litceysel.ru
добавить свой файл
1
КУБАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ



"СОГЛАСОВАНО" "УТВЕРЖДАЮ"

Декан факультета Проректор по УР

оздоровительной физической Директор ИЗДО

культуры профессор

к.м.н., профессор

______________Ахромова А.Г. _________Золотарев А.П.


Утверждена на заседании

кафедры ФОТ, ЛФК и

массажа

Протокол № от

"___"____________2001

Зав.кафедрой

ФОТ, ЛФК и массажа,

к.м.н., профессор

___________Осик В.И.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(специальность 022300 "Физическая культура и спорт"

по дисциплине "Теория и история ИВС )

Институт заочного и дистанционного обучения

Кафедра ФОТ, ЛФК и массажа

Курс 1

Семестр 1 - 2

Лекции 20 часов

Семинарско-практические занятия 20 часов

Зачет 2 семестр

Всего часов 40 часов


Рабочая программа

составлена на основании

гос.типовой программы

ст.преподавателем

____________ Лызарем О.Г.


Краснодар, 2001


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель курса - содействовать формированию профессионально-технических знаний, умений, навыков; воспитанию у студентов устойчивого интереса к профессии, содействовать выработке творческого подхода к методической и организационной работе.

Задачи курса:

1. Освоить теоретический материал в соответствии с программой курса.

2. Приобрести практические навыки организации занятий оздоровительной направленности с различным контингентом занимающихся.

Знать:

- Место и значение "Валеологии" и "ОФТ" в системе физического воспитания.

- Общие основы теории "ОФТ"

- Формы и методы организации и проведения занятий оздоровительной направленности.

- Структуру учебно-тренировочного занятия оздоровительной направленности.


- Методику проведения занятий оздоровительной направленности с использованием традиционных и нетрадиционных средств физической культуры.

- Комплексы ОРУ и специальной разминки.

- Основы ЗОЖ. Понятие здоровья, его составляющие и факторы его определяющие.

Уметь:

- Проводить части занятий оздоровительной направленности.

- Формировать педагогические задачи занятий оздоровительной направленности.

- Составлять конспекты ОРУ.

- Самостоятельно проводить части учебно-тренировочного занятия оздоровительной направленности.

- Проводить подготовительную часть занятий оздоровительной направленности с использованием традиционных и нетрадиционных средств физической культуры.

- Подготавливать места проведения занятий, инвентарь и оборудования.

- Самостоятельно отбирать, анализировать, обрабатывать необходимую информацию.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Тематика занятий

Количество часов







Всего

Лекции

Сем.

Практ.

1.

Введение в профессию

2

2







2

Физическая культура и здоровый образ жизни


6

4

2




3

Здоровье, факторы его определяющие. Основные компоненты здоровья

4

2

2




4

Структура и содержание тренировочного занятия оздоровительной направленности

4

2

2




5

Средства оздоровительной физической культуры

2

2







6

Особенности двигательной активности в различных группах населения.

2

2







7

Формы и методы организации занимающихся в различных группах населения

4

2

2

2




Итого:

26

16

8

2




СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ



Тематика и планы занятий

Вид

зан.


Объем

зан.


Лит-ра

1

Введение в профессию

План:


-предмет и задачи преподавания курса;

-общие требования к специалисту;

-самообразование студента.


Л

2




2

ФК и ЗОЖ

План:

-сущность понятия ЗОЖ;

- компоненты ЗОЖ;

- определение ЗОЖ;

- специфика ЗОЖ;

- принципы ЗОЖ;

-валеологизация структурной деятельности.


Л


Л

2


2

5,19,20,21,

23,25

3

Здоровье и факторы его определяющие. Основные компоненты здоровья.

Двигательная активность.

План:

-физическая активность - фактор жизни;

-биологическая природа двигательной активности.


Влияние движений на здоровье человека.

План:

-теория

И. А. Аршавского;


-концепция "Энергетическое правило скелетной мышцы".


Л


Л



2


2



1,27,29,30

4

Влияние сознания на здоровье.

План:

- стресс и его влияние на здоровье человека;

- эмоции и здоровье;

-двигательная активность как фактор повышения стрессовой устойчивости.


Структура и содержание учебно-тренировочного занятия оздоровительной направленности.

План:

- структура УТЗ оздоровительной направленности;

- схема плана-конспекта УТЗ;

- понятие физической нагрузки;

- понятие объема, интенсивности, продолжительности нагрузки и т. д.


Л


Л

2


2

6, 17

5

Средства ОФК.

Традиционные средства ОФК.

Нетрадиционные средства ОФК.

План:

-методические особенности занятий оздоровительной ходьбой;

-методические особенности занятий оздоровительным бегом;

-методические особенности занятий с использованием плавания как средства оздоровления;

-методические особенности занятий ОФК с использованием различных разновидностей гимнастики;

-методические особенности занятий с использованием восточных систем оздоровления.



Л

2

7, 11, 13, 16

6


Особенности двигательной активности в различных группах населения.

План:

- средства ФК, используемые в различных возрастных группах населения;

- формы занятий ФК для различных возрастных групп.


Л

2

17

7

Формы и методы организации занятий оздоровительной направленности в различных группах населения.

План:

- составление и проведение подготовительной части тренировочного занятия оздоровительной направленности;

- составление и проведение комплексов ОРУ с предметами и без предметов;

- особенности занятий оздоровительной направленности в различных возрастных группах.


Л

2







Итого:




20 часов






СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ



Содержание

Вид

занятий

Часы

Лит-ра

1

ФК и ЗОЖ.

План:

- определение ЗОЖ;

- специфика ЗОЖ;

- принципы ЗОЖ;


- валеология.



С

2

5, 19, 20, 21, 23, 25

2

Здоровье и его составляющие.

План:

-физическая активность- фактор жизни;

- биологическая природа двигательной активности.


С

2

1, 27, 29, 30

3

Структура и содержание учебно-тренировочного занятия оздоровительной направленности.

План:

- структура УТЗ;

-схема плана-конспекта УТЗ;

- понятие физической нагрузки;

- понятие объема, интенсивности, продолжительности нагрузки и т. д.


С

2

6, 17

4

Средства ОФК.

Традиционные средства ОФК.

Нетрадиционные средства ОФК.

План:

-методические особенности занятий оздоровительной ходьбой;

-методические особенности занятий оздоровительным бегом;

-методические особенности занятий с использованием плавания;

-методические особенности занятий ОФК с использованием различных разновидностей гимнастики;

-методические особенности занятий с использованием восточных систем оздоровления.



С

2

7, 11, 13, 16

5

Формы и методы организации занятий оздоровительной направленности в различных группах населения.


План:

- составление и проведение подготовительной части тренировочного занятия оздоровительной направленности;

- составление и проведение комплексов ОРУ с предметами и без предметов;

- особенности занятий оздоровительной направленности в различных возрастных группах.



С

2



Составить и записать в тетрадь комплексы ОРУ (с предметами и без предметов).




Итого:




10 часов






СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ



Содержание

Вид

занятия

Часы

Лит-ра




Формы, методы и организация занятий оздоровительной направленности.

План:

- составление и проведение подготовительной части тренировочного занятия оздоровительной направленности;

- составление и проведение комплексов ОРУ с предметами и без предметов;

- особенности занятий оздоровительной направленности с учетом возраста занимающихся;

- выполнение упражнений на занятии аэробной направленности (выносливость);

- выполнение упражнений на занятии анаэробной и смешанной направленности (силовые, скоростно-силовые и с акцентом на развитии гибкости).



П



2


2


2


2


2









Итого:




10 часов





ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Валеология. Предмет и содержание.

2. ЗОЖ и его составляющие.

3. Двигательная активность и здоровье.

4. Принципы ЗОЖ.

5. Взаимосвязь питания и здоровья.

6. Взаимосвязь сознания и здоровья.

7. Структура и содержание ОФТ.

8. Параметры ОФТ.

9. Понятие контроля и самоконтроля.

10. Понятие нагрузки, объема и интенсивности ОФТ.

11. Перечислить показатели физического развития и физической подготовленности.

12. Субъективные и объективные показатели оценки реакции организма человека на тренировочные нагрузки.


ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ,

рекомендованных для студентов специализации "ФОТ ".

1. Организация, содержание и методика проведения занятий в группах здоровья.

2. Организация занятий в группах женской гимнастики.

3. Организация физкультурно-оздоровительной работы в детских оздоровительных лагерях.

4. Массовая физкультурно-оздоровительная работа, проводимая в учреждениях любого профиля.

5.Опыт внедрения оздоровительно-профилактической гимнастики для различных профессиональных групп.

6. Оздоровительная эффективность занятий производственной гимнастикой групп различных профессий.


7. Оздоровительная эффективность использования различных форм массовой физической культуры на предприятиях.

8. Методика групповых занятий физическими упражнениями с женщинами среднего возраста.

9. Методика групповых занятий упражнениями с людьми пожилого возраста.

10. Особенности содержания и влияния комплексных занятий в группах здоровья.

11. Система закаливания и ее роль в профилактике заболеваний и повышении производительности труда.

12. Система самостоятельных занятий оздоровительным бегом в зависимости от пола, возраста, физической подготовленности и их влияние на физическое состояние организма.

13. Сравнительная оценка влияния занятий различными физическими упражнениями на занимающихся в группах здоровья.

14. Дифференцированный подбор двигательной активности в зависимости от состояния здоровья.

15. Формирование интереса, ценностного отношения и установки к занятиям физической культурой у женщин 30-40 лет.

16. Оптимизация двигательного режима отдыхающих на оздоровительных базах.

17. Оптимизация двигательного режима в условиях санатория-профилактория.

18. Динамика физических качеств у женщин 30-40, 49-50 лет и старше.

19. Динамика показателей физической подготовленности занимающихся в группах здоровья в зависимости от возраста.

20. Основные факторы, обуславливающие вовлечение населения в занятиях физической культурой и спортом.

21. Использование ритмической, атлетической гимнастики, ушу, шейпинга и других в работе ФОГ.

22. Фитотерапия как средство оздоровления людей различного возраста.

23. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ и других учебных заведениях.

24. Методика занятий ОФК для лиц, имеющих отклонения в состоянии здоровья.

25. Методика занятий коррегирующей гимнастикой.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Амосов Н. М., Бендет Я. А. Физическая активность и сердце. – Киев, «Здоровье», 1994.


  2. Аршавский И. А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. – М., «Наука», 1981.

  3. Апанасенко Г. Л. Эволюция биоэнергетики и здоровья человека. – СПб МГП «Мегаполис», 1992.

  4. Бальсевич В. К. ФК для всех и для каждого. – М., ФиС, 1986.

  5. Брехман И. И. Валеология – наука о здоровье. – М., ФиС, 1990.

  6. Вайнбаум Я. С. Дозирование физических нагрузок школьников. – М., «Просвещение», 1991.

  7. Виру А. А., Юримяэ Т. Э., Смирнова Т. А. Аэробные упражнения.- М., ФиС, 1988.

  8. Годик М. А., Барамидзе А. М., Киселева Т. Г. Стретчинг. – М., Сов. спорт, 1991.

  9. Дворкин Л. С., Младинов К. И. Силовая подготовка юных атлетов.- Екатеринбург, изд-во Уральского университета, 1992.

  10. Джанарадж Х. Влияние упражнений йоги на здоровье и физическое развитие. - // Спорт в современном обществе. М., 1980.

  11. Зациорский В. М. Секреты оздоровительного бега. - // Легкая атлетика, 1983, № 12, с. 19-20.

  12. Зуев Е. И. Волшебная сила растяжки. – М., Сов. спорт, 1990.

  13. Илларионов Н. С. Психология оздоровительного бега. // Легкая атлетика.

  14. Кожин В. И. Самостоятельная физическая подготовка учащихся и студентов. – Р/Д, изд-во Ростовского университета, 1993, с. 32-37.

  15. Костюков В. В. Научная концепция использования спортивных игр при организации оздоровления населения различного возраста. - // Теория и практика ФК, 1994, № 1, с. 23-25.

  16. Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия. – М., ФиС, 1989.

  17. Матвеев Л. П. Теория и методика ФК: учебник для ИФК. – М., ФиС, 1991.

  18. Матов В. В. Ритмическая гимнастика. - // Теория и практика ФК, 1993, № 1, с. 29-31.

  19. Мерзляков Ю. А. Путь к долголетию. – Минск, ППК «Белфакс», 1994.
  20. Мильнер Е. Г. Формула жизни. – М., ФиС, 1991.


  21. Муравов И. В. Оздоровительные эффекты ФК и спорта. – Киев, «Здоровье», 1989.

  22. Лисицкая Т. С. Ритмическая гимнастика: методические особенности и физиологические воздействия. – Сб. статей, вып. 1, М., ФиС, 1985.

  23. Лисицын Ю. П. Образ жизни и здоровье человека. – М., «Знание», 1982, с. 40.

  24. Неверович В. К. Йога и психотерапия. – Материалы конференции «Йога»: проблемы оздоровления и самосовершенствования, М., 1990.

  25. Осик В. И. Валеология. – Краснодар, 1997.

  26. Осик В. И. Валеология в школе. – Краснодар, 1997.

  27. Фомин Н. А., Вавилов Ю. Н. Физиологические основы двигательной активности. – М., ФиС, 1991.

  28. Фохтин В. Г. Атлетическая гимнастика без снарядов. – М., ФиС,1990.

  29. Хутиев Т. В. Сохрани сердце здоровым. – Краснодарское книжное издательство, 1989.

  30. Шаталова Г. Формула здоровья и долголетия. – М., «Культура и традиции», 1982.


КУБАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ


"СОГЛАСОВАНО" "УТВЕРЖДАЮ"

Декан факультета Проректор по УР

оздоровительной физической Директор ИЗДО

культуры профессор

к.м.н., профессор

______________Ахромова А.Г. _________Золотарев А.П.


Утверждена на заседании

кафедры ФОТ, ЛФК и

массажа

Протокол № от

"___"____________2001

Зав.кафедрой

ФОТ, ЛФК и массажа,

к.м.н., профессор

___________Осик В.И.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(специальность 022300 "Физическая культура и спорт"

по дисциплине «Техника и методика обучения ИВС» )

Институт заочного и дистанционного обучения

Кафедра ФОТ, ЛФК и массажа

Курс 2

Семестр 3-4

Лекции 20 часов

Практические занятия 20 часов

Всего часов 40 часов


Рабочая программа

составлена на основании

гос.типовой программы

ст.преподавателем, к. п. н.

____________ Лызарем О.Г.


Краснодар, 2002

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


К основным задачам обучения на 3 и 4 семестрах относится:

  1. формирование у студентов должной профессиональной мотивации к овладению избранной специальностью;

  2. изучение вопросов комплектования физкультурно – оздоровительных групп и организации их работы;

  3. формирование понятия об оздоровительной кондиционной тренировке

  4. изучение традиционных средств оздоровления.


В результате изучения курса студенты должны знать:

    • организацию работы в физкультурно–оздоровительных группах и планирование ее работы;

    • традиционные средства оздоровления (ходьба, плавание, атлетическая гимнастика и др.).
Уметь:




  1. комплектовать физкультурно-оздоровительные группы;

  2. определять уровень физической и функциональной подготовленности у лиц, занимающихся в ФОГ, и определять эффективность проводимых занятий;

  3. самостоятельно проводить физкультурно-оздоровительные занятия в ФОГ с использованием традиционных средств оздоровления;

  4. подбирать нагрузку в зависимости от поставленных в оздоровительной тренировке задач.



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


лекций для студентов 2 курса ФЗО специализации «ФОТ»




Содержание

Кол-во час.


Лит-ра



Самост.

работа

1


1.1


1.2

1.3


Отечественный и зарубежный опыт организации массовой физкультурно-оздоровительной работы с населением.

Формы организации ФОР в России и за рубежом

Физическая рекреация. Основные положения.

Концепция развития физкультуры и спорта в России до 2005 г.



2







2


2.1

2.2

2.3

2.4

Физкультурно – оздоровительные группы (ФОГ).

Принципы комплектования ФОГ.

Типы ФОГ.

Организация работы ФОГ.

Ведение планирующей документации.



2







3


3.1

3.2

3.3

Понятие о кондиционной (оздоровительной) тренировке.

Цели и задачи кондиционной тренировки.

Построение кондиционной тренировки.

Понятие об объеме и интенсивности нагрузки в кондиционной тренировке.



2







4

4.1


4.2


4.3


4.4

Традиционные средства ОФК.

Эффективность воздействия оздоровительного бега и ходьбы на организм занимающихся.

Техника бега и современные системы оздоровительного бега.


Определение величины нагрузки при оздоровительном беге и ходьбе

Самоконтроль на занятиях.


4







5

5.1


5.2

Оздоровительное плавание.

Эффективность использования оздоровительного плавания.

Методика применения оздоровительного плавания.

2







6

6.1


6.2


6.3

6.4



Развитие силовых качеств в ОФТ.

Атлетическая гимнастика без снарядов.

Атлетическая гимнастика со снарядами.

Калланетик.

Использование современных методик, особенности дозирования нагрузки в ОФТ. Контроль за индивидуальной переносимостью нагрузок занимающимися. Самоконтроль.


4







7


7.1

7.2


7.3

Развитие координационных способностей у занимающихся ОФТ.

Понятие о координационных способностях.

Возрастные особенности развития координационных способностей.

Методика развития:

  • равновесия;

  • ориентации в пространстве;

  • точности движения.





2







8


8.1

8.2


Развитие быстроты у занимающихся ОФТ.

Развитие простой реакции у лиц различного возраста. Контроль за развитием реакции.

Развитие скорости движения у лиц различного возраста. Контроль за развитием скорости движения.



2










Итого:

20 часов









ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


практических занятий студентов 2 курса ФЗО

специализации «ФОТ»




Содержание

Кол-во

часов

Лит - ра



1

2

Традиционные средства оздоровительной физической культуры.

Занятия №1-2.


Методика использования оздоровительной ходьбы.

Методики оздоровительного бега:

  • по Волленбергу;

  • по Амосову;

  • по Карташову;

  • по шведской методике;

  • «бег для всех».





4






1

2

3


4

Занятия №3-4.

Оздоровительное и лечебное плавание.


Ходьба и джоггинг в воде. Методика занятий.

Гидроаэробика и аквабилдинг. Методика занятий.

Влияние занятий гидроаэробикой на освоение плавательных движений.

Использование коррегирующих упражнений в воде для нормализации состояния ОДА.



4







Занятия №5-8:

  • изотон;

  • калланетик;

  • атлетическая гимнастика без снарядов;

  • атлетическая гимнастика со снарядами;

  • круговая тренировка при развитии силовых способностей.





2

2


2


2






1

2

3

4

Занятия №9-10.

Развитие координационных способностей и быстроты в ОФТ.

Развитие точности движения и равновесия.

Воспитание ориентировки в пространстве.

Воспитание быстроты реакции.

Развитие скоростно-силовых способностей.



4







Итого:

20 часов



Контрольные вопросы к зачету для студентов 2 курса

специализации «Физкультурно-оздоровительные технологии»


1.Современные тенденции развития физкультурно-оздоровительной работы в России и за рубежом.

2.Аэробные возможности организма человека и их развитие в оздоровительной физической тренировке.


3.Текущий контроль за занимающимися в ФОГ. Виды текущей и планирующей документации.

4.Физкультурно-оздоровительные группы, организация: число занимающихся, частота и длительность занятий. Принципы комплектования.

5.Силовые способности человека и их развитие в оздоровительной физической тренировке.

6.Мотивация и потребность к занятиям оздоровительной физической культурой.

7.Оздоровительная физическая тренировка, направленная на коррекцию телосложения.

8. Оздоровительный бег и ходьба. Содержание и методические особенности применения.

9. Аэробные способности организма человека как показатель его здоровья.

10. Оздоровительное плавание. Эффективность и методические особенности применения.

11. Силовые виды гимнастики. Содержание и методика проведения.

12. Виды гимнастики, направленные на развитие гибкости и подвижности в суставах.

13. Особенности проведения оздоровительной физической тренировки по методике «стретчинг».

14. Системы оздоровительного бега. Содержание и методические особенности применения.

15. Координационные способности человека и их развитие в оздоровительной физической тренировке.

16. Скоростные и скоростно-силовые способности. Особенности развития в оздоровительной физической тренировке.


Список рекомендуемой литературы.


      1. Агаджанян Н., Катков А. Резервы нашего организма. М., Знание, 1981.

      2. Аганянц Е. К. Возрастная динамика двигательных и вегетативных функций в связи с мышечной деятельностью. Краснодар, 1991.
      3. Артамонов В. И., Мателянская Р. Е., Велитченко В. К. Двигательная активность и здоровый образ жизни. М., 1997.


      4. Баранов В. М. Производственная гимнастика в вопросах и ответах. Киев, Здоровье,1988.

      5. Вайнбаум Л. С. Дозирование физических нагрузок школьников, М., Просвещение, 1991.

      6. Вилькин Я. Р., Каневец Т. М. Организация работы по массовой физической культуре и спорту. М., ФиС, 1987.

      7. Выдмухова В. Адам всегда молод. М., ФиС,1987.

      8. Гласс Дж. Жить до 180 лет. М, ФиС, 1987.

      9. Годик М. А., Барамидзе А. М., Киселева Т. К. Стретчинг. М., Советский спорт, 1991.

      10. Грегор О. Не стареть – это искусство. М., ФиС, 1986.

      11. Джали Дж. Идеальная фигура (как избавиться от целлюлита). М., Знание, 1990, серия ФиС.

      12. Железный Д. В., Гуленков Н. В. Физкультура и спорт в пионерском лагере. Киев, Здоровье, 1988.

      13. Дубровский В. И. Реабилитация в спорте. М., ФиС, 1991.

      14. Задоркин В. И., Копнин Л. И. Практикум по менеджменту. Краснодар, 1994.

      15. Зубков А. Н., Очаповский А. П. Хатха – йога для начинающих. М., Медицина, 1991.

      16. Зуев Е. И. Волшебная сила ритмики. М., Советский спорт, 1990.

      17. Казинс Н. Анатомия болезни с точки зрения пациента. М., ФиС, 1991.

      18. Кениг Г., Ванкура И. 100 лет здоровой жизни. Таганрог, 1992.

      19. Кочеткова И. Н. Парадоксальная гимнастика Стрельниковой. М., Советский спорт, 1989.

      20. Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия. – М., ФиС, 1989.

      21. Колтаневский А. П. Методические рекомендации для физкультурно-оздоровительных занятий. Орел, 1984.

      22. Лазовский В. Ф., Юрченко В. А. Паблик рилейшн в спорте. Краснодар, 1992.

      23. Лаптев. Азбука дыхания. Минск, Полымя, 1988.

      24. Мильнер Е. Г. Формула жизни. – М., ФиС, 1991.

      25. Макатун М. В., Мазуренко С. А. Атлетическая гимнастика для женщин. М., Знание, 1990, серия ФиС.
      26. Матов В. В., Иванов О. А. Ритмическая гимнастика для женщин. М., Знание, 1989, серия ФиС.


      27. Мусаелов Н. А., Нифонова Л. И. ПФК в трудовом коллективе. М., Профиздат, 1989.

      28. Николаев Ю. С. Простые истины, М., ФиС, 1983.

      29. Нордемар Р. Боль в спине. М., Медицина, 1991.

      30. Осик В. И. Валеология. – Краснодар, 1997.

      31. Паров Ю. Азбука дыхания. Минск, Полымя, 1988.

      32. Полиевский С. А., Старцева И. Д. ФК и профессия. М., ФиС, 1988.

      33. Полтавцев И. В. Питание – путь к красоте.

      34. Полтавцев И. Н. Йога делового человека. Минск; полымя, 1991.

      35. Романенко В. А., Максимова В. А. Круговая тренировка при массовых занятиях ФК. М., ФиС, 1986.

      36. Скаков С. Метод К. П. Бутейко. Новосибирск, Институт вековой медицины, 1992.

      37. Синяков А. Ф. Гимнастика дыхания. М., Знание, 1991.

      38. Соколов П. П. Гипоксию можно одолеть. М., Советский спорт, 1989.

      39. Сологуб Е. Б., Виноградов Г. П., Никольская И.В.Физическое развитие детей дошкольного возраста. С-Пб., 1993.

      40. Толкачев В. С. Физкультурный заслон ОРЗ. М., ФиС, 1988.

      41. Тартаковский М. С. Нетрадиционная физическая культура. М.. Знание, 1986.

      42. Транквиллитата А. Н, Золотая осень жизни. М., ФиС, 1989.

      43. Филь О. Мануальная терапия для всех. Ставрополь, Кавказская библиотека, 1991.

      44. Фохтин В. Г. Атлетическая гимнастика без снарядов. – М., ФиС,1991.

      45. Фурманов А. Г., Юспа М. Б. ФК для трудящихся. Минск, Полымя, 1988.

      46. Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения. М., ФиС, 1988.

47. Шаталов Г. Формула здоровья и долголетия. – М., «Культура и традиции», 1992.

КУБАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ


"СОГЛАСОВАНО" "УТВЕРЖДАЮ"

Декан факультета Проректор по УР

оздоровительной физической Директор ИЗДО

культуры профессор


к.м.н., профессор

______________Ахромова А.Г. _________Золотарев А.П.


Утверждена на заседании

кафедры ФОТ, ЛФК и

массажа

Протокол № от

"___"____________2001

Зав.кафедрой

ФОТ, ЛФК и массажа,

к.м.н., профессор

___________Осик В.И.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(специальность 022300 "Физическая культура и спорт"

по дисциплине «Специализация » )

Институт заочного и дистанционного обучения

Кафедра ФОТ, ЛФК и массажа

Курс 3

Семестр 5 - 6

Лекции 8 часов

Практические занятия 26 часов

Контрольная работа – 5 семестр

Зачет – 6 семестр

Всего часов 34 часа


Рабочая программа

составлена на основании

гос.типовой программы

ст.преподавателем, к. п. н.

____________ Лызарем О.Г.


Краснодар, 2002

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА




Рабочая программа для студентов третьего курса по предмету «Специализация», продолжающих обучение на базовом этапе квалификации «преподаватель – тренер по оздоровительной физической культуре».


К основным задачам обучения в 5 и 6 семестрах относятся:

  1. формирование у студентов должной профессиональной мотивации к овладению избранной специальностью;

  2. углубленное изучение традиционных и нетрадиционных форм физической культуры: степ – аэробики, американской аэробики, стретчинга, суставных «растяжек» и др.;

  3. повышение уровня владения методами психологического тестирования и психокоррекции в ФОГ.

В результате изучения дисциплины в 5 и 6 семестрах студенты должны знать:
  1. методы и формы развития физических качеств и функциональных систем в оздоровительной тренировке у лиц различного пола и возраста;


  2. традиционные и нетрадиционные средства оздоровления;

  3. особенности психофизической тренировки и психологической релаксации.

Уметь:

  1. самостоятельно проводить физкультурно-оздоровительные занятия в группах с лицами различного возраста, пола, используя современные средства, формы и методы работы;

  2. подбирать комплексы упражнений в зависимости от поставленных задач.



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


лекций для студентов 3 курса ФЗО специализации «ФОТ»






Содержание

Кол-во

часов

Лит-ра


Самост. работа

1

1.1


1.2


1.3


1.4

Развитие аэробных способностей в ОФТ.

Использование ациклических и циклических упражнений в ОФТ.

Методика составления комплексов аэробики. Степ – аэробика.

Методика занятий гимнастикой «джэмбори».

Контроль за объемом и интенсивностью. Самоконтроль.



2







2

2.1

2.2


2.3

2.4

Развитие гибкости в ОФТ.

Стретчинг.

Составление комплексов упражнений, направленных на развитие активной и пассивной гибкости.

Методика применения «растяжек» в ФОТ.

Контроль за развитием гибкости.



2







3


3.1

3.2


3.3


3.4

Гимнастика, направленная на коррекцию телосложения.

Шейпинг. Методика занятий.

Особенности занятий косметической гимнастикой.

Особенности занятий гантельной гимнастики.

Волевая гимнастика в работе с пожилыми людьми.


2







4

4.1


4.2

4.3

Восточные системы оздоровления.

Йога – методика, особенности использования.

Методика занятий тай-цзи- чжуань в ОФТ.

Дыхательные упражнения.


2










Итого:

8 часов






ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


практических занятий студентов 3 курса ФЗО

специализации «ФОТ»




Содержание


Кол-во часов

Лит-ра


Самост.

работа


1



2


Нетрадиционные средства оздоровительной физической культуры.

Занятия № 1-2.

Методика составления комплексов аэробной гимнастики (степ – аэробика, американская аэробика).

Контроль за интенсивностью нагрузки. Самоконтроль.




4








1


2

Занятие № 3.

Методика составления комплекса упражнений джэмбори.

Контроль за динамикой нагрузки. Самоконтроль.


2









1


2

Занятие № 4.

Методика составления комплексов упражнений женской, волевой, косметической гимнастики (с пожилыми людьми).

Контроль за интенсивностью. Самоконтроль.


2








1

2

3

Занятия № 5-6.

Методика применения растяжек в ФОТ.

Использование элементов стретчинга в ОФТ.

Использование суставной гимнастики в ФОТ (1000 движений).


2

2








1

2

3


4

Занятие № 7.

Шейпинг. Методика занятий.


Диета при занятиях шейпингом.

Методика занятий гантельной гимнастикой в ОФТ.

Контроль за динамикой нагрузки. Самоконтроль.



2








1

2

3

Занятие № 8.

Методика применения осанки в ФОТ.

Детские комплексы йоги.

Комплексы йоги, направленные на профилактику и лечение соматических расстройств, нарушений функционирования ОДА, органов дыхания.


2








1


2


Занятие № 9.

Методика занятий тай-цзи-чжуань, ушу в ОФТ.

Контроль за физической нагрузкой. Особенности оздоровительного эффекта.

Дыхательные упражнения.


2








1

2

3

4

Занятия № 10 – 11.

Методика Бутейко.

Парадоксальная гимнастика Стрельниковой.

Дыхание по системе «йога».

Трехфазное дыхание.


4









1


2


3


4

Занятия № 12 – 13.

Тестирование и комплектация групп для занятий ОФТ.


Изучение психологического статуса людей, занимающихся в ФОГ.

Контроль за индивидуальной переносимостью нагрузок в ОФТ.

Основы техники безопасности на занятиях ОФТ.

Проведение комплексных оздоровительных занятий.



4










Итого:

26 часов









ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ


для студентов 3 курса ФЗО специализации «ФОТ»


    1. Виды аэробики. Мотивация и пути формирования устойчивой потребности к занятиям аэробикой.

    2. Особенности организации и проведения соревнований по оздоровительной аэробике.

    3. Место силовых видов гимнастики в системе «фитнесс».

    4. Комплексный контроль при занятиях атлетизмом. Учет половозрастных особенностей и характера профессиональной деятельности.

    5. Телосложение и факторы его определяющие. Современные методики и методы оценки телосложения человека.

    6. Методологические основы и принципы выполнения упражнений по системе «стретчинг».



Список рекомендуемой литературы.

      1. Агаджанян Н., Катков А. Резервы нашего организма. М., Знание, 1981.

      2. Аганянц Е. К. Возрастная динамика двигательных и вегетативных функций в связи с мышечной деятельностью. Краснодар, 1991.

      3. Артамонов В. И., Мателянская Р. Е., Велитченко В. К. Двигательная активность и здоровый образ жизни. М., 1997.

      4. Баранов В. М. Производственная гимнастика в вопросах и ответах. Киев, Здоровье,1988.
      5. Вайнбаум Л. С. Дозирование физических нагрузок школьников, М., Просвещение, 1991.


      6. Вилькин Я. Р., Каневец Т. М. Организация работы по массовой физической культуре и спорту. М., ФиС, 1987.

      7. Выдмухова В. Адам всегда молод. М., ФиС,1987.

      8. Гласс Дж. Жить до 180 лет. М, ФиС, 1987.

      9. Годик М. А., Барамидзе А. М., Киселева Т. К. Стретчинг. М., Советский спорт, 1991.

      10. Грегор О. Не стареть – это искусство. М., ФиС, 1986.

      11. Джали Дж. Идеальная фигура (как избавиться от целлюлита). М., Знание, 1990, серия ФиС.

      12. Железный Д. В., Гуленков Н. В. Физкультура и спорт в пионерском лагере. Киев, Здоровье, 1988.

      13. Дубровский В. И. Реабилитация в спорте. М., ФиС, 1991.

      14. Задоркин В. И., Копнин Л. И. Практикум по менеджменту. Краснодар, 1994.

      15. Зубков А. Н., Очаповский А. П. Хатха – йога для начинающих. М., Медицина, 1991.

      16. Зуев Е. И. Волшебная сила ритмики. М., Советский спорт, 1990.

      17. Казинс Н. Анатомия болезни с точки зрения пациента. М., ФиС, 1991.

      18. Кениг Г., Ванкура И. 100 лет здоровой жизни. Таганрог, 1992.

      19. Кочеткова И. Н. Парадоксальная гимнастика Стрельниковой. М., Советский спорт, 1989.

      20. Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия. – М., ФиС, 1989.

      21. Колтаневский А. П. Методические рекомендации для физкультурно-оздоровительных занятий. Орел, 1984.

      22. Лазовский В. Ф., Юрченко В. А. Паблик рилейшн в спорте. Краснодар, 1992.

      23. Лаптев. Азбука дыхания. Минск, Полымя, 1988.

      24. Мильнер Е. Г. Формула жизни. – М., ФиС, 1991.

      25. Макатун М. В., Мазуренко С. А. Атлетическая гимнастика для женщин. М., Знание, 1990, серия ФиС.

      26. Матов В. В., Иванов О. А. Ритмическая гимнастика для женщин. М., Знание, 1989, серия ФиС.

      27. Мусаелов Н. А., Нифонова Л. И. ПФК в трудовом коллективе. М., Профиздат, 1989.
      28. Николаев Ю. С. Простые истины, М., ФиС, 1983.


      29. Нордемар Р. Боль в спине. М., Медицина, 1991.

      30. Осик В. И. Валеология. – Краснодар, 1997.

      31. Паров Ю. Азбука дыхания. Минск, Полымя, 1988.

      32. Полиевский С. А., Старцева И. Д. ФК и профессия. М., ФиС, 1988.

      33. Полтавцев И. В. Питание – путь к красоте.

      34. Полтавцев И. Н. Йога делового человека. Минск; полымя, 1991.

      35. Романенко В. А., Максимова В. А. Круговая тренировка при массовых занятиях ФК. М., ФиС, 1986.

      36. Скаков С. Метод К. П. Бутейко. Новосибирск, Институт вековой медицины, 1992.

      37. Синяков А. Ф. Гимнастика дыхания. М., Знание, 1991.

      38. Соколов П. П. Гипоксию можно одолеть. М., Советский спорт, 1989.

      39. Сологуб Е. Б., Виноградов Г. П., Никольская И.В.Физическое развитие детей дошкольного возраста. С-Пб., 1993.

      40. Толкачев В. С. Физкультурный заслон ОРЗ. М., ФиС, 1988.

      41. Тартаковский М. С. Нетрадиционная физическая культура. М.. Знание, 1986.

      42. Транквиллитата А. Н, Золотая осень жизни. М., ФиС, 1989.

      43. Филь О. Мануальная терапия для всех. Ставрополь, Кавказская библиотека, 1991.

      44. Фохтин В. Г. Атлетическая гимнастика без снарядов. – М., ФиС,1991.

      45. Фурманов А. Г., Юспа М. Б. ФК для трудящихся. Минск, Полымя, 1988.

      46. Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения. М., ФиС, 1988.

47. Шаталов Г. Формула здоровья и долголетия. – М., «Культура и традиции», 1992.


Кубанская государственная академия физической культуры




«Согласовано» «Утверждаю» Декан факультета ОФК проректор по УР,

к.м.н., профессор д.п.н., профессор

_______Ахромова А.Г. ________Чернышенко Ю.К.


Утверждено на заседании

кафедры физкультурно-

оздоровительных технологий

Протокол№ от

Зав.кафедрой «ФОТ, ЛФК и массажа»,

Профессор Осик В.И.


Рабочая программа


По дисциплине « Техника и методика обучения в ИВС»

специальность – 022300- «Физическая культура и спорт»

« Специалист »


Факультет: Заочного обучения и дистанционного обучения

Кафедра: ФОТ, ЛФК и массажа

Курс: 4

Семестр 7-8

Лекции 8 часов

Семинарско-практические 30 часов

Контрольная работа 7,8 часа

Зачет 8 семестр


Всего 38 часов


Рабочая программа

разработана

на основании гос. стандарта

к.п.н., ст. преподавателем

____________Лызарем О.Г.


Краснодар, 2002

Объяснительная записка.

Рабочая программа содержит материал по дисциплине «специализации» для студентов 4 курса института заочного и дистанционного обучения КГАФК.

Цель курса: формирование профессионально-педагогических знаний, умений и навыков в организации и проведении занятий ФОТ.

К основным задачам обучения на 4 курсе относится :

1.Формирование профессиональной мотивации к овладению избранной специальности.

2. Изучение клинико-физиологических особенностей физкультурно-оздоровительной тренировки.

3.Изучение методических особенностей, средств, методов ФОТ.

4.Медико-педагогическое обоснование ФОР с детьми дошкольного возраста.

5. Изучение медико-педагогических особенностей ФОТ с женщинами .

6. Изучение медико-педагогических особенностей ФОТ со школьниками.

7. Изучение медико-педагогических особенностей ФОТ с мужчинами.

8. Медико-педагогическое обоснование ФОР с пожилыми людьми.

В результате изучения дисциплины «специализация» на 4 курсе студенты должны знать :

  • основы теории и методики оздоровительной физической тренировки


  • физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития детей

  • особенности ФОР с детьми раннего возраста

  • особенности проведения ФОЗ с учетом поло-возрастных особенностей.

  • Особенности ФОЗ с лицами пожилого возраста.

Уметь.

  • тестировать физическое развитие, функциональное состояние и уровень развития двигательных качеств у детей разного возраста, лиц среднего и пожилого возраста.

  • Определять дозировку физ. упражнений и оценивать их эффективность при проведении ФОЗ с детьми, пожилыми людьми.

  • Проводить ФОЗ с различным контингентом населения в условиях лечебно- профилактических учреждений, физкультурно-оздоровительных центров, фитнес –клубов, санаторно-курортных учреждений, на производстве.



Тематический план лекций для студентов 4 курса ИЗДО специализации ФОТ, ЛФК и массажа.




содержание

Количество часов

Литература

1.


1.1


1.2


1.3

Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития детей.

Понятия о периодах развития и «критических стадиях»

Возрастная периодизация процесса онтогенеза.

Физиологические закономерности развития детей разных возрастов при занятиях ОФТ



2



1,13,26

2.


2.1


2.3

2.4


2.5


Показатели физического развития и функционального состояния детей и подростков.

Понятие о физическом развитии, его основные показатели.

Акселерация, ее виды, причины.

Методы оценки функционального состояния детей.

Медико-педагогический контроль эффективности ОФТ с детьми



2




4,10,29

3.


3.1

3.2

3.3


3.4


3.5


3.6


3.7

Медико-педагогические основы проведения ОФТ с женщинами

Репродуктивное здоровье женщины

Особенности мотивации к занятиям

Основные средства и методы ФОТ с женщинами

Медико-педагогические основы проведения ОФТ с мужчинами

Здоровье мужчин и факторы его определяющие

Развитие основных физических качеств мужчин в ОФТ

Основные средства и методы ОФТ используемые при занятиях с мужчинами.



2



33,21,26,7,28,45

4.


4.1


4.2


4.3

Медико-педагогические основы проведения ОФТ с лицами пожилого возраста

Медико-биологические изменения происходящие при старении организма

Методические особенности проведения ОФТ с пожилыми людьми.

Контроль эффективности занятий ОФТ



2

3,42,44

ИТОГО: 8


Тематический план семинарско-практических занятий для студентов 4 курса ИЗДО специализации ФОТ, ЛФК и массжа.




содержание

Кол-во часов

Литература

1.


1.1


1.2


1.3

Особенности ФОР с детьми дошкольного и мл. школьного возраста

ФВ в ДОУ. Задачи ФВ в дошкольном возрасте

Основные формы, средства и методы занятий оздоровительной направленности с детьми.

Содержание и особенности методики занятий ФУ с дошкольниками и мл. школьниками.



2



4 ,12 ,21

2.


2.1


2.2

2.3

Средства, формы и методы ФВ детей дошкольного возраста.

Физиологические особенности организма детей школьного возраста.

Половое созревание детей и подростков.

Методика проведения ФОЗ для школьников с использованием различных средств и форм занятий.



4



10, 14, 44



3.


3.1

3.2

3.3

Определение физического развития и физической подготовленности школьников.

Тестирование функционального состояния .

Тестирование физической подготовленности.

Оценка физического развития школьников.



4



4, 10, 29, 37

4.


4.1


4.2

Особенности организации и проведения ОФТ с женщинами.

Определение типа телосложения и обхватных размеров тела занимающихся.

Проведение ФОЗ с учетом индивидуальной подготовленности в состоянии здоровья и профессиональной деятельности.




4


4



21, 26, 33,40



5.


5.1


5.2

Особенности организации и проведения ОФТ с мужчинами .

Средства формы и методы проведения ФОЗ с мужчинами .

Контроль эффективности ОФТ с мужчинами.



4


2



7, 28, 45

6.


6.1


6.2


6.3

Особенности проведения ОФТ с лицами пожилого возраста.

Старение и биологические возможности организма. Старение и болезни .

Особенности методики в ОФТ с лицами пожилого возраста.

Оздоровительно –рекреационные формы ФОЗ для пожилых.


4


2



3, 13, 42, 44

ИТОГО: 30