница: указываются название колледжа, фамилия, имя, отчество студента (ки), отделение, курс, группа. В левом нижнем углу делается надпись «К практике допущен(а)», ставится печать и подпись группового руководителя.

Вторая и следующие страницы дневника:

- цель и задачи практики;

- сведения о руководителях педагогической практики: зав. педагогической практикой, групповой руководитель практики, методист педагогического отделения, преподаватель педагогики, преподаватель психологии, руководитель практики от базового образовательного учреждения (Ф.И.О., контактный телефон);

- расписание индивидуальных консультаций;

- план-программа прохождения практики.

- общие сведения о школе и классе (информационная карта образовательного учреждения);

- список учащихся класса с фамилиями, именами и местом для примечаний

- расписание звонков и уроков;

На других страницах дневника записываются:

- индивидуальный календарный план работы студента;

- задания по психолого-педагогическому изучению коллектива класса и личности учащегося;

-описание хода наблюдения воспитанности учащихся во внешнеповеденческом аспекте;

- результаты проведенного исследования;

- протокол наблюдения классного часа, проведенного классным руководителем и студентом-коллегой;

- план-конспект коллективного творческого дела;

- анализ обсуждения собственного КТД;

- иные формы работы с учетом плана работы классного руководителя на период практики.


В течение первой недели составляется и согласовывается с классным руководителем и преподавателем практики индивидуальный календарный план студента на весь период практики. В нем планируется:

1) воспитательная работа в классе, индивидуальные формы занятий с учащимися;

2) психолого-педагогическое изучение коллектива класса и личности учащегося;

3) научно-методическая работа студента, формы и сроки отчета о ней (реферат, выступление на школьном педсовете, выступление на итоговой конференции по педпрактике, глава для курсовой или дипломной работы).

Составленный план записывается в психолого-педагогический дневник. На основании плана-программы определяется содержание деятельности студента на каждую неделю педпрактики. Еженедельные планы утверждаются классным руководителем и преподавателем практики от колледжа.

В конце каждой недели проводится собрание студентов вместе с их руководителем, на котором каждый практикант излагает результаты своего индивидуального плана, рефлексивно анализирует свою деятельность, ставит на обсуждение проблемы, предлагает пути их решения.



2. Функциональные обязанности участников педагогической практики

Функциональные обязанности группового руководителя (преподавателя практики).

Знакомится с программно-методической документацией по виду практики;


  1. Участвует в проведении установочной конференции;

  2. Проводит организационный семинар, где уточняются:

- списки студентов;

- сроки проведения практики;

- консультационные дни;

- количество часов ежедневной нагрузки

  1. Способствует своевременному предоставлению документов базовому образовательному учреждению, необходимых для практики студентов;

  2. Корректирует индивидуальный план работы студентов в зависимости от специфики образовательного учреждения.

  3. Оказывает помощь студентам в подготовке и проведении образовательных и досуговых занятий, проводимых студентами, наблюдает и оценивает их совместно с педагогами и другими специалистами базовых учреждений.

  4. Осуществляет инструктаж педагогов, воспитателей и других специалистов, привлекаемых для работы с практикантами.

  5. Обеспечивает студентам право пользоваться методическими материалами, документацией, литературой имеющейся в учреждении при подготовке и выполнении заданий практики.

9.Принимает участие в итоговой конференции по педагогической практике в колледже, а также присутствует на совещаниях, проводимых руководителем базового образовательного учреждения.

10.Участвует в проведении зачета по практике, совместно с преподавателями педагогики и психологии, педагогическими работниками образовательных учреждений составляет отзыв – характеристику и выставляет итоговую оценку деятельности практикантов.

11.Обеспечивает социально-правовую защиту студентов во время пребывания их на практике.

12. Анализирует документацию, представленную студентами, составляет отчет по итогам практики и предоставляет их заведующему педагогической практикой.



13. Составляет табель учета рабочего времени сотрудника образовательного учреждения.

14. Заполняет журнал учета педагогической практики.


Функциональные обязанности руководителя педагогической практики студентов от базового образовательного учреждения


Групповой руководитель от базового образовательного учреждения выполняет следующие функции:


  1. Получает от руководителя практики колледжа программу практики, учебно-методическую документацию по практике, знакомится с ней.

  2. Заключает трудовой договор с колледжем о руково­дстве практикой студентов в установленные сроки и о соответствую­щем финансировании работы.

  3. Участвует в проведении установочной конференции в колледже.

  4. Проводит организационный семинар со студентами, где уточняются:

  • списки студентов;

  • сроки проведения практики;

  • консультационные и выходные дни;

  • ежедневный рабочий режим каждого студента.

  1. Знакомит студентов с педагогическим коллективом образовательного учреждения.

  2. Корректирует индивидуальный план работы каждого студента в зависи­мости от специфики базового учреждения.

  3. Оказывает помощь студентам в подготовке и проведении занятий.

  4. Проводит со студентами консультации по всем вопросам, возникаю­щим в ходе практики.

  5. Проводит отдельные показательные занятия.

  6. Проверяет конспекты предстоящих занятий и дает согласие на их прове­дение.

  7. Присутствует на занятиях, анализирует их и выставляет оценки.

  8. Знакомит практикантов с документацией (Программой, журналом, ка­лендарно-тематическими планами воспитательно-образовательной работы).
  9. Обеспечивает студентам право пользоваться методическими материа­лами, документацией, литературой, имеющейся в учреждении при подготовке и выполнении заданий практики.


  10. Составляет отзыв-характеристику на каждого студента.

15.Принимает участие в итоговой конференции.

3. Обязанности студента-практиканта

1. Принимает участие в работе установочной и итоговой конференции в колледже, малого педагогического совета в базовом образовательном учреждении.

2. Соблюдает график работы, утвержденный групповым руководителем, и присутствует на практике ежедневно в течение 6 часов, своевременно извещает группового руководителя о причинах отсутствия на практике.

3. Под руководством группового руководителя составляет индивидуальный план практики.

4. Организует свою деятельность в соответствии с требованиями Устава базового образовательного учреждения. Подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка. соблюдает инструкции, распоряжения администрации учреждения и руководителей практики.

5. Выполняет все задания, предусмотренные программой практики, тщательно готовиться к своей работе.

6. Изучает специальную педагогическую, методическую, психологическую литературу, рекомендованную по данному виду практики.

  1. Участвует в групповых семинарах, тренингах, консультациях проводимых в процессе практики.

  2. Своевременно оформляет и представляет отчетную документацию (первые три дня учебных занятий по окончанию педагогической практики).

  3. Проводит самоанализ уровня практических умений.

  4. Высказывает предложения по организации, совершенствованию практической подготовки.

  5. В случае невыполнения требований, предъявляемых к практиканту, он может быть отстранен от практики.
  6. В случае изменения сроков прохождения практики (по уважительной причине) студент должен в двухдневный срок поставить в известность преподавателя практики от колледжа, группового руководителя практикой от базового учреждения и заведующего педпрактикой, а также подтвердить причину документально.


  7. Решение о продлении сроков практики или повторном ее прохождении принимает заведующий педагогическим отделением.



4.Требования к уровню выполнения содержания практики.

Перед выходом на психолого-педагогическую практику студенты должны знать: методы оценки воспитанности учащихся во внешнеповеденческом аспекте; методы исследования межличностных отношений; методы выявления ценностных ориентаций и мотивов учебной деятельности учащихся; методы исследования самооценки личности и эмоционально-волевой сферы учащегося; методы исследования индивидуально-типологических особенностей личности.


В процессе психолого-педагогической практики студенты должны овладеть следующими умениями:

гностическими:

-обновлять знания о психофизиологических закономерностях развития детей дошкольного и младшего школьного возраста;

- добывать новые знания, необходимые для решения непредвиденных задач в конкретных профессиональных ситуациях.

проектировочно-прогностическими:

- прогнозировать развитие и воспитанность подростка, возможные трудности, результат определенных педагогических воздействий;

- определять уровень воспитанности учащихся, планировать методы и формы воспитательной работы с учетом полученных данных и условий образовательной среды;

- составлять психолого-педагогическую характеристику группы и личности ученика на основе использования комплекса научных методов.

конструктивными:

- проводить в доступных формах исследования, связанные с изучением развития личностных качеств учащегося и учебной группы.

диагностическими:

- умение точно и полно фиксировать наблюдаемые явления, сравнивать, сопоставлять полученные данные;

- формулировать выводы, делать обобщения;

- аналитическими:

- анализировать и оценивать полученные результаты с позиций их соответствия замыслу и условиям;


- рефлексивно оценивать свою деятельность.

организаторскими:

- организовывать собственную деятельность;

- владеть методикой организации и проведения исследования.

коммуникативными:

- устанавливать контакт с учебной группой, с каждым учащимся, педагогическим коллективом;

- целенаправленно организовывать общение и управлять им.


5. Контроль работы практикантов и отчетность

Для оценки результатов педагогической практики используются следующие методы:

- наблюдение за студентами в процессе работы и анализ качества отдельных видов работы;

- анализ отчетной документации студентов;

- анкетирование студентов по подготовленности к практической деятельности.

Учет и оценку деятельности осуществляют групповые руководители практики.

Деятельность практикантов оценивается с учетом эффективности самостоятельной работы, творческого подхода к практике, уровня аналитической и рефлексивной деятельности, качества отчетной документации и трудовой дисциплины.
Для получения положительной оценки студент должен полностью выполнить программу психолого-педагогической практики, своевременно сдать групповому руководителю отчетную документацию, подготовленную в процессе практики, защитить ее при собеседовании.
В отчетной документации студента по психолого-педагогической практике

должны быть представлены следующие документы:

1. Информационная карта базового образовательного учреждения.

2. Расписание уроков в закрепленном классе.

3. Протокол беседы с заместителем директора по воспитательной работе.

4. План воспитательной работы школы.

5. Анализ плана воспитательной работы классного руководителя на текущий учебный год.

6. План воспитательной работы в закрепленном классе на период практики.

7. Сведения об учащихся класса. Диагностическая карта.


8. Оценка воспитанности учащихся во внешнеповеденческом аспекте.

9. Мини-сочинение «Мои впечатления о первом дне практики в школе».

10. Протокол интервью с классным руководителем.

11. Результаты психолого-педагогического исследования личности ребенка и коллектива учащихся.

12. Разработка коллективного творческого дела.

13.Протокол наблюдения классного часа, проведенного классным руководителем.

14. Анализ воспитательного мероприятия, проведенного коллегой- практикантом.

15.Психолого-педагогическая характеристика на личность исследуемого учащегося.

16. Характеристика на коллектив учащихся в закрепленном классе.

17. Отчет практиканта о проделанной работе с выводами и предложениями.

18. Рефлексия.

19.Отзыв-характеристика на студента, заверенная подписями руководителя практики от колледжа и базового учреждения печатью.


Критерии к выставлению итоговой оценки по психолого-педагогической практике.


Отметка «отлично» выставляется студенту, который самостоятельно проводит работу с учащимися: определяет цели и ведущие воспитательные задачи; целесообразно выбирает формы воспитательной работы и способы организации деятельности учащихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, специфики работы детских коллективов, учитывает уровень подготовленности, развития, воспитанности учащихся, анализирует воспитательную работу. Обладает организаторскими способностями широтой кругозора и эрудицией, умением использовать идей педагогов-новаторов.

Отметка «хорошо» ставится студенту, который полностью выполнил намеченную на период психолого-педагогической практики программу, проявил умения, опираясь на теоретические знания изученных дисциплин, определять и решать задачи исследовательской, учебно-воспитательной работы, но допускал незначительные ошибки в определении целей и выборе методов воспитания, затрудняется в решении педагогических задач.


Отметка «удовлетворительно» ставится студенту, который выполнил в основном программу психолого-педагогической практики, однако, не обнаружил глубоких теоретических знаний, не в полной мере овладел умением их применять, допускал ошибки в планировании и проведении отдельных видов работ.

Отметка «неудовлетворительно» выставляется студенту, который не выполнил основных заданий психолого-педагогической практики, имеет слабые теоретические знания, и не овладел умениями ставить и решать конкретные исследовательские и учебно-воспитательные задачи, не научился устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с учащимися и педагогами.



следующая страница >>