litceysel.ru
добавить свой файл
1
Региональная заочная олимпиада по истории 9-11 классы



1. Согласны ли Вы с приведенными ниже утверждениями? Если согласны, напишите «да», если не согласны - «нет». Внесите свои ответы в таблицу.

(Максимальный балл – 5)

1) Со времен Ярослава Мудрого Новгородскими князьями, главным образом, становились старшие сыновья киевского князя.

2) Московские процессы – это политические судебные процессы 1930-х гг. над участниками различных оппозиционных внутрипартийных группировок.

3) Важным направлением внутренней политики Александра III была русификация.

4) Петр I стремился разделить крупные социальные слои с единым статусом на более мелкие социальные группы с различным статусом.

5) В период дворцовых переворотов Россия потеряла Эстляндию и Лифляндию.



1

2

3

4

5

















2. По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий конкретный ответ. Назовите лишний элемент в каждом ряду.

(Максимальный балл – 5).

1) «Георгиевский трактат», «Указ о закрепощении крестьян на Левобережной Украине», «Жалованная грамота дворянству», «Венский трактат» «Грамота на права и выгоды городам Российской империи».

2) Калинин М.И, Шверник Н.М, Ворошилов К.Е., Сталин И.В., Брежнев Л.И.


3) «Проект 42-х», «проект 104-х», «проект 33-х».

4) Обер-егермейстер, генерал-майор, вице-адмирал, ротмистр, полковник, бригадир, штабс-капитан.

5) Мурманск, Тула, Смоленск, Одесса, Севастополь, Волгоград, Брянск Новороссийск, Москва.


3. Прочитайте текст. Журналист, пишущий на исторические темы, попытался рассказать о реформе П.Д. Киселева 1837-1841 гг. Однако в его очерке наряду с информацией о реформе П.Д. Киселева содержатся сведения о реформах, проведенных другими государственными деятелями. Статья состоит из 10 предложений. Они пронумерованы. Разделите их на три группы. Озаглавьте колонки, вписав в них фамилии государственных деятелей. Впишите номера предложений в соответствующие колонки таблицы.

(Максимальный балл – 5).


Реформа П.Д. Киселева

Реформа ...

Реформа ...











1. Крестьяне перестали считаться крепостными и стали считаться временнообязанными.

2. Государственные крестьяне получили самоуправление и возможность решать свои дела в рамках сельской общины.

3. Основным направлением реформы было постепенное изживание сельского общества как коллективного собственника земель.

4. Реформа подразумевала огромную техническую работу по развертыванию тысяч деревень, что могло привести к огромному числу спорных ситуаций.

5. Учреждены округа государственных крестьян и общинно-волостное самоуправление.

6. Были ликвидированы барщинные повинности государственных крестьян в Литве, Белоруссии и на Правобережной Украине, прекращена сдача государственных имений в аренду, душевой оброк заменён более равномерным земельно-промысловым сбором.


7. Крестьянам предоставлялось право выкупа усадьбы и по соглашению с помещиком – полевого надела, до осуществления этого они именовались временнообязанными крестьянами.

8. Размеры полевого надела и повинностей должны были фиксироваться в уставных грамотах.

9. При выходе из общины крестьянин мог требовать, чтобы ему выделяли участок в одном месте (а не в разных местах), а при невозможности этого – получить в качестве компенсации за разрозненные участки некоторые деньги.

10. для управления государственными крестьянами в 1837 г. было создано специальное министерство государственных имуществ.

4. Конец девятнадцатого – начало двадцатого века принято называть «серебряным веком» русской культуры. Почему? Было ли это явление общемировым или оно ограничивалось рамками России? Применительно к каким сферам культуры мы можем использовать понятие «серебряный век»? Назовите наиболее ярких представителей каждой из этих сфер и произведения, ими созданные. Свои ответы внесите в таблицу.


Сфера культуры

Представители

Произведения

...

...

...


(Максимальный балл – 7).


5. Расположите в хронологической последовательности сражения и операции Великой Отечественной войны. КРАТКО укажите значение каждого сражения и его даты.

1) Керченско-Феодосийская операция

2) Смоленское сражение

3) Крымская операция

4) Воронежско-Касторненская операция

5) Калининская оборонительная операция


6) Ясско-Кишеневская операция

7) Берлинская операция

8) Выборгская операция

9) Висло-Одерская операция

10) Ленинградско-Новгородская операция


(Максимальный балл – 5).


6. Найдите и исправьте ошибки в тексте.

(Максимальный балл – 15).

«В 1878 году началась Крымская война. Весной, после неудач под Севастополем, турецкое командование приняло решение о посылке экспедиционного корпуса в Азовское море.

12 мая 1879 года турецкие корабли вошли в Керченский пролив и уничтожили береговые батареи Камышевой бухты. Был объявлен сбор поголовного ополчения казаков. 21 мая турки атаковали морскую крепость Таганрога, но под огнем береговых батарей вынуждены были отступить. Однако на следующий день под прикрытием 17 кораблей морская крепость была взята, а от губернатора Таганрога потребовали сдачи всего города. Губернатор Таганрога Ф.А. Апраксин ответил, что «русские своих городов не сдают». Турки, высадив десант на мысе и Каменной лестнице, подвергли город обстрелу. На помощь Таганрогскому гарнизону были высланы кавалерийская бригада генерала Бакланова и пластунский полк Е.Ф. Грузинова. Получив значительное подкрепление, казаки сбросили десант в море. Турки вынуждены были уйти с таганрогского рейда, но осадили Ейск и сожгли город.

7 июля 1879 года турецкая эскадра прорвалась мимо Таганрога к Ростову-на-Дону, войдя в устье Дона. Флагманский корабль турок «Джаспер» обстрелял Ростов из корабельных орудий, но сел на мель благодаря ростовским рыбакам, которые передвинули бакены. Казаки пересели на лодки и завладели кораблем.

В августе 1879 года турки осуществили второе нападение на Таганрог. Однако они даже не смогли приблизиться к городу. Единственным успехом турецкого флота на Азовском море стал захват Мариуполя, однако без широкого овладения азовским побережьем этот успех не давал никаких военных выгод. 6 сентября турецкая эскадра оставила Мариуполь. В октябре 1879 года союзники турок французы и австрийцы попытались высадить десант в устье Дона, чтобы прорваться к Ростову и перерезать коммуникации с Кавказом. Благодаря храбрым действиям 68-го и 62-го казачьих полков десант был отброшен. 27 октября войсковой атаман Власов рапортовал Александру III, что планы противников, направленные на широкий захват азовского побережья, сорваны».



7. Одного из известных деятелей России конца XIX – начала XX века назвали «российским Нострадамусом». Кто получили это прозвище и за что?

(Максимальный балл – 3).

8. Определите, в какие годы произошли события в Европе, Азии и Америке, указанные в левой части таблицы, а в правую впишите события, произошедшие в России в эти же годы.

(Максимальный балл – 12)


События в Европе, Азии и Америке


События в России

Долгий парламент в Англии





Образование Итальянского королевства





Альтранштадтский мир Карла XII с Августом II




Ричард Львиное Сердце стал королем Англии




Основание сегуната Токугавы в Японии





Восстание сипаев в Индии





«Фронда» во Франции





А. Эйнштейн опубликовал основные идеи теории относительности



Начало строительства Берлинской стены






Начало первой «опиумной войны» в Китае




Варфоломеевская ночь во Франции





Начало 2-го президентского срока Р. Рейгана в США





9. После революционных потрясений 1917 г. в Советской России появилось множество организаций с весьма необычными названиями. Как расшифровывались следующие аббревиатуры? Составьте по одному предложению, иллюстрирующему содержание деятельности каждой из этих организаций (с использованием каждой аббревиатуры).

(Максимальный балл – 8).

Викжель

Губтрамоты

ВОПРА

Комзаг

Комподиз

Рабис,

Цекубу,

Чеквалап


10. Ниже приведены фрагменты биографий двух исторических личностей. Определите, о ком идет речь.

Фрагменты биографии I


  • Он стал идеологом религиозного движения, которое возникло после церковного собора 1503 года, расколовшего русскую церковь на две враждующие группировки. На этом соборе он предложил отобрать у монастырей все недвижимое имущество.

  • Его привлекала монашеская жизнь православного Востока; он совершил паломничество по святым местам: посетил Палестину, Константинополь, Святую гору Афон.

  • В одной из заволжских пустынь он основал новый монастырь.
  • Он создал учение об «умном делании» практике духовного самосовершенствования монаха-отшельника, состоявшего из безмолвия, умной молитвы и созерцания.


  • Его нелюбовь к роскоши была так велика, что когда Иван III хотел поставить в его пустыни каменную церковь, он велел построить простую деревянную.

  • Он потерпел поражение в борьбе со своим идейным противником, хотя не успел этого увидеть.

  • Перед смертью он завещал не просто похоронить его, а «... бросить тело мое в пустыни сей, да изъядят е зверие и птица».


Фрагменты биографии II

  • Сын машиниста-железнодорожника, поляк по национальности.

  • Участвовал в Первой мировой войне, дослужился до чина унтер-офицера.

  • Добровольцем вступил в Красную армию.

  • Был награжден орденом Красного Знамени.

  • В 48 лет стал Маршалом Советского Союза.

  • Именно он должен был брать Берлин, но приказ Сталина сместил его с должности командующего главным направлением удара.

  • Он стал министром обороны Польши, депутатом Польского Сейма и маршалом этой страны.

  • Незадолго до своей смерти он сказал о Сталине: «Этот недоучка только мешал воевать. Мы, командующие, его обманывали: любому несуразному его распоряжению поддакивали, а действовали по-своему».

  • Был похоронен на Красной площади у Кремлевской стены.


(Максимальный балл – 6).


11. Назовите 10 архитектурных сооружений в России, которые, на Ваш взгляд, дают наиболее характерное представление о ходе развития русской культуры. КРАТКО аргументируйте свой ответ.

(Максимальный балл – 5).

12. Ниже приведены фрагменты из нескольких исторических источников, в которых говорится об одном и том же событии. Определите, о каком событии идет речь? Что именно позволило Вам сделать такой вывод? Приведите как можно больше аргументов из текстов.



«Мы не судим прошлого, потому что нам ясна его историческая неизбежность, но мы указываем, что путь, которым до сих пор шло общество, привел его в безысходный тупик. Наши предостережения не новы: то же самое ... твердили от Чаадаева до Соловьева и Толстого все наши глубочайшие мыслители».


«... Я читал слова любви, правды, сострадания и веры в людей, в наше общество... Вы пошли на правое дело... Вы знали, что если и не поймут вас на земле люди, то будут приветствовать с неба ангелы».


«... это – сплошной поток реакционных помоев, вылитых на демократию, одно сплошное лицемерие, одно безысходное празднословие».


«Появление такого ... есть акт бунтовщический и дерзко революционный в том своеобразном духовно-умственном царстве, которое именуется русской интеллигенцией».


(Максимальный балл – 9).


13. Решите историческую задачу.

Если в 1899 году Вы купили железнодорожный билет из Петербурга в Варшаву, кто получил доход от заплаченных Вами денег? А если Вам нужно было бы проехать из Москвы в Архангельск? Кто вообще преимущественно получал доход от Ваших путешествий на железнодорожном транспорте?


(Максимальный балл – 5).


14. Определите названия картин и их авторов. Каким историческим событиям посвящены эти произведения?

(Максимальный балл – 10).







15. Перед Вами несколько высказываний, относящихся к истории. Выберите то из них, которое станет темой вашего эссе. Ваша задача – сформулировать свое собственное отношение к данному утверждению и обосновать его аргументами, представляющимися вам наиболее существенными.


(Максимальный балл – 50).


  1. «От кончины Петра I и чуть ли не до восшествия императрицы Елизаветы Петровны царствовала невежества собственная корысть и борствовалась склонность к старинным обрядам с неведением и нежеланием новых, введенных Петром» (Екатерина II )

  2. «Своими работами Сперанский придал нескольким годам нашей истории фальшивый оттенок... на самом деле его работы назначались служить только праздной теоретической игрой и были прекращены при первом поползновении к реальному значению» (Н. Чернышевский)

  3. «Что сделали якобинцы в отношении к республикам, то Павел сделал в отношении к самодержавию: заставил ненавидеть злоупотребления оного» (Н. Карамзин)

  4. «Смута произошла не случайно, а была обнаружением и развитием давней болезни, которой прежде страдала Русь. Эта болезнь окончилась выздоровлением государственного организма» (С. Платонов).

  5. «Первая особенность русской культуры — это множественность истоков» (Д. Лихачев).

  6. «Исторический факт всегда отягощен интерпретацией. Документ сам по себе мертв» (А. Гулыга).

  7. «Судебник Ивана III не только не урезал свободу крестьянского передвижения, он ее законодательно защищал от тех самых «уловок», которыми пытались удержать крестьян помещики» (А. Янов).

  8. «Принципиальный характер всех проведенных в царствование Александра II реформ по сути один: немедленное или постепенное уничтожение сословных привилегий и перегородок» (Е. Толмачев).

  9. «Будь я антикваром, я смотрел бы только старину. Но я историк. Поэтому я люблю жизнь» (А. Пиренн).

  10. «Вся жизнь Святослава явилась в виде одного сплошного вызова Византийской империи, вызова яростного и бескомпромиссного, ставшего его славой и его трагедией» (А. Сахаров).

Ваше сочинение-эссе будет оцениваться по следующим критериям:


1. Обоснованность выбора темы (объясните, почему вы выбрали именно эту тему, и какую задачу (задачи) ставите перед собой в своей работе).

2. Грамотность и точность использования исторических понятий и терминов, фактов.

3. Опора на исторические теории, гипотезы и версии.

4. Точность и аргументированность выводов.

5. Логичность изложения, уровень композиционного решения работы

Максимальный балл за работу – 150.