litceysel.ru
добавить свой файл
1




Система профессиональной подготовки кадров
избирательных комиссий, комиссий референдума



1. Введение

Система профессиональной подготовки кадров избирательных комиссий Свердловской области имеет свою историю. Главную роль в организации и проведении выборов осуществляют территориальные избирательные комиссии. В связи с этим одним из приоритетных направлений работы Избирательной комиссии Свердловской области является повышение уровня профессионализма организаторов избирательной кампании. Деятельность по повышению профессиональной компетентности председателей, секретарей территориальных, окружных избирательных комиссий осуществляется постоянно и имеет более чем десятилетнюю историю. На начальном этапе становления системы ведущую роль в организации, формировании содержания, разработке форм обучения, а также в проведении занятий взяла на себя Избирательная комиссия Свердловской области. Работа по обучению всех уровней избирательных комиссий проводилась как централизованно (по 500 человек), так и с выездом в города и районы Свердловской области, где проводилось обучение каждой комиссии отдельно, составов комиссий по категориям, давались индивидуальные консультации. Такая ресурсозатратная деятельность себя оправдала, так как позволила выработать единую концепцию, в максимально короткие сроки сформировать общую политику обучения кадров, приобрести большую армию единомышленников, способную к её реализации.

Следующим этапом становления системы стала передача полномочий территориальным избирательным комиссиям по обучению кадрового состава ТИК, ОИК и УИК, формирование территориальных центров повышения правовой культуры организаторов и участников выборов.

С 2004 года начали работать межтерриториальные центры повышения правовой культуры избирателей. Идея их создания связана с необходимостью концентрации ресурсов (финансовых, кадровых, научно-методических, организационных), накопленных в территориальных центрах. Такая структура позволила организовать взаимодействие, в том числе путем установления прямых многосторонних связей избирательных комиссий, органов местного самоуправления, просветительских и образовательных учреждений на территории ряда муниципальных образований в целях организации обучения кадров и резерва избирательных комиссий. Причем, формирование центров осуществлялось «снизу», на добровольной основе, с учетом пожеланий субъектов объединения.


Таким образом, система подготовки кадров формировалась на протяжении более десяти лет и в настоящее время включает в себя:

- четко отработанную структуру организации обучения, а также распределение ответственности и полномочий между всеми субъектами, её осуществляющими;

- разработанное и апробированное содержание обучения, постоянно обновляющееся в соответствии с изменившимися условиями, новациями избирательного законодательства, развитием общественно-политической научной теории и практики;

- формы, средства и методы обучения, включающие современные активные и интерактивные методики, новые технологии, современные средства обучения.

С 2006 года Избирательная комиссия Свердловской области включилась в конкурс среди избирательных комиссий субъектов Российской Федерации на лучшую работу по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума) и обучению организаторов выборов и референдумов. Представленный анализ содержит информацию о работе избирательных комиссий области применительно к условиям этого конкурса.


2. Перспективные планы обучения, учебные программы,
учебно-методические пособия


2006 год ознаменовал собой начало очередного цикла избирательных кампаний, в рамках которых начали формироваться органы государственной власти Свердловской области, органы местного самоуправления и органы государственной власти Российской Федерации, что потребовало максимальной мобилизации усилий по подготовке кадров избирательных комиссий всех уровней.

В
Схема межтерриториальных центров
повышения правовой культуры
в Свердловской области

течение 2006 года Избирательная комиссия Свердловской области работает в единой системе профессиональной подготовки кадров организаторов выборов, являясь центром и координирующим началом этой работы. В системе работают 9 межтерриториальных Центров повышения правовой культуры, 80 территориальных избирательных комиссий, в том числе 59 со статусом юридического лица, территориальные центры повышения правовой культуры.


Субъектами системы приняты соответствующие документы, регламентирующие деятельность по организации обучения кадрового состава избирательных комиссий. Программа повышения правовой культуры избирателей, организаторов и других участников избирательного процесса в Свердловской области на 2006 год утверждена Постановлением Избирательной комиссии Свердловской области от 26.01.2006 г. № 10. Каждый межтерриториальный центр и центр правовой культуры при ТИК сформировал собственную программу.

Областная программа этого года как и прежде содержит помимо тематических планов, учебных программ по повышению уровня профессиональной подготовки организаторов избирательного процесса, реализуемых собственно Комиссией в областном масштабе, так и тематические планы, учебные программы, реализуемые межтерриториальными и территориальными Центрами повышения правовой культуры в рамках собственных программ.

Системность правового просвещения организаторов выборов предусматривает разработку образовательных программ и учебных планов для различных категорий участников избирательного процесса в двух уровнях: областном и территориальном (в районах и городах).

В отчетный период большое внимание уделялось реализации учебных планов Программы, по которым проходило обучение следующих категорий организаторов выборов:

- работников аппарата Избирательной комиссии области (в т. ч. системных администраторов, обеспечивающих КСА ТИК);

- председателей, заместителей председателей, секретарей, бухгалтеров и членов территориальных избирательных комиссий;

- руководителей контрольно-ревизионных служб;

- руководителей групп контроля за ведением предвыборной агитации;

- членов окружных избиратель-ных комиссий;

- членов участковых избиратель-ных комиссий;

- резерва кадров избирательных комиссий всех уровней.

Программа обучения руководителей, членов избирательных комиссий, специалистов рабочих групп была нацелена на достижение конкретной цели — обеспечение готовности системы избирательных комиссий к реализации своих полномочий в рамках предстоящих выборов с учетом применения новаций избирательного законодательства.


Избирательной комиссией Свердловской области были разработаны типовые учебные программы для различных категорий организаторов выборов — отдельно для территориальных, окружных и участковых избирательных комиссий, а также других участников избирательного процесса. Важными условиями разработки типовых учебных программ являются соответствие включенного содержания уровню подготовки категории слушателей, сочетание в содержании обучения как общетеоретических, так и прикладных вопросов, обязательное наличие контрольных тем, вопросов, тестов для оценки уровня усвоения программы.

Эти типовые программы являются рекомендательными и рассматриваются нижестоящими комиссиями как иллюстрация возможного использования предложенного механизма формирования учебной программы. С учетом специфики условий, образовательных возможностей и потребностей конкретных слушателей, могут быть изменены формулировки предлагаемых тем, расширен их перечень, уточнен список контрольных вопросов, перечень рекомендуемой литературы.

В качестве примера остановимся на программе повышения профессиональной компетентности председателей территориальных избирательных комиссий.

Обучением председателей территориальных избирательных комиссий занимается Избирательная комиссия Свердловской области. Организуя эту работу, Комиссия исходит из того, что политико-правовая культура это не только культура участия в голосовании, но и культура реального включения граждан в процесс выработки и реализации государственной политики развития в период между выборами. Это не только знание законодательства и его понимание, но и готовность защищать права избирателей. Программы повышения уровня профессиональной подготовки председателей ТИК учитывают уровень профессиональной компетентности руководителей. В Комиссии разработаны показатели и критерии, связанные с анализом информации, предоставляемой из ТИК, а также анализом реализации программ обучения (публичная защита программ повышения правовой культуры, презентация реализации этих программ, ежемесячный анализ реализации программ повышения правовой культуры избирателей, организаторов и участников выборов, анализ обращений, поступающих в ТИК, анализ активности председателей во время семинаров-практикумов, анализ ежемесячных пресс-релизов, предоставляемых из ТИК и др.), что позволяет корректировать типовые программы, разрабатывать их модули, индивидуальные программы обучения, содержание практических занятий и зачетных мероприятий.


Т
Оперативное-совещание
с председателями ТИК

ак, например, программа обучения председателей территориальных избирательных комиссий в обязательном порядке включает теорию и практику работы по управлению избирательным процессом, в частности, по координации работы нижестоящих избирательных комиссий, по осуществлению контроля за их деятельностью, по рассмотрению обращений участников выборов, связанных с решениями или действиями этих комиссий, по информационному, финансовому обеспечению выборов.

Программа обучения организаторов выборов строится на основе широкого использования интерактивных форм обучения. Проведению практических занятий и тренингов предшествует, как правило, выполнение слушателями «домашних заданий», связанных с осуществлением конкретных полномочий избирательных комиссий на разных стадиях выборов, подготовка вариантов решений или действий участниками занятий, защита этих вариантов в рамках самого занятия.

Таким образом, решается задача закрепления правовых знаний, формирования навыков их применения в конкретной правовой ситуации, способности защищать эти варианты в условиях возможного противостояния со стороны иных участников избирательной кампании. Важное место в содержании программы уделяется совершенствованию навыков публичных выступлений по наиболее острым вопросам реализации избирательных прав граждан, в том числе свободного использования юридических терминов, оперирования нормами избирательного законодательства.

Для качественной реализации учебных программ Избирательной комиссией Свердловской области продумана система её ресурсного обеспечения. В первую очередь, речь идет о кадровом обеспечении системы правового просвещения.

К

Преподаватель Института развития
регионального образования ведет тренинг

адровый состав представлен следующим образом: руководители Избирательной комиссии Свердловской области, заведующие отделов её аппарата, руководители территориальных избирательных комиссий, представители академической и вузовской науки, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций и учреждений.

Н
На семинаре-совещании
апример, Избирательная комиссия Свердловской области в реализации учебных программ активно взаимодействует с Институтом развития регионального образования. Ведущие преподаватели кафедр этого института: коммуникативной культуры, управления, социально-гуманитарного образования, читают лекции, проводят семинары, тренинги для слушателей образовательных программ.

Межтерриториальные центры, территориальные избирательные комиссии организуют обучение членов ТИК, УИК во взаимодействии с высшими учебными заведениями, расположенными по месту нахождения центра, комиссии. Привлекаются к реализации учебных программ представители органов местного самоуправления, специалисты муниципальной системы образования.

М
Семинар-совещание с участием
председателей, секретарей
и системных администраторов ТИК

етодическое обеспечение реализации учебных программ представляет собой серию учебно-методических пособий различного уровня и направленности. В разработке пособий принимают участие избирательные комиссии, представители академической, вузовской науки, а также педагоги-практики.

Избирательная комиссия Свердловской области подготовила и издала ряд методических пособий по организации обучения территориальных, участковых избирательных комиссий, представителей политических партий. Пакет методических материалов включает в себя:


- «МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ в помощь избирательным комиссиям по подготовке и проведению выборов депутатов Законодательного Собрания Свердловской области в 2006 году»;

- «МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ по организации работы участковых избирательных комиссий по выборам депутатов Законодательного Собрания Свердловской области, выборам в органы местного самоуправления»;

- «МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ в помощь участникам выборов депутатов палат Законодательного Собрания Свердловской области, выборов в органы местного самоуправления в 2006 году;

- «МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ по применению федерального законодательства и законодательства Свердловской области в вопросах финансирования деятельности избирательных комиссий в период подготовки и проведения выборов;

- «Журнал работы № 1 ПРОТОКОЛЫ И РЕШЕНИЯ участковой избирательной комиссии избирательного участка № ___ по выборам депутатов палат Законодательного Собрания Свердловской области, выборам в органы местного самоуправления»;

- «Журнал работы № 2 ДОКУМЕНТЫ И АКТЫ для работы участковой избирательной комиссии избирательного участка № ___ по выборам депутатов палат Законодательного Собрания Свердловской области, выборам в органы местного самоуправления»;

- «Единый порядок организации и установления итогов голосования на выборах 8 октября 2006 года».

М
На выездном семинаре-совещании
с председателями ТИК

ежтерриториальные, территориальные центры повышения правовой культуры избирателей, реализуя собственные Программы повышения уровня профессиональной подготовки организаторов избирательного процесса, издали методические пособия в помощь участковым избирательным комиссиям (Полевская городская ТИК, Первоуральская городская ТИК); «Список избирателей: составление, уточнение и порядок работы с ним» (Талицкая ТИК); «Информационно-методическое пособие для организаторов обучения резерва кадров и обучения кадров участковых избирательных комиссий» (межтерриториальный центр при Ревдинской ТИК); «Использование средств массовой информации в рамках программы повышения избирателей, организаторов выборов и других участников избирательного процесса» (межтерриториальный центр при Североуральской ТИК) и т.д.


Таким образом, работа по созданию перспективных планов обучения, учебных программ, учебно-методических пособий позволила:

- реализовать единую на территории Свердловской области концепцию обучения кадров — организаторов избирательного процесса, базирующуюся на единых принципах, подходах к разработке содержания обучения;

- обеспечить научно-методическое сопровождение учебного процесса через разработку серии методических пособий, показывающих способы применения теоретических знаний в практике реализации.


3. Характеристика учебного процесса. Формы обучения

И
Председатель Избирательной комиссии Свердловской области ведет занятие семинара
збирательная комиссия Свердловской области занимается обучением организаторов выборов ежемесячно, а обучение представителей политических партий, средств массовой информации осуществляется ежеквартально. С 2005 года успешно реализуется такая форма обучения председателей территориальных избирательных комиссий как выездные 3–4 дневные семинары-практикумы. В течение 2006 года проведено 4 таких семинара (материалы прилагаются). Такая форма обучения позволяет глубоко рассмотреть определенные учебной программой вопросы как с точки зрения теории, так и практики их применения, организовать погружение участников в проблему, обмен мнениями по заявленной тематике, провести индивидуальные и групповые консультации, организовать выставки методических пособий, лучших работ участников конкурсов, провести мастер-классы, обмен опытом и другие интерактивные формы обучения.

Как правило, такие семинары начинаются с проведения входной диагностики, выяснения ожиданий, круга проблем, с практикой решения которых хотели бы познакомиться слушатели, а заканчиваются анкетированием, определяющим степень удовлетворенности участников содержанием, предложенными формами работы, уровнем подачи материала, а также содержащим качественную характеристику приращения профессиональной компетентности и возможностей использования полученных знаний в практике организации и проведения выборов, деятельности в межвыборный период.


Так, например, участию в трехдневном семинаре-практикуме, проведенном Избирательной комиссией Свердловской области в мае 2006 года, предшествовало выполнение слушателями «домашних заданий», связанных с осуществлением конкретных полномочий избирательных комиссий на разных стадиях выборов. Было предложено разработать план мероприятий комиссии на предстоящую выборную кампанию, распределение обязанностей среди ее членов, совместно с местной администрацией решить организационные вопросы образования избирательных участков, обеспечения их помещениями, необходимым оборудованием.

А
Занятия эффективно проводить
с группами по 10-15 человек

налогичные задания были даны по вопросам формирования участковых избирательных комиссий, контроля за агитацией и информированием избирателей, осуществления правового просвещения избирателей, финансирования деятельности комиссий, административного и судебного порядков рассмотрения обращений участников выборов и другим вопросам. По сути, подготовка к семинару была превращена в решение конкретных задач по поводу предстоящих выборов.

На самом же семинаре шло детальное рассмотрение того, что «наработали» его участники. При этом осуществлялась своеобразная сверка подходов с требованиями закона и с реалиями современной практики выборов. Далеко не каждое выполненное задание принималось в целом. Участники семинара вносили свои коррективы, а порой предлагали иной подход, обсуждение которого приводило к выработке общей позиции в решении той или иной выборной ситуации.

Руководители Избирательной комиссии Свердловской области, работники аппарата — руководители занятий — делились опытом работы областной комиссии, внимательно выслушивали предложения председателей ТИК.

Н

Общие лекционные занятия
е обошлось на семинаре и без теоретических знаний. Вниманию участников была предложена теория применения социологических исследований в период проведения предвыборных кампаний. В ходе занятий, проведенных преподавателем кафедры социологии УПИ, кандидатом социологических наук, слушателей убедили в обширных возможностях социологических исследований для изучения и изменения процессов, происходящих в обществе. Участники семинара пришли к выводу, что с помощью социологического исследования можно исследовать как качественные, так и количественные проблемы — от частоты посещения избирательных участков в округе и факторов на это влияющих, до мотивации выбора определенного типа поведения социальной группы в период голосования.

Во время практического занятия председатели ТИК под руководством специалиста разработали примерную программу исследования, состоящую из трех основных этапов (предварительный, получения информации и аналитический), а также примерную анкету для изучения уровня электоральной активности избирателей.

О
На выездных семинарах занятия стихийно проходят даже во время отдыха
рганизаторами подобных семинаров тщательно продумывается его методическое обеспечение, включающее в обязательном порядке методический пакет для каждого проводимого занятия. Требования по его формированию распространяются не только на организаторов семинаров — руководителей и начальников отделов аппарата комиссии, но и на всех привлекаемых преподавателей.

В результате проведения подобных семинаров вырабатывается, осваивается и присваивается каждым единый вариант оценки той или иной выборной проблемы, ее разрешения. И это главное в работе семинара.

Такие же выводы содержатся и в ответах анкеты, проведенной по окончании семинара.

Р
Учеба членов Избирательной комиссии
Свердловской области

еспонденты говорят о сложившейся системе взаимодействия Избирательной комиссии Свердловской области и территориальных избирательных комиссий по реализации программы повышения политической и правовой культуры избирателей и иных участников и организаторов выборов. В качестве аргументов, обосновывающих готовность к успешной реализации заявленных направлений деятельности, председатели территориальных избирательных комиссий в анкетах указывают следующие:

- системность занятий по проблемам правового просвещения, информирования избирателей;

- постоянная плановая учеба резерва членов участковых избирательных комиссий;

- подготовленность методических материалов, информационных групп из членов территориальной избирательной комиссии;

- налаженное взаимодействие с администрацией муниципального образования по оказанию организационно-методической помощи участковым комиссиям.

Трудности в основном высказываются территориальными избирательными комиссиями, не имеющими статуса юридического лица. Как правило, у этих комиссий возникают проблемы во взаимоотношениях с администрациями муниципальных образований, сложности с реализацией в полном объеме полномочий, определенных законом. И это не случайно, так как избирательные комиссии — это не временные коллективы энтузиастов, решающие сиюминутные задачи, а структуры, наделенные государственными полномочиями, компетентно решающие поставленные задачи.

Основными результатами реализации программ выездных семинаров председатели территориальных избирательных комиссий считают следующие:

- расширение границ профессиональных знаний;

- готовность к проведению избирательной кампании;

- способность вести обучение членов участковых избирательных комиссий;


- готовность оказывать методическую, организационно-техническую помощь участковым избирательным комиссиям;

- умение реализовать полномочия по контролю за агитацией и информированием избирателей;

- умение проводить социологические опросы, анкетирование, анализировать результаты исследований.

Результатом такой работы явилось то, что председатели ТИК и организаторы их обучения фиксировали достаточно высокую степень готовности к предстоящей выборной кампании (материалы семинаров прилагаются).

Д
Ежемесячные семинары-совещания
организаторов выборов

ля 59 теркомов, работающих на постоянной штатной основе, обучающие семинары проводятся ежемесячно. На семинарах рассматриваются вопросы текущей деятельности избирательных комиссий по выполнению тех или иных задач. Так, например, в течение 2006 года обязательным вопросом всех семинаров было рассмотрение хода выполнения Программы повышения правовой культуры избирателей, организаторов и других участников избирательного процесса. Традиционными стали и выступления ряда председателей комиссий с анализом своей деятельности и предложениями по конкретным вопросам. Кроме того, к работе в семинарах привлекались ученые и специалисты в области управленческой деятельности, педагогики и психологии.

Реализация Программы позволяет не только обеспечить неуклонный рост уровня профессиональной подготовки председателей территориальных избирательных комиссий, но и вооружить их знаниями и навыками проведения этой работы с иными уровнями избирательных комиссий.

Д
Использование мультимедийных установок — обычная практика на занятиях

ля проведения семинаров готовится большой объем методического материала, в том числе изданного в виде Методических пособий в помощь организаторам и участникам избирательных кампаний, по решению задач участниками семинара в ходе деловых игр.


В учебном процессе широко используются технические средства обучения: учебные фильмы, компьютерные презентации, компьютерные программы. В работе выездных семинаров-практикумов принимает участие информационный центр Избирательной комиссии Свердловской области, в задачу которого входит компьютерное сопровождение обучения, освещение промежуточных и общих итогов семинара, оформление передвижных выставок, в том числе фотовыставки с семинара, проведение входной и итоговой диагностики слушателей.

Особо следует остановиться на разнообразии форм обучения, применяемых избирательными комиссиями Свердловской области. В результате многолетней практики правового просвещения организаторов и участников выборов в Свердловской области сформировались определенные требования к организации образовательного процесса, которых организаторы обучения придерживаются при разработке содержания обучения.

Л
Лекцию проводит заместитель председателя Комиссии Т.Г. Устинова

екция — традиционная форма обучения, применяемая в реализации учебных программ. Особенностью использования этой формы считаем требование её сопровождения визуальной презентацией, наличие тезисов, ключевых вопросов по изучаемой теме, предлагаемых слушателям. В течение года с лекциями на такие темы, как «Условия проведения предвыборной агитации при проведении выборов в органы местного самоуправления», «Методика проведения социологического опроса, направленного на повышение электоральной активности», «Особенности организации и проведения мероприятий по повышению правовой культуры в период избирательной кампании», «О первоочередных задачах, стоящих перед территориальными избирательными комиссиями по подготовке выборов, назначенных на 8 октября» и др. перед слушателями выступали руководители Комиссии, ведущие преподаватели ВУЗов города, руководители органов государственной власти.


Семинар-практикум — форма обучения с ярко выраженной практической направленностью всех рассматриваемых теоретических вопросов, предполагающая выполнение «домашних заданий», входную и итоговую диагностику слушателей, интерактивные формы обучения (наличие обратной связи, активной роли слушателей), специальное время для индивидуальных консультаций, работу выставок, информационного центра, нетрадиционные формы проведения занятий: дискуссии, «круглые столы», мастер-классы, тренинги. В течение отчетного периода с председателями территориальных избирательных комиссий проведено 4 выездных семинара-практикума.

«Круглый стол» — форма обучения, ставшая традиционной. Предполагает равные права участия в дискуссии как организаторов, так и слушателей. Мнение участников «круглого стола» обязательно фиксируется и становится достоянием всех заинтересованных субъектов. Так, например, в ходе семинара-практикума, проходившего в мае 2006 года одной из основных форм обучения были «круглые столы», проводимые руководителями и сотрудниками аппарата ИКСО по следующим проблемам: полномочия ТИК по контролю за агитацией и информированием избирателей; организация работы ТИК по формированию участковых избирательных комиссий; вопросы судебной и административной практики в период подготовки и проведения выборов. В ходе «круглых столов» шел активный обмен мнениями по способам решения, алгоритмам деятельности по реализации заявленных проблем, вырабатывалась единая стратегия и тактика на предстоящую избирательную кампанию.

«
Мастер-класс проводит
член ЦИК России С.В. Большаков

Мастер-класс» — форма обучения, реализуемая в Свердловской области с 2005 года. Если первые «мастер-классы» давали опытные преподаватели Института развития регионального образования, то в настоящее время «мастер-классы» проводят председатели территориальных избирательных комиссий для своих коллег, делясь секретами управленческого мастерства по организации реализации того или иного направления Программы повышения правовой культуры. Обязательным условием проведения «мастер-класса» является наличие пакета методического сопровождения реализации предъявляемого направления деятельности. На четырехдневном семинаре-практикуме с председателями территориальных избирательных комиссий в январе 2006 года ряд руководителей провели для своих коллег мастер-классы по следующим направлениям деятельности:


- организация работы ТИК и взаимодействие с субъектами избирательного процесса;

- организация работы межтерриториального центра повышения правовой культуры. Задачи программы на 2006 год;

- документационное обеспечение деятельности территориальной избирательной комиссии.

Тренинг — активная форма обучения, направленная на отработку навыков деятельности, эффективного взаимодействия, активного делового стиля общения, умения эффективно управлять людьми. Обязательным условием проведения является требование к квалификации руководителя тренингов (наличие документа, дающего право заниматься данным видом деятельности), а также проведение после тренинга групповой рефлексии, ставящей задачи осмысления содержания тренинга и стереотипов собственной деятельности, мешающих эффективной деятельности. В один из дней январского семинара-практикума сотрудники кафедры психологии Института развития регионального образования провели тренинги в командах для председателей территориальных избирательных комиссий по проблемам эффективного взаимодействия. Проведение тренингов позволило выявить ограничения участников, препятствующие эффективному решению задач взаимодействия с различными субъектами избирательной кампании и скорректировать личностные установки на сотрудничество.

Деловая игра — активная форма обучения, предполагающая создание целевых групп, распределение различных социальных ролей с целью выявления проблем, возникающих при реализации задач деятельности, выяснения причин, препятствующих осуществлению задуманного, прогноза содержания деятельности для решения поставленных задач. На одном из семинаров-практикумов со слушателями проводилась деловая игра по прогнозу электоральной активности различных возрастных групп избирателей в предстоящей избирательной кампании. Все участники разделились на 4 целевые группы: потенциальные избиратели в возрасте до 18 лет, от 18 до 30 лет, от 30 до 45 лет и избиратели старше 45 лет. Участники деловой игры искали способы убеждения избирателей в необходимости участия в выборах, учитывая особенности целевых аудиторий.


Учебный процесс, организуемый межтерриториальными центрами, территориальными центрами повышения правовой культуры организуется на тех же принципах, что и в Избирательной комиссии Свердловской области. Основные формы организации занятий – активные, групповые, целевые. Выстроенная система организации учебы по вертикали (структура вышестоящего уровня обучает целевые аудитории нижестоящего уровня) позволяет реализовать общую политику профессиональной подготовки кадров системы избирательных комиссий Свердловской области.

Организуемый таким образом учебный процесс, используемые формы обучения позволяют:

- на высоком качественном уровне изучить определенные учебной программой вопросы, как с точки зрения теории, так и практики их применения;

- постоянно иметь информацию о состоянии профессиональной компетентности слушателей, знать мнения участников семинаров о качестве предъявления учебного материала и на этой основе корректировать содержание и методы обучения;

- совместно разрабатывать программы деятельности по реализации определенной законодательством компетенции;

- обеспечивать постоянный рост уровня профессиональной подготовки кадров избирательных комиссий Свердловской области.


4. Формирование кадрового резерва избирательных комиссий.
Обучение представителей политических партий, общественных объединений из числа резерва для включения в состав
избирательных комиссий.


Приоритетными направлениями кадровой политики в Избирательной комиссии Свердловской области являются:

- формирование эффективного механизма подбора кадрового состава избирательных комиссий и работа с ним;

- повышение престижа государственной службы и авторитета государственных служащих;

- повышение уровня осведомленности и интереса к деятельности избирательных комиссий;

- совершенствование программ обучения резерва кадров избирательных комиссий.


Реализуя указанные приоритетные направления, руководство Комиссии в качестве одной из основных задач определяет формирование кадрового резерва и обеспечение его эффективного использования. Это позволяет эффективно оценивать деятельность избирательных комиссий, а также осуществлять своевременную ротацию и обновление кадрового состава.

Кадровый резерв Избирательной комиссии Свердловской области ведется с 2002 года в форме списка граждан по группам должностей, состоящим более чем из 10 позиций. В кадровый резерв включаются лица, принимавшие участие в конкурсах на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы аппарата Комиссии и отвечающие квалификационным требованиям, предъявляемым к должностям гражданской службы, а также изъявившие желание на включение в кадровый резерв.

Включение в кадровый резерв осуществляется на основании распоряжения председателя Комиссии по итогам работы конкурсной комиссии, которая детально изучает их соответствие основным требованиям:

- уровень образования;

- стаж государственной службы;

- опыт работы по специальности;

- участие в работе избирательных комиссий;

- знание Конституции, федеральных законов применительно к исполнению служебных обязанностей, знание избирательного законодательства и т.д.

И
Студенты на прохождении учебной практики

збирательная комиссия Свердловской области регулярно принимает студентов вузов города Екатеринбурга, обучающихся по специальности юридического профиля, а также государственного и муниципального управления для прохождения учебной практики. Это позволяет будущим специалистам ознакомиться с организацией работы структурных подразделений Комиссии, требованиями и порядком деятельного государственного органа, основными обязанностями государственного служащего. В 2006 года преддипломную практику прошли 12 студентов ведущих вузов города: Уральской государственной юридической академии, Уральской академии государственной службы, Уральского государственного университета. Подобная практика, несомненно, способствует повышению их правовой культуры, а также влияет на возможный выбор места будущей трудовой деятельности, возможно, и в системе избирательных комиссий Свердловской области. Так, например, сегодня в аппарате Комиссии успешно трудятся два бывших наших практиканта.


К
Школьники из г. Лесной на экскурсии
в кабинете председателя Комиссии

роме того, в Комиссии сложилась добрая традиция регулярно организовывать для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений Свердловской области ознакомительные экскурсии в Избирательную комиссию, в ходе которых у учащихся складывается общее представление о специфике работы избирательных комиссий. В 2006 году с ознакомительными экскурсиями Избирательную комиссию области посетили более 400 человек.

Председатель Комиссии, к.ю.н., В. Д. Мостовщиков по мере возможности выступает в качестве научного руководителя у тех аспирантов и соискателей, научные интересы которых находятся в поле конституционного или муниципального права, посвящены анализу различных аспектов избирательного процесса как политического и правового явления.

В настоящее время в кадровый резерв Избирательной комиссии Свердловской области включено 86 человек. Комиссия оповещает этих граждан о проведении очередного конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы с предложением принять в нем участие.

С 2003 года в Комиссии ведется также работа и с кадровым резервом для территориальных избирательных комиссий. Кандидатуры для данного резерва выдвигаются и рассматриваются на заседаниях ТИК и утверждаются их решениями. Как правило, на должность председателя, заместителя председателя и секретаря предлагается несколько кандидатур. Всего в кадровый резерв ТИК включено более 1000 человек.

Постоянная работа с кадровым резервом позволяет Комиссии оперативно реагировать на складывающуюся в кадровой политике ситуацию, своевременно и эффективно осуществлять необходимые кадровые назначения.


Обучение резерва кадров является одной из основных форм работы, направленной на повышение профессионального уровня избирательных комиссий. В первом полугодии 2006 года Избирательной комиссией Свердловской области перед теркомами была поставлена задача по формированию резерва территориальных, участковых избирательных комиссий и организации его обучения. Территориальные избирательные комиссии совместно с администрациями муниципальных образований, политическими партиями, общественными объединениями выработали предложения по включению в резерв кандидатур в составы избирательных комиссий. При формировании резерва кадров территориальных комиссий учитывалось рекомендуемое партийное представительство, особенно от политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов и допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственную Думу, а также политических партий, выдвинувших списки кандидатов и допущенные к распределению депутатских мандатов в Областную Думу Законодательного Собрания Свердловской области.

С резервом кандидатов в члены соответствующего уровня комиссий территориальными комиссиями была организована ежеквартальная учеба по заранее утвержденным учебным планам и программам. В рамках учебы слушателям из числа резерва предлагался как теоретический блок вопросов, так и практическая часть программы, связанная с формированием практических навыков реализации компетенции, определенной законодательством.

Работа по обучению резерва кадров избирательных комиссий позволила оперативно, в установленные сроки и качественно сформировать составы территориальных избирательных комиссий. Избирательной комиссией Свердловской области в ноябре-декабре 2006 года рассматривались предложения по кандидатурам для назначения членами территориальных избирательных комиссий с правом решающего голоса. При рассмотрении кандидатур Избирательная комиссия Свердловской области учитывала обращения представительных органов местного самоуправления, а также руководствовалась положениями статей 22,23,24,26,28 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», статьями 17,19,21,29 Избирательного кодекса Свердловской области и постановлением Комиссии от 28 сентября 2006 года № 214 «О Перечне и численном составе территориальных избирательных комиссий, формируемых в Свердловской области на 2006-2010 г. Правом внесения предложений по кандидатурам территориальных избирательных комиссий воспользовались 19 региональных отделений политических партий, а также избирательный блок «Союз бюджетников Урала». 63,15% состава территориальных избирательных комиссий выдвинуто от политических партий, остальные — от представительных органов местного самоуправления, собраний избирателей по месту работы или жительства кандидатов, а также от территориальных избирательных комиссий предыдущего состава.


Всего в 2006 году в Свердловской области сформировано 77 территориальных избирательных комиссий.

С 2007 года в избирательной системе Свердловской области будут работать 64 территориальные избирательные комиссии со статусом юридического лица. Статус юридического лица дополнительно получили Кировградская, Заречная, Дегтярская, Камышловская городские и Арамильская и Камышловская и районные территориальные избирательные комиссии.

В составах сформированных избирательных комиссий от 5 до 13 членов с правом решающего голоса. Всего в составах сформированных комиссий 673 человека, из них мужчин — 214, женщин — 457. По возрастным группам состав комиссий распределился следующим образом:

- до 30 лет — 46 человек;

- до 40 лет — 151 человек;

- до 50 лет — 189 человек;

- до 60 лет — 228 человек;

- старше 60 лет — 58 человек.

Основная часть членов комиссий с правом решающего голоса имеет опыт работы в системе избирательных комиссий (90,8%). 221 кандидат назначен из числа резерва территориальных избирательных комиссий.

Что касается обучения членов территориальных избирательных комиссий, не имеющих опыта работы, то Избирательной комиссией Свердловской области заключен договор на 2007 год с Уральской академией государственной службы по целевому обучению по программам повышения квалификации группы вновь назначенных председателей ТИК и групп членов ТИК, не имеющих опыта работы в системе избирательных комиссий с выдачей документов государственного образца.


5. Организация обучения членов избирательных комиссий всех уровней на базе территориальных, межтерриториальных центров повышения правовой культуры

В 2006 году была продолжена работа по поиску новых организационных форм реализации территориальных программ. Все территориальные комиссии имеют территориальные Центры повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов как качественно новую организационно-методическую структуру обеспечения правового всеобуча в городах и районах области. Центрам удается объединять усилия органов местного самоуправления, государственных территориальных органов и избирательных комиссий по реализации единой территориальной программы правового просвещения, которая ориентирована на проведение общих мероприятий и совместное их финансирование. Координирующая роль в реализации территориальных программ отведена территориальным комиссиям.


Т
Учеба членов участковых избирательных
комиссий в Талицком районе

ерриториальные центры организуют учебу членов территориальных, участковых избирательных комиссий, резерва кадров в состав этих комиссий, а также представителей политических партий, средств массовой информации, расположенных на территории Центра. Обучение проводится по специальным программам обучения, основанным на типовых программах, разработанных Избирательной комиссией Свердловской области с включением тем, отражающих особенности социально-экономического развития муниципального образования, а также с учетом потребностей конкретных слушателей. В качестве методического обеспечения реализации программ используются методические материалы, разработанные Избирательной комиссией Свердловской области, а также собственные методические пособия и методические разработки других ТИК. Центры организуют обучение в различных формах, делая акцент на обучении способам практического использования полученных знаний. Каждый центр имеет свое лицо и формирует собственную практику реализации учебных программ.

Так, например, с 18 по 27 сентября 2006 года Шалинская районная территориальная избирательная комиссия провела выездные семинары-практикумы с членами участковых избирательных комиссий. В работе семинара принимали участие одновременно от двух до четырех участковых избирательных комиссий. Итоговым мероприятием семинара был «круглый стол» по теме: «Участковые избирательные комиссии: технологии улучшения качества работы с избирателями». Председатели участковых избирательных комиссий представляли свои программы по информированию избирателей. В ходе семинара-практикума проведена также деловая игра «Информирование различных возрастных групп избирателей», где каждая команда готовила выступление перед определенной возрастной группой избирателей, приглашение принять участие в выборах, а также выполняла две практические работы: «формы голосования», «организация делопроизводства в УИК».


Алапаевская городская территориальная избирательная комиссия в сентябре 2006 года провела 4 семинара-практикума для председателей и секретарей УИК, 2 деловые игры, 2 кустовых семинара по обучению членов УИК. Всего комиссией обучено 280 человек.

На базе Березовской ТИК в 2006 году завершена программа двухгодичного обучения резерва председателей и секретарей участковых избирательных комиссий. Занятия проводились ежемесячно в различных формах: лекции, семинары, деловые игры, тренинги. Кроме резерва председателей и секретарей участковых избирательных комиссий, обучались председатели и секретари окружных избирательных комиссий, включенные в резерв (семинары проводились ежеквартально). Комиссией разработано и издано два методических пособия: «В помощь участковым избирательным комиссиям», «Методические разработки по обучению членов участковых избирательных комиссий».

Н
Председатель Березовской городской ТИК М.А. Белоносова проводит
занятия семинара

а семинарских занятиях по программе обучения председателей и секретарей участковых избирательных комиссий Железнодорожного района г. Екатеринбурга заполнялись образцы списков, проводилась работа по заполнению журналов, готовились проекты решений и объяснялся порядок их принятия. К каждому занятию готовились образцы и увеличенные формы документов. В дальнейшем этими формами пользовались все члены УИК.

О
Круглый стол в г. Каменск-Уральский

бучение членов Краснотурьинской ТИК началось с первого заседания в 2006 году и проводилось ежемесячно. Кроме того, для закрепления материала и его практического освоения члены ТИК выполняли «домашнее задание». Такие практические занятия имели реальную отдачу. Все члены ТИК смогли оказать методическую помощь УИК, которые были за ними закреплены соответствующим решением комиссии.


В апреле текущего года проведен брейн-ринг между Ирбитской городской и Ирбитской районной ТИК по вопросам изменения законодательства о выборах, «круглый стол» «О роли и задачах политических партий в избирательном процессе».

Кроме того, в отчетном периоде успешно работают образованные в 2004–2005 годах по инициативе территориальных избирательных комиссий 9 межтерриториальных Центров повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов.

Межтерриториальные Центры выполняют функции координации деятельности по обучению кадров территориальных и участковых избирательных комиссий. Центры сосредотачивают все необходимые ресурсы, создаваемые в территориальных Центрах, для организации учебного процесса с целью взаимообмена информацией:

-
Совещание председателей ТИК,
входящих в Алапаевский МТЦ

информационно-методические комплексы по всем видам учебных программ, включающие аудио-видео, электронные средства обучения, методические пособия, наглядные пособия, комплекты нормативно-правовых документов, пакеты контрольных материалов, заданий для проведения зачетных, контрольных мероприятий, итогового тестирования;

- база данных по кадровому обеспечению учебного процесса, состоящая из ведущих преподавателей ВУЗов, расположенных в округе, руководителей органов местного самоуправления их структурных подразделений, депутатов, лидеров общественных организаций, опытных председателей территориальных, участковых избирательных комиссий и т.д.;

- материалы из опыта работы участковых, территориальных избирательных комиссий по организации деятельности по повышению правовой культуры избирателей, организаторов выборов;

Центры организуют консультационные и информационные услуги, обучают организаторов проведения выборов, обобщают и распространяют опыт работы по повышению правовой культуры избирателей, других участников и организаторов избирательного процесса в соответствующем округе, используя в практике отработанную систему организации этой деятельности. Разрабатывают и рассылают в территориальные комиссии методические материалы по вопросам избирательного права и процесса, учебно-тематические планы для обучения организаторов выборов.


Ц
Работа в Каменск-Уральском МТЦ
ентры организуют обучение в округе членов территориальных, окружных, участковых избирательных комиссий, используя при этом разнообразные формы: учебные семинары, практические занятия, обмен опытом работы, дистанционное обучение. Например, МТЦ при Североуральской ТИК, рассмотрев на одном из своих заседаний опыт работы территориальных избирательных комиссий по обучению руководителей участковых избирательных комиссий, провел семинар-практикум на базе Североуральской и Карпинской городских ТИК.

МТЦ при Ачитской ТИК в феврале 2006 года провел семинар для председателей территориальных комиссий «Практика обучения организаторов выборов, подбора и работы с резервом кадров», в мае состоялось практическое занятие «Подготовка практических заданий для семинаров с председателями УИК», в августе состоялся семинар «О формировании программы работы по информированию избирателей». Подготовлены методические материалы: брошюра для впервые голосующих «Будущее принадлежит молодым», памятка «Первый шаг в избиратели».

Советом МТЦ при Алапаевской городской ТИК в течение года было подготовлено и выпущено методическое пособие «Система занятий по избирательному праву и избирательному процессу» для организаторов обучения УИК.

МТЦ при Североуральской городской ТИК в отчетный период подготовлены и выпущены: Методическое пособие «Использование средств массовой информации в рамках программы повышения правовой культуры избирателей, организаторов и других участников избирательного процесса», Методические рекомендации «Из опыта работы политического клуба ветеранов «Истоки» с избирателями и старшеклассниками городского округа Карпинск по повышению правовой культуры населения».

МТЦ при Каменск-Уральской городской ТИК подготовлено и издано методическое пособие «Учебно-тематические планы для обучения организаторов и участников избирательного процесса», МТЦ при Тавдинской ТИК — методическое пособие «Список избирателей».


9
Совещание Тавдинского МТЦ
–10 декабря 2006 года проведен двухдневный выездной семинар с председателями, заместителями и секретарями ТИК, входящих в состав МТЦ при Кушвинской ТИК, по подведению итогов выполнения программы повышения правовой культуры в 2006 году и выработке единых подходов к формированию программы на 2007 год.

Подобная система организации работы по обучению кадров позволила:

- иметь единые основания (концептуальные, программные, методические), разрабатываемые Избирательной комиссией Свердловской области для практического применения территориальными, межтерриториальными центрами повышения правовой культуры;

- иметь большой выбор вариантов содержания, способов реализации учебных программ, методических пособий, рекомендаций, воспользоваться которыми могут все территориальные избирательные комиссии;

- охватить в течение года всеми формами обучения 25417 человек.

6. Издания Избирательной комиссии Свердловской области, межтерриториальных и территориальных центров, используемые в профессиональной подготовке кадров избирательных комиссий, комиссий референдума


Избирательный кодекс Свердловской области

(в редакции Законов Свердловской области от 27.11.2003 № 43-ОЗ, от 25.12.2003 № 61-ОЗ, от 27.01.2004 № 1-ОЗ, от 10.12.2004 № 199-ОЗ, от 25.03.2005 № 6-ОЗ и от 20.02.2006 № 4-ОЗ) Принят Областной Думой Законодательного Собрания Свердловской области 23 апреля 2003 года Одобрен Палатой Представителей Законодательного Собрания Свердловской области 29 апреля 2003 года


Основные положения Избирательного кодекса Свердловской области

Методическое пособие в помощь организаторам и участникам выборов под редакцией В.Д. Мостовщикова.



Программа повышения правовой культуры избирателей, организаторов и других участников избирательного процесса в Свердловской области на 2006 год.

Опубликованная в сборнике Программа утверждена постановлением Избирательной комиссии Свердловской области от 26.01.2006 г № 10. Особенностью ее является то, что помимо мероприятий, организуемых и проводимых облизбиркомом, в нее отдельным разделом включены мероприятия, реализуемые Межтерриториальными и территориальными Центрами повышения правовой культуры в рамках собственных Программ, защищенных перед Избирательной комиссией области и финансируемые за счет средств областного бюджета.


Журнал Избирательной комиссии Свердловской области «Выборы и референдумы» №№ 1,2,3,4 2006 г

Темы номеров: 100 лет парламентаризма в России; выборы депутатов Законодательного Собрания Свердловской области; конкурс моделей детского и молодежного самоуправления; итоги комплектования территориальных избирательных комиссий.

В рамках празднования 100-летия парламентаризма в России на страницах обоих номеров журнала прошла серия публикаций, подготовленных научными сотрудниками Института истории и археологии УрО РАН. Статьи иллюстрированы историческими фотодокументами и материалами.

Учитывая, что 2006 год – год выборов депутатов Законодательного Собрания Свердловской области, органов местного самоуправления ряда муниципальных образований, Избирательная комиссия Свердловской области задолго до назначения начала их подготовку. Информация о мероприятиях, также комментарии и статьи специалистов представлены в этих изданиях.

В журнале дается информация об итогах областного конкурса «Мы выбираем будущее», а также фоторепортаж и выступления участников презентации избирательной системы Свердловской области в ЦИК России.


Отдельный выпуск журнала посвящен результатам областного конкурса моделей детского и молодежного самоуправления. В журнале – статьи организаторов и участников конкурса.

Четвертый номер журнала посвящен итогам комплектования территориальных избирательных комиссий, вниманию читателей предлагается анализ качественного состава ТИК, статьи председателей ТИК о персоналиях, работающих в избирательной системе Свердловской области.


Вестник Избирательной комиссии Свердловской области №1-6 2006 г. Официальный орган Избирательной комиссии Свердловской области.




Газета «Уральский ВЫБОР» №№ 1-13

Газета Избирательной комиссии Свердловской области издается с марта 2006 года. Тираж 10 000 экземпляров.





Методическое пособие в помощь участникам выборов депутатов палат Законодательного Собрания Свердловской области, выборов в органы местного самоуправления в 2006 году





Методическое пособие избирательным комиссиям по подготовке и проведению выборов депутатов Законодательного Собрания Свердловской области в 2006 году

Методическое пособие по применению федерального законодательства и законодательства Свердловской области в вопросах финансирования деятельности избирательных комиссий в период подготовки и проведения выборов депутатов Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области и дополнительных выборов депутата Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области по Верх-Исетскому одномандатному избирательному округу № 4



Методическое пособие по организации работы участковых избирательных комиссий по выборам депутатов палат Законодательного Собрания Свердловской области, выборам в органы местного самоуправления в 2006 году


Пособия для работы участковой избирательной комиссии:

Протоколы и решения участковой избирательной комиссии по выборам депутатов палат Законодательного Собрания Свердловской области, выборам в органы местного самоуправления (журнал работы № 1);





Документы и акты для работы участковой избирательной комиссии по выборам депутатов палат Законодательного Собрания Свердловской области, выборам в органы местного самоуправления (журнал работы № 2).


Система занятий по избирательному праву и избирательному процессу.

Методическое пособие для организаторов обучения членов участковых избирательных комиссий, подготовленное членами Совета Межтерриториального Центра повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов, председателями территориальных избирательных комиссий: Белоносовой М.А., Губиным С.П., Дягилевой Т.М., Кабаковой Г.В., Калининой Н.Б., Кулишовой Н.М., Нурдиновой О.Д., Тороповой О.М.

Издание содержит методические разработки семинарских, практических занятий, деловых игр и рекомендовано председателям территориальных избирательных комиссий - организаторам обучения членов УИК.

Методические рекомендации по формированию участковых избирательных комиссий по выборам депутатов Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области 8 октября 2006 года



Методические рекомендации по применению федерального и областного законодательства в вопросах финансовой деятельности участковых избирательных комиссий в период подготовки и проведения выборов депутатов Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области 8 октября 2006 года

Пособия подготовлены Режевской районной территориальной избирательной комиссии с учетом особенностей формирования и работы участковых избирательных комиссий на территории городского округа.

Рекомендовано для подготовки и издания соответствующих методических пособий председателям территориальных избирательных комиссий.


Использование средств массовой информации в рамках Программы повышения правовой культуры избирателей, организаторов выборов и других участников избирательного процесса.

Методическое пособие рекомендовано председателям территориальных избирательных комиссий и содержит анализ использования СМИ в рамках реализации Программы повышения правовой культуры, а также формы использования СМИ, применяемые Серовской городской территориальной избирательной комиссией. К пособию приложен DVD-диск с демонстрацией указанных форм.


Основные положения Избирательного кодекса Свердловской области, нормирующие работу участковых избирательных комиссий с документацией

Методическое пособие адресовано членам участковых избирательных комиссий и направлено на углубление и систематизацию знаний в области документационного обеспечения деятельности комиссий, совершенствование умений и навыков составления и оформления избирательной документации в период подготовки и проведения выборов.



Методическое пособие для членов участковых избирательных комиссий по организации и проведению выборов.

Пособие подготовлено Брезгиной Л.Н., председателем Каменской районной территориальной избирательной комиссии, и Литвиновой А.Л., членом Каменской районной территориальной избирательной комиссии, и имеет практическую направленность при организации практических занятий с членами участковых избирательных комиссий, другими участниками избирательного процесса. Содержит разъяснения отдельных вопросов, которые могут возникнуть в связи с подготовкой и проведением выборов, при проведении голосования и подсчете голосов избирателей, подведением итогов голосования.

Учебно-тематические планы для обучения организаторов и участников избирательного процесса.

Пособие включает в себя методические рекомендации по планированию и организации обучения с использованием разнообразных форм кадрового резерва участковых и окружных избирательных комиссий, членов территориальных избирательных комиссий, представителей политический партий и средств массовой информации основам избирательного процесса. Как видно, методики ориентированы на различные целевые группы. Новацией, на наш взгляд, является совместное обучение представителей политических партий, средств массовой информации и избирательных комиссий. Это, по мнению авторов, позволит преодолеть психологический барьер в работе избиркомов с политпартиями, СМИ, сделать избирательный процесс более открытым и наглядным и повысить к нему доверие избирателей и, как следствие, электоральную активность граждан.


Методическое пособие «Наступила осень – на выборы всех просим»

Методическое пособие подготовлено Талицким территориальным Центром повышения правовой культуры. В основу пособия положены методические разработки работников учреждений культуры Талицкого городского округа по организации и проведению мероприятий по информированию избирателей в период выборов депутатов Законодательного Собрания Свердловской области в октябре 2006 года.


Участковая избирательная комиссия на выборах депутатов Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области




Информационно-методическое пособие для организаторов обучения резерва кадров и обучения членов участковых избирательных комиссий.

Пособие предназначено для председателей территориальных и участковых избирательных комиссий при организации обучения.


Воспитываем и обучаем будущих избирателей и кандидатов

Методическое пособие для преподавателей истории, права и обществознания подготовлено Шамгуновой Ю.Ш., учителем МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 18» г. Полевской и Ощепковой М.В., заведующей дневным отделением Полевского филиала Екатеринбургского радиотехнического техникума им. А.С.Попова. , под редакцией Барбачковой О.Н., председателя Ревдинской районной территориальной избирательной комиссии и предназначено для подготовки и проведения занятий, в игровой форме закрепляющих у учащихся знания в области избирательного права и деятельности политических партий.

Методическое пособие в помощь участковым избирательным комиссиям по подготовке и проведению выборов депутатов Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области, дополнительных выборов депутата Думы Полевского городского округа

Издание содержит полный перечень нормативных и информационных материалов по организации и проведению указанных выборов. Ориентировано на руководителей и членов участковых избирательных комиссий, кандидатов, представителей избирательных объединений, работников органов местного самоуправления, избирателей.