litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 ... 6 7
Государственное бюджетное учреждение Свердловской области


«Дом молодежи»


Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр внешкольной работы «Спектр»


Роль педагога

в формировании

социальной компетентности

воспитанников

клуба по месту жительства


г.Екатеринбург

2010

РОЛЬ ПЕДАГОГА В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ КЛУБОВ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА: материалы практико-ориентированного семинара / Под ред. Заикиной О.А. — Екатеринбург: ГБУ СО «Дом молодежи», 2010. 90 с.


Редакционная коллегия: Миролюбова Г.С.,

Заикина О.А.,

Душеина Л.В.

Ответственный за выпуск: Заикина О.А.


Сборник включает в себя материалы областного практико-ориентиро-ванного семинара «Роль педагога в формировании социальной компетентности воспитанников клубов по месту жительства». В сборнике представлены как тезисы выступлений, прозвучавших на семинаре, так и обобщение опыта педагогов МОУ ДОД системы молодежной политики Свердловской области в рамках заявленной темы.

Адресат издания – организаторы работы с молодежью, руководители молодежных клубов, социальные педагоги и специалисты, деятельность и интересы которых связаны с поиском новых форм организации социально-клубной молодежной работы, актуальных социально-педагогических технологий социализации подростков и молодежи.

Биглер Н.В.,


социальный педагог

клуба «Юность»

МОУ ДОД ДЮЦ «Калейдоскоп»,

Октябрьский район, г.Екатеринбург


Арт-терапия

(из опыта работы по программе «Подготовка к семейной жизни»)

Значимость семьи для общества велика: именно семья является его основой; от здоровья семьи (в широком смысле) зависит здоровье общества, в молодой семье заложен потенциал его сохранения и развития. Семью создают люди. Если каждый из них развивается, развивается и семья. Развитие творческого потенциала семьи так же подразумевает развитие творческого потенциала каждого её члена и обеспечение эмоционального самовыражения членов семьи, так как творческие проявления, в первую очередь, связаны с эмоциями. Заниматься творчеством возможно не только во время рисования или создания текста, но в каждый момент жизни: создавая семью, сохраняя семейные традиции, разрешая спорные вопросы. Опыт работы семейного клуба показывает, что арт-терапия – наиболее эффективный метод раскрытия и реализации творческого потенциала человека. Творческий подход поможет найти решение в любой жизненной ситуации.


Метод арт-терапии положен в основу большого числа занятий по программе «Подготовка к семейной жизни», созданной в рамках взаимодействия с образовательными учреждениями города и реализуемой с 2008 года на базе Екатеринбургского экономико-технологического колледжа. Старший подростковый возраст – это время, когда человек переживает очень много событий и, в связи с этим, много различных чувств. С одной стороны, старшие подростки – это ещё дети, которым присущи непосредственность, полнота и радость жизни, с другой стороны, они уже одной ногой стоят во взрослой жизни с её ответственностью, необходимостью принимать решения, выбирать профессию, уходить от родительской опеки, учиться жить самостоятельно. Это время, когда молодые люди активно начинают знакомиться, встречаться, искать партнера для создания семьи. Студенты экономико-технологического колледжа полностью соответствуют этим параметрам. Среди них есть представители разных молодёжных субкультур, у каждого свой жизненный опыт, свой уровень социальной адаптации.

Каждая наша встреча со студентами обязательно содержала творческие задания, т.к. одним из результатов освоения программы было формирование у ребят понимания, что каждый человек способен на творчество, несмотря на то, что при первом знакомстве 98% студентов сказали, что не рисуют, так как не умеют.


Принципы построения занятий


  • Принцип многообразия материалов: гуашь, масляная пастель, фломастеры, цветная бумага. Разнообразные материалы предлагались, чтобы каждый мог попробовать работать с тем, к которому был готов.

  • Принцип безоценочности: любое произведение безусловно (без критики) принимается, так как оно является отражением внутреннего мира студента. В конце каждого занятия работы всех желающих демонстрируются на импровизированной выставке, и присутствующие могут озвучить свои впечатления, поделиться мыслями, просто увидеть свою работу со стороны.
  • Принцип безопасной психологической атмосферы, доброжелательного отношения окружающих.



На занятиях студенты старались самовыразиться через рукотворчество, учились принимать свои чувства и чувства своих одногруппников без критики. Ребята раскрывались для себя и для окружающих с новых сторон и пробовали посмотреть на сложные жизненные ситуации с разных точек зрения. Это давало возможность стать такими, какими они ещё никогда не были в повседневной жизни. Тем самым расширялся жизненный опыт участников программы.


Итогом занятий можно считать следующее:

  1. У студентов появился новый эмоциональный опыт.

  2. Происходило формирование навыков рефлексии: умения принимать себя, свой внутренний мир, что, в свою очередь, помогает принимать другого человека и его внутренний мир.

  3. Рост самооценки и уверенности в себе, в своих способностях и возможностях.

  4. Для части студентов стало очевидным, что творчество – это большой жизненный ресурс, другие открыли для себя творчество как один из способов познания себя.



Быкова А.Е., социальный педагог

клуба «Юность»

МОУ ДОД ДЮЦ «Калейдоскоп»,

Октябрьский район, г.Екатеринбург


Роль родителей

в формировании способности учащегося

к самостоятельной работе


Вопросы формирования способности учащегося к самостоятельной работе – это, в большинстве случаев, вопросы ответственности и мотивации. Основы этих качеств закладываются в семье.

Каким образом дети учатся брать на себя ответственность и делать что-нибудь самостоятельно? Сначала ребенок наблюдает, как рядом с ним это делают взрослые, родители. Затем ребенок делает это вместе с родителями, которые постепенно передают ему ответственность, а затем он начинает это делать сам. Постепенно круг самостоятельных дел ребенка расширяется. Это психологический закон, открытый Л.С.Выготским, – о зоне ближайшего развития. [2] Этот закон имеет отношение к любой деятельности: и к практическому использованию предметов, и к общению и взаимодействию людей, и к учебной и познавательной деятельности.


В семейном клубе «Юность» уже пять лет ведется работа с детьми и родителями по программе «Социально-психологическая поддержка семьи, участвующей в общеобразовательном процессе». Целью программы является освоение родителями навыка эффективного коммуникативного взаимодействия с детьми, овладение технологией развития рефлексивных способностей. Участвуя в программе, родители решают ряд задач: знакомятся с психолого-педагогическими основами учебной коммуникации, овладевают навыками анализа и решения семейных проблем, знакомятся с техниками поддержки творческого поведения ребенка. Работа по программе ведется в детско-родительских группах, где задействуются различные виды учебной деятельности, а также в группах родителей в форме семинаров и круглых столов по вопросам детско-родительских отношений и учебной коммуникации.

Известно, насколько первые взрослые в жизни ребенка должны быть внимательны и аккуратны, передавая ему ответственность. Чуткое отношение к ребенку, понимание его физического и эмоционального состояния позволят родителям передать эту ответственность вовремя: не слишком рано и не с опозданием. [3]

Роль родителей состоит в том, чтобы помогать ребенку, когда он просит эту помощь, при этом делать не за ребенка, а вместе с ним. Делать только ту часть, с которой ребенок еще не справляется. Иногда помощь требуется при организации работы, при планировании, распределении времени. Дети часто не понимают какую-либо часть учебного задания. Или им непонятно условие задачи, или у ребенка не задействуется ведущая анализаторная система: кому-то нужно воспринимать задание на слух, кому-то надо рисовать картинки и схемы. В этом и может состоять мудрая помощь родителей. Также важно не перестараться с помощью и опекой, когда ребенок уже готов действовать самостоятельно, а родители все еще торопятся делать что-то за него.

Но, к сожалению, часто мы слышим: «Ты же умеешь, делай сам!», «Ты сам можешь», когда ребенок просит о помощи. Таким образом, родители оставляют ребенка наедине с его переживаниями. В этой ситуации ребенку нужна скорее не практическая помощь, а психологическая поддержка. Он, может быть, просто устал, ослаблен, соскучился по родителям и приглашает их к совместной деятельности таким образом. Многие родители школьников знают, что иногда просто достаточно быть рядом, когда ребенок выполняет учебное задание, и у него все начинает получаться. Здесь роль родителей в понимании внутреннего состояния ребенка, в принятии его чувств.


При знакомстве с той или иной информацией у каждого человека возникает эмоциональный отклик, [6] и эту эмоциональную составляющую очень важно учитывать. У ребенка может быть целая буря эмоций, связанная с тем или иным учебным заданием, и эти эмоции не всегда положительные. Когда в такой ситуации родители говорят: «Да, я понимаю, это сложно, это трудно, тебе кажется, что это невыполнимо, я готов помочь тебе», то ребенок постепенно успокаивается: он услышан, его внутренний мир кому-то интересен, его переживания не оставлены без внимания. Чаще всего после этого дети способны продолжать работу самостоятельно.

Буря эмоций может иметь отношение вовсе не к учебной деятельности, а к взаимоотношениям в классе со сверстниками или с учителем. Но это тоже может стать препятствием в учебном процессе. Понимание и поддержка ребенка в таких вопросах будет способствовать разрешению ситуации, укреплению его личности и, в конечном итоге, развитию самостоятельности.

Следующий важный вопрос – это мотивация к обучению, которая имеет первостепенное значение при самостоятельной работе учащегося.

Каждый ребенок нуждается в любви, признании, приятии, хорошем эмоциональном отношении взрослых. И прежде всего ребенку важно получить все это от самых близких людей – родителей. Если родители искренне заинтересованы деятельностью ребенка, это способствует укреплению его внутренней мотивации к деятельности. [1] А если есть эта внутренняя мотивация, то ребенок может долго и увлеченно что-либо делать самостоятельно, будь то ручной труд, решение задач или какая-либо иная познавательная деятельность.

Дети по своей природе любознательны и активны. Если родители умеют видеть в любой деятельности, которой занят ребенок пользу для его познавательного развития, это тоже будет способствовать мотивации к обучению. И, конечно же, важно, чтобы ребенок имел право на ошибку, на свое мнение, чтобы родители интересовались именно содержанием деятельности ребенка, а не только внешней стороной обучения – отметками, результатами, признанием в школе. [5] Это признание важно получить, прежде всего, в семье. Мотивация к учению становится внутренней, когда приобретает личностный смысл. [4]


На наших занятиях родители учатся основам конструктивного общения: умению разрешать конфликты, говорить о своих негативных чувствах без ущерба для самооценки ребенка. А дети естественным образом учатся самостоятельности и ответственности.

Вырастая в любви, понимании и поддержке, ребенок укрепляется психологически. Он смело берется за новое дело, зная, что он может попросить о помощи и получить ее. У ребенка в такой семье больше сил и возможностей для самостоятельной деятельности в любой области. Таким образом, стиль общения, стиль семейных взаимоотношений, позиция родителей имеет первостепенное значение для формирования способности учащегося к самостоятельной работе.


Литература.


Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 1972.

Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – М., 1997.

Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М., ЧеРо, 1998.

Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов Б.А., Формирования мотивации учения. М., 1993.

Шумакова Н.Б. Влияние представлений родителей об обучении на развитие одаренности у детей. – Вопросы психологии, 2005, № 7.

Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития. – Вопросы психологии, 2000, № 3.


Взородова Т.Л,

руководитель структурного подразделения

клуба по месту жительства «Орфей»

МОУ ДОД ДЮЦ «Вариант»,

Верх-Исетский район, г.Екатеринбург



следующая страница >>