litceysel.ru
добавить свой файл
1
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«МЕТОДЫ СТРУКТУРНОГО И СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА»


Рекомендуется для направления подготовки

080100 ЭКОНОМИКА,

профиль «Математические методы в экономике»


Квалификация выпускника - бакалавр


Санкт-Петербург

2011 год


1. Цели и задачи дисциплины:

Целью изучения дисциплины является ознакомление студентов с методами структурного системного анализа разнообразных экономических процессов. В этом курсе синтезируются знания, полученные ранее в области общих математических и естественнонаучных дисциплин, ряда общепрофессиональных дисциплин.

Задачами изучения данного курса являются:

- получение знаний о сути методологии и методов структурного моделирования экономических процессов и особенностях их практического применения,

- умение правильно выбирать и комбинировать методы структурного анализа для различных экономических объектов,

- приобретение навыков построения структурных системных моделей.

При изучении данной дисциплины студент должен хорошо знать разделы высшей математики, теории систем, основ алгоритмизации и эконометрического моделирования.


2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Методы структурного и системного анализа» входит в цикл профессиональных дисциплин профиля «Математические методы в экономике».

При изучении данной дисциплины студент должен знать дисциплины «Математический анализ», «Линейная алгебра», «Информатика», «Методы оптимальных решений», «Теория вероятностей», «Математические методы и модели».

Дисциплина «Методы структурного и системного анализа» является завершающей для подготовки выпускной работы.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:


    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

  • Способности осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);

  • Способности выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5);

  • Способности на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6);

  • Способности использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10).



В результате изучения дисциплины студент должен:

    Знать: назначение и содержание консалтинга в области информационных технологий; методы и средства структурного системного анализа и проектирования; назначение и условия применения средств системного анализа – диаграмм потоков данных, спецификаций процессов, диаграмм сущность-связь; назначение и области применения средств структурного проектирования; классификацию структурных методологий, классификацию CASE - средств.

    Уметь: правильно выбирать методы и применять средства структурного системного анализа при решении экономических задач: применять SADT – модели, IDEF – модели или UML модели, использовать возможности современных инструментальных средств и интернет - ресурсы для моделирования экономических объектов.

    Владеть: инструментальными средствами построения структурных моделей (MS VISIO); элементами языка UML и навыками документирования моделей.



4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы в 8-ом семестре.



Вид учебной работы

Всего часов

Аудиторные занятия (всего)

72

В том числе:

-

Лекции

40

Практические занятия (ПЗ)

32

Самостоятельная работа (всего)

72

В том числе:

-

Расчетно-графические работы

20

Компьютерное тестирование

22

Контрольные работы

16

Другие виды самостоятельной работы

14

Вид промежуточной аттестации (дифференцированный зачет)




Общая трудоемкость час

зач. ед.

144

4


5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины



Раздел I.


Тема 1. Введение. Основные понятия о целях и задачах консалтинга. CASE –технологии как методологическая и инструментальная база

Понятие консалтинга в области информационных технологий. Этапы разработки консалтинговых проектов.


Раздел II.


Тема 2. Методы и средства структурного системного анализа

Понятие структурного анализа. Принципы структурного анализа. Средства структурного анализа и их взаимодействие: диаграммы потоков данных, словарь данных, методы задания спецификации процессов, диаграммы «СУЩНОСТЬ-СВЯЗЬ». Спецификации управления. Основы процесса разработки проектов. Основы языка UML. Варианты использования. Диаграммы классов: ассоциации, атрибуты, операции, CRC-карты, стереотипы, производственные ассоциации и атрибуты. Диаграммы взаимодействия: диаграммы последовательности, кооперативные диаграммы. Диаграммы пакетов. Диаграммы состояний. Диаграммы деятельностей. Диаграммы размещения.

Тема 3. Методологии структурного системного анализа

Классификация структурных методологий. Методологии структурного анализа: методологии Йордана и Гейна -Сарсона. SADT – технология структурного анализа. Архитектура современных систем и методологий.


Раздел III.


Тема 4. Построение моделей деятельности предприятий

Построение и анализ моделей деятельности предприятий. Разработка системного проекта. Разработка предложений по автоматизации и техническое проектирование.


Тема 5. CASE- средства

Концептуальные основы CASE –технологий. Состав, структура и особенности CASE – средств. Графические нотации. Классификация CASE средств. ER-WIN, BP-WIN, Rational Rouse – назначение и основные характеристики пакетов.


Тема 6. Реорганизация деятельности предприятий

Стандарты MRP и ERP. Реорганизация по методике BSP. Подход CPI. Стандарт ISO 9000 качества проектирования, разработки и обслуживания. BPR – реинжениринг.



Раздел IV.


Тема 7. Особенности моделирования бизнес-процессов

Модели бизнес-процессов. Специфика инструментальных средств. Модель бизнес-процесса на основе карт Харрингтона (BFD) и карт стандарта ANSI. Объектно - ориентированние методы анализа и проектирования.


5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

Дисциплина «Методы структурного и системного анализа» является завершающей для подготовки выпускной работы.


5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.

СРС

Все-го

час.

I

Тема 1.Введение. Основные понятия о целях и задачах консалтинга. CASE –технологии как методологическая и инструментальная база.

8

4

10

22

Итого раздел I

8

4

10

22

II

Тема 2.Методы и средства структурного системного анализа

12

10


12

34

Тема 3.Методологии структурного системного анализа.

4

4

10

18

Итого раздел II

16

14

22

52

III

Тема 4.Построение моделей деятельности предприятий

4

4

12

20

Тема 5.CASE- средства

4

4

10

18

Тема 6.Реорганизация деятельности предприятий

4

4

10

18

Итого раздел III

12

12

32

56

IV

Тема 7.Особенности моделирования бизнес-процессов

4

2


8

14

Итого раздел IV

4

2

8

14




Итого

40

32

72

144


6. Лабораторный практикум – не предусмотрен.


7. Практические занятия (семинары)

№ п/п

№ раздела дисциплины

Тематика практических занятий (семинаров)

Трудо-емкость

(час.)

1.

I

Введение. Основные понятия о целях и задачах консалтинга. CASE –технологии как методологическая и инструментальная база.

4

2.

II

Методы и средства структурного системного анализа

10

3.

II

Методологии структурного системного анализа.

4

4.


III

Построение моделей деятельности предприятий

4

5.

III

CASE- средства

4

6.

III

Реорганизация деятельности предприятий

4

7.

IV

Особенности моделирования бизнес-процессов

2




Итого

32


8. Примерная тематика курсовых работ - учебным планом не предусмотрено.


9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:


а) основная литература


  1. Д.А. Марка, К.МауГоун. Методология структурного системного анализа и проектирования SADT. – М.: Метатехнология, 1993. – 292 с.

  2. С.В. Черемных, И.О. Семенов, В.С. Ручкин. Структурный анализ систем: IDEF-технология. М.: Финансы и статистика, 2001, – 208 с.


б) дополнительная литература

  1. Г.Н.Калянов. CASE-технологии: консалтинг в автоматизации бизнес-процессов. Москва., Горячая линия-телеком, 2000

  2. Фаулер М., Скотт К., UML в кратком изложении. Применение стандартного языка объектного моделировани: пер с англю – М.: Мир, 1999.
  3. Базиям, Менахем и др. Использование Visual FoxPro . Специальное издание.: пер с англ.- М.: Издательский дом «Вильямс», 2000.


  4. Т. Картрани. Rational Rose 2000 и UML. Визуальное моделирование. – М.: ДМК, 2001- 176 с.

  5. Ф. Кратчан. Введение в Rational Unified Process. Второе издание. – М.: Издательский дом Вильямс, 2002 – 240 с.

  6. К. Ларман. Применение UML и шаблонов проектирования. – М.: Издательский дом Вильямс, 2002 – 624 с.

  7. Уэнди Боггс, Майкл Боггс UML и Rational Rose 2002 Лори, 2004 г.

  8. С. А. Трофимов CASE-технологии. Практическая работа в Rational Rose, М. Бином-Пресс, 2002 г.

  9. Зиндер Е.З. Бизнес-реинжиниринг и технологии системного проектирования. Учебное пособие. М., Центр Информационных Технологий, 1996.

  10. Калянов Г.Н. CASE. Структурный системный анализ (автоматизация и применение). М., "Лори", 1996.

  11. Марка Д.А., МакГоуэн К. Методология структурного анализа и проектирования. М., "МетаТехнология", 1993.


в) программное обеспечение

ОС Windows XP, Windows 7, MS Visio, ER-Win


г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

www.rsoc.ru – федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.


10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

IBM PC – совместимые компьютеры.


11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

В основу разработки балльно-рейтинговой системы положены принципы, в соответствии с которыми формирование рейтинга студента осуществляется постоянно в процессе его обучения в университете. Настоящая система оценки успеваемости студентов основана на использовании совокупности контрольных точек, оптимально расположенных на всём временном интервале изучения дисциплины. При этом предполагается разделение всего курса на ряд самостоятельных блоков и модулей и проведение по ним промежуточного контроля.


Контроль знаний студентов включает формы текущего и итогового контроля. Текущий контроль осуществляется в виде работ, выполненных с использованием вычислительной техники. Итоговый контроль осуществляется в виде дифференцированного зачёта.


Самостоятельная работа студентов

Количество баллов

Зачётный минимум

Зачётный максимум

Расчетно-графическая работа 1

12

25

Расчетно-графическая работа 2

14

25

Реферат

15

25

Подготовка докладов и мультимедийной презентации

14

25




55

100

Максимальное число баллов, которое можно получить за работу в семестре, равно 100. Максимальное число баллов, которое можно получить на зачёте, также равно 100. Итоговая оценка (в баллах) вычисляется по формуле , где – баллы, полученные за работу в семестре, а – за зачёт в устной форме. Набранное итоговое количество баллов переводится в оценку согласно следующей таблице:




Итоговое количество баллов

оценка

до 55

неудовлетворительно

от 55 до 70

удовлетворительно

от 70 до 85

хорошо

от 85

отлично



Разработчики:

СПбГЭУФ профессор Е.Е. Иванов

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)


СПбГЭУФ доцент Д.А. Шустов

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)


Эксперт:


СПбГУ ИТМО старший научный сотрудник Е.С. Чернышева

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)