litceysel.ru
добавить свой файл
  1 2 3

Требования к докладам


Доклад – это, как правило, устное сообщение по определенной проблеме. При подготовке доклада следует: а) уточнить тему предстоящего выступления, б) составить план доклада, соответствующий поставленной цели и логике изложения материала, в) изучить необходимые исторические источники и литературу, г) составить текст выступления, д) научиться излагать материал ясно, доступно, на хорошем литературном языке. Докладчику следует остановиться на значении поставленной проблемы, ее актуальности, показать знание основных фактов, дат, имен деятелей дипломатии, раскрыть выводы, к которым он пришел в процессе работы над темой. Доклад должен быть рассчитан на 7–10 минут аудиторного времени. Сообщение должно быть построено так, чтобы оно рождало вопросы, будило мысль, не оставляло слушателя равнодушным.


Требования к рефератам


Реферат – это научная студенческая работа, подготовленная на основе обзора литературы по определенной проблеме. Реферат должен содержать: а) обоснование значения, актуальности выбранной темы, б) цели и задачи исследования, в) краткую информацию о прочитанной литературе, г) авторский текст студента содержащий анализ поставленных проблем, д) выводы по теме. Реферат должен быть правильно оформлен: а) иметь титульный лист с указанием названия вуза, кафедры, по профилю которой выполняется работа (истории и регионоведения), темы реферата, фамилии, инициалов автора реферата, номера группы и факультета, фамилии и инициалов руководителя работы, б) иметь план работы, в) введение с обоснованием темы, г) список использованной литературы, д) сноски на приводимые в тексте статистические данные, цитаты (или в скобках внутри текста, или внизу в подстрочнике, или после текста под соответствующей нумерацией). Реферат должен быть информативно насыщенным, аргументированным, самостоятельным сочинением студента.

6.3. Контроль самостоятельной работы:

Оценка результатов самостоятельной работы организуется как единство двух форм: самоконтроль и контроль со стороны преподавателей.



6.4. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов:


1. Дипломатическая служба. Учебное пособие / Под ред. А.В. Торкунова. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОСПЭН), 2002. – 648 с.

2. Елисеев И.И., Жаров Ю.Ф. Консульская служба Российской Федерации: Учебное пособие / Под ред. В.П. Воробьева. – М.: МГИМО(У) МИД России, 2001. – 252 с.

3. Плотникова О.В. Консульские отношения и консульское право. Учебник для вузов. – М., 1998. – 178 с.

4. Попов В.И. Современная дипломатия: теория и практика. Дипломатия – наука и искусство: Курс лекций. – 2-е изд., доп. – М., 2003. – 587 с.

5. Современные международные отношения и мировая политика: Учебник / А.В. Торкунов, И.Г. Тюлин, А.О. Мельвиль и др.; Отв. Ред. А.В. Торкунов. – М., 2004. – 643 с.

6. Лапин Г.Э. Консульская служба. Учебное пособие. – М.: Международные отношения, 2005. – 238 с.

7. Ильин Ю.Д. Право коллектвной безопасности и дипломатия. История и современность. Учебное пособие. – М.: Юрист, 2005. – 181 с.

8. Протопопов А.С. История международных отношений и внешней политики России, 1648–2005. Учебник для вузов по направлениям подготовки бакалавров и магистров «История», «Регионоведение», «Международные отношения». – М.: Аспект Пресс, 2008. – 398 с.

9. Мировая политика и международные отношения. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2009. – 443 с.

10. Петрик В.В. Консульско-дипломатическая служба в Российской Федерации: учебное пособие / В.В. Петрик; Томский политехнический университет. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2010. – 237 с.

11. Демин Ю.Г. Статус дипломатических представительств и их персонала. – М., 1995.

12. Щетинин В.Д. Экономическая дипломатия. Учебное пособие для вузов по специальностям «Международные отношения» и «Регионоведение». – М.: Международные отношения, 2001. – 279 с.

13. Мировая политика и международные отношения. Учебное пособие для вузов. – СПб.: Питер принт, 2008. – 435 с.

14. История международных отношений: основные этапы с древности до наших дней. Учебное пособие. – М.: Логос, 2007. – 708 с.

15. Сакун О.Ф. Дипломатическое ремесло. – М.: Международные отношения, 2008. – 435 с.

16. Алексеев И.С. Искусство дипломатии не победить, а убедить: из истории конфликтов, из истории дипломатии, правила этикета, как преодолеть «рознь мира сего»? – М.: Дашков и Ко, 2010. – 282 с.

17. http://www.mid.ru;

18. http://www.flm.ru/_elements/magazine/view_full.php?id=14&popup=no;

19. http://www.policy03.narod.ru/;

20. http://www.alib.ru;

21. http://pravo-slovar.narod.ru;

22. http://www.yurclub.ru;

23. http://www.glossaru.ru;

24. http://www.jurfak.ru;

25. http://www.encycloped.ru;

26. http://www.embjapan.ru;

27. http://www.ortental.ru;

28. http://www.jaas.msu.ru;

29. http://www.japan.ru;

30. http://www.zakromaa.narod.ru/;


31. http://www.ng.ru/cis/2008-05-21/1_agenstvo.html;

32. http://www.elitarium.ru;

33. http://www.bus-club.ru;

34. http://www.bereg.ru;

35. http://www.etiketdljavseh.ru;

36. http://www.flm.ru;

37. http://www.familitimes.ru.


7. Средства (ФОС) текущей и итоговой оценки качества

освоения модуля (дисциплины)


1. Текущий и итоговый контроль знаний и умений студентов по дисциплине «Консульско-дипломатическая служба в Российской Федерации» осуществляется в целях оценки качества их общеобразовательной подготовки.

2. Текущий контроль – это оценка работы на семинарских и индивидуальных занятиях, лекциях, качества рефератов и индивидуальных домашних заданий, тестов. Оценка осуществляется по системе рейтинга.

3. Итоговый контроль результатов изучения дисциплины осуществляется на зачете.

Вопросы и тесты для входного контроля

по изучаемой дисциплине


1. Какой смысл Вы вкладываете в понятия «дипломатия» и «дипломатическая служба»?


2. Чем, на Ваш взгляд, занимается профессиональный дипломат?


3. Назовите известных Вам зарубежных дипломатов с древнейших времен и до наших дней.


4. Кто такой консул? В чем отличие профессии консула от профессии дипломата?


5. Консульский институт впервые возник:

а) в Древней Греции;

б) в Древнем Египте;


в) в Древнем Риме;

г) в Древней Индии.


6. В России основы консульских и дипломатических отношений были заложены:

а) при Иване III;

б) при Алексее Михайловиче;

в) при Петре I;

г) при Александре II.


7. Назовите известных Вам отечественных дипломатов с древнейших времен и до наших дней.


8. Что такое дипломатический ранг? Какие Вы знаете ранги?


9. Как называется центральный федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющий государственные функции в области сношений с иностранными государствами и международными организациями? Кто его возглавляет?


10. Что Вы понимаете под конфиденциальностью в системе дипломатической службы?


11. Назовите учебные заведения России в которых ведется подготовка дипломатических кадров.


12. Какие документы относятся к международным соглашениям?


Вопросы и тесты для текущего контроля

результатов изучения дисциплины


1. Предметом курса «Консульско-дипломатическая служба в Российской Федерации» является…


2.Овладение курсом «КДС в РФ» решит следующие задачи: (перечислить).


3. Дипломатическая служба – это…


4. Дипломатическая служба в системе государственного управления сформировалась:

а) в период античности;

б) в раннем средневековье;

в) в эпоху Возрождения;

г) в Новое время.

Выберите правильный ответ.


5. Важным моментом в становлении дипломатической системы стала так называемая «папская революция» начала XI в., положившая начало четкому разделению…


6. Система международных отношений, основанная на принципах равновесия, сложилась:

а) в XIV в.;

б) в XV;

в) в XVI–XVII;

г) в XVIII в.


Выберите правильный ответ.


7. Когда в России появилась профессиональная дипломатическая служба?:

а) в Х в.;

б) в XII в.;

в) в XIV в.;

г) в XV-XVII вв.

Выберите правильный ответ.


8. Какая система рангирования дипломатов функционировала в России в XVI в.:

а) великие послы;

б) чрезвычайные и полномочные послы;

в) легкие послы;

г) курьеры;

д) посланники;

е) посланцы;

ж) гонцы.

Выберите правильные ответы.


9. Структура Коллегии иностранных дел в первой четверти XVIII в. Выглядела следующим образом:

а) Присутствие;

б) Канцелярия;

в) дипломатические миссии;

г) продолжить перечисление.


10. Кого из перечисленных российских деятелей Вы можете отнести к профессиональным дипломатам:

а) А.Л Ордын-Нащекин;

б) Г.И. Головкин;

в) М.В. Ломоносов;

г) А.И. Остерман;

д) М.М. Сперанский;

е) А.М. Горчаков;

ж) С.Ю. Витте.


11. Что обусловило появление в России Министерства иностранных дел?


12. Назовите известных российских дипломатов, достойно представлявших советскую страну на международной арене.


13. Как после Октябрьской революции 1917 г. именовалось ведомство иностранных дел и советские диппредставительства за рубежом?


14. Перечислите личные дипломатические ранги, которые были введены в СССР.


15. Перечислите основополагающие принципы государственной службы Российской Федерации.


16. Охарактеризуйте основные функции дипломатической службы Российской Федерации.


17. Перечислите департаменты, которые входят в структуру МИД России.

18. Какими качествами общего характера и специфическими качествами должен обладать работник дипломатической службы?



19. Ротация дипломатических кадров – это...


20. Криптография – это…

21. Дипломатическое делопроизводство – это…


22. Конфиденциальность – это…


23. Перечислите страны, которые входят в Шенгенскую группу?


24. Федеральная государственная служба – это…


25. Перечислите основные функции дипломатической службы Российской Федерации.


Вопросы и тесты для итогового контроля

результатов изучения дисциплины


1. Охарактеризуйте основные функции дипломатической службы.


2. Перечислите департаменты, которые входят в структуру МИД России.


3. К персоналу дипломатического представительства относятся:

а) глава представительства;

б) сотрудники представительства;

в) члены персонала представительства

г) продолжить перечисление…


4. К персоналу консульского учреждения относятся:

а) консул;

б) генеральный консул;

в) вице-консул;

г) продолжить перечисление…


5. Перечислите примерную кадровую структуру посольства Российской Федерации:

а) Чрезвычайный и Полномочный Посол;

Дипломатический персонал:

б) советник посланник;

в) советник;

г) продолжить перечисление…


6. Что такое верительная, отзывная и отпускная грамоты?


7. Для успешного выполнения консульских функций необходимо соблюдать общие принципы международного права, а именно:

а) Принцип суверенного равенства государств;

б) Принцип невмешательства во внутренние дела друг-друга;

в) продолжить…


8. Что такое «консульский патент» и «консульская экзекватура»? Кто их подписывает?

а) Президент РФ;

б) Премьер-министр;

в) Министр иностранных дел РФ;


г) 1-й заместитель министра иностранных дел РФ.


9. По категории визы подразделяются на: дипломатические, служебные…


10. Перечислите структуру Департамента консульской службы МИД России:

а) Отдел общих консульских и правовых вопросов;

б) Отдел по вопросам гражданства;

в) Отдел оформления паспортов;

г) продолжить перечисление…


11. К числу важнейших консульских функций относятся вопросы консульской легализации документов. В подлиннике легализуются следующие российские документы:

а) свидетельства о регистрации актов гражданского состояния, засвидетельствованные в Министерстве юстиции Российской Федерации;

б) продолжить перечисление…


12. Как подразделяются визы по виду, категории, целям поездки и кратности?


13. Перечислите основные задачи и функции Постоянного представительства России при ООН.

14. Организационная структура Постпредства РФ при ООН выглядит следующим образом:

а) Постоянный представитель России при ООН;

б) Социально-правовая реферантура;

в) продолжить перечисление…


15. Российская Федерация в качестве полноправного члена, наблюдателя (или имея специальный статус) участвует в работе следующих крупных международных региональных организаций:

а) ОБСЕ;

б) Совет Европы;

в) продолжить перечисление…


16. Профессионализм на дипломатической работе – это…


17. Каковы основные обязанности государственного служащего дипломатической службы?


18. Ныне в России действует следующая система дипломатических рангов:

а) Чрезвычайный и Полномочный Посол;

б) Чрезвычайный и Полномочный Посланник 1 класса;

в) Чрезвычайный и Полномочный Посланник 2 класса;

д) советник 1 класса;

е) продолжить перечисление…



19. В соответствии со ст. 6 федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» и Перечнем государственных должностей федеральных государственных служащих должности дипломатической службы подразделяются на пять групп:

а) высшие государственные должности государственной службы;

б) главные…

в) продолжите перечисление…


20. Департамент кадров МИД России осуществляет ряд функций, систематизировать которые можно следующим образом:

а) функции стратегического развития кадров дипломатической службы;

б) функции нормативно-правового обеспечения кадровой работы и дипломатической службы;

в) управленческие функции;

г) продолжить перечисление…


21. Личное дело дипломатического служащего формируется из следующих документов:

а) заявление о приеме на работу;

б) анкеты;

в) автобиографии;

г) продолжить перечисление…


22. Существующая в России система непрерывного профессионального образования дипломатических кадров предполагает следующие основные этапы обучения кадров:

а) первичное обучение для лиц, впервые принятых на дипломатическую службу (в течение первого года работы);

б) продолжить…


23. Чаще всего основанием для классификации стилей управления ученые выбирают критерий соотношения единоначалия и коллегиальности. Исходя из этого предлагается следующая классификация стилей:

а) авторитарный, или директивный стиль руководства;

б) продолжить…


24. Назовите основные пути оптимизации стиля служебных отношений в системе дипломатической службы.

25. Каким должностным лицам в системе МИД России выплачивается денежное вознаграждение?


26. Важнейшими отличительными качествами дипломатической информации являются:

а) ее актуальность;

б) продолжить перечисление…



27. Экономическая дипломатия – это…


28. Перечислите основные цели и задачи экономической дипломатии России.


29. Культурная дипломатия – это…


30. Перечислите основные цели и задачи культурной дипломатии России.


31. В соответствии с действующими нормами протокольной практики все визиты на высшем и высоком уровне по характеру приема подразделяются на следующие категории:

а) государственные визиты;

б) официальные визиты;

в) продолжить…


32. Пресс-служба Министерства иностранных дел Российской Федерации решает следующие задачи: (перечислить).


33. Документы в целом должны отвечать ряду важнейших требований. Прежде всего это:

а) достоверность;

б) целенаправленность;

в) продолжить…


34. Обязательными реквизитами официального документа являются:

а) государственный герб Российской Федерации;

б) справочные данные об организации;

в) наименование вида документа;

г) продолжить…


35. Все документы, составляющие документационное обеспечение дипломатической службы, подлежат особой систематизации, обеспечивающей их сохранность и оперативный поиск. Документы группируются в отдельные дела по следующим принципиальным признакам:

а) номинативный (по разновидности документов): вербальные и личные ноты, справки и т.п.;

б) авторский (по авторам документа дела): документы Коллегии Министерста, министра, заместителей министра и т.д.;

в) продолжить…


36. К числу важнейших документов дипломатической переписки относятся:

а) ноты (вербальные и личные);

б) памятные записки;

в) продолжить…


37. Чем отличается вербальная нота от личной?


Вопросы для зачета

1. Консульско-дипломатическая служба Российской Федерации как объект изучения.


2. Цели, задачи и принципы консульско-дипломатической службы России.

3. Основные этапы становления российской дипломатической службы.

4. Советская дипломатическая служба.

5. Дипломатическая служба в системе государственной службы Российской Федерации.

6. Центральные органы внешнеполитических сношений России.

7. Международно-правовой статус диппредставительств, консульских учреждений и их персонала.

8. Дипломатические представительства: статус, формы и методы служебной деятельности.

9. Представительства МИД России на территории Российской Федерации.

10. Консульская служба и ее функции.

11. Гражданство Российской Федерации и связанные с этим задачи консульской службы.

12. Иммунитеты и привилегии дипломатических представительств и их персонала.

13. Иммунитеты и привилегии консульских учреждений и их персонала.

14. Особенности консульских отношений со странами СНГ и Балтии.

15. Деятельность консульской службы Российской Федерации на территории Сибирских регионов.

16. Особенности дипломатической службы в специальных миссиях и постпредствах России при международных организациях.

17. Государственный служащий дипломатической службы: понятие, статус, компетенция.

18. Понятие и особенности прохождения дипломатической службы.

19. Безопасность дипломатической службы.

20. Организационно-кадровое обеспечение дипломатической службы.

21. Стиль управления и его роль в оптимизации служебных отношений.

22. Денежное содержание работников дипломатической службы.

23. Информационно-аналитическая функция дипломатической службы.

24. Экономическая и культурная работа МИД России и его загранпредставительств.

25. Протокольная служба.

26. Дипломатическая служба и средства массовой информации.


27. Документационное обеспечение и дипломатическая переписка в международных отношениях.

28. Консульско-дипломатические отношения России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.


8. Рейтинг качества освоения модуля (дисциплины)


Рейтинг-план освоения модуля (дисциплины)

«Консульско-дипломатическая служба в Российской Федерации »

(направление «Зарубежное регионоведение»)

Лектор: профессор кафедры истории и регионоведения В.В. Петрик


Лекции – 26 часов

Семинары – 18 часов

Контроль – зачет Таблица 3


недели

Текущий контроль

Теоретический материал

Практическая деятельность

итого

разделы

Вопросы

Баллы

Темы

Задания

Проблемы

Баллы

Баллы

1.

1.

Методологические аспекты курса «Консульско-дипломатическая служба в Российской Федерации».

4

Вводная

Входной контроль знаний

Уровень подготовки по проблемам дипломатии и и внешней политике Российской Федерации.


6

10

2.

2.

Дипломатическая служба как вид государственной службы: возникновение и развитие.


2



Возникновение и развитие дипломатического и консульского института в России.

Изучить особенности этапов становления и развития институтов консульской и дипломатической службы в России.

Выяснить роль дипломатических реформ Петра I в становлении профессиональной дипломатической службы в России.

6



8



3.

3.

Продолжение темы

Контрольная работа

2


10

Продолжение темы

Продолжение темы

Продолжение темы

6


22

18

4.

4.

Структура и функции дипломатической службы Российской Федерации

4



Дипломатическая служба Российской Федерации, ее структура и организация.

Особенности международно-правового регулирования статуса дипломатических представительств и их персонала.

Выяснить особенности дипломатической службы в специальных миссиях и постоянных представительствах РФ

6

10

5.


5.

Основные направления деятельности консульской службы Российской Федерации


2



Консульские отношения и консульское право.

Изучить основные международно-правовые документы по которым определяются консульские отношения государств.

Консульское обеспечение выезда граждан Российской Федерации за границу и въезда и пребывания иностранных граждан на территории РФ

6



8



6.

6.

Продолжение темы

2

Продолжение темы

Продолжение темы

Продолжение темы

6

8

7.

7.

Прохождение дипломатической службы.

Контрольная работа

4


10

Особенности прохождения дипломатической службы.

Основные этапы и структурные элементы системы прохождения дипломатической службы.

Проблемы безопасности дипломатической службы.

6

20

8.

8.

Кадры дипломатической службы.

2

Интеллектуально-кадровый потенциал дипломатической службы.


Изучить особенности и принципы кадровой политики в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации.

Основные пути оптимизации стиля служебных отношений в системе дипломатической службы.

6

8

9.

9.

Основные направления и формы работы дипломатической службы.

4

Дипломатическая служба, ее основные направления и формы.

Изучить роль информации в системе дипломатической службы, протокольную службу и взаимодействие дипломатической службы и СМИ.

Организация документационного обеспечения дипломатической службы.

6

10










46










54

100







Зачет

15
















.

























Составитель: доктор исторических наук, профессор В.В. Петрик


Зав. каф. истории и регионоведения,

доктор исторических наук, профессор Н.В. Трубникова


Памятка


студентам ГФ (специальность «Регионоведение», направление «Зарубежное регионоведение») по организации рейтинговой системы по дисциплине

«Консульско-дипломатическая служба в Российской Федерации»


Лекции – 26 час.

Семинары – 20 час.


В течение семестра оцениваются следующие виды работ:


1. Посещение лекций – 2 балла.

2. Посещение семинаров – 0 баллов.

3. Выступление аналитического характера с использованием документов, литературы – 2–4 балла.

4. Выступление с дополнением – 1–3 балла.

5. Выступление с докладом – 3–4 балла.

6. Рубежные контрольные работы (2) – 22 балла.

7. За значительные достижения при участии в олимпиадах и конкурсах студенческих работ – до 10 баллов.


Максимальная сумма баллов – 100.

Минимальная сумма балов – 55

Оценочные критерии:


Итоговая оценка Традиционная оценка Литерная оценка

96–100 Отлично А+

90–95 Отлично А

__________________________________________________________________

80–89 Хорошо В+

70–79 Хорошо В

_______________________________________________________________

65–69 Удовлетворительно С+

55–64 Удовлетворительно С

_______________________________________________________________

55–100 Зачтено D

______________________________________________________________


0–54 Неудовлетворительно/не зачтено F


  • Для допуска к экзамену/зачету студенту необходимо набрать не менее 55% баллов, отведенных на текущую аттестацию (КТ 2). При меньшем количестве аттестационный балл ввести нельзя.

  • Экзамен/зачет считается несданным при получении менее 22 баллов (менее 55 баллов – для студентов, обучающихся по классической модели заочной формы обучения). Соответственно, несмотря на суммарный балл, студенту ставится оценка «неудовлетворительно».

  • В экзаменационный лист вносится балл за КТ 2 и аттестационный балл. Введенный балл за КТ 2 не может быть меньше полученного студентом ранее.



<< предыдущая страница   следующая страница >>