litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3
Роды, виды и жанры журналистики


Роды, виды и жанры журналистики

Журналистика как любой род деятельности характеризуется прежде всего результатами, или содержанием деятельности, которое, в свою очередь, напрямую зависит от стремления и возможностей журналистов адекватно отражать жизнь в ее разнообразнейших проявлениях. Между тем любое содержание всегда укладывается в некую форму. Философы категорию формы трактуют как выражение внутренней связи и способа организации, взаимодействия элементов и процессов как между собой, так и с внешними условиями. Именно с этих позиций мы и рассмотрим наиболее общие, формализованные признаки журналистского творчества.
Классификацию начнем с морфологических (греч. morphe – форма + logos – учение) признаков. Аристотель в фундаментальных трудах “Поэтика” и “Риторика” (середина I в. до н.э.) обосновал деление литературы на роды в зависимости от способа отражения реальной действительности (поэзия – особый вид лирики, проза – эпическое произведение, драма – диалог). Продолжая традиции литературоведения и искусствоведения, теория журналистики также изучает роды, виды и жанры журналистских произведений. Причина такого деления кроется в многообразии типов общественной практики человека, невероятном разнообразии окружающего нас мира и творческих возможностей его отражения.

Итак, каждый род журналистики обладает специфическим способом отражения реальности. И мы уже привыкли называть прессу, радио и телевидение средствами массовой информации. Здесь нет противоречия: используя различные способы создания журналистских произведений, каждый род журналистики пользуется различными средствами доставки этих произведений потребителю информации. Газетчики печатают периодические издания. Радиожурналисты и тележурналисты осуществляют вещание, но первые передают в эфир только звуковую информацию, а вторые транслируют и звук, и изображение.

Иногда особым родом журналистики считают информационные агентства. Однако при полном сходстве методики работы сотрудников агентств с их коллегами в газетах, на телевидении и радио, эти ведомства – своеобразная инфраструктура массовой информации, вспомогательное подразделение. Еще менее правомочно включение в этот ряд кинематографа, книгоиздательской деятельности, выпуска грампластинок и компакт-дисков: имея некоторое сходство с массовой информацией, эти виды деятельности принципиально отличаются процессом организации информационного потока.


Каждый из родов массово-информационной деятельности содержит несколько типов сообщений: публицистические, художественные, научные.


  • Научный тип сообщений предполагает особый язык и стиль: однозначное, не вызывающее разночтений, изложение специфических научных сведений. Используется в чисто научных изданиях, частично – в научно-популярных, а также в научных статьях в массовой прессе. Причем, если в научном журнале для описания понятий, экспериментов, явлений природы уместен язык усложненный, то в массовой периодике об этих же понятиях и явлениях следует говорить понятным и доходчивым языком. И об этом всегда должен помнить журналист, занятый подготовкой материала, а также и его редактор.

 

  • Художественный тип сообщений, в отличие от научного, характеризуется образностью языка, многозначностью понятий, умением обобщить единичный факт, типизировать явление. Если в научных публикациях речь идет, по преимуществу, об окружающем человека мире, то в художественных – вероятнее всего, о самом человеке, о его внутреннем мире, об отношении к миру внешнему и его восприятии отдельной личностью.

 

  • Публицистика (от лат. publicus – общественный) – способ организации и распространения социальной информации, род произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни. Публицистика играет важную политическую, идеологическую роль, влияя на деятельность различных социальных институтов и в целом на общественное сознание.

Иногда понятие “публицистика” воспринимается как синоним к слову “журналистика”. Это объясняется тем, что публицистика, в сущности, также родовое понятие, включающее в себя произведения, освещающие актуальные социально-политические и другие проблемы современности в печати, на радио и телевидении и в отдельных печатных изданиях. Публицистика существует в словесных (устных и письменных), графических изобразительных (плакат, карикатура), фото- и кинематографических (фоторепортаж, документальный фильм), театрально-драматических и словесно-музыкальных формах.


Если говорить о видах журналистской деятельности, то здесь выделяют

- информационную публицистику,

- аналитическую публицистику,

- художественную публицистику.

Понятно, что произведения каждого вида можно встретить в любом из родов журналистики. Здесь в качестве наиболее существенного и устойчивого признака следует считать меру типизации, уровень постижения конкретного жизненного материала. Информация, фиксируя, – констатирует, аналитическая публицистика – осмысливает и обобщает, художественное творчество – типизирует.

В свою очередь, каждый из журналистских видов подразделяется на подвиды, или жанры. Видовое и жанровое членение отражает стремление осмыслить реальный мир во всем многообразии действительности.

Жанр справедливо называют памятью искусства. В чем причина сохранения старой формы в новом явлении? Почему первые автомобили походили на конные экипажи, а электрические люстры – на люстры свечные? Безусловно, причина состоит в общности функций: автомобиль так же является средством передвижения, как и конный экипаж, а люстра – источником света, независимо от используемой энергии.

Любая творческая деятельность многообразна в средствах, приемах, формах изображения, как многообразны явления, о которых идет речь. Это многообразие находит конкретное выражение в системе жанров.

Теоретические основания для определения жанра, его признаков следует искать в искусствоведении и литературоведении, откуда это понятие пришло в теорию журналистики.

Важно помнить, что в “чистом” виде многие жанры не так уж и часто встречаются на газетных полосах, в телевизионных и радиопрограммах. То и дело мы видим, как жанры видоизменяются, взаимопроникают друг в друга – это явление называется диффузией. На “стыке” жанров подчас точнее отражаются сложные жизненные отношения, драматические коллизии нашего времени.


Но сколь бы сложной ни была “конструкция” журналистского произведения, в его основании всегда можно обнаружить более простые элементы – основные жанровые формы.

Некоторые жанры можно назвать общежурналистскими: используя специфические изобразительно-выразительные средства, они встречаются в каждом из родов журналистики. Таковы заметка, интервью, репортаж, очерк. Для других жанровых форм характерно использование только в одном роде: в печати, например, передовая статья, на радио – перекличка, на ТВ – телемосты.

К жанрам информационной публицистики сегодня принято относить: заметку, текст которой может быть опубликован в газете, прочитан на радио, сопровождать изображение на ТВ; интервью (общежурналистский жанр); событийный репортаж, имеющий специфические черты в каждом из родов журналистики.

К жанрам аналитической публицистики относятся: проблемная статья в печати, проблемный репортаж, корреспонденция, беседа, комментарий, обозрение в прессе, на радио и ТВ.

К жанрам художественной публицистики относятся: зарисовка, очерк, эссе, фельетон и другие сатирические жанры.

Каждый из жанров обладает немалым числом форм. Например, широко распространенная разновидность интервьюпресс-конференция. Протокольный репортаж с официального события называется отчетом. Иногда в отдельный жанр выделяют произведения инвестигейтивной (от англ. investigate – расследовать) журналистики, его так и называют – расследование. Ток-шоу на телевидении родились из обычной беседы, но превратились в самостоятельный жанр, имеющий черты как аналитической, так и художественной публицистики. К художественной публицистике, безусловно, относятся многочисленные телеигры, многие развлекательные передачи на радио и ТВ.

(Цвик В. Л. Введение в журналистику)

 


Репортаж: с чего начинается журналистика



В журналистике все начинается с репортера. Самые замечательные редакторы могут творить чудеса, в наикратчайшие сроки обрабатывая и редактируя материалы для великолепной, учитывающей все запросы и нужды читателей газеты. Но редакторы могут делать свою часть работы только после того, как репортеры сделали свою. Прежде всего должен быть собран урожай новостей.

Для успешной работы репортеру необходимо иметь особые свойства характера и профессиональные навыки, начиная с честности, любознательности и аккуратности. Они обязаны распознавать полости, то есть такую информацию, которая будет интересна и полезна читателям, видеть факты, из которых может сложиться потенциальный материал, улавливать связи между разрозненными на первый взгляд данными, которые на самом деле есть части целого.

Репортерам необходимо уметь выкапывать факты, не лежащие на поверхности, вызывать людей на разговор, находить источники информации, создавать сеть информаторов, предоставляющих нужные факты или указывающих, где их можно добыть. Репортерам следует быть ловкими людьми, знающими, как делать дела.

В довершение всего они обязаны быть дисциплинированными, уметь быстро переключаться с одного задания на другое или даже одновременно работать над несколькими.

Им нужно постоянно помнить, что факты не всегда соответствуют истине. У каждого, даже самого искреннего очевидца события может быть своя правда. А какие-то пропущенные детали способны исказить впечатление, созданное опубликованными фактами. Несколько лет назад шли споры о сущности объективного.

Многие журналисты пришли к выводу, что объективность недостижима, потому что отбор любого факта для публикации является процессом субъективным. Поэтому в наши дни делается особый акцент на беспристрастность - по отношению ко всем личностям или организациям, к которым может относиться публикация. Репортеры знают также, что чистая правда часто проявляется позже, по мере получения новой информации.


Довольствоваться ли тем, что уже добыто?

Не стоит забывать и о тирании крайних сроков сдачи материала. Как часто репортеру не хватает времени для "самого последнего" звонка или для проверки еще одного нужного документа. Тогда перед ним (и перед редактором) открываются два выбора. Первый - "довольствоваться тем, что уже добыто", обязательно поясняя читателю, каких фактов недостает (например, число погибших во время пожара). Это единственный выход в случае экстренных новостей. Второй выбор - отложить публикацию "развивающегося" материала до следующего выпуска. Умудренные опытом редакторы рекомендуют такой выход из положения, если необходима дополнительная проверка материалов-расследований.

Основной принцип репортера - ничего не принимать на веру. Здоровый скептицизм (но не цинизм) - ценнейшее качество журналиста, так как ситуация иногда оборачивается совсем не той, какой кажется на первый взгляд. Репортер должен "копать глубоко" и обличать недостатки и правонарушения.

Когда сбор информации завершен или по крайней мере близок к публикации, репортер должен рассортировать беспорядочную кучу собранных фактов (точнее, явных фактов), отбросить незначительные и не имеющие отношения к данному вопросу, свести все оставшееся в четкий рассказ-изложение и представить материал в редакцию в нужный срок. При всем этом журналист никогда не должен забывать о том, что самое главное качество опубликованного материала - его достоверность.

Обычно у тех, кто пришел в журналистику, многие из перечисленных качеств являются врожденными. Журналиста-новичка любое задание может поставить в тупик. Со временем это проходит - при условии упорной работы. Один уважаемый репортер - обладатель многих журналистских наград как-то сказал, что научился восьмидесяти процентам того, что умеет, за первые три года работы. А потом ему понадобилось еще десять лет, чтобы научиться оставшимся двадцати процентам. Он, конечно, имел в виду то, что репортер никогда не должен прекращать учиться.


В идеале репортеру требуется хорошее гуманитарное образование. Если он его не имеет, ему следует компенсировать это постоянным чтением и приобретением опыта выполнения заданий. Хорошее базовое образование для журналиста обычно включает язык, литературу, историю, политические науки, экономику, социологию, психологию, математику и естественные науки. Так как окружающий мир становится все более сложным, в крупных газетах были введены специальные постоянные тематические задания для репортеров - на темы образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, бизнеса, религии и т.д. Журналисты никак не решат, что лучше - найти готового специалиста и научить его "быть репортером" либо просить хорошего репортера специализироваться в какой-то из упомянутых областей. На этот вопрос редакторы обычно отвечают: "Дайте мне хорошего репортера, который знает, как добывать информацию".

Три источника

Репортеры добывают информацию из следующих трех источников:

1) документы и записи,
2) интервью,
3) личные наблюдения.

Каждая категория достаточно обширна и заслуживает отдельного рассмотрения.

Упоминание о документах и записях, вероятно, сразу наводит на мысль о брачных лицензиях, завещаниях, актах передачи недвижимости, свидетельствах о смерти, результатах вскрытия, дипломах, повестках в суд, ордерах на арест, полицейских отчетах об арестах и происшествиях, патентах, свидетельствах о разводе, стенограммах судебных заседаний, правительственных бюджетах и тому подобных вещах. Но под документами и записями подразумевается нечто гораздо большее. Вырезка из газеты - это тоже документ, как и информационное сообщение или пресс-релиз. Добавьте сюда справочники, любую публикацию по интересующему вас вопросу - и начало работы над материалом можно считать успешным.

Большинство репортеров быстро осваивают эти известные источники. Кроме всего прочего, репортер не должен забывать о том, что мы живем в мире записанных слов. Любое мало-мальски значительное событие имеет целый "шлейф" документов: заявка, монография, научное изыскание, доклад, изобретение, справка, банковский отчет, акт о ревизии. Иногда можно отыскать документы, проливающие свет на самые запутанные истории. Они могут скрываться под самыми непредсказуемыми названиями, но они имеются.


Итак, обязательный принцип: всегда предполагайте, что документ существует.

Вы скоро узнаете, где искать стандартные правительственные документы, вы будете отличать их по типичным названиям. Но поиск не будет легким в отношении разовых документов - например, докладной записки для внутреннего пользования. Поэтому, когда вы будете объяснять возможному владельцу документа, что именно вам нужно, вам придется опираться не на название документа, а на его описание. Очень часто бывает так: пока вы пребываете в замешательстве по поводу поисков "трудного" документа, тот, кого вы просите о нем, вдруг говорит: "Не имеете ли вы в виду такой-то материал о том-то? Он как раз находится у меня в подшивке". И разумеется, нужные документы часто можно найти в банке данных компьютера. Никогда не забывайте о существовании документа. Он представляет ценность сам по себе, подтверждая или подвергая сомнению ту информацию, которую вы набрали с помощью интервью или наблюдений. Далее, документ является необходимой поддержкой, если кто-то пытается опровергнуть ваш материал.

Второй источник информации - интервью - может быть любого размера и годится при любых обстоятельствах. Фраза вспотевшего после матча спортсмена в раздевалке - это интервью. Так же как и звонок служащему правительственного учреждения с просьбой проинформировать вас о повестке дня. Но, как правило, интервью означает некую последовательность вопросов-ответов, создающую цельный материал на заданную тему.

Во время любого интервью репортер должен быть уверен, что интервьюируемый знает, с кем говорит. С обычными информаторами проблем, как правило, не возникает. Они могут возникнуть при интервьюировании людей, которые редко (если вообще когда-либо) общаются с прессой. Им следует сообщить, что вы ищете информацию, которая будет опубликована.

И репортер, и информатор обязаны знать, на каких условиях предоставляется информация.

Официальные лица часто дают сведения, предполагая, что в качестве источника будет приведено не конкретное имя, а, например, ссылка на некое "высокопоставленное официальное лицо". Они могут давать информацию и таким образом, что опознать их в опубликованном материале будет невозможно, а это означает, что вы вообще не сможете сослаться на источник. Очень часто информатор дает вам сведения "не для печати", имея в виду, что вы не вправе ими воспользоваться. В этих случаях нужно быть очень осмотрительным. Как правило, такую информацию не стоит принимать, поскольку она свяжет вам руки. И если вам удастся в дальнейшем получить те же сведения где-то еще, первый информатор решит, что его предали, либо он запретит вам использовать ее.


Тем не менее бывают ситуации, когда информация "не для печати" может помочь вам строить материал. Необходим здравый смысл. Если вы сомневаетесь, посоветуйтесь с редактором.

Иногда информатор излишне пуглив, но после необходимого разумного внушения может согласиться на опубликование предоставленных им сведений. Бывают случаи, когда репортеру нужно сразу предупредить информатора: "Если это не для печати, я не хочу этого слышать". Отношения с информатором могут быть сложными из-за того, что в прошлом у него был негативный опыт работы с журналистами, и теперь он не верит ни одному из них. Это препятствие можно преодолеть только завоеванием вашей собственной доброй репутации, т.е. честностью и профессионализмом.

Третий важный источник информации - ваши личные наблюдения. Число примеров бесконечно: военный корреспондент на поле боя, репортер на пожаре, на спортивном состязании или репортер, берущий интервью у важного лица. В каждом из случаев необходимо уметь подмечать такие детали, которые помогут перенести воображение читателя на место события.

Репортерское задание

Репортерам даются либо обычные разовые, либо постоянные тематические задания. Тематическое задание подразумевает определенную специфическую область (или области) освещения. Типичные постоянные тематические задания: местное самоуправление, полиция, суд, образование, здравоохранение и больницы, бизнес и т.д. В маленькой газете одни репортер обычно совмещает несколько областей освещения. В больших газетах они более специализированы. Обычные разовые задания даются редактором тем репортерам, которые не заняты в тематических заданиях. Темы первых, как правило, не подпадают под вышеперечисленные типы постоянных заданий и могут касаться самых разнообразных событий и явлений. Иногда репортер, работающий по разовым поручениям, может подменять репортера, имеющего постоянное тематическое задание.

Совершенно ясно, что все репортеры должны создавать свою сеть информаторов. Это, в частности, относится к репортерам с постоянными заданиями. Если репортер освещает деятельность муниципального совета, он должен быть знаком с мэром, начальниками отделов, секретарями и даже со сторожами. Каждый из них является потенциальным источником информации или хотя бы намека на информацию. Репортеру следует знать должностные обязанности официальных лиц, а также насколько хорошо они этими лицами исполняются. Лучше не полагаться на официальные заявления, а писать о том, что происходит в действительности. Писать следует так, чтобы читатель понимал, какие последствия для него лично могут иметь те или иные действия мэра или муниципального совета.


Репортеры обычно "закреплены" за определенными отделами редакции - городских новостей, спорта, бизнеса и т.д. В небольших газетах, как правило, существует только отдел информации. Как правило, большая часть репортеров работает в отделе городских (столичных) новостей, который отвечает за освещение местных событий.

Репортер получает задание от редактора своего отдела, но он не должен ограничиваться только его выполнением. Репортеры - это "глаза и уши" газет, и им следует постоянно генерировать новые идеи помимо обычной работы. Такие идеи называются инициативным сбором информации.

Журналисты обладают большой властью в обществе, и осознание этой власти должно сочетаться со скромностью и чувством долга перед читателем. Во все времена они добивались признания благодаря высокому уровню точности и беспристрастности, а также благодаря соблюдению ими правил честной игры.

(Глава из книги "Справочник для журналистов стран Центральной и Восточной Европы")

 

Как скомпоновать материал

Как скомпоновать оставшуюся часть материала

Вы написали лид, но как подать оставшийся материал? Задача одна - связать все части статьи в единое и интересное целое. Нельзя надеяться на удачу, нужен план.

Традиционный способ детального изложения информационного материала похож на "перевернутую пирамиду". Самая свежая, самая важная информация расположена "вверху", затем следуют менее значительные и интересные факты.

Такая структура, как правило, наиболее удобна для читателя. Он быстро схватывает главное и может прервать чтение в любом месте, не упустив ключевых пунктов.

Но если делать главным критерием структурирования материала только значимость фактов, хронологическая последовательность изложения может быть нарушена. Взаимоотношения между различными частями статьи станут неясными. Поэтому в сложных материалах метод "перевернутой пирамиды" является для журналиста суровой проверкой на мастерство.


Внутри "пирамиды" поток информации может принимать множество форм. Оптимальной, пожалуй, будет следующая (1-5):

1. Лид-резюме, основанный на самых свежих фактах.
2. Два-четыре абзаца, в которых факты излагаются более подробно.
3. Абзац-предыстория или абзац-связка, которые связывают эти факты с тем, что происходило ранее, или демонстрируют их общественную значимость.
4. Дополнительная информация об этих фактах.
5. Дополнительная информация о предыстории или дальнейших перспективах развития событий.

Другие формы компоновки материала могут быть следующими:

А. Хронология. После лида материал излагается в том порядке, в котором происходили события.

Б. Сериал или эпизод. После лида разделите материал на подтемы и рассматривайте каждую из них по очереди. Концовка должна связать их в одно целое.

В. Затяжная форма. Вступление в форме жанровой сценки или пример из жизни даются перед изложением событий. Не растягивайте этот лид, иначе читатель может не уделить внимания остальному.

Г. Напряжение. Обратный поворот "перевернутой пирамиды" - концовка "с сюрпризом". Вы рассказываете о случившемся, но результаты придерживаете до последнего абзаца. Этот вариант используется редко, но он хорош для событий, ход которых замысловат или комичен.

Д. Очерк. Здесь ваша цель - не только давать информацию, но и делиться впечатлениями. Фактор времени не так важен, как личностные или общечеловеческие проблемы. Вам нужно нарисовать картинку в воображении читателя. Выделите центральную посылку, обозначьте ее в самом начале и разрабатывайте на протяжении всей статьи. Вокруг этой центральной посылки создайте кружево из наблюдений, анекдотов, аналогий, примеров, цитат и описаний, чтобы картинка стала цельной.

Е. Анализ. Форма обычно такова: а) описание проблемы; б) мнения причастных к ней людей и занимаемые ими позиции; в) ваши соображения по поводу дальнейшего развития событий и конечного результата. Комментарий продвигает анализ на шаг вперед; автор также занимает определенную позицию.


Ж. Рубрики-колонки и обзоры. Здесь существует неисчислимое множество форм. Годится все, что имеет отношение к читателю, осуществляет цели автора и мастерски написано.

При компоновке материала полезно задать себе следующие вопросы:

1. Присутствует ли в нем какая-то особенная тема, от которой вы не должны отходить далеко?

2. Если какие-то элементы не укладываются в рамки этой темы, должны ли вы а) так или иначе вплести их в ткань материала; б) построить на них отдельный материал; в) отбросить их?

3. Будут ли способствовать цитаты и диалоги лучшей последовательности изложения материала, будут ли они удачными связками, найдется ли вообще место для вопросов-ответов?

4. Может ли укрепить основную линию статьи разбивка на пункты?

5. Будут ли присутствовать в материале анекдоты или примеры из жизни, и есть ли они у вас?

6. Есть ли необходимость в сбалансированных периодах - обвинение и опровержение, одна точка зрения - и противоположная ей, то-то в противовес тому-то? Выиграет ли статья от использования таких конфликтов или контрастов?

7. Что может сказать читателю заголовок статьи? Соответствует ли он выбранной вами структуре материала?

8. Можно ли представить вашу статью графически? Если материал сложен, попробуйте изобразить его в виде диаграммы - как если бы вы рисовали генеалогическое древо вашей семьи. Если вы собираетесь писать об ограблении крупного банка, нарисуйте кружок в центре листа бумаги, впишите в него "ограбление".

Проведите линию из круга, обозначьте ее "банк". Ответвления этой главной линии будут обозначать его местонахождение, величину, штат работников, предыдущие случаи ограбления, способы охраны и т.д. Проведите еще одну линию из круга, которая будет обозначать преступников, а ее ответвления - то, что вы знаете о них. Нарисуйте другие "ветвистые" структуры для остальных важных компонентов вашего материала.


Часто структурирование материала сильно облегчается применением подобных рисунков.

 

От третьего лица или от первого?

Большинство материалов в газете пишется от третьего лица. Автор дает оценку событию, но сам не фигурирует в материале.

Повествование от первого лица обычно приберегается для следующих ситуаций:

1. Рубрики-колонки. Так как автор здесь превращается в представителя общественности, "я" в материале выглядит вполне естественно.

2. Яркие, драматические события, в которых автор принимал участие. "Облако дыма приближалось, и хотя мой разум удирал без оглядки, ноги мои, казалось, не сдвинутся с места".

Подача материала от первого лица может стать очень сильным приемом. Но убедитесь сначала, что тема действительно увлечет читателя. Ему, несомненно, будет интересно, что же вы пережили во время ужасного пожара, но вряд ли их заинтересует рассказ о том, как вы провели свой летний отпуск.

 

(Глава из книги"Справочник для журналистов стран Центральной и Восточной Европы")

 

Качества, необходимые журналисту. Есть ли они у тебя?

Поговорим о носителях этой профессии – о журналистах. Какими качествами они должны обладать, какие требования предъявляются к сотрудникам газет, телевидения, радио?

Если попробовать объективно классифицировать качества, которыми должен обладать представитель журналистской профессии, их можно разделить на четыре уровня:


  • природные способности,

  • мировоззренческие позиции,

  • образовательный уровень

  • специфические профессиональные требования

Природные способности предполагают врожденную склонность к наблюдательности, живой интерес к людям и к окружающему их миру, умение увлекательно рассказать об увиденном, отметив незамеченные другими важные детали и подробности. Нередко эти черты проявляются в человеке с раннего возраста. Профессия журналиста требует их постоянно развивать и совершенствовать.


Любознательный ум, способность к взвешенному анализу чужих и собственных поступков, природных явлений, любовь к чтению, разносторонние интересы в области литературы, живописи, кино, музыки, спорта и т.д. – также отличительные черты будущего журналиста, проявляющиеся в более старшем возрасте.

Коммуникабельность (общительность), умение легко сходиться с людьми, вызывать у них доверие; чувство юмора, позволяющее снисходительно относиться к чужим ошибкам (да и к собственным промахам – не заниматься “самоедством”);выносливость (не обязательно физическая сила, а именно выносливость), упорство, настойчивость – качества, которые журналисту неплохо иметь от природы.

Понятно, что нет в мире людей, обладающих всем набором положительных черт, но трудно представить себе нелюдимого, замкнутого человека, почти ничем не интересующегося, не блещущего талантами, который более или менее успешно трудился бы на журналистском поприще. Надо полагать, среди мало-мальски известных репортеров таких вам встретить не удастся.

Мировоззренческая позиция журналиста, равно как и принципы журналистики, характеризуется неподкупной верностью фактам, правде жизни, объективностью в освещении реальной действительности, стремлением постичь сложные явления современности во всей их глубине и противоречивости. Но речь идет не об абстрактном стремлении к некоей “абсолютной” истине, не о холодной беспристрастности “любой ценой” – в центре внимания журналиста и его столь важной общественной деятельности всегда должен быть человек, его права и свободы, среди которых право – быть счастливым. Стало быть, журналист исповедует гуманистическое мировоззрение.

Журналист обладает научным мировоззрением. Встречаются, к сожалению, среди представителей нашей профессии люди с устаревшими либо вовсе реакционными взглядами, и это крайне опасно, ибо реакционер сам по себе зло, а мракобес, работающий в журналистике, – словно носитель инфекции, намеренно сеющий свою болезнь среди окружающих.


Стремление к новому, передовому, прогрессивному характерно для хорошего журналиста, а увидеть и понять это новое, чтобы бороться за его распространение, за уверенное движение общества вперед, помогает журналисту достаточно высокий образовательный уровень.

Разумеется, желательно, чтобы люди, работающие в СМИ, имели специальное журналистское образование (разумеется, высшее – иного в нашей профессии не бывает). Однако мы знаем немало примеров, когда представители других специальностей приходили в журналистику и добивались в ней больших успехов. Причем, речь идет не только о таких авторах, которые в своей новой работе популяризируют полученные ранее знания и опыт: инженер-строитель пишет о строительных проблемах, агроном – о сельском хозяйстве, доктор – о медицине.

Лучший наш телеведущий В. Познер окончил биолого-почвенный факультет МГУ. Многие журналисты работали какое-то время в областях, далеких от гуманитарных наук, но тяга к нашей профессии в конце концов победила. И все же вы не найдете более или менее квалифицированного журналиста, который остался, как говорится, необразованным (или малообразованным) человеком. Да и специальные журналистские знания наши коллеги, которые переквалифицировались, получили либо в институтах и на курсах повышения квалификации, либо путем самообразования. Последний способ, как представляется, не менее действенный, чем другие. В любом случае, избрав журналистскую профессию, вам придется пополнять свои знания всю жизнь, учиться всегда, везде и даже, как это ни парадоксально, всему. Эрудиция – также важное качество журналиста.

(Цвик В. Л. Введение в журналистику)

По теме:

Как сделать первый шаг в профессии

Кто и как приходит в журналистику?


Журналист: кто он?


Как сделать первый шаг

Каждый начинающий журналист мечтает попасть в штат хоть какой-нибудь газеты или журнала. А как это сделать — он не знает. Особенную растерянность журналист испытывает в самом начале профессионального пути. "Я даже не представляю, о чем писать...» или "Вон Колька с третьего курса подрабатывал на ТВ — его теперь берут в штат, а Ольга уже год пишет в газету — и она пристроится. А я куда пойду? Эх, кому нужны мои пятерки, лучше бы я, как Колян с Ольгой, бегал по редакциям. Глядишь — и с работой бы проблем не было».
Вот такие мысли обычно бродят в голове начинающего журналиста. Товарищи, начавшие работать на год-два пораньше, представляются талантливыми самородками, а ты сам себе — неудачником, опоздавшим на «раздачу слонов».

Как сохранить внутреннее спокойствие в такой ситуации? Необходимо уяснить одну простую вещь. У всех в этой жизни свой темп, и гнаться за другими — лучший способ «сорвать» себе нервы и пожелтеть от зависти. Запомни — ты никого не опережаешь и ни от кого не отстаешь. Ты движешься в индивидуальном, оптимальном для тебя ритме.

Хорошо, если ты не стеснен в средствах, или тебя есть кому поддержать, пока ты делаешь первые шаги в профессии. Но даже если тебе с сегодняшнего дня нужно начать зарабатывать хотя бы на кусок хлеба, устройся на максимально доступную тебе в данный момент работу. Не по специальности, желательно посменную. И начинай потихоньку внедряться в мир журналистики.

 

  • Во-первых, следи за вакансиями журналистов в газетах типа «Работа» и «Из рук в руки», «Биржа плюс Карьера». Наверняка такое издание есть и там, где ты живешь. Часто через газету ищут именно молодых журналистов, поскольку на хорошие должности в солидные издания берут уже людей опытных, известных в профессиональных кругах.


  • Во-вторых, дай в газету бесплатных объявлений объявление о поиске работы.



Кстати, можно разместить объявление о поиске работы на популярных городских Интернет-порталах. Когда в изданиях появляются какие-то вакансии, они часто «забрасывают удочку» именно туда. Время от времени там появляются и сообщения начинающих журналистов, желающих начать работать.

А вот кадровые агентства в трудоустройстве по нашей специальности, скорее всего, не помощники. Журналистов и редакторов редко ищут через агентства. Хотя изредка такие вакансии у рекрутеров появляются — например, фирма ищет журналиста для создания корпоративной газеты.
Многие начинающие журналисты поступают следующим образом: обходят несколько изданий и предлагают свои услуги. В качестве внештатных авторов. Как правило, поднабравшись опыта, они через какое-то время попадают в штат одного из изданий, в которых стажировались.

Как «внедриться» в редакцию?

Очень просто. Позвонить туда и рассказать о своем желании работать. Спросить, когда можно подойти, и обсудить темы будущих материалов. Не переживай особо, если от волнения у тебя сбивается голос и ты постоянно откашливаешься.

«Простите, я волнуюсь» — и любой, даже самый жесткий человек, отнесется к тебе снисходительнее.
Следующий этап — встреча с редактором. Наверно, это будет не главный редактор, а кто-нибудь из редакторов отделов. Вкратце расскажи о себе, своем образовании, опыте, если он есть, пусть даже самом минимальном. Если же его нет совсем, не надо этого стесняться. Все с чего-то начинали, и даже тот самый редактор, который сейчас сидит перед тобой.

Многие редакторы говорят, что новичок должен приходить с идеями, не им же их за него придумывать, на всех тем не напасешься! Поэтому постарайся продумать хотя бы пару тем, на которые мог бы написать. Или хотя бы определись со сферой своих интересов. Хотя жизнь показывает, что на начальном этапе не до этого — будешь писать на ту тему, которую тебе даст редактор. Чтобы писать на интересные тебе темы и получать от работы удовольствие — надо сложиться как профес¬сионал. А пока не стоит брезговать и «черной» работой. Мое мнение — на начальном этапе не стоит отказываться ни от чего. Слишком разборчивый новичок производит неприятное впечатление.


_______________________________________


Наташа пришла к редактору местной газеты с готовой заметкой. Заметка о данном событии уже была подготовлена для газеты другим корреспондентом, поэтому ей сказали, что хотели бы продолжить с ней сотрудничество и предложили наметить несколько тем для работы,в ближайшее время. Девушка охотно откликнулась и тут же предложила еще три темы. Две из них утвердили. Уже на следующей неделе Наташа пришла с новыми заметками. Она росла в профессиональном отношении настолько быстро, что ее охотно взяли бы ее в штат и раньше, но не было вакансии. И когда таковая появилась, все знали, кого пригласить — Наташу.

_______________________________________

Встретившись с редактором и наметив темы для работы, не стоит особо долго «раскачиваться». Если через пару дней ты позвонишь редактору и скажешь, что договорился об интервью, а еще через два — что завтра придешь с готовым материалом, это будет расценено, как проявление трудолюбия и интереса к работе. К сожалению, этому, такому простому, правилу следуют единицы! Остальные предпочитают, отняв у редактора драгоценное время на обсуждение тем, затем или вовсе пропасть, или появиться через полгода.

Надо сказать, что далеко не все редакторы тратят свое время на беседы с новичками, да еще и подкидывают им темы. Многие считают: на то ты и журналист, чтобы сам эти темы видеть. Но начинающего журналиста гложет сомнение: а тема ли это? а не глупая ли она? не «детская»? может, она толькомне и интересна? Поэтому редакторам можно посоветовать быть снисходительнее к начинающим.

Не исключено, что ты устроишься на работу практически сразу, после минимального испытательного срока вне штата. Например, в ежедневную газету или информационное агентство, которые часто испытывают нужду в «молодых ногах». А что, нормальное место для старта в журналистике, гарантирующее быстрое «погружение» в «тему». И знакомства нужные среди ньюсмейкеров можно будет завести — ты же каждый день с ними общаться будешь.


_________________________________________


Алена несколько лет после окончания института проработала в информационном агентстве парламентским журналистом. Постоянно присутствовала на совещаниях у губернатора, заседаниях депутатов законодательного собрания и прочих политических мероприятиях. Естественно, очень скоро со многими из них Алена стала «на короткой ноге». Закономерно, что следующим шагом по карьерной лестнице у Алены стала должность пресс-атташе одного из крупных чиновников регионального уровня.

_________________________________________


Другой вариант — начать со скромной должности журналиста в отделе рекламы. Такие вакансии время от времени появляются в газетах бесплатных объявлений. Как правило, многие штатные журналисты всеми правдами и неправдами «отбояриваются» от написания рекламныхстатей. Тогда с разрешения главреда рекламный отдел вводит вакансию рекламного корреспондента. На такие должности, как правило, и приходят начинающие журналисты.

_________________________________________

Полина с этого и начала. Девушке пришлось про-работать в рекламном отделе два года, прежде чем ее забрали «наверх», в «настоящую» редакцию. Потом Полина перешла в другую редакцию, куда ее взяли уже на должность обозревателя.
_________________________________________

Главное в поиске работы — постоянное усилие. Не слушай тех, кто нудит «без связей сейчас никуда» и «надо было идти учиться на юриста, вон их сейчас сколько требуется». Настойчивость ОБЯЗАТЕЛЬНО к чему-то приводит. Это правило работает железно, это моя гарантия. Удивительно, но с помощью настойчивости место под солнцем находят даже те, кому кроме этой настойчивости и похвалиться-то нечем!

(Т.В. Солнцева "Вторая древнейшая")

Материалы по теме:

Головная боль редактора: заголовки. Типичные ошибки


Интервью: это больше, чем просто вопросы и ответы

Журналист: кто он?

Что должен читать журналист



следующая страница >>