litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3





Карта № 1. Современная Россия





СКАЗАНЯ, ЛЕГЕНДЫ О СИБИРСКОМ КРАЕ


Легенда об Эуште


Много лет жили в своём шалаше Эушт и Белочка. Появились у них дети. Нужно было молоко, чтобы кормить их, тёплая шерсть для одежды.

Вот и пошёл Эушт в при-ал-тай-ские степи, чтобы выменять звериные шкуры на несколько лошадей, коров и овец.

Много трудностей встретилось Эушту на пути. Но вот, наконец, он добрался до места, разжёг большой костёр и сел отдохнуть.

Вдруг задрожала земля. Оглянулся Эушт: идёт к нему огромный медведь.

- Что ты тут делаешь на моей земле? – прорычал он.

- Пришёл меха менять на коней, коров и овец.

- Подари мне соболиную шкурку.

- Возьми две, - ответил Эушт.

- Не жадный ты человек, будет тебе удача, - сказал медведь и ушёл.

На другой день вдруг подул ветер. Видит Эушт, летит огромный орёл.

- Зачем ты пришёл сюда, под моё небо?

- Меха обменивать на коней, коров и овец.

- Дай мне лисью шкуру для моего гнезда.

- Возьми две, - ответил Эушт.

- Добрый ты человек, - крикнул ему орёл и улетел в горы.

На третий день приполз к Эушту муравей.

- Дай мне немного мягкой шерсти, - пропищал он.

Взял Эушт шкуру куницы, разорвал на мелкие клочки и отдал муравью. Сбежались муравьи и мигом растащили шерстинки.


***

На четвёртый день видит Эушт, скачет из степи целое войско. Впереди толстяк в мохнатой шапке. Подъехал он к богатырю и захохотал:

- Сделай мне подарочек!

- Возьми то, что тебе нравится, - ответил Эушт.

- Мне всё нравится, - сверкая жадными глазами, прохрипел толстяк и приказал своим воинам забрать всё имущество богатыря.

- Подари мне взамен несколько коней, - попросил Эушт.

- Кони мне и самому нужны. А за то, что ты посмел попросить у меня подарок, я тебя убью, - грубо закричал на богатыря толстяк.

Сотни воинов набросились на Эушта. Целый день отбивался от них богатырь и, наконец, стал уставать.

И вдруг кони под грабителями взбесились. Это муравьи стали кусать их. Откуда ни возьмись, чёрной тучей налетели на бандитов разные птицы, со всех сторон напали дикие звери.

Бросились грабители в разные стороны, сбивая с ног, и топча друг друга, оставляя коней, кидая оружие. Жадный толстяк убегал впереди всех.

Размахнулся Эушт палицей и бросил её вдогонку толстяку. Со свистом полетела палица, догнала его и сбила.

Достался Эушту целый табун лошадей и множество оружия. Нашёл он на поле битвы и отобранные у него меха.


***

На следующий день снова в степи пыль облаком поднялась. Только приготовился Эушт к бою, как видит, едут к нему старцы бла-го-об-раз-ные. Поклонился им Эушт.

- Здравствуйте, люди добрые!

- Здравствуй, богатырь, - ответили те и низко поклонились, - великое дело ты сделал для нас. Убил жестокого властелина, разогнал его дружину. Несколько лет хозяйничал этот жадный и злой человек в нашем крае, отбирал у нас скот, каждый год уводил на чужбину в рабство наших девушек и юношей. Спас ты нас от неволи, вернул нам свободу, а вместе с ней и счастье. Бери себе за это всё, что тебе понравится.

Выбрал Эушт несколько коров и овец, отдал за это лишних лошадей, всё вражеское оружие и свои меха.

Удивились старики благородству и щедрости Эушта, поблагодарили его и попросили назвать своё имя:

- Хотим, чтобы дети наши, внуки и правнуки помнили тебя.

Назвал Эушт своё имя и двинулся в обратный путь.

Поздней осенью вернулся Эушт домой. Радостно встретили его Белочка и дети.

Неузнаваемо изменилась жизнь семьи Эушта. Не страшны теперь стали богатырю неудачи на охоте. Большое стадо скота имел он, заботливо пас его, а Белочка с детьми старательно ухаживали за ним.

Переселился Эушт на новое место, туда, где теперь расположен Городок*.

Встретился в очередной раз Эушт с Духом тайги.

- Запомнил ты мои слова, богатырь, оберегаешь матушку-тайгу, - сказал Дух. – Проси у меня за это любую награду.

- Спасибо, лесной владыка, самое дорогое – Белочку ты мне уже подарил, остальное сам добуду, сам сделаю, - ответил Эушт.

- Нравятся мне твои слова, любит таких людей тайга. Но то, что я тебе подарю, ты нигде не добудешь и сам не сделаешь.

Где-то рядом раздалось конское ржание. Видит Эушт: бежит к нему из тайги конь, белее свежего снега, а грива и хвост словно золотые. Замер богатырь в восхищении. Никогда он не видел ничего подобного.

_______________________________________________________________

*Имеется в виду дачный посёлок на левом берегу Томи.

Конь подбежал к богатырю, положил свою белоснежную морду к нему на плечо.

- Этот конь до тех пор будет жить и служить тебе, пока в твоём табуне не родится другой такой же конь. И так будет вечно. Будет златогривый конь верно служить тебе, твоим детям, внукам и правнукам.

Пошли от златогривого красавца крепкие, породистые кони. Впоследствии прославился ими наш край. Более ста лет гербом Томской губернии был конь.


^ Легенда о Тояне


Прошло много лет после смерти Эушта. Окрепло племя эуштинцев, но частенько свирепые калмыцкие тайши и киргизские князья наведывались в наши края за драгоценной пушниной. Всю свою жизнь Тоян защищал наш край от набегов непрошенных гостей.

Стариться стал Тоян. В Сибирь пришли русские. Великий русский богатырь Ермак разгромил коварного, жестокого хана Кучума. Русские люди стали строить в Сибири города, пахать землю. Добрая слава шла о русских по сибирской тайге.

Понял Тоян: только русские защитят томских татар от жестоких набегов. Только русские смогут установить желанный мир в нашем крае.

Поехал Тоян в далёкую Москву к великому белому царю и попросил его на эуштинской земле построить русский город.

По приглашению мудрого Тояна на Томь пришли русские. Вместе с ними эуштинцы строили первые стены, башни и дома нового русского города.

Крепко подружились русские с эуштинцами. Грозной крепостью стоял Томск, охраняя притомские земли от врагов. Затем Томск стал столицей огромного края, его сердцем, умом.


^ Встреча русских переселенцев с эуштинцами



Эуштинцы - группа сибирских татар, издревле обитающая в нижнем течении реки Томи и традиционно занимающаяся скотоводством, земледелием и охотой.


Когда в Сибирь пришли русские, эуштинцы встретили их приветливо.

С любопытством разглядывали эуштинцев русские переселенцы: мужчины коренастые, смуглолицые, черноглазых больше, но есть и сероглазые. Женщины миловидны, многокосы, носят в ушах большие серьги. По одежде навешивают бисер, жемчуг, драгоценные камни.

Как станут есть эуштинцы, первый кусок непременно в огонь бросают, первый глоток на угли отплёскивают – с духом огня делятся, чтобы зла не держал, помогал во всём.

Жилища войлочные, подстилки сплетены из бересты или сшиты из кожи. Ложа для отдыха невысокие, сделаны из дерева, на них мешки из кожи, набитые сухой травой или шерстью, - это подушки и матрацы. Одеяла тёплые, из овечьей шерсти. Ткани диковинные. Собственного производства – из волокон крапивы и дикорастущей конопли. Посуда вырезана из дерева или вылеплена из глины.

По оружию понятно: эуштинцы – природные охотники и рыбаки. Какого только вида и назначения стрел у них не увидишь! Вот эти, с деревянными наконечниками, для охоты на ценного зверька – оглушить оглушат, а меха не испортят. Эти, с узкими наконечниками из лосиной кости, хороши для похода за крупной дичью или для ловли рыбы (колоть рыбу). А эти, с пустым костяным шариком у острия, свистят при полёте. Заслышав этот свист, лоси и олени останавливаются, интересно им посмотреть, что же это такое, вместо того, чтобы бежать прочь. Рядом с оружием ждут своего часа лыжи, подбитые конской шкурой. На них самый глубокий и рыхлый снег не страшен.

Не было конца удивлению и радостным открытиям переселенцев русских…


«На трёх холмах, на четырёх ветрах…»


На трёх холмах,

На четырёх ветрах,

В краю таёжном

Посреди Сибири

Стоит мой город

Над рекою синей, стоит

И отражается в веках.

От белых рощ,

От гордых теремов,

Одетых в деревянные узоры,

Родные начинаются просторы,

Дороги в мир,

И зрелость,

И любовь.

( С.Заплавный)

Нет, наверное, в России человека, который бы не слышал легендарного имени Ермак. Ермак – покоритель Сибири. Что же это за личность?

Родом он из потомственных донских казаков. Настоящее имя Ермака – Василий Тимофеевич Аленин-Полонский, а Ермак – традиционное боевое казачье имя, нечто вроде прозвища. Родился он в 1530 году. Погиб в ночном бою на реке Вагае 15 августа 1585 года.

В 1571 году крымский хан Давлет-Гирей сжёг на реке Дон казачьи поселения (станицы), в том числе и станицу Качалинскую, где погибла жена Ермака и трое его детей. Сам он в это время был на Ливонской войне (1558-1583гг.). С тех пор он стал прозываться Ермаком, что означает «одинокий».

Был он человеком выше среднего роста, чернобородым, широченная грудь и мощные плечи выдавали в нём природного силача. На лице сабельные шрамы. Говорил Ермак властным, звучным басом. Походка была мягкая, чуть вразвалочку.

Царь Иван Грозный лично знал Ермака, поэтому, когда встал вопрос, кого послать в Сибирь, царь послал именно Ермака.

Чудовищно труден был путь в Сибирь казачьей дружине Ермака. Даже без боевых действий это был подвиг! 34 струга, тяжело осевшие в воду по самые борта, отчалили от Чусового городка. Весь сентябрь 1582 года казаки продвигались по сибирским рекам с боями. 26 дощаник и струг октября казаки взяли столицу Сибирского ханства Кашлык (Сибир). 19 марта 1584 года царь Иван Грозный умер, так и не оказав помощи казакам в далёкой Сибири. 15 августа 1585 года в ночном бою на реке Вагае погиб геройски атаман Ермак Тимофеевич.

Горстка казаков из Ермаковой дружины продолжала славные дела своего атамана. Путь в Сибирь был проложен: сюда стали прибывать военные люди, промышленники, крестьяне, рудознатцы.

Вслед за Ермаком другие исследователи отправлялись в новые походы – к великому Тихому океану.

Другой русский царь Борис Годунов ласково встретил Тояна и дал приказ о строительстве города на берегу Томи.

Датой основания города Томска принято считать 7 октября 1604 года.


«Из летописей восходя…»


Летопись Томска начинается именем Тояна. Тоян просил «белого московского царя» поставить город на Томи.

За 22 года до этого явился в Москве к царю Ивану IV (Грозному) посланник Ермака Иван Кольцо с товарищами и объявил, что в 1582 году казаками Ермака взята столица Сибирского ханства Кашлык (другое название – Сибир), хан Кучум разбит. Окончательно рухнуло, «разбилось намелко» монголо-татарское иго. Получил царь известие, велел наградить казаков деньгами, а Ермака дорогими доспехами.

И вот через 20 с лишним лет, другой царь, Борис Годунов, ласково встретил Тояна и дал приказ о строительстве города на берегу Томи. Было это 7 октября 1604 года…


«…И великий государь велели в их земле* на Томи поставити город и велели их от недругов из дальних земель оберегати, чтобы им ни от кого обиды не было…»


* имеется в виду на землях Тояна


^ Как Томск строился

Стремительно росла 15-ая по счёту сибирская крепость. Уже к 7 октября 1604 года её со-о-ру-же-ни-е, в основных чертах, было завершено. Воскресенская гора на главном своём оборонном выступе ощетинилась острогом – стеной заострённых кверху брёвен. Стену эту продолжала двухэтажная деревянная изгородь, с бойницами, внутренними проходами для стрелков верхнего и нижнего этажей, калитками для вылазок во время осады. Стена эта разделялась четырьмя башнями, каждая до 6,5 метров высотою с дозорными вышками и окнами для пушек-пищалей.

На славу удалась крепость. Три стороны защищены от нападений крутыми склонами. (Один из склонов позднее, в 1678- 1679 годах по приказу томского воеводы Львова будет обрублен и выровнен. Сейчас – улица Обруб.) С одной стороны река Ушайка, усиленная частоколом с заострёнными вершинами, с другой – топкое непроходимое болото.

Но, пожалуй, главным сооружением в остроге стал деревянный храм святой Троицы. Как же русскому человеку на новой земле без храма?

Не знали и не могли знать в ту пору пер-во-стро-и-те-ли Томска, что вскоре вырастут за пределами томской крепости новые деревни.


«Из книги записной» (сибирской леотписи)


В конце 1582 года пришёл атаман Ермак Тимофеевич в Сибирь и Сибирское царство взял в 1583 году, 26 октября…

Первые воеводы были присланы в Сибирь от царя Ивана Васильевича (Грозного) в старую Кучумовскую Сибирь к Ермаку и его войску со многими ратными людьми.

В 1587 году от царя Фёдора Ивановича, присланы в Сибирь первые воеводы со многими ратными людьми тоже. Они поставили первый город Тюмень над реками Турою и Тюменкою.

Посланный в старую Сибирь Данила Чулков на устье рек Тобола и Иртыша поставил на горе город и назвал его Тоболеск (Тобольск).

В 1599 году поставлены остроги Нарымский и Кетский.

В 1604 году поставлен Томский острог на Томи, вверх по Оби, над рекою Ушайкою. Разведывал и ставил Томский острог, присланный из Тобольска боярин Василий Тырков с тобольскими, татрскими, берёзовскими и иных городов служилыми людьми. В 1605 году в Томский город прибыли первые воеводы – Василий Васильевич Волынский и Михаил Игнатьев. Они первый город Томский поставили рубленный…

В 1620 году при боярине, воеводах и князе Иване Семёновиче Куракине поставлен по Томи Кузнецкий острог.





^ Города сибирские:

1585 г.

1) Обской город

1586 г.

2) Тюмень

1587 г.

3) Тобольск

1590 г.

4) Лозьва

1593 г.

5) Берёзов

6) Пелым

1594 г.

6) Сургут

7) Тара

1595 г.

8) Обдорск*

1597 г.

9) Нарым

1598 г.

10) Верхотурье

1600 г.

11) Туринск

1601 г.

12) Мангазея

1602 г.

13) Кетск

1604 г.

14) Томск

*Обдора – так раньше называлась Обь.


В. Антух. Томск. Век XVII




Чтоб в неведомых землях Тояна

Город выстроить, красен вельми,

Сквозь седые разводы тумана

Шли дощаники вверх по Томи.

Никогда не будил эти дали

Мерный стук топоров на заре.

Стены города грозно вставали

На крутой Воскресенской горе.

Новый город срубили до срока.

Под горой серебрилась река.

И цеплялись за башни острога

Уходящие в даль облака.

Город жил в нищете, а не в неге.

Он горел. Но не был покорен.

Город жил. Отражая набеги

Кочевых, непокорных племён.

Время смутное. Было непросто.

Лёгкой доли себе не просил,

Оставаясь надёжным форпостом

На восточной границе Руси.


Северный фасад

Троицкой церкви


Н^ ЕСЛУЧАЙНАЯ ЛОШАДЬ НА ГЕРБЕ ТОМСКА


Герб Томской губернии с изобра­жением вставшего на дыбы коня как символа извозного промысла был утверждён еще в 1878 году. Дело в том, что в XVIII столетии через Томск про­шёл Московско-Иркутский тракт - са­мая протяжённая транспортная ма­гистраль страны. Сотни ямщиков пе­ревозили клади и пассажиров по дороге на Запад и на Восток. В притрактовой полосе крестьяне занима­лось в основном обслуживанием транспортных нужд: изготовляли те­леги, сани, конскую сбрую, держали постоялые дворы. Выведена была в Томске особая порода трактовых ло­шадей, которая славилась особой си­лой и выносливостью.

Б. Климычев.^ Кузнецкий взво


Кто здесь бродил

Лет сто назад иль двести?

О чём теперь,

Кузнецкий взвоз,

Молчишь?

Из прошлого несёт глухие вести

Скрип флюгеров

Над гребешками крыш.

Всё заросло вокруг травою сорной,

Следов от кузнец не сыскать сейчас.

И только солнце

Раскалённым горном С Воскресенской горы спуститься в Лежит за буераками лучась. предместье города можно было по

А ведь была здесь чадная работа: Кузнечному взвозу

Подкова выгибалась калачом. (сейчас ул. 1905 года)

И предок шёл к востоку

В каплях пота

С пылающим в окалине ключом!




Сибирский тракт, открытый в XVII в., проходил через территорию нынешнего Кузнечного взвоза. И тогда здесь был глубокий ров, у которого в 1830-х гг. устроили кузнецы мастерские для обслуживания проходящих обозов и нужд томских жителей. По этим мастерским данное место стало называться Кузнечным рвом, позже появились взвозы Кузнечного рва, а потом и собственно Кузнечные взвозы, получившие при переписи домовладений порядковые номера. Но этот до начала XX в. мог называться параллельно рвом, так как был плохо приспособлен для дороги, несмотря на хлопоты городской управы по его устройству. Судя по описям, к XX в. число домов на нём сократилось вдвое. В оставшихся постройках размещались очень нужные в этом районе экипажные мастерские Баукина, требовались кузнецы и жестянщики в мастерскую Батуева. В 1911 г. было вынесено решение замостить наряду с другими улицами и этот взвоз. Но работы по благоустройству районов города начались только летом 1915 г. с появлением в городе военнопленных. Тогда для уменьшения крутизны подъёма было поднято за счёт присыпки земли начало взвоза.


^ Обряды, обереги, обереговая кукла

Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Сегодня, к сожалению, утеряны древние корни возникновения куклы. Изначально она служила и тотемом, и обрядовым символом, превратившись позднее в детскую игрушку.

1

Куклы делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба – женское божество. «Баба» передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причём дарилась в день свадьбы. Она была оберегом женщины, дома, очага. При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, видимо для того, чтобы на новом месте был снова очаг, уют, дом.

2

Куклу, сделанную своими руками мать дарила дочке перед свадьбой, благословляя её на замужество. Невесте дарили кукол, чтобы родилось побольше детей.

3

Русские крестьяне очень тщательно готовились к появлению в семье ребёнка. Вместе с вивальничками, плетёнкой с уголком от дурного глаза и одеяльцем будущему малышу сооружали куклу. Делали её без иголки и без ножниц – нельзя было ни порезать, ни уколоть. Её сворачивали из цветных тряпочек, пряжи, шерсти, пакли и клали в пустую колыбельку – обжить, обогреть. А когда малыш появлялся на свет, куклу клали рядом с ним. Кукла становилась игрушкой не для ребёнка, а для бессонницы, болезней и прочих напастей.

4

Куклой-оберегом пользовались, когда хотели избавиться от какой-нибудь напасти. Её брали в руки, три раза поворачивались против часовой стрелки и приговаривали: «Отвернись злом, повернись добром».

5

Известна ещё одна очень древняя кукла. Когда женщина остригала свои волосы, то она их собирала в небольшой мешочек и делала куклу. Считалось, что когда человек заболевал, то его надо было обложить такими куклами и он выздоровеет.

6

Такими куклами не играли. Они хранились в сундуках и передавались в день свадьбы. В большинстве случаев кукла – это образ женщины, богини и, поэтому, прямую связь с ней имела женщина.

Мужчины тоже пользовались куклами. Женщина давала куклу мужчине, когда тот уходил в дорогу или на войну. Считалось, что кукла охраняет мужчину и напоминает о доме, очаге.

7

Итак, кукла сопровождала человека от рождения до смерти. В каждом доме обязательно проживали 12 кукол, а в некоторых хранилось до 500 штук. Но все они были похожи в одном – у них не было лица. Куклу наряжали, но лица не рисовали. По народным поверьям кукла без лица считалась неодушевлённой, недоступной для вселения в неё злых духов, недобрых сил, а значит и безвредной для ребёнка.


^ В КРАЮ КЕДРОВОМ


Б. Климычев. Речка детства


Река Ушайка. Мальчишек стайка.

Ныряли головы, как поплавки.

Река Ушайка, с бельишком шайка.

Река, стирай-ка носки, платки.

Она стирала, она сбирала

Всех рыболовов в часы зари.

Бывало, рыба в волнах играла,

Гольяны были и пескари.


Промчалось детство. Нет в мире средства

Вернуть минуты те у реки,

Лишь вспомнить грустно,

Как пахли вкусно

Река и рыба, и тальники…

Теперь-то рыба тут не играет,

Дымят заводы, течёт мазут,

Теперь бельишко тут не стирают,

Трамваем в прачечную везут.


Конечно, химия, век моторов.

Мы понимаем, не дураки.

Но как забудешь, как через город

Струилось детство

Моей реки?





Набережная реки Ушайки является своеобразным продолжением Гостинодворской площади (пл. Ленина), с которой соединялась двумя мостами – Думским и Базарным. Вместе с этой площадью застраивалась и благоустраивалась улица, особенно интенсивно в середине XIX века.

Н.Хоничев.^ Томский ле


Томский лес. Кедрачи на холмах.

И озёра, как синие бусы.

И созвездья… на мудрых песках…

Чудо-сосен стволов светло-русых.


Томский лес… И прикрыла трава

Сладкий лепет лесной земляники.

Буквы-листья и ветви-слова

И берёзы похожи на книги.

И возносится до облаков,

Вызывая в душе равновесье,

Память странных, далёких веков

В тихом говоре томского леса.



следующая страница >>