litceysel.ru
добавить свой файл
1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 31»


РАЗРАБОТКА УРОКА ГЕОГРАФИИ

Тема: « Западная Сибирь»

Класс: 8


Учитель географии

Школы № 31


Л.Е. Абашина



г. Орел




УРОК ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ.


Задачи урока:


сформировать целостную систему знаний об особенностях природы Западной Сибири; развивать умения применять теоретические знания к конкретной территории.


Оборудование:

физическая карта Западной Сибири, атлас, контурные карты, раздаточный материал для работы в группах, интерактивная карта Западной Сибири, интерактивные пособия, карточки – инструктажи, материалы для изготовления коллажа.


Методы и формы обучения.



  1. По источнику знаний – вербальные, наглядные, практические.

  2. По характеру познавательной деятельности учащихся – репродуктивные, поисковые.

  3. Групповая работа.



План урока.



  1. Организация класса. Постановка учебной задачи.

  2. Работа в группах.

  3. Обсуждение.

  4. Закрепление.

  5. Задание на дом.

  6. Подведение итогов.

Ход урока.


1.Организация класса. Погружение в тему урока.


На доске четверостишие.

«И снова белеющий снежный покров

Степной неизмеренной шири,

И белые тайны дремучих лесов

Бескрайно – великой Сибири».

Драверт П.Л.


«Нет ничего в мире, что можно было бы

поставить в один ряд с Сибирью».

В.Распутин.

Как вы уже поняли, речь сегодня пойдет о Сибири.


А именно, о Западной Сибири. Цель нашего урока – выяснить особенности природы этого района нашей страны.


История присоединения Сибири к России - это история открытий русских землепроходцев, промышленных и служилых людей.


-С похода, какого землепроходца в 1581 – 1584 годах началось быстрое освоение и заселение русскими Сибири? (Ермак)


-Давайте рассмотрим географическое положение Западной Сибири. Работа с атласами физическая карта Западной Сибири.


-С какими крупными природными районами граничит Западная Сибирь на западе и востоке, на севере и на юге. ( между Уралом и Енисеем, с севера на юг она протянулась от берегов Карского моря до предгорий Алтая и Казахского мелкосопочника на 2500 км).


Нанесите на контурные карты природные рубежи Западной Сибири и крупные полуострова. Какие полуострова вы нанесли на к.к. (Ямал, Гыданский).


На компьютере показываю п-ов Ямал. (интерактивная карта)


2. Работа в группах.


А теперь давайте выясним особенности природы этого района.

Для этого поработаем в группах. Для каждой группы дано своё задание. Одни будут исследовать рельеф и тектонику равнины, другие - особенности климата, третьи внутренние воды и причину заболоченности, четвертые – природные зоны. Итогом этой работы будет коллаж. На столах лежат инструктажи, рабочие листы, где лидер группы отмечает правильные ответы каждого участника группы, тексты, карты.


На работу групп отводится 5 минут.


Задание для 1 группы.


Выяснить, как история формирования и тектоническое строение оказали влияние на рельеф Западной Сибири.

Используем текст учебника, карты. Методом наложения карт выясняем особенности рельефа.


Карточка – инструктаж. Рельеф.


  1. Используя тектоническую карту, определите, что лежит в основании Западной Сибири.


  2. Рассмотрите формы рельефа, сделайте вывод о высотах.

  3. Прочитайте текст об истории формирования Западной Сибири.

  4. Сделайте вывод, как история формирования и тектоническое строение, оказали влияние на рельеф Западной Сибири.

  5. Нанесите на контурные карты все формы рельефа, тектонику Западной Сибири и время происхождения.



Текст.


Длительное прогибание Западной Сибири сменилось на значительной части её территории поднятием малой амплитуды. Северная и центральная части равнины продолжают погружаться. С характером новейших движений связаны небольшие абсолютные и относительные высоты и однообразный плоский рельеф равнины.


Задание для группы 2. Климат.


Определить тип климата Западной Сибири, пользуясь климатической картой.


Карточка – инструктаж.



  1. Определите летние и зимние изотермы на севере и юге.

  2. Определите количество осадков на севере и юге.

  3. Определите годовую амплитуду(разница между летними и зимними температурами).

  4. Объясните, почему так сильно отличается климат северной части от климата южной.

  5. Определите тип климата Западной Сибири.



Задание для группы 3. Внутренние воды.


Карточка – инструктаж.



  1. Определите, к какому бассейну относятся реки Западной Сибири.



  1. Пользуясь картой, определите крупнейшие речные системы Западной Сибири и нанесите их на контурные карты.

  2. Прочитайте текст. Укажите причины заболоченности Западной Сибири.

  3. Предложите решение проблемы заболоченности района.



Текст.

Более 80% территории Западной Сибири относится к области избыточного увлажнения и достаточного увлажнения. Избыточное увлажнение в сочетании с малыми абсолютными и относительными высотами и слабой дренированностью обусловливает очень сильную заболоченность территории. Заболоченность – одна из характернейших особенностей природы Западной Сибири. Плоский рельеф, слабый врез речных долин, обилие меандр (остатки русла рек), избыточное увлажнение – вот причина интенсивного заболачивания поверхности. Весеннее – летнее половодье Оби и Иртыша очень продолжительное (все или почти все короткое лето). Высокий уровень воды в реках вызывает подъём грунтовых вод и усиливает заболачивание.


Задание для группы 4. Природные зоны.


Пользуясь картами атласа, определите природные зоны Западной Сибири.

Распределите имеющиеся картинки с представителями флоры и фауны по соответствующим им природным зонам. Итогом вашей работы будет коллаж. Наклейте на контурную карту картинки и подпишите на ней природные зоны.


3.Обсуждение.


Итак, начинаем обсуждение наработанного материала. Каждая группа сейчас будет отчитываться по своим темам. Все остальные слушают и выполняют задания, которые в конце урока я соберу и выставлю за них оценки.


Первая тема у нас «Особенности рельефа Западной Сибири». Ребятам нужно было, работая с картами и текстом, выяснить, как история формирования и тектоническое строение оказали влияние на рельеф Западной Сибири. Всем учащимся в ходе ответа группы нужно нанести на контурные карты: все формы рельефа, тектоническую структуру, лежащую в основании Западной Сибири.

1 группа. Особенности рельефа западной Сибири.


В основании Западной Сибири лежит молодая Западно - Сибирская плита, которая длительное время прогибалась. Затем в неоген –четвертичный период произошло незначительное поднятие малой амплитуды. Этим и объясняется однообразный плоский рельеф Западной Сибири. Формы рельефа: в местах поднятий расположены Сибирские Увалы, Ишимская равнина, Барабинская низменность, Васюганская равнина.


2 группа. Особенности климата Западной Сибири.


Задание всему классу: определить тип климата Западной Сибири.



  1. Летние изотермы от +5 на севере до +20 на юге.

  2. Зимние от -15 на ю-з до -30 на с-в.

  3. Количество осадков 400 – 600 мм в год

  4. Разница средних температур 35 градусов.
  5. Климат северной части отличается от климата юга Западной Сибири из-за большой протяженности равнины.




Вывод: климат Западной Сибири – континентальный.


Давайте посмотрим, как обстоит дело с реками Западной Сибири. Осадков здесь немного. Может быть, и реки здесь небольшие.


Группа 3. Реки Западной Сибири.


Задание классу.


Нанести на контурную карту крупные реки Западной Сибири.



  1. Реки Западной Сибири принадлежат к бассейну Карского моря.

  2. Самая крупная река Обь с притоком Иртыш.



Избыточное увлажнение в сочетании с малыми абсолютными и относительными высотами и слабой дренированностью обусловливает очень сильную заболоченность территории. Плоский рельеф, слабый врез речных долин, обилие меандр (остатки русла рек), избыточное увлажнение – вот причина интенсивного заболачивания поверхности. Весеннее – летнее половодье Оби и Иртыша очень продолжительное (все или почти все короткое лето). Высокий уровень воды в реках вызывает подъём грунтовых вод и усиливает заболачивание.


Чтобы решить проблему заболоченности, которая мешает освоению ресурсов Западной Сибири, надо ускорить сток рек, которые текут очень медленно из – за плоского рельефа, и перераспределить его по сезонам года. Для

Этого в верховьях рек нужно построить водохранилища. На равнине спрямлять русла рек, чтобы они так сильно не петляли. На спрямленных участках увеличиваются продольные уклоны и возрастает скорость течения. Проводить в некоторых местах осушение.

Интерактивная карта «Обь». « Озеро Чаны». «Васюганская равнина»


Группа 4. Природные зоны Западной Сибири.



  1. Природные зоны Западной Сибири: тундра, лесотундра, лесная зона, лесостепь и степь.

  2. Представляют коллаж.


Итак, мы рассмотрели особенности природы Западной Сибири. Это величайшая равнина земного шара площадью около 3млн.км2 имеет форму трапеции. Границами являются отчетливо выраженные естественные рубежи. На севере Карское море, на юге Казахский мелкосопочник, на западе – Уральские горы, на востоке – р.Енисей. В основании равнины лежит молодая плита, центральная и северная части которой продолжают опускаться. Из – за чего равнина имеет форму чаши. Климат равнины континентальный.

Мы с вами знаем, что территория нашей страны неоднократно подвергалась оледенению, в том числе и территория Западной Сибири. Ученые до сих пор спорят о количестве оледенений. Одни говорят о нескольких, другие об одном оледенении. Но из –за континентальности климата и небольшого количества осадков, ледники в Западной Сибири были маломощны, малоподвижны и не оставили после себя мощных моренных накоплений. Вот почему в рельефе этой равнины мы не увидели моренных холмов, как на Восточно – Европейской равнине. Здесь мы видим взаимосвязь рельефа и климата. Равнинность территории благоприятствует свободному обмену воздушными массами между северными и южными районами и постепенному нарастанию тепла в южном направлении. Для севера равнины характерны длительная суровая зима и прохладное влажное лето, а для южных районов – умеренно холодная зима и сухое теплое лето. В северной части равнины распространена многолетняя мерзлота. Самая крупная водная артерия - Обь с притоком Иртыш относится к числу величайших рек земного шара. Обь образуется при слиянии Бии и Катуни, берущих начало на Алтае, и впадает В Обскую губу Карского моря. Среди рек России она занимает первое место по площади бассейна и третье по водности. Флора Западной Сибири бедна видами, в отличие от фауны. Как считают ученые, причина – оледенение. В тундре растут лишайники и мхи. К югу от тундры простирается полосой примерно 100-150 км лесотундра. Как переходная зона между тайгой и тундрой она представляет собой мозаичное сочетание участков редколесий, болот, зарослей кустарников. Северный предел древесной растительности представлен криволесьями лиственницы, занимающей участки по долинам речек. Основным типом лесов являются темнохвойные леса с преобладанием ели сибирской, пихты сибирской и сосны сибирской (кедра). Западно-Сибирская равнина характеризуется исключительной обводненностью и заболоченностью. Древесная растительность лесостепной зоны представлена березовыми и осиново-березовыми лесами, а за ними разнотравно-злаковая степь.



4. Закрепление


Тест

Установите соответствие:


Часть границы


  1. запад; А. Природный рубеж

  2. восток. Б. Уральские горы

В. Казахский мелкосопочник

Г. Река Енисей.



  1. Территория Западной Сибири имеет общий уклон:



  1. к северу;

  2. к югу.



  1. Более низменный плоский рельеф Западной Сибири связан :



  1. с большей глубиной залегания фундамента;

  2. с особенностями новых движений земной коры.



  1. Нарастание континентальности климата Западной Сибири проявляется:



  1. в более холодной зиме;

  2. в более холодной зиме и большем количестве осадков.



  1. В Западной Сибири имеется следующий спектр природных зон:



  1. от арктических пустынь до лесостепей;

  2. от тундр до степей;

  3. от лесотундр до полупустынь.



Проверьте себя и исправьте ошибки.

Ответы на доске. 1. 1) А; 2) В.

2-1; 3-2; 4-1; 5-2

5. Задание на дом.

Параграф 38. Сравните особенности природы Западной Сибири и Восточно – Европейской равнины.


6.Рефлексия.


Зачем нужно изучать природу своей страны? Скажите, какое практическое значение имеют знания, полученные вами на уроке? Где вы их можете применить, скажем, в будущем?

Сдайте свои контурные карты с выполненными заданиями и рабочие листы.


7. Выставление оценок.


Рабочий лист

Фамилия

















1
















2
















3
















4
















5
















6


































Тест



  1. Установите соответствие:



Часть границы

  1. запад; А. Природный рубеж

  2. восток. Б. Уральские горы

В. Казахский мелкосопочник

Г. Река Енисей.



  1. Территория Западной Сибири имеет общий уклон:



  1. к северу;

  2. к югу.



  1. Более низменный плоский рельеф Западной Сибири связан :



  1. с большей глубиной залегания фундамента;

  2. с особенностями новых движений земной коры.



  1. Нарастание континентальности климата Западной Сибири проявляется:



  1. в более холодной зиме;

  2. в более холодной зиме и большем количестве осадков.



  1. В Западной Сибири имеется следующий спектр природных зон:



  1. от арктических пустынь до лесостепей;

  2. от тундр до степей;

  3. от лесотундр до полупустынь.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 31»


РАЗРАБОТКА УРОКА ГЕОГРАФИИ

Тема: « Природные зоны Южной Америки»

Класс: 7


Учитель географии

Школы № 31

Л.Е. Абашина


г. Орел


Урок: Природные зоны Южной Америки.


Цели и задачи.

Углубить и конкретизировать знания о широтной зональности. Познакомить с особенностями размещения природных зон на материке, раскрыть причины их образования. Рассмотреть особенности каждой из зон. Познакомить с мерами охраны природы зон.


Средства обучения.


Карты: природные зоны, физическая карта Южной Америки, гербарии, раздаточный материал, фильм о природе Южной Америки, книга для чтения по географии, атласы, учебники, аудиозапись звуков природы.


Методы и формы учебной деятельности.



  1. Рассказ и объяснение с опорой на наглядный материал.

  2. Беседа на основе анализа карт, картин.

  3. Групповая работа.

  4. Работа с текстом и дополнительной литературой.



План урока



  1. Организация класса, постановка учебной цели.

  2. Изучение нового материала.

  3. Закрепление.

  4. Задание на дом.

  5. Подведение итогов.



Ход урока


1.Организационный момент.


2.Погружение в тему урока.


Звучат голоса птиц, шум воды. На этом фоне читаю стихотворение.


Владимир Безладнов.


Если через океан

Плыть к другому берегу,

Попадешь на материк

Южная Америка.

А на том материке

Есть река глубокая,

Из известных в мире рек

Самая широкая.

Там - стеною на пути-

Джунгли непролазные.

Ни индейцу не пройти,

Ни туристу праздному.

Там на водопой спешат

Звери утром ранним,

А в воде кишмя кишат

Страшные пираньи.

Там над Андами парит

Птица кондор,

В джунглях ползает змея-

Анаконда


Если хвост зацепит свой

За большое дерево,

То достанет головой

До другого берега.


Вы уже поняли, что сегодня нас ожидает путешествие по Южной Америке.


Цель нашего урока - описание природных зон материка, знакомство с растениями и животными, а также с их особенностями.


3.Подготовка к восприятию нового материала.


Давайте вспомним, что называется природной зоной?


-Природная зона – это крупный природный комплекс, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительности и животного мира.


-Чем обусловлено образование зон?


-Образование природных зон обусловлено соотношением тепла и влаги.


-Чем отличается широтная зональность от высотной поясности?


-Широтная зональность – это смена природных зон на равнинах, а высотная поясность – в горах.


А теперь познакомимся с природой Южной Америки.


Органический мир Южной Америки, как и Австралии, очень своеобразен.


Как вы думаете почему? (материк давно отделился от других материков)


Прежде чем знакомиться с особенностями отдельных природных зон Южной Америки, проведем небольшое исследование по карте.


Работаем с картой «Природные зоны мира».


-Какие природные зоны существуют на материке?


-Влажные экваториальные леса, переменно – влажные, саванны и редколесья, лесостепи и степи, пустыни и область высотной поясности.


-Какие из них занимают большую площадь?


-Влажные экваториальные леса, саванны и степи.


Почему именно эти зоны занимают наибольшую площадь?


Это связано с климатическими поясами.


В каких климатических поясах расположен материк Южная Америка?

-В - экваториальном, субэкваториальном, тропическом, субтропическом и немного в умеренном.



-Назовите основные признаки зоны экваториальных лесов.


-Много тепла и влаги, поэтому образуется зона влажных экваториальных лесов с очень богатой растительностью.


-Назовите основные признаки зоны саванн.


-Это тропические лесостепи, где имеются два сезона: сухой и влажный и много тепла. Но количества осадков недостаточно для произрастания леса.


- Назовите основные признаки зоны пустынь.


-Выжженная солнцем поверхность, зной, растительность редкая и чахлая, местами отсутствует совсем.



  1. Изучение нового материала.



Природные зоны.


Рассказ учителя сопровождается демонстрацией слайдов (презентация)


По обе стороны от экватора расположены труднопроходимые влажные экваториальные леса, не имеющие себе равных на Земле ни по богатству видами, ни по величине занимаемой ими территории. Называют такой лес – сельва.

Запишите в тетрадь:

Сельва – лес в Южной Америке, заливаемый водой (работа со словарем).


Деревья здесь достигают 80 метров (сейба). Растут дынное дерево, каучуконос гевея, дерево какао, хинное дерево, из коры которого получают лекарство. Деревья увиты лианами, много орхидей, которые растут на деревьях. Это растения эпифиты.

Вспомните из курса биологии, что такое эпифиты. Это растения-паразиты, живущие на других, а влагу поглощают из воздуха

Леса растут на красно-желтых ферраллитовых почвах, содержащих железо, которые малоплодородны.

Животный мир Южной Америки связан с многочисленными древесными ярусами. Кто же может жить в этих дебрях? Н а земле места мало. Надо приспособиться либо к постоянному существованию на деревьях, либо к длительному пребыванию к воде. Поэтому для Амазонии очень характерно обилие цепкохвостых животных, обитающих на деревьях. У воды - тапир, капибара. В реках -гавиаловые крокодилы. В кронах деревьев - обезьяны-ревуны, ленивцы. Из птиц - попугаи-ара, туканы, колибри. Характерны удавы, в том числе анаконда. Встречается муравьед, из хищных - ягуар, пума, оцелот. Животные приспособлены к жизни на деревьях. У них имеются хвосты цепкие когти. Ленивец большую часть времени проводит на дереве, питаются листьями и побегами. Из-за большой влажности воздуха и малоподвижности животного, в его шерсти поселяются водоросли, которые придают ей зеленоватый цвет. Ленивцы прекрасно лазают по деревьям. Н а земле они совершенно беспомощны.


Наземный образ жизни ведут немногие животные – броненосец, большой муравьед, до 3х метров в длину, их которых больше половины приходится на огромный пушистый хвост. Крупный ягуар и небольшой оцелот, серовато-бурая пума и маленький ягуарунди из семейства кошачьих. Это главные хищники сельвы. Они хоть и живут на земле, но также умеют лазать и прыгать по деревьям.

Из копытных это свинья пекари, которой не страшны грязь и болота, и тапир.

Особенно много в амазонских лесах земноводных и пресмыкающихся.

Вспомните из курса биологии, какая среда необходима для размножения лягушек?

Воздух настолько влажен, что некоторым видам древесных лягушек, например, совсем не требуются водоемы для метания икры. Одни склеивают для икры маленькие аквариумы из листьев, другие вынашивают икру в углублениях спины. Отдельные виды лягушек имеют яркую и пеструю окраску. Многочисленны ядовитые ящерицы.

Но, конечно, страшнее всяких лягушек и ящериц «живые лианы» амазонского леса – змеи. То обвивая ветви, то свисая с них прямыми канатами, они зловеще выжидают добычу. И среди них – самая гигантская змея Земли – водяная анаконда, достигающая иногда 11 м в длину.

Полчища летучих мышей пожирают и плоды, и насекомых. Вампир острыми зубами прогрызает маленькую ранку и высасывает у животного кровь. Иногда нападает на человека.

Грозой обезьян, ленивцев и некоторых мелких животных является самый сильный и крупный хищник птичьего мира – птица гарпия.

Редко можно услышать в амазонской сельве красивое пение. Большинство птиц издает резкие, неприятные звуки. Зато окраска порхающих цветков как бы восполняет бедность настоящими цветами. Синие, багряные, лазурные, кроваво-красные с черным, фиолетовые с желтым, сине-желто-зелено-красные и т.д.

Еще более многочисленны различные виды насекомых и пауков, разнообразных по величине и окраске. Красавицы бабочки с размахом крыльев до 30 см, жуки-геркулесы длиной 15 см, пауки-птицееды, пожирающие колибри. Мрак лесных джунглей освещают жуки-фонари, при свете которых можно читать. В Амазонии не хищники и не змеи, а именно насекомые являются настоящим бичом животных и человека. В тропических лесах Южной Америки гнездятся многие виды муравьев. Интересны муравьи-садовники, которые выращивают некоторые эпифитные растения, устраивая свои «сады» на вершинах деревьев, для чего натаскивают туда землю и семена. Известны также бродячие муравьи, или муравьи-кочевники. Не создавая постоянных гнезд, они передвигаются по лесу, истребляя на своем пути мелких насекомых, личинок и даже небольших позвоночных. Большой вред растениям, особенно плодовым деревьям, причиняют муравьи-листорезы, объедающие их листья. Зато другой вид муравьев, гнездящихся в стволах одного из наиболее распространенных деревьев амазонских лесов, — цекропии, избавляет его от паразитов.



Отрывок из книги «По материкам и странам», книга для чтения по географии под ред. Н.П.Смирнова, А.А.Шибанова, стр.20 «Пирайи».

Рекомендую книгу для учащихся.


К северу и югу влажные экваториальные леса сменяются саваннами. Здесь встречаются молочаи, кактусы, мимозы, бутылочные деревья. Восковая пальма дает растительный воск, который соскабливают или вываривают из её больших (длиной до 2м) листьев. Воск используют для приготовления свечей, натирания полов и др. целей. Из верхней части ствола получают саго и пальмовую муку, листья идут для покрытия крыш и плетения различных изделий, корни применяют в медицине, плоды местное население использует в пищу в сыром и вареном виде. Растения Южной Америки представляют собой неисчерпаемый источник природных богатств.


В южной части материка южнее саванн расположены степи – пампа. Работа со словарем. В переводе с языка индейцев – пространство, лишенное древесной растительности. Пампа – это степи в Южной Америке. Здесь плодородные красновато- черные почвы, преобладают злаки. В степях водятся быстрые пампасные олени, пампасная кошка, несколько видов лам, страусы нанду. В саваннах и степях много змей и ящериц. Характерная особенность ландшафтов Южной Америки — большое количество термитников. Некоторые области Южной Америки периодически страдают от нашествия саранчи.

В водоемах Южной Америки есть необычное растение. На одном листе которого может удержаться трехлетний ребенок. Это виктория регия.


Пустыни и полупустыни занимают большую часть умеренного пояса на юге материка. На западном побережье тропического пояса находится пустыня Атакама.

В Андах выражена высотная поясность, причем её характер существенно различается в северной, центральной и южной частях гор. Здесь обитают представители семейства верблюдовых – ламы. Это животные-эндемики. Работа со словарем.

Эндемики – это организмы, обитающие только в одном месте.


В Андах обитают также очковый медведь, некоторые сумчатые. Раньше были широко распространены маленькие эндемичные грызуны шиншиллы (Chinchilla). Их мягкий, шелковистый мех серого цвета считался одним из лучших и дорогих мехов. Поэтому в настоящее время численность шиншиллы сократилась в значительной степени.

Из хищных птиц интересен кондор.


Изменение природы.


Работа с текстом учебника.

Прочитайте статью на стр.179-180 «Изменение природы материка под влиянием деятельности человека». Первый ряд читают первый и третий абзац и выявляют экологические проблемы.

Второй ряд читает с четвертого абзаца до конца и рассказывает нам о мерах, принимаемых для охраны природы материка.

Обсуждение.

Итак, каковы же основные проблемы, связанные с природой материка?

Вырубка лесов, распашка земель, следствие этого – деградация почв, животные лишаются естественных мест обитания и находятся под угрозой исчезновения. Для охраны животных, растений, экосистем в целом создаются заповедники и охраняемые территории.



  1. Закрепление.



Для закрепления нового материала разбиваю учащихся на три группы, каждой даю отдельное задание.


1группа.

Составить коллаж. Разместить фотографии животных и растений по природным зонам Южной Америки на контурной карте.


2 группа.

Соединить половинки слов между собой.

эпи

ягу

кон

та

дор

фит

ар

сей


пир

ба

пи

ва

сель

бар

ка

Эпифит, тапир, ягуар, сейба, сельва, кондор, капибар.


3группа.

Найдите ошибки в тексте.

Амазонская сельва – это степь Южной Америки. Здесь засушливый климат. В сельве обитают представители верблюдовых- ламы, пампасные олени и страусы нанду. Очень много осадков выпадает в пампе. Это непроходимые, влажные леса Южной Америки. Здесь водится анаконда. В реках живут рыбы пираий, которые совершенно безопасны для человека.



  1. Задание на дом.

Выучить параграф 44. Составьте таблицу «Черты сходства и различия природных зон Африки и Южной Америки».



  1. Рефлексия.

Скажите, могут ли вам понадобиться знания, полученные сегодня на уроке? В



  1. Выставление оценок.