litceysel.ru
добавить свой файл
1
Бизнес


"НГГ. 51 от 20 декабря 2006 г.


Скажу сразу, к малому бизнесу я отношусь с большим уважением (понятно, что олигархи к их числу не относятся). И абсолютно искренне считаю, что именно предприниматели всех мастей в лихие девяностые насытили голодавшие территории бывшего Союза, одели и обули (в прямом, но и в переносном смысле тоже) простой народ, возродили в той или иной степени легкую промышленность, строительство, производство мебели и прочее.

НАДУМАННЫЕ проблемы АСМБ


АСМБ

Те, кто кинулся в бизнес, как в омут, су­мел выдержать, пройти сквозь различные преграды (от рэкета до жадных и абсолют­но коррумпированных чиновников), кто не сломался, окреп и состоялся, - особые люди. Среди моих знакомых довольно-таки много предпринимателей. Некоторые из них вступили в АСМБ. Так называется общественная организация, объединив­шая представителей малого и среднего бизнеса в Новоуральске.

Тесно с этой организацией мне лично сталкиваться не приходилось, и поэтому я с удовольствием принял предложение поучаствовать в работе отчетно-выбор­ного собрания АСМБ. Несмотря на то, что в Центре общественных организаций собрались, казалось бы, продвинутые по своей сути господа, такой жуткой заорганизованностью, канцеляритом и казен­щиной повеяло на меня с первых секунд встречи, что вспомнил я невольно и ком­сомольские, и партийные собрания.

И это притом, что сидели участники и приглашенные не дружными рядами пе­редовых строителей коммунизма, а за сто­ликами, на которых одиноко красовалась непочатая бутылочка минералки (объемом 0,33 литра). Однако выборы председате­ля собрания, президиума, ревизионной и счетной комиссий, да еще ежеминутное напоминание о том, что голосовать следует мандатами... И, представьте себе, каждый раз решение принималось единогласно! Озорства ради хотел было проголосовать хоть разик «против» или воздержаться, да вовремя вспомнил, что в данном ме­роприятии я участвую без права голоса (к слову, «НГГ» - полноправный и дав­нишний член АСМБ). И стал вслушиваться в доклад.



«Бизнес - детям»

Такова тема социальной акции, о кото­рой поведал председатель АСМБ Александр Скрябнев. У меня его рассказ оставил двойственное ощущение. Ну вот, смотрите, «сбор вещей и средств для детских домов и воспитанников Кировградской колонии для несовершеннолетних» (цитата).

Сначала о колонии. Там преступники (пусть и малолетние) отбывают наказа­ние. Поскольку одевают заключенных одинаково, значит, думаю я, в колонию направили деньги. А это очень напоминает общаковский взнос(?)

Об одежде в детские дома. Абсолютно точно знаю, что многие сотрудницы УрПК (бывший техникум) собирают детские вещи, игрушки (от своих ребятишек) и отвозят в детские дома сами. И не по разу в год. Как-то я предложил напи­сать об этом. Замахали руками - что ты, что ты, зачем? Но ведь о вас узнают, это ж добрый поступок. Да не надо, это ведь не ради славы.

Руководство АСМБ, в отличие от ря­довых новоуральцев, не видит ничего за­зорного в том, чтобы опубликовать списки участников акции. Впервые подобные списки покоробили меня в год 60-летия Победы, когда на скорую руку подлатали площадку за остановкой «Родина» и ус­тановили памятный камень. Позже мне еще не раз попадали на глаза подобные списки. Хочу подчеркнуть, меня раздра­жают не сами благотворительные акции, а назойливое желание организаторов прокричать об этом, пропиариться и хоть что-то получить взамен: благодарность, грамоту... А позже - повесить полу­ченное в деревянную рамочку за своей спиной.


Благотворительность, с моей точки зрения, это нечто постоянное, протя­женное во времени. Вот, к примеру, учредили бы ежемесячную стипендию АСМБ, пусть небольшую, рублей по 300, для десяти или двадцати студентов-сирот из НПЛ или УрПК, отследили бы их учебу, трудоустроили бы в свои фирмы после окончания лицея или колледжа. И дела­ли бы это из года в год.

Вот это была бы именно благотвори­тельность, а не разовая акция. Вот об этом следовало бы написать. Но не тогда, когда учредили стипендию, а через несколько лет, когда стипендиаты получат образова­ние, профессию, работу - иными словами, состоятся как личности, как патриоты города и страны, во многом благодаря поддержке Ассоциации. Атак... Есть бла­готворительность мнимая, а есть истинная. Есть благотворительность на публику, а есть - по велению сердца.

Ну, заменили погибшие деревья на ал­лее около 40-й школы (это обязан был сделать член АСМБ 000 «Зеленстрой» в рамках муниципального заказа и без вся­кой помпы). Ну, поставили памятный ка­мень стоимостью 9500 рублей (да каждый из вас мог сделать не напрягаясь, в том числе и член АСМБ 000 «Дом камня»). Ну, подарили первоклашкам «Паспорт перво­классника» и ручку (как будто подобные подарки - только в гораздо большем объеме и лучшего качества - не дарят ро­дители). Ну, накормили ребятишек в Парке аттракционов мороженым бесплатно (зато и пустующий обычно из-за дороговизны билетов Парк аттракционов в этот день сделал план). И что? Об этом надо гово­рить, как о меценатстве? Или подобное меценатство - непременное условие орга­низаторов конкурса для создания в городе «Бизнес-инкубатора»?



«Нью-Васюки»,

или «Бизнес-инкубатор»


«Бизнес-инкубатор» - это организа­ция, которая создает наиболее благопри­ятные условия для стартового развития малого предприятия путем предоставле­ния комплекса услуг. То есть обеспечение предприятий площадью на льготных усло­виях, средствами связи, оргтехникой; про­водит обучение персонала и так далее.

По мнению Александра Скрябнева, го­род имеет все шансы попасть в федераль­ную программу по «бизнес-инкубатору». Для этого якобы достаточно создать фонд по поддержке малого предприниматель­ства. А всё, что от города требуется, чтобы войти в федеральную программу, это отде­льное здание. И тогда инвестиции потекут в город, аж целых сто миллионов!

М-да... Вы серьезно так думаете, Александр Александрович? То есть вот так, без всяких дураков, только фонд и отдельное здание? То есть выдаст вам администрация, к примеру, требующее капитального ремонта здание школы 51, покажете вы Москве, что у вас есть фонд, в котором уже имеется два рубля, - и все? И прислали тут же из центра заветные 100 миллионов? И молодежь после школы уже не сдает вступительные экзамены в столичные и областные ВУЗы, а стано­вится в очередь в «бизнес-инкубатор»?

И через положенный срок, поучаствовав в «тренингах» и получив «консалтинги», новоиспеченные (то есть нововылуплен­ные) талантливые предприниматели бегут не в Екатеринбург, а в «бизнес-центр», да? И в мгновенье ока в городе уходит до 10 тысяч кв. м коммерческой недвижимости в этом самом «бизнес-центре»? И город получает сразу большие деньги от аренды? И малый бизнес получает мощнейший толчок в своем развитии? И создаются рабочие места, и растут налоговые от­числения? Вы искренне так думаете, г-н Скрябнев? Тогда Вы, как бы сказать по­мягче, идеалист.


Ну, во-первых, сто миллионов рублей для города - это, конечно, не капля в море, но и не такие уж большие деньги. Напомню уважаемым читателям, что на капитальный ремонт только одной грязелечебницы запланировано 70 млн рублей.

Во-вторых, нечто подобное «бизнес-инкубатору» существует, и уже давно в рамках Центра занятости населе­ния. И обучение, и «тренинги», и кон­сультации по откры­тию собственного бизнеса, и курсы

работы на компьютере там проводятся бесплатно, за счет средств федерального бюджета. И, к слову, специалистами, име­ющими лицензию.

В-третьих, тех, кто готов рискнуть, у кого есть коммерческая жилка, среди общего числа людей не так уж мно­го - процентов десять. И все они или уже в бизнесе, или попробовали и проверили себя. Остальные девяносто процентов населения предпочитают иметь стабиль­ную работу, зарплату, ежегодный отпуск и выходные два раза в неделю. Такова реальность. То есть тем, кто уже в бизнесе, подобного рода инкубатор попросту не ну­жен. Так откуда же вы наберете для своего «бизнес-инкубатора» такое количество абитуриентов?


В-четвертых, любую консультацию, и бесплатно, дадут специалисты налоговой инспекции, администрации и банковские служащие. Есть, наконец, муниципальное учреждение «Фонд поддержки малого предпринимательства» (МУ «ФПМП»).

В-пятых, в любом книжном магазине вы найдете огромное количество обуча­ющей литературы, а к услугам продвину­тых - всемирная паутина.


«Бизнес-центр»

Из доклада председателя Ассоциа­ции я с удивлением узнал, что в городе есть деловой центр. «В разумной бли­зости от которого крайне сложно найти помещение под офис не только начи­нающим предпринимателям, но и зуб­рам» (цитата из А. Скрябнева). А одно из главных препятствий в развитии малого бизнеса - это высокая арендная плата, которая приближается к ценам Екатеринбурга. И если администрация выделит АСМБ здание не менее 5000 кв. м для создания «бизнес-центра», то тем самым остановит (?) неумеренный рост арендной платы и пополнит городскую казну (?).


Итак, что же такое «бизнес-центр»? Это «коммерческое предприятие, когда здание, находящееся в зоне деловой ак­тивности города и пригодное для целей бизнеса, сдается в аренду предпринима­телям» (цитата из А. Скрябнева).

То есть, по логике председателя АСМБ, город должен выделить для Ассоциации пустующее здание за минимальную аренд­ную плату. А та, в свою очередь, станет сдавать пустующие арендные площади предпринимателям.

Во-первых, я навскидку могу на­звать несколько уже существующих «бизнес-центров» в городе. Это зда­ние бывшего Дома быта на Фрунзе, 5, где располагает­ся наша редакция. Это здание бывшего управления СПАО СУС. Это здание


старой бани на Садовой. Это Старый торговый центр на Комсомольской. Это целый комплекс в начале улицы Зареч­ной (где располагается Дом камня). То, что председатель не принимает участие в работе этих «бизнес-центров», отнюдь не означает, что их нет.

Во-вторых, бизнес начинается не с аренды офиса, а с отсутствия тараканов в голове. Я знаю весьма успешных биз­несменов, которые по-прежнему работают «на коленке» у себя на кухне и вполне обходятся без длинноногих секретарш и прочей помпезной шелухи. Связь у нас в городе работает прекрасно, компью­тер - под рукой, бумаги - в папках.

А другие - покупают квартиры, пере­оборудуют их в офисы. А третьи - вообще строят здания (офисы, магазины) в городе. Это же видно невооруженным взглядом. В-третьих, коль уж вы утверждаете, что муниципальная собственность уходит за бесценок, так купите ее. Участвуйте в конкурсах, аукционах. Купите, отремон­тируйте и сделайте свой «бизнес-центр». Или возьмите землю под строительство, и сами постройте то сооружение, какое вы хотите. С нуля. Нет, вы же клянчите. Ходите отвлекаете Думу, администрацию от более важных и насущных проблем.


В-четвертых, где это вы видели деловой центр в Новоуральске? Может быть, имеется в виду Центральная пло­щадь? Так там административный центр. И что значит - в разумной близости? В нашем маленьком городе все находит­ся в разумной близости. Да и, насколько я знаю, бизнесмены давно уже не ходят пешком.


«Кедровая долина»

Что это, спросит читатель, так разо­злился Никаноров на АСМБ? Да никакой злости к этим веселым ребятам у меня нет. Просто я не люблю, когда на пустом месте многозначительно надувают щеки. Когда общественная организация бизнесменов, точно так же, как и общественные орга­низации инвалидов, ветеранов боевых действий, пенсионеров, чернобыльцев и других категорий граждан, просит у ад­министрации деньги. Но если последние объединились для того, чтобы отстаивать свои права, найти защиту от произвола чиновника, - если они даже не столько просят деньги, сколько требуют, чтобы выполнялся Закон, то для чего объеди­нились вы?


К слову, бизнес-центр мог бы дейс­твительно появиться в городе, но только в рамках муниципального учреждения. Подчеркиваю, муниципального! Без вся­кой субаренды!

Между тем если подойти к делу грамот­но, то возможности у АСМБ действительно огромные. В ассоциации есть юристы, экономисты, налоговики, представители самых различных профессий. Если бы вы покупали идеи (действительно интерес­ные, новаторские идеи) у простых ново­уральцев, устраивали конкурсы пусть даже самых нелепых предложений, просчитыва­ли перспективу, технико-экономическое обоснование, правовую основу и прочее, то Ассоциации не было бы цены. Потому что в сотне бесполезных, а порой и просто глупых идей, обязательно отыскались бы две-три изюминки, реализация которых принесла бы прибыль и славу вам, автору проекта, городу и всем жителям.

В качестве первого опыта предлагаю вам внимательно изучить мое предло­жение о создании народного санатория «Кедровая долина», озвученное более года назад в «НГГ». Особенно к той ее части, где речь идет о привлечении де­нег населения на реализацию проекта путем выпуска муниципальных ценных бумаг (облигаций), обеспеченных всем имуществом города как инструмента инвестиционной политики. Пригодного, кстати, для решения любого проекта. Та­кого в современной России еще не делал никто. Попробуйте, и у вас появится шанс войти в историю России.


Очень хотелось, чтобы статью вы восприняли не как злопыхательство, а как конструктивную критику. Ну, а то, что ма­териал написан, может быть, несколько жестко, - лишь оттого, что бизнесмены умеют держать удар. Надеюсь, статья поможет взглянуть вам на себя со стороны свежим, незамыленным взглядом, взбодрить­ся, перестроиться и перестать топтаться на месте. Хочу подчеркнуть, что все, изло­женное мною может не совпадать с мнением руководства 000 «НГГ». Удачи вам!


Дмитрий НИКАНОРОВ


Подавляющим большинством голосов, 52 из 58 участвовавших в голосовании, председателем вновь избран Александр Скрябнев.


Бизнес

"НГГ. 51 от 20 декабря 2006 г.