litceysel.ru
добавить свой файл
1
Муниципальное общеобразовательное учреждение


средняя общеобразовательная школа № 4


«Утверждаю»

Приказ №____ от «____»_________200__года

Директор школы ___________Л.К. Дурынина


Рабочая программа

спецкурса по физике


Составитель: Романова Н.Е.,

учитель физики


Переславль-Залесский

2005

Пояснительная записка


Настоящая программа составлена с целью расширения рабочей программы по физике базового уровня для 10 класса. Программа направлена на достижение следующих требований к уровню подготовки выпускников:

- владение основными понятиями и законами физики, в частности, вычислять:

1. скорость и путь при равноускоренном прямолинейном движении;

2. центростремительное ускорение;

3. дальность полета тела, брошенного горизонтально, и высоту подъема тела, брошенного вертикально;

4. ускорение тела по заданным силам, действующим на тело, и его массе;

5. скорости тел после неупругого столкновения по заданным скоростям и массам сталкивающихся тел;

6. скорость тела, используя закон сохранения механической энергии;

7. период колебаний математического маятника, груза на пружине;

8. установившуюся температуру, используя уравнение теплового баланса;

9. неизвестный параметр идеального газа по заданным его параметрам с помощью уравнения Клапейрона - Менделеева или основного уравнения МКТ газов;

10. изменения внутренней энергии вещества при теплоотдаче и совершении работы;

11. силу взаимодействия между двумя точечными неподвижными зарядами;

- понимание сущности метода научного познания окружающего мира, в частности, используя теоретические модели, объяснять физические явления:

1. независимость ускорения от массы тел при их свободном падении;

2. затухание механических колебаний маятников (нитяного и пружинного);

3. возможность услышать звуковой сигнал от источника, скрытого за препятствием;

4. необходимость теплопередачи для осуществления изотермического процесса;

5. нагревание газа при его быстром сжатии и охлаждение газа при его быстром расширении;

6. повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде;

7. электризация тел при их контакте и др.

Достижение указанных целей планируется реализовать путем использования дополнительного часа для решения задач по тематическим блокам в поддержку основного курса, так как времени для решения задач там отводится катастрофически мало. Учитывая уровень подготовки учащихся 10 «В» класса, считаю такое использование целесообразным и оправданным.

Программа рассчитана на 35часа (1 час в неделю).


Календарно-тематический план


№ п./п.

Наименование разделов и тем

Всего часов

I

Кинематика материальной точки

4

1.1

Решение задач по теме «Прямолинейное равномерное движение»

1

1.2

Решение задач по теме «Прямолинейное движение с постоянным ускорением»

1

1.3

Решение задач по теме «Баллистическое движение»


1

1.4

Решение задач по теме «Кинематика периодического двимжения»

1

II

Динамика материальной точки

4

2.1

Законы Ньютона

1

2.2

Силы в природе

1

2.3

Закон всемирного тяготения

1

2.4

Применение законов Ньютона

1

III

Законы сохранения

2

3.1

Закон сохранения импульса. Работа силы. Потенциальная энергия сил гравитации и упругости. Кинетическая энергия. Мощность.

1

3.2

Закон сохранения механической энергии. Абсолютно упругое и абсолютно неупругое столкновения.

1

IV

Динамика периодического движения

2


4.1

Движение тел в гравитационном поле.

1

4.2

Динамика свободных колебаний

1

V

Релятивистская механика

2

5.1

Релятивистский закон сложения скоростей

1

5.2

Взаимосвязь массы и энергии

1

VI

Молекулярная структура вещества

2

6.1

Масса атомов. Молярная масса

1

6.2

Агрегатные состояния вещества

1

VII

Молекулярно-кинетическая теория идеального газа

4

7.1

Температура

1

7.2

Основное уравнение МКТ

1


7.3

Уравнение Менделеева-Клапейрона

1

7.4

Изопроцессы

1

VIII

Основы термодинамики

3

8.1

Внутренняя энергия. Работа газа при изопроцессах

1

8.2

Адиабатный процесс. Тепловые двигатели

1

8.3

Законы термодинамики

1

IX

Жидкость и пар. Твердое тело

3

9.1

Испарение и конденсация. Влажность воздуха

1

9.2

Кристаллизация и плавление твердых тел

1

9.3

Механические свойства твердых тел

1

Х

Механические и звуковые волны

2


10.1

Механические волны, их параметры

1

10.2

Звуковые волны, характеристики звука

1

XI

Силы электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов

3

11.1

Закон сохранения электрического заряда

1

11.2

Закон Кулона

1

11.3

Принцип суперпозиции электростатических полей

1

XII

Энергия электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов

3

12.1

Работа сил электростатического поля, потенциал

1

12.2

Электрическое поле в веществе

1

12.3

Электроемкость. Энергия электростатического поля

1

Итоговый зачет по спецкурсу



ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Освоив данную программу, десятиклассник овладеет основными понятиями и законами физики, а именно:

соотносить указанные в «Обязательном минимуме содержания…» понятия с теми свойствами тел и процессов, для характеристики которых эти понятия введены в физику;

раскрывать смысл физических законов и принципов, указанных в «Обязательном минимуме содержания…»;

вычислять и определять основные параметры тел и процессов; описывать преобразование энергии.

Считаю, что эта программа в совокупности с основной рабочей программой для 10 класса позволит подготовить учащихся к успешной сдаче экзамена по физике в любой форме.


Методическое обеспечение программы


  1. В.А.Касьянов, В.А. Коровин: Тетрадь для лабораторных работ – 10 кл. М., Дрофа,2002г.

  2. В.А.Касьянов: Тематическое и поурочное планирование – 10 класс. М., Дрофа,2002г.

  3. И.А.Иродова: Физика. Сборник заданий и тестов 10-11. М., Владос,2001г.

  4. Л.А.Кирик: Физика. Самостоятельные и контрольные работы. Механика. Молекулярная физика. Электричество и магнетизм. Москва-Харьков, Илекса, 1999г.