litceysel.ru
добавить свой файл
  1 ... 4 5 6 7

Формирование коммуникативной компетенции воспитанника с помощью социоигровой методики

в условиях учреждения дополнительного образования.


Современный этап развития общества характеризуется повышенным вниманием к совершенствованию процесса воспитания и образования. Одной из ключевых идей модернизации образования в последние годы стала идея формирования компетенций, проявляющихся в умении обучающихся интегрировать, переносить и использовать знания в различных жизненных ситуациях.

В «Концепции модернизации российского образования» в качестве факторов, имеющих большое значение, названы коммуникабельность и готовность к сотрудничеству. Учреждения дополнительного образования детей призваны развивать способности воспитанника реализовать себя в новых социально-экономических условиях, уметь адаптироваться в различных жизненных ситуациях. Поэтому следует отметить особую важность формирования коммуникативной компетенции, которая расширяет возможности воспитанника в удовлетворении потребностей в общении, творчестве, организации свободного времени. Таким образом, сформированная коммуникативная компетенция способствует разностороннему развитию личности воспитанника и предполагает необходимость сочетания учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных качеств обучающихся, их познавательной активности, творческого мышления, способности самостоятельно решать нестандартные коммуникативные задачи.

Если понимать под компетенцией способность установить связи между знанием и ситуацией, а также способность на этой основе обнаружить и осуществить действие, позволяющее решить проблему, то формирование коммуникативной компетенции невозможно вне деятельностного подхода.

Теория деятельностного подхода сформировалась в отечественной психологии в 20−30-х годах 20 века в трудах Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева и развивалась их продолжателями П.Я.Гальпериным, В.В.Давыдовым и др. [1].

«Именно понятие деятельности, — подчёркивал В.В.Давыдов, — может быть той исходной абстракцией, конкретизация которой позволит создать общую теорию развития общественного бытия людей и различные частные теории его отдельных сфер» [2]. Театральное искусство является по сути своей «искусством действия», поэтому методы театральной педагогики, как нельзя лучше подходят для развития коммуникативной компетенции.


Неслучайно методы театральной педагогики (в частности, социоигровой метод обучения, авторы Ершова А.П., Букатов В.М. [3]) активно используют педагоги дополнительного образования, так как деятельностные способности формируются у ребёнка лишь тогда, когда он не пассивно усваивает новое знание, а включён в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Значит, для формирования деятельностных способностей у обучающегося необходимо постоянно тренировать его в выполнении различных видов деятельности: коммуникативной, учебной, игровой.

Согласно социоигровому методу все занятия в театральном коллективе неразрывно связаны с общением и имеют коллективную форму реализации.

Реализация социоигрового метода в практическом применении на занятиях в учреждении дополнительного образования обеспечивается системой дидактических принципов, которая определяет организацию образовательного процесса в соответствии с основными дидактическими требованиями традиционного образования (принципы наглядности, доступности, преемственности, активности, сознательного усвоения знаний, научности и др.) и не отвергает традиционную дидактику, а продолжает и развивает ее в направлении реализации современных образовательных целей.

Анализ показывает, что дидактические принципы являются необходимыми и достаточными для организации процесса обучения и воспитания в условиях дополнительного образования детей:


  • принцип деятельности устанавливает требования к развивающим и воспитательным целям обучения;

  • принцип непрерывности обеспечивает инвариантность реализуемой нормы;

  • принцип целостного представления о мире устанавливает требования к содержательным целям обучения;

  • принцип вариативности предусматривает возможности различных уровней достижения целей в соответствии с самоопределением обучающихся;
  • принцип минимакса регламентирует процедуру контроля достижения образовательных целей;


  • принцип творчества определяет границы высокого уровня подготовки по предмету;

  • принцип психологической комфортности устанавливает требования к организации взаимодействия между педагогом и воспитанником.

Сформулированные дидактические принципы задают систему необходимых и достаточных условий организации непрерывного процесса формирования коммуникативной компетенции.

Чтобы реализовать деятельностный подход в соответствии с современными тенденциями необходимо организовать коллективную деятельность на занятии. В.В.Давыдов показал, что коллективная деятельность включает взаимную деятельность и взаимные действия. Взаимодействие ее участников может быть понято как коммуникация. В этом случае участники должны постоянно обсуждать проблемы друг с другом, включаться в диалоги и полилоги, чтобы уметь понять позиции других и в то же время научиться смотреть на себя глазами других, т. е. выработать в себе качество саморефлексивности. В исследованиях коллективной деятельности было показано, что нужно иначе понять сам процесс интериоризации: не просто как «перенос» внешней деятельности во «внутренний план», а как индивидуальное присвоение форм коллективной деятельности.

Для включения воспитанника в активную познавательную коллективную деятельность, на мой взгляд, необходимо:

  • связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами в воспитанников;

  • привлекать для обсуждения их прошлый опыт;

  • оценивать достижения воспитанников содержательной характеристикой;

  • создавать на занятиях особую творческую атмосферу, которая возможна только при полном доверии воспитанников к педагогу.

Как показывает мой педагогический опыт, уровень коммуникативной культуры воспитанников повышается при использовании социоигрового метода в организации занятия. Это прослеживается в следующих позициях:
  1. решение коммуникативно-ситуативных задач, которые позволяют приблизить обучение к естественным условиям общения и повысить уровень культуры общения, позволяют соблюдать нормы литературного языка, этические нормы и правила речевого поведения;


  2. участие в играх, которые предполагают выступления в роли ведущего, оппонента, выступающего при обсуждении вопроса, задающего вопрос или отвечающего на него;

  3. выполнение творческих работ на основе личных, читательских, жизненных, фантазийных и музыкальных впечатлений;

  4. использование разнообразных упражнений по интерпретации и созданию текстов (составление писем, объявлений, афиш, редактирование текста, различные виды перестройки текстов, создание текстов по опорным словам);

  5. использование упражнений, направленных на коллективность действия.

Опыт практического применения на занятиях социоигровой методики показал, что данная технология даёт реальную многоуровневую основу не только для эффективного обучения, но и для своевременного развития многогранной личности, обладающей коммуникативной компетенцией.


Литература


  1. Давыдов, В.В. О перспективах теории деятельности. // Вестник МГУ, 1993, № 2

  2. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения. Москва, 1994

  3. Ершов, П.М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя. / П.М.Ершов, А.П. Ершова, В.М. Букатов –2-е изд., перераб. и доп. – М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. – 336с.

Стаина П.А. социальный педагог,

педагог-организатор ДЮК «Шанс»,

МОУ ДОД ЦДЮ «Созвездие»

Анализ деятельности детско-юношеского клуба «Шанс»

с точки зрения формирования

основных социальных компетенций воспитанников.



В начале 70-х годов в интенсивно развивающемся районе Эльмаш Машиностроительным заводом имени Калинина был построен детско-юношеский клуб «Шанс». Необычные архитектурные решения и большая площадь – основные отличия клуба. Они предоставляют возможность для творческой самореализации детей и молодежи в различных видах деятельности.


На сегодняшний день анализ социальной ситуации развития детей, проживающих в районе, позволяет говорить о том, что большинство семей воспитанников являются дисфункциональными по тому или иному признаку (алкоголизм, неполная семья и др.). Во многих семьях родители не поддерживают эмоциональный контакт с детьми, их взаимодействие является формальным. В таких семьях существуют запреты на проявление чувств, что способствует в дальнейшем развитию личности , склонной к зависимому поведению. Часто дети предоставлены сами себе.

В основном на Эльмаше проживают семьи рабочих и гастарбайтеров, находящихся в ситуации культурной депривации (возможности культурного развития крайне ограничены). В связи с этим мы считаем название нашего клуба символичным. Занятия в наших объединениях, посещение мероприятий, участие в акциях действительно предоставляют этим детям шанс на что то большее! Шанс на развитие социальных компетенций, которые в будущем обеспечат им возможность повышения уровня жизни, образования, саморазвития и становления психологически здоровой личности.

Сегодня двери клуба открыты для всех. Театральная студия для детей младшего школьного возраста, подростков и молодёжи, театральная студия для слабослышащих воспитанников, хореографическое направление, молодёжные объединения, занимающиеся рок и рэп-музыкой, совет ветеранов – вот далеко не полный список объединений клуба «Шанс». В клубе регулярно проходят репетиции, спектакли, концерты, тренинги, профилактические занятия, социальные акции и т.д. Все они направлены на формирование тех или иных социальных компетенций воспитанников.

В отечественной литературе принято разделять основные социальные компетенции на три группы: 1) компетенции, относящиеся к личности, к самому себе, 2) компетенции, относящиеся к взаимодействию с другими, 3) компетенции, относящиеся к деятельности [3].

Искусство театра – это, прежде всего, искусство взаимодействия. На занятиях театром дети, подростки и молодёжь обучаются коммуникативным навыкам и навыкам эффективного взаимодействия. Воспитанники, «примеряя» на себя те или иные роли, научаются понимать мотивы и поступки других людей, становятся более толерантными. Самые распространённые упражнения (например, «Зеркало») научают тонко чувствовать партнёра и активно откликаться на его действия.


Развитие, которое обеспечивает театр, – это комплексное личностное развитие воспитанника: повышение уровня общей культуры (принятие культурных ценностей) и интеллекта, формирование таких личностных качеств как ответственность, трудолюбие, саморегуляция, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию, желание творчески, нестандартно решать проблемы. Также в театре происходит обучение чувствам и развитие эмоциональной сферы.

Занятия театром обеспечивают формирование адекватной самооценки, так как воспитанник научается не просто играть на сцене, но и петь, красиво говорить (постановка голоса, развитие речи) и двигаться. Опыт игры в театре снимает множество психологических «зажимов» и заставляет поверить в себя и свои силы.

Таким образом, театральное направление в клубе «Шанс» обеспечивает формирование социальных компетенций, относящихся ко всем трём выделенным группам.

Целью работы театральной студии «Театр на ладони» является социальная адаптация слабослышащих воспитанников. В первую очередь здесь происходит формирование коммуникативных компетенций посредством развития речи, расширения словарного запаса, снятия страха перед общением со слышащими людьми. У слабослышащих воспитанников формируются также компетенции социального взаимодействия, ценностно-смысловой ориентации в мире и компетенции самосовершенствования.

Занятия хореографией, безусловно, формируют ответственное и внимательное отношение к своему телу и здоровью, развивая компетенции здоровьесбережения, а так же повышают уровень общего культурного развития воспитанников.

Клуб «Шанс» предоставляет подросткам и молодёжи возможность заниматься рок и рэп-музыкой самостоятельно. Нас радует их активная жизненная позиция, усердие и огромное желание творчески самовыражаться в музыкальной деятельности. Основные социальные компетенции, формирующиеся на их занятиях, это самосовершенствование, саморазвитие, саморегулирование. Ребята сами пишут музыку и сочиняют тексты, осознанно стремясь к развитию своей речи как на русском, так и на иностранных языках.


Необходимо отметить, что компетенции здоровьесбережения (знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, ВИЧ, СПИДа) формируются на интерактивных занятиях, направленных на профилактику зависимого поведения и пропаганду здорового образа жизни. Такие занятия регулярно проводятся со всеми воспитанниками клуба.

В настоящий момент в клубе апробируется программа «Отличный шанс», направленная на повышение уровня социализации воспитанников. Она состоит из трёх блоков: общение (развитие навыков эффективного взаимодействия), самопознание (развитие стремления к самопознанию), творчество (развитие креативности, способности нестандартно решать проблемы). Занятия проходят в форме тренингов, игр, интерактивных занятий, активно применяются арт-терапевтические методики. Данная программа призвана сформировать у воспитанников клуба «Шанс» основные социальные компетенции, обеспечить профилактику зависимого и рискованного поведения, повысить уровень личностного развития.

Приведённый анализ деятельности детско-юношеского клуба «Шанс» с точки зрения формирования основных социальных компетенций воспитанников на сегодняшний день основывается на теории и наблюдении. В дальнейшем мы планируем обосновать его эмпирически, проведя исследование с использованием методик на определение уровня развития тех или иных социальных компетенций.


Литература


  1. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. О.Е. Лебедева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 256 с.

  2. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

  3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования. – М.: Высшее образование сегодня, 2003, № 5.
  4. Социокультурная и социально-педагогическая деятельность учреждений дополнительного образования детей. Методическое пособие./ Под научной редакцией Фоминой А.Б./ - М.: УЦ «ПЕРСПЕКТИВА», 2009.-272с.



Челнокова О. Н.

зам директора по НМР

МОУ ДОД ДЮЦ «Юность» ,

Железнодорожный район, г.Екатеринбург


Социализация воспитанников в КМЖ через практику реализации социального проекта « Я – гражданин России»


Сегодня часто приходится слышать от подростков утверждения, что нет смысла ходить на выборы, что с социальными и экологическими проблемами не стоит бороться – их все равно нельзя решить. Такие убеждения возникают по причине того, что подросток не ощущает своей значимости в обществе, он живет своей жизнью, своими интересами, общество – своей. Они видят, что общество не заинтересованно в них, а в ответ формируется аналогичное отношение к обществу: пассивное, если не вообще враждебное.

Одним из способов решения данной проблемы стал конкурс социальных проектов « Я - гражданин России», запущенный в январе 2010 года в детских клубах Железнодорожного района. На участие в конкурсе заявилось семь детских клубов.

Цель конкурса - повышение социальной активности подростков через участие в решении актуальных проблем конкретной территории, определенного социального слоя или возрастной группы. Заявленные темы – самые разнообразные: от благоустройства клубной территории до серьезной работы с детским домом. Представим здесь характеристику наиболее ярких и результативных проектов.

Клуб «Старт» микрорайона Старой сортировки выбрал тему благоустройства территории клуба (проект «Бабушкин огород»). Ребята решили озеленить и оформить ландшафт. В процессе реализации проекта у группы лидеров появились сторонники: родители, педагоги и жители соседнего дома приносили семена овощных и цветочных культур, садовый инвентарь. Был объявлен конкурс на лучший эскиз огородной композиции, воспитанники кружка «Рукоделие» смастерили огородное пугало и ворону. Другая группа ребят вскапывала грядки, засаживала их кабачками, морковкой, зеленью, предварительно вырастив рассаду в клубе.


В результате воспитанники, несмотря на разницу в возрасте, научились работать в единой дружной команде, добиваясь конечного положительного результата. Дети ощутили гордость проделанной работой, свою значимость: делая свой район лучше, красивее, они подспудно обретали чувство гражданственности и патриотизма.

В клубе « Фотон», начиная работать над проектом « Русский дом», педагоги задумались над тем, насколько знают русские традиции, историю своей семьи ребята клуба и их родители. Ведь история народа есть таинственная запись его многочисленных судеб, его духовно естество. И если народ теряет связи с прошлым, он теряет силу, теряет будущее.Много ли найдется сейчас семей, имеющих родословное дерево .Многие традиции, духовные и культурные ценности наших прабабушек, их праздники, игры, песни, сказки уходят навсегда, оставляя едва заметный след в музеях, научных фолиантах.

Целью совместного проекта детей и взрослых стала активизация интереса к русской народной культуре через изучение русских традиций и проведение традиционных народных праздников для микрорайона клуба. Для этого


  • провели ряд мастер-классов по изготовлению народной игрушки,

  • организовали выставки рисунков и поделок детей

  • « Узоры народного творчества»

  • провели праздники « Коляда», «Масленица», «Пасха»

Принимая участие в народных праздниках, дети и взрослые получили возможность познакомиться с духовным наследием народа: обрядами, ритуалами, традициями ландшафтного дизайна. Творческое сотрудничество дало возможность детям почувствовать себя равноправными партнерами взрослых, в том числе и родителей. Таким образом, помимо познавательного, художественного и эмоционального развития народные праздники способствовали социальному становлению и развитию детей.

Опытной клубной командой оказался коллектив ребят и взрослых клуба «Северка», отдаленной территории Железнодорожного района. Начальный проектный опыт они получили, работая в 2008-09 гг. над социальным проспектом «С чего начинается Родина», где ребята узнали историю поселка, приобрели опыт общения с разными слоями населения.


Цели нового проекта («Империя мусора, или Мусорная цивилизация»):


  1. разобраться в экологической проблеме утилизации городских отходов,

  2. доказать, что на свете нет ненужных вещей,

  3. создать условия для объединения детей и подростков в коллектив креативных людей, способных отойти от стереотипов в решении проблем.

Формы работы над проектом:

  • анкетирование

  • групповая дискуссия

  • конкурсы рисунков, плакатов, лозунгов

  • ролевое моделирование: сюжетно-ролевые игры

  • аукцион чистоты

  • благотворительные акции

В ходе работы сложились группы по интересам: пресс-центр, аналитико - информационная группа, исследовательская группа «Зеленый патруль», санитарная группа, творческая группа, агитбригада. В проекте приняли участие 7 педагогов и 27 детей. Привлечено к участию в мероприятиях более 300 человек.

Неравнодушие детей к жизни поселка, например, ярко проявилось в творческом конкурсе лозунгов. Вот несколько примеров: «Мы можем многое, если мы вместе, Очистим поселок - дышать будет легче!», «Здесь птицы не поют, здесь травы не шумят, здесь горы мусора лежат!».

В ответах на вопросы анкеты были сформулированы желания детей: «Я хочу видеть, как все люди живут хорошо, не ссорятся, не пьют, не курят»; «Больше всего мне хочется увидеть тигра и обезьян, но не хочу видеть смерть, как погибают деревья, они ведь, как люди, живые»; «Не хочу видеть озлобленные лица людей и разрушение чего-то красивого».

Своими действиями ребята обратили внимание на серьезнейшую проблему загрязнения окружающей среды. Наиболее остро стояла проблема вывоза мусора из частного сектора поселка и близлежащих садов. Ребята нашли 11 несанкционированных свалок. Волонтеры провели несколько трудовых десантов, развесили призывы и лозунги, не засорять природу.

В процессе работы пришлось обращаться к серьезным организациям: Комитету по экологии и природопользованию администрации г. Екатеринбурга, ЕМУП « Спецавтобаза», журналистам газеты «Вечерний Екатеринбург», администрации поселка.


Выводы. Многообразие форм работы над социальным проектом обеспечило и интерес к проблемам, и общественную значимость претворения проектов в жизнь. В результате работы над проектом ребята приобретают опыт участия в команде единомышленников, неравнодушных к острым социальным проблемам современного города, поселка, микрорайона. Поэтому можно говорить о высокой социализирующей значимости конкурса.


Чудакова Н.П.,

педагог дополнительного образования

клуба «Импульс» МОУ ДОД ДЮЦ «Калейдоскоп»

Смолина Л.С.,

зам.директора ДЮЦ «Калейдоскоп»


Пути формирования социальной компетентности

воспитанников клубов по месту жительства

Социальная компетентность позволяет человеку быстро и адекватно адаптироваться в обществе, эффективно взаимодействовать с социальным окружением. Процесс формирования социальной компетентности человека разворачивается последовательно и происходит на протяжении всей его жизни. Все начинается в семье, затем продолжается и наращивается в дошкольном учреждении, школе, вузе и т.д. Школе не удаётся в полной мере подготовить подрастающее поколение к усложняющимся требованиям современного общества. Средствами одной только классно-урочной деятельности (основной в школе) решить эту задачу невозможно. Клубы по месту жительства позволяют удовлетворить возрастные потребности, соответствующие особенностям детей и специфике современной ситуации, дополнить социализирующий потенциал семьи и школы. Разнообразные творческие и спортивные коллективы клуба позволяют развивать способности воспитанников в той сфере деятельности, к которой они испытывают склонность.

Социальная компетентность – это, прежде всего, социальная активность, желание и умение жить в обществе, мотивированность на социально одобряемую деятельность. Поэтому в процессе обучения мы стараемся использовать следующие методические средства:


мотивация учебной деятельности (выполнение сувениров к праздникам, создание украшений для дома и близких – удовлетворение творческих потребностей и развитие способностей воспитанников);

создание ситуации успеха: проведение различных соревнований и викторин разных уровней сложности, награждение по результатам выставок, выпуск информационных листов с поздравлением победителей конкурсов, соревнований, викторин);

создание обстановки, вызывающей положительные эмоции (праздничное оформление помещений, участие в праздничных программах, музыкальное оформление мероприятий);

организация положительных эмоций в общении с педагогом и воспитанниками клуба (одобрение действий воспитанника педагогом, проведение Дней именинника, студийных праздников);

организация самоанализа клубной деятельности (листы отзывов о прошедших мероприятиях, клубных событиях, заметки в клубных газетах и/или информационных листах).


Определяющим признаком развитого детского коллектива, на мой взгляд, является не только демонстрация большинством определённых умений и мастерства, но и реальная социальная компетентность детей, а именно, их умение сотрудничать со сверстниками и взрослыми, способность работать в команде, занимать в ней определенное место и выполнять определенную функцию. Коллектив студии лишь тогда становится коллективом, когда каждый воспитанник – социально компетентная личность. В то же время, сформировать социально компетентную личность можно лишь в условиях коллектива, который становится инструментом формирования социальной компетентности каждого воспитанника.

Ребенок, подросток, постоянно находящийся под воздействием мнения товарищей, не может уклониться от принятых норм поведения. Клубное сообщество способствует приобретению навыков общения с людьми разного возраста, разных интересов, что является проявлением социальной компетентности. Если педколлективу клуба удается создать необходимую атмосферу, старшие воспитанники учатся заботливо относиться к младшим, уважать их интересы, поддерживать «детские» разговоры, а младшие, в свою очередь, приобретают опыт дружеских и уважительных отношений с более старшими ребятами и взрослыми.


Начало учебного года в клубе по месту жительства – это, как правило, весёлый праздник, способствующий возникновению новых знакомств, встрече друзей. Конкурсы, задания, состязания на этих праздниках подбираются такие, чтобы каждый участник захотел влиться в клубные коллективы и стать полноценным их участником. Это первый шаг к формированию клубного сообщества. Часть этих детей легко вольются в студии, будут участвовать в концертных номерах, побеждать в спортивных состязаниях, станут успешными в игровых программах и творческой деятельности. Их социальная компетентность достаточно сформирована.

Но есть менее успешные дети. Не все и не всегда у них получается так, как хотелось бы, но желание проявить себя, развить способности и склонности у таких детей ничуть не меньше. И если им не предоставить такой возможности, они уйдут из клуба, так как будут ощущать себя недостаточно компетентными рядом со своими сверстниками. Задача педагогов клуба – удержать таких детей возле себя, помочь им ощутить свою значимость, вовлечь в общие дела, выявив то направление, в котором они будут наиболее успешны, а значит, компетентны.

Есть еще категория детей, у которых не складываются отношения в семье. Они приходят в клуб, иногда лично к педагогу, со своими проблемами. С такими ребятами нужно очень много разговаривать, чаще всего, – индивидуально, если возможно, обсуждать проблему, привлекая других подростков, так как мнение взрослого иногда менее убедительно, чем мнение ровесника. Такое взаимодействие (индивидуальное или малой группой) помогает пережить сложную ситуацию, изменить к ней отношение, разобраться в себе и своих поступках, т.е., приобрести определенную социальную компетентность.

Большое значение в жизни клубного коллектива имеет со-управление. Если в клубе есть подростковый актив как некая внутренняя организация, его наличие определенным образом выстраивает характер взаимоотношений между взрослыми и воспитанниками. Подростки, входящие в актив, часто готовы реально брать на себя подготовку и проведение мероприятий, формируя при этом умение командовать товарищами и подчиняться товарищам, критиковать и воспринимать критику, быть терпимыми к различным проявлениям друг друга. В подростковом активе создается развернутая сеть разнообразных связей и отношений, которая помогает ребятам приобрести уверенность в себе, формирует умение адаптироваться в сложных ситуациях, развивает своеобразную «гибкость души» – способность к отзывчивости, сопереживанию, состраданию. Формируется умение посмотреть на мир глазами другого человека, что является основой толерантности, в свою очередь, составляющей социальной компетентности.


Серьезная часть клубной деятельности – реализация социальных проектов, связанных со знаменательными датами страны, области, города, района. Участвуя в таких проектах, воспитанники клубов конкретными делами проявляют свою гражданскую позицию, гражданскую активность, ответственность. Для работы над подготовкой проекта создаётся группа из воспитанников и педагогов. Подросткам в процессе работы предоставляется возможность проживания разнообразных ролей, делающих их граждански компетентными.

Таким образом, даже участие детей и подростков в клубных мероприятиях, на первый взгляд, традиционных, привычных, обеспечивает развитие социальной компетентности детей: расширяет арсенал их средств общения, формирует поведенческие стандарты, развивает навыки самоанализа, дает возможность реализовать склонности и стремления, осознать сильные стороны своей личности. Это способ раз­вития социальной компетентности воспитанников, способствующий формированию социального здоровья детей и подростков.



<< предыдущая страница