litceysel.ru
добавить свой файл
1


Рабочая программа практического курса основного иностранного языка


1 КУРС

Итоговый контроль предусматривает:


А. В устной части:

- спонтанный перевод с русского языка на английский (с минимальной паузой);

- исправление грамматических ошибок (если они допущены в предложении) и краткое, четкое, релевантное изложение правил на русском языке.

Б. В письменной части

- восстановление предложений по элементам, заданным на английском или русском языке (с опорой /без опоры на сюжет или картинку);

- перевод с русского языка на английский;

а также возможно:

- завершение предложений с развитием идеи;

- перевод с английского на русский;

- коррекцию ошибок без объяснений;

- заполнение (со множественным выбором или без);

- объяснение разницы в значении (на русском языке);

- объяснительный перифраз.


Набор заданий (количество и сложность) в итоговом тесте может варьироваться в зависимости от уровня (А,В,С). Соответственно, различается и количество очков, присуждаемых или снимаемых за предложения разного уровня.


В. Грамматический материал, необходимый для формирования лингвистической компетенции обучаемых.


Тема 1. Структура предложения и элементарное согласование.

Различные типы предложений, особенности их структуры. (Относительная фиксированность порядка слов в английском языке.) (Элементарные случаи инверсии.) Основные проблемы построения вопроса. Порядок слов в придаточных предложениях. (Побудительные предложения в утвердительных и отрицательных формах.)

Основные принципы согласования подлежащего и сказуемого в английском предложении. Подлежащее и предикатив. Согласование в различных временных формах английского языка. (Проблемы согласования в повествовательном и вопросительном предложениях.) (Собирательные существительные. Местоимение и согласование.)



Тема 2. Существительное: число и падеж.

Исчисляемые и неисчисляемые существительные. Стандартные и нестандартные формы множественного числа, их написание и произношение. (Особенности собирательных существительных.) (Средства выражения количества при использовании неисчисляемых существительных.) ( Артикль с исчисляемыми и неисчисляемыми существительными.) Элементарное согласование при употреблении различных типов существительных в роли подлежащего. (Место падежных форм в грамматической системе английского языка.) (Особенности употребления падежного окончания. Различные значения притяжательных форм.) (Притяжательные формы и сочетание с предлогом «of». Притяжательный падеж и артикль. Абсолютные формы. Так называемый «group progressive». Некоторые идиоматические выражения с существительным в притяжательном падеже.)


Тема 3.Местоимения.

Существительное и местоимение. Различные подклассы местоимений, особенности их значений и функционирование. (Особый статус и многофункциональность местоимений.) Число и падеж в различных классах местоимений. Личные и притяжательные местоимения. Абсолютные формы притяжательных местоимений. Возвратные местоимения и возвратное значение в английском языке. (Эмфатическое использование возвратных местоимений.) (Выражение взаимной направленности английских местоимений.) (Неопределенные местоимения в различных типах предложений. Местоимения и отрицание. Вопросительные местоимения в структуре английского предложения. Так называемое местоименное согласование.)


Тема 4. Числительное и другие слова количества.

а) Подклассы английских числительных. Основные словообразоваательные модели. Употребление артиклей с числительными. (Функция числительных в предложении. Даты, телефоны, дрби и т. п., особенности употребления числительных: написание и произношение, элементарное согласование.) Числительное и существительное.

б) Понятие количества и различные средства его выражения в языке. Английские слова количества и возможности их систематизации. Особенности употребления слов количества с различными типами существительных. (Степени сравнения некоторых слов количества.) (Слова количества и их сочетание с местоимениями и числительными. Ограничения в использовании некоторых слов количества.)



Тема 5. Прилагательное и наречие.

Значение признака и особенности его выражения прилагательными и наречиями. Различные подклассы прилагательных. Значение прилагательного и степени сравнения. Особенности образования степеней сравнения и трудности их написания. Артикль со степенями сравнения. (Интенсификаторы и их сочетаемость со степенями сравнения.) Конструкции со значением сравнения в английском языке. (Особенности употребления некоторых прилагательных в стуктуре предложения.)

Сопоставление позиций прилагательного и наречия в английском предложении. Омонимичные прилагательные и наречия. Проблемы употребления наречий типа hard/hardly. (Семантические подклассы наречий и особенности их употребления в предложении.) Степени сравнения наречий, особенности образования и использования в предложении. (Интенсификаторы.)


Тема 6. Артикль.

Назначение артикля в английском языке. Системные отношения между различными артиклями и другими определителями существительных. Артикли с исчисляемыми и неисчисляемыми существительными в различных их формах. (Употребление артикля с определенными типами наименований (географическими названиями, названиями кинотеатров и т. п.) Структура предложения и артикль. Артикль и актуальное членение предложения.)


Тема 7. Предлоги.

Роль предлога в английской грамматической системе. Падежи и предлоги. Временные и пространственные предлоги в английском языке. Основные устойчивые сочетания глаголов, прилагательных и существительных с предлогами. (Предлоги в дополнениях и обстоятельствах. Сочетания предлогов с вопросительными словами.)


Тема 8. Модальные глаголы (элементарные сведения).

Модальность и различные свойства ее выражения в английском языке. Модальные глаголы и особенности выражения модальности в них. Основные особенности глаголов, выражающих необходимость и возможность. Утвердительные и отрицательные формы модальных глаголов, основные их значения. Особенности построения вопросительных предложений с модальными глаголами. (Формы прошедшего и будущего времени, формы наклонения. Модальные глаголы в просьбах, запрещениях и разрешениях.)



Тема 9. Глагол: Видо-временные формы

а) Неопределенные времена: настоящее, прошедшее, будущее.

Обобщенное и частное значение английских форм неопределенного времени. Единичные и повторяющиеся действия. Постоянные характеристики. Употребление настоящего в значении прошедшего и прошедшего в значении настоящего. Ограничения в использовании будущих форм. (Будущее в прошедшем и контексты его употребления. Неправильные глаголы в прошедшем времени. Сочетание неопределенных форм с наречиями.)


б) Длительные видо-временные формы: настоящее, прошедшее, будущее.

Идея развития и так называемые длительные формы английского глагола, ограничения в их использовании. (Особенности построения и произношения.) Контекстные значения форм настоящего, прошедшего и будущего времени. (Системные соотношения длительных форм с неопределенными формами.)


в) Перфектные формы английского глагола: настоящее, прошедшее, будущее. Длительные и перфектные формы.

Место перфектных форм в английской грамматической системе. Соотношение перфектных и неопределенных форм при описании прошлых действий. Перфектные формы в английском языке и русские видовые формы. Различные контекстные значения английских перфектных форм, условия их реализации. (Сочетание перфектных форм с наречиями. Перфект в вопросительных предложениях. Перфект и так называемое согласование времен. Неправильные глаголы в перфектных формах.)

Значение завершенности и развития в английских видо-временных глагольных формах. Общие и контекстные значения длительных перфектных форм. (Длительные и недлительные перфетные формы.)


1.4.2.Тематический план по практической грамматике

Семестры 1,2


Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе аудиторных

СРС










всего

практ.

к/р







Введение

2

2

2







1

Структура предложения и элементарное согласование

22

14

14

(0,5)

8

2

Существительное

24

16

16

(0,5)

8

3

Местоимение

18

12


12

(0,5)

6

4

Числительное и другие слова количества

18

12

12

(0,5)

6

5

Предлог

12

8

8

(0,5)

4




Повторение и итоговый контроль

6

4

4

(1)

2




Итого за 1 семестр

104

68

68

(3)

34

6

Прилагательное и наречие

20

14

14

(0,5)


6

7

Артикль

17

12

12

(0,5)

5

8

Модальные глаголы (элементарные сведения)

11

8

8

(0,5)

3

9

Видо-временные формы глагола

48

28

28

(4)

20

А)

Неопределенные или простые ( past, present, future)

13

8

8

(1)

5

Б)

Длительные ( past, present, future) и сравнение с простыми

15


8

8

(1)

7

В)

Перфектные формы английских глаголов (past, present, future), перфектные длительные формы; сравнение с другими видо-временными формами и видо-временные формы в косвенной речи

20

12

12

(2)

8




Комплексное повторение

12

10

10

(1)

2




Итоговый контроль

4

4

4

(1)







Итого за 2 семестр

108

72

72

(6,5)

36




Итого за год

210

140

140

()

70


Примечание: время, отведенное на контроль входит в общее количество часов на практические занятия.


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


Основное учебное пособие

1. Практический курс английского языка для I курса / Под ред. В.Д.Аракина.- М.:Владос, 200 .- с.


Дополнительная литература

1. Антонова Л.А., Клевина М.Н., Секанова Р.Ф. Freshers’ Gram mar: Drill for Skill Учебное пособие. – Воронеж: ВГПУ, 2005. – 220с.

2. Антонова Л.А. Основы английской грамматики: Грамматический минимум для абитуриентов и студентов I курса. – Воронеж: Изд-во ВГПУ, 1997. – 27с.


  1. Антонова Л.А., Бахметьева И.А., Клевина М.Н., Секанова Р.Ф., Солодовченко Л.Н., Ходакова Л.Н. Классы слов и их использование в предложении. Грамматический минимум по английской морфологии: Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 033200-«Иностранный язык» – Воронеж: ВГПУ, 2002. – 66с.

  2. Лич Дж. Коммуникативная грамматика английского языка: Пособие для учителя. – М.:Просвещение,1983. – 304с.